Урок развития речи. 7 класс. Подготовка к обучающему сжатому изложению текста с речевой характеристикой героя.Упражнение 252.
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)

Данный урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС

с использованием современных образовательных технологий

(технология проблемного обучения, технология групповой деятельности, здоровьесберегающие технологии, информационно-коммуникационная технология)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_v_7_klasse._urok_razvitiya_rechi.docx27.7 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока

по русскому языку в 7 классе

разработан в соответствии с требованиями ФГОС

с использованием современных образовательных технологий

(технология проблемного обучения, технология групповой деятельности, здоровьесберегающие технологии, информационно-коммуникационная технология)

Урок развития речи.

 Подготовка к обучающему сжатому изложению текста с речевой характеристикой героя

                                                                                            Разработала

                                                                                            Ибадлаева В.И.

 учитель русского языка

                                                                                             "Школа-гимназия №3"

                                                                                              города Армянска

Армянск 2019

Цели:  развитие умений определять речевую задачу,анализировать использованные для создания речевого портрета языковые средства, писать изложение с заданной степенью свёрнутости.

Задачи: 

образовательная: расширить знания учащихся о приемах сжатия текста.

развивающая: развивать навыки работы с текстом, развивать навыки использования приёмов сжатия текста (исключения и обобщения); развивать эмоциональную сферу учащихся посредством языковых явлений, организационные навыки самостоятельной деятельности в парах; развивать умение логически мыслить, сравнивать, обобщать.

воспитательная: воспитывать культуру общения, любовь и интерес к родному языку.

Планируемый результат

Личностные УУД:. Формирование объективного понимания текста на основе усвоения необходимого материала.

Регулятивные УУД: целеполагание и планирование деятельности; контроль в форме сличения с эталоном, коррекция: внесение необходимых дополнений и корректив; саморегуляция физического и психического состояния; способность к рефлексии

Познавательные УУД: работа с информацией, умение делать выводы работы с информацией; анализ и обобщение;

Коммуникативные УУД: умение анализировать, обобщать, делать выводы; умение строить устное высказывание с учетом сферы и ситуации общения; умение воспроизводить прочитанный текст с заданной степенью свернутости;

Основные понятия

Исключение, обобщение, замена

Организация пространства

Работа фронтальная, индивидуальная, коллективная.

Используемые методы словесные; ролевая игра, наглядно-иллюстративные; ИКТ; элементы проблемного обучения; учебный и творческий практикум. Средства обучения: мультимедийные средства, учебник «Русский язык. 5 класс». Часть 2. Авторы: Л.М.Рыбченкова, О.М.Александрова, А.В.Глазков, А.Г.Лисицын. (М.: Просвещение, 2014);

1.  Организационный момент. Эмоциональный настрой

- Добрый день, ребята, присаживайтесь, надеюсь на дружное, активное и творческое сотрудничество на уроке!

 2. Актуализация знаний. Сегодня у нас урок пройдёт в системе  развивающего обучения. На прошлом уроке вы познакомились с темой " Речевая характеристика героя."

Данный урок является продолжением изученной темы, но с постановкой новых задач и целей. И для определения темы, целей, задач урока я предлагаю вашему вниманию посмотреть небольшие ролевые игры.

Ролевая игра.1.  Николай Помяловский "Очерки бурсы"

Гороблагодатскому точно жаль было прекратить мучения  ненавистного  для

него Тавли.  Он  собрал  все  силы,  и  от  последнего  щипка  рука  Тавли

почернела.

   - Будет с тебя. Сыт ли?.. - спросил Гороблагодатский.

   Лишь только освободился Тавля, страх в душе его сменился  бешенством  и

злостью.

   - Подлец! - проговорил он. - Слышь, не задевай! в зубы съезжу!

   - Ты?

   - Я.

   - А вот и харя, съезди,  -  сказал  Гороблагодатский,  подставляя  свое

лицо...

   Тавля забылся в бешенстве и залепил оглушительную плюху  своему  врагу, но в ответ получил еще здоровейшую. Завязалась драка...

2. В 1967 году на экраны кинотеатров вышел художественный фильм "Дубравка". В главной роли девочка, Дубравкой, так ласково назвала её бабушка. В беседе с Радугой о любви мы слышим следующее:

РАДУГА говорит:

- За что ты меня любишь?

 - За то, что вы красивая. Говоря о любви, чувствуешь что-то непонятное. Даже страшно делается. Разве можно столько любви отдать одному человеку? Для меня - это что-то светлое, доброе, нежное...

- Ребята, исходя из представленных ролевых игр определите , пожалуйста, какую цель преследовали актёры? (Показать наиболее ярко речь героев)

 - Услышав речь человека можно ли судить о его качествах?  

- При выполнении какой работы мы стараемся отобразить речь человека?(при характеристике геоя, написании сочинений, изложений)

- Сформулируйте, пожалуйста, тему урока.

Учитель записывает под диктовку тему урока, пропуская место для слов: Обучающее сжатое  (Обучающее (сжатое) изложение текста с речевой характеристикой героя.

- Молодцы, ребята. Вы правильно определили тему урока. Но нужно внести небольшую корректировку.

- Какие виды работ изложения вы знаете? (подробное и сжатое)

 К  какому виду изложения  мы будем готовиться?

 ( Исходя из задания к упражнению 252 написано - напишите сжатое изложение)

- Итак, мы должны научиться писать изложение. Подберите к слову научиться синонимичный глагол настоящего времени- обучиться. От него образуйте  -  действительное причастие ( какое изложение?) Обучающее. Правильно!

 - Откройте тетради, запишите дату, тему урока: "Обучающее сжатое изложение текста с речевой характеристикой героя"

- Эпиграфом к нашему уроку станут слова персидского поэта и мыслителя XIII века Саади. Он писал:

                                                 

Умен ты или глуп.

Велик ты или мал,

Не знаем мы, пока

Ты слова не сказал!

- Как вы понимаете слова мыслителя? (Культура общения  - показатель общей культуры человека, его развития, его интеллекта)

3.Мотивация учебной деятельности.

 В классе у меня есть помощники. Напомните, пожалуйста, чьё творчество мы анализировали на прошлом уроке?

Помощник.

Ученик (предварительно подготовил краткую информацию)

- На предыдущем уроке мы говорили о творчестве известного советского писателя Викторе Петровиче Астафьеве. Его произведения отражают реальную жизнь, с реальными героями и событиями. Его рассказы, повести, романы заставляют задуматься о смысле жизни, о месте человека в обществе, об отношении людей к друг другу. В представленном отрывке из рассказа " Костёр возле речки"  автор затрагивает несколько проблем.

  • Поднимает проблему экологии, чистоты окружающей среды и что каждый человек может сделать для этого.
  •  Поднимает вопрос о непонимании окружающего мира тех людей, которые делают добровольную работу, помогающую сделать мир вокруг хоть немного лучше.
  • Степень воспитанности человека.

Проблемный вопрос.

- Спасибо. Ответьте, пожалуйста, на вопрос. Какую роль играет речевая характеристика героя? С какой целью использует писатель данный приём в рассказе? (это одно из важнейших средств раскрытия характера героя)

          (Слушая  разговорную речь шофёра складывается негативное впечатление о нём.      Именно из-за слов "чё","баба", "идиоты", "за поганцами" выявляется образ некультурного человека.)

- Молодцы. Теперь перейдём к практической части урока и постараемся теоретические знания применить на практике.

4. Постановка задач.

- Давайте вспомним, ребята, что такое изложение?

 (Изложение – это не только пересказ текста, но и передача языковых особенностей, стиля автора.)

- Какие виды изложения Вам знакомы?(Подробное и сжатое)

- Ребята, почему же изложение называется сжатым?(Текст при сжатом изложении передаётся не полностью, в краткой форме)

- Как же можно сократить, «сжать» текст?(Необходимо извлекать из текста второстепенную мысль, изъять из текста однородные члены предложения, причастные и деепричастные обороты, из сложных предложений составлять простые, слияние нескольких предложений в одно предложение)

- Молодцы, ребята.

- Ребята, существует ещё один приём сжатия текста – обобщение.

- Что можно обобщать, объединять? (Отдельные факты, действия, предложения)

- Что мы должны сохранить при сжатом изложении? (Основное содержание текста; тему и идею высказывания, т.е. общий смысл; главные мысли основных микротем)

- Итак, мы вспомнили с вами, что такое сжатое изложение, вспомнили приёмы сжатия текста. А теперь немного отдохнём.

Физкультминутка.

  «Бабочка»

Утром бабочка проснулась ,

Улыбнулась , потянулась!

Раз –росой она умылась,

Два –изящно покружилась ,

Три –нагнулась и присела ,

На четыре –улетела.

5. Работа над  материалом.

4.Подготовка к изложению, чтение текста, его анализ, составление плана.

Определите  тип речи данного текста ? Докажите (повествование с элементами описания)

К какому стилю относится текст? Докажите (художественный)

- Чем интересен стиль данного текста? (Автор использует изобразительно-выразительные средства)

- Как с помощью речевых средств создается характеристика героев?

- Что мы можем сказать о героях, исходя из того, как они говорят?

– Чтобы написать сжатое изложение, нужно определить микротемы. Что это такое? (Микротема – это часть большой темы)

– Как мы будем определять микротемы? (Читать по абзацам и выявлять основную мысль каждого)

– Можно ли объединять несколько абзацев в один? (Да, если в них говорится об одном и том же, то есть они раскрывают одну микротему)

Выполняя домашнее задание Вы должны были выделить абзацы, определить в них ключевые слова.

Красиво оформить на листочке ( в виде рисунка, словосочетания)

Первый ученик.

Чтение первого и второго абзацев. Составление плана. Выделение ключевых слов, фраз.

- О чём идёт речь?

- Как озаглавим?

- Выделите важные (ключевые) слова. (аэропорт, дача, мужчина и женщина, перчатки, мешок).

1. Встреча в Подмосковье.

Второй ученик.

Чтение третьего абзаца.

- О чём идёт речь в данном отрывке?

- Как его можно озаглавить?

- Ключевые слова(сбор ветоши - всё, чем сплошь сорИт. ОРФ-Я  СЕКУНДА. Ударение на И . Что делать? сорИть? В н.ф. уд-е падает на И, значит в 3 лице ед. числа в слове сорИт уд-е будет падать на И. Ошибочное мнение  брать за основу существительное “сор“.

- Как сократим фрагмент?( изымем из текста однородные члены предложения

( Обобщим словом мусор)

Сбор мусора. Красиво оформить на листочке ( в виде рисунка, словосочетания)

Третий ученик.

Чтение четвертого и пятого абзацев.

- О чём идёт речь в данном отрывке?

- Как его можно озаглавить?

- Выделите ключевые слова( злобное отношение шофёра к ПОЖИЛЫМ людям, речь водителя) 

- Как сократим фрагмент?

 Реакция шофера. Красиво оформить на листочке ( в виде рисунка, словосочетания)

Четвёртый ученик.

Чтение шестого абзаца.

- О чём идёт речь в данном отрывке?

- Как его можно озаглавить?

- Выделите ключевые слова.(тихая радость, терпеливые люди. добровольная работа, уставшая земля)

- Как сократим фрагмент?

 Думы автора. Красиво оформить на листочке ( в виде рисунка, словосочетания)

- Итак, ребята, мы выделили ключевые слова в каждом абзаце, опираясь на определённую микротему.

6. Закрепление материала.

 - Внимание! Ребята, найдите, пожалуйста, в тексте  трудные орфограммы. Объясните правописание орфограмм. (Всё-таки, Подмосковье, аэропорт, Домодедово, вдоль даЧ (без ь) - в родит. пад. мн.числа, полиэтилен, неторопливо, о чём-то, ветошЬ. шофёр-таксист, вёзший, прочЬ, исчезли, костёр, необходимую).

- Молодцы, ребята.

- Кто попробует пересказать текст в сжатой форме? В качестве дополнительного материала служат рисунки, которые помогут Вам в устном изложении текста.

 ( Пересказ текста)

- Ребята, урок хотелось бы закончить призывом. Данный этап работы приветствуется в Президентском сочинении. Вспомните, пожалуйста пословицы и поговорки об отношении человека к природе, высказывания известных людей.

Антуан де Сент-Экзюпери в “Маленьком принце”вложил в уста главного героя такие слова:  "Встал поутру, умылся, привёл себя в порядок – и сразу приведи в порядок свою планету".

Нет плохой земли, есть плохие хозяева.
Мала птица, а и та своё гнездо бережёт.

Защитная лесная полоса – наша гордость и краса.
Береги землю родимую, как мать любимую.

И у березки слезки текут, когда с нее корку дерут.

Ученики вкратце дают толкование высказываниям.

Вывод: Нужно изо дня в день беречь, хранить, любить планету, чтобы и будущее поколение людей любовалось красотами Земли.

- На этой позитивной ноте мы и заканчиваем урок. Мне бы очень хотелось, чтобы мы воспитывали в себе уважительное отношение к людям, к природе.

Запишите д/з.  Упражнение 252. Подготовиться к  написанию сжатого изложения.

7. Рефлексия деятельности.

Подведем итог нашей работе.

- Вспомним, какова была цель нашего урока? Достигли мы её?

- Кто из вас  доволен своей работой на уроке?

- Кому урок показался    интересным?

- Чему мы научились на уроке?

- Для кого материал урока  будет полезен?

 -Где в жизни могут пригодиться полученные на уроке знания?

8. Выставление отметок. Самыми активными были....

- На этом наш урок подошёл к концу. Всем спасибо за работу. До свидания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока в 9 классе «Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА».

Урок вошел в систему уроков по развитию речи и подготовке к ГИА по русскому языку в 9 классе. Государственная итоговая аттестация по русскому языку в 9 классе включает несколько типов задан...

Развитие речи. 8 класс. Подготовка к написанию сжатого изложения (ГИА)

 Как подготовить выпускников 9 класса к написанию сжатого изложения? Есть определённая система такой подготовки. Не торопитесь давать учащимся прослушивать текст и писать по нему изложение...

Методическая разработка урока в 9 классе « Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ОГЭ»

Тип урока: урок общеметодической направленности.Форма работы: урок-практикум с использованием презентации.Методы и приемы обучения: практические, проблемные, частично-поисковые, репродуктивные, о...

Урок развития речи. 7 класс. Подготовка к обучающему сжатому изложению текста с речевой характеристикой героя.Упражнение 252.

В данной методической разработке представлен урок развития речи " Подготовка к обучающему сжатому изложению текста с речевой характеристикой героя".Цели:  развитие умений определять реч...

Конспект урока развития речи Тема: «Подготовка к подробному обучающему изложению «Заботливая канарейка»»

Конспект содержит в себе полный ход урока, хрономертажём и описанием речевой деятельности учителя и учеников....

Уроки развития речи по подготовке к сжатому изложению

Уроки развития речи по подготовке к сжатому изложению...