Методическая разработка библиотечно - библиографического урока « Наши верные друзья-словари!»
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Средина Анна Николаевна

Вся жизнь человека состоит из информации. Люди общаются, выражают свои мысли, говорят о своих потребностях. И начинается это общение еще в раннем детстве. В школе педагоги обучают детей самому главному - находить информацию самостоятельно.   Одним из средств нахождения информации является словарь.

На данном уроке учащиеся познакомятся с шестью словарями русского языка. Форма контроля – игра, ориентированная на применение детьми  знаний на практике: самостоятельная  работа со словарем.

Методы, применяемые на уроках,  помогают развивать у учащихся интерес к чтению, помогают формировать навыки работы со словарями.

На данном мероприятии используется мультимедиа – презентация.

Использование ИКТ на уроке позволяет  разнообразить формы работы, повысить наглядность изучаемого материала, а также способствует развитию познавательной деятельности учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon metodicheskaya_razrabotka.zip1.24 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Помарская средняя общеобразовательная школа»

Методическая разработка

библиотечно - библиографического урока

« Наши верные друзья-словари!»

5 класс

                                                                                 Педагог – библиотекарь

                                                                                Средина Анна Николаевна

2019 г.

Аннотация

Вся жизнь человека состоит из информации. Люди общаются, выражают свои мысли, говорят о своих потребностях. И начинается это общение еще в раннем детстве. В школе педагоги обучают детей самому главному - находить информацию самостоятельно.   Одним из средств нахождения информации является словарь.

На данном уроке учащиеся познакомятся с шестью словарями русского языка. Форма контроля – игра, ориентированная на применение детьми  знаний на практике: самостоятельная  работа со словарем.

Методы, применяемые на уроках,  помогают развивать у учащихся интерес к чтению, помогают формировать навыки работы со словарями.

На данном мероприятии используется мультимедиа – презентация.

Использование ИКТ на уроке позволяет  разнообразить формы работы, повысить наглядность изучаемого материала, а также способствует развитию познавательной деятельности учащихся.

Цель проведения урока:

формирование знаний о видах и назначении некоторых словарей и обучение работе с ними.

Задачи:

- познакомить с разными видами словарей;

- развивать навыки самостоятельной работы с книгой;

- расширить кругозор учащихся.

Оборудование: компьютер, проектор, карточки с заданиями, презентация, небольшие листочки разного цвета, выставка словарей:

Книжная выставка « Наши верные друзья - словари!»:

1. Розенталь « Фразеологический словарь».

2. Ожегов С.И. « Толковый словарь русского языка»

3. Львов М. Р. «Школьный словарь антонимов русского языка»

4. Клюева В. И. «Краткий словарь синонимов русского языка»

5. Резниченко И.Л. «Орфоэпический словарь русского языка»

6. Ушаков Д.Н. « Орфографический словарь»

Информация о количестве часов: 1 час

Виды деятельности обучающихся:

самостоятельная работа, беседа, просмотр презентации, групповая работа.

Планируемые результаты

Предметные:

Учащиеся должны знать:

Что такое словарь;

Назначение различных видов словарей;

Учащиеся должны уметь:

Различать виды словарей;

Находить нужную информацию в словарях.

Метапредметные  результаты

Познавательные:

Применение методов информационного поиска;

Поиск и выделение необходимой информации;

Умение строить речевое высказывание в устной форме;

Контроль и оценивание результатов деятельности.

Коммуникативные:

Умение работать в группе сверстников;

Умение строить монологическое высказывание.

Умение слушать и вступать в диалог с одноклассниками, учителем.

Регулятивные:

Волевая саморегуляция (организация рабочего места);

Целеполагание как постановка учебной задачи;

Умение ориентироваться в словаре.

Личностные результаты:

Понимание смысла предстоящей деятельности;

Интерес к новому материалу;

Любознательность к изучению словарей;

Осознание значения учебной деятельности.

Форма проведения: беседа с использованием мультимедийной презентации.

Ход урока

Педагог-библиотекарь: Ребята, посмотрите, за окном много листьев. Они все разного цвета: желтые, красные, зеленые, коричневые. Все они разные по цвету, форме, размеру. Но все они относятся к одному времени года, к одной теме ОСЕНЬ.

Сегодня мы будем говорить о разных вещах, но все они, как листья, относятся  к русскому языку. Мы пользуемся ими, когда не знаем, как произнести слово, как правильно написать его или какой смысл имеет.

«Я очень много знаю

На вопросы отвечаю -

Что  сейчас, что было встарь.

А зовут меня ….» (Ответы детей)

Педагог-библиотекарь: Правильно, это СЛОВАРИ.

Часто мы слышим: Наши помощники-словари русского языка.  

А помощники ли они  на самом деле? Давайте подумаем и найдем ответ в конце занятия. (Слайд 1)

Что такое словарь? (Ответы детей) (Слайд 2)

Педагог-библиотекарь: Словарь-это вся вселенная в алфавитном порядке! (Слайд 3)

Если хорошенько подумать, словарь – это самая главная, самая интересная книга. (Слайд 4)

 В словаре можно найти огромное количество других книг, нужно лишь  вытащить их из него! Словари появились очень-очень давно. Первые словари были рукописные. Самым древним из дошедших до нас словарей был словарь 1282 года. В нём собрано  174 греческих и церковно-славянских слов.

В 16 – 18 вв. появились азбуковники (рукописные сборники) уже более  объёмные книги. Первый печатный словарь в России был издан в 1596 году. Назывался он «Лексис, сиречь речения вкратце собранны и из словенского языка на просты русский диалект истолкованы». Автором его был учёный - филолог Лаврентий Зизаний.

Создавались и академические словари. Первый «Словарь Академии Российской», написание которого начал М. В. Ломоносов, содержал 43 257 слов.

 Какие вы знаете виды словарей? (Ответы детей)

Педагог-библиотекарь: Все они делятся на два больших разряда:

 словари энциклопедические и лингвистические (или по-другому - филологические). (Слайд 5)

Если нужно узнать о том, когда произошло какое-нибудь событие, какое значение имеет научный термин, узнать, когда и где жил ученый или писатель, где расположен определенный город или страна, то нужно обратиться к энциклопедическим словарям. Они помогут нам расширить кругозор.

А в лингвистических словарях  - дано описание  слова или его формы. Лингвистические словари бывают одноязычные, двуязычные и многоязычные. С двуязычными словарями мы встречаемся очень часто - они помогают быстрее выучить иностранный язык, марийский язык. Ими чаще всего пользуются ученики  и  студенты, а также те, чья работа связана с переводами на разные языки.

Существуют словари по отдельным знаниям, например, "Экономический словарь", "Медицинский словарь", «Философский словарь» и т.д.

Сегодня мы познакомимся  только с лингвистическими словарями.

А кто же создает словари? (Ответы детей)

Педагог-библиотекарь: Лексикограф -(греч.) - это ученый, который занимается созданием словарей.

Каких лексикографов вы знаете? (Ответы детей) (Слайд 6)

Педагог-библиотекарь: Самые известные лексикографы - Даль, Ушаков, Ожегов. (Слайд 7)

Владимир Иванович Даль. (Слайд 8)

Пятьдесят три года Даль собирал, составлял и совершенствовал свой словарь. Словарь назван "живым" потому, что в него включены только используемые в народе слова - то, что Даль сам услышал. Работа над созданием словаря длилась 53 года. Если все слова из "Словаря" выписать столбиком в ученические тетради, то таких тетрадей понадобится 450 штук.

Именно В.И. Даль впервые назвал свой словарь, объясняющий значение слов, толковым. В "Толковом словаре"  объяснен и раскрыт смысл и значение каждого слова.

Сергей Иванович Ожегов. (Слайд 9)

Первый словарь Ожегова вышел в свет в 1949 году.

На сегодняшний день  этот словарь  переиздан 24 раза.

Это самый популярный словарь русского языка. Мы часто пользуемся им на уроках русского языка. Словарь создавался в годы Великой Отечественной войны. Он включает в себя 72500 слов.

Какие же словари существуют в наше время, вы знаете? (Ответы детей)

Педагог-библиотекарь:

  • Толковый словарь
  • Орфографический словарь
  • Словарь синонимов
  • Словарь антонимов
  • Орфоэпический словарь
  • Фразеологический словарь

Педагог-библиотекарь: Давайте познакомимся с самыми часто используемыми  словарями. Перед вами на столах лежат разные виды словарей. Каждой группе даётся задание. Вы должны выполнить задание, правильно определив, к какому словарю при выполнении задания нужно обращаться.

1группа (Слайд 10)

Строчки из произведения  А.С.Пушкина:

«Бразды пушистые взрывая,

Летит кибитка удалая;

Ямщик сидит на облучке

В тулупе, в красном кушаке»

Педагог-библиотекарь: А вы понимаете значение выделенных слов? (Ответы детей)

Педагог-библиотекарь: Правильно. Ребята, а вы знаете лексическое значение слов «кибитка», «ямщик», «облучок»?

«Кибитка»- крытая дорожная повозка.

«Ямщик»- кучер на ямских лошадях, на которых перевозилась почта. «Облучок» - предок у телеги, саней, повозки. (Слайд 11)

 Толковый словарь объясняет значения слов и их употребление. Самый знаменитый толковый словарь – «Словарь живого великорусского языка». В этом словаре около 200000 слов, а создал его – Владимир Иванович Даль еще в 19 век.

В жизни мы пользуемся другим известным словарем «Толковым словарем русского языка» Сергея Ивановича Ожегова.

Толковый словарь отличается от орфографического тем, что в нем раскрыто значение каждого слова. Слова расположены  в алфавитном порядке.

2 группа (Слайд 12)

На прашлагодние ошибки

Сматреть мне трудно без улыпки.

Вновь потиплело в дикабре.

Запахло сеном на дваре.

Пишу я луче многих в классе.

Мне падарил падарок Вася.

Я изучала весь енварь

Арфаграфический словарь.

Педагог-библиотекарь: Как вы думаете, ребята, что в этом стихотворении удивляет? (Ответы детей)

Конечно, в стихотворении очень много ошибок. Вам нужно их исправить. (Ответы детей) (Слайд 13)

 Педагог-библиотекарь: Верно. Для того чтобы правильно написать то,  или иное слово нам необходимо обратиться к орфографическому словарю. От греческого слова «орфо» - правильно, «графо» - пишу. В орфографических словарях мы можем найти правильное написание слов. Как пользоваться  орфографическим словарем? (Ответы детей) Надо найти букву,  с которой начинается слово, и искать его по алфавиту.

3 Группа (Слайд 14)

«Бураны, вьюги и метели -
Как много с ними канители,
Как много шуму, толкотни,
Как надоели мне они!» -
Так проворчал Мороз угрюмый,
И речку льдом сковал без шума,
Деревья скрыла седина,
И наступила тишина.
Педагог-библиотекарь: В какой строчке стихотворения автор использует  синонимы? (Ответы детей) (Слайд 15)

Педагог-библиотекарь: Словарь синонимов делает нашу речь красивой, образной, не скучной. Знайте: если умеешь подбирать нужные синонимы, твоя речь будет  яркой и выразительной.

Физкультминутка. Упражнение для глаз.

4 Группа (Слайд 16)

Я - антоним к слову «зной».
Я в реке, в тени густой.
Я в бутылке лимонада.
А зовут меня…
***
Я - антоним к слову «лето»,
В шубу снежную одета,
Но люблю мороз сама,
Потому что я…
Педагог-библиотекарь: Что такое «антоним»? Какой словарь помогает нам подобрать нужный антоним? (Ответы детей) (Слайд 17)

Педагог-библиотекарь: Конечно. Словарь антонимов  похож на словарь синонимов. Он помогает нам разнообразить нашу речь.

5 Группа (Слайд 18)

Серая воро́на
Чёрного во́рона 
Утром ругала, присев на сучок.
Новость о том разнесли во все стороны
Сплетницы-кумушки -
Со́рок соро́к.

От удивления ахнул кок
И почесал затылок:
Капустный бросился вило́к
Вскачь от ножей и ви́лок!

- Скорей, сестра, на рыб взгляни,
Попались на крючок они!
В ведёрко руку окуни́,
Не бойся, это о́куни!

Пересохла глина,
Рассердилась Нина:
Не мука́, а му́ка -
Поварам наука.

Педагог-библиотекарь: Ребята, вы поняли, о чем это стихотворение? (Слайд 19) Какой словарь может помочь нам разобраться? (ответы детей)

Педагог-библиотекарь: Правильно, орфоэпический словарь. (Слайд 20)

Когда мы сомневаемся в правильном произношении слова, нужно заглянуть в «Орфоэпический словарь». Он поможет нам не ошибиться. Слова в нем расположены по алфавиту.

6  группа (Слайд 21)

Педагог-библиотекарь: Я предлагаю поиграть в игру "Устойчивые словосочетания заблудились".  (Задание на слайде)

Вы должны найти ошибки и правильно их исправит. (Ответы детей)

Педагог-библиотекарь: Многие «хитрые» высказывания, которые мы используем в нашей речи, можно найти во фразеологическом словаре. Фразеологический словарь помогает нам узнать информацию о происхождении, значении разных словосочетаний, которые мы употребляем, чтобы наша речь была  яркой. (Слайд 22)

Помимо словарей, которые у вас на столах, «бумажные словари», существуют и электронные словари. (Слайд 23) В наше время почти у всех есть компьютеры, планшеты и т.д. Ведь Интернет не только для игр и развлечений, но и для работы. Электронные словари всегда под рукой там, где есть Интернет. (Слайд 24) Наиболее авторитетные электронные словари (Слайд 25):

 Давайте вернемся к главному вопросу нашего урока: Наши помощники-словари русского языка? Согласны ли вы с этим высказыванием?

(Ответы учащихся).

Педагог-библиотекарь: Конечно, словари - наши помощники и верные друзья. Мы  познакомились с вами лишь с основными видами словарей, а ведь их очень- очень много.

Запомните, что, прежде чем употреблять в своей речи то или иное словосочетание, вы должны точно знать его значение, и в этом вам лучшие помощники словари.

Это так, а не иначе!

Ты мне, друг мой, не перечь!

Люди стали жить богаче,

Но беднее стала речь.

Гаснет устная словесность,

Разговорная краса.

Исчезает в неизвестность

Речи русской чудеса.

Сотни слов родных и метких,

Сникнув, голос потеряв,

Взаперти, как птицы в клетке,

Гибнут  в толстых словарях.

Ты их выпусти оттуда        

 В быт обыденный верни,

Чтобы речь -  родное чудо

Не скуднела в наши дни.

(Слайд 26)

Блиц-опрос

  1. Кто такие лексикографы?
  2. Какими были первые словари?
  3. Что такое азбуковники?
  4. На какие разряды делятся словари?
  5. Для чего нужны словари?
  6. Кто автор «Толкового словаря живого великорусского языка»?
  7. Как расположены слова в словарях?
  8. Каких авторов толковых словарей вы знаете, кроме Даля? Какие словари вы запомнили?
  9. Какие  электронные словари вы запомнили?

Рефлексия

Педагог-библиотекарь: Перед каждым из вас лежит три листочка разного цвета. Они похожи на осенние листья. Давайте сделаем наше осеннее дерево. Кому информация на нашем уроке была понятна и важна, прикрепляем листочек желтого цвета. Кому было не все понятно, берем зеленый листочек. А кому на уроке было совсем неинтересно и скучно, прикрепляем красный листочек. (Учащиеся создают осеннее дерево)

Молодцы, урок прошел замечательно и полезно. До новых встреч.

Список использованных источников:

  1. Библиотечные уроки. Выпуск 3. Формирование информационной грамотности учащихся в школьной библиотеке. Методическое пособие / В.Б.Антипова. – М.: Глобус, 2009. – 336 с.
  2. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений/Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В.Виноградова./С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. – 4-е изд-е.- М.:Азбуковник, 1999. – 944с.
  3. Орфографический словарь русского языка: 106 000 слов /АНН СССР. Ин-т рус.яз. / под.ред. С.Г. Бархударова. – 28-е изд-е. – М.: Рус.яз., 1990. – 397с.
  4. Фразеологический словарь русского языка  /  сост. А.Н. Тихонов, А.Г. Ломов, Л.А. Ломова. – 4-е изд., стереотип. – М. : Рус. Яз. – Медиа; Дрофа, 2008. – 334 с.
  5. Как работать со словарями // Библиотека в школе. – 2007. -  № 2. – С. 3-32. – (Серия «Библиотека «Первого сентября»)
  6. http://dianaeghiazaryan.files.wordpress.com/2010/10/books.jpg   
  7. http://www.allposters.com/images/pic/MCG/P382~Antique-Bookcase-I-Posters.jpg 
  8. http://img-fotki.yandex.ru/get/9895/121447594.55f/0_fb869_c9d176dc_XXXL.jpg
  9.  http://life-move.ru/wp-content/uploads/2013/12/100109146_24941615f214a39ea7ce510.png
  10. http://www.libex.ru/dimg/1e836.jpg

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка детской игровой программы "Наша дружная семейка"

В разработке представлена игровая программа в образцовом хореографическом коллективе "Искорка" которая направлена на ознакомление детей и родителей с традициями коллектива; организация совместного дос...

Методическая разработка военно-спортивного состязания "Отчизны верные сыны" на Кубок Витязя.

Данная разработка - результат поиска оптимальных форм работы по допризывной подготовке юношей. Так же мероприятие носит ярко выраженную патриотическую направленность. За 4 года, в течение проводится о...

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Спорт-наше здоровье" для учащихся 4-5 классов по предмету: "Физическая культура"

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Спорт-наше здоровье" направлена на пропаганду здорового образа жизни...

Библиотечный – библиографический урок для учащихся 5-х классов.

Этот библиотечный урок поможет детям понять  и выучить новые термины при работе с книгами. При помощи тих знаний, дети смогут более легко ориентироваться в книжном пространстве....

Методическая разработка мероприятия «Мы этой памяти верны», посвященного 70- летию Победы Великой Отечественной Войне

Цель  мероприятия:1. Формирование представления у обучающихся о событиях Великой отечественной Войны.2. Воспитание чувства гордости за своих земляков, чувства патриотизма.3. Воспитание гражданско...

Библиотечно-библиографический урок в 5 классе "Структура книги"

На занятии учащиеся 5 класса знакомятся со структурой книги...

Читайте и вы узнаете... (библиотечно-библиографический урок)

«Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты». С таким же правом можно сказать: «Скажи мне, что ты читаешь, и я скажу тебе, кто ты»....