Задания по развитию коммуникативных компетенций на уроках русского языка
учебно-методический материал по русскому языку

Дробыш Екатерина Александровна

Обобщение опыта по теме самообразования представлено в виде карточек с заданиями

Скачать:


Предварительный просмотр:

Применение коммуникативной компетенции на уроках русского языка создаёт условия для развития интеллектуальной, творчески одарённой, нравственной личности, способной к общению в любом культурном пространстве. Без развития коммуникативной компетенции не может быть конкурентоспособной, толерантной личности, потому что, начиная со среднего звена, с простого (языковой анализ текста) и заканчивая в старших классах лингвистическим анализом или интерпретацией текста, анализом сюжета, у учащихся формируются практические навыки.

________________________________________________________________

 8 класс.   "Виды сказуемых. Односоставные предложения”. 

Задания такого типа дают возможность использовать навыки логического и абстрактного мышления, развивают умение обобщать и проводить сравнение, включать интуицию, воображение, и, конечно же, работать со справочной литературой (словарями, энциклопедиями).

Задание. Записываем предложение:

Дни поздней осени бранят обыкновенно,
Но мне она мила, читатель дорогой,
Красою тихою, блистающей смиренно

Задание. Рассказать, что видят они за этими строками поэта. Подобрать синонимы к словам « бранить», « блистать». Почему А. С. Пушкин называет осень тихой? Предлагаю прочитать предложение с разной интонацией. Спрашиваю, какие строчки поэта об осени вы знаете? Запишите их, определите двусоставные или односоставные предложения вы записали.

_________________________________________________________________

Задание. Привести строчки Пушкина, подходящие к такой ситуации: вы проснулись в ясное, солнечное утро и вспомнили такие строчки: «Мороз и солнце, день чудесный …». Придумать ситуацию, чтобы к ней можно было подобрать какие-то строчки поэта («Буря мглою небо кроет»,  «Сквозь волнистые туманы пробирается луна»).

_________________________________________________________________

Задание. Вставить в неопределённо-личные предложения местоимения, сопоставить и определить, чем отличаются односоставные предложения от двусоставных. Например:

Прошу не умничать.
Сейчас неси сюда тулуп.
Ну, братцы, затянем-ка на сон грядущий мою любимую.

__________________________________________________________________

Задание. Создание миниатюры по данному началу с использованием односоставных и двусоставных предложений. Например: а) Пушкин – один из самых умных людей на свете – и нас делает умнее. Читая его книги… б) Вечер. Беру томик стихов Пушкина и …

_________________________________________________________________

Задание. "Продолжи строчку”, "Начни строчку”, "Восстанови строчку”:

Во глубине сибирских руд храните гордое терпенье…

Люблю дымок спалённой жнивы…

Скажи мне, что средь этих стен

Могли бы дать вы мне взамен…

_________________________________________________________________

Задание. Составить 4–5 определённо-личных предложений в связи с анализом повести "Капитанская дочка со сказуемыми: посмотрите, вдумаемся, обратите внимание, рассмотрим.

_________________________________________________________________

Задание. Наблюдаем роль неопределённо-личных предложений по тексту И. С. Тургенева.

Вот нашему дедушке и донесли, что Пётр Овсяников , мол, на вас жалуется : землю, вишь, отнять изволили…Дедушка ваш к нам тотчас и прислал своего ловчего с командой… Вот и взяли моего отца, и в вашу вотчину повели. Я тогда был маленький мальчишка, босиком за ним бежал. Что же. Привели его к вашему дому да под окнами и высекли. А ваш то дедушка стоит и тоже глядит. Отец мой кричит: " Матушка, Марья Васильевна, заступись, пощадите хоть вы!” А она только знай приподнимается да поглядывает. Вот и взяли с моего отца слово отступиться от земли и благодарить ещё велели, что живого отпустили.

__________________________________________________________________

Отмечаем, что текст относится к разговорному стилю речи. Учащиеся вводят в неопределённо-личные предложения подлежащие. Замечаем, что текст становится загромождённым названиями многих лиц. Выясняем стилистическую роль неопределённо-личных предложений. Автор стремится выделить главных действующих лиц: барина, барыню, Петра Овсянникова. Говоря о них, автор употребляет двусоставные предложения, другие персонажи отодвигаются на второй план. Рассказчик стремится указать на события, на действия: донесли, взяли, привели, высекли… Можно выполнить упражнение типа редактирования текста. Например, устранить синтаксическое однообразие текста, заменив некоторые предложения со страдательными причастиями неопределённо-личными предложениями. Как изменился текст?

__________________________________________________________________

Задание. Сравнить два текста. Определить авторский, обосновать своё мнение.

Утро после урагана было сырое и серое. Земля, воздух, точно губка, пропиталась водой. Вода сочилась из расселин утёсов, стояла в чашечках цветов, ручьями падала с ветвей, шлёпала под ногами.

Сырое и серое утро после урагана. Земля и воздух, точно губка, пропитанные водой. Вода, сочащаяся из расселин утёсов. Стоящая в чашечках цветов , падающая с ветвей, шлёпающая под ногами.

Автору принадлежит первый текст. Назывные предложения во втором тексте передают недостаточно выразительно изображаемую картину, в ней жизни, движения, у автора вода сочилась, стояла, падала, шлёпала.

_________________________________________________________________

Можно проводить задания такого типа:

вставить пропущенные буквы;

обозначить орфограммы;

обозначить основы предложений;

указать типы сказуемых и способ выражения.

Сегодня, я вижу, особенно грустен твой взгляд,
И руки особенно тонки, колени обняв.
Послушай: далеко, далёко, на озере Чад
Изысканный бродит жираф
Ему грациозная стройность и нега дана,
И шкуру его украшает волшебный узор, 
С которым равняться осмелится только луна,
Дробясь и качаясь на влаге широких озёр.
Вдали он подобен цветным парусам корабля,
И бег его плавен, как радостный птичий полёт.
Я знаю, что много чудесного видит земля,
Когда на закате он прячется в мраморный грот.
Я знаю весёлые сказки таинственных стран
Про чёрную деву, про страсть молодого вождя.
Но ты слишком долго вдыхала тяжёлый туман,
Ты верить не хочешь во что-нибудь кроме дождя.
И как я тебе расскажу про тропический сад,
Просторные пальмы, про запах немыслимых трав…
Ты плачешь? Послушай … далёко, на озере Чад
Изысканный бродит жираф.                                    
Н.Гумилёв.

По тексту, который сначала выразительно читает учитель, затем учащиеся про себя, проводится такая беседа:

– Каким настроением проникнуто стихотворение?
– Кому адресован рассказ о жирафе?
– Как развёрнуто определение "изысканный”?
– Что предшествовало рассказу о жирафе?
– Какие сравнения использованы в стихотворении?
– Как они работают на его идею?
– Какова же она, идея стихотворения, его главная мысль?

__________________________________________________________________

Сравнительный оборот и составное именное сказуемое, выраженное существительным с союзами как, будто, словно

Задание . Записать текст под диктовку, обозначить как члены предложения конструкции, вводимые сравнительными союзами.

Как мальчик кудрявый, резва,
Нарядна, как бабочка летом,
Значенья пустого слова
В устах её полны приветом
Ей нравиться долго нельзя:
Как цепь, ей несносна привычка,
Она ускользнёт, как змея,
Порхнёт и умчится, как птичка.
Таит молодое чело
По воле – и радость, и горе 
В глазах – как на небе светло.
В душе её темно, как в море.
То истиной дышит в ней всё,
То всё в ней притворно и ложно!
Понять невозможно её,
Зато не любить невозможно.                                  
М. Лермонтов.

__________________________________________________________________

Задание. Списать текст, расставив знаки препинания, вписав пропущенные буквы, определить грамматические основы, подчеркнуть  сравнительные обороты.

Ты жертва жизненных тревог,
И нет в тебе сопротивленья,
Ты, как оторванный листок,
Плывёшь без воли по теченью.
Ты как на жниве сизый дым.
Откуда ветер не повеет,
Он только стелется над ним 
И к облакам бежать не смеет.
Ты словно яблони цветы,
Когда их снег покрыл тяжёлый
Стряхнуть тоску не смеешь ты,
И жизнь тебя погнула долу,
Ты как лощина в вешний день:
Когда весь мир благоухает,
Соседних гор ложится тень
И ей одной цвести мешает,
И как с вершин бежит в неё 
Снегов растаявшая груда,
Так в сердце бедное твоё
Стекает горе отовсюду.                                              
А. Толстой.

_________________________________________________________________

Делаем сравнительный анализ стихотворений. Учащиеся перечитывают оба стихотворения и напротив каждых (1–3) строк одним словом обозначают, о каком качестве, свойстве характера, души, черте внешности говорят авторы. Затем отвечают на вопросы и выполняют задания:

– Какие образы предстают перед нами из каждого стихотворения?
– Какие синтаксические конструкции использованы для создания этих образов?
– Найдите синонимичные выражения в обоих стихотворениях.
– Укажите в стихотворениях слова, выражающие их главную мысль.
– Как в каждом случае строится доказательство этой главной мысли?
– Если заменить авторские сравнения своими собственными определениями, обогатит или обеднит это художественный образ?
– Композиция какого стихотворения такова, что, закончив его чтение, возникает желание вернуться к началу тут же? Или это зависит не от композиции?

_________________________________________________________________

Роль различных видов сказуемых в художественном тексте. Запись текста под диктовку и проверка его: объяснение орфограмм и пунктограмм, определение грамматической основы, видов сказуемого и способ его выражения.

«Портрет мужчины»

Картина в Лувре работы неизвестного

Его глаза – подземные озёра.
Покинутые царские чертоги.
Отмечен знаком высшего позора,
Он никогда не говорит о Боге.
Его уста – пурпуровая рана 
От лезвия, пропитанного ядом;
Печальные, сомкнувшиеся рано,
Они зовут к непознанным усладам.
И руки – бледный мрамор полнолуний, 
В них ужасы неснятого проклятья,
Они ласкали девушек-колдуний
И ведали кровавые распятья.
Ему в веках достался странный жребий –
Служить мечтой убийцы и поэта,
Быть может, как родился он – на небе
Кровавая растаяла комета
В его душе столетние обиды.
В его душе печали без названья,
На все сады Мадонны и Киприды
Не променяет он воспоминанья.
Он злобен, но не злобой святотатца,
И нежен цвет его атласной кожи.
Он может улыбаться и смеяться, 
Но плакать … плакать он не может.                        
Н.Гумилёв.

Аналитическое чтение

Перед вами поэтический портрет мужчины. Рассмотрите его.

– Что вы видите на первом плане?
– Разделите стихотворение на части и определите главную мысль каждой
– Какова композиция стихотворения? Как она способствует логике проникновения в художественный образ?
– Первая часть стихотворения создаёт внешний вид человека. Отражается ли во внешности его характер? Как?
– Попробуем заменить составные именные сказуемые в первой части простыми глагольными. Что теряет образ в результате такой замены?
– Вторая часть – проникновение во внутренний мир, в характер и даже прошлое героя. Какой же человек перед нами?
– Поэт описывает портрет или своё впечатление от портрета? Подтвердите свою мысль.
– Какое впечатление производит портрет на вас? Убедил ли вас поэт в том, что прошлое этого человека именно таково? Почему можно считать предположение Гумилёва убедительным?
– Какие чувства вызывает у поэта герой картины ? Подтвердите ответ текстом.
– Какую жизнь, по-вашему, прожил этот человек?
– Он злобен и он злится. Есть ли разница между этими выражениями? Какая?

__________________________________________________________________

Самостоятельная работа.

Рассмотреть репродукцию картины Н. Крамского "Неизвестная” и написать подражание Гумилёву ( композиция, синтаксический строй).

__________________________________________________________________

Задания на обобщение по теме "Типы сказуемых”

1. Записать текст под диктовку: сделать синтаксический и пунктуационный разбор.

Старинным золотом и желчью напитал
Вечерний свет холмы. Зардели красны, буры
Клоки косматых трав, как пряди рыжей шкуры.
В огне кустарники, и воды как металл.
А груды валунов и глыбы голых скал
В размытых впадинах загадочны и хмуры.
В крылатых сумерках – намёки и фигуры…
Вот холм сомнительный, подобный вздутым рёбрам,
Чей согнутый хребёт порос, как шерстью, чобром?
Кто этих мест жилец: чудовище, титан?
Здесь душно в темноте. А там – простор, свобода,
Там дышит тяжело усталый океан.                                
М. Волошин

_________________________________________________________________

2. Списать текст, вставив пропущенные буквы, знаки препинания, обозначить грамматическую основу и указать вид сказуемых.

Вода в бухте отражала скалы. Цвет их был суров, неоднообразен. Скалы были чёрные, красные и жёлтые, как охра. Изредка их перерезали пласты белых и синеватых пород. Но у всех этих красок было общее свойство – их покрывал сизый налёт, свойственный окалине. Очевидно, это были следы космического огня и тепла. Зеленоватый сумрачный воздух, наполненный солнечным дымом и жёлтыми отсветами скал, струился над нами. Безмолвие каменного хаоса скрывало смертельные опасности обвалов. Не было слов, чтобы передать изгибы бухт, затенённые углы, гроты, выстланные чёрным блеском и светлой подворной травой.                                  К. Паустовский.

________________________________________________________________

3. Сравнительный анализ текстов.

– Что общего между этими двумя текстами?
– Каким настроением они проникнуты?
– При помощи каких слов и выражений создаётся это настроение?
– Какими красками написаны оба пейзажа? Выпишите слова и выражения, передающие цвет. Какие синтаксические конструкции использованы для передачи цвета?
– Почему в последней строфе стихотворения не развёрнута антитеза? 
– Найдите сравнения. Какова их роль в тексте?
– Предположим, что в стихотворении словосочетание 
как металл заменено синонимичным прилагательным или причастием. Как изменится смысл предложения?
– Есть ли антитеза в прозаическом отрывке?
– Попытайтесь объяснить, почему в стихотворении так много предложений без сказуемого, а в прозе преобладают простые глагольные сказуемые. Как это "работает” на идею каждого текста?

__________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие коммуникативных компетенций на уроках русского языка и литературы

Данный материал является обобщением опыта по вышеуказанной теме...

Развитие коммуникативной компетенции на уроках русского языка средствами стилистики

Исследование на тему "Развитие коммуникативной еомпетенции на уроках русского языка средствами стилистики"...

Развитие коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы.

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме, актуальность её обусловлена потребностью человека быть коммуникабельным и потребностью общества, которое хочет видеть именно конкурентно спосо...