9 класс. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Упражнения для этапа "Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону".
план-конспект занятия по русскому языку (9 класс)

Могилка Светлана Дмитриевна

Данные упражнения предназначены для организации самостоятельного выполнения учащимися типовых заданий на новый способ действия и проследующего соотнесения своей работы с эталоном для самопроверки.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Упражнения для самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.

Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.

I. Запятая или точка с запятой в БСП

1. Отметьте предложения, в которых на месте скобок можно поставить запятую.

  1. Где-то мычит  корова () из чащи сада несётся заунывная песня.
  2. Валил мокрый снег () закрутилась небывалая вьюга.
  3. Дубовые кусты разрослись по скатам оврага () около родника зеленеет короткая бархатная трава () солнечные лучи почти никогда не касаются его холодной серебристой влаги.
  4. Море вдали покрылось багрянцем () навстречу солнцу поднималось розово-дымчатое облако мягких очертаний.
  5. Зеленели дубы и островерхие пихты () вековые липы развесив свои кудрявые кроны закрывали небо.
  6. Батарейный командир уже не  казался суровым () напротив он имел вид доброго гостеприимного хозяина  и старшего товарища.

2. Отметьте предложения, в которых на месте скобок можно поставить точку с запятой.

  1. Веки её сжались () из-под ресниц поползла слеза.
  2. Как-то в полдень я отправился на каток один () смешавшись с толпой, я вижу, как к горе подходит Наденька, как ищет глазами меня...
  3. Хлестал дождь порывами () дико шумели голые липы в Летнем саду.
  4. Блестели воды () бежали ручьи по дорожным колеям.
  5. В пузырчатое окошко хлестал дождь () на дворе мотались акации.
  6. Прошёл вечер () наступила ночь.
  7. Вот пролетел мимо полустанок () два солдата с котомками глядели на окна поезда, и на скамье сидела в клетчатом пальтишке грустная барышня.
  8. Тем временем летний свет в небе начал тускнеть () солнце склонилось к закату, в лесу под соснами растекались прохладные сумерки, надвигалась ночь.
  9. В дверь были видны плотные полоски тучи () солнце, склонившись к закату, протянуло широкие лучи под их свинцово-мокрыми днищами.
  10. С лица генерала сразу исчезла благодушная улыбка () лицо покраснело, глаза сверкнули.
  11. Темнел вдали огромный дуб () серел на тропинке пыльный подорожник.
  12. В небе то и дело вспыхивали нити () комнату заливало трепетным пугающим светом.

ЭТАЛОН ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

1. Отметьте предложения, в которых на месте скобок можно поставить запятую.

а) Где-то мычит  корова,  из чащи сада несётся заунывная песня.

б) Валил мокрый снег,  закрутилась небывалая вьюга.

в) Дубовые кусты разрослись по скатам оврага, около родника зеленеет короткая бархатная трава, солнечные лучи почти никогда не касаются его холодной серебристой влаги.

г) Море вдали покрылось багрянцем,  навстречу солнцу поднималось розово-дымчатое облако мягких очертаний.

2. Вставьте знаки препинания. Отметьте предложения, в которых на месте пропуска можно поставить точку с запятой.

  1. Б) Как-то в полдень я отправился на каток один; смешавшись с толпой,  я вижу, как к горе подходит Наденька,  как ищет глазами меня...
  2. Ж) Вот пролетел мимо полустанок; два солдата с котомками глядели на окна поезда,  и на скамье сидела в клетчатом пальтишке грустная барышня.
  3. И) В дверь были видны плотные полоски тучи; солнце  склонившись к закату  протянуло широкие лучи под их свинцово-мокрыми днищами.

II. Двоеточие в БСП

1. Вставьте нужный знак  препинания. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложениях:

А. Тротуар быстро высыхал () дул тёплый западный ветер.

1) Вторая часть БСП указывает на причину того, о чём говорится в первой, ставится двоеточие.

2) Первая часть БСП на время совершения того, о чём говорится во  второй части, ставится тире.

3) Вторая часть БСП дополняет, разъясняет  то, о чём говорится в первой, ставится двоеточие.

4) В предложении есть указание на быструю смену событий, ставится тире.

Б. Только последний совет Владимир и исполнил () стихов он не писал.

  1. Вторая часть БСП содержит вывод, следствие того, о чём говорится в первой части, ставится тире.
  2. Вторая часть БСП раскрывает содержание первой части, ставится двоеточие.
  3. Первая часть БСП указывает на время совершения того, о чём говорится во второй части, ставится тире.
  4. Вторая часть БСП раскрывает причину того, о чём говорится в первой части, ставится двоеточие.

В. Что-то в нём появилось новое () он загрубел, движения стали резче и развязнее, и он так просто рассказывал о своём участии в этой охоте.

  1. Вторая часть БСП дополняет, разъясняет содержание первой части, ставится двоеточие.
  2. Вторая часть БСП более распространена, там есть другие знаки препинания, ставится точка с запятой.

3) Вторая часть БСП указывает на вывод, следствие того, о чём говорится в первой части, ставится тире.

4) Первая часть БСП указывает на время совершения того, о чём говорится во второй части, ставится тире.

2. Укажите правильное объяснение постановки двоеточия в предложении.

А. Я не мог заснуть: передо мной во мраке всё вертелся мальчик с белыми глазами.

  1. Вторая часть БСП указывает на условие того, о чём говорится в первой части.
  2. Первая часть БСП указывает на время совершения того, о чём говорится во второй части.
  3. Первая часть БСП противопоставлена по содержанию второй части.
  4. Вторая часть БСП указывает на причину того, о чём говорится в первой части.

Б. Не плюй в колодец: пригодится воды напиться.

  1. Вторая часть БСП указывает на условие того, о чём говорится в первой части.
  2. Первая часть БСП указывает на время совершения того, о чём говорится во второй части.
  3. Первая часть БСП противопоставлена по содержанию второй части.
  4. Вторая часть БСП указывает на причину того, о чём говорится в первой части.

3. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении.

А. Я вам скажу: это бешеный человек.

  1. Обобщающее слово стоит перед однородными членами.
  2. Вторая часть БСП поясняет, раскрывает содержание первой части.
  3. Вторая часть БСП противопоставлена по содержанию тому, о чём говорится в первой части.
  4. Первая часть БСП указывает на время или условие того, о чём говорится во второй части.

Б. Едва войдя, я понял, что Прохор нуждается в собеседнике: на столе был нарезанный на опрятной тарелке копчёный язык и стояла бутылка.

  1. Вторая часть БСП указывает на причину того, о чём говорится в первой части.
  2. Вторая часть БСП поясняет, раскрывает содержание первой части.
  3. Первая часть БСП указывает на условие или время того, о чём говорится во второй части.
  4. Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.

В. Дядя за ужином был угрюм и молчалив: он собирался начать назавтра возку сена, а барометр неожиданно упал.

  1. Вторая часть БСП противопоставлена первой части.
  2. Первая часть БСП указывает на время или условие того, о чём говорится во второй части.
  3. Обобщающее слово стоит перед однородными членами.
  4. Вторая часть БСП указывает на причину того, о чём говорится в первой части.

ЭТАЛОН ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

1. Вставьте нужный знак  препинания. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложениях:

А. Тротуар быстро высыхал:  (потому что) дул тёплый западный ветер.

1) Вторая часть БСП указывает на причину того, о чём говорится в первой, ставится двоеточие.

Б. Только последний совет Владимир и исполнил (а именно): стихов он не писал.

2) Вторая часть БСП раскрывает содержание первой части, ставится двоеточие.

В. Что-то в нём появилось новое (а именно): он загрубел, движения стали резче и развязнее, и он так просто рассказывал о своём участии в этой охоте.

1) Вторая часть БСП дополняет, разъясняет содержание первой части, ставится двоеточие.

2. Укажите правильное объяснение постановки двоеточия в предложении.

А. Я не мог заснуть: (потому что) передо мной во мраке всё вертелся мальчик с белыми глазами.

4) Вторая часть БСП указывает на причину того, о чём говорится в первой части.

Б. Не плюй в колодец: (потому что) пригодится воды напиться.

4) Вторая часть БСП указывает на причину того, о чём говорится в первой части.

3. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении.

А. Я вам скажу:  (что) это бешеный человек.

2) Вторая часть БСП поясняет, раскрывает содержание первой части.

Б. Едва войдя, я понял, что Прохор нуждается в собеседнике: (потому что) на столе был нарезанный на опрятной тарелке копчёный язык и стояла бутылка.

1) Вторая часть БСП указывает на причину того, о чём говорится в первой части.

В. Дядя за ужином был угрюм и молчалив: (потому что) он собирался начать назавтра возку сена, а барометр неожиданно упал.

4) Вторая часть БСП указывает на причину того, о чём говорится в первой части.

III. Тире в БСП

1. Вставьте нужный знак  препинания. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении.

А. Посчастливится () подъедем.

  1. БСП содержит перечисление событий, ставится запятая.
  2. Вторая БСП содержит вывод, следствие того, о чём говорится в первой части, ставится тире.
  3. Вторая часть БСП указывает на причину того, о чём говорится в первой части, ставится двоеточие.
  4. Первая часть БСП указывает на условие совершения того, о чём говорится во второй части, ставится тире.

2. Отметьте предложения, в которых на месте пропуска можно поставить тире.

  1. Пётр взглянул в окно () снег в парке был ярко-белым, не городским.
  2. Он не мог долго оставаться на одном месте () тоска его грызла.
  3. В углу залы был насыпан ворох овса () тут же на соломе повизгивали, ползали и тыкались мордами гончие щенята.
  4. Попробовал идти пешком () ноги мои подкосились.
  5. Турбин избегал попадать на такие вечера () его усаживали за карты, а он не любил проигрываться.
  6. Воздух был столичный () пахло возбуждённым газом машин и чугунной пылью трамвайных тормозов.
  7. Взятие Азова было чрезвычайно легкомысленным и опасным делом () русские накликали большую войну со всей Турецкой империей.

3. Как объяснить постановку тире в данном предложении?

А. Напролом идут — волос не жалеют.

  1. В БСП есть указание на быструю смену событий.
  2. Вторая БСП противопоставлена первой части.
  3. Вторая часть БСП указывает на причину того, о чём говорится в первой части.
  4. Первая часть БСП указывает на время или условие того, о чём говорится во второй части.

ЭТАЛОН ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

1. Вставьте нужный знак  препинания. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении.

А.  Посчастливится  подъедем.

4) Первая часть БСП указывает на условие совершения того, о чём говорится во второй части, ставится тире.

2. Отметьте предложения, в которых на месте пропуска можно поставить тире.

4) Попробовал идти пешком   (но) ноги мои подкосились.

5) Турбин избегал попадать на такие вечера   (поэтому) его усаживали за карты, а он не любил проигрываться.

3. Как объяснить постановку тире в данном предложении?

А. Напролом идут — волос не жалеют.

  1. Первая часть БСП указывает на время или условие того, о чём говорится во второй части.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 9 классе по теме "Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении"

Урок по теме "Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении" является итоговым уроком, который должен показать, как учащиеся усвоили данную тему и готовы ли они писать контрольный тест по дан...

Конспект урока русского языка в 11 классе.Тема: «Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении»

Данный урок - закрепление ранее полученных знаний. Цели урока: формирование навыка постановки знаков препинания в бессоюзном сложном предложении; формирование навыков выполнения задания А24. Урок с пр...

Открытый урок по русскому языку в 9 классе на тему: «Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении»

Цели урока : 1) систематизировать, обобщить и закрепить правила постановки знаков препинания в БСП ...

Бессоюзное сложное предложение. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении

Бессоюзное сложное предложение.Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении...

Разработка урока "Бессоюзное сложное предложение. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении"

Разработка урока пригодится учителям русского языка при ознакомлении обучающихся с бессоюзными сложными предложениями...