Основные виды тропов, их использование мастерами художественного слова (подготовка в ЕГЭ)
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (11 класс)

Потапова Кира Евгеньевна

Основные виды тропов, их использование
мастерами художественного слова

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon osnovnye_vidy_tropov.ppt576.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Основные виды тропов, их использование мастерами художественного слова

Слайд 2

Цель урока : 1.Систематизировать сведения об основных видах тропов и их использовании в художественных текстах /синтаксические фигуры языка/. 2.Закрепить навык анализа художественного текста/ на материале заданий ЕГЭ /.

Слайд 3

Орфографическая разминка В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква ? 1. г…рмония, н…стальгия, разоч…рование 2. чес…ный ,свис…нул ,прелес…ный 3. патри…тический, ж…ланный, оск…рбленный 4. расст…лить ,изм…нение ,соб…раться

Слайд 4

Основная особенность художественной речи -создание художественного образа, что достигается использованием художественно-выразительных средств языка / тропов/

Слайд 6

Синтаксические фигуры Повтор – основная разновидность фигур прибавления. Лексический повтор -повторение одного и того же слова : Синие горы Кавказа, приветствую вас! вы взлелеяли детство мое ; вы носили меня на своих одичалых хребтах, облаками меня одевали, вы к небу меня приучили , и я с той поры все мечтаю об вас да о небе .

Слайд 7

Морфемный повтор- повторение окончаний ,суффиксов ,приставок, корней . А как же Пушкин ? Как ая непоправим ая и бессмысленн ая гибель!.. Да, непоправим ая ,но не бессмысленн ая . Да , «невольник чести », но ведь чести …Все остальное им не нужн о ,все остальное не важн о .

Слайд 8

Анафора – повтор слов или словосочетаний в начале стихотворной строки или в рядом стоящих прозаических фразах : Как ни гнетет рука судьбины, Как ни томит людей обман, Как ни браздят чело морщины… Ф.И.Тютчев

Слайд 9

Эпифора - повторение слов или словосочетаний в конце строки Степям и дорогам Не кончен счет ; Камням и порогам Не найден счет … Э.Багрицкий

Слайд 10

Тренинг Определите , какая синтаксическая фигура использована в данном тексте. В лучах утреннего солнца загораются капли росы. Можно , конечно, с тщательностью выписать, как одни капли мерцают глубокой зеленью, другие –чисто кровавого цвета, третьи- матово светятся изнутри. Можно написать ,как это разноцветное горение сочетается с синевой, желтизной, розоватостью луговых цветов .Можно вспомнить ,как яркий темный след остается, если пройти по седому росному лугу….

Слайд 11

Параллелизм - развернутое сопоставление двух явлений, данное в сходных синтаксических конструкциях : День –как трава расстилаюся. Ночь – слезами умываюся. Н.А.Некрасов

Слайд 12

Инверсия – необычный порядок слов в предложении, придающий фразе новый выразительный оттенок: Не глядя на него , суровая, ничего не прощающая , подавала она ему воду молча. Прямой порядок . Суровая, ничего не прощающая ,она подавала ему воду молча, не глядя на него.

Слайд 13

Градация –расположение слов и выражений по возрастающей или убывающей значимости Все грани чувств ,все грани правды Стерты в мирах, в годах , в часах … А.Белый Полная жизнь русской классики в школе –это условие существования нашего народа , нашего государства; это вопрос национальной безопасности. В.Непомнящий

Слайд 14

Период - это способ оформления сложного предложения, который соединяет в себе анафору и синтаксический параллелизм . Когда я думаю о судьбе русской литературы, когда я вспоминаю тот ратный подвиг ,который совершила она, когда я понимаю , что она живет в душе каждого человека в любые времена –тогда я соглашаюсь : да, литература – это наша национальная гордость.

Слайд 15

Риторический вопрос и риторическое восклицание- устанавливают активное взаимодействие со слушателем . О времена ! О нравы! Что такое культура ,зачем она нужна ? Что такое культура как система ценностей ? Какова цель того гуманитарного образования, которое всегда было у нас в традиции ?

Слайд 16

Парцелляция- членение предложения, при котором какая-то его часть отделяется от основной части, чтобы подчеркнуть, усилить значение отделенной части /парцеллята / Этим летом я увидел море. Впервые в жизни . /Этим летом я впервые в жизни увидел море /.

Слайд 17

Тренинг Определите , какие синтаксические фигуры использованы в тексте . Выросла рябинка при дороге. Она выросла случайно . Незаконно. Просто пристроилась у дощатого забора. Хороша была рябинка , когда гроздья смеялись навстречу солнцу, и после дождя ,когда каждая ягода дрожала в капле воды , когда ветки застенчиво протягивали свои добрые длинные листья , склеенные ,как пальцы после рукопожатия.

Слайд 18

Домашнее задание 1.Повторить материал по теме 2. https://saharina.ru/tests/test.php?name=test496.xml


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие элективного курса «Культура речи» в 8 классе по русскому языку на тему: «Использование поэтических тропов мастерами русского слова»

Цель: показать на примере художественных произведений красоту русской речиЗадачи: 1. закрепить знания по теме «Основные виды тропов»...

Урок русского языка в 11 классе по теме: «Художественный стиль речи. Виды тропов и стилистических фигур»

Цели урока:  Образовательная: уметь доказывать принадлежность текста к художественному стилю речи, совершенствовать навыки анализа текста, формировать умение различать тропы и стилистические фигу...

УРОК-ИССЛЕДОВАНИЕ «Православная Россия в слове мастера художественной прозы И. С. Шмелева»

Этот урок посвящен двум прекрасным мастерам слова и кисти: Ивану Сергеевичу Шмелеву и Борису Михайловичу Кустодеву. И.С. Шмелев написал роман "Лето Господне". Содержание некоторых глав используется на...

«Основные виды тропов и стилистических фигур. Проверка знаний»

Данный дидактический материал по русскому языку составлен для изучения, повторения, закрепления знаий учащихся по теме "Тропы. Стилистические фигуры!. Предназначен для учащихся 10-11 классов....

Конспект открытого урока по русскому языку по теме "Основные виды тропов, стилистические фигуры" (2019 г.)

Цели урока:  ·      образовательная – актуализировать и обобщить знания учащихся об изобразительно – выразительных средствах языка, формировать навыки ...

Лексические средства выразительности и основные виды тропов

В данном материале дается объяснение лексических средств выразительности(метафора, эпитет, сравнение, гипербола, олицетворение)...