Второстепенные члены предложения
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (9 класс)

Головачёва Надежда Петровна

Материал по подготовке к ОГЭ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vtorostepennye_chleny_predlozheniya.docx26.73 КБ

Предварительный просмотр:

Второстепенные члены предложения

По теме «Второстепенные члены предложения» на ОГЭ возможны следующие задания:

  • укажите варианты ответов, в которых верно определены дополнения;
  • укажите варианты ответов, в которых верно определены прямые (ИЛИ косвенные) дополнения;
  • укажите варианты ответов, в которых верно определены определения;
  • укажите варианты ответов, в которых верно определены согласованные (ИЛИ несогласованные) определения.
  • укажите варианты ответов, в которых верно определены обстоятельства;
  • укажите варианты ответов, в которых верно определены обстоятельства места (ИЛИ времени и др.)
  • укажите варианты ответов, в которых верно определены второстепенные члены предложения.

ТЕОРИЯ ПО ДАННОМУ ВОПРОСУ

К второстепенным членам предложения относятся: 

-
Определения (отвечают на вопрос «какой?», обозначают признак) 
-
Дополнения (отвечают на вопросы косвенных падежей - всех падежей, кроме И.П. ) 
-
Обстоятельства (отвечают на вопросы: где, куда, откуда, как, почему, когда, с какой целью и т.д.) 

Второстепенные члены предложения могут быть:

  • обособленными*/неособленными
  • распространенными**/нераспространенными

*Обособленный – значит выделенный запятыми с двух сторон (или с одной, если стоит в конце или в начале предложения) 
**Распространенный - имеющий зависимые слова. 

Обособленным может быть любой второстепенный член предложения.
Обособленное определение (часто так называют причастный оборот, но не только его.)
Обособленным определением может быть и одиночное прилагательное. 

Обособленное обстоятельство (так часто называют деепричастный оборот, однако может выражено и другими частями речи) 

 Параметры сравнения

Дополнение

Определение

Обстоятельство

На какие вопросы отвечают

Кого? Чего?
Кому? Чему?
Кого? Что?
Кем? Чем?
О ком? О чем?
На вопросы косвенных падежей.

Какой? Какая? Какие? Который?
Чей? Чья? Чье? Чьи?

Как? Когда? Почему? Где? Куда? Откуда? Зачем? Каким образом?

Какими частями речи выражаются

Существительным или местоимением в косвенных падежах и др.

Прилагательным, причастием и др.

Наречием, деепричастием, существительным и др.

Что обозначает

Предмет.

Признак, качество, свойство предмета.

Место, время, причину, способ действия.

Как подчеркиваются

- - - - - - - - - -

~~~~~~~~~~

–– . –– –– –– –– ––

Примеры предложений

Летом я жил у бабушки. (у кого? - у бабушки)
Мама испекла пироги 
с малиной. (с чем? - с малиной)

Зеленеют молодые сосны и ели. (Какие? - молодые)
Из норы торчал 
мыший хвост. (Чей? - мыший)

Утром ребята шли по полю. (Где? - по полю)
Пес сидел 
неподвижно. (Каким образом? - неподвижно)

ДОПОЛНЕНИЕ

Дополнение – это второстепенный член предложения, который обозначает предмет и отвечает на вопросы всех косвенных падежей (т.е. всех падежей, кроме именительного). Дополнение графически в предложении подчеркивается пунктирной линией.

Виды дополнений:

прямое – дополнение в форме винительного падежа без предлога;

Решать (что?) задачу, увидеть (кого?) подругу.

 косвенное - все остальные формы, включая форму винительного падежа с предлогом.

Говорить (о чём?) о книге, любоваться (чем?) природой.

Борьба (за что?) за свободу; отдал (кому?) мне.

  • В отрицательных предложениях прямое дополнение может стоять в форме родительного падежа.

Подсказка: такое дополнение легко поставить в форму винительного падежа.

Он не читал письма (чего? родит. падеж) – он не читал письмо (что? винит. падеж).

  • Если прямое дополнение обозначает часть целого, то тоже может стоять в форме родительного падежа.

Выпить молока – выпить молоко.

 

ТРУДНЫЙ СЛУЧАЙ

Если дополнение выражено инфинитивом, то оно не имеет формы падежа. Поэтому такие дополнения не характеризуют ни как прямые, ни как косвенные.

Я предложил ему (что?) приехать.

 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Определение – это второстепенный член предложения, который обозначает признак предмета (или лица) и отвечает на вопросы какой? который? чей? Графически определение отображается волнистой линией.

Виды определений:

Согласованные определения согласуются с определяемым словом в роде, числе и падеже.

Солнечная погода – о солнечной погоде.

 

Несогласованные определения связываются с главным словом при помощи:

  • управления – дополнение ставится при главном слове в определённом падеже.

Памятник (какой?) из бронзы – о памятнике каком?) из бронзы

  • примыкания – дополнение является неизменяемой частью речи или неизменяемой формой.

Макароны (какие?) по-флотски, (чей?) их дом.

 

 Способы выражения несогласованных определений:

  • Имя существительное в косвенном падеже с предлогом или без предлога: платье в клетку, мебель из дуба);
  • Инфинитив: желание (какое? жить, возможность (какая?) узнать;
  • Наречие: поворот (какой?) направо.
  • Прилагательное в сравнительной степени: предложение (какое?) поинтереснее, дома (какие?) повыше.
  • Притяжательные местоимения ЕЁ, ЕГО, ИХ: (чья?) его книга.
  • Цельные словосочетания с главным словом – существительным: девушка (какая?) с русыми волосами.

 

Как отличить несогласованные определения от дополнений?

  • Многие несогласованные определения можно заменить согласованными: дом из камня – каменный дом.

Примечание.

Не все несогласованные определения можно заменить согласованными: решение написать, поворот направо.

  • Определение указывает на признак, тогда как дополнение указывает на объект.

Шла женщина (с кем?) с ребёнком (дополнение).

Он встал за женщиной (какой?) с ребёнком (определение).

  • Определение относится к существительному, а обстоятельство – к глаголу.

Мы вошли (куда?) в театр (обстоятельство).

Вход (какой?) в театр (определение) был уже открыт.

 

ОБСТОЯТЕЛЬСТВО

Обстоятельство – это второстепенный член предложения, который обозначает место, время, причину, образ действия и др. и отвечает на вопросы где? куда? когда? откуда?  почему? зачем? как? и др. Подчеркивается линией тире и точка.

 

Виды обстоятельств по значению:

  • места (где? куда? откуда?): приехал (куда?) в город; остановился (где?) в гостинице);
  • времени (когда? с каких пор? до каких пор? как долго?): приехал (когда?) поздно; (с каких пор?) с утра выполнял задание;
  • образа действия (как? каким образом? каким способом?): говорил (как?) убедительно;
  • меры и степени (в какой мере? в какой степени? насколько?): в какой степени?) очень устал;
  • сравнения (как? подобно кому? подобно чему?): щенок свернулся (как?) калачиком;
  • причины (почему? отчего? по какой причине?): она соглашалась (почему?) для приличия;
  • цели (зачем? для чего? с какой целью?): остановились (с какой целью) оглянуться;
  • условия (при каком условии?): Чуден Днепр (при каком условии?) при тихой погоде.
  • уступки (вопреки чему? несмотря на что?): они пошли, (несмотря на что?) несмотря на дождь.

 

ПРИМЕР ЗАДАНИЯ

2.Синтаксический анализ. Прочитайте текст.

(1) На протяжении веков соль ценилась на вес золота.(2) Из-за неё начинались и заканчивались войны, вспыхивали бунты, за неё покупались целые города, а по количеству имеющихся запасов соли определяли влиятельность человека.

(3) В основном, ценность соли была обусловлена одним её замечательным свойством – способностью сохранять продукты свежими. (4) Люди  учились беречь соль, знали об этом с древнейших времен, и, возможно, именно благодаря использованию соли человечеству удалось миновать многие эпидемии.

(5) Соль во все времена будут использоваться людьми как один из важнейших продуктов, ведь без неё как без рук.

 

Укажите варианты ответов, в которых верно определены дополнения в предложенияхЗапишите номера ответов.

 

1) знали об этом (предложение 4)

2) обусловлена свойством (предложение 3)

3) влиятельность человека (предложение 1)

4)  покупались города (предложение 2)

5) учились беречь (предложение 4)

Ответ: 125

Пояснение

1) знали об этом (предложение 4) (знали о чём)

2) обусловлена свойством (предложение 3) (обусловлена чем?)

3) влиятельность человека (предложение 1) (влиятельность чья? человека – это несогласованное определение)

4)  покупались города (предложение 2) (что города – это подлежащее)

5) учились беречь (предложение 4) (учились чему?)

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по русскому языку для 5 класса по учебнику Е.Быстровой по теме: Второстепенные члены предложения. «Нераспространенные и распространенные предложения»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Ухманская средняя общеобразовательная школа»Канашского района Чувашской Республики     Методическая разработка уро...

Конспект урока по русскому языку в 5 классе «Распространённые и нераспространённые предложения. Второстепенные члены предложения».

Урок объяснения новых знаний. Цель урока:1.     Формирование представления о второстепенных членах предложения.Задачи:1.     Сформировать умения:·...

Урок русского языка. 5 класс. Второстепенные члены предложения (обобщение). Разбор прстого предложения

повторительно-обобщающий урок при изучении темы "Второстепенные члены предложения" с использованием ИКТ...