"СПП с придаточными обстоятельственными"
план-конспект урока по русскому языку (9 класс)

Махмутова Алсу Ракиповна

Конспект урока по русскому языку

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект43.57 КБ

Предварительный просмотр:

                          МБОУ «Гимназия №1»

Разработка урока русского языка в 9 классе  по теме: «Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными»

                      Разработала: учитель русского языка

                                                                       и литературы

                                                Махмутова Алсу Ракиповна

                     2017-2018 учебный год

Класс: 9

Дата: 20.11.2017

Тема урока: «Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными»

Цель: Отработать навыки работы со сложноподчинёнными предложениями, уметь находить предложения с придаточными обстоятельственными.

Задачи:                                                                                            

  -продолжить формирование собственной точки зрения, уметь вести беседу;                                                                                            

  -воспитание чувства любви к русскому языку, чувства ответственности перед своими товарищами;                                          

 -развитие сплоченности, коммуникабельности, критического мышления, креативности;                                    

  -выработать умение нахождения спп с придаточными обстоятельственными;                                                                                                             -развитие аналитического мышления, познавательных умений.

Тип урока :изучение нового материала

Оборудование: доска, интерактивная доска, компьютер, презентация, лист А 4

                                       

                                     

 

                                         

                                                  Ход урока.

 I.        Организационный момент. Приветствие.

Учитель. Добрый день, дорогие ребята.

 Давайте поприветствуем друг друга (партнеры по плечу приветствуют друг друга).  

II.    Актуализация знаний.

       1. Проверка домашнего задания по сингапурской структуре Куиз-Куиз Трэйд.

Учитель:      Мы с вами на прошлом занятии говорили о сложноподчинённых предложениях с придаточными изъяснительными. Дома вы должны были придумать несколько вопросов по данным темам.

 Перед вами лежат маленькие квадратные листочки. Возьмите их, пожалуйста. На этом листочке напишите самый удачный ваш вопрос, на обратной стороне пишите ответ и эту часть согните. .(На выполнение задания даётся 3 минуты).

Сейчас встаньте из-за парт, задвиньте стулья. Ищите себе партнёра.1 участник задаёт вопрос, а его партнёр отвечает. Если партнёр не может ответить на вопрос, тот, кто его задаёт, помогает ему. У вас 1 минута.

Итак, начинает тот, у кого волосы светлее.(выполняют). Теперь задают вопросы те, Поблагодарите друг друга. Обменяйтесь листочками, найдите нового партнёра. Начинает тот ,кто выше ростом.(выполняют).Ещё раз находят себе партнёра, задание выполняют в том же порядке.

Учитель: __________,  какой вопрос тебе задал(а) партнёр? (ответ уч-ся)                                          

-________________, как ______________ ответил(а) на твой вопрос?(ответ уч-ся)

Спасибо за ответы, садитесь.

Давайте вспомним темы предыдущих уроков: о чём мы говорили? что изучали?

Обратим пристальное внимание на СПП. Что вы уже знаете об этом виде сложных предложений?

2. Интеллектуальная разминка.

Сегодня каждый из вас будет работать в рабочем листе, они лежат у вас на партах.

Вам представлено предложение, нужно разобрать его по членам предложения и подумать: чем оно интересно?

Даже в случае ухудшения погоды вечером, несмотря на дождь, ребята выйдут во двор очень увлечённо поиграть в футбол.

В этом предложении много обстоятельств различного вида, а именно:

в случае ухудшения погоды – обстоятельство условия;
вечером – обстоятельство времени;
несмотря на дождь – обстоятельство уступки;
во двор - обстоятельство места;
поиграть – обстоятельство цели;
увлеченно – обстоятельство образа действия;
очень – обстоятельство степени

3. Формирование новых знаний и умений.

1.Формулировка темы и цели урока.

А теперь ещё раз обратите внимание на это предложение, вспомните предыдущие темы уроков и попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока.

Тема:  СПП с придаточными обстоятельственными.

Какова цель урока? Как вы можете её обозначить?

Цель: изучить СПП с придаточными обстоятельственными, их виды и свойства.

2. Выдвижение гипотезы

Что вы можете предположить о придаточных обстоятельственных уже сейчас?

 Существует много видов придаточных обстоятельственных, они отвечают на вопросы обстоятельств.

3. Проверка гипотезы.

Для того, чтобы проверить нашу гипотезу, нужно обратиться к учебнику за теоретическими сведениями.

4. Работа с учебником.

Учитель: Давайте поработаем по учебнику. Для начала прочитаем правило.(1 ученик читает)

Наша гипотеза подтвердилась или нет? (ответы обучающихся)

4.Первичное усвоение новых знаний.

Задание 1.Определите вид придаточных, укажите, чем они прикреплены к главным частям. Составьте схемы предложений.

  1. Когда пьешь воду, помни об источнике.(Когда), []-придаточное времени.
  2. Чтобы много знать, надо много читать.(Чтобы), []-придаточное цели.
  3. Я счастлива, потому что умею любить. [], (потому что)-придаточное причины.
  4. Любое дело можно загубить, если делать его равнодушными руками. [],(если)-придаточное условия

5.Первичная проверка понимания.

 -Проверим, как вы поняли новую тему при помощи распределительно-цифрового диктанта.

 1.Распределительно-цифровой диктант.

Задание: прослушать предложения и записать в 2 столбика номера предложений:

  • в 1-й столбик СПП с придаточными обстоятельственными,
  • во 2-й  - простые предложения с обстоятельствами.

1.Если отец был рядом, он закидывал голову и хохотал открыто и дурашливо. (С придаточным условным).

2.Наскоро одевшись, он вышел в ночь. (Простое предложение).

3.Когда мы двигались к школе, за спиной все время звучал голос Терёхи. (С придаточным времени).

4.Двое продолжали гулять вопреки дождю. (Простое предл.)

5.Я остановился, чтобы сделать привал и  отдохнуть.

 (С придаточным цели).

6.Переходя улицу, нужно быть очень внимательным.(Простое пр.)

7. Одного за другим уводят коней туда, откуда слышатся людские голоса. (С придаточным места).

8. Он шел, нервно оглядываясь, и думал о своем. (Простое предл.)

9.Я теперь счастливым стал навеки, потому что счастья не ищу. (С придаточным причины).

10.Земля быстро сохнет,  благодаря теплой погоде. (Простое предл.)  

-Назовите номера сложноподчиненных предложений и номера простых предложений.

-На что ориентировались, выполняя задание? (Вопросы, союзы, союзные слова, количество грамматических основ).

6. Физминутка.

7.Первичное закрепление материала.

Учитель: Обратите внимание на картину, которая представлена перед вами.

Что на ней изображено? Как вы думаете, почему я приготовила вам картины на данную тематику? (Ответы учащихся). Действительно, скоро праздник День Матери. Мама-самое главное слово в жизни каждого человека. Мы должны уважать её, любить.

Следующее задание вы выполните в группах. На ваших столах лежат конверты. Откройте их, пожалуйста. В конвертах написаны предложения о матери. Предложения простые .Вы должны превратить эти предложения в сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными и составить небольшой текст о матери. Каждая группа выполняет задание на листочке А4.(Время выполнения работы-5 минут).

Учитель: Представители каждой группы читают свои рассказы.

(Ответы учащихся)

VII.Информация о домашнем задании.

Учитель: Домашнее задание даю на выбор.

Задание 1.Написать сочинение на тему «Мой родной край» , используя все виды СПП с придаточными обстоятельственными.

Задание 2. Выписать из художественной литературы 8-10 сложноподчинённых предложений с придаточными обстоятельственными.

Повторение.

  • что мы сегодня изучали на уроке?
  • что вы узнали о придаточных обстоятельственных?
  • Какую цель  вы поставите на следующий урок?

10. Этап рефлексии.

Учитель: В конце урока я предлагаю вам оценить ваши знания.  Обратите внимание на листок, который лежит у вас на партах .Здесь представлена таблица выставления оценок. Исходя из данной таблицы, поставьте себе оценку за сегодняшний урок.

«5»

«4»

«3»

«2»

Я активно участвовал(а) на уроке, ответил(а) на все вопросы, выполнил(а) все задания.

Я участвовал(а) на уроке, но не смог(ла )ответить на несколько вопросов.

Я ответил(а) только на некоторые вопросы ,не смог(ла) выполнить задания.

Я ничего не понял(а) , не выполнил(а) ни одного задания.

                                          (Ответы учащихся)

Учитель: Думаю, что цели сегодняшнего урока были достигнуты. Спасибо всем за работу. До свидания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными

Это урок русского языка с презентацией  в 9 классе татарской школы. Материалы урока помогут при подготовке к Государственной итоговой аттестации (ГИА) девятиклассников. Цель урока:познакомить уча...

СПП с придаточными обстоятельственными

Конспект урока можно использовать при подготовке кГИА и ЕГЭ , как урок - актуализация сложноподчинённых предложений с придаточными определительными, изъяснительными и  обстоятельственными....

Урок повторения сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными (с использованием ЦОР).

Аннотация урока «Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными». Урок проводится после изучение  всех видов придаточных обстоятельственных . Я, Марданова Алсу Шамил...

разработка урока с применением ЭОР «Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными». 9класс

Тема урока: «Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными». 9классЦели урока: формирование умений:- различать виды придаточных обстоятельственных по значению, вопросам, средс...

Урок русского языка в 9 классе "СПП с придаточными обстоятельственными. СПП с придаточными времени и места."

Урок " СПП с придаточными обстоятельственными. СПП с придаточными времени и места " для 9 класса составлен на основе учебника Л.А.Тростенцовой, Т.А.Ладыженской и др. Материал урока предполагает разноу...

Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными. СПП с придаточными места

Разработка урока на тему "Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными. СПП с придаточными места", цель которого: показать особенности СПП с придаточными места; совершенствовать ор...