Рабочая программа по русскому языку для 10 класса и календарно-тематическое планирование к учебнику С.И.Львовой и В.В.Львова.
рабочая программа по русскому языку (10 класс)

Махортова Ирина Анатольевна

Рабочая программа по русскому языку для 10 класса социально-гуманитарного профиля (углубленный уровень) составлена согласно требованиям федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, на основе учебного плана на 2019-2020 учебный год, - примерной образовательной программы основного общего образования по русскому языку, на основе авторской программы к учебнику «Русский язык. 10 клас­с: для общеобразовательных учреждений (базовый и углубленный уровни) С.И. Львовой, В.В. Львова. Количество часов - 102 (3 часа в неделю).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1

(с углубленным изучением отдельных предметов)»

Рассмотрена                                                                                              Утверждена

на заседании МО                                                                                      приказом директора

протокол №  ___                                                                                       школы

от _____________                                                                                     от __________ № ___

Рекомендована к утверждению

методическим советом

протокол № ___

от _____________

Рабочая  программа

по русскому языку

для 10  класса

на 2019-2020 учебный год

(социально-гуманитарный профиль)

Пояснительная записка

Рабочая программа по русскому языку для 10 класса социально-гуманитарного профиля (углубленный уровень) составлена согласно требованиям федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, на основе учебного плана на 2019-2020 учебный год, - примерной образовательной программы основного общего образования по русскому языку, на основе авторской программы к учебнику «Русский язык. 10 класс: для общеобразовательных учреждений (базовый и углубленный уровни) С.И. Львовой, В.В. Львова.

Цели обучения русскому языку в 10 классе (углубленный уровень):

- углубить представление о взаимосвязи языка и истории, языка и культуры русского и других народов; о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; о роли русского языка в развитии ключевых компетенций, необходимых современному человеку для успешной самореализации, для овладения профессией, для развития навыков самообразования и социализации в обществе;

- сформировать навыки самоанализа и самооценки собственной речи, развить способность прогнозировать коммуникативные трудности и преодолевать их в процессе общения; развить умение оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

- усовершенствовать умения, связанные со всеми видами речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи; помочь учащимся овладеть механизмами создания коммуникативного успешного речевого высказывания в процессе говорения и письма;

- сформировать навыки информационно-смысловой переработки прочитанных или прослушанных текстов и умение передавать их содержание в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сообщений, докладов, что является основой функциональной грамотности современного человека;

- углубить знания в области функциональной стилистики, расширить представление о функциональных разновидностях русского языка и на этой основе сформировать умения лингвистического анализа, который затрагивает композиционно-содержательный, типологический, стилистический, языковой аспекты текста, что содействует развитию способности ориентироваться в речевом пространстве и совершенствованию важнейших коммуникационных умений;

- сформировать представление о культуре речи как компоненте национальной культуры, об основных аспектах культуры речи, о языковой норме, ее функциях и вариантах;

- повторить и обобщить ранее изученный материал и целенаправленно совершенствовать на этой основе орфографическую и пунктуационную грамотность;

- расширить активный словарный запас и объем используемых языковых и речевых средств, что обеспечивает достижение точности, стилистической уместности и выразительности речевого высказывания и его соответствие условиям в сфере речевого общения;

- сформировать умения проводить лингвистический эксперимент, описывать его результаты и предъявлять их в виде сообщений, докладов, мультимедийных презентаций, исследовательских проектов;

- углубить знания о лингвистике как науке, о языке как многофункциональной развивающейся системе, о стилистических ресурсах каждого уровня языка; углубить и расширить знания в области лингвистики, совершенствовать языковые и коммуникативные умения; усовершенствовать навыки оценивания изобразительно-выразительных средств художественного текста и проведения лингвостилистического анализа;

- сформировать опыт анализа сложных языковых фактов, допускающих неоднозначную трактовку или требующих применения знаний, выходящих за рамки программы базового уровня; активизировать способность проводить элементарный сравнительный анализ фактов русского языка и иностранного;

- сформировать опыт исследовательской деятельности в области лингвистики; развить способность использовать результаты исследования в процессе практической речевой деятельности и в ходе подготовки к продолжению образования по избранному профилю.

В связи с этим программа предполагает решение следующих задач:

-обобщение и углубление представления о русском языке как культурной ценности народа, о его роли в жизни человека и современном мире, связи с национальной и мировой культурой;

-обогащение знаний о сферах гуманитарной культуры и науки, в том числе о лингвистике и русистике как гуманитарных дисциплинах за счет сведений, выходящих за пределы базового уровня;

-систематизация, закрепление и углубление знаний о русском языке как особой знаковой системе и о единицах разных его уровней — с учетом разнообразия функций языка и различия сфер его использования;

-закрепление и обогащение знаний о стилистических сферах русского литературного языка и речи, о лингвистических нормах (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных, нормахречевого поведения в различных ситуациях общения);

-формирование устойчивого владения навыками устной и письменной речевой коммуникации (восприятие, понимание, ретрансляция, продуцирование);

-развитие навыков самоанализа, самооценки и самокоррекции на основе наблюдения за собственной речью и речью других;

-развитие навыков работы с разными источниками (словарями и справочной литературой, дополнительными материалами, в том числе Интернет-ресурсами); формами предъявления знаний — такими, как связный текст, структурированный перечень, таблицы, схемы, презентации и др.; способами переработки текстовой информации (план, пересказ, конспект, аннотация, реферат и др.);

-развитие умения выбирать способ чтения текста (просмотровое, поисковое, ознакомительное, изучающее); совершенствование навыков критической оценки и переработки информации;

-развитие навыков аналитической деятельности в лингвистической и общегуманитарной сфере: выявление, анализ, квалификация языковых единиц разных уровней, сопоставление фактов языка и речи, подбор материалов, взятых из жизни и художественных произведений, для построения аргументированного суждения на гуманитарную тему; планирование познавательной деятельности;
выстраивание логики высказывания; посильный исторический комментарий отдельных фактов языка и речи; оценка лингвистических явлений с точки зрения языковой нормы, коммуникативной целесообразности, тенденций
духовной культуры; развитие навыков проведения лингвистических наблюдений, исследований, экспериментов;

- развитие навыков квалификации (текстоведение) и лингвистического анализа текста в единстве языковой формы и выражаемого содержания, в том числе с учетом эстетической функции художественной речи; развитие навыка выявления в тексте основной и второстепенной, явной и скрытой (подтекстовой) информации;

-обогащение знаний об экспрессивно-изобразительных возможностях языка; развитие навыков выявления и квалификации средств, приемов выразительности в текстах и употребления их в собственных высказываниях;

-совершенствование навыка редактирования текста.

Данная программа обеспечивает в преподавании единство процессов познания окружающего мира через родной язык, осмысления основных его закономерностей, усвоения основ лингвистики и разных видов языкового анализа, развития абстрактного мышления, памяти, воображения, коммуникативных умений, а также навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования, речевого самосовершенствования.

Программа реализует деятельностно-системный подход в обучении русскому языку, что предполагает синтез процесса совершенствования речевой деятельности учащихся и формирования системы лингвистических знаний и ведущих умений и навыков, на основе чего происходит развитие врожденного языкового чутья и речемыслительных способностей школьников.

Новизной данной программы является то, что центральной единицей обучения становится текст как речевое произведение. Он является объектом анализа и результатом речевой деятельности не только на традиционно выделяемых уроках связной речи, к проведению которых привык учитель, но и на каждом уроке, какой бы теме он ни был посвящен. Необходимо также отметить, что программа реализует культуроведческий аспект в обучении родному языку, что проявляется в достаточно широком использовании сведений по истории языка и русистики, информации о русских ученых-лингвистах, материалов по этимологии. Предполагается также выявление единиц языка с национально-культурным компонентом значения в произведениях устного народного творчества и художественных текстах, объяснение их значения с помощью разнообразных лингвистических словарей. Таким образом формируется представление о родном языке как национальном достоянии русского народа, как форме выражения национальной культуры.

Отличительная особенность данной программы также является внимание к вопросам истории русского языка, целенаправленное обращение к этимологии, которая раскрывает перед учащимися многие тайны родной речи, знакомит с историко-культурными традициями русского народа, отраженными в слове.

Последовательный подход к языковым явлениям с точки зрения их триединой сущности помогает по-новому решать очень важную методическую проблему, которая заключается в реализации внутрипредметных связей, то есть в стремлении рассматривать каждое изучаемое явление не изолированно, а во всем многообразии его связей с другими языковыми явлениями.

Деятельностно-системный подход в обучении, направленность на трехсторонний анализ языкового факта (с точки зрения его смысловой наполняемости, формы выражения и функционального назначения) пронизывают весь курс обучения родному языку в целом, что отражается даже в необычном предъявлении материала в программе.

Свободное и умелое использование средств языка в речевом общении требует от человека не только хорошего знания системы родного языка и владения правилами употребления в речи языковых единиц, но и соблюдения правил речевого поведения. Вот почему в программе большое внимание уделяется развитию навыков использования в речи элементов русского речевого этикета.

Коммуникативная направленность курса подразумевает более глубокое внимание к проблеме формирования навыков выразительной речи, воспитания любви к русскому языку, интереса к его изучению. Решению этой задачи, в частности, способствуют систематическая и целенаправленная демонстрация эстетической функции родного языка, знакомство с его изобразительными возможностями, наблюдение за функционированием различных языковых средств в лучших образцах художественной литературы. Многоаспектная языковая работа с литературными текстами позволяет не только совершенствовать важнейшие речевые умения, но и формировать элементарные навыки лингвистического анализа и осмысленного выразительного чтения художественного произведения. Таким образом, уроки русского языка становятся, по сути дела, уроками русской словесности, на которых постигаются истоки выразительности и красоты русской речи и формируется представление о многофункциональности языкового явления как грамматического, коммуникативного и эстетического феномена, развивается языковое чутье, способность оценивать эстетическую сторону художественного высказывания.

Нужно отметить, что систематическое обращение к учебным лингвистическим словарям, предусмотренное программой, дает возможность не только укрепить разнообразные языковые и речевые умения учащихся (орфоэпические, орфографические, словообразовательные, лексические, грамматические), но и сформировать важнейшие навыки работы со справочной литературой, способность извлекать нужную информацию, предъявленную в словаре специфическим способом.

Программа реализует идею дифференцированного подхода к обучению. Выражается это прежде всего в выделении дополнительного материала, расширяющего основное содержание программы и являющегося необязательным для усвоения всеми учащимися. Необходимость дифференциации вводимых лингвистических сведений продиктована неподготовленностью большинства школьников (особенно пятых и шестых классов) к восприятию лингвистической теории: они испытывают значительные трудности в понимании лингвистических текстов, поскольку опыт общения на научные темы у них практически отсутствует.

Программа составлена с учетом принципа преемственности между основными ступенями обучения: начальной, основной и полной средней школой. Содержание курса русского языка в полной средней школе (углубленный уровень) максимально приближено к потребностям выпускника, отражает жизненные ориентиры старшеклассников и связано с формированием общей культуры, с задачами социализации личности.

Большое значение придается развитию и совершенствованию навыков самоконтроля, потребности старшеклассников обращаться к разным видам лингвистических словарей и к справочным пособиям для определения языковой нормы, связанной с употреблением в речи того или иного языкового явления.

Таким образом, в процессе изучения русского языка в старших классах совершенствуются основные общеучебные умения: коммуникативные, интеллектуальные, информационные, организационные. Следовательно, создаются необходимые условия реализации в процессе обучения межпредметных связей с другими школьными дисциплинами на основе формирования и развития всех видов речевой деятельности.

Основные идеи программы и ее содержание реализуются не только в учебнике, организующем процесс обучения, но и в других компонентах учебно-методического комплекса, адресованных учащимся: в справочниках и учебных словарях, в разнообразных учебных пособиях, с помощью которых поддерживается и развивается интерес к изучению родного языка.

Формы учебной деятельности: различные виды разбора, виды списывания с заданиями, конструирование слов по заданным моделям и без них, творческие работы, наблюдение над языковым явлением с заданием.

Формы контроля знаний: контрольные диктанты, тестовые работы, задания дифференцированного характера, изложение художественного текста и ответ на вопрос о его содержании.

Построение учебного курса сориентировано на возможность применения разных форм итоговой аттестации учащихся в соответствии с законом «Об образовании», в том числе в принятой в настоящее время форме ЕГЭ.

Планируемые результаты освоения учебной программы

обучающихся 10 классов.

Личностными результатами освоения выпускниками средней  школы программы по русскому языку являются:

  1. понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
  2. осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
  3. достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.


Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому языку являются владение всеми видами речевой деятельности:

  1. аудирование и чтение:
  • адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);
  • владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;
  • адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
  • способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;
  • свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;
  • овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации;
  • способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;
  • умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;
  1.  говорение и письмо:
  • способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
  • умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, конспект, аннотация);
  • умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;
  • способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
  • владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог — обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога);
  • соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
  • способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;
  • способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
  • умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации;
  1. применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
  2. коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.

Предметными результатами освоения выпускниками средней школы программы по русскому языку являются:

  1. представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;
  2. понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
  3. усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
  4. освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
  5. овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
  6.  опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
  7. проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;
  8. понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
  9. осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.

Место учебного предмета в учебном плане

Обучение ведётся по учебнику Львова С.И. Львов В.В. Русский язык.  10 класс: учебник для общеобразовательных организаций (базовый и углублённый уровни). Львова С.И., Львов В.В. - М.: Мнемозина, 2019. – 368 с. Учебник отличается направленностью на интенсивное развитие речемыслительных способностей старшеклассников, совершенствование всех видов речевой деятельности, формирование функциональной грамотности, достижение метапредметных результатов обучения. Целенаправленное повторение и систематизация изученного ранее материала обеспечивают подготовку к ЕГЭ по предмету. Содержание книги позволяет изучать русский язык и литературу во взаимосвязи.

Данная рабочая программа рассчитана на 3 учебных часа в неделю, что составляет 102 часа в год. При выпадении в течение года учебных часов по объективным причинам будут объединяться часы на изучение темы с целью достижения содержательного выполнения программы.

В связи с подготовкой к ЕГЭ в тематическое планирование введены следующие изменения: планирование осуществляется с учетом требований ЕГЭ, усилен блок по созданию текста в соответствии с требованиями к С1, контрольные диктанты заменены на работы формата ЕГЭ. На уроках проводятся разные виды тестирования, разноаспектная работа с текстом. 

Содержание и формы учебного процесса определяются Государственными образовательными стандартами, реализующимися в Федеральных примерных программах для образовательных учреждений РФ.

В течение учебного года возможна корректировка распределения часов по темам с учетом хода усвоения учебного материала учащимися или в связи с другими объективными причинами.

Учебно-тематический план

№ п/п

Наименование разделов, тем

Количество часов

Виды контроля

Язык как средство общения      

29

1.

Русский язык - хранитель духовных ценностей  нации

6

2.

Речевое общение как социальное явление

7

Диктант - 1

3.

Речь устная и письменная.

8

Сочинение - 2

4.

Основные условия эффективного общения

8

Контрольная работа - 1

Виды речевой деятельности и информационная переработка текста.

66

5.

Виды речевой деятельности

7

Контрольная работа - 1

6.

Чтение как вид  речевой деятельности

9

Сочинение - 2

7.

Аудирование как вид  речевой деятельности

8

Диктант - 1

8

Основные способы информационной переработки прочитанного или прослушанного текста

18

Контрольная работа – 1

Сочинение – 2

Диктант - 1

9

Говорение как вид  речевой деятельности

8

Контрольная работа – 1

Сочинение – 2

10

Письмо как вид  речевой деятельности

18

Диктант – 1

Контрольная работа – 1

11

Повторение в конце учебного года

6

Контрольная работа – 1

Итого

102

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

Язык как средство общения  (29 ч)  

Русский язык как хранитель духовных ценностей  нации (6ч)

Русский язык  как один из важнейших современных языков мира, как национальный язык  русского народа, как государственный  язык Российской Федерации и как язык  межнационального общения.

Русский язык как один из европейских языков.  Русский язык в кругу других славянских языков. 3начение старославянского языка в истории русского литературного языка.

Отражение в    языке  исторического опыта народа, культурных достижений всего человечества.

Основные формы существования национального  языка:  литературный язык, территориальные диалекты (народные говоры), городское просторечие, профессиональные и социально-групповые жаргоны.  Национальный язык — единство его различных форм (разновидностей).  

Основные признаки литературного языка:  обработанность, нормированность,    относительная устойчивость (стабильность),  обязательность для всех носителей языка, стилистическая дифференцированность, высокий социальный престиж в среде носителей данного национального языка.

Учащийся научится:

применять на практике основных норм современного русского литературного языка: орфоэпических, лексических, морфологических, синтаксических, стилистических и правописных (орфографических и пунктуационных).

оценивать чужую и собственную речи с точки зрения соблюдения норм современного русского литературного языка.

использовать словари грамматических трудностей русского языка для получения информации о языковой норме.

Учащийся получит возможность научиться:

наблюдать за использованием в художественных текстах   диалектных слов, просторечий, жаргонной лексики; объяснение целесообразности/нецелесообразности использования лексики, не являющейся принадлежностью литературного языка.

Речевое общение как социальное явление (7 ч)

Социальная роль языка в обществе.    

Изучение разных аспектов речевого общения в лингвистике, философии, социологии, культурологии, психологии.

 Общение как обмен информацией,  как передача и восприятие смысла высказывания.  

Активное использование   невербальных средств  общения (жесты, мимика, поза). Учёт национальной специфики жестов как необходимое условие  речевого  общения.  Виды жестов (дублирующие актуальную речевую информацию, замещающие  речевое   высказывание, регулирующие речевое общение, усиливающие содержание речи и др.).

Использование разнообразных видов графических знаков в речевом общении   (графических символов, логотипов и т.п.).

Монолог,  диалог  и полилог как основные  разновидности речи.

Виды монолога: внутренний (обычно протекает во внутренней речи)   и внешний (целенаправленное сообщение, сознательное обращение к слушателю).

Виды монологической речи по цели высказывания: информационная, убеждающая и побуждающая.

Виды диалога и полилога  в соответствии с  ситуацией общения: бытовой диалог (полилог) и деловая беседа.

Искусственные языки и их роль в речевом общении. Эсперанто.

Учащийся научится:

использовать невербальные средства общения в речевой практике и оценивать уместность их употребления.

Учащийся получит возможность научиться:

анализировать примеры внутреннего и внешнего монолога героя литературного произведения и объяснять роли монолога в художественном тексте.

Речь устная и письменная(8 ч)

Основные особенности устной речи: неподготовленность, спонтанность, прерывистость; ориентированность на слуховое и зрительное восприятие, на присутствие собеседника, его реакцию;  передача эмоций при помощи интонации, мимики, жестов; возможность воспроизведения речи только при наличии специальных технических устройств; необходимость соблюдения орфоэпических и интонационных норм.  

Наличие в устной речи неполных предложений, незаконченных фраз, лексических повторов,   конструкций с именительным темы,   подхватов,  самоперебивов и др.  

Основные жанры устной речи: устный рассказ, выступление перед аудиторией, сообщение, доклад, ответ (краткий и развернутый) на уроке, дружеская беседа, диспут, дискуссия и т.д.

Типичные недостатки устной речи:  интонационная и грамматическая нерасчлененность, бедность.  

Различные формы фиксации устной речи (фонетическая транскрипция, интонационная разметка текста,  использование современных звукозаписывающих технических средств).

Письменная форма речи как  речь, созданная с помощью   графических знаков на бумаге,   экране монитора, мобильного телефона и т.п.

Основные особенности  письменной речи:    подготовленность,   логичность, точность изложения; ориентированность  только на зрительное восприятие и отсутствие собеседника; передача   эмоций при помощи знаков препинания и некоторых других графических средств; возможность многократного воспроизведения, возвращения к тексту, возможность многократного совершенствования;  необходимость  соблюдения орфографических и пунктуационных норм.

Использование в письменной речи различных способов  графического выделения  важных для передачи смысла фрагментов печатного текста (разные типы шрифта, полужирный шрифт, курсив, подчёркивание, обрамление, особое размещение текста на странице и т.п.).  

Основные жанры: письма,  записки, деловые бумаги, рецензии, статьи, репортажи, сочинения, конспекты, планы, рефераты и т.п.

Основные требования к письменному тексту:  1) соответствие содержания текста теме и основной мысли; 2) полнота раскрытия темы; 3) достоверность фактического материала; 4) последовательность изложения (развертывания содержания по плану);  логическая связь частей текста, правильность выделения абзацев; 5) смысловая и грамматическая связь предложений и частей текста; 6) стилевое единство; 7) соответствие текста заданному (или выбранному) типу речи; 8) соответствие нормам русского литературного языка (грамматическим, речевым, правописным – орфографическим и пунктуационным).  

Основные отличия  устного научного высказывания от письменного научного текста.

Интернет-общение как специфическая форма речевого взаимодействия, совмещающего черты устной и письменной речи.

Учащийся научится:

анализировать  устные высказывания с целью определения основных его особенностей, характерных для   устной речи;

оценивать устную речь с точки зрения проявления в ней типичных недостатков (интонационной и грамматической нерасчлененности, бедности);

анализировать письменного высказывания с целью определения основных его особенностей, характерных для   письменной речи.

Учащийся получит возможность научиться:

использовать в письменной речи различные способы графического выделения важных для передачи смысла фрагментов печатного текста.  

Основные условия эффективного общения (8 ч)

Виды речевой деятельности: 1) связанные с восприятием и пониманием чужой речи (аудирование, чтение); 2) связанные с созданием собственного речевого высказывания (говорение, письмо).

Четыре этапа речевой деятельности: 1) ориентировочный, 2) этап планирования, 3)  этап исполнения, 4) этап контроля.  

Речь внешняя как речь, доступная   восприятию (слуху, зрению) других людей. Речь внутренняя как речь,  недоступная восприятию других людей. Особенности внутренней речи  (очень сокращена, свёрнута). Несобственно-прямая речь как один из способов передачи внутренней речи персонажа литературного произведения.

Учащийся научится:

анализировать речевые ситуации с целью выявления нарушений основных условий эффективного общения;

редактировать фрагменты из сочинений старшеклассников с целью исправления ошибок и коммуникативных недочётов (в течение всего учебного года).

Учащийся получит возможность научиться:

анализировать речевые ситуации, в которых причиной коммуникативной неудачи является недостаточный объём культурологических знаний собеседника.  

Виды речевой деятельности и информационная переработка текста (66 ч.)

Виды речевой деятельности (7 ч.)Чтение как вид  речевой деятельности (9 ч)

Чтение как процесс восприятия, осмысления и понимания письменного высказывания.  

Основные виды чтения:   поисковое просмотровое, ознакомительное, изучающее  (обобщение).

Основные этапы работы с текстом.

Маркировка фрагментов текста при изучающем чтении  (закладки с пометками; подчёркивание карандашом; выделения с помощью маркера;  использование специальных  знаков и др.).

Гипертекст и его особенности.  

Типичные недостатки чтения: 1) отсутствие гибкой стратегии чтения, 2)  непонимание смысла прочитанного текста или его фрагментов, 3)   наличие регрессий,    то есть  неоправданных, ненужных возвратов к прочитанному, 4) сопровождение чтения артикуляцией, 5)  низкий уровень организации внимания, 6) малое поле зрения, 7)  слабое развитие механизма смыслового прогнозирования.  

Учащийся научится:

анализировать памятки-инструкции («Как читать текст, чтобы понять его содержание», «Как слушать текст, чтобы понять его содержание», «Как писать сочинение», «О чём нужно помнить, выступая перед аудиторией с докладом, сообщением» и др.)  с точки зрения   особенностей вида речевой деятельности, который  помогает организовать каждая из них;

выбирать вид чтения в зависимости от коммуникативной задачи;

Учащийся получит возможность научиться:

использовать различные способы маркировки фрагментов текста при изучающем чтении;

использовать на уроках по другим предметам коммуникативный опыт  чтения учебно-научного и художественного текста.

Аудирование как вид  речевой деятельности (8 ч)

Аудирование как процесс восприятия, осмысления и понимания речи говорящего.    

Нерефлексивное (слушатель  не вмешивается в речь собеседника, не высказывает  своих замечаний и вопросов) и рефлексивное аудирование (слушатель  активно  вмешивается в речь собеседника). Основные приёмы рефлексивного слушания: выяснение, перефразирование, резюмирование, проявление эмоциональной реакции.  

Основные виды аудирования зависимости от необходимой глубины восприятия исходного аудиотекста:  выборочное,  ознакомительное,  детальное.

Правила эффективного  слушания: максимальная концентрация внимания  на   собеседнике; демонстрация с помощью  реплик, мимики, жестов своего внимания к собеседнику, понимания/непонимания, одобрения/неодобрения  его речи; максимальная сдержанность в выражении  оценок,   советов.  

Типичные недостатки аудирования: 1) отсутствие гибкой стратегии аудирования,  2) непонимание смысла прослушанного текста или его фрагментов, 3) отсеивание важной информации,  4)  перебивание собеседника во время его сообщения,  5) поспешные возражения собеседнику.

Учащийся научится:

составлять рекомендации (правила), которыми должен пользоваться каждый, кто хочет научиться преодолевать    недостатки аудирования;

использование разные виды аудирования и чтения в зависимости от коммуникативной цели и в процессе подготовки собственного речевого высказывания;

выбирать вид аудирования в зависимости от коммуникативной задачи.  

Учащийся получит возможность научиться:

использовать на уроках по другим предметам коммуникативный опыт  аудирования.  

Основные способы информационной переработки прочитанногоили прослушанного текста (18 ч)

Информационная переработка прочитанного или прослушанного текста как процесс извлечения необходимой информации из текста-источника и передача её разными способами.

Основные способы   сжатия исходного текста:  1) смысловое сжатие   текста (выделение и передача основного содержания текста) – исключение,  обобщение; 2)  языковое сжатие   текста (использование более компактных, простых языковых конструкций)  -  замена одних синтаксических конструкций другими; сокращение или полное исключение (повторов, синонимов, синтаксических конструкций и т.п.); слияние нескольких предложений в одно (обобщение изученного).

Основные способы информационной переработки текста и преобразования его на основе сокращения: составление плана, тезисов, аннотации, конспекта, реферата, рецензии.  

Виды плана: назывной,  вопросный, тезисный, цитатный (обобщение изученного).

Тезисы   как кратко сформулированные  основные положения исходного, первичного текста.

Аннотация как краткая характеристика печатного произведения (статьи, книги)  с точки зрения её назначения, содержания, вида, формы и других особенностей.

Конспект как это краткое  связное изложение содержания исходного текста (статьи, параграфа учебника, лекции).

Основные рекомендации к сокращению слов при конспектировании.

Реферат как письменный  доклад или выступление по определённой теме, в котором собрана информация из одного или нескольких источников.

Реферат как итог  проведённого мини-исследования или  проектной работы; как демонстрация  знаний по исследуемой проблеме, описание результатов проведённого исследования, формулировка выводов.

Основные части реферата:  вступление, в котором объясняется выбор темы, обосновывается её важность, формулируется цель и задачи исследования;  основная часть, где должен  чётко, связно, логично и последовательно излагаться основной материал по теме; внутри основной части выделяются подразделы; заключение, в котором подводятся итоги работы, формулируются выводы;  список использованной литературы; приложение, в котором обычно помещают таблицы, схемы, фотографии, макеты и т.п.

Типичные языковые конструкции, характерные для реферативного изложения.

Реферат как письменная форма   доклада или выступления по теме исследования.    Мультимедийная презентация как видео- и/или аудиосопровождения реферата и как    синтез текста, разных видов наглядности (рисунки, иллюстрации, фотографии, фотоколлажи, схемы, таблицы, диаграммы, графики).  

Рецензия  как анализ и оценка  научного, художественного, кинематографического или музыкального произведения.    

План, тезис, аннотация, конспект, реферат, рецензия как жанры научного стиля речи. Речевые стандартные обороты (клише), характерные для текстов указанных жанров.  

Учащийся научится:

составлять тезисы прочитанного или прослушанного текста;

анализировать аннотации и самостоятельно составлять аннотации прочитанного текста, любимой книги научно-популярного содержания;

анализировать конспект статьи, лекции и самостоятельно составлять конспект прочитанного текста; 

составлять конспект прослушанного аудиотекста;

использовать определённые стандартные языковые средства (речевые клише, штампы научной речи) при составлении планов, тезисов, аннотаций, конспектов, рефератов, рецензий;

делать сопоставительный анализ плана, тезисов, аннотации, конспекта и реферата, составленных на основе одного текста;

составлять план, тезисы, аннотации, конспект на основе одного текста и осознанное использовать разные способы сжатия исходного текста и разных форм передачи его содержания;

писать рецензии на прочитанный или прослушанный текст, а также на просмотренное кинематографическое произведение.

Учащийся получит возможность научиться:

использовать полученные знания и умения, связанные с составлением планов, написанием тезисов, аннотаций, конспектов, рефератов рецензий в процессе изучения других школьных дисциплин;

совершенствовать навыки сжатия исходного текста разными способами: с помощью смыслового сжатия и/или языкового сжатия   текста; 

совершенствовать навыки составления разных видов плана (назывного, вопросного, тезисного, цитатного) прочитанного или прослушанного текста.

Говорение как вид  речевой деятельности (8 ч)

Говорение вид речевой деятельности, посредством которого осуществляется устное общение, происходит обмен информацией.  

Основные качества образцовой речи: правильность, ясность, точность, богатство, выразительность, чистота, вежливость.

Смыслоразличительная роль интонации в речевом устном высказывании.

Эмфатическое ударение как эмоционально-экспрессивное выделение слова в процессе говорения.

Критерии оценивания   устного высказывания учащегося  (сообщения, выступления, доклада): 1) содержание устного высказывания (правильность и точность понимания темы; соответствие высказывания теме и полнота её раскрытия;    чёткость и определённость выражения основной мысли высказывания;   смысловое и стилистическое единство, связность  и последовательность  изложения; наличие/отсутствие логических ошибок; наличие/отсутствие аргументов,  обосновывающих точку зрения учащегося;   соответствие устного высказывания заданной речевой ситуации  (коммуникативная цель высказывания, адресат, место и условия общения), сфере общения,  заданному жанру и стилю речи); 2) речевое оформление устного высказывания (точность выражения мысли, использование разнообразных  грамматических конструкций;  соответствие языковых средств  заданной  речевой ситуации и стилю речи; употребление слов в соответствии с их лексическим значением и стилистической окрашенностью; наличие/отсутствие слов, выходящих за пределы литературного языка (жаргонизмы, слова-паразиты   и др.); наличие/отсутствие орфоэпических ошибок;  наличие/отсутствие   грамматических ошибок;  наличие/отсутствие   речевых ошибок); 3) выразительность речи (уместное использование в речевом высказывании  выразительных языковых  средств (интонационных, лексических, грамматических) в соответствии с заданной речевой ситуацией, коммуникативной целью речи и стилем речи; уместное использование языковых средств  привлечения и удерживания  внимания слушателей; уместность и корректность использования невербальных средств  общения - мимика, жесты); 4) взаимодействие с собеседниками в процессе обсуждения  устного высказывания  (адекватное восприятие и понимание вопросов по содержанию устного высказывания; способность  кратко и точно формулировать мысль, убеждать собеседников в своей правоте,  аргументированно отстаивать свою точку зрения).

Публичное выступление (обобщение изученного).

Основные виды публичной речи: социально-политическая, научно-академическая, судебная, социально-бытовая, духовная, дипломатическая, военная, лекционно-пропагандистская и др.

Учащийся научится:

анализировать примеры образцовой аудиоречи с точки зрения соответствия ею основным качествам образцовой речи;

оценивать устные высказывания учащихся на основе памятки «Как оценивать содержание и речевое оформление устного высказывания»;

создавать собственное речевое устное высказывание(сообщения, выступления, доклада) с учётом основных качеств образцовой речи; 

подготавливать устное выступление на основе реферата или проектной работы, написанием которой учащийся занимается с использованием рекомендаций, содержащихся в памятке   «Как подготовить устное выступление  для презентации и защиты реферата, проектной работы»;

делать публичное выступление на полемическую тему, требующую аргументированно высказывать своё согласие или несогласие с предложенным тезисом.  

Учащийся получит возможность научиться:

использовать в устной речи многообразие грамматических форм и лексического богатства языка;

применять в практике устное речевое общение произносительных (орфоэпических, интонационных), лексических, грамматических норм современного русского литературного языка;

анализировать публичные выступления на полемическую тему, оценивать их содержание, речевое оформление в соответствии с речевой ситуацией и коммуникативным задачам;

анализировать и оценивать устные высказывания в разных ситуациях   общения:   выступление перед аудиторией, сообщение, доклад, ответ (краткий и развернутый) на уроке; дружеская беседа, диспут, дискуссия.

Письмо как вид  речевой деятельности (18 ч)

Письмо как вид  речевой деятельности, связанный с созданием    письменного высказывания.  Связь письма с другими видами речевой деятельности человека (говорением, чтением, аудированием).

Письмо  как вид речевой деятельности, востребованный в сфере образования. Виды письменных   речевых высказываний школьника.

Основные требования в письменной речи: правильность, ясность, чистота, точность, богатство,  выразительность.

Критерии оценивания   письменного высказывания учащегося (содержание письменного высказывания, речевое оформление и выразительность высказывания, соответствие его грамматическим, орфографическим и пунктуационным нормам).  

Из истории эпистолярного жанра.

Культура письменного общения с помощью современных технических средств коммуникации (мобильные телефоны, электронная почта, социальные сети и т.п.).

Роль орфографии и пунктуации в письменном общении.

Орфографическое и пунктуационное правило как разновидность языковой нормы, обеспечивающей правильность письменной речи.

Орфография как система правил правописания слов и их форм. Разделы русской орфографии и основные принципы написания (обобщение на основе изученного).

Пунктуация как система правил правописания предложений. Принципы русской пунктуации. Разделы русской пунктуации и система правил, включённых в каждый из них (обобщение на основе изученного).

Абзац как пунктуационный знак, передающий смысловое членение текста. Знаки препинания, их функции. Одиночные и парные знаки препинания. Сочетание знаков препинания. Вариативность постановки знаков препинания. Авторское употребление знаков препинания.

Учащийся научится:

анализировать письменные высказывания с точки зрения содержания, структуры, стилевых особенностей, эффективности достижения поставленных коммуникативных   задач   и использования изобразительно-выразительных средств языка;

создавать письменные высказывания, отбирать языковые средства, обеспечивающие правильность, точность и выразительность речи;

создавать письменный текст (сочинение, сочинение-миниатюра, заметка для школьного сайта и т.п.), обобщающий информацию по указанной теме, содержащуюся в учебной литературе, на соответствующих сайтах Интернета;

соблюдать орфографические и пунктуационные  нормы в письменной речи;

анализировать трудные случаи применения орфографических и пунктуационных норм.

Учащийся получит возможность научиться:

совершенствовать указные умения с опорой на рекомендации, содержащиеся в соответствующих учебных материалах (памятки «Как писать сочинение», «Как оценивать содержание и речевое оформление изложений и сочинений», «Как редактировать тексты изложений, сочинений»);

использовать на уроках по другим предметам коммуникативный опыт создания собственного письменного текста и оценивания чужих письменных высказываний.

Повторение в конце учебного года  (6 ч)

Календарно-тематическое планирование

Предмет: русский язык

Учитель: Махортова Ирина Анатольевна

Количество часов в год -   102 , в неделю - 3.

Учебник: для общеобразовательных организаций (базовый и углублённый уровни). Львова С.И., Львов В.В. - М.: Мнемозина,2019.

Класс:  10 Б

I полугодие

IIполугодие

Количество часов по плану

48 часов

54 часа

Количество контрольных работ

Диктант - 1

Сочинение – 2

Контрольная работа - 2

Контрольная работа - 6

Диктанты - 1

Сочинения - 2

№ п/п

Раздел. Тема урока

Количество часов

Дата проведения

планируемая

фактическая

Язык как средство общения

29 час

Русский язык – хранитель духовных ценностей нации

6 ч

1

Русский язык как один из важнейших современных языков мира, как национальный язык русского народа, как государственный язык Российской Федерации и как язык межнационального общения.

1

03.09.2019

03.09.2019

2

Основные формы существования национального языка.

1

04.09.2019

04.09.2019

3

Основные признаки литературного языка.

1

07.09.2019

07.09.2019

4

Лексика и фразеология. Обобщающее повторение.  Разбор заданий ЕГЭ (задание 3)

1

10.09.2019

10.09.2019

5

Лексические нормы. Разбор заданий ЕГЭ (задание 5)

1

11.09.2019

11.09.2019

6

Лексические нормы. Разбор заданий ЕГЭ (задание 6)

1

14.09.2019

14.09.2019

Речевое общение как социальное явление

7 ч

7

Речевое общение как социальное явление. Социальная роль языка в обществе.

1

17.09.2019

17.09.2019

8

Искусственные языки и их роль в речевом общении. Эсперанто.

1

18.09.2019

18.09.2019

9

Повторение. Орфоэпические нормы. Разбор заданий ЕГЭ (задание № 4).

1

21.09.2019

21.09.2019

10

Повторение. Орфографические нормы. Орфограммы в корне. Разбор заданий ЕГЭ (задание № 9).

1

24.09.2019

24.09.2019

11

Повторение. Орфографические нормы. Орфограммы в корне. Разбор заданий ЕГЭ (задание № 9).

1

25.09.2019

25.09.2019

12

Контрольная работа № 1. Диктант с грамматическим заданием.

1

28.09.2019

28.09.2019

13

Анализ диктанта. Работа над ошибками.

1

01.10.2019

01.10.2019

Речь устная и письменная

8 ч

14

Устная и письменная речь как формы речевого общения. Основные жанры устной речи.

1

02.10.2019

02.10.2019

15

Различные формы фиксации устной речи.

1

05.10.2019

05.10.2019

16

Фонетическая транскрипция, интонационная разметка текста, использование современных звукозаписывающих технических средств.

1

08.10.2019

08.10.2019

17

РР Анализ письменного высказывания с целью определения основных его особенностей, характерных для письменной речи.

1

09.10.2019

09.10.2019

18

Изобразительные средства фонетики русского языка. Разбор заданий ЕГЭ (задание № 26).

1

12.10.2019

12.10.2019

19

Изобразительные средства фонетики русского языка. Урок-практикум.

1

15.10.2019

15.10.2019

20

Р. Р. Обучение написанию сочинения-рассуждения в форме ЕГЭ по заданному тексту.

1

16.10.2019

16.10.2019

21

Написание сочинения-рассуждения в форме ЕГЭ по заданному тексту.

1

19.10.2019

19.10.2019

Основные условия эффективного общения

8ч.

22

Необходимые условия успешного, эффективного общения

1

22.10.2019

22.10.2019

23

Причины неэффективного общения. Правила говорящего и слушающего.

1

23.10.2019

23.10.2019

24

Прецедентные тексты.

1

26.10.2019

26.10.2019

25

Виды вопросов и цель их использования в процессе общения.

1

05.11.2019

05.11.2019

26

Повторение. Орфографические нормы. Орфограммы в приставках. Разбор заданий ЕГЭ (задание № 10).

1

06.11.2019

06.11.2019

27

Повторение. Орфографические нормы. Орфограммы в приставках. Разбор заданий ЕГЭ (задание № 10).

1

09.11.2019

09.11.2019

28

Контрольная работа № 2. Тестирование.

1

12.11.2019

12.11.2019

29

Анализ контрольной работы. Работа над ошибками

1

13.11.2019

13.11.2019

Виды речевой деятельности и информационная переработка текста

66 час

Виды речевой деятельности

7 ч

30

Виды речевой деятельности.

1

16.11.2019

16.11.2019

31

Этапы речевой деятельности.

1

19.11.2019

19.11.2019

32

Анализ памяток-инструкций («Как читать текст, чтобы понять его содержание» и др.)

1

20.11.2019

20.11.2019

33

Повторение. Орфографические нормы. Орфограммы в суффиксах. Разбор заданий ЕГЭ (задание № 11).

1

23.11.2019

23.11.2019

34

Повторение. Орфографические нормы. Орфограммы в суффиксах. Разбор заданий ЕГЭ (задание № 11).

1

26.11.2019

26.11.2019

35

Контрольная работа № 3. Тестирование.

1

27.11.2019

27.11.2019

36

Анализ контрольной работы. Работа над ошибками.

1

30.11.2019

30.11.2019

Чтение как вид речевой деятельности

9 ч.

37

Основные виды чтения.

1

03.12.2019

03.12.2019

38

Гипертекст и его особенности.

1

04.12.2019

04.12.2019

39

Работа с гипертекстом в условиях использования мультимедийных средств для получения информации.

1

07.12.2019

07.12.2019

40

Основные этапы работы с текстом. Разбор заданий ЕГЭ (задание № 22, 23).

1

10.12.2019

10.12.2019

41

Комплексный анализ текста «Как и почему менялся русский язык».

1

11.12.2019

11.12.2019

42

Повторение. Орфографические нормы. Орфограммы в окончаниях. Разбор заданий ЕГЭ (задание № 12).

1

14.12.2019

14.12.2019

43

Повторение. Орфографические нормы. Орфограммы в окончаниях. Разбор заданий ЕГЭ (задание № 12).

1

17.12.2019

17.12.2019

44

Р. Р. Сочинение-рассуждение (по тексту упр. 135)

1

18.12.2019

18.12.2019

45

Анализ сочинений. Работа над ошибками.

1

21.12.2019

21.12.2019

Аудирование как вид речевой деятельности

8 ч.

46

Аудирование как процесс восприятия, осмысления и понимания речи говорящего.

1

24.12.2019

24.12.2019

47

Нерефлексивное и рефлексивное аудирование.

1

25.12.2019

25.12.2019

48

Элементарный анализ накопленного речевого опыта, связанного с преодолением недостатков аудирования.

1

28.12.2019

28.12.2019

49

Повторение. Морфологические нормы. Разбор заданий ЕГЭ (задание № 7).

1

14.01.2020

14.01.2020

50

Повторение. Синтаксические нормы. Разбор заданий ЕГЭ (задание № 8).

1

15.01.2020

15.01.2020

51

Повторение. Синтаксические нормы. Практикум (ЕГЭ задание № 8).

1

18.01.2020

18.01.2020

52

Контрольная работа № 4. Диктант с грамматическим заданием.

1

21.01.2020

21.01.2020

53

Анализ контрольной работы. Работа над ошибками

1

22.01.2020

22.01.2020

Основные способы информационной переработки прочитанного или прослушанного текста

17 ч.

54

Основные способы информационной переработки прочитанного или прослушанного текста. Основные способы сжатия исходного текста.

1

25.01.2020

25.01.2020

55

Основные способы информационной переработки текста и преобразования его на основе сокращения: составление плана, тезисов, аннотации, конспекта, реферата, рецензии.

1

28.01.2020

28.01.2020

56

Конспект как краткое связное изложение содержания исходного текста (статьи, параграфа учебника, лекции).

1

29.01.2020

29.01.2020

57

Информационная обработка письменных текстов различных стилей и жанров. Разбор заданий ЕГЭ (задание № 1).

1

01.02.2020

01.02.2020

58

Контрольная работа № 5. Тестирование.

1

04.02.2020

04.02.2020

59

Анализ контрольной работы. Работа над ошибками.

1

05.02.2020

05.02.2020

60

Реферат как письменный доклад или выступление по определённой теме, в котором собрана информация из одного или нескольких источников.

1

08.02.2020

08.02.2020

61

РР Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ.

1

11.02.2020

11.02.2020

62

РР Сочинение-рассуждение в формате ЕГЭ.

1

12.02.2020

12.02.2020

63

Анализ сочинений. Работа над ошибками.

1

15.02.2020

15.02.2020

64

Рецензия как анализ и оценка научного, художественного, кинематографического или музыкального произведения.

1

18.02.2020

18.02.2020

65

Написание рецензии на прочитанный или прослушанный текст, а также на просмотренное кинематографическое произведение.

1

19.02.2020

19.02.2020

66

Повторение. Орфографические нормы. Правописание НЕ и НИ. Разбор заданий ЕГЭ (задание № 13).

1

22.02.2020

22.02.2020

67

Повторение. Орфографические нормы. Слитное, дефисное, раздельное написание слов. Разбор заданий ЕГЭ (задание № 14).

1

25.02.2020

25.02.2020

68

Повторение. Орфографические нормы. Правописание -Н- и -НН-в различных частях речи. Разбор заданий ЕГЭ (задание № 15).

1

26.02.2020

26.02.2020

69

Контрольная работа № 6. Диктант с грамматическим заданием.

1

29.02.2020

29.02.2020

70

Анализ контрольной работы. Работа над ошибками

1

03.03.2020

03.03.2020

Говорение как вид речевой деятельности

8 ч.

71

Говорение как вид речевой деятельности.

1

04.03.2020

04.03.2020

72

Основные качества образцовой речи. Эмфатическое ударение как эмоционально-экспрессивное выделение слова в процессе говорения.

1

07.03.2020

07.03.2020

73

Критерии оценивания устного высказывания учащегося. Анализ и оценка устных высказываний в разных ситуациях общения.

1

10.03.2020

10.03.2020

74

Основные виды публичной речи.

1

11.03.2020

11.03.2020

75

РР Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ.

1

14.03.2020

76

РР Сочинение-рассуждение в формате ЕГЭ.

1

17.03.2020

77

Контрольная работа № 7. Тестирование.

1

18.03.2020

78

Анализ контрольной работы. Работа над ошибками

1

21.03.2020

Письмо как вид речевой деятельности

18 ч.

79

Письмо как вид речевой деятельности. Основные требования в письменной речи. Из истории эпистолярного жанра.

1

31.03.2020

80

Культура письменного общения с помощью современных технических средств коммуникации. Роль орфографии и пунктуации в письменном общении.

1

01.04.2020

81

Орфография как система правил правописания слов и их форм (обобщение на основе изученного).

1

04.04.2020

82

Пунктуация как система правил правописания предложений. Принципы русской пунктуации. Разбор заданий ЕГЭ  (задание № 16).

1

07.04.2020

83

Повторение. Пунктуационные нормы. Разбор заданий ЕГЭ  (задание № 17).

1

08.04.2020

84

Повторение. Пунктуационные нормы. Разбор заданий ЕГЭ  (задание № 18).

1

11.04.2020

85

Повторение. Пунктуационные нормы. Разбор заданий ЕГЭ  (задание № 19).

1

14.04.2020

86

Повторение. Пунктуационные нормы. Разбор заданий ЕГЭ  (задание № 20).

1

15.04.2020

87

Повторение. Пунктуационные нормы. Разбор заданий ЕГЭ  (задание № 21).

1

18.04.2020

88

Повторение. Пунктуационные нормы. Практикум.

1

21.04.2020

89

Контрольная работа № 8. Диктант с грамматическим заданием.

1

22.04.2020

90

Анализ контрольной работы. Работа над ошибками

25.04.2020

91

Абзац как пунктуационный знак, передающий смысловое членение текста.

1

28.04.2020

92

Повторение. Средства связи предложений в тексте. Разбор заданий ЕГЭ (задание № 2).

1

29.04.2020

93

Повторение. Средства связи предложений в тексте. Разбор заданий ЕГЭ (задание № 25).

1

02.05.2020

94

Повторение. Языковые средства выразительности. Разбор заданий ЕГЭ (задание № 26).

1

05.05.2020

95

Повторение. Языковые средства выразительности. Разбор заданий ЕГЭ (задание № 26).

1

06.05.2020

96

Контрольная работа № 9. Тестирование.

1

12.05.2020

Повторение изученного в 10 классе

6 ч.

97

Орфографические нормы.

1

12.05.2020

98

Пунктуационные нормы.

1

13.05.2020

99

Грамматические нормы.

1

16.05.2020

100

Орфоэпические и лексические нормы.

1

19.05.2020

101

Контрольная работа № 10. Итоговое тестирование.

1

20.05.2020

102

Анализ контрольной работы. Работа над ошибками.

1

23.05.2020


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы по русскому языку и литературе с календарно-тематическим планированием для 6,7,8 класов

Рабочая  программа по русскому языку в 6-8 классах разработана на основе авторской программы общеобразовательных учреждений Русский язык. 5 – 9 классы М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской и Н.М. Шанск...

Рабочая программа по испанскому языку (второй иностранный) с календарно-тематическим планированием уроков в 5-8 классах

Я использовала серию учебников испанского языка для общеобразовательных школ и школ с углубленным изучением испанского языка А. А. Воиновой и Ю. А. Бухаровой, а затем учебник для общеобразовательных у...

Календарно-тематическое планирование по русскому языку в 10классе

Планирование составлено по учебнику Русский язык. 10 – 11 классы Н.Г.Гольцовой, И.В.Шамшина, М.А.Мищериной. – М.: Русское слово, 2014. – 448с....

Календарно-тематическое поурочное планирование уроков английского языка в 10 классе

Данное КТП расчитано на весь учебный год, содержит в себе такие понятия как тип урока, формы контроля и виды деятельности согласно  ФГОС. В КТП предусмотрены 12 контрольных работ по всем видам де...

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ по русскому языку для 5 класса 2018-2019 учебный год. Учебник русского языка, авторы: Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова, М.Т. Баранов.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ  по русскому языку для 5 класса 2018-2019 учебный годПрограмма расчитана для 5 классов на 170 часов. В ней прописаны все контрольные уроки, уроки развития реч...