Конспект урока "Вечный огонь памяти"
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)

Якуничева Елена Александровна

Урок составлен с применением технологии педагогических мастерских

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_vechnyy_ogon_pamyati.doc77 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка по теме:

«Обучающее сочинение-рассуждение

«Вечный огонь памяти»

        Класс: 7

Тип урока

урок совершенствования новых знаний, умений и навыков

Вид урока

урок обучающего сочинения

Форма урока

мастерская письма

Технология

педагогическая мастерская

Цель урока

подготовка к написанию сочинения-рассуждения, раскрывающего тему памяти о Великой Отечественной войне

Задачи

Образовательные:

  1. формировать орфографическую и пунктуационную зоркость;
  2. повторить через анализ готового текста следующие понятия: тема, основная мысль текста;
  3. продолжить знакомство с языковыми особенностями художественного текста.

Развивающие:

  1. расширить кругозор обучающихся;
  2. развивать речь обучающихся, совершенствуя ее образность и выразительность;
  3. продолжить формирование умений анализировать, сравнивать, обобщать информацию.

Воспитательные:

  1. воспитывать эмоциональную отзывчивость, способность к переживанию и сопереживанию;
  2. формировать потребность в систематическом чтении художественных произведений.

 Духовно-нравственные категории, рассматриваемые на уроке

доблесть, верность, память, уважение

 

Планируемые результаты

Метапредметные

Познавательные

  • владеть навыками смыслового чтения текста;
  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей

Регулятивные

  • осуществлять взаимный контроль в сотрудничестве;
  • осуществлять рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач

Коммуникативные

  • осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации;
  • работать в группе, вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении, аргументировать свою позицию

Личностные

  • уважительно относиться к своей стране, ее истории;
  • стремиться хранить память о Великой Отечественной войне и защитниках страны

Предметные

  • иметь понятие о нормах русского языка и применять знания в практике;
  • владеть умением анализировать текст;
  • владеть умением представлять текст в виде сочинения-рассуждения

Ход урока

Первый этап

  1. Индуктор
  1. Слово учителя

- В 80-х годах прошлого века «Неделя» рассказала своим читателям волнующую историю о солдате, который вернулся домой с войны через 30 лет. Ростислав Кравчук потерял память – для работников госпиталя все эти годы он был просто солдатом. А для своих земляков впоследствии он стал живой памятью о войне.

        В нем видят всех солдат, чьи имена золотыми буквами вытеснены на обелиске в центре села Сабатиновка. С этого обелиска стерто только одно имя – Ростислав Кравчук. Он часто приходил к этому месту и, обхватив руками голову, думал, вспоминал. Родные и близкие воинов, не вернувшихся с войны, чаще стали приходить к этому памятнику и подолгу стоять у него в молчании.

  1. Демонстрация (медленная скорость смены кадров) репродукций обелисков в честь героев Великой Отечественной войны на фоне классической музыки. (Приложение 1)

- Как вы думаете, для чего Ростислав Кравчук часто ходил к обелиску? О чем он вспоминал? Почему после тридцатилетнего возвращения солдата односельчане чаще приходили к памятнику? Можете ли вы предположить, о чем они размышляли в молчании?

        - Как вы думаете, почему у памятников в честь героев Великой Отечественной войны принято зажигать Вечный огонь?

  1. Записи в тетради

Дата, тема (без названия сочинения), рабочие материалы

  1. Деконструкция
  1. Групповая работа с текстом Е.Нефедова (текст распечатан). Комплексный анализ текста.

         К Вечному огню приходят не на экскурсию. Этот огонь горит для того, чтобы в самые значительные, самые главные мгновения жизни мы могли проникнуться его светом, согреться его теплом, прикоснуться к его вечности.

        В этом огне – доблесть солдат Победы.

        В этом огне – верность сегодняшнего поколения подвигу отцов и дедов.

        В этом огне – свет, устремленный в завтрашний день.

  1. Какова тема данного текста?
  2. Можно ли найти в данном тексте ответ на вопрос: «Почему у памятников в честь героев Великой Отечественной войны принято зажигать Вечный огонь?»
  3. Объясните причины употребления автором лексического повтора.
  1. Социализация

Представление выполненного задания.

  1. Работа в группах

Орфографический и пунктуационный разбор. Составление словарного диктанта по данному тексту. 1-я группа работает с орфограммами в существительных, 2-я группа – с орфограммами в глаголах, 3-я группа  - со знаками препинания (обучающимся этой группы помогает учитель, так как постановка знаков препинания в неполном предложении еще не изучена).

  1. Социализация

Распечатанный текст убирается. Представители от групп проводят словарные диктанты, отвечают на вопросы. Диктанты проверяются по тексту, выведенному на экран мультимедийной установки. При помощи схемы представитель 3–й группы объясняет постановку знаков препинания во втором предложении. Устно объясняется постановка тире в двух последних предложениях текста.

  1. Работа в парах

- Объясните смысл двух последних предложений текста. В них заключается основная мысль нашей творческой работы. Попробуйте ее сформулировать.

6. Социализация. Представление выполненного задания. Запись в тетради основной мысли будущей творческой работы. (Мы должны помнить о подвиге героев Великой Отечественной войны)

7. Работа в группах

- Вспомните, что такое эпиграф, как он оформляется. Из предложенных стихотворных отрывков выбрать тот, который больше подходит в качестве эпиграфа к творческой работе.

Бой идет святой и правый.

Смертный бой не ради славы -

Ради жизни на земле.

(А.Твардовский)

Я не участвую в войне,

Война участвует во мне…

И пламя Вечного огня

 Дрожит на скулах у меня

(Ю.Левитанский)

Он сделал все. Он тих и скромен.

Он мир от черной смерти спас.

И мир, прекрасен и огромен,

Его приветствует сейчас.

(М.Дудин)

8. Социализация. Защита эпиграфа. Представление выполненного задания. Оформление эпиграфа на доске и в тетрадях.

9.  Работа в группах. Выбор заглавия.

- Какое заглавие вы бы предложили для будущей работы?

10. Социализация. Представление выполненного задания.

Все примеры записываются на доске.

11. Разрыв – сопоставление заглавий

        - Интересные идеи я нахожу в ученических работах, возможно, и вы мне сегодня подарите открытие. «Огонь печали», «Пламя памяти» - так несколько лет назад предложили назвать подобную творческую работу мои ученики. Как вы думаете, почему правомерно появление таких заглавий? Тему или основную мысль текста они будут отражать?

12. Фронтальная работа

        Представьте себе, что огонь у памятника ожил и теперь может говорить. О чем он может нам поведать?

13. Разрыв.  Чтение стихотворения учителем

Москвичи

  В полях за Вислой сонной
Лежат в земле сырой
Серёжка с Малой Бронной
И Витька с Моховой.
А где-то в людном мире
Который год подряд
Одни в пустой квартире
Их матери не спят.

Свет лампы воспалённой
Пылает над Москвой,
В окне на Малой Бронной,
В окне на Моховой.
Друзьям не встать, в округе
Без них идет кино.
Девчонки, их подруги,
Все замужем давно.

Но помнит мир спасённый,
Мир вечный, мир живой
Серёжку с Малой Бронной
И Витьку с Моховой,
Серёжку с Малой Бронной
И Витьку с Моховой.

(Е.Винокуров)

- Представьте себе, что это поэтическое произведение вы услышали у Вечного огня. О чем повествуется в нем? Какая мысль, на ваш взгляд, является главной? Могли бы вы воспользоваться материалом стихотворения для создания своего произведения? Что именно вы использовали бы?

14. Работа в группах. Исследовательское задание «О чем мне поведал Вечный огонь?»

        Каждой группе предлагается три стихотворения (Приложение 2)

Задание: выбрать два стихотворения, выразительно их прочитать, ответить на предложенные вопросы:

- О чем стихотворение? Какими чувствами оно пронизано? Какие строки особенно понравились и почему? Какая мысль, на ваш взгляд, является главной? Чем поможет это стихотворение в написании творческой работы?

15. Социализация. Представление выполненного задания

По ходу работы на доске и в тетрадях ведутся записи.

16. Промежуточная рефлексия

-Мы отбирали материал для основной части работы. Достаточно ли предварительной подготовки к написанию этой части творческой работы?

Второй этап

  1. Реконструкция
  1. Индивидуальная дифференцированная работа. Создание чернового варианта сочинения

На распечатанных листочках представлены начало и заключительная часть сочинения. Данный материал можно или использовать целиком, или изменить эти части сочинения, представить свое начало и заключение. Основная часть работы создается при помощи материалов, отобранных при исследовании поэтических строк о войне.

  • Начало текста, предлагаемое учителем

Издавна на Руси принято зажигать свечи в память о тех, кто ушел из жизни.  На могилах павших в боях за Родину тоже зажигают огонь.

Дышит теплом огонь, согревая живые цветы и сердца тех, у кого болит душа памятью.

  • Основная часть «О чем мне поведал вечный огонь?» пишется самостоятельно при помощи рабочих материалов.
  • Заключение, предлагаемое учителем

Огонь – это знак вечной памяти, ведь душа погибших такая же светлая, как пламя. Их жизнь была короткой, но очень яркой, как отблески огня на братских могилах.

2. Афиширование. Представление собственных творческих работ.

3. Итоговая рефлексия.

- В начале урока вы услышали историю о Ростиславе Кравчуке, который через 30 лет вернулся домой с войны. Война давно закончилась, но и дома, в мирной жизни, он просыпался с криком: «Огня, ребята!», «Отрезай пехоту!». Почему ему не удавалось вычеркнуть из памяти эти страшные события?

- Почему поэты и писатели призывают нас, людей, которые не видели Великой Отечественной войны, помнить о ней?

Работа в группах

- Перед вами макет пятиконечной звезды. Напишите, пожалуйста, в каждом ее луче, что мы можем сделать для того, чтобы память о войне жила в сердцах современников?

Социализация. Представление выполненного задания, обсуждение

Домашнее задание: подготовить творческую работу для оценивания.

Литература

  1. Русский язык. 5-11 классы: технология педагогических мастерских/ авт.-сост. Л.А. Кобзарева. – Волгоград: Учитель, 2014
  2. Современные педагогические технологии основной школы в условиях ФГОС/ О.Б. Даутова, Е.В. Иваньшина, Т.Б. Казачкова, О.Н. Крылова, И.В. Муштавинская. – СПб.: КАРО, 2013


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия “Огонь - наш друг, огонь - наш враг”

Конспект занятия  по ОБЖ“Огонь - наш друг, огонь - наш враг”...

Социальный проек "Негасимый огонь памяти"

Пояснительная записка         Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы. Под патриотиче...

Литературно-музыкальная композиция, посвященная победе в ВОв "Вечный огонь памяти"

Эта разработка поможет любому классному руководителю провести классный час, посвященный памяти погибших воинов в годы ВОв....

Вечный огонь памяти

Воспитательное мероприятие в форме КТД, посвященное 70-летию ВОВ...

Социальный проект "Негасимый огонь памяти"

       Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы. Под патриотическим воспитанием понимается постепенное фо...

"Негасимый огонь памяти"

С целью патриотического воспитания обучающихся, 2 февраля  на базе МБУ ДО Заветинский ЦВР было проведено мероприятие посвященное памятной дате - битве под Сталинградом....

Библиотечный урок "Негасимый огонь памяти"

Номинация: «Лучший классный час»Тема:«Негасимый огонь памяти» Форма проведения:Библиотечный урокЦель:рассказать историю создания памятных знаков деревни Пересны муниц...