РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по русскому языку для учащихся 5-6 классов «ЯЗЫК ИНТЕРНЕТА»
рабочая программа по русскому языку (6 класс)

Лодыгина Оксана  Сергеевна

В XXI веке Интернет становится важной средой обитания для учащихся. На его просторах школьники находят информацию, узнают новости, развивают своё творчество, общаются, поддерживают дружеские связи и находят новых друзей. Кроме того, ведение социальных сетей неразрывно связано с формированием имиджа ученика, что может положительно или отрицательно влиять на его благополучие.

На данный момент просторы Интернета, в частности всевозможные сообщества для школьников, заполонены безграмотностью и агрессией. Развитием культуры общения учителя занимаются на уроках русского языка и литературы, но времени для этого недостаточно. В этом случае на помощь придут занятия в рамках внеурочной деятельности, являющиеся закономерным продолжением уроков, их полезным дополнением.

Программа курса «Язык Интернета» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта общего образования. Она призвана развивать коммуникативные  навыки: культурного общения в Интернете, ведения деловой и дружеской переписки, создания текстового контента для социальных сетей, защиты от агрессии и понимания её причин, ведения аргументированного спора и осуществления конструктивной критики, а также ориентирования в бескрайнем море информации, которое и представляет собой Интернет. Очень важно объяснить учащимся, как найти ответы на интересующие вопросы, материалы для учебы и работы, как учиться отличать достоверные сведения от информационного мусора, и как защитить себя от нежелательного, шокирующего и травмирующего психику контента.

Внеурочные занятия предполагают знакомство с особенностями письменного разговорного языка и с феноменом письменного народного творчества. Важно внимание к языку Интернета, к многообразию сленговой лексики, неологизмам и окказионализмам, к современным пословицам, поговорками и фразеологизмам, которые формируются в данный момент, и, как и любые словные конструкции рождаются, устаревают и умирают. Осознание сложных языковых процессов будет осуществляться проще на знакомых и понятных примерах, которые являются для школьников важными элементами языковой культуры.

 Знакомство с языком такой важной для учащихся среды, как Интернет, позволит им по-новому взглянуть на русский язык как школьный предмет и лучше разбираться в учебном материале.

Интернет – это среда, в которую школьники уходят с головой. Миссия внеурочных занятий – использовать Интернет как средство для изучения лингвистических процессов и вооружить школьников языковыми инструментами, которые помогут им выжить в этой непростой и агрессивной среде, а также станут верными помощниками  за её пределами.

Данная программа рассчитана на 1 год обучения (35 учебных часов). Занятия проходят по одному часу в неделю. Продолжительность занятий 40 минут.  Программа построена с учетом возрастных особенностей школьников (возраст 10-12 лет, 56 класс).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 28»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности по русскому языку

для учащихся 5-6 классов

«ЯЗЫК ИНТЕРНЕТА»

Автор: Лодыгина Оксана Сергеевна,

Учитель русского языка и литературы.

Вологда

Содержание

  1.  Пояснительная записка………………………………………………..3
  2. Планируемые результаты……………………………………………...6
  3. Содержание внеурочных занятий…………………………………….10
  4. Тематическое планирование…………………………………………..20
  5. Интернет-ресурсы……………………………………………………..49
  6. Литература……….…………………………………………………….50

Пояснительная записка

В XXI веке Интернет становится важной средой обитания для учащихся. На его просторах школьники находят информацию, узнают новости, развивают своё творчество, общаются, поддерживают дружеские связи и находят новых друзей. Кроме того, ведение социальных сетей неразрывно связано с формированием имиджа ученика, что может положительно или отрицательно влиять на его благополучие.

На данный момент просторы Интернета, в частности всевозможные сообщества для школьников, заполонены безграмотностью и агрессией. Развитием культуры общения учителя занимаются на уроках русского языка и литературы, но времени для этого недостаточно. В этом случае на помощь придут занятия в рамках внеурочной деятельности, являющиеся закономерным продолжением уроков, их полезным дополнением.

Программа курса «Язык Интернета» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта общего образования. Она призвана развивать коммуникативные  навыки: культурного общения в Интернете, ведения деловой и дружеской переписки, создания текстового контента для социальных сетей, защиты от агрессии и понимания её причин, ведения аргументированного спора и осуществления конструктивной критики, а также ориентирования в бескрайнем море информации, которое и представляет собой Интернет. Очень важно объяснить учащимся, как найти ответы на интересующие вопросы, материалы для учебы и работы, как учиться отличать достоверные сведения от информационного мусора, и как защитить себя от нежелательного, шокирующего и травмирующего психику контента.

Внеурочные занятия предполагают знакомство с особенностями письменного разговорного языка и с феноменом письменного народного творчества. Важно внимание к языку Интернета, к многообразию сленговой лексики, неологизмам и окказионализмам, к современным пословицам, поговорками и фразеологизмам, которые формируются в данный момент, и, как и любые словные конструкции рождаются, устаревают и умирают. Осознание сложных языковых процессов будет осуществляться проще на знакомых и понятных примерах, которые являются для школьников важными элементами языковой культуры.

 Знакомство с языком такой важной для учащихся среды, как Интернет, позволит им по-новому взглянуть на русский язык как школьный предмет и лучше разбираться в учебном материале.

Интернет – это среда, в которую школьники уходят с головой. Миссия внеурочных занятий – использовать Интернет как средство для изучения лингвистических процессов и вооружить школьников языковыми инструментами, которые помогут им выжить в этой непростой и агрессивной среде, а также станут верными помощниками  за её пределами.

Данная программа рассчитана на 1 год обучения (35 учебных часов). Занятия проходят по одному часу в неделю. Продолжительность занятий 40 минут.  Программа построена с учетом возрастных особенностей школьников (возраст 10-12 лет, 56 класс).

Актуальность данной программы заключается в возможности взглянуть на русский язык с другой стороны, начать лучше понимать языковые процессы, улучшать свою орфографическую и пунктуационную грамотность, развивать коммуникативную, языковую, лингвистическую и культуроведческую компетенции.

На внеурочных занятиях обучающиеся будут учиться общаться, выполнять нестандартные задания, создавать проекты, создавать устные и письменные тексты, развивать навыки монологической и диалогической речи, работать в команде, планировать и оценивать свою деятельность, спорить, критиковать и высказывать собственное мнение.

Цель программы:

Развитие коммуникативной компетенции учащихся 6-9 классов на внеурочных занятиях с помощью ресурсов Интернет-пространства.

Задачи:

Образовательные

 способствовать развитию интереса к русскому языку как к учебному предмету;

• расширить первоначальные знания о лексике, стилистике, фразеологии русского языка;

• формировать языковую интуицию.

Развивающие

  • развивать речь, умение выбирать средства языка в соответствии с особенностями и условиями коммуникативной ситуации;
  • развивать монологическую и диалогическую речь;
  • совершенствовать общий языковой уровень развития учащихся;
  • формировать умение ориентироваться в информационном поле сети Интернет;
  • способствовать развитию творческих способностей школьников;

Воспитывающие

  • воспитывать позитивное ценностное отношение к русскому языку, чувство сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждать познавательный интерес к языку, стремление совершенствовать свою речь;
  • воспитывать культуру общения в Интернете и за его пределами.

Методические принципы:

  • занимательность;
  • наглядность;
  • сознательность и активность;
  • доступность;
  • связь теории с практикой;
  • индивидуальный подход к учащимся.

Основные методы и технологии:

  • развивающее обучение: развитие языковых и коммуникативных навыков как развитие мышления;
  • деятельностный подход: закрепление теории практической деятельностью;
  • личностно-ориентированный подход: индивидуальные задания, обмен личным опытом;
  • технология обучения в сотрудничестве: работа в парах и в командах;
  • коммуникативная технология: диалоги, дискуссии, дебаты, ток-шоу.

Занятия внеурочной деятельностью позволяют наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся.

Формы проведения занятий

Внеурочные занятия будут содержать лекционную часть с приведением наглядным примеров и практическую часть, которая подразумевает применения полученных знаний на практике: создание текстового контента, ведение переписки в разных стилях, построение диалога и монолога, поиск информации. Предполагается добровольное домашнее задание, представляющее собой работу в социальных сетях, создание проектов и подготовку сообщений по интересующим учащихся вопросам.

Условия реализации программы:

Для успешной реализации программы необходимо:

• кабинет;

• ноутбук и проектор.

Система контроля

С целью выявления качества усвоенных детьми знаний в рамках программы обучения знания, умения и навыки, полученные на занятиях, подвергаются педагогическому контролю.

Формы контроля:

- сообщения;

- занимательные упражнения;

- деловые игры: дискуссии, дебаты, ток-шоу;

- подготовка и защита проектов.

Планируемые результаты

Программа ориентирована на достижение учащимися 3 уровней:

1) приобретение новых знаний по русскому языку и понимание их значимости в практической жизни;

2) формирование сознательного отношения к ценностям современного русского языка, к его нормам и культуре речи;

3) приобретение опыта самостоятельных действий для решения лингвистических и коммуникативных задач.

В процессе обучения и воспитания личностных установок, потребностей в познавательной мотивации, в соблюдении норм современного русского языка, культуры речи у обучающихся формируются личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные универсальные учебные действия.

Личностные результаты:

- умение чувствовать красоту и выразительность речи, понимать языковые процессы, происходящие в языке Интернета;

- интерес к изучению языка, стремление к совершенствованию собственной речи;

- умение создавать тексты разных стилей, учитывающие особенности коммуникативной ситуации;

- умение спорить, критиковать и высказывать собственное мнение.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

составление плана решения учебной проблемы совместно с учителем;

- работа по плану, корректировка деятельности с учетом поставленной цели;

- планирование действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

- умение адекватно оценивать свои знания и умения.

Познавательные УУД:

- установление причинно-следственных связей;

- осуществление  поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием материалов сети Интернет;

- умение структурировать знания; обобщать, делать выводы;

- умение работать с текстом: создавать, структурировать и понимать его;

- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные УУД:

умение формулировать собственное мнение и позицию, вести аргументированный спор и осуществлять конструктивную критику;

- осуществление конструктивной критики;

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

- владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;

- умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем;

- умение адекватно использовать языковые средства для решения различных коммуникативных задач.

Критерии оценивания реализации программы

1

Учебные достижения

- мониторинг качества знаний учащихся

2

Личностные достижения

-чувство красоты (умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи);

- эмоциональность (умение управлять своими эмоциями).

3

Регулятивные универсальные учебные действия

-параметры анализа и самоанализа действий;

- способность к объективной самооценке

- наблюдения учителя

4

Познавательные универсальные учебные действия

- умение выделять и формулировать цели;

-осуществлять поиск и выделение необходимой информации;

- умение структурировать знания, обобщать, делать выводы.

5

Коммуникативные универсальные действия

- выявление уровня сформированности действий по согласованию в процессе организации и осуществления сотрудничества;

- выявление уровня сформированности действий в ситуации спора, критики и необходимости высказывания собственного мнения;

- наблюдения учителя.

Содержание внеурочных занятий (35 часов)

Раздел №1

Стилистика языка Интернета (4 часа)

1. Письменный разговорный стиль речи. Стили речи русского языка. Разговорный стиль и современное развитие его письменной формы. Жанры разговорного стиля в Интернете: письмо, пост, комментарий. Ведение дружеской переписки в социальных сетях: орфографическая, пунктуационная, грамматическая и стилистическая грамотность, культура речи, тактичность.

2. Официально-деловой стиль речи в электронном общении. Понятие официально-делового стиля, его особенности. Элементы эпистолярного жанра в текстах деловой переписки. Особенности эпистолярного жанра. Адресат и адресант. Структура письма. Этикет приветствия и прощания. Электронное письмо как средство делового общения. Правила ведения деловой переписки в социальных сетях и посредством электронной почты. Устная речь в официально-деловом стиле. Видеоконференции.

3. Художественный и публицистический стили в Интернет-текстах. Понятие художественного стиля, его особенности. Место художественного стиля в стилистической системе Интернет-текстов. Понятие публицистического стиля, его особенности. Жанры публицистического стиля: статьи, посты. Взаимопроникновение стилей. Стилистические ошибки и их профилактика.

4. Информационный стиль. Информационный стиль как языковое явление, обусловленное повсеместным распространением рекламы. Коммерческое использование социальных сетей, формирование компаниями и частыми предпринимателями личного бренда. Языковые механизмы воздействия на сознание потребителя: использование личных местоимений второго лица, риторические вопросы и восклицания, отсылки к личному опыту реципиента, использование словарных конструкций с положительной коннотацией. Формирование устойчивости к воздействию на сознание и защищенности от навязывания ненужных товаров.

Раздел №2.

Лингвистические  процессы в языке Интернета (4 часа)

5. Интернет-сленг и его разновидности. Разновидности Интернет-сленга: молодежный сленг, игровой сленг, сленг кино. Функции сленговой речи. Лексика и фразеология сленговой речи. Источники сленговой лексики. Уместность использования сленга в разных ситуациях общения. Профилактика стилистических ошибок.

6. Орфография Интернета. Употребление кавычек и заглавной буквы в написании собственных имен существительных: названиях социальных сетей, сайтов, браузеров, новостных ресурсов, пабликов, сообществ, брендов. Допустимость нарушения орфографических норм в письменном разговорном стиле речи.

7. Лексические явления на примере Интернет-сленга. Высокая скорость жизни слов и выражений: рождение, трансформация, устаревание.  Неологизмы, их источники и длительность жизни. Окказионализмы. Особенности их создания и употребления. Устаревшие слова и выражения, историзмы, архаизмы. Причины устаревания слов и последствия этого процесса. Переход сленговых слов и выражений в группу общеупотребительной лексики.

8. Роль заимствованных  слов в современном русском языке. Внедрение в язык заимствованных слов, причины, плюсы и минусы.  Англицизмы. Американизмы. Варваризм. Варианты обрусения слов: изменение морфемного состава, в том числе добавление русских морфем, становление склонения или сохранения несклоняемости. Транслитерация.

Раздел №3.

Литературное творчество в Интернете (6 часов)

9. Письменное народное творчество как феномен XXI века. Искусство без автора: древнерусская литература и современное Интернет-творчество. Правомерность употребления термина «письменное народное творчество». Варианты терминов. Причины анонимности, плюсы и минусы. Понятие массовой и элитарной культуры. Вирусность и кратковременная слава. Популярность и классика – соотношение понятий.

10. Жанры письменного народного творчества. Жанры письменного народного творчества: стихи, стишки-пирожки, стишки с продолжением. Вкусовщина и узкая аудиторная направленность текстов. Будущее произведений письменного народного творчества.

11-12. Поговорки, пословицы, мемы. Мемы как новая форма существования пословиц и поговорок. Мемология. Разновидности мемов. Художественность и образность словных мемов. Причины популярности мемов, их плюсы и минусы. Происхождение словных мемов, их трансформация и устаревание. Источники мемов. Мемы и разновидности Интернет-сленга. Переход мемов в общеупотребительный пласт лексики. Мемы и будущее русского языка.

13. Творческое самовыражение в Интернете. Анонимность и авторство. Площадки для демонстрации собственного творчества: https://www.stihi.ru/, https://www.proza.ru/, https://www.wattpad.com/. Площадка для сбора средств на свой проект https://www.kickstarter.com/. Плюсы и минусы публикации собственных произведений в Интернете. Требования к литературному тексту, публикуемому на открытых площадках. Формирование готовности как к славе и принятию, так и к агрессии и обесцениванию. Конкурсы и другие возможности продвижения своего творчества.

14. Уважение к чужому творчеству. Понятие плагиата и эпигонства. Воровство. Нарушение авторских прав. Законодательная база. Защита творчества в Интернете. Поиск автора текста. Знаковые способы указания автора текста.

Раздел №4.

Создание текстового контента для социальных сетей (9 часов)

15. Формирование имиджа в социальных сетях. Возможности социальных сетей в современном мире. Аккаунт в социальных сетях как слепок личности человека. Важность создания имиджа в социальных сетях. Факторы, положительно и отрицательно влияющие на имидж. Мода и классика в виртуальном образе личности. Заполнение встроенных в социальную сеть анкет. Заполнение шапки профиля. Выражение индивидуальности через текст. Нарциссизм и его подводные камни. Поиск себя и готовность к принятию своих ошибок.

16. Блогинг. Происхождение слова и понятия. Блогинг как социальная миссия. Самовыражение через текст и поиск своей ниши. Осознание цели и путь к ней. Поиск аудитории. Влияние качества устного и письменного текста на успех блогера. Языковые компетенции, необходимые для успеха в сфере блогинга. Возможности самореализации через текст. Блогинг как профессия. Популярность и её взаимосвязь с пользой, приносимой обществу.

17-18. Создание текстового контента для социальных сетей. Выражение индивидуальности через текст. Значимость орфографической, пунктуационной и стилистической грамотности. Пост как жанр письменного разговорного стиля речи. Стили речи и их важность при создании текстового  контента. Типы речи и текстовый контент. Читабельность текста: структура, деление на абзацы, роль заголовка, подзаголовка и топлайна, короткие и длинные предложения и их чередование, ритмика фразы. Правильность оформления списков и топов. Тематика постов, их актуальность и вирусность. Построение контент-плана. Образцы для подражания и поиск авторского стиля. Эмоции и катарсис. Психология писателя и читателя. Самореализация в тексте.

19. Инструменты социальных сетей. Слово письменное и устное. Текст как основа и текст как дополнение. Пост. История. Инструменты социальной сети «Вконтакте»: голосование, документы, изображения, фотографии, видео. Инструменты социальной сети «Instagram»: прямая трансляция, бумеранг, видео, IGTV, голосование, вопросы. Культура вопроса и ответа. Важность правильного построения устного монологического высказывания в социальных сетях. Самовыражение и преграды, с которыми сталкивается создатель контента.

20. Никнеймы. Никнейм как имя собственное. Происхождение слова и понятия. Связь никнейма и творческого псевдонима. Цели творческих псевдонимов. Способы создания никнеймов. Преднамеренное нарушение орфографии и пунктуации при создании никнейма как языковая игра. Самовыражение через Интернет-псевдоним. Трудности в создании никнейма. Хорошие и плохие никнеймы, критерии, примеры.

21. Хэштеги. Хэштег. Происхождение слова и понятия. Связь хэштегов с орфографией, пунктуацией и стилистикой языка. Внутренний хэштег: понятие, цели использования и способы создания. Правильные и неправильные хэштеги, примеры.

22. Идеография. Понятие идеографии и его роль в истории письменности.  Идеография XXI века: смайлы и стикеры. Причины возвращения письменности к истокам. Функции идеографического письма в современном мире. Стилистические особенности использования смайлов и стикеров. Правильное и неправильное использование смайлов и стикеров, критерии. Смайлы как дополнительный элемент текста.

23. Копирайтинг. Понятие копирайтинга и происхождение термина. Информационный стиль и рекламный текст. Копирайтинг и рерайтинг. Качество рекламного текста. Грамотность, уникальность, заспамленность, чистота и читаемость текста. SEO-оптимизация текста. Копирайтинг как профессия: трудности и преимущества. Возможности подработки в сфере копирайтинга. Ресурсы, которые помогут начинающему копирайтеру: http://online.orfo.ru/, https://glvrd.ru/, https://text.ru/.

Раздел № 5.

Устное публичное выступление в Интернете (3 часа)

24. Создание текста для устного выступления. Варианты подготовки текста для устного выступления: план, тезисы, полный текст. Важность подготовки. Стилистические особенности подготовки текста. Импровизация в устном выступлении. Искренность, дружелюбие и тактичность. Этикетные формулировки в устной речи, их стилистическая принадлежность.

25. Выступление перед аудиторией социальных сетей. Значимость правильного построения устного монологического выступления. Хорошая и плохая устная речь, критерии: грамотность, убедительность, эмоциональность, логичность. Значимость дикции и навыков красноречия. Построение речи с учетом особенностей аудитории. Эмоциональность текста. Средства художественной выразительности и правильное их использование.

26. Особенности построения устной монологической речи на примере видеоблогеров.

Разбор критериев хорошей и плохой устной монологической речи на примере выступлений видеоблогеров. Поиск сильных и слабых мест, их анализ. Причины коммуникативной неудачи, её  профилактика. Диалогическая речь, правильность построения диалога, критерии. Разбор критериев хорошей и плохой устной диалогической речи на примере интервью.

Раздел № 6.

Информационная безопасность (3 часа)

27. Достоверность информации. Информационный коммунизм. Важность критического мышления и постоянной проверки информации. Интернет-порталы, которые могут пригодиться для изучения школьных предметов. Поиск Интернет-порталов для изучения нового материала в сфере хобби и внешкольных увлечений. Развлекательные Интернет-порталы. Новостные Интернет-порталы. Критерии авторитетности информационного источника.

28. Информационный щит. Защита от шокирующего, возрастного и травмирующего психику контента. Разделение контента на возрастные категории, критерии и причины. Понятия вброса, спама, фейка, информационного мусора и информационного шума. Защита личного пространства в Интернете.

29.  Формирование новостной ленты. Выживание в обстановке изобилия информации. Отбор информационных источников для каждодневного восприятия с учетом увлечений, интересов и жизненных целей. Информация как сила, созидающая личность. Начитанность и насмотренность. Новостная лента как источник удовольствия и развития.

Раздел № 7.

Этика общения в социальных сетях (6 часов)

30. Аргументированный спор и конструктивная критика. Функции и цели спора. Опасность хаотичного спора. Правила ведения спора: аргументированность, последовательность, логичность, информационная и речевая грамотность, вежливость и тактичность, дружелюбие. Спор как обмен аргументами и доказательство гипотезы. Чистота спора: недопустимость оскорблений, перехода на личности, чрезмерной эмоциональности. Функции и цели критики. Недопустимость агрессии, отказ от бессмысленного излияния негатива. Конструктивная критика как осознанное желание помочь кому-то сделать свое дело лучше. Правила высказывания собственного мнения.

31. Культура комментариев. Комментарии в социальных сетях как площадка для споров, критики и высказывания собственного мнения. Диалогическое и полилогическое общение. Коммерческие функции комментариев. Развлекательные функции комментариев. Важность этичного поведения в комментариях: доброжелательности, тактичности, информационной, стилистической и речевой грамотности.

32. Хайп. Происхождение слова и понятия. Создание синонимического ряда, подбор однокоренных слов. Причины и функции хайпа. Психология хайпа. Плюсы и минусы этого явления. Примеры из новостных порталов, телевизионных передач и видео-блогов. Хайп как инструмент рекламы. Защита от информационного мусора. Хайп как способ привлечения внимания аудитории. Создание текста на хайповую тему.

33. Хейт. Происхождение слова и понятия. Создание синонимического ряда. Агрессия, её причины и цели. Эффект зеркала. Способы проявления агрессии в тексте: речевые формулировки, особенности пунктуации и её преднамеренное нарушение, необоснованное использование заглавных букв вместо строчных. Интернет-травля (буллинг) и защита от него. Адекватная реакция на агрессию: «непротивление злу насилием». Вежливые обороты речи, логичность, доказательность и последовательность как оружие в диалоге с невежеством и агрессией.

34. Идейные течения XXI века: толерантность, феминизм, бодипозитив. Понятие толерантности, происхождение слова, создание синонимического ряда, подбор однокоренных слов. Принципы толерантности. Толерантность как признак нравственного созревания общества. Подводные камни толерантности. Понятие феминизма, происхождение слова, создание синонимического ряда, подбор однокоренных слов. Принципы феминизма. Подводные камни феминизма.  Понятие бодипозитива, происхождение слова, создание синонимического ряда, подбор однокоренных слов. Принципы бодипозитива. Подводные камни бодипозитива. Использование идейных трендов в коммерческих целях.

35.  Важность этики в электронном общении. Золотое правило морали. Принципы культурного общения в Интернете: тактичность и доброжелательность, информационная и речевая культура, орфографическая, пунктуационная и стилистическая грамотность. Интернет как площадка для саморазвития, взаимопомощи и развлечения. Размышления о будущем Интернета.

Тематическое планирование
(35 часов)

Тема

Часы

Характеристика основных видов

учебной деятельности

Домашнее задание

Раздел №1 Стилистика языка Интернета (4 часа)

1.

Стили речи в электронном общении.

1

Письменно и устно отвечают на вопросы о стилях речи.

Вспоминают понятие разговорного стиля речи и осознают широкое распространение его письменной разновидности в современном мире.

Рассуждают о правомерности употребления термина «письменный разговорный стиль».

Знакомятся с жанрами письменного разговорного стиля.

Делятся на пары и строят письменные и устные диалоги в разговорном стиле с учетом этикетных и языковых норм.

Рассуждают о важности орфографической, пунктуационной, грамматической и стилистической грамотности, культуре речи, тактичности.

Построить диалог в социальных сетях: 1) в разговорном стиле, 2) в деловом стиле.

Предоставить скриншот переписки.

Задание на весь период обучения: выбор темы и подготовка творческого или исследовательского проекта.

2.

Официально-деловой стиль речи в электронном общении.

1

Вспоминают понятие официально-делового стиля речи.

Вспоминают особенности эпистолярного жанра и структуру письма.

Дискутируют об актуальности эпистолярного жанра в электронной переписке.

Знакомятся с примерами переписок, нарушающих этикетные нормы и стилистику языка.

Разбиваются на группы и ведут дискуссию о необходимости соблюдения этикетных норм в Интернете.

Создают этикетные формулировки приветствия и прощания, расширяют свои знания в этой области.

Разбиваются на пары и строят письменные и устные диалоги в деловом стиле с учетом этикетных и языковых норм.

Создают текст электронного письма на заданную тему.

Знакомятся с требованиями к устной речи в официально-деловом стиле.

Разыгрывают видеоконференцию.

Создание текста электронного письма на выбранную тему.

3.

Художественный и публицистический стили в Интернет-текстах.

1

Вспоминают понятие художественного стиля, его особенности.

Рассуждают о месте художественного стиля в стилистической системе Интернет-текстов. Вспоминают понятие публицистического стиля, его особенности.

Знакомятся с жанрами публицистического стиля: статьями, постами.

Рассуждают о взаимопроникновении стилей. 

Работают с примерами текстов в публицистическом стиле и ищут в них элементы художественного стиля.

Исправляют стилистические ошибки в выданных Интернет-текстах.

Создание художественного описания объекта, который знаком всей аудитории (например, заброшенного углового здания краю Ленинградской улицы).

4.

Информационный стиль.

1

Знакомятся с информационным стилем, примерами его использования и механизмами воздействия на сознание реципиента.

Делятся опытом воздействия рекламных текстов на сознание.

Разбирают текст в информационном стиле на языковые средства, чтобы понять, как именно осуществляется воздействие на сознание и вызов эмоций.

Разбиваются на группы и создают свой текст в информационном стиле, используя средства воздействия на сознание  реципиентов.

Выбор примера текста в информационном  стиле, который произвел впечатление на ученика и мотивировал его приобрести товар. Разбор текста на языковые средства.

Раздел №2. Лингвистические  процессы в языке Интернета (4 часа)

5.

Интернет-сленг и его разновидности.

1

Дискутируют о языке Интернета как феномене современного русского языка.

Знакомятся с разновидности интернет-сленга: молодежным сленгом, игровым сленгом, сленгом кино.

Формулируют функции сленговой речи.

Знакомятся с особенностями лексики и фразеологии сленговой речи.

Разбирают примеры слов и словосочетаний разных видов Интернет-сленга. Приводят свои примеры.

Узнают об источниках сленговой лексики.  Рассуждают  об уместности использования сленга в разных ситуациях общения.

Знакомятся с примерами нарушения стилистики речи из-за неудачного использования сленговых слов.

Знакомятся с профилактикой стилистических ошибок.

Разбиваются на группы и исправляют стилистические ошибки в текстах, взятых с просторов Интернета.

Подготовка примеров слов и словосочетаний для разных видов Интернет-сленга.

6.

Орфография Интернета.

1

Узнают о правильном употреблении кавычек и заглавной буквы в написании собственных имен существительных: названиях социальных сетей, сайтов, новостных ресурсов, пабликов, сообществ, брендов.

Разбиваются на группы и дискутируют о допустимости нарушения орфографических норм в письменном разговорном стиле речи.

Пишут словарный диктант, составленный из популярных собственных имен существительных.

Проверяют себя и анализируют свои ошибки.

Создают два текста, включающих популярные имена собственные: 1) в разговорном стиле с вольной орфографией;

2) в официально-деловом стиле с правильным написанием слов.

7.

Лексические явления на примере Интернет-сленга.

1

Вспоминают понятие лексики.

Дискутируют о высокой скорости жизни слов и выражений в Интернет-сленге.

Вспоминают понятие неологизмов.

Знакомятся с примерами неологизмов из Интернет-сленга, приводят свои примеры.

Узнают об их источниках неологизмов.

Рассуждают о длительности их жизни и о причинах их ускоренной трансформации.

Знакомятся с понятием  окказионализмов.

Знакомятся с примерами окказионализмов из Интернет-сленга, приводят свои примеры.

 Вспоминают понятия устаревших слов и выражений, историзмов, архаизмов.

Знакомятся с примерами устаревших слов из Интернет-сленга, приводят свои примеры.

Дискутируют об условиях перехода сленговых слов и выражений в группу общеупотребительной лексики.

Пишут распределительный диктант из слов разных лексических групп.

Поиск в Интернете примеров лексических групп, изученных на занятии.

8.

Роль заимствованных  слов в современном русском языке.

1

Вспоминают понятия заимствованных слов и варваризмов.

Знакомятся с понятиями англицизмов и американизмов.

Знакомятся с примерами заимствованных слов из Интернет-сленга, приводят свои примеры.

Дискутируют о внедрении в язык заимствованных слов и о его причинах.

Разделяются на две команды и дискутируют о плюсах и минусах заимствованных слов.

Знакомятся с вариантами обрусения заимствованных слов и примерами, приводят свои примеры.

Рассуждают о причинах неоднородности обрусения заимствованных слов.

Знакомятся с понятием транслитерации, рассуждают о её причинах и последствиях, плюсах и минусах.

Выполняют задание на транслитерацию.

Поиск примеров заимствованных слов из других языков, кроме английского и американского английского.

Раздел №3. Литературное творчество в Интернете (6 часов)

9.

Письменное народное творчество как феномен XXI века.

1

Узнают о связи древнерусской литературы и современного Интернет-творчества.

Дискутируют о правомерности употребления термина «письменное народное творчество».

Дискутируют о причинах анонимности, о плюсах и минусах.

Знакомятся с понятиями массовой и элитарной культуры.

Знакомятся с понятием вирусности, анализируют её причины.

Подготовка примеров анонимных текстов письменного народного творчества.

10.

Жанры письменного народного творчества.

1

Знакомятся с жанрами письменного народного творчества, предлагают свои варианты жанров.

Знакомятся с примерами текстов разных жанров.

Представляют свои примеры текстов.

Дискутируют о вкусовщине и узкой аудиторной направленности текстов.

Разделяются на группы и создают тексты в выбранном жанре, представляют их перед аудиторией.

Рассуждают о будущем произведений письменного народного творчества.

Поиск примеров текстов для изученных жанров или предложение не изученного на занятии жанра с примерами.

11-12

Поговорки, пословицы, мемы.

2

Рассуждают о том, что мемы – это новая форма существования пословиц и поговорок, афоризмов и крылатых выражений.

 Дискутируют о правомерности употребления термина «мемология». 

Узнают о разновидностях мемов. Предлагают свои варианты.

Знакомятся с примерами мемов разных видов.

 Узнают о художественности и образности словных мемов.

Ищут средства художественной выразительности в предложенных образцах мемов.

Дискутируют о причинах популярности мемов, об их плюсах и минусах.

Узнают о происхождении словных мемов, их трансформации и устаревании.

Узнают об источниках мемов.

Рассуждают о связи мемов и разновидностей Интернет-сленга.

Рассуждают об условиях перехода мемов в общеупотребительный пласт лексики.

Разбиваются на группы и дискутируют о мемах и их роли в развитии русского языка.

Представляют проекты по мемологии.

Работают с индивидуальным проектом №1, обсуждают материал.

Работают с индивидуальным проектом №2, обсуждают материал.

Создание проекта по мемологии: значение, область применения, происхождение, средства художественной выразительности.

Индивидуальный проект №1: создание коллекции мемов о русском языке.

Индивидуальный проект №2: создание коллекции мемов о русской литературе.

13.

Творческое самовыражение в Интернете.

1

Рассуждают о понятиях анонимности и авторства.

Знакомятся с площадками для демонстрации собственного творчества: https://www.stihi.ru/, https://www.proza.ru/, https://www.wattpad.com/,  с площадками для сбора средств на свой проект на примере https://www.kickstarter.com/.

Разбиваются на группы и дискутируют о плюсах и минусах публикации собственных произведений в Интернете.

Знакомятся с требованиями к литературному тексту, публикуемому на открытых площадках. Рассуждают о важности готовности как к славе и принятию, так и к агрессии и обесцениванию. Узнают о разных конкурсах и других возможностях продвижения своего творчества.

Знакомство с площадками, изученными на занятии.

14.

Уважение к чужому творчеству.

1

Знакомятся с понятиями плагиата и эпигонства. Рассуждают о нарушении авторских прав как  воровстве.

Узнают законодательную базу, защищающую творчество в Интернете.

Узнают об особенностях поиск автора текста. И о знаковых способах указания автора текста.

Делятся на группы и дискутируют о плюсах и минусах личного общения читателя и писателя.

Выбор текста без указания авторства и поиск его автора.

Раздел №4. Создание текстового контента для социальных сетей (9 часов)

15.

Формирование имиджа в социальных сетях.

1

Дискутируют о возможностях социальных сетей, о значимости аккаунта в социальных сетях и важности создания имиджа.

Рассуждают о влиянии виртуального имиджа на виртуальное и реальное общение. Делятся опытом.

Узнают о  факторах, положительно и отрицательно влияющих на имидж.

Рассуждают о нарциссизме и его подводных камнях.

Узнают о влиянии моды на виртуальный имидж и о классике самопрезентации.

Знакомятся с примерами хорошего и плохого позиционирования себя в социальных сетях.

Дискутируют о возможностях выражения индивидуальности через текст.

Заполняют анкету на примере социальной сети «Вконтакте».

Заполняют шапку профиля на примере социальной сети «Instagram».

Дискутируют о значимости социальных сетей в поиске себя и о готовности к принятию своих ошибок.

Совершенствование анкеты в социальной сети «Вконтакте» или шапки профиля в социальной сети «Instagram».

Скриншот «До» и «После».

16.

Блогинг.

1

Узнают о происхождении слова и понятия. Знакомятся с блогингом  как с социальной миссией.

Знакомятся с разновидностями и примерами блогов, рассуждают об их ценности для общества.

Узнают об особенностях самовыражения через текст и поиске своей ниши.

Знакомятся в нишами, существующими в Интернете на данный момент, учитывают их актуальность и возможности развития.

Знакомятся с особенностями и видами разных аудиторий: возрастной, профессиональной, идеологической, деятельностной.

Рассуждают о важности поиска своей аудитории

Разделяются на группы и дискутируют о влиянии качества устного и письменного текста на успех блогера.

Знакомятся с языковыми навыками, необходимыми для успеха в сфере блогинга. Дискутируют о возможностях самореализации через текст.

Придумывают концепцию воображаемого блога,  создают текст для поста.

Узнают об особенностях блогинга как профессии.

Рассуждают о связи блогинга, литературы и телевидения.

Рассуждают о популярности и её взаимосвязи с пользой, приносимой обществу.

Придумывают концепцию, цель и пользу воображаемого блога. Создают тексты для постов.

17-18.

Создание текстового контента для социальных сетей.

2

Дискутируют о выражении индивидуальности через текст.

Размышляют о том, правомерно ли считать пост жанром письменного разговорного стиля речи.

Рассуждают о значимости орфографической, пунктуационной и стилистической грамотности.

Узнают о связи текстового контента и стилей речи.

Узнают о связи текстового контента и типов речи.

Знакомятся с понятием читаемости текста и факторах, влияющих на неё.

Знакомятся с примерами текстов с высокой и низкой читаемостью.

Исправляют ошибки в тексте с низким уровнем читабельности.

Узнают о важности правильного выбора тематики постов, об их актуальности и вирусности.

Рассуждают о связи личного и публичного, о правильном построении непроницаемых границ между читателем и писателем.

Знакомятся с образцами для подражания, анализируют их и критикуют.

Дискутируют о  поиске авторского стиля и о возможностях самореализации в тексте.

Знакомятся с языковыми механизмами, позволяющими достичь высокого уровня эмоциональности текста.

Знакомятся с понятием катарсиса.

Дискутируют о важности понимания психологии писателя и читателя.

Знакомятся с понятием контент-плана.

Строят контент-план для выбранной социальной сети.

Представляют проект контент-плана для выбранной социальной сети с текстами постов.

Создание проекта: контент-план для выбранной социальной сети с текстами постов.

19.

Инструменты социальных сетей.

1

Рассуждают о важности письменного и устного слова в социальных сетях.

Узнают об основной и дополнительной роли текста.

Узнают о важности языка в создании постов и историй.

Знакомятся с инструменты социальной сети «Вконтакте» и делятся опытом использования.

Узнают, как можно использовать эти инструменты для того, чтобы донести зрителям и читателям свои идеи.

Разрабатывают план донесения определенной идеи с использованием инструментов «Вконтакте».

Знакомятся с инструменты социальной сети «Instagram» и делятся опытом использования.

Узнают, как можно использовать эти инструменты для того, чтобы донести зрителям и читателям свои идеи.

Рассуждают о культуре вопроса и ответа.

Разрабатывают план донесения определенной идеи с использованием инструментов «Instagram».

 Дискутируют о важности правильного построения устного монологического высказывания в социальных сетях.

Узнают о возможности самовыражения через инструменты социальных сетей и о преградах, с которыми сталкивается создатель контента.

Создать устное или письменное высказывание и предоставить его зрителям и читателям через инструменты социальных сетей.

20.

Никнейм.

1

Узнают об особенностях никнейма как имени собственного.

Узнают о происхождении слова и понятия, о способах создания, о целях творческих псевдонимов, о трудностях в создании никнейма.

Знакомятся с примерами хороших и плохих никнеймов, рассуждают о критериях.

Рассуждают о преднамеренном нарушении орфографических норм языка в некоторых никнеймах, дискутируют о допустимости подобного.

Дискутируют о самовыражении через Интернет-псевдоним.  

Придумывают несколько своих никнеймов для разных социальных сетей.

Совершенствование своего никнейма с учетом полученных знаний.

21.

Хэштег.

Знакомятся с понятием хэштега и происхождением.

Рассуждают о связи хэштегов с орфографией, пунктуацией и стилистикой языка.

Узнают о понятии внутреннего хэштега, о целях использования и способах создания.

Знакомятся с примерами правильных и неправильных хэштегов, рассуждают о критериях.

Создают внутренние хэштеги для собственного пользования.

Создание поста с правильными хэштегами.

22.

Идеография.

1

Знакомство с понятием идеографии и его ролью в истории письменности.

Рассуждают о причинах возвращения и повсеместного распространения идеографических знаков в современном тексте письменного разговорного стиля речи.

Узнают о функциях идеографического письма в современном тексте и о стилистических особенностях использования смайлов и стикеров. Дискутируют о правильном и неправильном использовании смайлов и стикеров по выданным критериям.

Разделяются на группы и корректируют выданные тексты, в которых использованы смайлы.

Рассуждают о ценности смайлов как дополнительного элемента текста.

Дискутируют о плюсах и минусах использования идеографических знаков в тексте.

Разделяются на группы и создают тексты с использованием смайлов в письменном разговорном и в официально-деловом стилях.

Создание текста-диалога с правильным использованием смайлов и стикеров или поиск примеров текстов, использующих идеографические знаки удачно или неудачно.

23.

Копирайтинг.

1

Знакомятся с понятием копирайтинга и происхождением термина.

Знакомятся с понятием рерайтинга и происхождением термина.

Вспоминают понятие информационного стиля и рекламного текста.

 Знакомятся с показателями качества рекламного текста: грамотностью, уникальностью, заспамленностью, чистотой и читаемостью.

Знакомятся с понятием SEO-оптимизации текста.

Разбиваются на группы и работают с выданными рекламными текстами, определяют уровень качества.

Рассуждают о копирайтинге как профессии и о возможностях подработки в этой сфере.

Дискутируют о трудностях и преимуществах. Знакомятся с ресурсами, которые помогут начинающему копирайтеру.

Проверить выбранный рекламный текст по критериям качества с помощью изученных на занятии ресурсов.

Раздел № 5.

Устное публичное выступление в Интернете (3 часа)

24.

Создание текста для устного выступления.

1

Знакомятся с вариантами подготовки текста для устного выступления: созданием плана, тезисов, полного текста. Размышляют об эффективности использования разных вариантов в разных ситуациях. Делятся опытом.

Рассуждают о важности подготовки и о роли импровизации в устном выступлении. Рассуждают о важности искренности дружелюбия и тактичности.

Приводят знакомые этикетные формулировки в устной речи, рассуждают об их стилистической принадлежности.

Разделяются на группы и создают план и тезисный план для устного выступления на заданную тему, выступают.

Подготовка тезисного плана для устного выступления на выбранную тему, подготовка к игре «Дебаты» по заданной теме.

25.

Выступление перед аудиторией социальных сетей.

1

Рассуждают о значимости правильного построения устного монологического выступления.

Размышляют о хорошей и плохой устной речи, о критериях: грамотности, убедительности, эмоциональности, логичности.

Размышляют о значимости дикции и навыков красноречия.

Знакомятся с методами и приемами развития дикции и красноречия.

Рассуждают о построении речи с учетом особенностей аудитории.

Вспоминают средства художественной выразительности и осмысляют правильное их использование в устной монологической и диалогической речи.

Дискутируют о значимости правильного построения устного монологического выступления.

Устраивают игру «Дебаты» по заданной теме, выстраивают в группах текст устной монологической речи с учетом особенностей аудитории и использованием средств художественной выразительности.  Обсуждают, критикуют, задают вопросы.

Создание текста на выбранную тему, видео-выступление с созданным текстом.

26.

Особенности построения устной монологической речи на примере видеоблогеров.

1

Вспоминают критерии хорошей и плохой устной речи.

Знакомятся с видеопримерами хорошей и плохой устной речи.

Узнают об особенностях средств художественной выразительности, подходящих для устной монологической речи.

Узнают о коммуникативных неудачах и их причинах.

Знакомятся с видеопримерами коммуникативных неудач.

Учатся профилактике коммуникативных неудач.

Рассуждают о диалогической речи, о правильности построения диалога, о критериях. Разбирают критерии хорошей и плохой устной диалогической речи на примере интервью.

Смотрят подготовленные дома видео-выступления друг друга.

Выступают с созданным текстом.

Обсуждают, критикуют, задают вопросы.

Внесение корректировок в видео-выступление, созданное на прошлом занятии.

Раздел № 6.

Информационная безопасность (3 часа)

27.

Достоверность информации.

1

Рассуждают об основном принципе коммунизма, который фрагментарно реализован в информационной сфере Интернета: от каждого по возможностям, каждому по потребностям.

Рассуждают о важности критического мышления и постоянной проверки информации.

Знакомятся с Интернет-порталами, которые могут пригодиться для изучения школьных предметов.

Знакомятся с особенностями поиска Интернет-порталов для изучения нового материала в сфере хобби и внешкольных увлечений.

Делятся опытом в сфере развлекательных Интернет-порталов, рассуждают об их функциях.

Знакомятся с новостными Интернет-порталами.

Выполняют задание: разбиваются на группы и работают с выданным фактом, изменяя его формулировку и расставляя смысловые акценты в зависимости от заданной цели. Наблюдают за тем, как один и тот же факт можно исказить и перевернуть, учатся искать смысловое ядро и отсекать субъективность и коннотацию.

Знакомятся с критериями авторитетности информационного источника.

Анализ выбранного информационного источника с учетом изученных критериев.

28.

Информационный щит.

1

Знакомятся с принципами защиты от шокирующего, возрастного и травмирующего психику контента.

Знакомятся с разделением контента на возрастные категории, с его критериями и причинами.

Выполняют задание: выводят возрастной рейтинг для известных произведений литературы, кино, сериалов и мультфильмов.

Знакомятся с понятиями вброса, спама, информационного мусора и информационного шума.

Делятся опытом.

Сознают необходимость защиты от дезинформации и искаженной информации, рассуждают о способах защиты.

Иллюстрация схемы-щита, включающая подписи с принципами защиты от опасной, искаженной и избыточной информации.

29.

Формирование новостной ленты.

1

Рассуждают о выживании в обстановке изобилия информации.

Учатся отбирать информационные источники для каждодневного восприятия с учетом своих  увлечений, интересов и жизненных целей.

Выполняют задание: создают список тем, информацию по которым хотят видеть каждый день или каждую неделю.

Рассуждают об информации как силе, созидающей личность.

Знакомятся с понятиями начитанности и насмотренности, размышляют о их пользе.

Делятся на две группы и дискутируют о приоритете функций новостной ленты -  развлекательной и развивающей.

Коррекция новостной ленты.

Раздел № 7.

Этика общения в социальных сетях (6 часов)

30.

Аргументированный спор и конструктивная критика.

Знакомятся с функциями и целями спора.

Делятся опытом.

Рассуждают об опасности хаотичного спора. Знакомятся с правилами ведения спора: аргументированностью, последовательностью, логичностью, информационной и речевой грамотностью, вежливостью и тактичностью, дружелюбием.

Сознают спор как обмен аргументами и доказательство гипотезы.

Рассуждают о чистоте спора: недопустимости оскорблений, перехода на личности, чрезмерной эмоциональности.

Рассуждают о функциях и целях критики, о недопустимости агрессии, о необходимости отказа от бессмысленного излияния негатива. Сознают конструктивную критику как желание помочь кому-то сделать свое дело лучше. Знакомятся с правилами высказывания собственного мнения.

Выполняют игровое задание: делятся на две группы, выбирают двух спикеров, которые  спорят о заданном проблемном вопросе. Остальные участники анализируют реплики спикера команды-соперника и оценивают его ведение спора по изученным критериям.

Обсуждают результаты игрового задания, критикуют, обмениваются мнениями.

Подбор примеров спора и критики из комментариев в социальных сетях.

31.

Культура комментариев.

1

Рассуждают о  комментариях в социальных сетях как площадке для споров, критики и высказывания собственного мнения.

Знакомятся с коммерческими функциями комментариев.

Рассуждают о развлекательных функциях комментариев, делятся опытом.

Дискутируют о важности этичного поведения в комментариях: доброжелательности, тактичности, информационной, стилистической и речевой грамотности.

Разбирают подобранные дома примеры споров и критики в комментариях, оценивают их по критериям, изученным на прошлом занятии.

Делятся на группы и создают диалоги в смоделированных ситуациях общения.

Создание диалога в комментариях к популярному посту с незнакомыми людьми. Создание скриншота обмена репликами.

32.

Хайп.

1

Знакомятся с происхождением слова и понятия. Создают синонимический ряд, подбирают однокоренные слова.

Узнают о причинах и функциях хайпа. Знакомятся с психологией хайпа.

Дискутируют о плюсах и минусах этого явления. Знакомятся с примерами из новостных порталов, телевизионных передач и видео-блогов. Приводят свои примеры.

Знакомятся с хайпом как инструментом рекламы.

Вспоминают принципы защиты от информационного мусора.

Рассуждают о хайпе как способе привлечения внимания аудитории.

Устраивают деловую игру «Ток-шоу»: создают текст на хайповую тему, зачитывают тексты перед аудиторией.

Критикуют и спорят, высказывают собственное мнение.

Создание поста в социальных сетях на хайповую тему. Ведение аргументированного спора в комментариях, адекватная реакция на критику и высказывание читателями собственного мнения.

33.

Хейт.

1

Знакомятся с происхождением слова и понятия. Создают синонимический ряд, подбирают однокоренные слова.

Рассуждают о причинах и целях агрессии.

 Знакомятся с эффектом зеркала. 

Формулируют способы проявления агрессии в тексте: речевые обороты, особенности пунктуации и её преднамеренное нарушение, необоснованное использование заглавных букв вместо строчных.

Знакомятся с принципами защиты от Интернет-травли (буллинга).

Рассуждают об адекватной реакции на агрессию: «непротивлении злу насилием», о вежливых оборотах речи, логичности, доказательности и последовательности как оружии в диалоге с невежеством и агрессией.

Разбиваются на две группы, моделируют ситуации хейта и отрабатывают правильную тактику борьбы с агрессорами.

Вступление в диалог с незнакомым агрессором, отработка тактики борьбы с агрессией.

34.

Идейные течения XXI века: толерантность, феминизм, бодипозитив.

1

Знакомятся с понятием толерантности, происхождением слова, создают синонимический ряд, подбирают однокоренные слова.

Знакомятся с принципами  толерантности.

 Рассуждают о толерантности как признаке нравственного созревания общества.

Дискутируют о подводных камнях толерантности.

Знакомятся с понятием феминизма, происхождением слова, создают синонимический ряд, подбирают однокоренные слова.

Знакомятся с принципами  феминизма.

Рассуждают о причинах возникновения феминизма.

 Дискутируют о подводных камнях феминизма.  

Знакомятся с понятием бодипозитива, происхождением слова, создают синонимический ряд, подбирают однокоренные слова.

Знакомятся с принципами  бодипозитива.

Рассуждают о причинах возникновения бодипозитива.

Дискутируют о подводных камнях бодипозитива.

Узнают о принципах использования идейных течений в коммерческих целях.

Знакомятся с примерами использования идейных трендов в рекламе популярных брендов.

Дискутируют о других идейных течениях XXI века, предлагают свои варианты.

Сообщения о современных идейных течениях, не представленных на занятии.

35.

Важность этики в электронном общении.

1

Вспоминают золотое правило морали, рассуждают о его актуальности в электронном общении.

Формулируют принципы культурного общения в Интернете: тактичность и доброжелательность, информационная и речевая культура, орфографическая, пунктуационная и стилистическая грамотность.

Дискутируют о функциях Интернета: саморазвитии, взаимопомощи и развлечениях.

Представляют подготовленные проекты.

Размышляют о будущем Интернета, делятся на группы и прогнозируют варианты развития языковой, информационной и техногенной сферы в человеческой деятельности.

Интернет-ресурсы

Развлекательные ресурсы

  1. Видеохостинг - https://www.youtube.com/.
  2. Социальная сеть «Instagram» - https://www.instagram.com/.
  3. Социальная сеть «Twitter» - https://twitter.com/.
  4. Социальная сеть «Вконтакте» - https://vk.com/al_feed.php.

Творческие ресурсы

  1. Стихи - https://www.stihi.ru/,
  2. Проза - https://www.proza.ru/,
  3. Стихи и проза - https://www.wattpad.com/,
  4. Демонстрация проектов с возможностью сбора средств на реализацию -https://www.kickstarter.com/.

Образовательные ресурсы

  1. Российская государственная библиотека  –  http://elibrary.rsl.ru.
  2. Научная библиотека  http://library.ru/defaultx.asp.
  3. Университетская электронная библиотека In folio  –  http://www.infoliolib.info.
  4. Глоссарий (сайт предоставляет информацию о любом слове с разных точек зрения - значения, правописания, употребления и т.д.)  http://www.glossary.ru/.
  5. Визуальный словарь  http://jur.vslovar.org.ru/.
  6. Рубрикон (на сайте представлено огромное количество словарей по разным областям знаний) http://www.rubricon.com/.
  7. "Союз образовательных сайтов"  (библиотеки, тесты, рефераты) – https://allbest.ru/.
  8. .Портал "ВСЕОБУЧ"  (справочно-информационный образовательный сайт) – http://www.edu-all.ru/.
  9. Грамота.ру (лингвистические словари) http://www.gramota.ru/.
  10. Instagram-блог о грамотности и орфографии неологизмов - https://www.instagram.com/great_russian/?igshid=96l77p1h4shy.
  11.  Сообщество «Я люблю русский язык!» в социальной сети «Вконтакте» - https://vk.com/love_russian_language.
  12. Сообщество «Русский язык для лентяев» в социальной сети «Вконтакте» - https://vk.com/lazyrussian.

Другие полезные ресурсы

  1. Проверка орфографии - http://online.orfo.ru/.
  2. Редактирование текста - https://glvrd.ru/.
  3. Редактирование текста - https://text.ru/.

Литература

  1. Арсирий А Т., Дмитриева Т. М. Материалы по занимательной грамматике русского языка. [Текст] // - М.: 1963. – Ч. I. - 367 с.
  2. Быстрова Е.А. Коммуникативная методика в преподавании родного языка. [Текст] //- М.: РЯШ, № 1, 1996.- с. 38-43.
  3. Выготский, Л.С. Мышление и речь. Психологические исследования. [Текст] / под. ред. В. Колбановского  –  М.: Государственное социально-экономическое издательство, 1934.- 315 с.
  4. Гильберт Ю.З. Психологические предпосылки сотрудничества учителя и учащихся. [Текст]  // М.: Советская педагогика №5, 1990.- 312 с.
  5. Григорян Л. Т. Язык мой - друг мой [Текст]: Материалы для внеклассной работы по русскому языку // 2-е. изд. - М.: Просвещение, 2009. – 207 с.
  6. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений. [Текст] // М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 192 с.
  7.  Капанадзе Л.А. Структура и концепции развития электронных жанров. [Текст] // Русский язык, 2002,- С.15-16.
  8. Китайгородская Г.А. Инновации в образовании - дань моде или требования времени. [Текст]   //ИЯШ,  2009 - № 2, - С. 14-23.
  9. Кустова Г.И. Использование Интернет-ресурсов в школьном обучении: Национальный корпус русского языка [Текст] // Русский язык в школе //2009, декабрь №10, - С.25-33.
  10. Кустова Г.И., Ляшевская О.Н. Семантическая разметка лексики в Национальном корпусе русского языка: принципы, проблемы, перспективы. [Текст] // Национальный корпус русского языка:2003-2005. Результаты и перспективы.-М.,2005.- 123 с.
  11. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность.  [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.psy.msu.ru/people/leontiev/dsl/index.html, свободный (08.08.2019).
  12. Муштаева С.В. Хороший педагог сегодня – педагог использующий Интернет-ресурсы. [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,5604/Itemid,0/, свободный (30.01.2020).
  13. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа». // М.: Просвещение, 2009.
  14. Панов Б. Т. Внеклассная работа по русскому языку. [Текст] // М.,1980 – 342 с.
  15. Плигин, А. А. Личностно-ориентированное образование. История и практика. [Текст] // - М.: Профит Стайл, 2007. – 173 с.
  16. Русская грамматика. [Электронный ресурс] / под ред. Н. Ю. Шведовой, Н. Д. Арутюновой, А. В. Бондарко и др. Режим доступа: http://rusgram.narod.ru/, свободный.
  17. Шанский Н. М. В мире слов // з-е издание, исправленное и дополненное – М., 1985 – 345 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по курсу: «Здоровейка» для учащихся 5-х классов на 2018-19 учебный год 15.09.2018

Программа рассчитана на учащихся 5хкласов и направлена на достижение планируемых результатов, реализацию и формирования универсальных учебных действий учащихся основной ступени образования.  Прог...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Волшебный мир оригами" для учащихся 1-4 классов с ОВЗ

Данная программа разработана для учащихся 1-4 классов с ОВЗ (ЗПР)....

Рабочая программа внеурочной деятельности «Основы финансовой грамотности» для учащихся 5-9 классов гимназии разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования

Актуальность данной программы продиктована развитием финансовой системы и появлением широкого спектра новых сложных финансовых продуктов и услуг, которые ставят перед гражданами задачи, к решению кото...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Основы финансовой грамотности" для учащихся 9-х классов

Формирование основ финансовой грамотности у учащихся 9-х классов...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Основы финансовой грамотности» для учащихся 5-9 классов

Рабочая программа внеурочной деятельности «Основы финансовой грамотности» для учащихся 5-9 классов.Календарно тематическое планирование разработано на основе учебной программы для. 5&ndash...

Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку для учащихся 5 класса «Секреты орфографии».

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Секреты орфографии» рассчитана на расширение представлений учащихся о русском языке. Занятия позволяют учащемуся наблюдать над лексической ...

Рабочая программа внеурочной деятельности "История в лицах" для учащихся 10-11 классов

Данный курс по истории в 11 классе отражает основные этапы, процессы, события нашего Отечества и зарубежных стран в период XX – начала XXI веков. В  центре курса находится история Росс...