Уроки развития речи по подготовке к сжатому изложению
план-конспект урока по русскому языку (7, 9 класс)

Уроки развития речи по подготовке к сжатому изложению

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_no1.docx23.55 КБ
Файл urok_razvitiya_rechi_v_9_klasse.docx20.07 КБ
Файл urok_razvitiya_rechi_v_9_klass.docx20.31 КБ

Предварительный просмотр:

Урок развития речи в 7 классе

Тема урока: Обучение сжатому изложению по рассказу Т. Тэсс «Голубая ель»

Цель урока: обучать видам сжатия текста

Задачи урока: 

  • Формировать умения: отбирать в исходном тексте основное (относительно частей исходного текста) и существенное (внутри каждой основной части); сокращать текст разными способами; правильно и логично излагать свои мысли; точно использовать языковые средства при обобщенной передаче материала.
  • Воспитывать любовь и бережное отношение к окружающей природе.

Оборудование:

  • Памятки «Как писать сжатое изложение», «Приёмы компрессии (сжатия) текста»
  • Текст изложения

Ход урока

I. Организационный момент, сообщение целей урока. Беседа.

Учитель. Сегодня мы будем писать сжатое изложение. Вспомните, пожалуйста, что значит «сжато пересказать текст»? Чем сжатое изложение отличается от подробного?

Учащиеся. Сжатое изложение предполагает воспроизведение исходного текста кратко, обобщенно, сохраняя при этом его основные стилевые и языковые особенности.

Учитель. А почему так важно уметь излагать сжато?

Учащиеся. Потому что в жизни чаще всего приходится излагать суть, существенную, главную информацию.

II.Работа с памятками (памятки находятся на столе у каждого учащегося).

Ребята, прежде чем мы обратимся непосредственно к тексту изложения, давайте вспомним основные этапы работы написания изложения и способы сжатия текста, обратившись к памяткам для учащихся.

Памятка № 1

«Как писать сжатое изложение»

  1. Внимательно прослушайте или прочитайте текст.
  2. Определите тему (о ком, о чём говорится в тексте?) и запишите её.
  3. Вспомните и запишите ключевые слова темы.
  4. Определите и сформулируйте основную мысль (для чего создан текст?)
  5. Сохраняйте тип речи (в повествовании - начало события, ход его, самый острый момент сюжета, конец; в описании - предмет речи и его значимые, существенные признаки; в рассуждении - общее положение, аргументы, доказательства, вывод).
  6. Выделите микротемы и составьте план.
  7. Отметьте существенное в каждой части.
  8. Определите способ сокращения.
  9. Напишите черновой вариант изложения. Проверьте написанное изложение (нет ли у вас грамматических ошибок, не нарушена ли связь слов, не встречалось ли одно и то же слово в предыдущей фразе или последующей.)

Проведите орфографический и пунктуационный анализ текста: найдите слова, трудные в орфографическом отношении, примените правило (сомневаетесь - замените другим словом); разберите предложение с точки зрения обоснованности употребления в них знаков препинания.

Конечно же, основной момент при написании сжатого изложения – это умение его сжать. Какие способы сжатия вы знаете?

Памятка № 2

Способы сжатия текста

  1. На уровне содержания:
  • Разделение информации на главную и второстепенную – исключение подробностей, деталей.
  • Свертывание исходной информации – обобщение единичных явлений.
  • Сочетание исключения и обобщения.
  1. На уровне языка:

А) Слияние нескольких предложений в одно

Б) Исключение

  • повторов,
  • фрагментов предложений,
  • одного или нескольких синонимов

В) Замена

  • простого предложения второстепенным членом предложения,
  • части предложения местоимением,
  • однородных членов обобщающим словом,
  • фрагмента предложения синонимом,
  • сложного предложения простым,
  • прямой речи обычным предложением.

III.Первое прослушивание (прочтение) текста

Мне рассказали недавно историю о елке, посаженной в одном московском дворе. Это была голубая серебристая ель. Голубое дерево из сказки. Жильцы, въехавшие в новый дом, посадили елку сами. Для нее вырыли глубокую яму, подготовили ей хорошую рыхлую землю, обложили дно ямы лесным дерном. Привезли даже немного хвои из леса и посыпали вокруг елки, чтобы она почувствовала себя, как дома. Дерево прижилось. На ветках появились свежие, пушистые побеги. Голубая ель стала гордостью всего дома, его украшением. Она пышно разрослась и вечером, если вы проходили мимо, вас касался задумчивый и щемящий запах лесной хвои, запах детства, запах чистоты.

И вот однажды, перед Новым годом, жильцы, выйдя из дома ранним утром, увидели, что елку кто-то срубил. Срубил не у корня, а забрал юную, пушистую верхушку. Изуродованное дерево стояло во дворе, беспомощно распластав оставшиеся нижние ветви, словно ему отрубил голову палач. Люди долго смотрели на ель, не веря своим глазам, — смотрели с болью, содроганием, гневом…На следующий день жильцы прикрепили к дереву табличку. Табличка была сделана добротно, старательно, на ней было написано отчетливыми буквами: "Памятник подлецу, который под Новый год срубил елку”. Ель засохла и умерла. Табличка на мертвом дереве укреплена до сих пор. Человек, убивший дерево, проходит, может быть мимо него каждый день. И каждый день мертвая ель, как молчаливый укор совести, напоминает ему о содеянном. (218 сл.) 

IV.Аналитическая беседа по тексту

  • О чём идёт речь в тексте? Какова тема?
  • Какова основная мысль рассказа?
  • Какое название этому тексту дали бы вы и почему? Запишите название.
  • Определите стиль текст? Докажите.
  • Какие художественные средства использует автор, с какой целью?

Объясните трудные для вас орфограммы и случаи постановки знаков препинания в данном тексте.

V.Составление плана и определение ключевых слов

  • На какие части можно разделить текст? Как вы их выделили? Попробуйте обозначить их на черновике в виде цитатного плана.
  • Подберите ключевые слова и словосочетания к каждой из микротем.

VI. Сжатие текста (работа в группах).

VII. Обсуждение полученных результатов.

VIII. Повторное чтение текста и написание сжатого изложения. 



Предварительный просмотр:

Урок развития речи в 9 классе

Подготовка учащихся к написанию сжатого изложения

Цель урока: научить писать сжатое изложение, используя различные приёмы сжатия текста.

Задачи урока:

Образовательная:

формировать навыки работы с различными приемами сжатия исходного текста;

отрабатывать умение понимать и преобразовывать информацию.

Развивающая: 

способствовать развитию быстроты реакции, мышления, внимания, речи и памяти;

Воспитательная:

формирование коммуникативных умений, внимательного отношения к русскому языку.

Оборудование: план-конспект, раздаточный материал, презентация.

Тип урока: урок-практикум.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

  • Сегодня на уроке мы вновь обратимся к анализу текста, будем продолжать учиться способам и приемам сжатия текста.

II. Актуализация знаний.

  • Давайте вспомним, что такое изложение?
  • Какие виды изложений мы знаем? (Подробное и сжатое).
  • Что такое подробное изложение? (Максимально полное воспроизведение исходного текста с сохранением его композиционной и языковой особенностей).
  • Какое изложение мы называем сжатым? (Краткое изложение исходного текста с передачей существенной информации, при которой исключаются подробности).

Сжатое изложение текста – это краткий пересказ его основного содержания, в котором необходимо сохранить только всё самое важное с точки зрения смысла, опуская подробности. Необходимо сохранить только самое главное: основную мысль, художественные детали и языковые особенности, без которых нельзя понять идейной направленности текста и достигнуть целей. Умение пересказывать содержание кратко – это необходимый навык для работы над текстом.

  • Обратите еще раз внимание на определения и выберите ключевые слова, которые покажут принципиальное различие между этими видами изложений. (Максимально полное, сохранение языковых особенностей; передача существенной информации).

III. Повторение приемов и способов сжатия текста.

  • Давайте вспомним, какие способы и приемы сжатия текста мы знаем?

ПРИЁМЫ СЖАТИЯ ТЕКСТА:

1. Исключение подробностей и деталей.

2. Обобщение конкретных, единичных явлений.

3. Упрощение синтаксических структур.

IV. Работа с текстом.

  • Чтение текста учителем.
  • Выполнение заданий к тексту:
  • определить стиль и тип речи;
  • вставить буквы на месте пропуска, раскрыть скобки и объяснить данные орфограммы;      
  • расставить знаки препинания в предложениях 4,7, 8, 9, 13,14 и объяснить их постановку.

(1) Слово «мама» – особое слово. (2) Оно р..ждается вместе с нами, с..провождает нас в годы взр..сления и зрелости. (3) Его л…печет дитя в к…лыбел…, с любовью произносит юноша и глубокий стар…ц. (4)В языке любого народа есть это слово, и на всех языках оно звучит нежно и ласково.

(5) Место матери в нашей жизни особое, исключительное. (6) Мы всегда несем ей свою радость и боль и находим понимание. (7) Материнская любовь окрыля…т, пр…дает силы, вд…хновляет на подвиги. (8) В сложных жизне(н,нн)ых обст…ятельствах мы всегда вспоминаем маму, и нужна нам в этот миг только она. (9) Человек зовет мать и верит, что она, где бы н(е,и) была, слышит его, состр…дает и сп…шит на помощь. (10) Слово «мама» становится равнозначным слову жизнь.

(11) Место матери в нашей жизни особое, исключительное. (12) Мы всегда н…сем ей свою радость и боль и находим понимание. (13) Материнская любовь окрыляет, пр…дает силы, вд…хновляет на подвиги. (14) В сложных жизненных обстоятельствах мы всегда вспоминаем маму, и нужна нам в этот миг только она. (15) Человек зовет мать и верит, что она, где бы ни была, слышит его, с…страдает и сп…шит на помощь. (16) Слово «мама» становится равнозначным слову жизнь.

V. Работа над "сжатием" текста.

  1. Определите тему данного текста.
  2. Сколько микротем содержится в данном тексте?
  3. В каждом абзаце найдите главную информацию, которая направлена на раскрытие микротемы. (Заключаем в скобки текстовый материал)
  4. Убираем лишний материал. (Зачёркиваем)

Учитель: Таким образом "сжимаем" текст. Как правило, количество абзацев в сжатом изложении должно соответствовать количеству микротем исходного текста.

  1. Учитель: Сформулируйте содержание микротем.

 Учащиеся вслух читают текст.

После прослушивания каждой микротемы учитель показывает слайд презентации, содержащий необходимую информацию и ключевые слова. Предложения записываются в тетрадях.

  • Слово «мама» — особое слово. Оно сопровождает нас в течение всей жизни.
  • Место матери в нашей жизни особое.
  • Нужно дарить радость матерям постоянно, ведь благодарные дети – лучший подарок для них.

VI. Анализ полученных текстов.

  1. Сравнительный анализ "сжатых" текстов учащихся и текста-образца, отображённого на экране.

Слово «мама» особое. Оно сопровождает нас всю жизнь: от колыбели до старости. Это слово есть в любом языке мира, и звучит оно ласково. 23 слова.

Место матери в нашей жизни исключительное. Мы делимся с мамой своей радостью и болью, в сложных обстоятельствах зовём на помощь. Слово «мама» равнозначно слову «жизнь». 22 слова.

Многие талантливые люди создали замечательные произведения о маме. Нужно беречь матерей, говорить им хорошие и добрые слова, дарить радость каждый день и час. Ведь благодарные дети — лучший подарок для них. 30 слов.

Всего 75 слов

VII. Знакомство обучающихся с критериями оценивания задания №1

 Критерии оценивания сжатого изложения

Баллы

ИК1

Содержание изложения

Экзаменуемый точно передал основное содержание прослушанного текста, отразив все важные для его восприятия микротемы, перечисленные в таблице 2.

2

Экзаменуемый передал основное содержание прослушанного текста, но упустил или добавил 1 микротему.

1

Экзаменуемый передал основное содержание прослушанного текста, но упустил или добавил более 1 микротемы.

0

ИК2

Сжатие исходного текста

Экзаменуемый применил 1 или несколько приёмов сжатия текста, использовав их на протяжении всего текста

3

Экзаменуемый применил 1 или несколько приёмов сжатия текста, использовав их для сжатия 2 микротем текста.

2

Экзаменуемый применил 1 или несколько приёмов сжатия текста, использовав их для сжатия 1 микротемы текста.

1

Экзаменуемый не использовал приёмов сжатия текста.

0

ИК3

Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения

Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: – логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена; – в работе нет нарушений абзацного членения текста.

2

Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения, но допущена 1 логическая ошибка, и/или в работе имеется 1 нарушение абзацного членения текста

1

В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел, но допущено более 1 логической ошибки, и/или имеются 2 случая нарушения абзацного членения текста.

0

Максимальное количество баллов за сжатое изложение по критериям ИК1–ИК3

7

VIII. Подведение итогов урока.



Предварительный просмотр:

Урок развития речи в 9 классе

Подготовка к написанию сжатого изложения

Цель урока: подготовить учащихся к написанию сжатого изложения.

Задачи урока:

  • Отработка следующих учебных умений:
  • определять тему и идею текста;
  • определять стиль текста и тип речи;
  • выделять микротемы и основную мысль каждой микротемы;
  • разграничивать главную и второстепенную информацию, правильно выделять ключевые слова;
  • следовать логике авторской мысли;
  • конструировать предложения и абзацы с использованием методов компрессии;

Текст изложения (до сжатия)

Тишина - вот самый большой дефицит на земном шаре. Постоянное тарахтенье разнообразных автомобилей, тракторов, мотоциклов, поездов, самолётов, от шума которых современный человек не спасается даже в своём жилище, даже ночью оглушают планету и делают её малопригодной для жизни. Но это стоит нервов, нервов и нервов. И сердца. И психики. Поэтому наряду с тишиной становится дефицитной на земном шаре и валерьянка.      

Прибавьте к этому современные скорости, ядовитые газы, которые ежедневно вдыхает городской житель, прибавьте ощущение острого цейтнота, прибавьте переизбыток всевозможной информации. Прибавьте к этому скученность, обусловленную городами, и вы поймёте, почему в аптеке трудно натуральный валерьяновый корень.   

Желая добыть корень подлинной дикой валерианы, я пошел в лес и там нашел ее, растущую в тени.  Вот растение, которому в наш суматошный век истрёпанных нервов, изнурительных бессонниц и сдвинутой с места психики надо бы поставить красивый памятник: валериана, подобно материуспокоит и усыпит, вернет так необходимое всем нам душевное равновесие. 

(По В. Солоухину) 

При первоначальной работе с текстом можно воспользоваться таблицей, которая наглядно покажет, как вы работали. 

Для этого следует: 

  • текст разделить на абзацы;  
  • вычленить существенную информацию; 
  • используя уже известные способы сокращения текста, убрать второстепенную информацию;  
  • объединить получившийся текст; отредактировать его, если в этом есть необходимость. 

Исходный текст 

Как сократить 

(1) Тишина – вот самый большой дефицит на земном шаре.  (8 слов) 

Оставим без существенных изменений это предложение, так как оно важно в развитии авторской мысли, лишь исключим слово «вот» и заменим словосочетание «(на) земном шаре» словом (на) Земле):  

Тишина - самый большой дефицит на Земле. (6 слов) 

(2)Постоянное тарахтенье  разнообразных 
автомобилей, тракторов, мотоциклов, поездов, самолетов, от шума которых современный человек не спасается  даже в своем жилище,  даже ночью оглушают планету и  делают её малопригодной  для жизни.  

(29 слов

а) Ряд однородных дополнений заменим обобщающим словам транспорт. 

б) Заменим придаточное предложение от шума которых современный человек не спасается даже в своем жилище словосочетанием проникая в дома.  

в) Исключим сказуемое оглушают

Шум транспорта, проникая в дома, даже ночью делает планету малопригодной для жизни. (15 слов) 

(3) Но это   стоит нервов, нервов и нервов. (4) И сердца. 

(5) И психики. 

 (11 слов) 

  

а) Объединим эти три парцеллированных предложения, оставив союз но, который используется как средство связи с предыдущим предложением. 

б) Заменим подчеркнутые слова обобщающим понятием здоровье

Но это стоит здоровья. (4 слова) 

(6) Поэтому наряду с тишиной становится дефицитной на земном шаре и валерьянка.  

(11 слов) 

 

Оставим без изменений это предложение, так как оно продолжает основную авторскую мысль, лишь заменим словосочетание на Земном шаре словом на земле

Поэтому наряду с тишиной становится 

дефицитной на земле и валерьянка.  (10 слов) 

(7)Прибавьте к этому современные скорости, ядовитые газы, которые ежедневно вдыхает городской житель, прибавьте ощущение острого цейтнота, прибавьте переизбыток всевозможной информации. 

(8) Прибавьте к этому скученность, обусловленную городами, и вы поймёте, почему в аптеке трудно натуральный валерьяновый корень.   

(37 слов) 

  

а) исключим  

  • повторы подчеркнутых слов и близких понятий; 
  •  вводные предложения; 
  • придаточные предложения 

б) заменим 

  • часть предложения ядовитые газы, которые ежедневно в больших количествах вдыхает каждый городской житель словосочетанием грязный воздух 

 в) объединим 7-ое и 8-ое предложения: Прибавьте к этому скорости, грязный воздух, спешку, нехватку времени, переизбыток информации, вредные привычки, очереди, городскую скученность, и вы поймёте, почему трудно купить натуральный валерьяновый корень. (25 слов)    

(9) Желая добыть корень подлинной дикой валерианы, я пошел в лес и там нашел её, растущую в тени. 

 (17 слов) 

Оставим без изменений это предложение, так как оно продолжает авторскую мысль, лишь исключим слово там и причастный оборот. 

Желая добыть корень подлинной дикой валерианы, я пошел в лес и нашел её. (13 слов) 

10) Вот растение, которому в наш суматошный век истрёпанных нервов, изнурительных бессониц и сдвинутой с места психики надо бы поставить красивый памятник: валериана, подобно матери, успокоит и усыпит, вернет так необходимое всем нам душевное равновесие. 

(33 слова) 

а) исключим 

  •  подчеркнутую часть придаточного предложения: это лишь дополнение к уже известной информации; 
  •  определения красивый; 
  • сравнение подобно матери.  

Вот растение, которому надо бы поставить памятник: валериана успокоит и усыпит, вернет так необходимое всем нам душевное равновесие. (18 слов)    

144 слова 

85 слов 

Тишина – самый большой дефицит на Земле.  Шум транспорта, проникая в дома, даже ночью делает планету малопригодной для жизни. Но это стоит здоровья. Поэтому наряду с тишиной становится дефицитной на Земле и валерьянка.  

Прибавьте к этому скорости, грязный воздух, спешку, нехватку времени, переизбыток информации, городскую скученность, и вы поймете, почему трудно купить натуральный валерьяновый корень. 

  

Желая добыть корень подлинной дикой валерианы, я пошел в лес и нашел её. Вот растение, которому надо бы поставить памятник: валериана успокоит и усыпит, вернет так необходимое всем нам душевное равновесие. (85 слов) 

Теперь, наряду с содержательным приёмом сокращений текста, необходимо использовать и языковые средства: заменим словосочетание корень подлинной дикой валерианы местоимением его, а местоимение её - словом валериана

Прибавьте к этому скорости, грязный воздух, спешку, нехватку времени, переизбыток информации, городскую скученность, и вы поймете, почему трудно купить натуральный валерьяновый корень. 

Желая добыть его, я пошел в лес и нашел валериану. Вот растение, которому надо бы поставить памятник: валериана успокоит и усыпит, вернет так необходимое всем нам душевное равновесие. 

Заменим словосочетание вот растение, которому местоимение ему, слово валериана – словом растение и в итоге получается такой текст:

Текст сжатого изложения.

Тишина – самый большой дефицит на Земле.  Шум транспорта, проникая в дома, даже ночью делает планету малопригодной для жизни. Но это стоит здоровья. Поэтому наряду с тишиной становится дефицитной на Земле и валерьянка.  

Прибавьте к этому скорости, грязный воздух, спешку, нехватку времени, переизбыток информации, городскую скученность, и вы поймете, почему трудно купить натуральный валерьяновый корень. 

  Ему надо бы поставить памятник: валериана успокоит и усыпит, вернет так необходимое всем нам душевное равновесие. (70 слов) 

Мы сжали второстепенную информацию из предложенного текста, и в нашем изложении остался только его главный смысл. 

Что нельзя удалять из текста? 

  • авторский тезис; 
  • аргументы автора, используемые им для доказательства основной мысли; 
  • вывод автора. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-практикум в 9классе. Подготовка к сжатому изложению.

 Цели урока:  - Образовательные:- Отработать умение выделять главное ( существенное) в информации, понимание текста.-Отработать умение использовать различные приёмы компрессии при сжатии текста.-Разви...

Урок развития речи в 7 классе. Сжатое изложение.

Подготовка к написанию сжатого изложения....

Урок развития речи по теме «Анализ сжатого изложения в 9 классе»

ТЕМА: «Анализ сжатого изложения  Ян Амос Коменский»...

Урок в 6 классе "Подготовка к сжатому изложению"

Подготовка к сжатому изложению с элементами сочинения текста художественного стиля. урок русского языка в 6-м классе...

Урок развития речи в 8 классе. "Обучающее изложение по тексту Д. С. Лихачёва «Молодость – вся жизнь» (Сжатое изложе

Урок развития речи в 8 классе. "Обучающее изложение по тексту Д. С. Лихачёва «Молодость – вся  жизнь»  (Сжатое изложение)"...

Конспект урока развития речи Тема: «Подготовка к подробному обучающему изложению «Заботливая канарейка»»

Конспект содержит в себе полный ход урока, хрономертажём и описанием речевой деятельности учителя и учеников....

Урок в 9 классе "Подготовка к сжатому изложению"

Урок в 9 классе "Подготовка к сжатому изложению"...