Конспект урока по русскому языку (6 класс) ФГОС
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Куулар Айлана Владимировна

Тип урока: "открытие" новых знаний 
Основные понятия: приставка, орфограмма 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл glasnye_v_pristavkah_pre_i_pri.docx27.89 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА: ГЛАСНЫЕ В ПРИСТАВКАХ ПРЕ- И ПРИ-

Тип урока: усвоение новых знаний

Цели: освоение способа действия при выборе гласных е – и в приставках. 
Задачи урока: 
 Образовательные: 

  1. Выявить условия выбора гласных е – и в приставках;
  2. Формировать навык написания приставок пре-/ при-;
  3. Повторить морфемный разбор слов;
  4. Развить умение формулировать определение понятий;
  5. Обогащать словарный запас учащихся;
  6. Совершенствовать орфографические и умения.

 Развивающие: 

  1. Осуществление системно-деятельностного подхода;
  2.  Развитие внимания;
  3. Формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):
  • развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;
  • развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;
  • развивать умение применять новые знания;
  • развитие творческих, речевых способностей учащихся;
  • формирование логических умений;
  • развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт;
  • развитие умения формулировать проблему.

 Воспитательные: 

  1. Воспитание интереса и уважения к родному языку;
  2. Воспитание ценностного отношения к слову;
  3. Развитие коммуникативных УУД:
  • создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества.

Планируемые результаты: 
Личностные: 

  1. Уважительное отношение к родному языку;
  2. Стремление к речевому самосовершенствованию;
  3. Пополнение словарного запаса;
  4. Способность к самооценке на основе критерия успешности.

Метапредметные: 
1. Способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме; 
2. Взаимодействие с окружающими людьми в процессе совместного выполнения задачи, участия в обсуждении. 
Предметные: 
1. Развитие творческой самостоятельности; 
2.Владение разными видами речевой деятельности; 
3. Способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме; 
4. Способность участвовать в речевом общении с соблюдением норм речевого этикета; 
5. Проведение морфемного анализа слов. 

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

  1. Мотивация к учебной деятельности.

Приветствие.

- Сегодня у нас с вами необычный урок. Сегодня вы будете сами добывать знания и сами себя обучать. А я буду помогать, если потребуется. Попробуем разобраться что вы будете изучать и как.

Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку

 Личностные: приобретают новые знания, умения, совершенствуют имеющиеся

Познавательные: осознают учебно -познавательную задачу

Регулятивные: планируют необходимые действия, операции

  1. Выявление места и причины затруднения.

Задание: Вставить пропущенные буквы.  (слайд 1) Пр…красным вечером Василисе Пр…мудрой пр…снился пр…чудливый сон. 

- Какие буквы пропущены в словах? (е,и)

- В какой морфеме пропущены буквы? (в приставках).

- А какие именно приставки? (пре-, при-)

- Значит, как звучит тема нашего урока?

- Чему мы должны научиться на данном уроке?

- Попробуйте сформулировать тему урока. (Правописание приставок пре и при).

- А смогли бы вставить пропущенные буквы правильно?  Что нужно знать, чтобы правильно написать эти слова? (правило)

- Вы правы. Так, какова же цель нашего урока? (научиться правильно писать слова с такими приставками).

 Учащиеся отвечают на вопросы. Строят понятные для партнера высказывания.

Формулируют тему урока.

Познавательные:

устанавливают причинно следственные связи, осуществляют для решения учебной задачи  операции сравнения, анализа, синтеза

Коммуникативные:

Формулируют собственные мысли, высказывают и доказывают свою точку зрения

  1. Усвоение новых знаний.

  1. Физминутка

Как вы думаете, в каком случае мы пишем и, а когда е? (предположения учащихся) (слайд 2)

 ПРЕ-

  1. сходно со значением слова очень большой - пребольшой
  2. сходно со значением приставки пере- преграда – перегородить

ПРИ-

  1. присоединение пришить, приклеить
  2. приближение пришкольный, прибежать
  3. неполное действие приоткрыть, присесть

Заполни таблицу. Информацию ищи в стихотворении. (Слайд 3)

ПРИ-

ПРЕ-

Значение приставки

Примеры

Значение приставки

примеры

ПРИбежать

ПРЕлестный

ПРИклеить

ПРЕрвать

ПРИморский

 

 

ПРИгореть

 

 

 

1. Найди "Четвертое лишнее" и подчеркни зеленым цветом. Устно объясни соседу почему. (слайд 4)

  • превозносить, превосходить, принадлежать, превратить;
  • приноровиться, приналечь, притягивать, препятствовать;
  • приниженный, приплюснутый, беспрекословный, привязчивый;
  • преодолеть, прицелиться, прекратить, пренебречь.

Ответы:

  • превозносить, превосходить, принадлежать, превратить;
  • приноровиться, приналечь, притягивать, препятствовать;
  • приниженный, приплюснутый, беспрекословный, привязчивый;
  • преодолеть, прицелиться, прекратить, пренебречь.

Руки кверху поднимаем

А потом их опускаем

А потом их развернем

И к себе скорей прижмем.

А потом быстрей, быстрей

Хлопай, хлопай веселей

Обдумывают ответы на вопросы и понимают, что знаний у них недостаточно для полных ответов.

Учимся применять правило.

Учащиеся заполняют таблицу, с применением полученных знаний

Парная работа

Работа с карточками

Выполняют элементарные физические упражнения  

Личностные:

Осознают свои возможности в учении

Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы, выбирают необходимую информацию из прослушанного. Коммуникативные:

Строят небольшие монологические высказывания

Личностные:

Осознают необходимость заботы о здоровье

  1. Включение в  систему знаний и повторение

Распределительный диктант (слайд 5)

Преинтересный рассказ, придерживаться за край стола, привокзальная гостиница, приклеить на картон, приехать на автомобиле, пришкольный участок, неожиданная преграда, премиленький ребенок, приподнять тяжелый шкаф, пришить пуговицу, примчаться сломя голову, преодолевать препятствия.

при

пре

приближение

присоединение

близость

неполнота действия

очень

пере-

Замените словосочетание одним словом с приставкой ПРИ- или ПРЕ-. Запиши это слово рядом со словосочетанием, выдели приставку и запиши её значение. (слайд 6)

  1. Расположенный у берега. (прибрежный)
  2. Задуматься на некоторое время.(призадуматься)
  3. Участок около школы.  (пришкольный)
  4. Гнаться за кем-нибудь.  (прибежать)
  5. Вызывающий восхищение, красивый.  (превосходный)
  6. Немного открыть окно.  (приоткрыть)
  7. Расположенный у дороги (придорожный)
  8. Спуститься с неба на землю.  (приземлиться)
  9. Очень длинный. (предлинный)

Карточка № 3. Проверяем свои знания (слайд 7)

Творческий диктант. Задание дифференцированное.

Выбери одну карточку для работы.

Карточка с красным заголовком – трудная.

Карточка с зелёным заголовком – средней трудности.

Карточка с синим заголовком – простая.

 1 группа (сложные, карточки красного цвета)

1. Вставить слова приставками ПРЕ- и ПРИ- по смыслу.
2. Определить тип речи (повествование). Доказать.

3. Выполнить морфемный и словообразовательный разбор слова «преогромный».

В зоопарк из-за границы () два () удава. Был зимний поздний вечер, и сотрудники решили змей оставить в изоляторе. Утром обнаружили, что удавы исчезли. Крышка ящика оказалась (): её плохо (). Бросились искать. На снегу две широкие зигзагообразные полосы – следы беглецов. Нашли их () метрах в пятнадцати от окна. Удавы закоченели. () в помещение – никаких () жизни. Змей поместили в воду. Минут через десять они зашевелились. () тёплой воды – удавы (), ожили.

2 группа (средние, карточки зелёного цвета)

1. Заменить данные в скобках слова словами с приставками ПРЕ- и ПРИ-.
2. Определить тему текста. 
(Об удавах. Об интересном случае из жизни пресмыкающихся.)

 3. Выполнить морфемный и словообразовательный разбор слова «преогромный».

В зоопарк из-за границы (доставили) два (очень огромных удава). Был зимний поздний вечер, и сотрудники решили змей оставить в изоляторе. Утром обнаружили, что удавы исчезли. Крышка ящика оказалась (не совсем закрытой): её плохо (закрепили гвоздями). Бросились искать. На снегу две широкие зигзагообразные полосы – следы беглецов. Нашли их (примерно) метрах в пятнадцати от окна. Удавы закоченели. (Доставили) в помещение – никаких (знаков) жизни. Змей поместили в воду. Минут через десять они зашевелились. (Добавили) тёплой воды – удавы (изменились), ожили.

3 группа (простые, карточки синего цвета) 

1.   Вставить слова с приставками ПРЕ- и ПРИ-, пользуясь словами для справок.
Слова для справок: прибыть, преогромный, приоткрытый, прибить, приблизительно, принести, признак, прибавить, преобразиться.
2. Озаглавить текст.

3. Выполнить морфемный и словообразовательный разбор слова «преогромный».

В зоопарк из-за границы () два () удава. Был зимний поздний вечер, и сотрудники решили змей оставить в изоляторе. Утром обнаружили, что удавы исчезли. Крышка ящика оказалась (): её плохо (). Бросились искать. На снегу две широкие зигзагообразные полосы – следы беглецов. Нашли их () метрах в пятнадцати от окна. Удавы закоченели. () в помещение – никаких () жизни. Змей поместили в воду. Минут через десять они зашевелились. () тёплой воды – удавы (), ожили.

Окончательный вариант.

В зоопарк из-за границы прибыли два преогромных удава. Был зимний поздний вечер, и сотрудники решили змей оставить в изоляторе. Утром обнаружили, что удавы исчезли. Крышка ящика оказалась приоткрытой: её плохо прибили. Бросились искать. На снегу две широкие зигзагообразные полосы – следы беглецов. Нашли их приблизительно метрах в пятнадцати от окна. Удавы закоченели. Принесли в помещение – никаких признаков жизни. Змей поместили в воду. Минут через десять они зашевелились. Прибавили тёплой воды – удавы преобразились, ожили.

Работают с заданиями. Выделяют главное, устанавливают причинно-следственные связи между отдельными языковыми явлениями

Фронтальная, индивидуальная работа

Выборочные задания по группам

Личностные:

Желают

приобретать новые знания, совершенствуют

имеющиеся

Познавательные:

Приобретают умения использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Регулятивные: оценивают сою работу, исправляют и объясняют свои ошибки

Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зраения

  1. Рефлексия учебной деятельности

Приморский, престарый, привинтить. (слайд 8)

1) изложите свою мысль: «Я считаю, что…»;

2) объясните причину появления этой мысли: «Потому что…»;

4) сделайте вывод: «Таким образом,…».

Определяют свое эмоциональное состояние на уроке.

Делают выводы

Регулятивные: оценивают свою работу.

Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания.

  1. Домашнее задание

Выучить правило на стр 115.  Упражнение 205.

Записывают в дневник


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по русскому языку 5 класс ФГОС.

конспект урока по русскому языку 5 класс ФГОС. Тема: "Морфология как раздел грамматики. Самостоятельные и служебные части речи". Планируемые результаты:  обучающиеся научатся распознавать ча...

Конспект открытого урока по русскому языку 6 класс ФГОС по теме "Отрицательные местоимения (закрепление)"

Конспект открытого урока по русскому языку 6 класс ФГОС по теме "Отрицательные местоимения (закрепление)"1. Конспект2. Раздаточный материал3. Физминутка...

Конспект урока по русскому языку (5 класс) ФГОС

Тип урока: "открытие новых знаний"Основные понятия: морфема, приставка, корень, суффикс, окончание...

Конспект урока по русскому языку (6 класс) ФГОС

Тип урока: "открытие" новых знанийОсновные понятия: мягкие, твердые согласные, морфемный, словообразовательный разбор, сложные слова, соединительные гласные....

Конспект урока по русскому языку (5 класс) ФГОС

Тип урока: "открытие" новых знаний Основные понятия: окончание, основа, морфема, морфемный разбор....

Конспект урока по русскому языку (6 класс) ФГОС

Тип урока: комбинированный урокОсновные понятия: фразеологизмы...

Урок Русский язык 6 класс по ФГОС Приставки Пре- и При- план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Цель: освоение способа действия при выборе гласных е – и в приставках. Формировать навык написания приставок пре-/ при-;Развить умение формулировать определение понятий;Обогащать слова...