Библиотечно-библиографический урок в 5 классе "Структура книги"
план-конспект занятия (5 класс) на тему

Прядко Ольга Владимировна
На занятии учащиеся 5 класса знакомятся со структурой книги

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bibl._urok_2.docx15.86 КБ

Предварительный просмотр:

Библиотечно – библиографический урок

для учащихся 5-х классов

«Структура книги»

Оформление: Оформлена выставка новых поступлений, пообобраны книги с небольшими и интересными предисловиями. Из бумаги сделана ромашка, на лепестках которой написаны слова: «обложка», «корешок», «страницы», «иллюстрации», «оглавление», «титульный лист», «аннотация», «форзац».

Ведущий: Сегодня мы с вами познакомимся с теми элементами книги, которые вам еще не известны.

Вначале вспомним то, что мы уже знаем о структуре книги. Вот перед вами на столе лежит ромашка, на лепестках которой написаны названия элементов книги. Кто первый вытянет лепесток?

(Выходят ученики, читают вслух слова, написанные на лепестках ромашек, объясняют их значение, показывают соответствующие части книги. Во время ответов ученикам могут быть заданы наводящие вопросы: «Для чего нужна обложка?», «О чем может рассказать титульный лист?», «О чем говорят выходные данные?», « Что мы называем иллюстрациями?»)

Ведущий: Итак, некоторые элементы книги мы с вами вспомнили. А теперь приготовьте тетради-памятки, в них мы запишем новые слова.

Внимание, записываем:

«Предисловие», и «послесловие», - это статьи о книге или авторе, которые помещаются перед текстом или после него.

Предисловие и послесловие расскажут вам об авторе, о его жизни и творчестве,  о книге, об истории ее создания, о героях книги, об их дальнейшей судьбе , и о многом другом.

(Ведущий показывает наиболее интересные книги с предисловиями и послесловиями)

А теперь, пожалуйста, найдите в книгах, которые лежат перед вами, предисловие или послесловие и обратите внимание на то, кто написал и о чем они рассказывают.

Написать предисловие или послесловие может сам автор или другой писатель, а то и просто хороший друг автора.

(Желательно, чтобы ведущий спросил каждого ученика).

Ведущий: Хорошо, молодцы, ребята. А теперь поговорим о том, какие еще элементы могут рассказать о книге? На обороте титульного листа или в самом конце книги обычно сообщается, для какого возраста она издана. На это тоже обращать внимание. Если вы возьмете книгу для старшеклассников, вам будет трудно ее читать, многое вы еще не поймете. А если вы берете книгу для малышей, вам будет скучно, неинтересно читать. Посмотрите,  пожалуйста, на лежащие перед вами книги. Для какого возраста они предназначены?

(Ребята отвечают).

Найдите в своих книгах текст, мелкими шрифтами. На обороте титульного листа или на самом конце книги. Это – аннотация. Перед тем, как взять книгу в библиотеке, прочтите аннотацию. Это поможет вам сделать правильный выбор.

(Ребята читают аннотации и говорят, что они узнали о книге)

Ведущий: Иногда в конце книги автор помещает краткий словарь, в котором объясняет значения не понятных ребятам слов. Например, читаете вы книгу о море, о путешествиях. А у моряков на кораблях свой язык, поэтому без словаря морских терминов вам просто не обойтись.

В конце книги помещают указатели имен и географических названий, списки предлагаемой литературы и многое другое. Об этом мы с вами поговорим на следующем занятии.

А теперь повторим, с какими элементами книги мы сегодня познакомились. Верно, это – предисловие, послесловие, аннотация, словари.

(Ребята дают определения новых понятий)

Ведущий: А теперь предлагаю вам разделиться на две команды и проверить, насколько хорошо вы знаете структуру книги.

(Команды по очереди задают вопросы и отвечают на них)

Примерные вопросы:

  1. Для чего нужна суперобложка?
  2. О чем нам расскажет титульный лист?
  3. Какую роль играют в книге иллюстрации?
  4. Где можно найти объяснение непонятным словам?
  5. Что такое аннотация?
  6. Что можно узнать из предисловия и послесловия?
  7. Определите, для какого возраста предназначена данная книга.

(После игры ребятам предоставляется право выбрать книгу с выставки новых поступлений. Они должны объяснить, что помогло им сделать свой выбор.)

Вопросы викторины:

  1. Двойной лист бумаги, соединяющий блок с переплетной книжкой. (форзац)
  2. Первая страница книги, на которой напечатаны основные сведения об этом издании (титульный лист)
  3. Обложка, одеваемая поверх переплета книги (суперобложка)
  4. Вводный текст, предваряющий изложение основного материала (предисловие)
  5. Иллюстрированная или шрифтовая покрышка книги, защищающая блок от загрязнений (обложка)
  6. Обложка из твердого картона (переплет)
  7. Полоска картона, вкладываемая в книгу для того, чтобы отметить нужную страницу (закладка).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Библиотечный – библиографический урок для учащихся 5-х классов.

Этот библиотечный урок поможет детям понять  и выучить новые термины при работе с книгами. При помощи тих знаний, дети смогут более легко ориентироваться в книжном пространстве....

Программа уроков библиотечно-библиографические и информационные знания школьникам

Программа уроков расчитана для учащихся 1-8 классов и составляет 36 часов....

Читайте и вы узнаете... (библиотечно-библиографический урок)

«Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты». С таким же правом можно сказать: «Скажи мне, что ты читаешь, и я скажу тебе, кто ты»....

Методическая разработка библиотечно - библиографического урока « Наши верные друзья-словари!»

Вся жизнь человека состоит из информации. Люди общаются, выражают свои мысли, говорят о своих потребностях. И начинается это общение еще в раннем детстве. В школе педагоги обучают детей самому главном...

Библиотечно-библиографическая олимпиада для учащихся 8-х классов

Библиотечно-библиографическая олимпиада для учащихся  8-х  классов...