Урок развития речи. 7 класс. Подготовка к обучающему сжатому изложению текста с речевой характеристикой героя.Упражнение 252.
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)
Данный урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС
с использованием современных образовательных технологий
(технология проблемного обучения, технология групповой деятельности, здоровьесберегающие технологии, информационно-коммуникационная технология)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_v_7_klasse._urok_razvitiya_rechi.docx | 27.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока
по русскому языку в 7 классе
разработан в соответствии с требованиями ФГОС
с использованием современных образовательных технологий
(технология проблемного обучения, технология групповой деятельности, здоровьесберегающие технологии, информационно-коммуникационная технология)
Урок развития речи.
Подготовка к обучающему сжатому изложению текста с речевой характеристикой героя
Разработала
Ибадлаева В.И.
учитель русского языка
"Школа-гимназия №3"
города Армянска
Армянск 2019
Цели: развитие умений определять речевую задачу,анализировать использованные для создания речевого портрета языковые средства, писать изложение с заданной степенью свёрнутости.
Задачи:
образовательная: расширить знания учащихся о приемах сжатия текста.
развивающая: развивать навыки работы с текстом, развивать навыки использования приёмов сжатия текста (исключения и обобщения); развивать эмоциональную сферу учащихся посредством языковых явлений, организационные навыки самостоятельной деятельности в парах; развивать умение логически мыслить, сравнивать, обобщать.
воспитательная: воспитывать культуру общения, любовь и интерес к родному языку.
Планируемый результат
Личностные УУД:. Формирование объективного понимания текста на основе усвоения необходимого материала.
Регулятивные УУД: целеполагание и планирование деятельности; контроль в форме сличения с эталоном, коррекция: внесение необходимых дополнений и корректив; саморегуляция физического и психического состояния; способность к рефлексии
Познавательные УУД: работа с информацией, умение делать выводы работы с информацией; анализ и обобщение;
Коммуникативные УУД: умение анализировать, обобщать, делать выводы; умение строить устное высказывание с учетом сферы и ситуации общения; умение воспроизводить прочитанный текст с заданной степенью свернутости;
Основные понятия
Исключение, обобщение, замена
Организация пространства
Работа фронтальная, индивидуальная, коллективная.
Используемые методы словесные; ролевая игра, наглядно-иллюстративные; ИКТ; элементы проблемного обучения; учебный и творческий практикум. Средства обучения: мультимедийные средства, учебник «Русский язык. 5 класс». Часть 2. Авторы: Л.М.Рыбченкова, О.М.Александрова, А.В.Глазков, А.Г.Лисицын. (М.: Просвещение, 2014);
1. Организационный момент. Эмоциональный настрой
- Добрый день, ребята, присаживайтесь, надеюсь на дружное, активное и творческое сотрудничество на уроке!
2. Актуализация знаний. Сегодня у нас урок пройдёт в системе развивающего обучения. На прошлом уроке вы познакомились с темой " Речевая характеристика героя."
Данный урок является продолжением изученной темы, но с постановкой новых задач и целей. И для определения темы, целей, задач урока я предлагаю вашему вниманию посмотреть небольшие ролевые игры.
Ролевая игра.1. Николай Помяловский "Очерки бурсы"
Гороблагодатскому точно жаль было прекратить мучения ненавистного для
него Тавли. Он собрал все силы, и от последнего щипка рука Тавли
почернела.
- Будет с тебя. Сыт ли?.. - спросил Гороблагодатский.
Лишь только освободился Тавля, страх в душе его сменился бешенством и
злостью.
- Подлец! - проговорил он. - Слышь, не задевай! в зубы съезжу!
- Ты?
- Я.
- А вот и харя, съезди, - сказал Гороблагодатский, подставляя свое
лицо...
Тавля забылся в бешенстве и залепил оглушительную плюху своему врагу, но в ответ получил еще здоровейшую. Завязалась драка...
2. В 1967 году на экраны кинотеатров вышел художественный фильм "Дубравка". В главной роли девочка, Дубравкой, так ласково назвала её бабушка. В беседе с Радугой о любви мы слышим следующее:
РАДУГА говорит:
- За что ты меня любишь?
- За то, что вы красивая. Говоря о любви, чувствуешь что-то непонятное. Даже страшно делается. Разве можно столько любви отдать одному человеку? Для меня - это что-то светлое, доброе, нежное...
- Ребята, исходя из представленных ролевых игр определите , пожалуйста, какую цель преследовали актёры? (Показать наиболее ярко речь героев)
- Услышав речь человека можно ли судить о его качествах?
- При выполнении какой работы мы стараемся отобразить речь человека?(при характеристике геоя, написании сочинений, изложений)
- Сформулируйте, пожалуйста, тему урока.
Учитель записывает под диктовку тему урока, пропуская место для слов: Обучающее сжатое (Обучающее (сжатое) изложение текста с речевой характеристикой героя.
- Молодцы, ребята. Вы правильно определили тему урока. Но нужно внести небольшую корректировку.
- Какие виды работ изложения вы знаете? (подробное и сжатое)
К какому виду изложения мы будем готовиться?
( Исходя из задания к упражнению 252 написано - напишите сжатое изложение)
- Итак, мы должны научиться писать изложение. Подберите к слову научиться синонимичный глагол настоящего времени- обучиться. От него образуйте - действительное причастие ( какое изложение?) Обучающее. Правильно!
- Откройте тетради, запишите дату, тему урока: "Обучающее сжатое изложение текста с речевой характеристикой героя"
- Эпиграфом к нашему уроку станут слова персидского поэта и мыслителя XIII века Саади. Он писал:
Умен ты или глуп.
Велик ты или мал,
Не знаем мы, пока
Ты слова не сказал!
- Как вы понимаете слова мыслителя? (Культура общения - показатель общей культуры человека, его развития, его интеллекта)
3.Мотивация учебной деятельности.
В классе у меня есть помощники. Напомните, пожалуйста, чьё творчество мы анализировали на прошлом уроке?
Помощник.
Ученик (предварительно подготовил краткую информацию)
- На предыдущем уроке мы говорили о творчестве известного советского писателя Викторе Петровиче Астафьеве. Его произведения отражают реальную жизнь, с реальными героями и событиями. Его рассказы, повести, романы заставляют задуматься о смысле жизни, о месте человека в обществе, об отношении людей к друг другу. В представленном отрывке из рассказа " Костёр возле речки" автор затрагивает несколько проблем.
- Поднимает проблему экологии, чистоты окружающей среды и что каждый человек может сделать для этого.
- Поднимает вопрос о непонимании окружающего мира тех людей, которые делают добровольную работу, помогающую сделать мир вокруг хоть немного лучше.
- Степень воспитанности человека.
Проблемный вопрос.
- Спасибо. Ответьте, пожалуйста, на вопрос. Какую роль играет речевая характеристика героя? С какой целью использует писатель данный приём в рассказе? (это одно из важнейших средств раскрытия характера героя)
(Слушая разговорную речь шофёра складывается негативное впечатление о нём. Именно из-за слов "чё","баба", "идиоты", "за поганцами" выявляется образ некультурного человека.)
- Молодцы. Теперь перейдём к практической части урока и постараемся теоретические знания применить на практике.
4. Постановка задач.
- Давайте вспомним, ребята, что такое изложение?
(Изложение – это не только пересказ текста, но и передача языковых особенностей, стиля автора.)
- Какие виды изложения Вам знакомы?(Подробное и сжатое)
- Ребята, почему же изложение называется сжатым?(Текст при сжатом изложении передаётся не полностью, в краткой форме)
- Как же можно сократить, «сжать» текст?(Необходимо извлекать из текста второстепенную мысль, изъять из текста однородные члены предложения, причастные и деепричастные обороты, из сложных предложений составлять простые, слияние нескольких предложений в одно предложение)
- Молодцы, ребята.
- Ребята, существует ещё один приём сжатия текста – обобщение.
- Что можно обобщать, объединять? (Отдельные факты, действия, предложения)
- Что мы должны сохранить при сжатом изложении? (Основное содержание текста; тему и идею высказывания, т.е. общий смысл; главные мысли основных микротем)
- Итак, мы вспомнили с вами, что такое сжатое изложение, вспомнили приёмы сжатия текста. А теперь немного отдохнём.
Физкультминутка.
«Бабочка»
Утром бабочка проснулась ,
Улыбнулась , потянулась!
Раз –росой она умылась,
Два –изящно покружилась ,
Три –нагнулась и присела ,
На четыре –улетела.
5. Работа над материалом.
4.Подготовка к изложению, чтение текста, его анализ, составление плана.
- Определите тип речи данного текста ? Докажите (повествование с элементами описания)
- К какому стилю относится текст? Докажите (художественный)
- Чем интересен стиль данного текста? (Автор использует изобразительно-выразительные средства)
- Как с помощью речевых средств создается характеристика героев?
- Что мы можем сказать о героях, исходя из того, как они говорят?
– Чтобы написать сжатое изложение, нужно определить микротемы. Что это такое? (Микротема – это часть большой темы)
– Как мы будем определять микротемы? (Читать по абзацам и выявлять основную мысль каждого)
– Можно ли объединять несколько абзацев в один? (Да, если в них говорится об одном и том же, то есть они раскрывают одну микротему)
Выполняя домашнее задание Вы должны были выделить абзацы, определить в них ключевые слова.
Красиво оформить на листочке ( в виде рисунка, словосочетания)
Первый ученик.
Чтение первого и второго абзацев. Составление плана. Выделение ключевых слов, фраз.
- О чём идёт речь?
- Как озаглавим?
- Выделите важные (ключевые) слова. (аэропорт, дача, мужчина и женщина, перчатки, мешок).
1. Встреча в Подмосковье.
Второй ученик.
Чтение третьего абзаца.
- О чём идёт речь в данном отрывке?
- Как его можно озаглавить?
- Ключевые слова(сбор ветоши - всё, чем сплошь сорИт. ОРФ-Я СЕКУНДА. Ударение на И . Что делать? сорИть? В н.ф. уд-е падает на И, значит в 3 лице ед. числа в слове сорИт уд-е будет падать на И. Ошибочное мнение брать за основу существительное “сор“.
- Как сократим фрагмент?( изымем из текста однородные члены предложения
( Обобщим словом мусор)
Сбор мусора. Красиво оформить на листочке ( в виде рисунка, словосочетания)
Третий ученик.
Чтение четвертого и пятого абзацев.
- О чём идёт речь в данном отрывке?
- Как его можно озаглавить?
- Выделите ключевые слова( злобное отношение шофёра к ПОЖИЛЫМ людям, речь водителя)
- Как сократим фрагмент?
Реакция шофера. Красиво оформить на листочке ( в виде рисунка, словосочетания)
Четвёртый ученик.
Чтение шестого абзаца.
- О чём идёт речь в данном отрывке?
- Как его можно озаглавить?
- Выделите ключевые слова.(тихая радость, терпеливые люди. добровольная работа, уставшая земля)
- Как сократим фрагмент?
Думы автора. Красиво оформить на листочке ( в виде рисунка, словосочетания)
- Итак, ребята, мы выделили ключевые слова в каждом абзаце, опираясь на определённую микротему.
6. Закрепление материала.
- Внимание! Ребята, найдите, пожалуйста, в тексте трудные орфограммы. Объясните правописание орфограмм. (Всё-таки, Подмосковье, аэропорт, Домодедово, вдоль даЧ (без ь) - в родит. пад. мн.числа, полиэтилен, неторопливо, о чём-то, ветошЬ. шофёр-таксист, вёзший, прочЬ, исчезли, костёр, необходимую).
- Молодцы, ребята.
- Кто попробует пересказать текст в сжатой форме? В качестве дополнительного материала служат рисунки, которые помогут Вам в устном изложении текста.
( Пересказ текста)
- Ребята, урок хотелось бы закончить призывом. Данный этап работы приветствуется в Президентском сочинении. Вспомните, пожалуйста пословицы и поговорки об отношении человека к природе, высказывания известных людей.
Антуан де Сент-Экзюпери в “Маленьком принце”вложил в уста главного героя такие слова: "Встал поутру, умылся, привёл себя в порядок – и сразу приведи в порядок свою планету".
Нет плохой земли, есть плохие хозяева.
Мала птица, а и та своё гнездо бережёт.
Защитная лесная полоса – наша гордость и краса.
Береги землю родимую, как мать любимую.
И у березки слезки текут, когда с нее корку дерут.
Ученики вкратце дают толкование высказываниям.
Вывод: Нужно изо дня в день беречь, хранить, любить планету, чтобы и будущее поколение людей любовалось красотами Земли.
- На этой позитивной ноте мы и заканчиваем урок. Мне бы очень хотелось, чтобы мы воспитывали в себе уважительное отношение к людям, к природе.
Запишите д/з. Упражнение 252. Подготовиться к написанию сжатого изложения.
7. Рефлексия деятельности.
Подведем итог нашей работе.
- Вспомним, какова была цель нашего урока? Достигли мы её?
- Кто из вас доволен своей работой на уроке?
- Кому урок показался интересным?
- Чему мы научились на уроке?
- Для кого материал урока будет полезен?
-Где в жизни могут пригодиться полученные на уроке знания?
8. Выставление отметок. Самыми активными были....
- На этом наш урок подошёл к концу. Всем спасибо за работу. До свидания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока в 9 классе «Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА».
Урок вошел в систему уроков по развитию речи и подготовке к ГИА по русскому языку в 9 классе. Государственная итоговая аттестация по русскому языку в 9 классе включает несколько типов задан...
Развитие речи. 8 класс. Подготовка к написанию сжатого изложения (ГИА)
Как подготовить выпускников 9 класса к написанию сжатого изложения? Есть определённая система такой подготовки. Не торопитесь давать учащимся прослушивать текст и писать по нему изложение...
Методическая разработка урока в 9 классе«Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ОГЭ»
Подготовка к написанию сжатого изложения -9 кл. ОГЭ...
Методическая разработка урока в 9 классе « Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ОГЭ»
Тип урока: урок общеметодической направленности.Форма работы: урок-практикум с использованием презентации.Методы и приемы обучения: практические, проблемные, частично-поисковые, репродуктивные, о...
Урок развития речи. 7 класс. Подготовка к обучающему сжатому изложению текста с речевой характеристикой героя.Упражнение 252.
В данной методической разработке представлен урок развития речи " Подготовка к обучающему сжатому изложению текста с речевой характеристикой героя".Цели: развитие умений определять реч...
Конспект урока развития речи Тема: «Подготовка к подробному обучающему изложению «Заботливая канарейка»»
Конспект содержит в себе полный ход урока, хрономертажём и описанием речевой деятельности учителя и учеников....
Уроки развития речи по подготовке к сжатому изложению
Уроки развития речи по подготовке к сжатому изложению...