Конспект урока по русскому языку «Текст как единица синтаксиса. Признаки текста» для студентов 1 курса
план-конспект занятия по русскому языку (10, 11 класс)

Дмитриенко Людмила Серафимовна

Урок русского языка для студентов 1 курса СПО.

В ходе урока у обучающихся формируется понятие о тексте как тематическом и композиционном единстве его частей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_rya_tekst_kak_sintaksicheskaya_edinitsa.docx42.15 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по УД «Русский язык»

«Текст как единица синтаксиса. Признаки текста».

Для студентов 1 курса

Цель урока: сформировать понятие о тексте как тематическом и композиционном единстве его частей.

Тип урока: урок применения знаний и формирования умений.

Задачи:

1. обобщить сведения о тексте, известные учащимся по курсу средней школы;
2. дать определение текста;

3. выявить основные признаки текста;

4. вспомнить понятие цепной и параллельной связи предложений в тексте;

5. составить целостное представление о лингвистическом анализе текста; 
6. формировать и совершенствовать умения:

- характеризовать текст по его признакам,

- определять вид и средства связи предложений в тексте;

7. развивать логическое мышление;

8. развивать умение работать в парах;

9. воспитывать умение внимательно слушать, уважать мнение другого человека.

Тип урока: урок применения знаний и формирования умений.

Методы и приёмы: метод системного анализа, частично-поисковый метод, метод развития критического мышления, наблюдение над языковым материалом, обобщений наблюдений.

Структура урока:

1. Организационная часть.

2. Актуализация темы.

3. Объяснение нового материала:

а) работа с текстом в парах;

б) определение признаков текста;

в) работа со схемой «Основные виды грамматической связи предложений в тексте».

4. Практическая работа.

5. Самостоятельная работа.

6. Рефлексия, домашнее задание.

Оборудование: опорные конспекты, учебные тексты, карточки, схемы, презентация Power Point.

Ход урока

1. Организационная часть. Проверка готовности к уроку. Мотивация учащихся. Эмоциональный настрой на работу (Психологический тренинг «Комплимент»).

2. Актуализация.

Преподаватель: - Перед вами лежит кусочек ткани и лист с напечатанным на нём текстом. Как вы думаете, что общего между этими предметами?

Ученик: - В тексте все слова и предложения, как нити ткани, связаны в единое целое.

- Если из ткани удалить основную нить, она может рассыпаться.

- Так и текст не может существовать без основной мысли.

Преподаватель: - Давайте обратимся к толковому словарю (это было ваше домашнее задание) и определим лексическое значение слова «текст».

(Учащиеся записывают значения слова в тетрадь: ТЕКСТ – от латинского textus – «сплетение», «соединение», «ткань».)

Преподаватель: - Оказывается, мы были правы в том, что текст – это ни что иное как словесная ткань, связанная в единое целое общей мыслью. В подтверждение этих слов хочу привести строки стихов поэта-просветителя XVIII века А. Кантемира:

Хоть муза моя всем сплошь имать досаждати,
Богат, нищ, весел, скорбен –
буду стихи ткати.

Преподаватель: - Другими словами дайте определение понятия «текст».

Ученик: - Текст — это единица синтаксиса, высказывание, которое состоит из ряда предложений, расположенных в определённой последовательности и связанных между собой по смыслу и грамматически.

Преподаватель: - А может ли текст состоять из одного предложения?

Ученик: - Может. Например, объявления: в автобусе: «Выхода нет»; на калитке: «Осторожно, во дворе злая собака»; на дверях магазина: «Закрыто» и т. д.

Преподаватель: - Как вы считаете, для чего служит текст?

Ученик: - Текст служит для общения, обмена мыслями, чувствами.

Преподаватель: - Предположите, как будет называться функция, которую выполняет текст?

Ученик: - Коммуникативная.

Преподаватель: - Абсолютно верно.

3. Объяснение нового материала (групповая исследовательская работа).

Преподаватель: - Сейчас вы поработаете парами. Задание следующее: выберите из предложенных вариантов только тот, где, по вашему мнению, напечатан текст; обсудите получившийся результат в паре; подготовьте аргументированный ответ.

(Варианты на карточках).

Варианты текстов.

1. По дороге обогнали лесорубов. Леонтьев был страстный охотник и рыболов. У кораблекрушения есть свои законы. У Блока есть малоизвестные стихи: «Ночь тёплая одела острова». На кухне уже гудел старый самовар. Гончарные трубы говорили о существовании древнего водопровода. Вода звенела, как бы падая в медный таз с головокружительной высоты.

2. Такой густой осинник, что зайцу не проскочить, а тут ещё и в густоте снизу выбилась высокая крапива … И так везде в мире: где свет, там и тень. У неё ведь каждый листик трепещет и купается в свете. Осина светолюбивая, а под осиной растут тенелюбивые травы, папоротники, хвощи. Берёза и осина - самые светолюбивые деревья, а особенно, мне кажется, осина.

3. Теперь я могу отдохнуть месяца два, встречать июньские зори на Оке, дышать в лугах ароматом трав и цветов, слушать тихий звон бора.

Налегке я еду в маленькую слободку под старым монастырём. Там, за стенами, чинно ступают чёрные монашенки, тысячи грачей и галок громоздятся на кровлях, а кругом звенит иглами вековой бор …

Преподаватель: - Слушаем ваши ответы.

Ученик 1: - В первом варианте - набор предложений, не связанных основной мыслью. Здесь отсутствуют грамматические связи, а, следовательно, отсутствует логика и последовательное изложение мыслей.

Ученик 2: - Во втором варианте нарушена композиция и связь предложений.

Ученик 3: - В третьем варианте текст, построенный в соответствии со всеми признаками.

Преподаватель: - Всё верно. Молодцы. А теперь давайте вспомним, какими признаками обладает текст. Чуть позже проверим себя по схеме. (Ответы учащихся).

https://arhivurokov.ru/multiurok/html/2017/03/04/s_58bae3f722c65/579413_1.png

Преподаватель: - Какие приёмы можно ещё применить, работая с текстом?

Ученик: - Ещё текст можно разделить на абзацы и составить план.

Преподаватель: - С чем связано деление текста на абзацы?

Ученик: - Деление на абзацы связано с переходом от одной мысли к другой, со сменой событий, появлением новых персонажей и т. д.

Преподаватель: - Какие средства связи между предложениями в тексте вы знаете?

Ученик: - Лексические (синонимы, антонимы, повторения слов), грамматические (союзы, местоимения и наречия, однокоренные слова, соотношение видовременных форм глаголов) и синтаксические (порядок слов, цель высказывания, виды синтаксических конструкций).

Преподаватель: - А какие два вида (способа) грамматической связи предложений в тексте существуют?

Ученик: - Цепная и параллельная.

Преподаватель: - Чтобы вспомнить уже названные вами некоторые пункты из лингвистического разбора текста, выполним практическую работу.

4. Практическая работа.

Преподаватель: - Для анализа возьмём два текста. (Материал распечатан).

- Выполните работу в парах: определите средства связи и вид связи предложений в текстах. Отобразите это схематично.

1. В произведениях художника всегда отражается личность автора, и к Тропинину это относится в самой полной мере. Скромный, мягкий и деликатный, исполненный доброты и любви к людям, художник как бы наделяет этими качествами свои модели. Люди в его портретах овеяны какой-то особой атмосферой доброжелательства и душевного благородства. Человек как таковой, ценность которого определяется, прежде всего, нравственными, моральными качествами, - вот главная, основная тема творчества Тропинина. И решается она независимо от модели, будь то сиятельный вельможа или нищий старик крестьянин. (Г. Островский)

2. Нет лучшей музыки, чем тишина, тишина в горах, тишина в лесу. Нет лучшей «музыки в человеке», чем скромность и умение помолчать, не выдвигаться на первое место. Нет ничего более неприятного и глупого в облике и поведении человека, чем важность или шумливость; нет ничего более смешного в мужчине, чем чрезмерная забота о своём костюме и причёске, рассчитанность движений и фонтан острот и анекдотов, особенно если они повторяются. В поведении бойтесь быть смешным и старайтесь быть скромным, тихим. Никогда не распускайтесь, всегда будьте ровными с людьми, уважайте людей, которые вас окружают. ( Д. Лихачёв)

Ученик:

- В первом тексте пять предложений.

https://arhivurokov.ru/multiurok/html/2017/03/04/s_58bae3f722c65/579413_2.png

- Средства связи предложений:

1 – 2 - повтор ключевого слова «художник».

2 – 3 – повтор ключевого слова «людям – люди», притяжательное местоимение «его».

3 – 4 – замена ключевого слова синонимом «люди – человек».

4 – 5 – замена ключевого слова личным местоимением «тема – она».

- Связь – цепная.

 Ученик:

- Во втором тексте пять предложений.

https://arhivurokov.ru/multiurok/html/2017/03/04/s_58bae3f722c65/579413_3.png

- Средства связи предложений:

- Повтор первого слова.

- Одинаковая конструкция предложений.

- Члены предложения выражены одинаковыми формами.

- Связь – параллельная.

Преподаватель: - А теперь определите тему и идею текстов, с которыми вы работали.

5. Самостоятельная работа.

Преподаватель: - Задание для самостоятельной работы: определите признаки текста, постройте схему текста и определите вид грамматической связи предложений.

1 вариант

Владимир Иванович Даль говорил, что в русском слове «не менее жизни, как и в самом человеке». Этому живому слову Даль посвятил всю свою деятельность, все свои силы. Его истинным призванием стало служение родному русскому слову, нашей национальной культуре. Автор «Толкового словаря живого великорусского языка» достоин того, чтобы при изучении родного языка как можно чаще обращались к имени В. И. Даля, больше знали о судьбе этого талантливого человека, об истории создания его замечательного словаря, учились «черпать» из этой удивительной книги то, что поможет нам общаться с родным словом, как с живым человеком... А узнавая, постигая, разгадывая тайны русского слова, мы глубже познаём особенности национального характера, русской культуры, истории России, лучше начинаем через общение с живым словом узнавать себя.

(Ю. Степанов)

Задание: определите признаки текста, постройте схему текста и определите вид грамматической связи предложений

2 вариант

В то лето я жил в маленьком северном городке. Город стоял на берегу реки. По реке плыли белые пароходы, грязно-бурые баржи, длинные плоты, широкоскулые карбасы с запачканными чёрной смолой бортами. У берега стояла пристань, пахнувшая рогожей, канатом, сырой гнилью… На пристани этой редко кто сходил…

Вокруг города по низким, пологим холмам раскинулись леса, могучие, нетронутые: лес для сплава рубили в верховьях реки. В лесах попадались большие луговины и глухие озёра с огромными старыми соснами по берегам. Сосны всё время тихонько шумели.

(Ю. Казаков)

(Фронтальная проверка самостоятельных работ (представители обоих вариантов строят схемы текстов на доске, аргументируют свои ответы, остальные учащиеся дополняют, корректируют, оценивают ответы).)

6. Рефлексия, домашнее задание.

Беседа с группой по вопросам:

1. Что из того, о чём мы сегодня говорили, вам уже было знакомо?

2. Какую новую информацию вы получили?

3. Что вызвало сомнения или с чем вы были не согласны?

4. Попробуйте структурировать сведения о тексте, оформив их кластером.

Домашнее задание

1. Из художественного произведения, изучаемого на уроках литературы, подобрать отрывок, представляющий собой текст (6—7 предложений), монолог персонажа.

2. Определить его структуру, тему, основную мысль, т. е. произведите лингвистический разбор текста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по русскому языку с профессиональной направленностью по теме "Текст и его строение. Основные виды переработки текста."

Урок для обучающихся по профессии "Машинист на открытых горных работах", "Автомеханик". Тема урока: Текст и его строение. Основные виды переработки текста....

Конспект урока по русскому языку « Разбор синтаксических конструкций на примере текстов финансовой направленности»

Урок русского языка в 9 классе "Разбор синтаксических конструкций на примере текстов финансовой направленности" проведен в рамках районного семинара "Сооциальная адаптация и финансовая грамотность дет...

План-конспект урока по русскому языку (10 класс) на тему: Урок по русскому языку "Комплексный анализ текста" 10 класс

Урок проводится в рамках элективного курса "Текст о текте" 10 класс. Может помоч в подготовке к ЕГЭ...

Конспект урока по русскому языку в 5 классе. "Синтаксис и пунктуация. Повторение"

Конспект урока по русскому языку в 5 классе. "Синтаксис и пунктуация. Повторение"...

Конспект урока по русскому языку УМК "Школа России".Тема: Составление текста-повествования, 2 класс

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУТема: Составление текста-повествованияЦели деятельности учителя: актуализация знаний обучающихся по теме «текст-повествование»; совершенствование умения раб...

Конспект урока по русскому языку в 9 классе "Комплексный анализ текста"

Материал предназначен для учителей русского языка и литературы...

Конспект урока по русскому языку в 9 классе "Комплексный анализ текста"

Материал предназначен для учителей русского яызка и литературы...