Урок русского языка в 6 классе "Порядковые числительные".
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Рогалева Ирина Евгеньевна
Урок русского языка в 6 «Б» классе проведен 12.02.2017 г. Тема: Порядковые числительные. Содержательная цель: формирование у учащихся представлений о порядковых числительных. Деятельностная цель: формирование у учащихся умений реализации разных способов действия. Задачи урока обучающие: знать признаки порядковых числительных, правила согласования с существительными; развивающие: развивать умение детей самостоятельно получать знания; развивать мыслительные операции; развивать познавательные и творческие способности через разнообразные виды деятельности; воспитательные: воспитывать уважительное отношение к важным событиям, происходящим в нашей стране. Тип урока: урок «открытия» нового знания. Технология: модульная, элементы проблемного и дифференцированного обучения. Формы: фронтальная, групповая, работа в парах, индивидуальная. Оборудование: презентация, компьютер, раздаточный материал, оценочные листы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ich.doc58.5 КБ
Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_karta_uroka.doc68 КБ
Microsoft Office document icon otsenochnyy_list.doc126.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                              Урок русского языка в 6 классе
Тема: Порядковые числительные.

Цели урока: 

Содержательная цель: формирование у учащихся представлений о порядковых числительных.
Деятелъностная цель: формирование у учащихся умений реализации разных способов действия.

Задачи урока
обучающие: 
знать признаки порядковых числительных, правила согласования с существительными.
развивающие: развивать умение детей самостоятельно получать знания; развивать мыслительные операции; развивать познавательные и творческие способности через разнообразные виды деятельности;
воспитательные: воспитывать коммуникативные отношения; уважительное отношение к важным событиям, происходящим в нашей стране.

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Технология: модульная, элементы проблемного и дифференцированного обучения.

Формы: фронтальная, групповая, работа в парах, индивидуальная.
Оборудование: презентация, компьютер, раздаточный материал, оценочные листы. 

Ход урока:

1. Организационный момент. (Приветствие, проверка готовности учащихся) – до 1 мин.
УЭ – 0.
 Девиз урока: «Всё мы сможем, все сумеем, трудности преодолеем!»
2. Мобилизующий этап.
УЭ – 1.
Цель: настроить учащихся на восприятие нового материала, повторить изученное об именах числительных.

ЭОР «Фабрика кроссвордов». http://puzzlecup.com/?guess=00D3285344B4498A  - - Сделайте вывод, какие имена числительные мы с вами еще не изучали.

Задание: Сформулируйте тему урока. С какой целью мы изучаем эту тему? (пропишу цель на доске) Узнать, что такое порядковые числительные. (Их определение, признаки, изменение)

(2 балла) -  до 3 мин

3. Изучение нового материала. 
УЭ – 2. Цель: изучить и систематизировать теоретические сведения о порядковых числительных.

Задание 1: Создайте  краткую запись, опираясь на материал видеоурока (3 мин.27 сек.) и данные вопросы (вопросы записать на доске).

1. Что обозначают порядковые числительные?

2. На какие вопросы отвечают порядковые числительные?

3. Как изменяются порядковые числительные?

4. Какую синтаксическую роль играют в предложении?

Работа в парах: ответьте на вопросы друг другу. Если не справились или ошиблись, прочитайте материал п.66 (стр.157-158). Снова ответьте на вопросы.

(4 балла) (сами проверяют, выставляют баллы в оценочные листы) – 10 мин.

Задание 2 (для тех, кто идет вперед). 

Прочитайте данные примеры и сделайте вывод, от чего зависят род, число и падеж слова первый. (от существительного, к которому относится)

Первый игрок, первая медаль, первое место, первые игры, к первому лыжнику, первой фигуристки.

- Какая часть речи изменяется так же, как и порядковые числительные? (
им. прил.)

- Как определяются окончания порядковых числительных?

Вывод: Окончания порядковых числительных определяются так же, как и окончания прилагательных (орф.№ 19) (по вопросу)
(3 балла)
(отвечают фронтально,  выставляют баллы + 2 мин.)

4. Практическая работа.

УЭ – 3. Цель: уметь применять правило «Безударные гласные в окончаниях прилагательных и порядковых числительных».

Задание 1.

1, 2 группы: Упр. 376 (три словосочетания)

3 группа: просклонять по падежам словосочетание пятый лыжный забег. (экспертная проверка)

1,2 группы - взаимопроверка (поменяйтесь тетрадями) по контрольному листу (на экране).
(6 баллов) –
5 мин.

Задание 2.

Прочитайте текст.  Выпишите словосочетания «порядковое числительное + существительное», обозначьте орфограмму № 19.

(3 группа читают вслух по одному предложению)

Первую золотую медаль на Олимпийских играх в Сочи принесли сборной России фигуристы. 9 февраля они одержали победу в командном турнире. Лучшей из наших лыжниц стала вологжанка Юлия Чекалёва, пришедшая к финишу с 15-м результатом в скиатлоне. (лыжные гонки) Череповецкий конькобежец Артем Кузнецов занял 19-е место в конькобежном турнире.

1 группа – у доски (2 чел. по два словосочетания);

3 группа – по образцу в оценочном листе.

1,2 группа – самопроверка по записи на доске.

3 группа – проверка учащимися 1 группы, которые были у доски.

(4 балла) – 5 мин.

Динамическая пауза (физминутка - Панда) – 2 мин. 

Задание 3. Составить предложения или словосочетания, используя порядковые числительные, на тему: «Зимние Олимпийские игры».

1 гр. 2 сложных предложения;

2 гр. 2 простых предложения;

3 гр. 2 словосочетания.

(4 балла: за предложение и за тему) – 5 мин.

(экспертная проверка)

5. Тестовая работа (раздаточный материал). 

УЭ – 4. Цель: проверить уровень полученных на уроке знаний. – 5 мин.

  1. Какое значение имеет порядковое числительное?

А) число; Б) порядок предметов при счете; В) количество предметов

     2. Какой грамматический признак не относится к порядковым числительным?

    А) спряжение; Б) род; В) число; В) падеж.

    3. Какое окончание имеет числительное в словосочетании к девят..му игроку?

     А) –аму; Б) – ыму; В) – ому? Г) – ему.

    4. Какую синтаксическую роль играет порядковое числительное в предложении:

Во второй соревновательный день Олимпийских игр в Сочи было разыграно восемь комплектов наград, из которых сборная России выиграла четыре медали.

      А) подлежащее; Б) определение; В) обстоятельство; Г) дополнение; Д) сказуемое.

    5.  В каком падеже употреблено порядковое числительное в предложении:

Официальными талисманами Олимпийских игр 2014 года в Сочи стали Леопард, Белый медведь и Заяц.

    А) Им.п.; Б) Род.п.; В) Дат. п.; Г) Вин. п.; Д) Тв. п.; Е) Пр. п.

Взаимопроверка по ключу. (5 баллов) – 2 мин.

6. Итог урока.

УЭ-5. Цель: оценить деятельность учащихся, подвести итог урока.

- Какую цель мы ставили перед собой в начале урока? Как вы думаете, мы достигли поставленной цели? Проверим свои оценочные листы. – 3 мин.

7. Домашнее задание. – комментирую – 2 мин.

П. 66 + записи в тетради.

1 гр.: написать рассуждение по данному высказыванию: (я раздам листочки, вы прочитайте)


Среди ученых-лингвистов всегда немало сомнений, какой частью речи следует считать такие слова, как третий, пятый, двадцатый и т.д. С одной стороны, эти слова образованы от числительных три, пять, двадцать и по значению имеют отношение к числу, счету. С другой стороны, по грамматическим свойствам слова три и третий имеют мало общего между собой. Слово три изменяется только по падежам, а слово третий изменяется по падежам, числам и родам в зависимости от существительного, к которому оно относится. Именно такими свойствами обладает такая часть речи, как прилагательное. Поэтому некоторые современные ученые полагают, что слова, обозначающие порядок предметов при счете, следует считать относительными прилагательными. А как думаете вы?


2 гр.: упр. 377 (полностью);

3 гр.: упр. 377 (6 словосочетаний на выбор).                                                                                  



Предварительный просмотр:

                                              Урок русского языка в 6 «Б» классе                                     12.02.2017 г.
Тема:
 Порядковые числительные.

Цели урока: 

Содержательная цель: формирование у учащихся представлений о порядковых числительных.
Деятелъностная цель: формирование у учащихся умений реализации разных способов действия.

Задачи урока
обучающие: 
знать признаки порядковых числительных, правила согласования с существительными;

 развивающие: развивать умение детей самостоятельно получать знания; развивать мыслительные операции; развивать познавательные и творческие способности через разнообразные виды деятельности;
воспитательные: воспитывать уважительное отношение к важным событиям, происходящим в нашей стране.

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Технология: модульная, элементы проблемного и дифференцированного обучения.

Формы: фронтальная, групповая, работа в парах, индивидуальная.
Оборудование: презентация, компьютер, раздаточный материал, оценочные листы. 

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

Учебный элемент

(этап урока;

цель этапа; время)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемый результат

Вид контроля

УЭ – 0. Организационный момент.

до 1 мин.

Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку, знакомство с девизом урока.

Волевая саморегуляция.

Проговаривание девиза урока.

Внутренняя и внешняя готовность к уроку.

Самоконтроль.

УЭ – 1. Мотивационный этап. Цель: настроить учащихся на восприятие нового материала, повторить изученное об именах числительных.
до 3 мин.

Организация работы с ЭОР:

«Фабрика кроссвордов».

Организация диалога о теме и цели урока.

Разгадывание кроссворда по изученной ранее теме.

Формулировка темы и цели урока.

Готовность к восприятию новых знаний.

Самопроверка.

УЭ – 2. Изучение нового материала. 
Цель: изучить и систематизировать теоретические сведения о порядковых числительных.

до 12 мин.

Организация осмысленного просмотра видеолекции и дифференц. закрепления теоретического материала.

Оформление краткой записи по видеолекции.

Работа в парах: ответы на вопросы.

Закрепление теоретического материала через чтение учебника (низкий и средний уровень) или выполнение дополнительного задания (высокий уровень).

Фиксирование новых знаний.

Взаимоконтроль в парах.

УЭ – 3. Практическая работа.

Цель: уметь применять правило «Безударные гласные в окончаниях прилагательных и порядковых числительных».

до 10 мин.

Организация дифференц. деятельности  для отработки навыков

Работа по группам:

1. упр. в учебнике (высокий и средний уровень); индивид.задание (низкий уровень).

2. с текстом (у доски – 2 чел.)

Присвоение выявленных закономернос-тей.

Экспертная проверка (низкий уровень);

взаимопроверка по контрольному листу (высокий и средний уровень).

Самопроверка,

взаимопроверка.

Динамическая пауза – 2 мин.

5 мин.

3. на развитие речи.

Экспертная проверка

УЭ – 4. Тестовая работа. Цель: проверить уровень полученных на уроке знаний.

до 7 мин.

Организация мониторинга планируемых результатов усвоения новых знаний.

Выполнение тестовой работы.

Осознание значимости новых знаний.

Взаимопроверка по ключу.

УЭ-5. Итог урока. Цель: оценить деятельность учащихся, подвести итог урока.

3 мин.

Организация рефлексии деятельности.

Ответы на вопросы учителя. Оценка достижения поставленной цели и своей деятельности.

Ценностное отношение к деятельности и её оценка.

Самооценка (оценочный лист).

УЭ-6. Домашнее задание. Цель: закрепить полученные знания;
развивать творческие способности.

2 мин.

Организация дифференц. домашнего задания

(высокий уровень – задание на опережение; средний и низкий уровень – задание на закрепление изученного)

Самостоятельная домашняя работа.

Закрепление полученных знаний, развитие творческих способностей.

Экспертная оценка.


Материал для домашнего задания.

Среди ученых-лингвистов всегда немало сомнений, какой частью речи следует считать такие слова, как третий, пятый, двадцатый и т.д. С одной стороны, эти слова образованы от числительных три, пять, двадцать и по значению имеют отношение к числу, счету. С другой стороны, по грамматическим свойствам слова три и третий имеют мало общего между собой. Слово три изменяется только по падежам, а слово третий изменяется по падежам, числам и родам в зависимости от существительного, к которому оно относится. Именно такими свойствами обладает такая часть речи, как прилагательное. Поэтому некоторые современные ученые полагают, что слова, обозначающие порядок предметов при счете, следует считать относительными прилагательными. А как думаете вы?

План рассуждения:

  1. Тезис, утверждение.
  2. Доказательства (привести не менее двух аргументов или примеров).
  3. Вывод, заключение.

Материал для домашнего задания.

Среди ученых-лингвистов всегда немало сомнений, какой частью речи следует считать такие слова, как третий, пятый, двадцатый и т.д. С одной стороны, эти слова образованы от числительных три, пять, двадцать и по значению имеют отношение к числу, счету. С другой стороны, по грамматическим свойствам слова три и третий имеют мало общего между собой. Слово три изменяется только по падежам, а слово третий изменяется по падежам, числам и родам в зависимости от существительного, к которому оно относится. Именно такими свойствами обладает такая часть речи, как прилагательное. Поэтому некоторые современные ученые полагают, что слова, обозначающие порядок предметов при счете, следует считать относительными прилагательными. А как думаете вы?

План рассуждения:

  1. Тезис, утверждение.
  2. Доказательства (привести не менее двух аргументов или примеров).
  3. Вывод, заключение.

Материал для домашнего задания.

Среди ученых-лингвистов всегда немало сомнений, какой частью речи следует считать такие слова, как третий, пятый, двадцатый и т.д. С одной стороны, эти слова образованы от числительных три, пять, двадцать и по значению имеют отношение к числу, счету. С другой стороны, по грамматическим свойствам слова три и третий имеют мало общего между собой. Слово три изменяется только по падежам, а слово третий изменяется по падежам, числам и родам в зависимости от существительного, к которому оно относится. Именно такими свойствами обладает такая часть речи, как прилагательное. Поэтому некоторые современные ученые полагают, что слова, обозначающие порядок предметов при счете, следует считать относительными прилагательными. А как думаете вы?

План рассуждения:

  1. Тезис, утверждение.
  2. Доказательства (привести не менее двух аргументов или примеров).
  3. Вывод, заключение.

Материал для домашнего задания.

Среди ученых-лингвистов всегда немало сомнений, какой частью речи следует считать такие слова, как третий, пятый, двадцатый и т.д. С одной стороны, эти слова образованы от числительных три, пять, двадцать и по значению имеют отношение к числу, счету. С другой стороны, по грамматическим свойствам слова три и третий имеют мало общего между собой. Слово три изменяется только по падежам, а слово третий изменяется по падежам, числам и родам в зависимости от существительного, к которому оно относится. Именно такими свойствами обладает такая часть речи, как прилагательное. Поэтому некоторые современные ученые полагают, что слова, обозначающие порядок предметов при счете, следует считать относительными прилагательными. А как думаете вы?

План рассуждения:

  1. Тезис, утверждение.
  2. Доказательства (привести не менее двух аргументов или примеров).
  3. Вывод, заключение.



Предварительный просмотр:

ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ  

    Учебный  

     элемент

(этапы работы)

            Критерии оценивания

                Количество  

                   баллов

         (заполняет учащийся)

УЭ – 1.

Точная формулировка темы – 2 б.

Макс. – 2 б.

УЭ – 2.

 Изучение нового материала

Задание 1. Ответы на вопросы.

Без ошибок – 4 балла (по одному баллу за каждый ответ)

Задание 2. Ответы на вопросы.

Без ошибок – 3 балла (по одному баллу за каждый ответ)

Макс. – 7 б.

УЭ – 3.

Практическая работа по теме урока

Задание 1. Без ошибок – 6 баллов (по одному баллу за каждое словосочетание).

Задание 2. Без ошибок – 4 балла (по одному баллу за каждое словосочетание).

Задание 3. Без ошибок – 4 балла (по одному баллу за предложение и тему)

Макс. – 14 б.

УЭ – 4. Тестовая работа по теме урока

Без ошибок - 5 баллов (по одному баллу за каждый правильный ответ).

Макс. – 5 б.

УЭ -5.

Итоговый  балл

за работу

«5» - 28 – 26 б.

«4» - 25 - 21 б.

«3» - 20 – 15 б.

«2» - 14 и менее

Макс. – 28 б.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка Тема: «Имя числительное как часть речи» 6 класс

Конспект урока русского языка по теме "Имя числительное как часть речи" (6 класс) с применение информационной, эвристической технологии, технологии диффиренцированного подхода к учащимся...

: Повторение и обобщение материала по теме "Имя числительное" (проектная деятельность на уроках русского языка). Создание пособия по русскому языку « Имя числительное».

Данная разработка по теме « Повторение и обобщение материала по теме "Имя числительное" (проектная деятельность на уроках русского языка)». Создание пособия по русскому языку «Имя числительное»....

Урок русского языка "Склонение порядковых числительных"

Использован краеведческий материал как дидактический материал урока....

Конспект урока русского языка: « Обобщающий урок – зачет по теме: «Имя числительное». («Технология КСО при обобщении знаний по теме: «Имя числительное».) (6 класс)

Цели:1)  обобщить и закрепить у учащихся знания по пройденной теме;2)  повторить разряды  числительных;3)  вспомнить особенности склонения числительных;     4) ...

Технологическая карта урока русского языка по теме""Разряды числительных по составу: простые и составные числительные".

Технологическая карта урока по русскому языку для учащихся шестого класса по теме" Разряды числительных по составу: простые и составные числительные"...

Конспект урока русского языка "Разряды количественных числительных"

Конспект урока русского языка в 6 классе  "Разряды количественных числительных"....

Учебно-методическая разработка урока русского языка Тема: Склонение числительных, обозначающих целые числа (Опыт моделирования учебной информации на уроках русского языка в 6 классе)

В разработке  представлен  опыт моделирования учебной информации при изучении особенностей склонения  количественных числительных, обозначающих целые числа.В основе работы на уроке лежи...