Конспект урока по русскому языку в 9 классе "Комплексный анализ текста"
план-конспект урока по русскому языку (9 класс)

Сумрова Татьяна Дмитриевна

Материал предназначен для учителей русского яызка и литературы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkr.urok_po_russkomu_yazyku_v_9_kl.docx31.59 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по русскому языку в 9-м классе.

 Тема  «Комплексный анализ текста».

Разработала и провела учитель высшей квалификационной категории ГБОУ школы №520 Колпинского района Санкт-Петербурга Сумрова Татьяна Дмитриевна.

                                                                           

Цели урока:

1) Формировать практические умения и навыки по анализу текста в комплексе: с языковой, стилистической, речевой стороны.

 2) Побудить учащихся подумать над поставленными в тексте вопросами и задуматься над   своей нравственной позицией.

Тип урока: повторительно-обобщающий

Формы организации учебной деятельности на уроке: индивидуальная, групповая, фронтальная и др.

Вид урока: урок – практикум

Педагогическая технология: модульная

Методы: наглядный, частично -  поисковый. 

Материалы к уроку: рабочий лист с содержанием работы, отрывок из текста В.Вересаева.

                                  Ход урока:

  1. Организационный момент.  Сообщение целей урока.

2. Выразительное чтение текста учителем.

                                                                                  ***

Эту легенду мне когда-то  ра…казал пут...шественник–англичанин. Однажды пар...ход заночевал из-за туманов  близ острова Самоа. Толпа весёлых, подвыпивших моряков съехала  на берег. Вошли в лес, стали  разв...дить костёр. Нарезали сучьев, срубили и свалили кокосовое дерево, чтобы потом сорвать орехи. Вдруг они услыш...ли в темноте кругом тихие стоны и оханья.  Всю ночь моряки (не) спали и жались к костру. И всю ночь вокруг них раздавался судорожный какой-то  ш...рох,  вздохи  и стоны.

А когда   ра…вело, они увид…ли  вот что!  Из  ствола и  пня  срубле…ой пальмы  сочилась        кровь, стояли красные лужи.  Оборва…ые  лианы  корчились на земле, как  перереза…ые змеи.  Из  обрубле...ых  сучьев  капали  алые капли. Это был  св...щенный лес.  В Самоа есть св...щенные леса,   деревья  в них живые, у них есть душа, в волокнах бежит кровь.  В таком лесу туземцы (не) позволяют себе сорвать  ни листочка.

Весёлые моряки (не) погибли. Они воротились на пар...ход. Но всю остальную жизнь они (ни) когда уже больше (не) улыбались. Мне представляе...ся: наша жизнь - это такой же св…щенный лес. Мы входим в него так себе, чтобы развлеч...ся, позабави...ся. А кругом всё живёт, всё чувствует глубоко и сильно. Мы ударим  топором,  ждём - побежит бе…цветный,  холодный сок, а начинает хлестать красная, горячая кровь…  Как всё это сложно, глубоко и таинственно! Да, в жизнь нужно входить не весёлым гулякою, как в приятную рощу, а с благоговейным трепетом, как в св...щенный лес, полный жизни и тайны. (В.Вересаев).        

-Какое чувство вызвала у вас эта легенда? Почему?

3. Подготовьтесь к выразительному чтению текста: определите, где нужны логические ударения, паузы - короткие и более продолжительные; выберите нужный тон, темп чтения, принимая во внимание, что это легенда.

4. а) Выписать при прослушивании ключевые слова текста  (не более 7 словосочетаний).

б)        Опираясь на ключевые слова, устно опишите картину, возникшую в вашем воображении.

в)        О чём же этот текст? Какова его тема?

5. а) Подчеркните в тексте слова, отражающие основную мысль.

б)        Какие из слов являются самыми важными?

в)        Для чего в тексте нужна основная мысль?

г)        Выпишите основную мысль текста.

6. а) Лексическая работа (проверка заранее выполненного д/з - лексическое значение слов из основной мысли текста). Благоговение - глубочайшее почтение. Благоговейный - исполненный благоговения.

Трепет - 1) Колебание, дрожание.

  1. Сильное волнение, напряжение чувств.
  2. Страх, боязнь.

б) Какой из синонимов к слову трепет подходит к данному тексту?  Почему?

     в) Подумайте над основной мыслью текста? Почему в нашу жизнь нужно входить с    глубочайшим почтением, с волнением?

 Наша  жизнь  непредсказуема,  неизвестно, что она нам преподнесёт завтра,  какую ситуацию или случай.  Это, действительно,  лес,  полный жизни и тайны.  В любой ситуации нужно оставаться человеком и не легкомысленно относиться к жизни  (как весёлый гуляка), а с глубочайшим почтением относиться ко всему в жизни (в первую очередь друг к другу), а в данном случае к природе.

  1. а) Озаглавьте текст. (1 вариант - заглавие должно отражать тему, 2 вариант - заглавие должно отражать основную мысль.) б) Выберите самое лучшее заглавие из всех названных и

запишите над текстом.

8. Работа с орфографией и пунктуацией.

а)        Вставить пропущенные буквы.

б)        Сгруппировать слова с пропущенными буквами по орфограммам.

1 вариант.

Не с глаголами:  а) не спали б) не позволяют в) не погибли г) не улыбались.

 Безударные гласные в корне слова: а) разводить – разводит б) священный  - свято.

 3-С на конце приставки: а) рассказал б) рассвело в) бесцветный.

2 вариант.

Соединительные гласные:  а) путешественник б) пароход.

 Н ( НН) в причастиях: а) срубленной б) оборванные в) обрубленных г) перерезанные.

- Тся  и -Ться в глаголах; Ь в инфинитиве : а) представляется б) развлечься в) позабавиться.

в) Самопроверка ( на доске открыть правильные  ответы ).

г) Вопросы по правилам задаёт учитель: 1. Верно ли, что все глаголы в русском языке пишутся с НЕ раздельно.

2. Верно ли, что в русском языке только две соединительные гласные.                

3. Верно ли, что перед глухими и звонкими согласными на конце приставки будет писаться буква С. 4. Верно ли, что все формы глагола будут писаться с Ь.

 д)  Найти С/П предложения, обозначить в них главное и придаточное.

9. Какая часть речи преобладает в  тексте?   Зачитать отрывки из текста с глаголами.

а)        Какому типу речи это присуще? Какие  типы речи вы знаете?

б)        Докажите, что здесь присутствует ещё один тип речи?  (Найдите в тексте тезис, доказательства, вывод).

10. Работа над средствами связи:  а) Подчеркните в тексте два предложения,  которые связаны  друг с другом с помощью 1вар.- союза, 2вар.- местоимения.

б)        Как называются такие средства?

в)        Почему в первом абзаце автор использует местоимение ОНИ, а в третьем абзаце местоимение МЫ?

( Речь шла об одном случае из жизни моряков,  а автор делает вывод конкретно о каждом человеке, не зря же в основной мысли он переходит уже на единственное число «весёлым гулякою»).

11. а) Смог ли писатель воздействовать на наши мысли и чувства?  Какому стилю речи это присуще?

б)        С помощью чего автор может воздействовать на чувства человека?  Какие средства художественной выразительности вы знаете?

в)        Подчеркнуть в тексте эпитеты, которые помогают представить картину, нарисованную писателем, от которой становится страшно. (Тихие стоны, судорожный шорох,  срубленная пальма, красные лужи,  оборванные лианы. Бесцветный, холодный сок.   Красная, горячая кровь).

г)        Какие из эпитетов противопоставлены друг другу?  Как называется в художественной литературе такой приём?

д)        Где ещё в тексте автор использует антитезу?

е)        Какой ещё приём использовал автор в этом предложении?

ё) Приведите примеры своих сравнений к слову ЖИЗНЬ.

( Проверка д/з). Самые удачные сравнения записываются на доске.

12.Подведение итогов урока, выставление оценок.                                                                                                             Комментирование д/з: а) выполнить все виды разборов в тексте б) написать сочинение – миниатюру

 « Наша жизнь - священный лес, полный жизни и тайны.

                                    Содержание работы.

  1. Выразительное чтение текста.
  2. Ключевые слова (словосочетания) текста

а__________________________________б___________________________________________

в _________________________________ г___________________________________________

д______________________________________         е_____________________________________________________

3. Тема.

__________________________________________________________________________________

4. Основная мысль.

___________________________________________________________________________________  

5. Лексическая работа.

6. Озаглавить.

______________________________________________________

7. Работа с орфографией.

1) Не с глаголами: а)____________________________  б)_________________________________

в)____________________________________________________        г)_________________________________________

  1. Безударные гласные в корне слова: а) _____________________________________________

б)______________________________________________

  1. 3-С на конце приставок: а) ____________________________б)_____________________________________________________

в) ___________________________________________________________________________________________

  1. Соединительные гласные: а)_________________________ б)_______________________________

Н (НН) в причастиях: а) ______________________________б)

  1. ______________________________

В)____________________________________  г)________________________________________

  1. ТСЯ-ТЬСЯ в глаголах и Ь в инфинитиве: а)_________________________________________________________________________________

б)________________________________в)____________________________________________

  1. Тип речи. ______________________________________________________________________
  2. Средства связи.

__________________________________________________________________________________

10. Стиль речи.

______________________________________________________________________________

11. Разборы.

1) Съехала*  [Сйэ/ха/ла]

[С] –

[Й]-

[Э]-

[Х]-

[А]-

[Л]-

[А]-

  1. Позаботиться (по составу).

3) Нарезали сучьев, срубили и свалили кокосовое дерево, чтобы потом сорвать орехи. (Синтаксический и пунктуационный разбор).

______________________________________________________________________________________________________________

12. Сочинение-миниатюра. «Наша жизнь – священный лес, полный жизни и тайны»

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка 11 класс "Анализ текста И. Бойко "Гимн хате". Подготовка к сочинению-рассуждению"

Урок развития речи в 11 классе "Анализ текста И. Бойко "Гимн хате". Подготовка к сочинению-рассуждению" формирует умение анализировать текст, находить тему , проблему текста,расширяет представления уч...

Методическая разработка по русскому языку: «Использование лингвостилистического анализа текстов разных стилей в процессе подготовки к экзамену по русскому языку»

Культурно-ориентированное обучение – актуальная установка сегодняшней лингводидактики. Включение языкового сознания ребенка в контекст культуры осуществляется посредством тексто-ориентированного препо...

План-конспект урока по русскому языку (10 класс) на тему: Урок по русскому языку "Комплексный анализ текста" 10 класс

Урок проводится в рамках элективного курса "Текст о текте" 10 класс. Может помоч в подготовке к ЕГЭ...

План-конспект урока по русскому языку в 11 классе на тему: «Анализ художественного текста как фактор развития речевой грамотности на примере произведений Иосифа Бродского»

Hабота с лирическими текстами русского и американского поэта, эссеиста, драматурга и  переводчика – Иосифа Бродского. Имя поэта Иосифа Бродского не было широко известно в России, пока он не...

Конспект урока по русскому языку на тему "Комплексный анализ текста" (10-11 класс)

Конспект практического занятия по русскому языку с использованием различных текстов и высказываний для анализа. Главная тема текстов - счастье. Итогом занятия является домашнее сочинение-рассуждение, ...

Конспект урока по русскому языку «Текст как единица синтаксиса. Признаки текста» для студентов 1 курса

Урок русского языка для студентов 1 курса СПО.В ходе урока у обучающихся формируется понятие о тексте как тематическом и композиционном единстве его частей...

Конспект урока по русскому языку в 9 классе "Комплексный анализ текста"

Материал предназначен для учителей русского языка и литературы...