Урок русского языка в 8 классе по теме"Обособленные обстоятельства"
план-конспект урока по русскому языку (8 класс)

Жемчужина Нина Александровна

Данный урок предназначен для обучающихся 8 класса основной школы. Для формирования УУД используются приёмы и методы, соответствующие требованиям ФГОС. Урок сопровождается показом электронной презентации.

В течение урока использовалось чередование индивидуальной и фронтальной форм работы. 

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Третье марта Классная работа

Слайд 2

ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ МИНУТКА 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 - - + + - - - - - + ?

Слайд 3

АНАЛИЗ ПРЕДЛОЖЕНИЙ Судить о человеке надо, наблюдая его повседневное существование. Солгав, ты потеряешь доверие людей.

Слайд 4

Опорный конспект по теме «Обособленные обстоятельства» Условные знаки: + материал известен - материал не знаю ? материал, требующий уточнения

Слайд 5

СОБЕРИ РАССЫПАННЫЕ ФРАЗЫ Копая другому яму … … соберись с духом. Принимаясь за дело … … потерявши, плачем. Что имеем, не храним… … сам в нее попадешь.

Слайд 6

дееприч. об Копая другому яму, сам в нее попадешь. дееприч. об 2. Принимаясь за дело, соберись с духом. дееприч. 3. Что имеем, не храним, потерявши, плачем.

Слайд 7

ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ Во время школьной перемены не беги в столовую сломя голову

Слайд 8

Выпишите из данных предложений фразеологизмы. 1) Не надо кричать не помня себя. 2) Отвечай на вопросы собеседника не мудрствуя лукаво. 3) Трудись не покладая рук, тогда добьешься нужных результатов. 4) Собеседника надо слушать затаив дыхание.

Слайд 9

Словарик фразеологизмов 1.Не надо кричать не помня себя. 2.Отвечай на вопросы собеседника не мудрствуя лукаво. 3.Нельзя сидеть сложа руки. 4.Трудись не покладая рук, тогда добьешься нужных результатов. 5.Собеседника надо слушать затаив дыхание Засучив рукава, скрепя сердце, не переводя дух, развесив уши, очертя голову, несолоно хлебавши, держа курс, не долго думая, принимая во внимание.

Слайд 10

СРАВНИТЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ Читать , лежа на кровати , вредно. Читать лежа вредно. Запомни! Стоя, сидя, лежа, молча, нехотя, шутя, не торопясь, не глядя, играя и т.д.

Слайд 11

ВСТАВИТЬ НАРЕЧИЯ, ПО ФОРМЕ НАПОМИНАЮЩИЕ ДЕЕПРИЧАСТИЯ. 1.Папа …сидел в кресле качалке. 2. Пёс …встал и пошёл . 3.И мы…двинулись по тропинке в лес. 4.- Что я? Царь или дитя? - Говорил он… 5.В санях он… правит, И гонит всех, и давит.

Слайд 12

А ТЫ? ВХОДЯ В ДОМА ЛЮБЫЕ -

Слайд 13

И В СЕРЫЕ,

Слайд 14

И В ГОЛУБЫЕ,

Слайд 15

ВСХОДЯ НА ЛЕСТНИЦЫ КРУТЫЕ,

Слайд 16

В КВАРТИРЫ, СВЕТОМ ЗАЛИТЫЕ,

Слайд 17

ПРИСЛУШИВАЯСЬ К ЗВОНУ КЛАВИШ

Слайд 18

И НА ВОПРОС ДАРЯ ОТВЕТ,

Слайд 19

СКАЖИ: КАКОЙ ТЫ СЛЕД ОСТАВИШЬ?

Слайд 20

СЛЕД, ЧТОБЫ ВЫТЕРЛИ ПАРКЕТ И ПОСМОТРЕЛИ КОСО ВСЛЕД,

Слайд 21

ИЛИ НЕЗРИМЫЙ ПРОЧНЫЙ СЛЕД В ЧУЖОЙ ДУШЕ НА МНОГО ЛЕТ?

Слайд 22

След Л.Мартынов А ты? Входя в дома любые, И в серые, И в голубые, Всходя на лестницы крутые В квартиры, светом залитые, Прислушиваясь к звону клавиш И на вопрос даря ответ Скажи: Какой ты след оставишь? След, Чтобы вытерли паркет И посмотрели косо вслед, Или Незримый прочный след В чужой душе на много лет?

Слайд 23

ПРИСЕВ НА СКАМЕЙКУ, ГЛАЗА ДЕВОЧКИ НАПОЛНИЛИСЬ СЛЕЗАМИ

Слайд 25

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ. 1 уровень – упражнение 329 . 2 уровень – определить роль обособленных обстоятельств в поэме М.Ю Лермонтова «Мцыри».



Предварительный просмотр:

Тема урока: «Обособленные обстоятельства». 8класс.

Цель:  уметь правильно находить деепричастный оборот, определить его границы; знакомство с деепричастиями, выступающими в роли наречий. 3)закрепить умение правильно расставлять знаки препинания; научиться строить предложения с обособленными обстоятельствами.  способствовать успешной подготовке к ОГЭ.

Ход

I О.м.

- Здравствуйте, ребята !Чтобы наш урок прошёл  организованно и интересно,  предлагаю принять правила.

 У вас на партах слова. Что же мы возьмём на урок: интерес, любознательность, дружбу, уважение, активность? Какие слова остались? (скука, безразличие). Их будем брать на урок ? (нет).

II. Начинаем урок с орфографической минутки.

Не проверив сочинения; не растаяв на солнце; невзирая на лица; негодуя по поводу происшедшего; не чувствуя боли; не щадя себя; не усвоив предыдущего; не останавливаясь перед преградой; не заглядывая в будущее; недоумевая по поводу случившегося;

(Взаимооценка)   Как пишется Не с деепричастиями?

III Н.м.

 Анализ предложений

а) Судить о человеке надо, наблюдая его повседневное существование.

б) Солгав, ты потеряешь доверие людей.

- Как вы понимаете смысл данных предложений?

1.  Объясните постановку знаков препинания в данных предложениях. (На письме деепричастные обороты и одиночные деепричастия обособляются запятыми).

2. Каким членом предложения являются одиночные деепричастия и деепричастный оборот?

О чем пойдет речь сегодня на уроке? Сформулируйте тему урока, запишите ее в тетради.

Зная название темы урока, сформулируйте цели учебной деятельности. Что, по-вашему, можно узнать на уроке и чему научиться?

         

Слово учителя: Ребята, перед вами на столе есть опорный конспект темы «Обособленные обстоятельства». Отметьте значками:

+ – материал, который вам известен, понятен;

– – то, что вы не знаете,

? – материал, требующий уточнения.

Фронтальное выполнение работы:

         По ходу урока корректируйте ваши пометки, если вы нашли ответы на вопросы.

 Выполним задание: «Собери рассыпанные фразы».

Составьте предложение, соединив по смыслу их части.

Подчеркните обстоятельства, укажите, чем они выражены, расставьте знаки препинания.

1. Копая другому яму, сам в неё не попади.

2. Принимаясь за дело, соберись с духом.

3. Что имеем, не храним, потерявши, плачем.

4. Не зная броду, не суйся в воду.

5.Обжегшись на молоке, дует на воду.

6.Снявши голову, по волосам не плачут.

7.Не поужинавши, легче, а поужинавши, лучше.

8. Не наклонясь до земли, грибка не подымешь.

9. Выстрелив, пулю не схватишь, слово сказав, не воротишь.

10. Не хвали квас разливши, а хвали распивши.

11. Не засыпай старого колодца, не вырыв нового.

12. Давши слово, держи его.

- Вдумайтесь в смысл полученных фраз. Как вы понимаете выражение: «Что имеем, не храним, потерявши, плачем» ? (Истинная ценность чего – либо выясняется, когда этого лишаешься). Назовите обособленные обстоятельства в этом предложении. Почему оно обособляется?

Слово учителя: начинаем поиск ответа на вопрос: «Всегда ли обособляются обстоятельства?»

Слайд: Перед вами предложение, в котором нет ошибок:

Во время школьной перемены не беги в столовую сломя голову.

Задание для учащихся: Найдите в нем слово, которое по происхождению относилось к деепричастию, подчеркните его с зависимым словом как член предложения.

Фронтальные вопросы: Как вы думаете, почему это обстоятельство не обособляется? В чем особенность фразеологизмов?

Слово учителя: Народ в этих метких выражениях отразил свое понимание, как должен вести себя человек.

 Задание для учащихся: Выпишите из данных предложений фразеологизмы. Давайте составим словарик фразеологизмов, чтобы знать их и не выделять запятыми:

1) Не надо кричать не помня себя

2) Отвечай на вопросы собеседника не мудрствуя лукаво

3) Нельзя сидеть сложа руки (сюрприз)

4) Трудись не покладая рук, тогда добьешься нужных результатов

5) Собеседника надо слушать затаив дыхание.

6. Слушал развесив уши. (сюрприз)

К обозначенным предложениям можно добавить: засучив рукава, скрепя сердце, не переводя дух, развесив уши, очертя голову, несолоно хлебавши, держа курс, не долго думая, принимая во внимание и др.

Слово учителя: А вот вам еще один полезный совет. Прочитайте его: (2м.)

 1) Читать, лежа на кровати, вредно.

2) Читать лежа вредно.        Учащийся вызвается к доске.

Записи сделаны на обратной стороне доски.

Фронтальные задания:

1) объясните постановку знаков препинания в первом предложении. Деепричастие можно заменить глаголом.

2) найдите обстоятельства во втором предложении, почему оно не обособлено? Какой частью речи является слово лежа. (Оно потеряло значение добавочного действия).

Слово учителя: Обратимся к опорному конспекту. Назовите, какие одиночные деепричастия могут перейти в наречия.

Слайд:

Стоя, сидя, лежа, молча, нехотя, шутя, не торопясь, не глядя, играя, не спеша и др.

Задания (карточка). Вставить наречия, по форме напоминающие деепричастия.

1.Папа …сидел в кресле качалке. (молча).

2. Пёс …встал и пошёл (нехотя)

3.И мы…двинулись по тропинке в лес. (не спеша)

4.-  Что я? Царь или дитя?  - Говорил он…

5.В санях он… правит,

И гонит всех, и давит. (стоя).

Учитель :Завершим эту часть урока, в которой мы узнали не только правила обособления, но и вспомнили правила поведения, чтением стихотворения Л. Мартынова «След». Подумайте, о каком следе идет речь в этом стихотворении? 

А ты? Входя в дома любые – 
                  И в серые, и в голубые, 
                  Всходя на лестницы крутые, 
                  В квартиры, светом залитые, 
                  Прислушиваясь к звону клавиш 
                  И на вопрос даря ответ, 
                  Скажи: какой ты след оставишь? 
                  След, чтобы вытерли паркет 
                  И посмотрели косо вслед, 
                  Или незримый прочный след 
                  В чужой душе на много лет...

         

Чтение стихотворения с просмотром видеоряда.

Вывод учащихся: Каждый из нас след в памяти людей? Каков он будет – зависит от вашего поведения.

Выполнение самостоятельной работы. Расставить недостающие знаки препинания в прочитанном стихотворении. Графически объясните ваши действия..

Слово учителя: Мы изучаем тему «Обособленные обстоятельства» не только для того, чтобы правильно расставлять знаки препинания, но и верно строить такие предложения. Ошибка в построении может привести к таким последствиям.

Физминутка

 Выключить проектор

Слайд:

Присев на скамейку, глаза девочки наполнились слезами.

Фронтальный вопрос: В чем суть ошибки?

Слово учителя: При построении предложения необходимо учитывать, что основное и добавочное действие должно относиться к одному действующему лицу. Другие виды ошибок указаны в папке «Предупреждение речевых и грамматических ошибок».

(у каждого на парте)  Один выполняет, другой подтверждает выбор.

Выберите правильное продолжение предложения.

Празднуя Масленицу,

  1. первый её день заканчивался традиционной русской забавой – кулачным боем.
  2. весело загорелось соломенное чучело на площади.
  3. народ наделил её такими звонкими эпитетами, как “широкая”, “честная”, “весёлая”.
  4. нередко устраивались коллективные застолья – братчины.

Выберите правильное продолжение предложения.

Изучая историю Отечества,

  1. меня не покидало чувство беспокойства.
  2. экзамен был сдан успешно.
  3. нельзя не отметить выдающуюся роль отдельных личностей в его судьбе.
  4. мой ответ заслужил отличную оценку.

Выберите правильное продолжение предложения.

Отмечая юбилей А. П. Чехова,

  1. мне нравятся его рассказы.
  2. его рассказы очень лаконичны и содержательны.
  3. нельзя не сказать об огромной популярности этого писателя во всём мире.
  4. уроки литературы интересны.

Выберите правильное продолжение предложения.

Готовясь к Олимпиаде-2014,

  1. мяч влетел в ворота английской команды.
  2. строительство олимпийских объектов в Сочи набирает силу.
  3. нашим спортивным командам необходимо упорно тренироваться.
  4. футбольное поле поражает всех своими размерами.

Выберите правильное продолжение предложения.

Изучая русскую поэзию первой половины 19 века,

  1. мне понравилось стихотворение Е. Баратынского
  2. Е. Баратынский пленил меня прелестью звучания поэтических строк.
  3. обратите внимание на стихотворение Е. Баратынского.
  4. сборник стихотворений Е. Баратынского произвёл на меня неизгладимое впечатление.

Кто хочет стать грамотным». Тестирование.

ТЕСТ

I вариант

1.        Обстоятельства, выраженные деепричастным оборотом, обособляются всегда.

а)        да;

б)        нет.

2.        В предложении: Затрещали кусты, заметались вершины молоденьких сосен, заскрипел  оседая наст. (Б. Полевой.) - обособленных членов предложения нет и знаки препинания расставлены верно.

а)        да;

б)        нет.

3.        Бушуя и грозя, волны размеренно ударяли в стенку мола. В этом предложении обособлены два деепричастия и знаки расставлены верно.

а)        да;

б)        нет.

4.        Одиночно употребляемые слова: стоя, сидя, молча, не глядя – не обособляются, так как являются наречиями.

а)        да;

б)        нет.

5.        Стоя на берегу я смотрел на волны, догонявшие друг друга. В этом предложении все знаки препинания расставлены верно.

а)        да;

б)        нет.

Ответы: 1 вариант – 1а, 2б, 3а, 4а, 5б, 6а.

Взаимооценка

- Составим кластер «Обособленные обстоятельства»

Заполнить таблички

Знаю

Умею

Я узнал

Подводится итог урока.

4.        РЕФЛЕКСИЯ содержания учебного материала .

ЦЕЛЬ: выявить уровень осознания содержания пройденного материала.

На доске фразы:

1.        Сегодня я узнал (а)….

2.        Было трудно….

3.        Я научился…

4.        Теперь я могу…

5.        Самым интересным моментом на уроке…

6.        Я научился…

7.        Сегодняшний урок дал мне…..

Дом. работа

Кроссворд по теме «Обособленные обстоятельства»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урок русского языка (8 класс) по теме "Обособленные определения и приложения"

Урок для 8 класса готовит учащихся к ГИА и ЕГЭ по русскому языку: содержит работу с текстом, тестовые задания. В содержании урока ярко выражена воспитательная функция: ребята знакомятся с творчеством ...

Презентация к уроку русского языка (6 класс) по теме "Имя существительное как часть речи"

Презентация разработана в полном соответствии с конспектом урока по данной теме, опубликованным чуть ранее....

разработка урока русского языка 8 класс по теме "Односоставные предложения"

Обобщающий урок по теме «Односоставные предложения» Цель урока: Проверить знания теоретического материала по теме.Развивать умение использовать односоставные предложения в связной речи.Воспитыват...

План – конспект урока (русский язык, 9 класс) по теме: «Сложноподчиненные предложения и их роль в тексте» (на примере комплексной работы с текстом)

Слово учителя.Молчит река, отражая в себе бесконечность звездного неба. Журчит по ка­мушкам беспечный ручеёк, трепещет рябина на осеннем ветру... Всё это бессло­весный язык природы. И только человек м...

Презентация к уроку русского языка 5 класс по теме "Орфограммы в разных частях слова"

Презентация к уроку русского языка пр теме "Орфограммы в разных частях слова" 5 класс.Урок  проводила после повторения за курс начальной школы в 5 клаасе....

Интегрированный урок русского языка и литературы на тему "Обособленные обстоятельства в рассказе Л.Н. Толстого "После бала".

Данный материал содержит в себе презентацию и конспект урока, предназначенный для проведения урока в 8 классе....

Проверочная работа по русскому языку 8 класс по теме "Обособленные определения и приложения"

Проверочная работа по русскому языку 8 класс по теме "Обособленные определения и приложения"...