Урок в 9 классе: "Подготовка к изложению"
план-конспект занятия по русскому языку (9 класс)

Урок подготовки к написанию изложения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                               

ПОДГОТОВКА К СЖАТОМУ   ИЗЛОЖЕНИЮ В 9 КЛАССЕ

ПО ОТРЫВКУ ИЗ РОМАНА ГОНЧАРОВА «ОБЛОМОВ».

                                 

Цели урока:

- повторить основные понятия; закрепить ранее сформированные умения при подготовке к  изложению-описанию в художественном стиле;

          - познакомить с новыми сведениями о жанровых признаках текста;

          - воспитывать интерес к предмету, русскому языку, художественной литературе.

           Основные этапы подготовки к написанию сжатого изложения.

I. Вступительное слово учителя.  Вид творческой работы и особенности её выполнения (сжатое изложение текста из художественного произведения).

П. Краткие сведения о писателе и времени создания романа.

     «Обло́мов» — роман, написанный русским писателем  Иваном Александровичем Гончаровым в период с 1847 по 1859 год. Роман входит в трилогию с произведениями «Обыкновенная история» и «Обрыв», являясь её второй частью.

       Роман рассказывает о жизни помещика Ильи Ильича Обломова. Илья Ильич вместе со своим слугой, Захаром, живёт в Петербурге, на Гороховой улице, даже не поднимаясь с дивана. Он не занимается никакой деятельностью, не выходит в свет; лишь предаётся мыслям о том, как надо жить, и мечтам об уютной безмятежной жизни в родном имении Обломовка. Никакие беды (упадок хозяйства, угрозы выселения из квартиры) не могут сдвинуть его с места. Только любовь заставляет Обломова очнуться и окунуться в жизнь, но лишь на короткий срок.

  По мнению ряда критиков, Обломов — жертва феодальной эпохи, яркий образец крепостничества, неспособный к действию как представитель теряющего силы дворянства

III. Чтение текста учителем (9 глава).

     Где мы? В какой благословенный уголок земли перенес нас сон Обломова? Что за чудный край!

    Нет, правда, там моря, нет высоких гор, скал и пропастей, ни дремучих лесов — нет ничего грандиозного, дикого и угрюмого.

   Да и зачем оно, это дикое и грандиозное? Море, например? Бог с ним! Оно наводит только грусть на человека: глядя на него, хочется плакать. Сердце смущается робостью перед необозримой пеленой вод, и не на чем отдохнуть взгляду, измученному однообразием бесконечной картины.

   Рев и бешеные раскаты валов не нежат слабого слуха; они все твердят свою, от начала мира одну и ту же песнь мрачного и неразгаданного содержания; и все слышится в ней один и тот же стон, одни и те же жалобы будто обреченного на муку чудовища да чьи-то пронзительные, зловещие голоса. Птицы не щебечут вокруг; только безмолвные чайки, как осужденные, уныло носятся у прибрежья и кружатся над водой.

  Бессилен рев зверя перед этими воплями природы, ничтожен и голос человека, и сам человек так мал, слаб, так незаметно исчезает в мелких подробностях широкой картины! От этого, может быть, так и тяжело ему смотреть на море.

Нет, бог с ним, с морем! Самая тишина и неподвижность его не рождают отрадного чувства в душе: в едва заметном колебании водяной массы человек все видит ту же необъятную, хотя и спящую силу, которая подчас так ядовито издевается над его гордой волей и так глубоко хоронит его отважные замыслы, все его хлопоты и труды.

Горы и пропасти созданы тоже не для увеселения человека. Они грозны, страшны, как выпущенные и устремленные на него когти и зубы дикого зверя; они слишком живо напоминают нам бренный состав наш и держат в страхе и тоске за жизнь. И небо там, над скалами и пропастями, кажется таким далеким и недосягаемым, как будто оно отступилось от людей.

Не таков мирный уголок, где вдруг очутился наш герой.

Небо там, кажется, напротив, ближе жмется к земле, но не с тем, чтоб метать сильнее стрелы, а разве только, чтоб обнять ее покрепче, с любовью: оно распростерлось так невысоко над головой, как родительская надежная кровля, чтоб уберечь, кажется, избранный уголок от всяких невзгод.

Солнце там ярко и жарко светит около полугода и потом удаляется оттуда не вдруг, точно нехотя, как будто оборачивается назад взглянуть еще раз или два на любимое место и подарить ему осенью, среди ненастья, ясный, теплый день.

Горы там как будто только модели тех страшных где-то воздвигнутых гор, которые ужасают воображение. Это ряд отлогих холмов, с которых приятно кататься, резвясь, на спине или, сидя на них, смотреть в раздумье на заходящее солнце.

 Река бежит весело, шаля и играя; она то разольется в широкий пруд, то стремится быстрой нитью, или присмиреет, будто задумавшись, и чуть-чуть ползет по камешкам, выпуская из себя по сторонам резвые ручьи, под журчанье которых сладко дремлется.

Весь уголок верст на пятнадцать или на двадцать вокруг представлял ряд живописных этюдов, веселых, улыбающихся пейзажей. Песчаные и отлогие берега светлой речки, подбирающийся с холма к воде мелкий кустарник, искривленный овраг с ручьем на дне и березовая роща — все как будто было нарочно прибрано одно к одному и мастерски нарисовано.

            IV. Беседа

1.        План содержания (тема, материал, основная мысль текста).

   –Каковы ваши первые впечатления от текста? Что вам особенно понравилось и запомнилось?

  – В чём основной замысел автора? (Описать место рождения Ильи Обломова, показать, как повлияло детство и юность Обломова в родной деревне на его дальнейшую жизнь).

  –Какова тема текста? (Мирный, чудный, тихий уголок - Обломовка).

  –Какими словами выражена основная мысль? (В предложении: «Весь уголок верст на пятнадцать или на двадцать вокруг представлял ряд живописных этюдов, веселых, улыбающихся пейзажей».)

– В каком стиле написан отрывок? Докажите.

 –В каком жанре создано это произведение? (Художественное повествование.)

–Какой заголовок можно придумать к этому отрывку?

– Выберите заголовок и запишите на черновике.

2.        План выражения (построение текста, тип речи, языковые средства).

–На сколько частей можно разделить текст? Пронумеруйте их. О чём идёт речь в каждой из них? Чем различаются?

– Определите тип речи. (Описание действий). Подтвердите примерами.

–В отдельных частях найдите опорные слова.

              План

1.Чудный уголок.

          2. Картина дикой природы:

      а) море;

      б) горы;

      в) небо.

  1. Мирный уголок:

              а) небо;

             б) солнце;

             в) горы;

             г) река.

          4. «Весь уголок верст на пятнадцать или на двадцать вокруг представлял ряд  живописных этюдов, веселых, улыбающихся пейзажей».

– На основе содержания  и плана скажите, почему Обломов с теплотой и любовью вспоминал родную деревню? (Жизнь в деревне была уютная, безмятежная).

Схема текста.

      Схема здесь дана как последовательное изображение элементов текста слева и справа, из чего видно, что описание деревни Обломовка даётся автором как противопоставление картины дикой природы «мирному уголку».

I часть.

Что за чудный край!

Нет ничего грандиозного, дикого и угрюмого.

                                                                                         

                                                                               II  часть.      

                                                                                                      Оно (море) наводит только        

                                                                                                      грусть на человека. Человек так

                                                                                                      мал, слаб, так незаметно    

                                                                                                     исчезает в мелких

                                                                                                    подробностях широкой картины!

                                       

                                                                                             Горы и пропасти созданы тоже

                                                                                                   не для увеселения человека.

                                                                                                                             

                                                                                             И небо там, над скалами и        

                                                                                                    пропастями кажется таким

                                                                                                   далёким и недосягаемым.

III часть.

Не таков мирный уголок, где вдруг очутился наш герой.

Оно (небо)  распростерлось так невысоко над головой,

как родительская надежная кровля.

Солнце там ярко и жарко светит.

Горы там как будто только модели тех страшных

где-то воздвигнутых гор.

Река бежит весело, шаля и играя.

IV часть.

Весь уголок верст на пятнадцать или на двадцать

вокруг представлял ряд живописных этюдов, веселых,

 улыбающихся пейзажей.

 Сжатие текста, выделение существенного в нём, исключение 

  дополнительной информации, обобщение однородных членов

   предложения, упрощение синтаксических конструкций.

Где мы? В какой благословенный уголок земли перенес нас сон Обломова? Что за чудный край!

    [Нет, правда, там моря, нет высоких гор, скал и пропастей, ни дремучих лесов] — нет ничего грандиозного, дикого и угрюмого.

   [Да и зачем оно, это дикое и грандиозное? Море, например? Бог с ним!] Оно наводит только грусть на человека: [глядя на него, хочется плакать.] Сердце смущается робостью перед необозримой пеленой вод, и не на чем отдохнуть взгляду, [измученному однообразием бесконечной картины.]

   Рев и бешеные раскаты валов не нежат слабого слуха; [они все твердят свою, от начала мира одну и ту же песнь мрачного и неразгаданного содержания; и все слышится в ней один и тот же стон, одни и те же жалобы будто обреченного на муку чудовища да чьи-то пронзительные, зловещие голоса.] Птицы не щебечут вокруг; [только безмолвные чайки, как осужденные, уныло носятся у прибрежья и кружатся над водой.]

  Бессилен рев зверя перед этими воплями природы, ничтожен и голос человека, и сам человек так мал, слаб, так незаметно исчезает в мелких подробностях широкой картины! [От этого, может быть, так и тяжело ему смотреть на море.]

[Нет, бог с ним, с морем!] Самая тишина и неподвижность его не рождают отрадного чувства в душе:[ в едва заметном колебании водяной массы человек все видит ту же необъятную, хотя и спящую силу, которая подчас так ядовито издевается над его гордой волей и так глубоко хоронит его отважные замыслы, все его хлопоты и труды.]

Горы и пропасти созданы тоже не для увеселения человека. Они грозны, страшны, как выпущенные и устремленные на него когти и зубы дикого зверя; [они слишком живо напоминают нам бренный состав наш и держат в страхе и тоске за жизнь. И небо там, над скалами и пропастями, кажется таким далеким и недосягаемым, как будто оно отступилось от людей.]

Не таков мирный уголок, где вдруг очутился наш герой.

Небо там, кажется, напротив, ближе жмется к земле, [но не с тем, чтоб метать сильнее стрелы, а разве только,] чтоб обнять ее покрепче, с любовью: оно распростерлось так невысоко над головой, как родительская надежная кровля, чтоб уберечь, кажется, избранный уголок от всяких невзгод.

Солнце там ярко и жарко светит около полугода и потом удаляется оттуда не вдруг, точно нехотя,[ как будто оборачивается назад взглянуть еще раз или два на любимое место и подарить ему осенью, среди ненастья, ясный, теплый день.]

Горы там [как будто только модели тех страшных где-то воздвигнутых гор, которые ужасают воображение.] Это ряд отлогих холмов, с которых приятно кататься, резвясь, на спине или, сидя на них, смотреть в раздумье на заходящее солнце.

 Река бежит весело, шаля и играя; [она то разольется в широкий пруд, то стремится быстрой нитью, или присмиреет, будто задумавшись, и чуть-чуть ползет по камешкам, выпуская из себя по сторонам резвые ручьи, под журчанье которых сладко дремлется.]

Весь уголок верст на пятнадцать или на двадцать вокруг представлял ряд живописных этюдов, веселых, улыбающихся пейзажей. (ОМ) Песчаные и отлогие берега светлой речки, подбирающийся с холма к воде мелкий кустарник, искривленный овраг с ручьем на дне и березовая роща — все как будто было нарочно прибрано одно к одному и мастерски нарисовано.

                               Работа учащихся с текстом

  1. Языковые особенности текста. 
  • Докажите, что текст написан в художественном стиле.
  • Назовите к отдельным опорным словам основные художественные средства (эпитеты, метафоры, сравнения).
  •          - Объясните роль отдельных средств в тексте.

         2.Работа с тестовыми заданиями.

                     1) Автор называет Обломовку «благословенный уголок земли», «чудный  край», «мирный уголок». Какой приём при этом используется?

                           А. перифраза;

                           Б.  метафора;

                           В.  синонимы;

                            Г. сравнение.  

                     2) Лексические повторы используются в предложениях:

                             А. 2,8;

                             Б. 4,5;

                             В. 1,3;

                             Г. 6,7.

                     3) Какой пример не является эпитетом?

                             А. необозримая пелена вод;

                             Б. зловещие голоса;

                             В. рёв валов;

                             Г. мрачное содержание.

                     4) Какое изобразительно-выразительное средство использовано в  предложении: «Безмолвные чайки, как осужденные, уныло носятся и кружатся»?

                             А. метафора;

                             Б. сравнение;

                             В. олицетворение;

                             Г. гипербола.

V.        Пояснение трудных слов, записанных на доске.

Грандиозный, необозримый, устремленный, распростёрлось, отлогий, живописный.

VI.        Повторное чтение всего текста.

VII.        Запись текста школьниками. 

VIII. Сочинение.

     Ученикам предлагается ответить на вопросы:

Чем понравился текст? Что особенно удивило меня в нём? Чем он обогатил меня?

     

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока в 5 глухом классе " Подготовка к творческому изложению с продолжением"

Творческое изложение - наиболее эффективный метод, направленный на развитие связной письменной речи учащихся. В конспекте показаны особенности работы над изложением в специальной (коррекционной) школе...

Урок развития речи в 5 классе. Подготовка к подробному изложению текста, включающего диалог.

Урок развития речи с использованием Сингапурского метода обучения...

Урок в 6 классе "Подготовка к сжатому изложению"

Подготовка к сжатому изложению с элементами сочинения текста художественного стиля. урок русского языка в 6-м классе...

Работа над формированием универсальных учебных действий на уроке русского языка в 5 классе. Подготовка к подробному изложению (ФГОС)

Представляется конспект урока по подготовке к подробному изложению по тексту "Поэма о сирени". Материал может быть использован в качестве предварительной работы к сочинению по картине "Сирень" Кончало...

Разработка открытого урока ро русскому языку в 8 классе "Подготовка к сжатому изложению"

Разработка урока содержит материал по подготовке к сжатому изложению на примере текста "Анна Павлова". Урок проведен в 8 классе....

Конспект урока по развитию речи в 5 классе (подготовка к подробному изложению).

Тема: Подробное изложение текста­повествования. Ц е л ь: определение уровня сформированности умений передавать содержание текста подробно, находить ключевые слова текста, продолжать текст по ...