Конспект урока русского языка «Семь чудес порядковых числительных»
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Лодыгина Оксана  Сергеевна

Автор: Лодыгина Оксана Сергеевна.

УМК: Баранов М. Т., Ладыженская Т. А., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. Учебник. 6 класс. В 2 ч. Ч. 1. – М.: Просвещение, 2018. – 192 с.

Класс: 6.

Тема: «Порядковые числительные».

Тип: урок изучения нового материала.

 

Внимание!

Маршрутный лист учеников создан  таким образом, чтобы его легко было распечатать, согнуть и превратить в книжку.

То есть порядок расположения листов таков: последний-первый, предпоследний-второй и так далее.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка

«Семь чудес порядковых  числительных»

Ничто так не развивает ум,

как путешествие.

Эмиль Золя

Автор: Лодыгина Оксана Сергеевна.

УМК: Баранов М. Т., Ладыженская Т. А., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. Учебник. 6 класс. В 2 ч. Ч. 1. – М.: Просвещение, 2018. – 192 с.

Класс: 6.

Тема: «Порядковые числительные».

Тип: урок изучения нового материала.

Цели:

Задачи:

Планируемый результат  

  • - Сформировать умение правильно употреблять порядковые числительные в речи. 

  • Вспомнить, на какие вопросы отвечают порядковые числительные.

Умение правильно употреблять порядковые числительные в речи.

 

  • Вспомнить значение порядковых числительных.
  • Узнать, как изменяются порядковые числительные.
  • Вспомнить простые и составные числительные, соотнести это знание с порядковыми числительными.
  • Узнать, как изменяются составные порядковые числительные.
  • Узнать орфографические особенности порядковых числительных:
  1.  Узнать, как пишутся порядковые числительные на -сотый, -тысячный, -миллионный, - миллиардный.
  2. Узнать, как употребляются существительные, называющие месяцы, с порядковыми числительными при указании даты.
  • - Развивать логическое мышление школьников, их аналитические способности: умение сравнивать, сопоставлять, делать выводы.

- Развивать умение анализировать свою деятельность и осуществлять самооценку.

- Развивать коммуникативную компетенцию учащихся: диалогическую и монологическую речь, сотрудничество и ответственность за общий результат, умение работать в паре и в группе.

- Развивать кругозор учащихся.

- Создавать  условия для формирования активной жизненной позиции.

- Воспитывать уважение к истории и культуре.

- Воспитывать любовь к путешествиям и сознавать их как способ познания мира и самих себя.

Краткая пояснительная записка к конспекту:

Урок «Семь чудес порядковых  числительных» - четвертый в разделе «Имя числительное». Подробному изучению порядковых числительных уделяется один час, поэтому тип урока – изучение нового материла. Также урок включает элементы повторения пройденного.

«Семь чудес порядковых  числительных» - это урок-путешествие. Он позволяет соотнести семь свойств порядковых числительных с семью античными чудесами света. Такое объединение русского языка и истории повысит интерес учащихся к теме урока, укрепит их мотивацию и позволит создать крепкие мнемонические связи между полученными знаниями. Содержание урока полностью соответствует содержанию параграфа 70, посвященного порядковым числительным.

         На уроке используются следующие формы работы: коллективная, индивидуальная, групповая работа и работа в паре. Такие разнообразные формы работы позволят ученикам как самостоятельно сосредоточиться на поиске нового знания, так и усовершенствовать навык работы в команде. Взаимодействие и совместный поиск знания развивают ответственность и коммуникативные навыки. Кроме того, групповая форма работы позволяет  охватить больший объем учебного материла за более короткий срок.

На уроке используются следующие методы работы: эвристический (частично-поисковый) и исследовательский. Ученики двигаются от практики к теории, самостоятельно формулируют свойства порядковых числительных, наблюдая за языковым материалом. Получение знаний и контроль усвоения материала происходят с помощью следующих приёмов: работы с маршрутным листом, работы с эпиграфом, фронтального опроса, работы с текстом, выполнения разнообразных заданий к нему, чтения и пересказа текста. Структурирование знаний происходит с помощью кластера.

На уроке используется следующее оборудование: мультимедийный проектор, маршрутные листы.

Ход урока

Название этапа

Цель этапа

Форма работы

Методы и приемы работы

Описание содержания этапа

Формируемые универсальные учебные действия

В деятельности учителя

В деятельности  обучающихся

Регулятивные

Коммуникативные

Познавательные

1.

Мотивационно-целевой этап.

1.Подвести учащихся к

формулированию темы

и постановке задач

урока

2. Актуализировать знания об имени числительном и настроить на получение новых.

Коллективная

Слово учителя.

Фронтальный опрос. Работа с эпиграфом. Формулирование целей и задач.

Приветствует учеников. Задаёт вопросы, демонстрирует слайды презентации.

Приветствуют учителя. Отвечают на вопросы. Смотрят слайды презентации.

Знакомятся с маршрутным листом, приступают к его заполнению, формулируют тему, цель и задачи.

Целеполагание.

Планирование.

Прогнозирование.

Планирование учебного сотрудничества с учителем. Выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Владение диалогической  речью.

Самостоятельное выделение и формулирование цели и задач.

2.

Операционально-познавательный этап.

Вспомнить, на какие вопросы отвечают порядковые числительные.

Коллективная

Работа с текстом. Фронтальный опрос. Метод самопроверки. Эвристический метод.

Задаёт вопросы, демонстрирует слайды презентации. Отвечает на вопросы.

Работают с маршрутным листом. Работают с текстом. Отвечают на вопросы, работают с текстом. Смотрят слайды презентации.

Вспоминают и формулируют знания о порядковых числительных.

Осуществляют рефлексию, задают вопросы.

Самоконтроль.

Коррекция.

Планирование.

Самооценка.

Саморегуляция.

Развитие диалогической речи.

Участие в коллективном обсуждении.

Постановка вопросов и познавательная инициативность.

Поиск и выделение необходимой информации. Контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Вспомнить значение порядковых числительных.

Индивидуальная

Самостоятельная работа с текстом, выполнение задания к тексту. Метод самопроверки. Эвристический метод.

Получить новые знания о склонении  порядковых числительных.

Групповая

Работа с текстом, выполнение заданий к тексту: склонение числительных, работа с таблицей, наблюдение над языковым материалом. Эвристический метод, самостоятельное формулирование новых знаний.

Организует работу в группах, выслушивает результаты работы. Демонстрирует слайды презентации. Отвечает на вопросы.

Работают с маршрутным листом. Работают с текстом – в группах, выполняют задания к ним. Самостоятельно формулируют свойства порядковых числительных. Представляют результаты работы в группах.

Осуществляют рефлексию, задают вопросы.

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия. Инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.  Контроль, коррекция, оценка действий партнера.

Развитие монологической речи.

Установление причинно-следственных связей.

Построение логической цепи рассуждений.

Доказательство.

Выдвижение гипотез и их обоснование.

Познакомиться с орфографическими особенностями порядковых числительных.

Парная.

Работа с текстом, выполнение задания. Эвристический метод, самостоятельное формулирование новых знаний.

Организует самостоятельную работу и  работу в парах. Задаёт вопросы, демонстрирует слайды презентации.

Работают с маршрутным листом. Работают с текстом, выполняют задание, формулируют орфографическое правило. Смотрят презентацию. Осуществляют рефлексию, задают вопросы.

Коллективная.

Подвести итоги, сформулировать семь свойств порядковых числительных.

Коллективная.

Кластер.

Задает вопросы.

Работают с кластером в маршрутном листе. Отвечают на вопросы, перечисляют семь свойств порядковых числительных.

Самооценка.

Саморегуляция.

Самоконтроль.

Развитие диалогической речи.

Участие в коллективном обсуждении.

Постановка вопросов и познавательная инициативность.

Структурирование знаний.

3.

Рефлексивно-оценочный  этап.

Проанализировать результаты учебного процесса, осуществить самооценку деятельности на уроке.

Индивидуальная.

Рефлексия «Продолжи утверждение» с возможностью выбора.  Самооценка работы на уроке. Заполнение поля «Места, в которых я хотел бы побывать».

Задает вопросы, организует рефлексивно-оценочную деятельность.

Отвечают на вопросы, отслеживают выполнение цели и задач.

Выполняют рефлексивные задания в маршрутном листе.



Предварительный просмотр:

МЕСТА, В КОТОРЫХ

Я ХОТЕЛ БЫ ПОБЫВАТЬ:

______________________________

______________________________

______________________________

______________________________

______________________________

______________________________

______________________________

______________________________

______________________________

______________________________

C:\Users\км\Desktop\картинки конкурс\campsite-camper-caravan-tent-rocky-mountains-pine-forest-family-vacation-outdoor-scene-78863114.jpg

Урок разработала и провела Лодыгина Оксана Сергеевна.

Картинки взяты с сайта-стока: https://www.istockphoto.com/ru.

03.03.2020

Урок-путешествие

«Семь чудес _______________________  числительных»

Ничто так не развивает ум,

как путешествие.

Эмиль Золя

МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ

ПУТЕШЕСТВЕННИКА:

______________________________

______________________________

C:\Users\км\Desktop\XXL.jpg

Урок-путешествие

«Семь чудес порядковых  числительных»

Тема: «Порядковые числительные».

Цель: научиться правильно употреблять порядковые числительные в речи.

Задачи:

  • Вспомнить, на какие вопросы отвечают порядковые числительные.
  • Вспомнить значение порядковых числительных.
  • Узнать, как изменяются порядковые числительные.
  • Вспомнить простые и составные числительные, соотнести это знание с порядковыми числительными.
  • Узнать, как изменяются составные порядковые числительные.
  • Узнать орфографические особенности порядковых числительных.
  • Подвести итоги и оценить свою работу.

Домашнее задание:

  1. § 70 на стр. 49 читать.
  2. Заполнить пустые страницы в маршрутном листе.
  3. Задание по желанию: сочинение на тему «Семь чудес Вологды». Объекты, о которых вы будете рассказывать, выбирайте на своё усмотрение – как подскажет сердце.
  4. Задание по желанию: нарисовать герб порядковых числительных.

Рефлексия

Выбери одно из утверждений, приведенных ниже, и продолжите его. Если останется время – можешь выбрать несколько утверждений.

1. Сегодня на уроке я узнал _________________________ ____________________________________________________________

____________________________________________________________

2. Сегодня у меня получилось__________________________________

____________________________________________________________

____________________________________________________________3. Сегодня меня порадовало____________________________________

____________________________________________________________

____________________________________________________________

4. После сегодняшнего урока мне захотелось___________________ ____________________________________________________________

____________________________________________________________

А теперь оцени свою работу на уроке отметкой от 2 до 5.

Я ставлю себе за урок «Семь чудес порядковых числительных» оценку:

_____________________________________

Сюда поставь свою подпись:

_____________________________________ 

C:\Users\км\Desktop\картинки конкурс\les-i-palatka.jpg

Кластер

«Семь чудес порядковых числительных»

C:\Users\км\Desktop\Безымянниый.png

Я понял полностью/частично/совсем не понял свойства порядковых числительных.

______________чудо света – пирамиды Египта

Египетские пирамиды — это древние каменные сооружения пирамидальной формы, расположенные в Египте. Они

созданы в период от две тысячи семисотого до (1780) ______________________________________________________ года до нашей эры.

Большая часть пирамид была построена в качестве гробниц для фараонов Древнего Египта.

Первое чудо порядковых числительных: _______________

_________________________________________________________

Мне понятно/ не понятно это свойство порядковых числительных.

C:\Users\км\Desktop\vector-egyptian-pyramids_fyhxO5LO_SB_PM.jpg

Второе чудо света – Висячие сады Семирамиды

Висячие сады Семирамиды – это сооружение с каскадом многоуровневых садов, где росли деревья, кустарники и виноградные лозы. Композиция производила  впечатление большой зелёной горы. Они созданы вавилонской королевой Семирамидой примерно с шестьсот пятого  по (562)___________________________________ ________________________________________________________ год до нашей эры.

Второе чудо порядковых числительных: ________________

_________________________________________________________

Мне понятно/ не понятно это свойство порядковых числительных.

C:\Users\км\Desktop\Ogrody_semiramidy.jpg

Седьмое  чудо света – Фаросский маяк в Александрийском порту

Задание: прочитайте текст, впишите окончания в словосочетания после текста. Сделайте вывод о том, в каком падеже существительные, называющие месяцы, присоединяются к порядковым числительным.

Седьмое чудо света - маяк на острове Фарос, расположенной около египетского города Александрии. Многие века это было одно из самых высоких сооружений в мире.

Десятого марта тысяча девятьсот девяносто четвертого года

археологи обнаружили фрагменты маяка на дне моря. Двадцать второго июня две тысячи восьмого года Министерство Египта решило превратить древние руины в подводный музей.

Третье январ__, тридцать первое декабр__, второе июн__.

Седьмое чудо порядковых числительных: ________________

____________________________________________________________

Мне понятно/ не понятно это свойство порядковых числительных.

C:\Users\км\Desktop\seven-wonders-ancient-world-lighthouse-of-vector-25789798.jpg

Шестое  чудо света – Колосс РодосскийC:\Users\км\Desktop\CSzUN_NWEAA5c9W.jpg_large

Колосс Родосский -  огромная бронзовая фигура бога Солнца Гелиоса.

Воздвигнут примерно в трехсотом году до нашей эры, но уже через полвека был уничтожен землетрясением.

В двухтысячном году был предложен проект с почти двухсотмиллионным бюджетом: воссоздать статую в виде световой инсталляции.

300→ ____________________________

2 000→ ___________________________

200 000 000 → __________________ __________________________________

Шестое чудо порядковых числительных: ____________________________________________________________

____________________________________________________________

Мне понятно/ не понятно это свойство порядковых числительных.

Третье чудо света – храм Артемиды в Эфесе

Задание: 1) Прочитайте текст, выделите числительные.

2) Попробуйте поизменять числительное «шестой» по падежам, числам и родам, вписывая в пропуски формы слова и подбирая подходящие словосочетания.

3) Сделайте вывод о том, как изменяются порядковые числительные – это и будет третье чудо. Запишите его.

Храм Артемиды в Эфесе - греческий храм, посвящённый богине Артемиде. Находился в городе Эфесе, в настоящее время располагается в  Турции. Создан в шестом веке до нашей эры.

И.п. - шестой век

Р.п. - _______________________

Д.п.- _______________________

Т.п. - _______________________

Мужской род: шестой век.

Женский род: ________________

Средний род:_________________

C:\Users\км\Desktop\depositphotos_273947666-stock-illustration-seven-wonders-of-the-ancient.jpg

Единственное число: шестой век

Множественное число: ____________________________________

Третье чудо порядковых числительных: ___________________

_________________________________________________________

Мне понятно/ не понятно это свойство порядковых числительных.

Четвертое  чудо света – гигантская статуя Зевса в Олимпии

Задание: 1) Прочитайте текст, найдите и выпишите в каждый столбик таблицы по одному порядковому числительному в И.п., ед. ч., м. р.C:\Users\км\Desktop\интересов-античного-мира-статуя-зевса-на-олимпии-большая-конструкция-149910568.jpg

2) Подумайте, чем они отличаются, запишите различия во вторые строки каждого столбика.

3) Сделайте вывод о том, какими бывают  порядковые числительные – это и будет их четвертое чудо. Запишите его.

Четвертое чудо света – это гигантская статуя Зевса в Олимпии, созданная около четыреста тридцатого года до нашей эры. Она была выполнена из слоновой кости и достигала в высоту семнадцати метров – примерно с пятиэтажный дом.

___________________

___________________

_______________________________________

_______________________________________

Четвертое чудо порядковых числительных: _______________

____________________________________________________________

Мне понятно/ не понятно это свойство порядковых числительных.

Пятое  чудо света – мавзолей в Галикарнасе

Задание: 1) Прочитайте текст, выделите порядковые числительные.

2) Измените составное порядковое числительное по падежам, вписав недостающие формы слова в пустые строки.

3) Сделайте вывод о том, как изменяются составные  порядковые числительные – это и будет пятое чудо. Запишите его.

Мавзолей в Галикарнасе – это гробница царского наместника, сооружённая в середине четвертого века до н. э. Она имеет черты архитектуры соседнего царства — Ликии, завоёванного наместником примерно в триста шестидесятом  году до н. э.

И.п. – триста шестидесятый год

Р.п. - ________________________________________________года

Д.п.- ________________________________________________ году

В.п. - триста шестидесятый год

Т.п. - _______________________________________________годом

П.п. - о триста шестидесятом годе.

C:\Users\км\Desktop\i_012.png

Пятое чудо порядковых числительных:____________________________________________________________________________

Мне понятно/ не понятно это свойство порядковых числительных.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ ПУТЕШЕСТВЕННИКА: ______________________________ ______________________________ Впишите в пустые строки свои имя и фамилию.

Слайд 2

Ничто так не развивает ум, как путешествие. Эмиль Золя

Слайд 3

Урок-путешествие «Семь чудес порядковых числительных» Тема : «Порядковые числительные». Цель : научиться правильно употреблять порядковые числительные в речи.

Слайд 4

Урок-путешествие «Семь чудес порядковых числительных» Задачи : Вспомнить , на какие вопросы отвечают порядковые числительные. Вспомнить значение порядковых числительных. Узнать , как изменяются порядковые числительные. Вспомнить простые и составные числительные, соотнести это знание с порядковыми числительными. Узнать , как изменяются составные порядковые числительные. Узнать орфографические особенности порядковых числительных . Подвести итоги и оценить свою работу.

Слайд 5

Домашнее задание: § 70 на стр. 49 читать. Заполнить пустые страницы в маршрутном листе. Задание по желанию: сочинение на тему «Семь чудес Вологды». Объекты, о которых вы будете рассказывать, выбирайте на своё усмотрение – как подскажет сердце . Нарисовать герб порядковых числительных.

Слайд 6

Египетские пирамиды

Слайд 7

Первое чудо света - Египетские пирамиды Египетские пирамиды — это древние каменные сооружения пирамидальной формы , расположенные в Египте. Они созданы в период от две тысячи семисотого до тысяча сем ь сот вос ь мидесятого года до нашей эры .

Слайд 8

Первое чудо порядковых числительных: отвечают на вопрос какой ?

Слайд 9

Второе чудо света – Висячие сады Семирамиды

Слайд 10

Второе чудо света – Висячие сады Семирамиды Висячие сады Семирамиды – это сооружение с каскадом многоуровневых садов, где росли деревья, кустарники и виноградные лозы. Композиция производила впечатление большой зелёной горы. Они созданы вавилонской королевой Семирамидой примерно с шестьсот пятого по пят ь сот шест ь десят второй год до нашей эры.

Слайд 11

Второе чудо порядковых числительных : обозначают порядок при счёте .

Слайд 12

Урок-путешествие «Семь чудес порядковых числительных» Задачи : Вспомнить , на какие вопросы отвечают порядковые числительные. Вспомнить значение порядковых числительных. Узнать , как изменяются порядковые числительные. Вспомнить простые и составные числительные, соотнести это знание с порядковыми числительными. Узнать , как изменяются составные порядковые числительные. Узнать орфографические особенности порядковых числительных . Подвести итоги и оценить свою работу.

Слайд 13

Урок-путешествие «Семь чудес порядковых числительных» Задачи : Вспомнить , на какие вопросы отвечают порядковые числительные. Вспомнить значение порядковых числительных. Узнать , как изменяются порядковые числительные. Вспомнить простые и составные числительные, соотнести это знание с порядковыми числительными. Узнать , как изменяются составные порядковые числительные. Узнать орфографические особенности порядковых числительных . Подвести итоги и оценить свою работу.

Слайд 14

Урок-путешествие «Семь чудес порядковых числительных» Задачи : Вспомнить , на какие вопросы отвечают порядковые числительные. Вспомнить значение порядковых числительных. Узнать , как изменяются порядковые числительные. Вспомнить простые и составные числительные, соотнести это знание с порядковыми числительными. Узнать , как изменяются составные порядковые числительные. Узнать орфографические особенности порядковых числительных. Подвести итоги и оценить свою работу.

Слайд 15

Групповая работа 1-я колонка находит третье чудо света – Храм Артемиды в Эфесе . 2-я колонка находит четвертое чудо света – гигантскую статую Зевса в Олимпии . 3-я колонка находит пятое чудо света – мавзолей в Галикарнасе .

Слайд 16

Третье чудо света – храм Артемиды в Эфесе.

Слайд 17

Третье чудо порядковых числительных : изменяются по падежам, числам и родам.

Слайд 18

Четвертое чудо света – гигантская статуя Зевса в Олимпии

Слайд 19

Четвертое чудо порядковых числительных : бывают простыми и составными.

Слайд 20

Пятое чудо света – мавзолей в Галикарнасе Изображение взято из игры «Цивилизация V »

Слайд 21

Пятое чудо порядковых числительных : в составных порядковых числительных изменяется только последнее слово.

Слайд 22

Урок-путешествие «Семь чудес порядковых числительных» Задачи : Вспомнить , на какие вопросы отвечают порядковые числительные. Вспомнить значение порядковых числительных. Узнать , как изменяются порядковые числительные. Вспомнить простые и составные числительные, соотнести это знание с порядковыми числительными. Узнать , как изменяются составные порядковые числительные. Узнать орфографические особенности порядковых числительных. Подвести итоги и оценить свою работу.

Слайд 23

Урок-путешествие «Семь чудес порядковых числительных» Задачи : Вспомнить , на какие вопросы отвечают порядковые числительные. Вспомнить значение порядковых числительных. Узнать , как изменяются порядковые числительные. Вспомнить простые и составные числительные, соотнести это знание с порядковыми числительными. Узнать , как изменяются составные порядковые числительные. Узнать орфографические особенности порядковых числительных. Подвести итоги и оценить свою работу.

Слайд 24

Шестое чудо света – Колосс Родосский

Слайд 25

200→ дву хс отый. 5 000→ пят ит ысячный. 3 000 000 → тре хм иллионный.

Слайд 26

Шестое чудо порядковых числительных : числительные на -сотый, - тысячный, -миллионный , - миллиардный пишутся слитно.

Слайд 27

Седьмое чудо света – Фаросский маяк в Александрийском порту

Слайд 28

Седьмое чудо порядковых числительных : при указании даты имена существительные присоединяются к порядковым числительным в Р. п.

Слайд 29

Урок-путешествие «Семь чудес порядковых числительных» Задачи : Вспомнить , на какие вопросы отвечают порядковые числительные. Вспомнить значение порядковых числительных. Узнать , как изменяются порядковые числительные. Вспомнить простые и составные числительные, соотнести это знание с порядковыми числительными. Узнать , как изменяются составные порядковые числительные. Узнать орфографические особенности порядковых числительных. Подвести итоги и оценить свою работу.

Слайд 30

Урок-путешествие «Семь чудес порядковых числительных» Задачи : Вспомнить , на какие вопросы отвечают порядковые числительные. Вспомнить значение порядковых числительных. Узнать , как изменяются порядковые числительные. Вспомнить простые и составные числительные, соотнести это знание с порядковыми числительными. Узнать , как изменяются составные порядковые числительные. Узнать орфографические особенности порядковых числительных. Подвести итоги и оценить свою работу.

Слайд 31

Урок-путешествие «Семь чудес порядковых числительных» Задачи : Вспомнить , на какие вопросы отвечают порядковые числительные. Вспомнить значение порядковых числительных. Узнать , как изменяются порядковые числительные. Вспомнить простые и составные числительные, соотнести это знание с порядковыми числительными. Узнать , как изменяются составные порядковые числительные. Узнать орфографические особенности порядковых числительных. Подвести итоги и оценить свою работу.

Слайд 32

Закрепление

Слайд 33

Цель : научиться правильно употреблять порядковые числительные в речи.

Слайд 34

Цель : научиться правильно употреблять порядковые числительные в речи.

Слайд 35

Благодарю вас за наше путешествие! В презентации использованы картинки с сайта-стока https://www.istockphoto.com/ru



Предварительный просмотр:

Приложение № 1. Конспект урока

Урок-путешествие  

«Семь чудес _______________________  числительных»

Ничто так не развивает ум,

как путешествие.

Эмиль Золя

МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ

ПУТЕШЕСТВЕННИКА:

______________________________

______________________________

C:\Users\км\Desktop\XXL.jpg

- Добрый день, ребята! Сегодня урок буду вести я: зовут меня Оксана Сергеевна. Я желаю вам продуктивной работы и хорошего настроения, ведь для него так много поводов – праздники, весна, а также неумолимо приближающееся лето.

Это значит, что сейчас самое время мечтать о путешествиях, но ведь чтобы захотеть побывать в каком-то месте, надо о нём сначала узнать

Сегодня мы с вами будем путешествовать по просторам морфологии и по чудесным местам нашего мира.

 Откладывайте новые знания во внутреннюю библиотеку своей памяти, а новые места – в шкатулку самых сокровенных желаний.

Для того, чтобы наше путешествие было интересным и познавательным, я подготовила для вас маршрутные листы. Положите их перед собой, но не открывайте, все внимание сосредоточьте на обложке (СЛАЙД №1). Найдите надпись «Маршрутный лист путешественника» и впишите в пустые строки свои имя и фамилию. Этот лист - ваш.

- Теперь отыщите на обложке маршрутного листа эпиграф. Прочитайте его.

(Эпиграф – это цитата, помещаемая во главе произведения или его части). (СЛАЙД №2).

- Как вы думаете, почему французский писатель Эмиль Золя сказал, что путешествия развивают ум?

- Пришло время обратить внимание на заголовок в самом верху обложки. Какая часть речи спряталась в нём?

- Правильно, имя числительное. Какие разряды числительных вам известны? (Количественные и порядковые).

Урок-путешествие

«Семь чудес порядковых  числительных»

Тема: «Порядковые числительные».

Цель: научиться правильно употреблять порядковые числительные в речи.

Задачи:

Вспомнить, на какие вопросы отвечают порядковые числительные.

Вспомнить значение порядковых числительных.

Узнать, как изменяются порядковые числительные.

Вспомнить простые и составные числительные, соотнести это знание с порядковыми числительными.

Узнать, как изменяются составные порядковые числительные.

Узнать орфографические особенности порядковых числительных.

  • Подвести итоги и оценить свою работу.

Домашнее задание:

  1. § 70 на стр. 49 читать.
  2. Заполнить пустые страницы в маршрутном листе.
  3. Задание по желанию: сочинение на тему «Семь чудес Вологды». Объекты, о которых вы будете рассказывать, выбирайте на своё усмотрение – как подскажет сердце.

- Подумайте, какие числительные пригодятся нам для путешествия: помогут найти поезд, например двести девятнадцатый. Или посадочное место, например, шестьдесят второе. Или узнать, в каком году построена та или иная достопримечательность, например, в тысяча пятьсот шестьдесят пятом.

        - Правильно, в нашем сегодняшнем путешествии мы будем разгадывать загадки порядковых числительных. Впишите слово «порядковых» в пустую строку заголовка.

- Скажите, а чему учит нас такой предмет, как русский язык? (Правильно говорить и писать).

- И какова будет цель нашего путешествия? (Правильно употреблять ПИЧ в речи). (СЛАЙД №3).

- Для того чтобы достичь цели, нам нужно выполнить ряд задач.

- Для начала, что вы уже знаете о ПИЧ, что нам нужно вспомнить?

- Что нового нужно узнать?

- Хорошо, а теперь откройте свой маршрутный лист и пробегитесь глазами по первой странице первого разворота. Запомните цель и задачи. (СЛАЙД №4).

 - Теперь обратите внимание на домашнее задание. (СЛАЙД №5).

______________чудо света - Египетские пирамиды

Египетские пирамиды — это древние каменные сооружения пирамидальной формы, расположенные в Египте. Они созданы в период от две тысячи семисотого до (1780) ______________ ________________________________________ года до нашей эры.

Большая часть пирамид была построена в качестве гробниц для фараонов Древнего Египта.

Первое чудо порядковых числительных: ______________________

________________________________________________________________

Порядковые числительные отвечают на вопросы какой по счету,  который.

Мне понятно/ не понятно это свойство порядковых числительных.

C:\Users\км\Desktop\vector-egyptian-pyramids_fyhxO5LO_SB_PM.jpg

- Начнем наше путешествие! Взгляните на изображение (СЛАЙД №6). Что вы видите?  (Египетские пирамиды).

- Правильно! Обратите внимание на заголовок второй страницы первого разворота вашего маршрутного листа.  Какое слово нужно вписать, чтобы он стал понятным? («Первое»).

- Верно. Вписывайте и думайте, к  какой части речи относится это слово. (Имя числительное).

- К какой группе числительных оно относится? (Порядковое).

- Правильно,  а теперь обратите внимание на крестик, расположенный над словом «чудо» и стрелочку к слову «первое». Догадайтесь, что от вас требуется (Поставить вопрос к слову «первое»).

- И какой вопрос мы зададим? (Какое?).

- Правильно. Вписывайте и думайте, у какой части речи мы встречали такой же вопрос?  (У имени прилагательного).

- Верно, а теперь обратимся к тексту, расположенному на этой странице. Прочитаем его, проговаривая порядковое числительное, расположенное в скобках. (Читают текст).

- Молодцы, а теперь впишите имя числительное прописью, а над стрелочкой надпишите вопрос.

- Какой вопрос вы задали? (Года какого? тысяча семьсот восьмидесятого).

- Молодцы. Проверьте себя по слайду (СЛАЙД №7).

- Итак, давайте сформулируем новое знание, которое и станет первым чудом порядковых числительных, которое мы обрели с помощью Египетских пирамид. Запишите его. (СЛАЙД №8).

- Понятно ли вам первое свойство ПИЧ? Найдите соответствующую подпись, выберите нужный вариант, подчеркните. Поделитесь со мной, задайте вопросы, если они возникли.

Второе чудо света – Висячие сады Семирамиды

Висячие сады Семирамиды – это сооружение с каскадом многоуровневых садов, где росли деревья, кустарники и виноградные лозы. Композиция производила  впечатление большой зелёной горы.

Они созданы вавилонской королевой Семирамидой примерно с шестьсот пятого по (562) _______________________ _____________________________________________________________ год до нашей эры.

Второе чудо порядковых числительных: ________________

_________________________________________________________

Порядковые числительные обозначают порядок при счете.

Мне понятно/ не понятно это свойство порядковых числительных.

.

C:\Users\км\Desktop\Ogrody_semiramidy.jpg

- Далее мы с вами отправимся в древний город Вавилон за следующим чудом порядковых числительных. (СЛАЙД №9).

- Это изображение – фантазия о том, как могло выглядеть это чудо света, потому как до нашего времени оно не сохранилось.

- Теперь обратите внимание на первую страницу второго разворота в вашем маршрутном листе. Самостоятельно прочитайте текст, впишите недостающее ПИЧ прописью.

- Проверьте себя по слайду (СЛАЙД №10).

- Пришло время нам подумать о значении ПИЧ. Сформулируйте его и  запишите как второе чудо ПИЧ.

- Проверяем. (СЛАЙД №11).

- Понятно ли вам свойство ПИЧ? Найдите соответствующую подпись над картинкой, выберите нужный вариант, подчеркните. Поделитесь со мной, задайте вопросы, если они возникли.

- (СЛАЙД №12-13-14). Вернемся к первому развороту и подумаем, какие задачи мы выполнили. Поставим галочки. Задач ещё много, а времени у нас – не так уж. Какая форма работы поможет нам сделать больше работы за более короткий срок?

- Групповая!

- Отлично, делимся на группы и отправимся сразу в три маленьких путешествия к чудесам. Внимательно слушайте, к какому чуду света отправится ваша группа (СЛАЙД №15).

1-я колонка находит третье чудо света – храм Артемиды в Эфесе.

2-я колонка находит четвертое  чудо света – гигантскую статую Зевса в Олимпии.

3-я колонка находит пятое  чудо света – мавзолей в Галикарнасе.

Выполните задания, расположенные на страницах вашего чуда света. Я выдаю вам лист групповой оценки. Решите, кто будет заполнять его, а кто будет отвечать от имени группы. Сохраняйте тишину.

Третье чудо света – храм Артемиды в Эфесе

Задание: 1) Прочитайте текст, выделите числительные.

2) Попробуйте поизменять числительное «шестой» по падежам, числам и родам, вписывая в пропуски формы слова и подбирая подходящие словосочетания.

3) Сделайте вывод о том, как изменяются порядковые числительные – это и будет третье чудо. Запишите его.

Храм Артемиды в Эфесе - греческий храм, посвящённый богине Артемиде. Находился в городе Эфесе, в настоящее время располагается в  Турции. Создан в шестом веке до нашей эры.

И.п. - шестой век

Р.п. - _______________________

Д.п.- _______________________

Т.п. - _______________________

Мужской род: шестой век.

Женский род: ________________

Средний род:_________________

C:\Users\км\Desktop\depositphotos_273947666-stock-illustration-seven-wonders-of-the-ancient.jpg

Единственное число: шестой век

Множественное число: ____________________________________

Третье чудо порядковых числительных: ___________________

_________________________________________________________

Мне понятно/ не понятно это свойство порядковых числительных.

Группа №1.

- Взгляните на изображение храма (СЛАЙД №16). Так это чудо могло выглядеть много лет назад, а сегодня от него остались только руины.

- Первая группа, поведайте нам, что вы узнали 1) о храме 2) о порядковых числительных.

- Сформулируйте третье чудо порядковых числительных: о каком их свойстве мы узнали? (ПИЧ изменяются по падежам, числам, родам).

- Как называется процесс изменения по падежам, числам и родам? (Склонение).

- Какой части речи подобно такое изменение? (Имени прилагательному).

- Отлично, запишите третье чудо ПИЧ. (СЛАЙД №17).

- Понятно ли вам свойство ПИЧ? Найдите соответствующую подпись над картинкой, выберите нужный вариант, подчеркните. Поделитесь со мной, задайте вопросы, если они возникли.

- Двигаемся дальше.

Четвертое  чудо света – гигантская статуя Зевса в Олимпии

Задание: 1) Прочитайте текст, найдите и выпишите в каждый столбик таблицы по одному порядковому числительному в И.п., ед. ч., м. р.C:\Users\км\Desktop\интересов-античного-мира-статуя-зевса-на-олимпии-большая-конструкция-149910568.jpg

2) Подумайте, чем они отличаются, запишите различия во вторые строки каждого столбика.

3) Сделайте вывод о том, какими бывают  порядковые числительные – это и будет их четвертое чудо. Запишите его.

Четвертое чудо света – это гигантская статуя Зевса в Олимпии, созданная около четыреста тридцатого года до нашей эры. Она была выполнена из слоновой кости и достигала в высоту семнадцати метров – примерно с пятиэтажный дом.

___________________

___________________

_______________________________________

_______________________________________

Четвертое чудо порядковых числительных: _______________

____________________________________________________________

Мне понятно/ не понятно это свойство порядковых числительных.

Группа №2.

- Посмотрите на изображение статуи Зевса (СЛАЙД №18). Примерно так она могла выглядеть много лет назад.

- Вторая  группа, поведайте нам, что вы узнали о чуде света и о порядковых числительных.

- Сформулируйте четвертое чудо порядковых числительных: о каком их свойстве мы узнали? (бывают простыми и составными).

- Отлично, запишите четвертое чудо ПИЧ. (СЛАЙД №16).

- Понятно ли вам свойство ПИЧ? Найдите соответствующую подпись над картинкой, выберите нужный вариант, подчеркните. Поделитесь со мной, задайте вопросы, если они возникли.

- Двигаемся дальше.

Пятое  чудо света – мавзолей в Галикарнасе

Задание: 1) Прочитайте текст, выделите порядковые числительные.

2) Измените составное порядковое числительное по падежам, вписав недостающие формы слова в пустые строки.

3) Сделайте вывод о том, как изменяются составные  порядковые числительные – это и будет пятое чудо. Запишите его.

Мавзолей в Галикарнасе – это гробница царского наместника, сооружённая в середине четвертого века до н. э. Она имеет черты архитектуры соседнего царства — Ликии, завоёванного наместником примерно в триста шестидесятом  году до н. э.

И.п. – триста шестидесятый год

Р.п. - ________________________________________________года

Д.п.- ________________________________________________ году

В.п. - триста шестидесятый год

Т.п. - _______________________________________________годом

П.п. - о триста шестидесятом годе.

. C:\Users\км\Desktop\i_012.png

Пятое чудо порядковых числительных:____________________________________________________________________________

Мне понятно/ не понятно это свойство порядковых числительных.

Группа №3.

- Взгляните на изображение мавзолея (СЛАЙД №20). Так это чудо могло выглядеть много лет назад.

- Третья  группа, расскажите нам, что вы узнали о чуде света и о порядковых числительных.

- Сформулируйте четвертое чудо порядковых числительных: о каком их свойстве мы узнали? (В составных порядковых числительных изменяется только последнее слово)

- Отлично, запишите четвертое чудо ПИЧ. (СЛАЙД №21).

- Понятно ли вам свойство ПИЧ? Найдите соответствующую подпись над картинкой, выберите нужный вариант, подчеркните. Поделитесь со мной, задайте вопросы, если они возникли.

Я ставлю оценки каждой группе. Если вы чувствуете, что мало поработали в группе, снизьте свою оценку на балл.

Физкультминутка

  1. Я называю порядковые числительные вперемешку с количественными. Если звучит порядковое – встаете. Если количественное – хлопаете в ладоши.

Два, второй, шестьдесят пять, семнадцать, девятьсот первый, сорок второй, триста, шестой, двадцать пятый, трехмиллионный, семь тысяч триста, седьмой.

  1. Хорошо, сели, успокоились. Посмотрели на меня, затем на соседа по парте, на дверь, на окно, а теперь опустили глазки в свой маршрутный лист и нашли чудо №6.

Шестое  чудо света – Колосс РодосскийC:\Users\км\Desktop\CSzUN_NWEAA5c9W.jpg_large

Колосс родосский -  огромная бронзовая фигура бога Солнца Гелиоса.

Воздвигнут примерно в трехсотом году до нашей эры, но уже через полвека был уничтожен землетрясением.

В двухтысячном году был предложен проект с почти двухсотмиллионным бюджетом: воссоздать статую в виде световой инсталляции.

200→ ____________________________

5 000→ ___________________________

3 000 000 → _______________________________________________

Шестое чудо порядковых числительных: ________________

____________________________________________________________

Мне понятно/ не понятно это свойство порядковых числительных.

- Вернемся к списку наших задач на первом развороте. Напротив каких пунктов мы поставим галочки? Что нам осталось? (СЛАЙД №22-23).

- Правильно, мы переходим к особенностям орфографии.

- Вам знакома эта статуя? (СЛАЙД №24).

- Правильно, это Колосс Родосский.

- А теперь поработаем в парах, чтобы вы могли быстро и легко справиться с моим заданием.

Задание: прочитайте текст о шестом чуде света про себя и выполните задание после текста: от указанных цифрами чисел образуйте порядковые числительные. В орфографии опирайтесь на образцы в тексте.  Работайте в паре, сравнивайте свои варианты, обсуждайте формулировку правила. Сохраняйте тишину.

- Проговорим ваши ответы.

- Проверим себя по слайду. (СЛАЙД №25).

- Давайте сделаем вывод о том, как пишутся ПИЧ на -сотый, -тысячный, -миллионный, - миллиардный. (Пишутся слитно).

- Запишите шестое чудо ПИЧ, слайд № 21  поможет вам. (СЛАЙД №26).

- Понятно ли вам свойство ПИЧ? Найдите соответствующую подпись над картинкой, выберите нужный вариант, подчеркните. Поделитесь со мной, задайте вопросы, если они возникли.

- Двигаемся дальше.

Седьмое  чудо света – Фаросский маяк в Александрийском порту

Седьмое чудо света - маяк на острове Фарос, расположенной около египетского города Александрии. Многие века это было одно из самых высоких сооружений в мире.

Десятого марта тысяча девятьсот девяносто четвертого года

археологи обнаружили фрагменты маяка на дне моря. Двадцать второго июня две тысячи восьмого года. Министерство Египта решило превратить древние руины в подводный музей.

Третье январ__, тридцать первое декабр__, второе июн__.

Седьмое чудо порядковых числительных: ________________

____________________________________________________________

Мне понятно/ не понятно это свойство порядковых числительных.

C:\Users\км\Desktop\seven-wonders-ancient-world-lighthouse-of-vector-25789798.jpg

- И последнее чудо света, которое мы сегодня посетим в поисках новых знаний о порядковых числительных – это Фаросский маяк. (СЛАЙД №22).

Взгляните на его изображение. Прочитайте текст вслух.

- Под текстом расположены словосочетания: впишите недостающие окончания.

- Проговорим ваши ответы.

- В каком падеже употреблены ИС, соединенные с ПИЧ? (В родительном). 

- Записываем седьмое чудо света: при указании даты имена существительные употребляются с порядковым числительным в родительном падеже. (СЛАЙД №28).

 - Понятно ли вам свойство ПИЧ? Найдите соответствующую подпись над картинкой, выберите нужный вариант, подчеркните. Поделитесь со мной, задайте вопросы, если они возникли.

- Вернёмся к нашим задачам. (СЛАЙД №29-30).

Кластер

«Семь чудес порядковых числительных»

C:\Users\км\Desktop\Безымянниый.png

Я понял полностью/частично/совсем не понял.

- А теперь давайте подведем итоги нашего путешествия и перечислим все семь чудес порядковых числительных. Обратимся к кластеру на последнем развороте. Перечислим свойства.

  1. Порядковые числительные отвечают на вопрос какой по счету? или который?
  2. Порядковые числительные обозначают порядок при счете.
  3. Порядковые числительные изменяются по падежам, родам и числам, как и имена прилагательные.
  4. Порядковые числительные бывают простыми (из одного слова) и составными (из нескольких).
  5. У составных порядковых числительных при склонении изменяется только последнее слово.
  6. Порядковые числительные на -сотый, -тысячный, -миллионный, - миллиардный пишутся слитно.
  7. При указании даты имена существительные, называющие месяцы, употребляются с порядковым числительным в родительном падеже.

- Понятны ли вам свойства ПИЧ? Найдите соответствующую подпись над картинкой, выберите нужный вариант, подчеркните. Поделитесь со мной, задайте вопросы, если они возникли.

- Вернемся к списку наших задач и поставим заветную последнюю галочку. (СЛАЙД №31).

- Что поможет нам правильно использовать порядковые числительные в речи? (словоизменение, орфография).

- Вспомним нашу цель, достигли ли мы её? (СЛАЙД №32-33).

- Хорошо, значит, наше путешествие выдалось удачным и античные чудеса света многому научили нас.

Рефлексия

1. Сегодня на уроке я узнал _________________________ _______________________________________________________________

(для детей с рациональным мышлением)

2. Сегодня у меня получилось____________________________________

_______________________________________________________________

(для деятелей)

3. Сегодня меня порадовало______________________________________

________________________________________________________________

(для эмоционалов)

4. После сегодняшнего урока мне захотелось_______________________ _______________________________________________________________

(для интуитов)

А теперь оцените свою работу на уроке отметкой от 2 до 5.

Я ставлю себе за урок «Семь чудес порядковых числительных» оценку

_____________________________________

- Откройте последний разворот, называющийся «Рефлексия».

Выберите одно из утверждений и продолжите его. В нижней части листа найдите поле для оценки и поставьте себе оценку за урок.

- Кто-нибудь хочет озвучить, что у него получилось?

(СЛАЙД №34)

Взгляните на свой маршрутный лист с обратной стороны. Там есть место для того, чтобы записать ваши мечты о путешествиях. Я сердечно благодарю вас за прошедший урок и желаю вам много новых знаний и как можно больше ярких и интересных путешествий!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сочинения по русскому языку "Семья - убежище души"

Сочинения учащихся на школьный конкурс в рамках предметной недели по русскому языку...

Конспект урока по русскому языку "Семь цветов деепричастия". 6 класс.

Тема: "Семь цветов деепричастия".Цель: • познакомить учащихся с понятием о деепричастии;• подготовить учащихся к восприятию орфограмм и пунктограмм по теме.Оборудование: музыкально...

План- конспект урока "Алиса в стране чудес"

План-конспект урока "Алиса в стране чудес"....

Конспект урока русского языка в 9 классе по теме «Типы речи (технология моделирования концепта «дружба»)» план-конспект урока по русскому языку

Предложенный конспект урока русского языка ориентирован на подготовку девятиклассников к ОГЭ (сочинение – рассуждение 9.3), составлен на основе технологии моделирования лингвоконцепта.  Пре...

Конспект урока в 5 классе "Чудеса Морфемики"

Тема: «Повторение по теме «Морфемика».Тип урока: повторение и обобщение пройденного материала, урок рефлексии.Цели урока:  повторить изученные орфограммы по теме &laqu...

Конспект урока в 5 классе "Чудеса Морфемики"

Тема: «Повторение по теме «Морфемика».Тип урока: повторение и обобщение пройденного материала, урок рефлексии.Цели урока:  повторить изученные орфограммы по теме &laqu...

Методическая разработка Подготовка к итоговому сочинению по русскому языку "Семь шагов к успеху"

quot;По тому, как человек говорит, мы сразу и легко можем судить о том, с кем мы имеем дело. Мы мое определить степень интеллектуальности человека",- утвердал Д.С.Лихачев.Вот и часть С по  ...