Многозначные слова. Прямое и переносное значение слов (5 класс).
методическая разработка по русскому языку (5 класс)

Сысоева Наталья Васильевна

Урок предназначен для учителей русского языка в 5-ых классах. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mnogoznachnye_slova._pryamoe_i_perenosnoe_znachenie_slov.docx24.32 КБ

Предварительный просмотр:

Многозначные слова. Прямое и переносное значение слов

(5 класс)

Тип урока. Урок открытия новых знаний.

Цели как деятельность учеников.

- вычитывать разные виды информации, преобразовывать информацию из одной формы в другую (текст в схему);

- правильно и точно излагать свою точку зрения по поставленной проблеме, строить продуктивное речевое взаимодействие в группе;

- различать однозначные и многозначные слова, сопоставлять прямое и переносное значения слова (метафору), устанавливать основания для переноса наименований (сходство признаков);

- наблюдать за использованием слов в переносном значении в художественной речи.

Ход урока

I. Оргмомент.

Приветствие. Проверка готовности к уроку.

II. Проведем языковую разминку.

- Вы должны по лексическому значению определить слова.

водитель машины

шофёр

плод дуба

жёлудь

откидной головной убор, пришитый к вороту верхней одежды

капюшон

тихая речь, при которой звуки произносятся без участия голосовых связок

шёпот

глухой тихий звук от лёгкого соприкосновения чего­нибудь с чем­либо

шорох

место соединения сшитых кусков ткани

шов

дорога с твёрдым покрытием

шоссе

профессиональный наездник на скачках, бегах

жокей

- Найдите соответствующую пару.

2. Работа со словарем.

- Как вы думаете, что обозначает слово жалюзи? (Предположения учеников.)

- Сравните со словарём (учебник)

- Совпали ли ваши предположения?

- Запишите слово жалюзи в тетрадях. Поставьте ударение.

- На какой слог оно падает?

- Придумайте ассоциацию, чтобы нам было легче запомнить это слово (новые жалюзи, красивые жалюзи и др.)

- Что вы заметили? (употребляется только во множественном числе)

- Так сколько же значений у слова жалюзи? (одно)

III. Введение в тему урока с последующей формулировкой проблемы.

Постановка проблемы.

1. Мотивирующий приём.

- А теперь прочитайте стихотворение В. Остена «Дорога» и скажите, сколько лексических значений имеет слово дорога? (4)

Дорога.

Подумайте только, как много

Значений у слова дорога.

Дорогой зовут автостраду,

И тропку, бегущую рядом,

И шлях, что лежит на равнине,

И путь каравана в пустыне…

Подумайте только, как много

Значений у слова дорога.

- Итак, слово жалюзи имеет одно лексическое значение, а слово дорога несколько.

- Предположите, какой будет тема урока.

(Слова, которые имеют несколько значений. Вариант: многозначные слова и однозначные).

- Запишите тему в тетради.

2. Актуализация изученного.

- Определите лексическое значение слов жаворонок и иней.

- Выскажите свои предположения в виде записи на листочке.

- А теперь сравните с информацией из толкового словаря.

- Как вы думаете, что записано под цифрами в статье слова жаворонок?

- Сколько значений у этого слова?

- Как можно назвать слова, у которых несколько лексических значений? (многозначные).  В   словарной статье все значения даются под определенными цифрами.

- А сколько значений у слова иней?

- Теперь сравните с информацией в толковом словаре.

- Догадайтесь, как называются слова, у которых только одно лексическое значение? (однозначные).

-  Прочитайте определение в учебнике и сравните со своими ответами

IV. Открытие нового знания. 

Продолжим наблюдение. Посмотрите на слайд.

- Что вы видите? (золотые изделия и раннюю осень.)

- Как ещё называют раннюю погожую осень? (золотая)

- Сравните словосочетания золотая осень и золотое кольцо.

- Что у них общего? (слово золотой)

- Почему осень называют золотой? (похожа по цвету).

- Как вы думаете, что было вначале? Золотое кольцо или понятие золотая осень?

- Можно сказать, что у слова золотой вначале появилось первое значение (прямое), а потом второе (переносное?)

Сформулируйте проблему урока. (Как определить прямое и переносное значения? Чем они отличаются?)

- Как же все-таки происходит перенос значений?

- А есть ли сходство в значениях?

Давайте обобщим сказанное.

- По какому признаку это сходство? (по цвету, по ощущениям, по действию, по качеству)

- Можно ли эти слова назвать многозначными?

- Назовите прямое (первичное) значение каждого слова.

- Есть ли связь между понятием многозначные слова и переносное значение?

- Какой можно сделать вывод? (многие многозначные слова имеют переносные значения)

- Прочитайте статью из толкового словаря и обратите внимание, какая помета сопровождает толкование переносного значения слова (перен.)

– Запишите ключевые слова урока в тетради. (Многозначные слова, прямое, переносное значение.)

Это и есть тема сегодняшнего урока.

V. Развитие учебно­языковых и речевых умений

1. Найдите «третье лишнее» и объясните, почему оно лишнее:

1. золотое кольцо, золотые руки, золотая рамка.

2. тяжелая сумка, тяжелые дни, тяжелое горе.

3. горьки мысли, горький кофе, горькая таблетка.

4. мама волнуется, море волнуется, «волнуется желтеющая нива»

VI. Подведение итогов.

- Что показалось интересным на уроке? А что полезным?

- Как вы думаете, нужно ли знать переносные значения слов? А для чего? (для красоты и выразительности речи).

- Как вы думаете, где чаще всего встречаются слова в переносном значении? (в художественных произведениях)

– Как бы вы могли оценить свою работу на уроке?

- Какие отметки себе поставили?

VII. Домашнее задание.

- Дома вам нужно будет представить правила по изученной теме в виде схемы или таблицы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема «Лексика. Однозначные, многозначные слова. Прямое и переносное значение слов».

Данная технология рассматривается как разновидность блочного. В курсе учебного предмета выделяются тематические блоки. Учитель выделяет их сам, по своему усмотрению основываясь на программу курс...

Конспект урока "Прямое и переносное значение слов" (5 класс)

Данный урок разработан для слабых учащихся....

«Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слов»

14 ноября 2013 года на базе МБОУ «Орлеанская основная общеобразовательная школа» Благовещенского района Алтайского края состоялся окружной семинар «Учитель года»....

Урок по теме "Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слов"

Автор урока Чернышова У.Н. Редактор презентации Коновалова А.Ю. Урок адаптирован к разным УМК, апробирован в 5 и 6 классах при изучении темы "Лексика"...

Лексический уровень и слово как единица языка. Лексическое и грамматическое значение слова. Многозначность слова. Прямое и переносное значение.

Презентация "Лексический уровень и слово как единица языка. Лексическое и грамматическое значение слова. Многозначность слова. Прямое и переносное значение" служит сопровождением к уроку на ...