Формирование читательской грамотности учащихся основной школы
статья по русскому языку

Данилина Татьяна Юрьевна

Современный этап развития российского образования предполагает создание концепции оценки читательской грамотности на основе исследования PISA.  Эта международная программа диагностирует результаты обучения школьников по всему миру. Читательская грамотность включает в себя не только понимание прочитанного, рефлексию, но и использование полученной информации из текста в различных ситуациях деятельности. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование читательской грамотности учащихся основной школы

Т.Ю. Данилина, учитель русского языка и литературы МБОУ «Бутовская СОШ №1»

Современный этап развития российского образования предполагает создание концепции оценки читательской грамотности. Данная система опирается на «Концепцию оценки образовательных учреждений учащихся PISA 2018». При создании Концепции важны были следующие факторы: применение новых технологий, потребность читающих быстро адаптироваться в изменяющемся контексте, использовать несколько источников изучения материала одновременно. В Концепции актуализирована значимость оценивания не только предметных, но и метапредметных интеллектуальных умений.

Исследования PISA - тест на компетентность. Эта международная программа диагностируют грамотность школьников по всему миру. PISA позволяет понять, какая страна будет более конкурентоспособной в будущем за счёт потенциала подрастающего поколения.

В данном проекте путем мониторинга оценки образовательных достижений учащихся было выявлено, что российские школьники значительно отстают от своих сверстников в других станах мира по уровню сформированности читательских умений: найти и извлечь информацию из текста, интегрировать и интерпретировать ее, осмыслить и оценить сообщения текста. Россия в этом рейтинге занимает всего лишь 43 место.     

Оценка функциональной грамотности современного школьника в полной мере зависит от оценки качества читательской грамотности. А что же такое читательская грамотность?

Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо вспомнить, что чтение является предметом исследования. Чтение, чаще всего в педагогическом контексте, понимается как расшифровка – перевод букв в звуки. А читательская грамотность указывает на способность ученика воспринимать, понимать и работать с письменным текстом. При этом читающий и размышляющий человек достигает определенных целей, расширяет свои знания и возможности, участвует в жизни общества.

«Читательская грамотность включает гораздо более широкий спектр компетенций – от базисного декодирования, знания слов, грамматики, структуры текста до знаний о мире. Читательская грамотность также включает метакогнитивные компетенции: понимание своего непонимания, умение восстанавливать и поддерживать свое понимание на должном уровне», - высказывает теоретические положения Г.А. Цукерман, отраженные в документе «Оценка читательской грамотности. Материалы к обсуждению».

При разработке Концепции за основу взято определение, которое было предложено в исследованиях PISA. «Читательская грамотность – способность человека понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни».

Читательская грамотность включает в себя не только понимание прочитанного, рефлексию, но и использование полученной информации данного текста. Последнее представляет собой применение учеником содержания текста в различных ситуациях деятельности, для участия в общественной жизни: экономической и политической, социальной и культурной.

Работая с текстом, ученик совершает действия читателя, являющиеся, в свою очередь, навыками работы с «начинкой» текста, полученными на уроках. Задачи читательской деятельности и способы их решения называют читательскими действиями. К ним относятся такие действия, которые связаны с восприятием текста в целом: с нахождением и извлечением информации, с интеграцией и интерпретацией, с осмыслением и оценкой, с использованием информации из текста. В свою очередь, каждая из групп состоит из определенных читательских умений, которые представляют собой эффективные способы работы с текстом.

Согласно тенденции современного информационного пространства работники образования в нашей стране начали перестраивать способы подачи учебного материала в школьных учебниках, используя тесты и извлекая из них пользу в получении необходимой информации.  Таким образом, увеличилось коммуникативное и жанровое разнообразие текстов, на материале которых ученики осваивают основные читательские умения.

Современному педагогу необходимо научиться «строить» компетентностные задания на основании содержания учебника. Для создания такого задания нужно выбрать один или несколько фрагментов из соответствующего параграфа учебника, дополнительной литературы по теме или разработать само задание. В процессе изучения курса учащимся можно предложить несколько ситуационных задач (заданий), нацеленных на усвоение усложняющихся способов деятельности, на освоение учебного материала в процессе обучения.

Примеры заданий:

В нашей жизни мы часто слышим фразы: «правильная русская речь», «сдать ЕГЭ», «поступить в институт», «написать резюме», «устроиться на хорошую работу». А как это связано с русским языком?

Прочитайте внимательно высказывание И.С. Тургенева о русском языке: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык».

  • Почему надо беречь русский язык?
  • Зачем людям нужен язык?
  • Необходимо ли изучать русский язык?

Ответы на эти вопросы вы найдете в тексте параграфа учебника (Русский язык, 5 класс, ч.1, под редакцией Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой).

1) В каких областях жизни человека необходим язык? Какие еще языки, созданные человеком, вы знаете?

Свой ответ иллюстрируйте примерами.

В жизни есть много примеров, где речь идет о языке как средстве общения. Разновидности языков: язык жестов и азбука морзе, нотная грамота и математические символы, светофор и морской семафор и др.

2) Путешествуя по нашей планете, узнавая тайны чудес света, возникает желание изучать языки мира. Назовите их. А можно ли изучить иностранные языки, не зная собственного?

3) Что такое «язык»? Почему это слово является особенным? Что обозначает? Сколько значений имеет?

Слово «язык» - многозначное, есть прямое и переносное значение.

На основе рисунков объясняется лексическое значение слова.

4) Используя текст учебника и дополнительную литературу (энциклопедия школьника), составьте схему, где нужно показать, почему важно изучать русский язык.

- Мы граждане РФ,

- Верно излагать свои мысли,

- Показатель культуры и воспитанности,

- Главный хранитель знаний о мире, о людях,

- Средство общения,

 - Память народа,

- История народа,

 - Средство обучения основам наук.

5) Составьте рассказ для своих друзей, используя цитату К.Г. Паустовского «С русским языком можно творить чудеса…». О каких чудесах говорит автор?

Чтобы «творить чудеса», надо уметь общаться с помощью русского языка, обмениваться своими мыслями, чувствами и эмоциями друг с другом. Для этого нужно специально учиться. Полученные знания можно будет успешно использовать в жизни.

Компетентностые задания должны иметь практико-ориентированный характер. Такой вид работы позволяет формировать и оценивать не только предметные знания, но и метапредметные умения. Для самооценки разработанных заданий можно использовать ряд признаков. «Хорошее» задание дает возможность выразить свою позицию и аргументировать ценностное суждение. «Хорошее» задание требует самооценку на основе соотнесения результата с пониманием учебной задачи, выявление позитивных и негативных факторов, влиявших на выполнение новых учебных задач. «Хорошее» задание является всегда групповым или парным, где наблюдается совместная работа учащихся с одноклассниками, взрослыми или учащимися других классов. В ходе такой работы принимаются согласованные решения (о важных особенностях или требованиях к проекту или дизайну, о способах выполнения задания, о распределении обязанностей и координации усилий, разделения ответственности за полученный результат, осуществление взаимного контроля, создания общего продукта из взаимосвязанных частей). «Хорошее» задание предполагает наличие проблемы, свежего взгляда на известный объект и создания нового, «устранения неполадок» и ситуации неопределенности, выбора одного из возможных альтернативных вариантов, воплощения принятого решения на практике.

Компетентностные задания.

Тема: Публицистический стиль речи.

Задание №1

Введение в проблему

Отечество, гражданин, общество, информация, журналистика. Все эти понятия ассоциируются с публицистикой – видом литературы, в котором освещаются актуальные темы общественно – политической жизни. Стиль речи – публицистический. В чем его особенность? Каковы языковые средства и приемы построения текста?

Формулировка задания

Для характеристики публицистического стиля речи обратимся к некоторым понятиям. Словарно-орфографическая работа: публицистический, публика, публичный, публицист, опубликовать, публицистика.

– Какой общий корень имеют слова?

– Слово публика (значение: люди, народ) произошло от латинского слова общественный.

Публицистический стиль используется для обращения к массе людей, к народу.

Сделайте запись в тетради.

Источник информации

Толковый словарь. Алгоритм работы со словарем

Форма предъявления

(модельный ответ)

Прочитайте отрывок из книги Д.С. Лихачева «Земля родная», проследите за стилевыми и языковыми чертами публицистического стиля. Переведите текстовый режим в графический формат, заполнив таблицу.

Учитесь говорить и писать

Учиться говорить и писать нужно все время. Язык – самое выразительное, чем человек обладает. За своим языком надо следить постоянно. Самая большая ценность народа – его язык, язык, на котором он пишет, говорит, думает. Думает! Это значит, что вся сознательная жизнь человека проходит через родной ему язык.

Вернейший способ узнать человека – его умственное развитие, его моральный облик, его характер – прислушаться к тому, как он говорит... А ведь бывает и так, что человек не говорит, а «плюется словами». Для каждого понятия у него не обычные слова, а жаргонные выражения. Такой человек хочет показать, что ему все нипочем, что он выше, сильнее всех обстоятельств, умнее всех окружающих. А на самом деле он трус и робок, не уверен в себе.

И если вы хотите быть по-настоящему интеллигентным, образованным и культурным человеком, то обращайте внимание на свой язык. Говорите правильно, точно и экономно.

Если вам приходится часто публично выступать - на собраниях, заседаниях, просто в обществе своих знакомых, то, прежде всего, следите, чтобы ваши выступления не были длинными. Это важно, чтобы вас поняли.

Второе правило. Чтобы выступление было интересным, все, что вы говорите, должно быть интересным и для вас. Постарайтесь, чтобы в вашем выступлении была одна, главная мысль, которой должны быть подчинены все остальные.

Но как научиться писать? Чтобы научиться писать, надо писать, писать письма, дневники. Одним словом: «Чтобы научиться ездить на велосипеде, надо ездить на велосипеде».

Сопоставьте данный текст с текстами других стилей речи, обращаясь к теоретическим изданиям.

Составьте текст публицистического характера с использованием следующих задач:

  • воздействие на массовое сознание,
  • призыв к действию,
  • сообщение информации.

Графически выделите языковые средства и приемы построения текста, сделав вывод.

Публицистический стиль – разновидность литературного языка, в котором органически сливаются черты разных функциональных стилей: научного, официально-делового, художественного, разговорного.

Задание №2    

Тема: Монолог и диалог.

Введение в проблему

У Маши много подруг. Они вместе любят рассуждать о том, что их интересует. Сначала девочки говорят по одной, а потом все вместе. В их общении используются разные формы речи: монолог и диалог. А что же это такое? Для этого обратимся к толковому словарю. Умеете ли вы пользоваться словарем?

Формулировка задания

Найдите слова монолог, диалог в толковом словаре. Следуя инструкции, объясните их значение. Запишите лексическое значение каждого слова в тетрадь.

Источник информации

Толковый словарь

Алгоритм работы со словарем:

1. Определите, с какой буквы начинается слово.

2. Найдите страницу с необходимой буквой в словаре.

3. Обратите внимание на следующие две буквы.

4. Найдите нужное слово.

Форма предъявления

(модельный ответ)

  1. Монолог – речь одного человека, обращенная к самому себе, к зрителям, слушателям.

Диалог- разговор между двумя или несколькими лицами.

  1. Переведите текстовую информацию в графический формат. Составьте схему.
  2. Найдите в тексте художественной литературы монолог и диалог.
  3. Продолжите фразу: Монолог и диалог – формы речи. Необходимо продумывать свою речь, правильно выражать свои мысли…

Задание №3        

Тема: Безударные проверяемые гласные в корне слова (орфограмма №1).

Введение в проблему

Сегодня ваш младший брат пришел из школы очень расстроенным. Он получил по русскому языку «2». Мама попросила вас проверить выполнение домашнего задания по русскому языку у младшего брата. Если нужно, помочь ему.

Формулировка задания

1) Исправь допущенные братом ошибки. Запиши правильный вариант в тетрадь.

Г..ворить об ..сенних замор..зках, щ..бетать на ств..ле с..сны, бр..дить по х..лмам з..мой, взгл..нуть на л..синые р..га, подхв..тить м..рскую б..лезнь, кр..сивая к..са Н..дежды, прогов..рить в сл..вах уд..рение, х..телось хр..нить в т..йнике, прол..тают гр..зовые ..блака.

2) Расшифруй и допиши пословицы

Р..днаяз..мля-матушка|чужаяст..рона-…

Дер..водержитсяк..рнями|ачеловек-…

Книгаитрудхорошиепл..ды…

Источник информации

Орфографический словарь.

Алгоритм проверки безударной проверяемой гласной в корне слова.

Форма предъявления

(модельный ответ)

1) Исправь допущенные братом ошибки. Запиши правильный вариант в тетрадь.

ГОворить об Осенних заморОзках, щЕбетать на ствОле сОсны, брОдить по хОлмам зИмой, взглЯнуть на лОсиные рОга, подхвАтить мОрскую бОлезнь, крАсивая кОса Н.Аежды, проговОрить в слОвах удАрение, хОтелось хрАнить в тАйнике, пролЕтают грОзовые Облака.

2) Расшифруй и допиши пословицы

Родная зЕмля – матушка, чужая стОрона – мачеха.

ДерЕво держится кОрнями, а человек друзьями.

Книга и труд хорошие плОды дают.

Каждая найденная ошибка – 1 балл. Максимальное количество баллов – 30 баллов.

Формирование читательской грамотности учащихся основной школы является необходимым условием для успешного функционирования в современном мире. Будущие выпускники школ – это образованные и успешные люди, обладающие в полной мере читательской грамотностью, умеющие продуктивно использовать не только школьные знания и умения, но и свои способности и таланты; не прекращающие учиться, развиваться и совершенствоваться. Именно от них зависит экономическое и социальное благополучие нашей страны как сегодня, так и в грядущем мире.  

Список литературы

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 №273 – ФЗ (ред. От 03.08.2018) «Об Образовании в Российской Федерации»
  2. Анисимова Л.М. Формирование читательской грамотности, М., 2013
  3. Как создать читательскую среду в школе. Научно – методический сборник. – Вып.1 – М., 2009
  4. Коротаева Е.В. Формирование читательской грамотности в начальной и основной школе (чтение в системе универсальных учебных действий, М., 2013
  5. Цукерман Г.А. Оценка читательской грамотности. Материалы к обсуждению. - М., 2015


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебная задача на материале разных школьных курсов географии, направленная на формирование читательской грамотности учащихся.

Учебная задача направлена на формирование читательской грамотности как одного из условий достижения метапредметных результатов в обучении учащихся. Задача состоит из текста, составленного на материале...

Формирование читательской грамотности учащихся основной школы

Формирование читательской грамотности учащихся основной школы является необходимым условием успешного функционирования в современном мире. Будущие выпускники школ - это образованные и успешные люди, о...

Формирование функциональной грамотности учащихся основной школы на уроках русского языка

Одна из важнейших задач современной школы – формирование функционально грамотных людей. Важно, чтобы каждый ученик мог компетентно войти в контекст современной культуры. В обществе, умел выстраи...

Методы и принципы формирования и оценивания функциональной грамотности учащихся основной школы

Функциональная грамотность на ступени общего образования может рассматриваться как метапредметный образовательный логичный итог. Уровень образованности подразумевает использование приобретенных навыко...

Формирование читательской грамотности в основной школе

В статье рассматривается приоритетная цель образования современного школьника. Отмечается, что особое место среди метапредметных универсальных учебных действий занимает чтение и работа с информацией....

Мастер - класс "Функциональная (читательская грамотность) Тема : Документы музея как один из источников формирования читательской грамотности учащихся"

Презеньтация и  мастер- класс посвящается формированию читательской грамиотности учащихся, материалом для его проведния стали письма бывшей участницы войны, хранящиеся в музее.Презентация к масте...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Возможности литературного краеведения в формировании читательской грамотности обучающихся основной школы»

Чтение и работа с информацией – основное метапредметное универсальное учебное действие, которое в ситуациях деятельности и общения на протяжении всей жизни человека будет совершенствоваться. Лит...