Статья "Особенности использования критического мышления учащихся на уроках русского языка и литературы"
статья по русскому языку

Воронина Юлия Юрьевна

Использование на уроках русского языка и литературы технологии развития критического мышления позволяет оказать результативное воздействие на мыслительный процесс учащихся. Во время деятельности у учащихся происходит следующее: они овладевают универсальными способами умственных действий, вступают в активную деятельность при выполнении мыслительных операций, реализуют собственные интересы и способности, вырабатывают собственное мнение в контексте учебной программы. Таким образом, у учащихся развиваются способности анализировать явления, активизировать ранее приобретенные знания для применения в незнакомой ситуации, отслеживать причинно-следственные отношения между явлениями, признаками, мыслями, выдвигать и проверять гипотезы. Иными словами, учащиеся приобретают все мыслительные навыки и способности критического мышления.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                        

Особенности использования критического мышления учащихся

на уроках русского языка и литературы

Использование на уроках русского языка и литературы технологии развития критического мышления позволяет оказать результативное воздействие на мыслительный процесс учащихся. Во время деятельности у учащихся происходит следующее: они овладевают универсальными способами умственных действий, вступают в активную деятельность при выполнении мыслительных операций, реализуют собственные интересы и способности, вырабатывают собственное мнение в контексте учебной программы. Таким образом, у учащихся развиваются способности анализировать явления, активизировать ранее приобретенные знания для применения в незнакомой ситуации, отслеживать причинно-следственные отношения между явлениями, признаками, мыслями, выдвигать и проверять гипотезы. Иными словами, учащиеся приобретают все мыслительные навыки и способности критического мышления.

В чём же особенность методов критического мышления?

Эта технология представляет опыт практической реализации личностно-ориентированного подхода в обучении. Особенностью данной педагогической технологии является то, что обучающийся в процессе обучения сам конструирует этот процесс, исходя из реальных и конкретных целей, сам отслеживает направления своего развития, сам определяет конечный результат.

С другой стороны, использование данной стратегии ориентировано на развитие навыков вдумчивой работы с информацией, с текстом. Для развития критического мышления необходимо создание и применение специальных методических инструментов.

В основе методики критического мышления лежит трехступенчатая модель: 

  1. стадия вызова;
  2. осмысление;
  3. рефлексия. 

На каждой стадии урока используются свои методические приемы.

Стадия вызова.

Приём №1 «Что я знаю»

Озвучивание темы;

  1. В течение 3 минут записывать на листке ответы на вопрос: “Что я знаю по теме урока или мне кажется, что я знаю?”;
  2. Обсуждение с партнёром или с группой своих знаний;
  3. Все идеи записываются учителем на доске или листе ватмана;
  4. Обсуждаются все разногласия, возникшие в ходе обсуждения

Приём №2 «Свободное письмо»

  1. Озвучивание темы;
  2. В течение 3 минут записывать на листке всё, что приходит в голову по данной теме в любой форме (связный текст, опорные словосочетания, рисунки);
  3. Обсуждение с партнёром или с группой в течение 2-3 минут, фиксация идей и выделение предположений, даже тех, в которых не совсем уверены;
  4. Все идеи записываются учителем на доске или листе ватмана;
  5. Обсуждаются все разногласия, возникшие в ходе обсуждения.

Приём №3 «Ассоциация»

  1. Озвучивание темы;
  2. Ответы на вопросы:

- О чём может пойти речь на уроке?

- Какая ассоциация у вас возникает, когда   вы слышите словосочетание: «----»?

  1. Все ассоциации учитель записывает на доске или листе ватмана. 

На уроках русского языка ассоциации применяются чаще всего как метод для запоминания трудных орфограмм или исключений из правил. Учитель просит объединить слова-исключения, написав лингвистическую сказку или нарисовав рисунок. 

Несомненно, что визуальная ассоциация имеет место быть. Например, при запоминании.

Тема «Правописание гласных букв после шипящих» предполагает запоминание исключений, которые после шипящих имеют гласную Ю: жюри, брошюра, парашют.

Некоторые обучающиеся легко запоминают эти слова, так как объединяют их общим признаком - иноязычные французские заимствования. Но у некоторых может возникнуть затруднение. Можно предложить им связать эти слова в предложения, или лучше, чтобы это был сюжет, который легко можно представить в воображении. Примеры текстов: «Прыгая с парашютом, жюри читало брошюру о соревнованиях», «В брошюре говорилось о составе жюри в соревнованиях на парашютах», «Жюри во время конкурса сделало из брошюры парашют» 

Приём №4 «Ключевые слова»

  1. Озвучивание темы;
  2. Предложение нескольких терминов, которым необходимо дать определения;
  3. Составление предложения или мини-рассказа из предлагаемых терминов. Обучающиеся должны использовать свои знания, чтобы определить цель своей работы и спрогнозировать её результаты.

Приём «Рассказ-предположение на основе ключевых слов» заключается в том, что вниманию учащихся предлагаются опорные (ключевые) слова, на основе которых они составляют рассказ.  Вначале каждый ученик выполняет работу самостоятельно, затем свой вариант обнародует.  Этот прием вызывает у школьников большой интерес, обычно даже самые «слабые» стремятся показать свою сообразительность. Им так интересно, совпадет ли их мнение с авторским. 

Например, на уроке литературы, посвященном биографии А.Н. Островского учащимся предлагается составить текст на тему: «Жизнь и творчество А.Н. Островского», используя ключевые слова: Замоскворечье - юрфак МГУ - Московский совестной суд –драматургия - Малый театр -«Снегурочка» - «Бесприданница» - «Гроза» - Артистический кружок - заведующий репертуарами театров Москвы. 

Приём №5 «Верно – не верно»

  1. На доске написаны верные и неправильные утверждения по новой теме;
  2. Обучающиеся ставят знак «+» там, где они считают утверждение правильным и знак «-» там, где по, их мнению, оно не верно. 

Приём №6 «Перепутанные логические цепочки»

  1. На доске или карточках написаны термины (последовательность терминов) и некоторые из них с ошибками;
  2. Группам предлагается исправить ошибки или восстановить порядок записи. 

Например, при изучении темы «Имя прилагательное как часть речи» дается следующая перепутанная логическая цепочка: “часть речи – в предложении бывает – обозначает – самостоятельная – определение – изменяется – сказуемое – какой? – чей? – признак предмета – отвечает – род – падеж – число – имеет – краткая форма”.

Приём №7 «Кластер» (целесообразно использовать перед стадией осмысления)

Предлагается самостоятельно составить свою логическую схему изучения данной темы и защитить её. 

Цель: установить максимальное количество признаков изучаемого понятия.

Правила очень простые. В центре записывается слово, вокруг которого фиксируются слова или предложения, связанные с темой. Наши мысли располагаются в определенном порядке, т.е. гроздятся. 

Приём №8 «Корзина идей, понятий, имен» используется на стадии вызова, когда каждый учащийся вспоминает и записывает в тетради всё, что знает по той или иной проблеме (1-2 минуты), потом идёт обсуждение этой проблемы в паре (2-3минуты), а дальше "все знания по порядку складываются в "корзину”, причем, действительно все: и правильные, и неправильные.  

Например при изучении  темы: "Сложные предложения и их типы” сначала каждый из обучающихся записывает в тетрадь всё, что он помнит о сложных предложениях (что такое сложное предложение, из чего оно состоит, какие виды сложных предложений можно назвать, всё, что вспомнят). Потом идёт работа в парах, главным образом выясняется, в чём различие в ответах, почему, выбирается правильный, с точки зрения этой пары, ответ. А далее идёт работа с "корзиной”: учитель выслушивает и записывает на доску поочередно все ответы каждой группы, неправильные тоже, далее проходит обсуждение ответов.

Стадия осмысления

Приём №1 «Пометки на полях» (Инсерт).

Учащиеся работают с текстом и делают пометки на полях:

«+» - если считают, что это им известно;

«-» - если считают, что это противоречит тем знаниям, которые у них есть;

«v» - если то, что прочитали, является новым;

«?» - если то, что прочитали, оказалось непонятным и требует разъяснений.

Что же формирует и развивает такая работа?

Во-первых, формируется умение ранжировать информацию по степени новизны. Во-вторых, развивается умение анализировать и классифицировать. А также в процессе такой работы ребята учатся пересказывать информацию, учатся обсуждать текст и доказывать свою точку зрения.

Приём №2 «Взаимоопрос»

Обучающиеся читают параграф, останавливаясь после каждого абзаца, а потом задают друг другу вопросы. Можно задавать вопросы и преподавателю. При этом задача учителя – показать, что вопросы должны формироваться по сути излагаемого материала

Приём №3 «Взаимообучение»

В группах из 4-8 человек по очереди ученики играют роль учителя:

  • суммируют содержание абзаца;
  • придумывают вопрос и предлагают других ответить на него;
  • разъясняют, что непонятно;
  • дают задания для чтения следующего абзаца.

Стадия рефлексии

Приём №1 «Синквейн»

Этот прием позволяет студентам проявлять своё творчество и выразить своё отношение к изучаемому явлению. Развивает творческое мышление, речь, обогащает словарный запас.

Приём №2 «Диаграммы сравнения» 

Цель: развитие умения сравнивать и обобщать.

Учитель группам дает задание: по опорной схеме сравнить два понятия и отразить их в диаграммах. Отличительные признаки записываются в каждой из диаграмм, а сходные – в месте их пересечения.

Например, при изучении темы: “Правописание слов с разделительным Ъ и Ь” учащимся предлагается сравнить написание разделительного мягкого и твердого знака.

Приём №3 «Самоанализ»

Самоанализ позволяет обучающемуся более детально повторить всё пройденное на уроке и оценить свои успехи.

Содержание урока

Знаю уверенно

Надо повторить

1.

2.

3.

4.

В конце урока можно дать ребятам небольшую анкету, которая позволяет осуществить самоанализ, дать качественную и количественную оценку уроку. 

Некоторые пункты можно варьировать, дополнять, это зависит от того, на какие элементы урока обращается особое внимание.

Можно попросить обучающихся аргументировать свой ответ. 

1.На уроке я работал                                    активно / пассивно

2.Своей работой на уроке я                         доволен / не доволен

3.Урок для меня показался                          коротким / длинным

4.За урок я                                                     не устал / устал

5.Мое настроение                                         стало лучше / стало хуже

6.Материал урока мне был                          понятен / не понятен

 полезен / бесполезен

                                                  интересен / скучен

7.Домашнее задание мне кажется              легким / трудным

интересным / неинтересным

Приём №4 «Эссе»

Эссе (свободное письмо на заданную тему) рационально использовать в конце урока, данный вид работы позволяет обучающимся подытожить свои знания.    

Предлагается ответить на вопросы:

  • Что узнал и чему научился на уроке?
  • Что хотел бы узнать?

Смысл этого приёма можно выразить следующими словами: "Я пишу для того, чтобы понять, что я думаю”. Это свободное письмо на заданную тему, в котором ценится самостоятельность, проявление индивидуальности, дискуссионность, оригинальность решения проблемы, аргументации. Обычно эссе пишется прямо в классе после обсуждения проблемы и по времени занимает не более 5 минут.

Стало очевидным, что данная технология развивает интерес к изучению русского языка и литературы, делая процесс обучения осмысленным, деятельностным, при этом позволяет формировать и развивать такие ключевые компетенции учащихся, как ценностно-смысловые, общекультурные, учебно-познавательные, информационные, коммуникативные, компетенции личностного самосовершенствования.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование приемов технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы

Презентация создана для проведения мастер-класса на школьной методической конференции...

Исследовательская работа на тему: "Использование технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы"

В исследовательской работе показаны методические приемы развития критического мышления на уроках русского языка и литературы...

Презентация на тему: "Использование технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы"

В презентации показаны методические приемы использования технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы...

"Использование приемов технологии критического мышления на уроках русского языка и литературы"

Данный материал был подготовлен для выступления на методическом объединении учителей гуманитарного цикла в 2012г.Обобщение опыта....

Использование технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы

Критическое мышление – это точка опоры для мышления человека, это естественный способ  взаимодействия с идеями и информацией. Мы и наши ученики часто стоим перед проблемой выбора, выбора инф...

Использование технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы в старших классах

Данная статья посвящена особенностям применения технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы в старших классах и целесообразности методов и приемов преподавания русс...