Урок развития речи в 5 классе. Подготовка к подробному изложению текста, включающего диалог.
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме

Шакирова Эльвира Фагимовна

Урок развития речи с использованием Сингапурского метода обучения

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок развития речи в 5 классе. Подготовка к подробному изложению текста, включающего диалог.

Цель урока: подготовиться к написанию подробного изложения текста, включающего диалог.

Задачи:

- определить тему, идею текста;

- составить план, записать ключевые слова;

- подробно пересказать текст;

- повторить постановку знаков препинания при оформлении диалога на письме;

- повторить постановку знаков препинания в простых и сложных предложениях.

Оборудование:

- карточки «Мэнэдж мэт» и номера групп на столах;

- ноутбук.

Учебник: Бунеев Р.Н. Русский язык, 5 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений: в 2-х кН. Кн.1 / Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, Л.Ю. Комиссарова, И.В. Текучева, Н.А. Исаева; под науч. ред. Акад. РАО А.А. Леонтьев. – Изд. 4-е, перераб. – М.: Баласс, 2012. – 256 с.: ил. (Общеобразовательная система «Школа 2100». Серия «Свободный ум»).

Ход урока:

I. Организационный момент.

(собрать домашние тетради, раздать другие рабочие тетради)

- Здравствуйте, ребята! Давайте поприветствуем друг друга и наших гостей:

Если хочешь ты учиться,

Сперва надо подружиться.

Руки другу протянуть.

Улыбнуться не забудь!

Раз ладошка, два ладошка –

Вот и поздоровались!

II. Постановка цели и задач.

- Сегодня урок развития речи. Тема: «Подробное изложение текста, включающего диалог».

- Как вы думаете, что мы должны сделать на уроке? Определите цель урока.

Цель урока: подготовиться к написанию подробного изложения текста, включающего диалог.

- Замечательно! А что нужно сделать, чтобы достичь цели? То есть чем мы будем заниматься на уроке?

ОБУЧАЮЩАЯ СТРУКТУРА – All Write Round Robin

- Для ответа на этот вопрос самостоятельно подумайте, запишите свои ответы на листочке.

- Теперь по очереди зачитайте свои ответы, а все остальные в то время, когда один читает, записывайте новые идеи на своих листочках, дополняйте свои ответы. Начните с ученика под номером 1.

- Кто готов, поднимите ручки.

- Кто хочет ответить?

Задачи:

- определить тему, идею текста;

- составить план, записать ключевые слова;

- подробно пересказать текст;

- повторить постановку знаков препинания при оформлении диалога на письме;

- повторить постановку знаков препинания в простых и сложных предложениях.

- Таким образом, мы определили цель и задачи урока.

- Откройте, пожалуйста, рабочие тетради, запишите число, «классная работа» и тему урока.

- Кто готов, поднимите ручки.

III. Повторение.

- Мы уже писали подробное изложение, но скажите, пожалуйста, чем этот текст будет отличаться от предыдущих? (есть диалог).

- Правильно! Он будет содержать диалог.

- Из каких частей состоит диалог? (из прямой речи и авторских слов).

- Какое место в предложении могут занимать слова автора по отношению к прямой речи? (может стоять перед и после прямой речи).

- Какие знаки препинания ставятся в диалоге при прямой речи, если прямая речь стоит перед словами автора и, наоборот, если прямая речь стоит после слов автора?

- Для ответа на этот вопрос, вы посовещайтесь с партнером по плечу и подготовьте ответ в виде схемы.

- Кто готов, поднимите ручки.

- Кто хочет записать схему? Пожалуйста, к доске…

А:

- П.

-П, - а.

- Хорошо. Посмотрите на эти схемы. Какие знаки препинания в них могут поменяться? И на какие?

А:

- П?

А:

- П!

-П? - а.

-П! - а.

- Спасибо!

IV. Работа с текстом. Анализ текста.

- Откройте, пожалуйста, страницу 223 учебника, найдите упражнение 337. Приготовьтесь к восприятию текста (чтение текста учителем).

- Скажите, пожалуйста, о чем текст? То есть назовите тему.

- Замечательно. А в чем состоит главная идея? То есть для чего автор написал этот текст?

- Хорошо. А теперь посмотрите на заглавие. Скажите, как оно связано с темой и главной мыслью текста?

- Спасибо за ответы. Как вы думаете, к какому стилю относится текст: художественному, научному или публицистическому? (художественному).

- А к какому типу речи принадлежит текст: описанию, повествованию или рассуждению? (повествованию).

- А по форме речи? Как написан текст – в форме диалога или в форме монолога? А может здесь монолог с включением диалога? (монолог с включением диалога).

- Замечательно! Мы отлично проанализировали текст.

V. Физкультминутка.

- А теперь немного отдохнем.

ОБУЧАЮЩАЯ СТРУКТУРА – Mix Pair Share

- Встаньте, задвиньте стулья. Я включу музыку, вы будете танцевать, свободно передвигаться по классу. Когда музыка остановиться, вы должны будете образовать пару с ближайшим к вам учеником и «дать пять», затем я задам вопрос, дам время на размышление и обсуждение в паре, и ответит тот, чей признак я назову. Понятно? Каждый раз пару нужно образовывать с новым человеком. Договорились? Замечательно. И не забудьте поблагодарить друг друга.

(Включается музыка, учащиеся танцуют, передвигаются по кабинету, затем музыка выключается, дети останавливаются, создавая пару; учитель задает вопрос, дает время на размышление и обсуждение в паре, затем называет признак, по которому будет ясно, кто ответит. И так перед каждым вопросом).

1. Что такое диалог? Думаем. Обсуждаем.

- Отвечает тот, у кого есть шнурки.

2. Из каких частей состоит диалог?

- Отвечает тот, у кого зеленые глаза.

3. Какое место может занимать прямая речь по отношению к авторским словам?

- Отвечает тот, у кого есть розовый цвет в одежде.

4. Какие знаки препинания ставятся в этом предложении?

- Не лезь к ней! – громко прокричал Коля.

- Отвечает тот, кто завершает строй на уроке физкультуры.

5. Какие знаки препинания ставятся в этом предложении?

Бабушка спросила Колю:

- Будешь суп?

- Отвечает тот, у кого есть братишка.

- Замечательно. Мы отдохнули. Присаживаемся на места.

VI. Составление плана текста.

- Следующий этап урока – составление плана текста.

- Что мы для этого будем делать? (задавать вопросы к каждому абзацу и выписывать ключевые слова).

- Запишите, пожалуйста, номер упражнения (337), разделите страницу тетради на две части, первая пусть будет меньше, чем вторая. Озаглавьте их (План / Ключевые слова).

- Кто готов, поднимите ручки.

- Как вы думаете, сколько пунктов будет в плане? (4).

- Как вы определили это? (по количеству абзацев).

- В тексте есть диалог, поэтому давайте вместе определимся с границами частей.

ОБУЧАЮЩАЯ СТРУКТУРА – Simultaneous Round Table

- Теперь вы будете работать в группе. Для начала прочитаете абзац про себя, озаглавите его, запишете это название в первую колонку таблицы, затем во вторую колонку выпишете ключевые слова данного абзаца. Задача ясна? Тогда начинаем (3 минуты для 1 абзаца).

- Если у кого-то возникнет вопрос, поднимите руку, я к вам подойду и постараюсь помочь, направить и облегчить работу (Facilitator).

- Теперь по часовой стрелке передайте друг другу свои тетради. И мы проверим, что написали ваши соседи в своих тетрадях (один представитель какой-либо группы читает название пункта и ключевые слова первого абзаца). А те, кто не успел или не смог выполнить, или просто считает нужным дополнить свой план, вписывайте в тетради новые слова и выражения.

- Кто-то хочет что-нибудь добавить?

- Теперь вы проделываете то же самое со вторым абзацем, но только в тех тетрадях, которые на данный момент лежат перед вами. Понятно? (и так с каждым абзацем).

- Вот к вам и вернулись ваши тетради.

- Вы составили план текста, выписали ключевые слова. Замечательно! Переходим к следующему этапу урока. Теперь мы должны пересказать текст, опираясь на свой план.

VII. Пересказ текста.

- Кто готов подробно пересказать текст, опираясь на свой план? (учащийся пересказывает текст, возможны корректировки во время рассказа).

- Спасибо!

VIII. Повторение.

- Из поставленных задач нам осталось вспомнить постановку знаков препинания в простых и сложных предложениях.

- Когда ставятся запятые в простых предложениях? (при однородных членах предложения, при обращениях и вводных словах).

- Как называются знаки препинания при обращениях и вводных словах: разделительными или выделительными? (выделительными)

- Что значит выделительные знаки препинания? (они всегда двойные)

- А между однородными членами предложения, какие знаки препинания ставятся? (разделительные)

- А когда еще ставятся разделительные знаки препинания? (между простыми предложениями в составе сложного)

- В нашем тексте тоже есть сложные предложения и осложненные простые. Давайте объясним знаки препинания в этих предложениях.

- 1 группа объясняет знаки препинания в предложении 1

2 группа – в предложении 2

3 группа – в предложении 4

4 группа – в предложении 5

5 группа – в предложении 10

6 группа – в предложениях 11 и 12

- Проверим, как вы объяснили знаки препинания в предложениях. Остальные группы внимательно следите, вам это пригодится при написании изложения (заданные предложения проверяются по порядку).

IX. Рефлексия.

- На следующем уроке вы напишете изложение в черновик, проверите, перепишете в тетради для работ по развитию речи и сдадите мне.

- Вспомните, какую цель мы ставили перед собой в начале урока (подготовиться к написанию подробного изложения текста, включающего диалог). Как вы думаете, достигли мы цели?

- Выполнили ли мы все задачи урока? (определили тему, идею текста; составили план, записали ключевые слова; подробно пересказали текст; повторили постановку знаков препинания при оформлении диалога на письме; повторили постановку знаков препинания в простых и сложных предложениях).

X. Выставление оценок (Оценочный лист).

- Всем спасибо за урок! До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок развития речи. 6 класс. Подготовка к изложению.

Данный урок является одним из многих в системе развития речи учащихся.  При помощи таких уроков формируются навыки написания изложения, отрабатываются основные умения по грамматике, орфографии; в...

Урок развития речи 8 класс. Подготовка к сочинению - рассуждению по картине В.М.Васнецова «Витязь на распутье»

Урок посвящен подготовке к сочинению-рассуждеию проблемного характера по картине....

Урок развития речи в 5 классе. Подробное изложение текста, включающего диалог ("Надо учить уроки").

Конспект урока по программе "Школа 2100", соответствует требованиям ФГОС....

Презентация к уроку " Подробное изложение текста, включающего диалог ("Надо учить уроки").

Презентация относится к уроку развития речи (ФГОС; программа "Школа 2100")....

Урок развития речи. 7 класс. Подготовка к обучающему сжатому изложению текста с речевой характеристикой героя.Упражнение 252.

В данной методической разработке представлен урок развития речи " Подготовка к обучающему сжатому изложению текста с речевой характеристикой героя".Цели:  развитие умений определять реч...

Урок развития речи. 7 класс. Подготовка к обучающему сжатому изложению текста с речевой характеристикой героя.Упражнение 252.

Данный урок разработан в соответствии с требованиями ФГОСс использованием современных образовательных технологий(технология проблемного обучения, технология групповой деятельности, здоровьесберегающие...