Страницы русской истории в русском изобразительном искусстве
проект по русскому языку (7 класс)

Варенцова Светлана Александровна

В представленной работе исследуются картины русских художников на исторические темы: В.И.Суриков "Боярыня Морозова", "Утро стрелецкой казни", "Переход Суворова через Альпы", "Меншиков в Березове", И.Е.Репин " Запорожцы пишут письмо турецкому султану" , "Бурлаки на Волге".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mhk_proekt.docx27.32 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 «Школа №9»

городская научно-практическая конференция учащихся 5-8 классов

«Путь к успеху»

Секция «МХК»

Страницы русской истории в русском изобразительном искусстве

Автор: Неница Виталий Радикович,

6 б класс, МБОУ Школа №9

Наставник: Варенцова Светлана Александровна,

  учитель русского языка и литературы,

МБОУ Школа №9

Дзержинск

2020 год

Содержание

Стр.

     Введение-----------------------------------------------------------------------------------------------3

        •        Изобразительное искусство как одно из видов художественного воплощения в жизнь идеалов, проблем времени --------------- -------------------------------------------4-5

        •        Обоснование выбора   -------------------------------------------------------------------------4-

        •        Цель и задачи работы  -------------------------------------------------------------------------4-5

        •        Исторический жанр в изобразительном искусстве --------------------------------------5

        •        Описание картин на исторические темы русских живописцев. ----------------------6-13

        •        Описание картины В.И.Сурикова «Утро стрелецкой казни»---------------------------6-7

        •        Описание картины В.И.Сурикова Боярыня Морозова»   --------------------------------7-9

        •        Описание картины В.И.Сурикова «Меншиков в Березове»---------------------------9-10

        •        Описание картины В.И.Сурикова «Переход Суворова через Альпы»--------------10

        •        Описание картины И.Е.Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану»----------------------------------------------------------------------------------------------------------10-11

        •        Описание картины И.Е.Репина «Бурлаки на Волге»-----------------------------------12-13

Заключение ------------------------------------------------------------------------------------------14

Список используемой литературы  и источников------------------------------------------------15

Приложение

Введение

Мир, в котором мы живем, устроен так, что события прошлого навсегда исчезают из объективного восприятия человека. То, что "кануло в Лету", уже никогда не станет реально существующим, зримым. Увидеть "своими глазами", к примеру, крещение князя Владимира или Полтавскую битву, строительство московского Кремля или отречение Николая II, увы, нельзя.

Однако у каждого человека есть возможность чуть-чуть приоткрыть завесу времени и взглянуть на застывшее мгновение той или иной ушедшей эпохи. По словам русского художника В.Сурикова для того "чтобы вдохнуть воздух прошлого, нужно достаточно долго и внимательно смотреть на историческое полотно, выполненное хорошим художником".

Историческая тема издавна занимает в изобразительном искусстве одно из ведущих мест. Пожалуй, нет ни одного значительного художника, который не отдал бы дань этому жанру. Это утверждение представляется справедливым еще и потому, что работы мастеров любого жанра (портретного, бытового, пейзажного) неизбежно несут на себе отпечаток своего времени.

В исследовательской работе представлены результаты внимательного изучения  творений великих художников на исторические темы. Ценность представленного труда  в том, что интересно не только само событие, изображенное создателем полотна, но и взгляд  автора на происходящее событие, та идея, которую хочет донести до своего зрителя мастер кисти.

Через искусство люди осмысливали свое бытие, в нем искали и находили ответы на самые насущные вопросы жизни. С ним спорили, его героям подражали, им жили. В нашей стране в силу своеобразия ее исторического развития искусство всегда играло огромную роль и было выразителем идей и взглядов, отличающихся от официально признанных и навязываемых.

Искусство… это – выразитель и толкователь человеческой души, посредник между Богом и человеком. Искусство говорит яснее, конкретнее, красивее то, что каждый хотел бы сказать, но не может. Искусство подобно путеводной звезде, освещающей путь тем, кто стремится вперед к свету, хочет быть лучше, совершеннее», – утверждал русский скульптор XIX века Марк Антокольский. 

1.1 Актуальность работы обусловлена необходимостью изучать картины русских художников, изображающих страницы русской истории, что позволит понимать значимость запечатленных событий,   воспроизводить  историю своего народа  и сохранять память о важных событиях в жизни страны, развивать в себе чувство прекрасного через прикосновение к шедеврам изобразительного искусства, испытывать чувство гордости за своих соплеменников

Описание картин русских художников позволяет развивать речь, глубже понимать  историю своей страны, позицию автора, создателя художественного полотна и развивать в себе умение сопереживать героям картин, эстетические чувства.

Изучая факты истории, художественные произведения русской литературы, интересно узнавать, как мастера-живописцы интерпретируют тот или иной сюжет. Как и другие виды искусства, живопись призвана пробуждать в человеке самые важные качества: умение сострадать, любить свою родину, готовность совершать правильный выбор жизненного пути.  

Предлагаемый материал позволяет устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, так как предполагает обращение к актуальной, социально и личностно значимой тематике, связанной со всеми гуманитарными предметами: русским языком,  литературой, историей, обществознанием, изобразительным искусством, и даже географией.

Исследование картин русских художников позволяет развивать речевые навыки, умения составлять тексты-описания, что является необходимым условием успешности изучения таких учебных дисциплин, как русский язык и литература.

В данной работе представлены и исследуются картины русских художников, запечатлевших важные страницы истории нашей страны.

Материалы  исследования могут быть полезны учащимся на уроках русского языка, литературы, истории, МХК, географии, обществоведения и других дисциплинах. 

Объект  исследования – русское изобразительное искусство.

Предмет исследования – картины русских художников на исторические  темы.

Мною было проведено анкетирование среди учащихся 5-8  классов, в результате  которого было выявлено, что картины русских художников на исторические темы  мало известны подросткам, а потребность в изучении названного материала есть. Необходимо повысить уровень знаний учащихся не только об исторических событиях, нашедших отражение в русской живописи, но и учиться описывать картины, видеть средства, используемые художниками для создания образов, понимать  идею полотна и позицию автора.   Надо изучать картины русских художников, чтобы получать информацию из богатого исторического прошлого и сохранять ее.

1.2 Цель исследования – изучение картин исторического жанра русских художников.

Данная цель предполагает решение следующих задач:

1. Изучить  литературу по теме исследования.

1.1. Раскрыть понятие исторический жанр.

2. Исследовать картины русских художников на исторические темы.

3. Обобщить материал по теме исследования, сделать выводы.

Методы исследования:

1. Конспектирование и реферирование литературы по теме исследования;

2. Описание картин, сравнение;

3. Опрос и анкетирование школьников.

4. Обобщение по результатам исследования.

Этапы исследования:

I. Подготовка к проведению исследования:

Определение темы, проблемы и актуальности исследования;

Изучение научной литературы;

Определение целей и задач исследования;

Определение методов исследования;

II. Проведение научного исследования.

1. Выявление уровня осведомленности учащихся 5-8 классов о картинах русских художников на исторические темы, уровня потребности в их изучении.  (Приложение 1).

2. Анализ полученных результатов.

3. Исследование произведений русской живописи исторического жанра..

4. Обобщение по результатам исследования.

Теоретическая значимость работы заключается в разработке вопроса об особенностях образования и происхождения топонимов и привлечении краеведческого материала к использованию на уроках русского языка. 

Практическая значимость работы заключается в том, что материалы исследования могут быть использованы учителями в практической деятельности на уроках русского языка, литературы, истории, МХК, изобразительного искусства, а также во внеклассной работе, что поможет заинтересовать учащихся историей родной страны, будет способствовать более глубокому пониманию произведений художественной литературы, живописи.

Работа может представлять интерес для увлекающихся живописью, художественной культурой.

1.3  Исторический жанр посвящается изображению значимых исторических событий, явлений, военных деятелей. В основном обращается к историческому прошлому, но может показать и недавние события, если современниками признано их историческое значение.

Он часто переплетается с другими жанрами: бытовым (историко-бытовые изображения), портретом (деятели прошлого, портретно-исторические композиции), пейзажем (исторический пейзаж). Но особенно тесно исторический жанр смыкается с батальным жанром, когда показываются исторические баталии (сражения, битвы), военные события.

Исторический жанр может быть представлен и в живописи, и в скульптуре и в графике

Истоки возникновения исторического жанра восходят к глубокой древности, когда воспоминания о реальных событиях переплетались с фольклорным вымыслом и мифами. В Древнем Египте - рельефы и росписи стен на темы битв, походов, путешествий, побед правителя и его войска. В древней Греции – мифические темы и образы на вазах, на рельефах, в Риме - рельефные изображения сцен военных триумфов. В средневековой Европе религиозные сюжеты рассматривались как исторические, а реальным событиям придавался священный смысл (рисунки ковров, миниатюры).

Собственно исторический жанр начал складываться в эпоху Возрождения в Европе (14-16 века), чему способствовала вся культура гуманизма и пробуждение интереса к историческим знаниям (настенные росписи с изображением битв и реальных событий).

К 17 веку в искусстве уже окончательно оформились жанры (особенно- с появлением станкового искусства) и исторический жанр занял ведущие позиции в классицизме. Утвердилось мнение, что этот жанр - высокий, включающий и исторические сюжеты, и религиозно - мифологические сюжеты. Композиции представляли античных героев и властвующих монархов.

В России исторический жанр получил развитие в 18-19 вв. и был связан с появлением светского искусства, исторической науки, просветительскими идеями. Особая роль принадлежала большой по размеру тематической картине, скульптурным памятникам и портретам на тему войны 1812 г. Выдающимися мастерами исторической живописи были К.Брюллов, В.И.Суриков, И.Е.Репин, В.М. Васнецов, Н.Н.Ге и другие. Большинство картин В.И. Сурикова, Г.И. Угрюмова, А.А. Иванова, А.П. Лосенко – масштабные, детализированные, выполненные по всем традициям академического искусства. Одним из представителей исторического жанра в российском изобразительном искусстве является В.И. Суриков. Его картины  «Утро стрелецкой казни», «Боярыня Морозова», «Меншиков в Березове», «Переход Суворова через Альпы» известны всему миру.  Особенности работ: монументальность, значительное количество персонажей на полотне, динамичность, использование природных, темных тонов. Картины Сурикова – наиболее яркий пример исторической живописи России.

В 19-20 веках художники в произведениях исторического жанра отразили события многих революций, борьбу с фашизмом, события освободительных движений в разных странах

(О.Роден, П.Пикассо, М.Греков, А.А. Дейнека, П.Д. Корецкий и др.) 

Исторический жанр конца 20 – начала 21 века развивается в картинах художников – представителей современного искусства. Изобразительное искусство тяготеет к абстракционизму, тематически – к актуальным проблемам человечества. Направление дает возможность живописцам выразить мнение по поводу событий в мире, перемен в политике, экономике, культуре.

2.1 Сюжетом картины В.И.Сурикова "Утро стрелецкой казни" (1881) стали трагические страницы русской истории – стрелецкое восстание 1698 года и жестокая расправа над его участниками. В полотне нашла отражение противоречивая, полная социальных конфликтов атмосфера петровского времени. Перед зрителями предстают две силы: стрельцы, которые борются за старую, патриархальную Русь, и Пётр со своими регулярными полками, строящий новую Россию по европейскому образцу. Стрельцы - в Русском государстве XVI - начала XVIII вв. служилые люди, составлявшие постоянное войско. Изначально войско набиралось из свободных горожан и крестьян, затем их служба стала пожизненной и наследственной. Стрельцы жили слободами и имели семьи, занимались также ремёслами и торговлей. В 1698 г. они взбунтовались против царя Петра I и его преобразований

Суриков долго и тщательно искал модели для персонажей картины. Он сделал множество зарисовок и этюдов со случайных прохожих, со своих друзей и родственников.

Так, дядя художника послужил моделью для чернобородого стрельца

А “чудо-тип” для непокорного стрельца нашел среди могильщиков Ваганьковского кладбища.  Резкий, злой, непокорный, он долго отказывался позировать, и художник с трудом уговорил его.

А “чудо-тип” для непокорного стрельца нашел среди могильщиков Ваганьковского кладбища.  Резкий, злой, непокорный, он долго отказывался позировать, и художник с трудом уговорил его.

На Красной площади – стрельцы, ожидающие смерти, их жены, матери и дети. Тревожный пейзаж холодного утра пронизан ожиданием трагедии. Огромная народная толпа заполонила площадь. Пёстрые купола храма Василия Блаженного, узорчатые дуги конской упряжи, разноцветные одежды напоминают о яркой древнерусской культуре. Всё это позволяет прочувствовать совершающееся как народную, национальную трагедию.

В.И.Суриков тонко передает душевное состояние приговоренных к смерти и свидетелей казни, ощущение длящегося времени.

В этой толпе есть две фигуры, которые резко выделяется на фоне других.

Это стрелец в распахнутой рубахе, в красной шапке на рыжих кудрях. Он с силой сжимает в кулаке горящую свечу, гневно и яростно смотрит на царя.

С его взглядом скрестился твердый взгляд Петра I. В пересечении их взглядов – непримиримость столкнувшихся сил.

Погружен в горькие и гневные размышления чернобородый стрелец. Этот человек не сломлен. В нем нет ни страха, ни смирения.

А Петр словно отвечает ему остекленевшим от ярости взглядом.

Художник использовал в работе все оттенки красного цвета. Алые пятна разбросаны по всей картине. Как лужа крови воспринимается брошенный на землю кафтан стрельца.

Хотя картина и называется “Утро стрелецкой казни”, в ней изображена не сама казнь, а минуты перед казнью. Поэтому в картине нет крови, но есть ее ощущение

У каждого стрельца в руке зажата горящая свеча. Горящая свеча – жизнь,  душа. Свеча едва теплится на холодном ветру пасмурного дня.                                                                                                Чтобы огонек светился ярче, художник сделал фон темнее. Поэтому свечи горят на полотне, отбрасывая на рубахи стрельцов красноватые блики. Победа на стороне самодержца: трепетным огонькам свеч в руках стрельцов противопоставлен свет наступающего утра, как пестроте Василия Блаженного — гладкие кремлёвские стены с однообразными зубцами и ряды виселиц, а многоликой толпе — уверенный и неподвижный Пётр на коне и шеренги солдат

Мглистый сумрак раннего утра, в котором еще виден свет горящих свечей, создает образ трудного, мучительного рождения нового дня и воспринимается как поэтическая метафора, обобщенно выражающая смысл исторической минуты – «начало славных дней Петра мрачили мятежи и казни»  (А.С. Пушкин).

Суриков вновь выбирает тему конфликта, при котором главный герой погибает, не предав своих убеждений. Феодосия Прокопьевна Морозова (1632-1675) была защитницей старообрядчества. В 1671 году ее арестовали, лишили состояния, пытали, но она отказалась изменить своей вере и умерла в заточении.

2.2 Картина В.И. Сурикова «Боярыня Морозова» названа по имени центрального действующего лица, Феодосии Прокопьевны Морозовой, ярой сподвижницы протопопа Аввакума, возглавлявшего раскол.  Триста лет назад по заваленным сугробами московским улицам ехали простые дровни. В дровнях на соломе лежала женщина, закованная в цепи. Это была знатная боярыня - Феодосья Прокопьевна Морозова. Московские жители выходили на улицу, чтобы увидеть опальную боярыню. Ее увозили в ссылку. В народе говорили, что Морозова пострадала "за веру".

В ту пору в русской церкви произошел раскол. Глава церкви патриарх Никон по воле царя приказал исправить богослужебные книги, изменить некоторые обряды. Например, креститься было велено не двумя перстами, как прежде, а тремя. Крестным ходом шествовать не по солнцу, а против солнца. Писать не "Иисус", а "Иисус" - с двумя "и".

Среди верующих оказались люди, которые не захотели признать новые обряды. Их называли старообрядцами или раскольниками. Старообрядцы тайно собирались и молились по-старому. Самым яростным хранителем старых обрядов стал протопоп Аввакум. Боярыня Морозова была его верной помощницей. Раскольников преследовали, пытали, казнили. Протопопа Аввакума сожгли на костре

Сюжетом картины стал эпизод ее мученической жизни: по царскому указу ее везут московскими улицами в ссылку.

Бледное лицо Морозовой со впалыми щеками и горящим исступленным блеском глаз прекрасно и страшно одновременно.

Во всем облике боярыни, которая левой рукой вцепилась в сани и высоко подняла правую со сложенным двоеперстием, - и огромная внутренняя сила, и неимоверное нервное напряжение.

Сила духа, мужество и стойкость, самоотверженность, способность к самопожертвованию во имя идеи, без сомнения, свойственны главной героине картины.  Перед нами женщина, измученная заточением, пыткой, закованная в цепи, но не сломленная.

Идея картины – изображение конфликта, при котором главный герой погибает, не предав своих убеждений.

Как народ встречает неистовую раскольницу? Разглядывая толпу слева от саней, зритель замечает тех, кто сочувствует героине.

 Среди сочувствующих лишь юродивый открыто отвечает двуперстием на призыв. В нем сильно горение веры, которое заставляет его забывать о физических страданиях. Это - безумный человек. Но у верующих он пользовался большим почетом. Они прислушивались к его несвязным словам. Им казалось, что он предсказывает будущее

Он одной веры с боярыней. Возможно, вот такие юродивые приходили в дом к боярыне, и она покровительствовала им, пригревала, давала подаяние, привечала, помогала выжить. . В лохмотьях, босой, юродивый сидит прямо на снегу. Его шея и плечи до крови растерты железной цепью, на которой висит пудовый крест. Юродивый олицетворяет собой страдания русского народа, его скорбь.

« Я его на снегу писал… на снегу все пропитано светом… если бы я ад писал, то в огне позировать бы заставил бы и сам в огне сидел», говорил художник. «Ничего от себя, все с натуры» – таков был неизменный принцип творчества Сурикова. Отсюда подлинная жизненность и правда, которой отмечено в картине все. Начиная с характеров действующих лиц и кончая тончайшими бытовыми деталями.

Впереди на коленях старая нищенка. С верой, любовью и жалостью глядит она вслед боярыне. Сама того не замечая, она протянула руку, словно пытается задержать бег саней.  

Склонившаяся боярыня в золотистом платке и голубой шубке – один из проникновенных образов в картине. В нем воплотились идеалы женской красоты и поэтичности допетровского времени.  

В горестном раздумье, подперев рукой щеку, застыла старуха мамка. На ее лице глубокая скорбь. Суриков – мастер «говорящих» деталей: из-под расшитого золотом платка старухи виднеется темный повойник раскольницы.

 В отчаянии скрестила руки на груди девушка в вышитой шапке. Ее глаза полны слез. Ужас застыл на бледном лице монашенки в черном платке.

И пожилая горожанка, держащая платок, расшитый жемчугом (символизирующим в народной поэзии слёзы) – единомышленница наказуемой.

Мудрым состраданием полны и странник (преследования за веру) со старообрядческим посохом в руках, снявший шапку перед боярыней.

Мальчишки - самые любопытные, самые шустрые участники всех уличных событий. На картине Сурикова "Боярыня Морозова" вон их сколько в толпе - смотрят, как увозят боярыню. И на лицах у них не одно любопытство. Первый, кого сразу замечаешь, тот, что бежит за санями. Он спиной к нам, но и по спине видно - несется очертя голову, лишь бы не отстать, поглазеть подольше. Зато как серьезен другой, стоящий чуть впереди. Какой испуг в его глазах! Какая печаль! Он этого дня вовек не забудет. По правую сторону саней хохочет белобрысый крепыш в розовой рубахе. Кто-то засмеялся - и ему смешно. Но как потрясен его товарищ! Он шагает рядом с санями и не может ни остановиться, ни отойти. Он не сводит глаз с Морозовой, боится упустить хоть одно ее слово.

В исторической картине всегда так или иначе просматривается авторская позиция. Не случайно задумавшийся над смыслом происходящего странник с посохом похож на самого автора.

В многоликой толпе свидетелей духовного подвига Морозовой каждый имеет свою «биографию».

Справа от саней, увозящих Морозову, - недруги, равнодушные наблюдатели и сочувствующие горожане. Различно отношение к раскольнице: здесь и злобно смеющийся поп в лисьей шубе, веселящийся со своим соседом, богатым купцом, и потрясенные бояре, и мальчик-подросток. Но общее настроение народа – глубокое сострадание и сочувствие боярыне Морозовой. Это видно по выражению лиц, по тому, как люди сдвинулись вокруг саней, фигуры словно срослись, это передаёт движение, взволнованность. В сердца людей словно проникает огненный взор боярыни, и потрясённая толпа превращается в народ, сознающий себя как единое целое.

Интересен колорит картины. В центре – черное пятно одежды Морозовой рядом с красным нарядом Урусовой: на фоне белого снега создается тревожное контрастное сочетание. А вокруг толпа, изображенная необыкновенно красочно и даже празднично: желтое, красное, голубое, малиново.  Но все яркие пятна смягчены и объединены мягким рассеянным светом. В картине ощущается голубоватая дымка влажного воздуха.

Композиция картины следующая. Дочерна синее пятно, фигура раскольницы, ее бледное, вдохновенное лицо – центр огромного полотна. Высоко поднята рука с двуперстием, воспринимается как страстный призыв к народу следовать старой вере. Этот выразительный жест продолжается, зрительно удлиняется линией шубы, спадающей с телеги на снег. Толпу людей объединяет движение, нарастающее к центру: юродивый сидит на снегу, нищенка встает на колени и тянется к Морозовой, сестра боярыни, Евдокия Прокопьевна Урусова (Луна русской земли, по определению протопопа Аввакума), идет рядом с санями, а слева за ними во весь дух бежит мальчишка.

Нельзя не согласиться с мнением искусствоведов, что каждая картина Сурикова – это целая поэма о борьбе и страданиях, героизме и трагических испытаниях русского человека.

2.3 Тема картины В.И.Сурикова «Меншиков в Березове» - падение последнего яркого представителя Петровской эпохи. На картине изображена тесная, с низким потолком комната в холодной избе. За простым деревянным столом сидят четыре человека – Меншиков и его дети, последовавшие за ним в ссылку.

Кажется, что тяжелые испытания, выпавшие на долю Меншикова, не сломили его, а еще больше закалили. В его гордой осанке, уверенной позе, его власно сжатой руке сказывается волевой характер, черты гордого повелителя, но в угрюмом взгляде сквозят унижение, скованность, безысходность.

Свет зимнего дня сочится сквозь заледенелое слюдяное оконце сибирской избы, где проходят последние годы «Алексашки», «полудержавного властелина» светлейшего князя Александра Данилыча, брошенного с детьми в далекую ссылку.

Нарушая перспективы (слишком низкий потолок, непропорционально большая фигура Меньшикова) Суриков хотел показать исключительность Меньшикова. Меньшиков – это удивительный человек, вознесенный из самого низа и поднявшийся благодаря своему уму, хитрости, смелости и везению до самых больших высот. Вчера еще самовластный правитель огромной страны, владелец несметных богатств, вершитель судеб, на картине – уже никто, прошлое, и другого будущего у него нет.

Точно так же художник дает почувствовать дальнейшие судьбы детей Меньшикова.

Фигуры сына и дочери – оба были названы именем отца – на заднем плане. Лица их грустны, но спокойны. Они выживут и вернутся из ссылки.

В фигуре старшей дочери, шестнадцатилетней Марии, которая еще недавно была невестой царевича, – обреченность. Её лицо бледное, вокруг глаз глубокие тени, взгляд в никуда…

Стол – обычный символ объединения в данном случае разъединяет. Ближние к нам - Меньшиков и его старшая дочь, примостившаяся в ногах у отца, погружены в свои мысли, и уже осознают возможное будущее. Угол, в котором они сидят, противопоставлен иконостасу с горящей лампадкой – последним в их жизни верхним светом. По ту сторону стола сидят сын и младшая дочь бывшего вельможи. Окно за их спинами – символ покинутого внешнего пространства, туманной фортуны, которая будет к ним благосклонна.

Глубокие темные тона в одежде Марии и светлые золотистые в украшенной узорами юбке младшей дочери Александры контрастируют друг с другом. Не отчаявшаяся  дочь Меншикова  единственная не погружена в горькие думы, а увлеченно читает книгу. Обаятельный образ Александры создает ощущение уюта и спокойствия

Отвергнутая и смертельно больная Мария  была написана с жены художника. Сохранился акварельный этюд – Елизавета Августовна, закутанная в бархатную шубку, сидит на низкой скамеечке.

Сына Меньшикова Суриков нарисовал со знакомого юноши. А младшую дочь  угадал в случайной прохожей и долго преследовал ее до самого дома, но, все же добившись доверия, сделал с нее эскиз.

В образе Меньшикова был увековечен простой московский учитель, которого художник увидел во время одной из своих прогулок по Москве

Участь этого не сломленного испытаниями человека составляет драматический узел замысла Сурикова. Картина рассказывает не только о семейной драме,  но и трагическом переломе истории после смерти Петра I.

2.4 Главные герои картины В.И.Сурикова «Переход Суворова через Альпы» (1889) – мужики в военных мундирах, под командованием отца-командира Александра Суворова, совершившие переход через альпийские кручи и удивившие своим подвигом всю Европу.

Художник изобразил спуск с горы Панкс – последний, решающий момент похода, когда Суворов, 26 сентября 1799 года, обманув все расчеты противника, молниеносно выводит свои войска из гор на равнину.

Суриков прежде всего взялся за изучение истории. Он неделями рылся в архивах, читал письма и документы времен Екатерины и Павла, и разыскал собственноручный рапорт великого полководца, присланный царю из далекой Щвейцарии: «…на каждом шагу в этом царстве ужаса зияющие пропасти представляли отверстые гробы смерти. Дремучие, мрачные ночи, непрерывно ударяющие громы, льющие дожди и густой туман облаков при шумных водопадах, с каменьями с вершин низвергавшихся, увеличивался трепет, Много людей с лошадьми с величайшим стремлением летели в преисподнеие пучин, где многие убивались, А многие спасались»

Суворов изображён остановившим коня на самом краю ледяной скалы. Полководец находится не в центре картины, и на него зрителю указывают обращённые на него взгляды солдат.

Двое молодых солдат, отвечающих на шутку Суворова жизнерадостными улыбками, формируют «оптический» центр картины, что подчеркнуто концентрацией вокруг них светлых красок.

Лицо  солдата, уже начавшего скользить в пропасть, выражает волю и решимость – для страха в его душе просто не осталось места.

Седой ветеран с Георгием на груди с ужасом смотрит в пропасть, непроизвольным движением осеняя, себя красные, знамением.

Художник смог передать важность исторического момента и пробудить у каждого смотрящего на картину чувство гордости за свой героический народ и его мудрого и решительного полководца.

2.5 Страницы русской истории запечатлены и на картинах И.Е.Репина.

Рассмотрим его картину «Запорожцы пишут письмо турецкому султану».

И.Е. Репин часто работал над большими полотнами по несколько лет, но ни одно из них  не писал так долго, как это, на протяжении более чем 10 лет внося изменения в композицию картины и уточняя исторические детали. Сюжетом для нее послужило реальное историческое событие. В 1676 году разгневанный на казаков за исступление его 15-тысячного войска турецкий султан Махмуд 4 повелел им сдаться и стать его подданным, грозя в случае отказа поголовным уничтожением. Запорожцы   ответили султану насмешливым   письмом (оно не один раз опубликовано). Момент его написания и изобразил Репин. Другой источник этой работы – гоголевская повесть «Тарас Бульба», герои которой словно «ожили на полотне»,  по словам И. Грабаря.  

В 1880 году художник специально ездил в Украину  для сбора материала для набросков, запечатлевших наследников запорожской вольницы. Коллекция украинских раритетов В.В. Тарновского из 900 предметов стала бесценным и богатым натурным материалом для картины: предметов быта, употребления; музыкальные инструменты, мужская одежда, портреты исторических лиц, а также разнообразные виды оружия: сабли, копья, пистолеты, пушки ,старинные пороховницы, турецкие ружья с инкрустацией..

Художник был очарован этой темой. «Чертовский народ! – писал Репин В. Стасову. – Никто на свете не чувствовал так глубоко «свободы, равенства и барства» »

Запорожские казаки – вольный народ, не терпящий унижения, никогда не знавший рабства. Такова центральная мысль картины И. Е. Репина "Запорожцы", в которой оживлен боевой дух героев, наполненных смелостью и уверенностью.

Предложение Магомета  IV-го запорожским казакам: «Я, султан, сын Мухаммеда, брат Солнца и Луны, внук и наместник Бога, владелец царств Македонского, Вавилонского, Иерусалимского, Великого и Малого Египта, царь над царями, властитель над властелинами, необыкновенный рыцарь, никем непобедимый воин, неотступный хранитель гроба Господня, попечитель самого Бога, надежда и утешение мусульман, смущение и великий защитник христиан - повелеваю Вам, запорожским казакам, сдаться мне добровольно безо всякого сопротивления и меня Вашим нападками не заставлять беспокоиться".

Ответ запорожцев Магометы состоял из бранных слов, ругательств: "Запорожские казаки турецкому султану! Ти, султан, чорт турецкий, i проклятого чорта брат i товарищ, самого Люцеперя секретарь. Якiй ты в черта лыцарь, коли голою сракою ежака не вбъешь. Чорт высирае, а твое вiйско пожирае. Hе будешь ты, сукiн ты сыну, сынiв христiянських пiд собой маты, твойого вiйска мы не боiмось, землею i водою будем биться з тобою, распро#б твою мать. Вавилоньский ты кухарь, Макидоньский колесник, Iерусалимський бравирник, Александрiйський козолуп, Великого и Малого Египта свинарь, Армянська злодиюка, Татарський сагайдак, Каменецкий кат, у всего свiту i пiдсвiту блазень, самого гаспида внук и нашего х$я крюк. Свиняча ты морда, кобыляча срака, рiзницька собака, нехрещений лоб, мать твою въ#б. От так тобi хапорожцi виcказали, плюгавче. Hе будешь ти i свиней христiанских пасти. Теперь кончаемо, бо числа не знаемо i календаря не маемо, мiсяц у небi, год у книзя, а день такий у нас, якиi i у Вас, за це поцелуй в сраку нас! Пiдписали: Кошевой атаман Иван Сирко Зо всiм кошем Запорожськiм».

Письмо турецкому султану Мухаммеду IV в ответ на требование покориться сочиняется сообща, каждый вносит свою деталь. Живое движение группы, тонко продуманная связь отдельных фигур создает ощущение внутреннего единства, единения атамана Серко и его соратников.

Художник смело поместил на первом плане человека со спины, завершающего круг персонажей, в центре которого писарь. Запорожцы сгрудились вокруг него. Склонившийся над писцом предводитель  казаков смотрит луковым обжигающим взглядом на своих товарищей,  явно наслаждаясь только что «рожденной» издательской фразой. Общий смех, варьирующийся на бесконечные лады, словно сопровождает любую реплику, выражающую презрение запорожцев к турецкому султану и его угрозам.

Слева изображен израненный запорожец, выражающий своё  презрение к султану не смехом, а решительным взглядом,  мягко улыбающийся гоголевский «Андрий».

Справа, схватившись за бока, безудержно хохочет могучий, решительный и прямодушный запорожец в белой меховой шапке (гоголевский «Тарас Бульба»).

Обнаженный до пояса казак с крепкой «бычьей» шеей во многом  символизирует «физический» и «нравственный» характер вольницы.

Группа запорожцев дана крупным планом, она приближена к зрителю, который оказывается как бы свидетелем происходящей сцены. Дальний план картины - в сумерках, в дыму костров; колышутся в поднятых руках пики, колья; чувствуется, что вся Сечь возбуждена, кипит гневом. На таком фоне особенно сплоченно выступает основная, центральная группа.

Глядя на картину И.Е.Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», заражаешься бодростью духа, оптимизмом и верой в победу справедливости.

2.6 Картина И.Е. Репина «Бурлаки на Волге» отражает судьбу  обездоленного народа, вынужденного непосильным трудом зарабатывать себе на хлеб насущный.

История ее создания такова. Однажды, в 1869 году, еще в бытность Репина в Академии, приятель – «большой затейник по части новизны впечатлений» - утащил его покататься на пароходе: «Поедем завтра на этюды по Неве до Усть-Ижоры… Посмотрел бы ты, какие берега!». «Погода была чудесная… К раннему полдню мы проезжали роскошные дачи… все это оживлялось блестящей, разряженной публикой, великолепным цветником барышень… Моя живая картина была само солнце без пятен…

- Однако что это там движется сюда? – Вот то темное, сальное какое-то, коричневое пятно, что это ползет на наше солнце? - А! Это бурлаки бечевой тянут барку… Приблизились. О, боже, зачем же они такие грязные, оборванные? У одного разорванная штанина по земле волочится, и голое колено сверкает, у других локти повылезли, некоторые без шапок; рубахи-то, рубахи! Истлевшие – не узнать розового ситца, висящего на них полосами, и не разобрать даже ни цвета, ни материи, из которой они сделаны. Вот лохмотья! Влегшие в лямку груди обтерлись докрасна… Лица угрюмые, иногда только сверкнет тяжелый взгляд из-под пряди сбившихся висячих волос, лица потные блестят, и рубахи насквозь потемнели… - Однако, это ужас, - Люди вместо скота впряжены!...».

Бурлак - кто это? Кто шел в бурлаки? Безработные и голодные – «зимогоры», как говорили тогда. «Крючники» (грузчики) с волжских пристаней. «Мальчишиоторвы» - подростки, оторвавшиеся от своих бедных многодетных семейств. Хозяин расшивы пробовал бурлаков: «Толкни-ка шестнадцать пуд»; «пробежись-ка в гору»; «оттащи плот против течения». Иногда кровь шла горлом после такой пробы, падал и зимогор, и мальчиш-оторва. Оставались в бурлацкой ватаге люди особой стойкости и силы. Вот в них-то и всматривался Илья Ефимович Репин

По берегу Волги под палящими солнечными лучами тянут против течения тяжело груженную баржу бурлаки. Медленно движутся они, усталые и измученные. Ноги вязнут в глубоком песке, яркое солнце, весело освещая пустынное побережье, немилосердно палит их головы, а они шаг за шагом идут вперед и тянут свою лямку. Бесконечно длинна Волга-матушка, бесконечен и тяжелый путь этой ватаги.

Образы бурлаков воплощают покорность судьбе, протест и озлобление, невозмутимость или простодушие. На картине Репина лапотники-бурлаки, несмотря на изнуряющий труд, не вызывают у зрителя жалости, да и не нуждаются в ней. Могучая внутренняя, пока еще не осознанная ими сила живет в них. И кажется, нет такой преграды, что могла бы встать на пути и сдержать ее.

В центре спокойный, мудрый, с несколько лукавым прищуром, Канин. В его образе слилось множество характерных черт, присущих каждому бурлаку в отдельности. Он и значительней всех, будто известно ему больше, чем остальным - не только подноготная жизни, но и та лучшая доля, то безоблачное счастье, о котором все грезят... Канин - расстриженный священник, человек необычной судьбы - олицетворял на картине и в жизни лучшие черты народного характера: мудрость, философский склад ума, упорство и силушку могучую.

Столь же характерны и другие персонажи: высокий флегматичный старик, набивающий трубку, юноша Ларька, непривычный к такому труду и словно пытающийся освободиться от лямки, черноволосый суровый «Грек», обернувшийся словно для того, чтобы окликнуть товарища - последнего, одинокого бурлака, готового рухнуть на песок.

Картина построена так, что процессия движется из глубины на зрителя, но одновременно композиция прочитывается как фризообразная, так что фигуры не заслоняют друг друга. Это сделано мастерски. Возглавляет ватагу тройка «коренников»: в центре бурлак Канин, лицом напоминавший И.Е.Репину античного философа, справа - бородач с несколько обезьяньей пластикой, олицетворение первобытной дремучей силы, слева - «Илька-матрос», озлобленным, ненавидящим взглядом уставившийся прямо на зрителя.

Глядя на картину И.Репина, вспоминаешь слова А.Н.Некрасова:

Но вдруг я стоны услыхал,

И взор мой на берег упал.

Почти пригнувшись головой

К ногам, обвитым бечевой.

Обутым в лапти, вдоль реки

Ползли гурьбою бурлаки,

И был невыносимо дик

И страшно ясен в тишине

Их мерный похоронный крик,—

И сердце дрогнуло во мне.

Чувство жалости, сострадания к бурлакам испытываешь, всматриваясь в фигуры изображенных на картине И.Е. Репина.

Заключение

Исследуя картины русских художников на исторические темы, приходишь к выводам.

Произведения исторического жанра дают нам возможность не только увидеть прошлое, но и пережить, стать его участником. Зритель вместе с живописцем  начинает ощущать сопричастность к важнейшим историческим событиям страны, постигает нравственные идеалы, духовно обогащается.  Кроме того, художник доносит до зрителей свое собственное мнение и отношение к изображаемому событию. Ощущаешь  это через образы героев картины. Художники дают нам возможность погрузиться в эпоху, прожить вместе с героями исторические моменты, определить свою позицию в изображенном конфликте.  Рассматривая картины, видим людей, их отношения, задумываемся о смысле событий, о значении побед и поражений для русского народа, о том, почему люди совершают подвиги. А страдают люди и совершают героические поступки для того, чтобы защитить своих близких, страну, Родину. Им хочется подражать, быть такими же смелыми, отважными, решительными.

Каждая картина, скульптура доносит до нас не только реальные исторические события (хотя и это тоже важно), но и образ, прочувствованный автором (подтекст), который говорит часто даже сильнее изображения: в композиции, в движении, в цвете.

Как  создается художественный образ?  Изображаемое событие художник словно “пропускает” через себя, проживает его и доносит до зрителей нечто важное о своем времени, о взаимоотношениях людей, о смысле жизни. Поэтому, когда мы общаемся с подлинным искусством, мы понимаем идею и замысел автора, размышляем о значении изображаемого события, и часто находим для себя ответы на жизненные вопросы, учимся милосердию, мужеству, состраданию.

Таким образом, ценность искусства исторического жанра в том, что  произведения художников  дают нам возможность не только увидеть прошлое, но и пережить, стать его участником.

Список литературы и источников

1. Артемов В.. “Росмэн”, Русские художники.. Москва.2003.

 Рассказ о русской живописи. Г.Островский. Москва. “Изобразительное искусство”.1989.

2. Астахова Н. , Жукова Л., Азбука русской живописи. “Белый город”. Москва.2007.

3. Данилова Г.И. МХК 5-6 кл.-М.: Дрофа, 2007

4. Данилова Г.И. МХК 7-8 кл.-М.: Издательский Дом Магистр-Пресс, 2007

5. Данилова Г.И. МХК 10,11кл.-М.: Издательский Петербург, 1999

6. Каплова С.. От замысла и натуры к законченному произведению. -М.: Изобразительное искусство, 1981

7. Большая серия знаний. Изобразительное искусство.- М.: ООО ТД Издательство Мир книги, 2006

8. Русский музей/альманах. Вып.161. – Спб.: Palace Editions,2007

9. Шедевры русской живописи.-  М.: Белый город, 2006

10. Энциклопедический словарь юного художника/ сост. Н.и. Платонова, в.д. Синюков.- М.: Педагогика, 1983

Аудио-и видеопособия:

1.Азбука искусств. Как научиться понимать картину. СD

2.Большая энциклопедия. России. Искусство России. СD

3.Русский государственный музей. CD.

Интернет-ресурсы:

        •        http://images.goole.ru|

        •        http://visaginart.nm.ru|

        •        http://culture.mincult.ru|

        •        http:/w.w.w.anabarsis.ru|


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научно-исследовательская деятельность учащихся при изучении истории и теории изобразительного искусства

Модернизация системы образования невозможна без новых идей, подходов, современных технологий, совместной работы учащихся и педагогов. Важную роль в развитии и реализации творческих с...

«Смутное время (интегрированный урок истории, литературы музыки, изобразительного искусства)

P { margin-bottom: 0.21cm; } «Смутное время(интегрированный урок истории, литературымузыки, изобразительного искусства)...

Конспект урока в 10 классе. Русская литература и русская история 19 века. Творчество писателей конца 18 – начала 19 века. (Обзор)

Конспект урока в 10 классе. Русская литература и русская история 19 века. Творчество писателей конца 18 – начала 19 века. (Обзор)   Данный урок будет полезен для обзорного изучения литератур...

«Русская история и русская литература второй половины XIX века».

«Русская история и русская литература второй половины  XIX века».                     Тип ...

Сценарий бинарного урока (русский язык, литературное краеведение, изобразительное искусство) для 6 класса

Подготовка к написанию сочинения в жанре лирической миниатюры. Пейзаж – большой мир...

Русская народная вышивка - урок изобразительного искусства в 5 классе

Урок изобразительного искусства в 5  классе на тему "Русская народная вышивка". Технологическая карта....