Организация работы учителя по преодолению индивидуальных трудностей обучающихся на основе анализа диагностических процедур.
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (9 класс)

Рыжова Екатерина Александровна

В 2019-2020 учебном году произошли изменения в ОГЭ для учащихся 9 классов. Эти материалы помогут учителю в их преодолении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon podgotovka_k_oge_2_-_kopiya.doc39.5 КБ
Файл podgotovka_k_oge_2_-_kopiya.pptx1.4 МБ

Предварительный просмотр:

Организация работы учителя по преодолению индивидуальных трудностей обучающихся на основе анализа диагностических процедур.

В 2019-2020 учебном году произошли изменения в ОГЭ для 9 классов. Это связано с тем, что эти классы идут по программе ФГОС, поэтому задания тестовой части усложнились.

Изменения:

- изменено количество заданий во всей экзаменационной работе с 15 до 9,

- в тестовой части задания сильно усложнились,

- изменен первичный балл за выполнение всей работы с максимального 39 до максимального 33,

- изменилась жанровая специфика текста для изложения (могут быть предложены тексты различных жанров: путевые заметки, записки, очерк, рецензия, дневник и т.д.).

Сохранены задание 1 (изложение) и сочинение (9.1, 9.2, 9.3) и система оценивания их.

        Сама экзаменационная работа предполагает выполнение различных видов анализа языкового материала. Для этого во 2 части дано 7 тестовых заданий.

Анализ заданий, вызывающих наибольшую трудность

задание 2

68 %

задание 3

56 %

задание 5

79 %

Это связано с тем, что одно задание 2020 года включает несколько заданий из 2019 года, поэтому количество заданий не уменьшили, а просто их объединили.

        Формы и приемы работы при подготовке к тестовым заданиям:

- включение подобных заданий в контрольные и проверочные работы;

- работа со средствами выразительности (эпитет, метафора, олицетворение, сравнение) как на уроках русского языка, так и на уроках литературы, анализируя поэтические тексты.

Также в 2020 году увеличили время на работу с изложением. В изложении главной ошибкой было нарушение смысловой цельности, т.е. обучающиеся нарушают абзацное членение текста (не слышат пауз в речи диктора). Из 71 писавшего это наблюдалось у 19 человек, что составляет 28 %.

Но больше всего «хромает» у выпускников грамотность:

орфографические – это ошибки в написании слов,

пунктуационные – это ошибки в постановке знаков препинания,

грамматические ошибки – чаще всего это словообразовательные (ошибочное словообразование), морфологические (ошибочное образование форм частей речи) и синтаксические (ошибки в построении словосочетаний и предложений),

речевые ошибки - это ошибки в употреблении слова, чаще всего это нарушения лексических норм. 

Анализ грамотности обучающихся

орфография

55 %

пунктуация

70 %

грамматические ошибки

45 %

речевые ошибки

18 %

Формы и приемы работы при подготовке к сжатому изложению:

- упражнения на сжатие текста,

- составление цитатных планов, конспектов статей учебника литературы,

- задание на сжатие текста упражнений учебника.

Различные методы подготовки к ОГЭ:

- работа с текстами (сжатие текста),

- комплексный анализ текста,

- написание сжатых изложений, сочинений,

- различные виды диктантов (словарный),

- работа с критериями оценивания,

- самостоятельное оценивание своих работ по критериям.

Рекомендации:

- организовать дифференцированное обучение школьников с разным уровнем предметной подготовки, т.е. составить индивидуальные траектории для всех детей в классе, особенно для тех, кто имеет «слабые» знания;

- провести анализ типичных ошибок, выявленных при выполнении экзаменационной работы, разработать систему работы по корректировке знаний школьников;

- больше работать с текстами различных стилей и типов речи, отрабатывать навыки обработки текста;

- учить созданию текстов различных стилей и жанров, редактированию текста, писать сжатые и подробные изложения и сочинения по заданным параметрам;

- в процессе подготовки обучающихся к сочинению-рассуждению особое внимание уделять формированию умений аргументировать свои мысли, используя прочитанный текст и личный опыт;

- особое внимание уделять работе по формированию навыков владения орфографическими, пунктуационными, грамматическими и речевыми нормами;

- использовать методические пособия с пошаговой системой подготовки, в основе которой лежит знакомство с содержанием экзаменационных заданий, алгоритмами и образцами рассуждения для их правильного выполнения;

- в процессе подготовки к ОГЭ рассматривать типичные ошибки, которые допускаются при выполнении заданий частей ОГЭ (сжатое изложение, тесты, сочинение), анализировать образцы сочинений на лингвистические темы.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Организация работы учителя по преодолению индивидуальных трудностей обучающихся на основе анализа диагностических процедур.

Слайд 2

ПРИЧИНЫ ИЗМЕНЕНИЙ В 2019-2020 учебном году произошли изменения в ОГЭ для 9 классов. Это связано с тем, что эти классы идут по программе ФГОС.

Слайд 3

ИЗМЕНЕНИЯ изменено количество заданий во всей экзаменационной работе с 15 до 9; в тестовой части задания сильно усложнились; изменен первичный балл за выполнение всей работы с 39 до 33.

Слайд 4

сохранены задание 1 (изложение) и сочинение (9.1; 9.2; 9.3), система оценивания ответов на них; изменилась жанровая специфика текста для изложения (могут быть предложены тексты различных жанров: путевые заметки, записки, очерк, рецензия, дневник и т.д.).

Слайд 5

Э кзаменационная работа предполагает выполнение экзаменуемым различных видов анализа языкового материала. Д ля этого во 2 части работы дано 7 тестовых заданий:

Слайд 6

Анализ заданий, Задание 2 68 % Задание 3 56 % Задание 5 79 % вызывающих наибольшую трудность

Слайд 7

Задания 2–5 проверяют умение выполнять орфографический, пунктуационный, грамматический анализ.

Слайд 8

Задание №2 заменило прежние задания № 8, 11 2020 год 2019 год 2 задание Синтаксический анализ. Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов. 8 задание Выпишите грамматическую основу предложения 22. 11 задание Укажите количество грамматических основ в предложении 51. Ответ запишите цифрой.

Слайд 9

Задание №2

Слайд 10

Задание №3 заменило прежние задания №9,10,12-14 2020 год 2019 год 3 задание Пунктуационный анализ. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые . 9 задание Среди предложений 24–28 найдите предложение с обособленными однородными определениями. Напишите номер этого предложения. 10 задание Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове. 12 задание Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью. 13 задание Среди предложений 1–6 найдите сложноподчинённое предложение с однородным подчинением придаточных. 14 задание Среди предложений 44–53 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной сочинительной связью между частями.

Слайд 11

Задание №3

Слайд 12

Задание №5

Слайд 13

Формы и приемы работы при подготовке к тестовым заданиям Включение подобных заданий в контрольные и проверочные работы. Работа со средствами выразительности ( э питет, метафора, олицетворение, сравнение) как на уроках русского языка, так и на уроках литературы, анализируя поэтические тексты.

Слайд 15

В изложении главной ошибкой было нарушение смысловой цельности, т.е. обучающиеся нарушают абзацное членение текста (не слышат пауз в речи диктора). Из 71 писавшего это наблюдалось у 19 человек, что составляет 28 %.

Слайд 16

Основные виды ошибок орфографические – это ошибки в написании слов, пунктуационные – это ошибки в постановке знаков препинания, грамматические ошибки – чаще всего это словообразовательные (ошибочное словообразование), морфологические (ошибочное образование форм частей речи) и синтаксические (ошибки в построении словосочетаний и предложений ), речевые ошибки - это ошибки в употреблении слова, чаще всего нарушения лексических норм.

Слайд 17

Анализ Орфографические ошибки 55 % Пунктуационные ошибки 70 % Грамматические ошибки 45 % Речевые ошибки 18 % грамотности обучающихся

Слайд 18

Формы и приемы работы при подготовке к сжатому изложению упражнения на сжатие текста; составление цитатных планов, конспектов статей учебника литературы; задание на сжатие текста упражнений учебника.

Слайд 19

Упражнения на сжатие текста Как же выбрать время, чтобы несколько членов семьи могли сразу собраться за столом? Как выбрать это время? Находится же оно для того, чтобы вместе смотреть телевизор! Разве мы не просиживаем перед ним иногда часами, даже когда ничего особенного не показывают? Страница книги – это огромный экран, который и не снился самому лучшему телевизору! (52 слова) Сокращенный вариант. Если можно выбрать время для просмотра телевизионных программ, то можно найти время и для совместного чтения. Страница книги – это огромный экран, который и не снился самому лучшему телевизору! (28 слов)

Слайд 20

Различные методы подготовки к ОГЭ р абота с текстами (сжатие текста); к омплексный анализ текста; н аписание сжатых изложений, сочинений; р азличные виды диктантов (словарный); р абота с критериями оценивания; с амостоятельное оценивание своих работ.

Слайд 21

Рекомендации: организовать дифференцированное обучение школьников с разным уровнем предметной подготовки, т.е. составить индивидуальные траектории для всех детей в классе, особенно для тех, кто имеет «слабые» знания ; провести анализ типичных ошибок, выявленных при выполнении экзаменационной работы, разработать систему работы по корректировке знаний школьников ; больше работать с текстами различных стилей и типов речи, отрабатывать навыки обработки текста; учить созданию текстов различных стилей и жанров, редактированию текста, писать сжатые изложения и сочинения по заданным параметрам;

Слайд 22

Рекомендации: в процессе подготовки обучающихся к сочинению-рассуждению особое внимание уделять формированию умений аргументировать свои мысли, используя прочитанный текст и личный опыт; особое внимание уделять работе по формированию навыков владения орфографическими, пунктуационными, грамматическими и речевыми нормами; использовать методические пособия с пошаговой системой подготовки, в основе которой лежит знакомство с содержанием экзаменационных заданий, алгоритмами и образцами рассуждения для их правильного выполнения ; в процессе подготовки к ОГЭ рассматривать типичные ошибки, которые допускаются при выполнении заданий частей ОГЭ (сжатое изложение, тесты, сочинение), анализировать образцы сочинений на лингвистические темы.

Слайд 23

Конечная цель работы – повысить уровень языковой и лингвистической, культуроведческой и коммуникативной компетенций, что предполагает прежде всего умение оптимально использовать средства языка. Это, в свою очередь, позволит учащимся успешно сдать экзамен по русскому языку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-педагогическая диагностика в работе учителя. Принципы проектирования индивидуальной коррекционно-развивающей программы обучающегося в рамках учебного предмета.

Отличием нынешней ситуации является то, что повсеместно или локально происходит смена ведущих педагогических концепций, или осуществляется их существенная коррекция в сторону гуманизации и индивидуали...

Программа сотрудничества с семьей: «Совместная работа семьи и учителя в преодолении ребенком трудностей, испытываемых при обучении».

Цель: 1. Повысить уровень знаний родителей о формах, методах и средствах полноценного общения с детьми.            2. Выявить особенности взаимоо...

Тема самообразования «Разработка и внедрение технологии дифференцированного обучения на основе организации работы с картами учета индивидуальных достижений учащихся»

Тема самообразования  «Разработка и внедрение технологии дифференцированного обучения на основе организации работы с картами учета индивидуальных достижений учащихся»Гипотеза:  Если в урочно...

Проект программы коррекционного курса, направленного на преодоление образовательных трудностей обучающегося с ОВЗ

Тема курса:  Организация и содержание комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательной школе в соответствии с требованиями ФГОС...

Организация коррекционной работы по преодолению индивидуальных трудностей обучающихся в области математики

Низкий интеллектуальный уровень учащихся-осуждённых обусловлен семейным неблагополучием, негативным жизненным опытом, влиянием окружения. Пребывание в среде со специфической субкультурой, уголовными т...

Проект программы коррекционной работы на уроках географии в 5 классе, направленной на преодоление образовательных трудностей обучающегося с ОВЗ

laquo;Организация и содержание комплексной помощи детямс ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательной школе в соответствии с требованиями ФГОС»Коррекционная работа в курсе &l...

Программа сотрудничества с семьей: «Совместная работа семьи и учителя в преодолении ребенком трудностей, испытываемых при обучении».

Рекомендации учителя родителям неуспевающих учеников сводятся к следующему:-заставлять ребенка больше читать,- проводить с ним диктанты,- давать для решения дополнительные примеры и задачи....