Проект программы коррекционной работы на уроках географии в 5 классе, направленной на преодоление образовательных трудностей обучающегося с ОВЗ
учебно-методический материал по географии (5 класс)

Грасмик Ирина Ивановна

«Организация и содержание комплексной помощи детям
с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательной школе в соответствии с требованиями ФГОС»

Коррекционная работа в курсе «География» направлена на обеспечение системного усвоения знаний обучающихся. Контрольно – измерительные материалы. Система оценивания в предмете география с учащимися с ОВЗ. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл grasmik_i.i.docx687.37 КБ

Предварительный просмотр:

Тема курса: «Организация и содержание комплексной помощи детям
с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательной школе в соответствии с требованиями ФГОС»

Проект программы коррекционной работы

на уроках  географии в 5 классе, направленной на преодоление образовательных трудностей обучающегося с ОВЗ

Выполнила  слушатель курса Грасмик И.И.

Благополучатель: Александр А. ученик 5 класса, испытывающий трудности по предмету. Установлен статус ребенка с ОВЗ F83. Дисграфия, дисплексия.

Рекомендации: обучение по адаптированной программе основной общеобразовательной программе основного общего образования для обучающихся  с задержкой психического развития.

Проблема: негрубые нарушения развития моторной, познавательной сферы с тенденцией к их компенсации.

2. Сильные стороны:

а) проявляет интерес к   учебно-познавательной деятельности.

Б) Проявляет речевую активность и инициативу в разговоре

В) С желанием посещает школу. В классе чувствует себя комфортно. Охотно выполняет самые простые общественные поручения

Г) Легко вступает в общение с одноклассниками, младшими учениками из других классов, знакомыми взрослыми. В общении проявляет эмоции, чаще положительные

3. Планируемые результаты коррекционной работы

Ученик научится:

  • определять стороны горизонта, ориентироваться по Солнцу, компасу и местным признакам природы;
  • ориентироваться на местности при помощи топографических карт и современных навигационных приборов;
  • анализировать план местности, карту;
  • читать космические снимки и аэрофотоснимки, планы местности и географические карты;
  • строить простые планы местности;
  • читать простейшие географические карты различного содержания;
  • читать условные цвета и знаки географической карты; составлять описания изучаемых объектов с опорой на карту и картины;

Обучающийся получит возможность:

  • выявлять на местности особенности рельефа, водоемов;
  • проводить простейшие наблюдения за объектами живой природы, рассказывать о своих наблюдениях;
  • обобщать результаты выполненных опытов, делать выводы, раскрывать связи живой и неживой природы;
  • расширить представления об окружающем мире и обогатить словарный запас.

4. Примерное содержание коррекционной работы

Коррекционная работа в курсе «География» направлена на обеспечение системного усвоения знаний обучающихся и включает: 

  • усиление практической направленности изучаемого материала (экскурсии, предметные уроки, лабораторные работы); 
  • выделение сущностных признаков изучаемых явлений; 
  • опору на жизненный опыт обучающегося; 
  • опору на межпредметные связи; 
  • введение в содержание программы коррекционных разделов, предусматривающих активизацию познавательной деятельности, формирование школьно-значимых функций, социальной адаптации (общая осведомленность в кругу бытовых понятий, знания о себе, окружающем мире).

Основной формой организации образовательного процесса является:

Урок, игра, беседы, рассказ, диалоги, работа с учебником, текстом, иллюстрациями, практические работы с контурной картой, экскурсии и т. п.

Коррекционные  задания:

  1. При  изучении темы «Ориентирование на земной поверхности» выполнить задание на отработку определения сторон света

  1. При изучении плана местности ученик с помощью условных знаков читает письмо, сопоставляя условные знаки на картинке и в легенде плана:

. Условные знаки

  1. При изучении темы «Накопление знаний о Земле» учащийся выполняет задание в контурной карте: выделить синим  цветом путь кругосветного путешествия Ф.Магеллана,  красным цветом – путь Х.Колумба.
  2. Составление «Дневника погоды».  Учащиеся ведут наблюдения за погодой и отмечают изменения, которые происходят в природе. Делают  выводы, раскрывая связи живой и неживой природы.
  3. При повторении материков и океанов можно отправиться в кругосветное путешествие, используя предложенные учителем задания (назвать и показать самый большой материк на земле, самый маленький материк, самый холодный материк,  самый большой океан, самый маленький океан, самый холодный океан, найти на карта место нашего проживания и другие задания) и  карту, как источник получения информации. На данном этапе урока закрепляются навыки работы с картой, развиваются логическое и образное мышление. Подобные задания школьник выполняет с удовольствием, осознавая свой успех.
  4. На уроках использовать физкультминутки. Упражнения должны охватывать большие группы мышц и снимать статическое напряжение, вызываемое продолжительным сидением за партой. Это могут быть потягивание, наклоны, повороты, приседания, подскоки, бег на месте. Движение кистями: сжимание, разжимание, вращение. Упражнения должны быть просты, интересны, доступны детям, по возможности связаны с содержанием занятий, носить игровой характер.

Приемы работы на уроках

1. Игровые формы учебной деятельности

А) «Геоцепочка». «На реке ... город ...».  Один из учащихся называет реку, другой сообщает какой город стоит на реке, называет следующему другую реку ... и т. д. дети во время игры работают с картой.

Б) Географические загадки

2. Приём «Шаг за шагом».  Используется для активизации полученных ранее знаний. Ученики, шагая к доске, на каждый шаг называют термин, понятие, явление и т.д. из изученного ранее материала. Учащийся с ОВЗ начинает первым.

  1. Приём "Облака мыслей". Учащиеся приводят первые пришедшие в голову признаки, не останавливаясь на них подробно. После того, как основные характеристики перечислены, они записываются на доске и систематизируются в соответствии с заданными показателями.
  2. Приём «Индуктор». Основан на ассоциациях. На конкретное слово учитель предлагает записать слова, словосочетания, фразы - смысловые ассоциации, возникающие при произнесении этого слова. Например, Земля …( планета, круглая, есть жизнь, …).
  3. Прием «Лови ошибку». Формирует: умение анализировать информацию; умение применять знания в нестандартной ситуации; умение критически оценивать полученную информацию. Учитель предлагает учащемуся информацию, содержащую ошибку. Учащийся ищет ошибку.
  4. Прием «Отсроченная отгадка» . Универсальный  приём ТРИЗ, направленный на активизацию мыслительной деятельности учащихся на уроке. Формирует:  умение анализировать и сопоставлять факты;  умение определять противоречие;  умение находить решение имеющимися ресурсами. В начале урока учитель дает загадку (удивительный факт), отгадка к которой (ключик для понимания) будет открыта на уроке при работе над новым материалом. Или загадку (удивительный факт) дать в конце урока, чтобы начать с нее следующее занятие.

Регламент.

Коррекционная работа проводится во время урока.

Контрольно – измерительные материалы

1. Проверочный диктант по теме: « Уникальная планета». Выберите правильное суждение:

  1. На планете живут  только живые существа (-)
  2. Планета вторая по счету от Солнца (-)
  3. Благодаря вращению Земли на ней бывает день и ночь (+)
  4. У Земли есть спутник Луна  (+)
  5. Луна влияет на движение воды (приливы и отливы) (+)
  6. У Земли атмосфера состоит из азота и углекислого газа (-)
  7.  На Земле есть почва (+)

2. Тест по разделу «Земля во Вселенной»

  1.  Какой по счету планетой от Солнца является Земля?
  1. Четвертой,  2) шестой,  3) третьей,  4) второй.
  1. Между орбитами каких планет расположена орбита Земли?
  1. Меркурия и Венеры,      2) Марса и Сатурна,  

3) Сатурна и Юпитера,      4) Венеры и Марса.

  1. Каково главное следствие вращения Земли вокруг своей оси?
  1. Смена времен года,   2) смена дня и ночи,      3) неодинаковая продолжительность дня и ночи,    4) наклон земной оси к плоскости орбиты.
  1. Каково главное следствие вращения Земли вокруг Солнца?
  1. смена дня и ночи,      2) смена времен года,  

3) неодинаковая продолжительность дня и ночи,     4) приливы и отливы.

  1. Результатом, какого процесса является неравенство экваториального и полярного радиусов Земли?
  1. Вращения Земли вокруг своей оси,
  2. Движения Земли по орбите вокруг Солнца,
  3. Действия силы притяжения Луны,
  4. Давления ледников Арктики и Антарктиды.
  1. Какова величина угла наклона земной оси к плоскости орбиты Земли?
  1. 33,50,  2) 66,50,  3) 44,50,  4) 23,50
  1. Какое утверждение о движениях Земли верно?
  1. Земля вращается вокруг своей оси с запада на восток,
  2. Вращение Земли вокруг Солнца – причина смены дня и ночи,
  3. Среднее расстояние от Земли до Солнца – 150 тыс.км
  4. Полный оборот вокруг Солнца Земля совершает за 360 суток.
  1. Какое утверждение о Земле как планете неверно?
  1. Экваториальный радиус Земли больше полярного
  2. Длина экватора Земли около 40 000 км
  3. Период обращения Земли вокруг Солнца составляет 24 часа
  4. У Земли один естественный спутник – Луна.
  1. Какова величина экваториального радиуса Земли?
  1. 6357 км,  2) 9671 км,  3) 3672 км,  4) 6378 км.
  1. Какова длина земного экватора?
  1. Около 10 000 км,  2) Около 30 000 км,  

3) Около 40 000 км,  4) Около 20 000 км.

Критерии оценивания теста

Правильных  ответов

10 – 8

7-6

5-4

3 и менее

Оценка

5

4

3

2

Система оценивания в предмете география с учащимися с ОВЗ

1.  Для поддержания интереса к обучению и созданию благоприятных и комфортных условий для развития и восстановления эмоционально-личностной сферы детей рекомендуется осуществлять контроль в соответствии с успехами и затраченными усилиями.

2. Разрешать переделать задание, с которым ученик не справился. Проводить оценку переделанных работ.

3. Использовать систему оценок достижений учащегося.

Оценка устных ответов:

- правильность ответа по содержанию, свидетельствующая об осознанности усвоения изучаемого  материал;

-полнота ответа;

-умение на практике применять свои знания;

-последовательность изложения и речевое оформление ответа.

Оценка «5» - понимание материала; с помощью учителя умеет обосновать и сформулировать ответ.

Оценка «4»- при ответе допускаются неточности; ошибки в речи; ошибки в речи исправляет только с помощью учителя.

Оценка «3»- материал излагается недостаточно полно и последовательно; допускается ряд ошибок в речи; ошибки исправляет только с помощью учителя или учащихся.

Оценка «2»- незнание большей части изучаемого материала, не использует помощь учителя и учащихся.

Оценка практических работ.

Оценка «5» -работа выполнена без ошибок, но допускаются исправления самим учеником.

Оценка «4»- допущено 1-2 ошибки.

Оценка «3»-допущено 3-5 ошибок.

Оценка «2»- допущено 6-8 ошибок.

При небрежном выполнении работ, большом количестве исправлений, искажений в начертании букв, оценка снижается на один балл.

При выставлении итоговой оценки учитывается как уровень знаний ученика, так и овладение им практическими умениями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование социальной компетентности обучающихся с ОВЗ, развитие адаптивных способностей личности через программу коррекционной работы

Данный материал -алгоритм для составления ОУ программы коррекционной работы по ФГОС на основной ступени обучения...

Программа коррекционной работы в образовательном учреждении

Цель программы коррекционной работы - создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы общего образования,коррекция н...

Программа коррекционной работы с детьми, испытывающими трудности в обучении

Приводится  программа  корекционной  работы  для  детей с трудностями в обучении...

Проект программы коррекционного курса, направленного на преодоление образовательных трудностей обучающегося с ОВЗ

Тема курса:  Организация и содержание комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательной школе в соответствии с требованиями ФГОС...

Организация коррекционной работы по преодолению индивидуальных трудностей обучающихся в области математики

Низкий интеллектуальный уровень учащихся-осуждённых обусловлен семейным неблагополучием, негативным жизненным опытом, влиянием окружения. Пребывание в среде со специфической субкультурой, уголовными т...

Организация работы учителя по преодолению индивидуальных трудностей обучающихся на основе анализа диагностических процедур.

В 2019-2020 учебном году произошли изменения в ОГЭ для учащихся 9 классов. Эти материалы помогут учителю в их преодолении....

Программа коррекционной работы для детей, имеющих трудности в обучении "Ступеньки"

Целью данной программы является: повышение желания учиться, общаться с окружающими, создание атмосферы познания мира, социализация, развитие самооценки и самопознание....