Методический проект " Применение информационно-коммуникационных технологий на уроках русского языка при подготовке обучающихся к ГИА"
проект по русскому языку (5, 6, 7, 8, 9 класс)

Стремительное развитие общества, распространение мультимедийных и сетевых технологий позволяют расширить возможности использования ИКТ на уроках в современной школе. Сегодня необходимо, чтобы каждый учитель по любой школьной дисциплине мог подготовить и провести урок с использованием ИКТ, так как учителю представилась возможность сделать урок более увлекательным. В своей работе я поделюсь опытом применения ИКТ в своей работе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskiy_proekt.docx40.91 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Петровская основная общеобразовательная школа

Купинского района

   

Методический проект

ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО – КОММУНИКАЦИОННОЙ ТЕХНОЛОГИИ

НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

ПРИ ПОДГОТОВКЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ К ГИА

Составитель проекта:

Калашникова Галина Ивановна,

учитель русского языка и литературы

2018 год

1. Информационно – коммуникационная технология как средство реализации ФГОС.

     Современные подходы к модернизации российского образования, внедрение стандартов нового поколения определяют приоритетные цели и задачи, решение которых требует высокого уровня качества образования. Сегодня общество заинтересовано в выпускниках с развитыми познавательными потребностями, нацеленных на саморазвитие и самореализацию, умеющих оперировать полученными знаниями, ориентироваться в современном информационном пространстве, продуктивно работать, эффективно сотрудничать, адекватно оценивать себя и свои достижения. В связи с этим приоритетным направлением становится обеспечение развивающего потенциала новых образовательных стандартов в среднем и старшем звене.

     За последнее десятилетие произошло коренное изменение роли и места персональных компьютеров и информационных технологий в жизни общества. Человек, умело, эффективно владеющий технологиями и информацией, имеет другой, новый стиль мышления, принципиально иначе подходит к оценке возникшей проблемы, к организации своей деятельности. Как показывает практика, без новых современных технологий уже невозможно представить современную школу.

   В процессе преподавания русского языка и литературы в школе в современных условиях одной из часто встречающихся проблем, стоящих перед педагогом, является низкая заинтересованность учащихся в учебном процессе. Выявляя причины столь низкого интереса учащихся к учебному процессу, используя метод анкетирования, я пришла к выводу, что проблема состоит в неразрешённом противоречии между естественным желанием детей приобщиться ко всему новому и консерватизмом традиционных методов обучения, особенно в части вариантности источников получения информации. Они в традиционной педагогике сводятся, как правило, к монологу учителя и чтению учебника. Выяснилось также, что интересы большинства учащихся, так или иначе, связаны с компьютерными технологиями.

     Ещё одна тенденция, которую удалось выявить – недостаточное внимание к активному восприятию и осмыслению знаний учащимися, недостаточность применения специальных приемов для активизации познавательного интереса. В  этом серьезный недостаток современного обучения и один из возможных резервов его дальнейшего совершенствования.

    Для успешного решения проблемы необходимо было снять существующее противоречие, и средством для этого должны были стать компьютерные технологии (КТ). Действительно, информационно – коммуникационные технологии – это практическая реализация методологических и теоретических основ формирования информационной культуры учителя и ученика. Современному педагогу все сложнее и сложнее видеть себя в образовательном процессе без помощи компьютера и сопутствующих ему электронных средств обучения.

     Можно указать, по крайней мере, три важные причины, требующие от учителя нового подхода к обучению в условиях информационного общества:

Во-первых, изменилось время, общество и визуальная среда, в которой растет школьник. Он приходит в 5 класс, и ему требуется не только статичный способ восприятия, но и визуальный, динамичный, интерактивный. Иначе – скучно, иначе он успевает воспринять и отключиться. Он думает быстрее, чем предполагает традиционное (классическое) преподавание. Вторая причина вытекает из первой: если скорость реакций ученика при восприятии растет и в традиционном уроке не всегда подчинена управлению учителем, значит, необходимо предусмотреть возможность «ведения» ученика самими мультимедиасредствами. Третья причина связана с осознанием того, что в информационном пространстве, прежде всего, растет объем информации. Ученик не может справиться с нарастающим линейным потоком данных.

     Всё это сделало необходимым и актуальным использование на уроках русского языка и литературы информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) как эффективного способа организации образовательного пространства. Это позволяет приблизиться к решению задач, предъявляемых новыми стандартами (ФГОС): обучающих и развивающих (пробудить интерес к русскому языку и литературе, способствовать развитию орфографической зоркости, навыков анализа и интерпретации художественного текста в соответствии с авторским замыслом, развивать связную монологическую речь учащихся и др.), воспитательных (воспитывать желание слышать и слушать (понимать) собеседника, побуждать к самопознанию и самосовершенствованию), то есть творчески и продуктивно реагировать на изменения, происходящие в современном обществе, оставаясь при этом человеком с богатым внутренним миром.

    Дети от природы любознательны, они хотят познавать мир, способны рассматривать серьёзные вопросы и выдвигать оригинальные идеи. Роль учителя в настоящее время – это быть вдумчивым помощником, стимулируя учащихся к неустанному познанию и помогая им сформировать навыки продуктивного мышления. Мышление формируется, прежде всего, в дискуссии, в письменных работах и активной работе с текстами. Дальнейшее развитие получает экспериментирование, самостоятельная творческая деятельность учащихся.

    Современный урок сегодня невозможно представить без использования информационно – коммуникационных технологий.

    Применение ИКТ предоставляет новые возможности:

1.Развитие наглядно-образного мышления: возможность демонстрации наглядного материала с увеличением фрагментов картин .

2.Развитие внимания, наблюдательности: умение сравнивать.

3.Развитие словесно-логического мышления:

-выделение главного;

-чтение схем;

-составление схем.

4.Формирование навыков анализа и синтеза:

-установление причинно-следственных связей;

-восстановление порядка следования (в том числе порядка слов в предложении, букв в слове);

-сортировка, группировка, удаление лишнего.

5.Формирование навыков самоконтроля:

-самопроверка по эталону на экране;

-выведение подсказок;

-разгадывание кроссвордов, ребусов с моментальным выведением ответа.

6.Формирование познавательной мотивации:

-презентация детских работ (потрясающий эффект – проверено!);

-включение в презентацию анимированного персонажа, который ведёт урок или его часть.

         Хочется отметить преимущества применения интерактивных технологий, разработанных Г.О. Аствацатуровым.

         Итак, о каких преимуществах можно говорить?

  1. Прежде всего, при использовании интерактивных технологий повышается интерес учащихся к обучению. Психологи давно подметили, что современные дети – это дети экранной информации. Информация экрана монитора, интерактивной доски, проектора воспринимается ими намного лучше, чем книжная информация. Мы можем сожалеть и даже возмущаться, что ученики мало читают. Но это тот важный фактор, который нам необходимо учитывать при организации учебного процесса.
  2. Средствами мультимедиа я добиваюсь усиления обучающего эффекта. Использую не просто наглядность, а анимацию, звук, чтобы учебный процесс проходил для ученика в комфортных условиях.
  3. Безусловно, увеличивается плотность урока. Она достигается за счет более рациональной организации рабочего времени учителя. Вовсе необязательно выводить на доске мелом, например, тему урока, термин. Эта информация может появиться на слайде в нужный момент.
  4. Развивается внимательность, наблюдательность, словесно – логическое мышление учащихся.
  5. Формируются навыки анализа и синтеза: сортировка, группировка, удаление лишнего. Формируется познавательная мотивация: презентации детских работ (потрясающий эффект – проверено!)
  6. Открываются новые возможности для управления учебным процессом. Необходимая информация появляется на экране в заранее подготовленном темпе и объеме. Диалог учителя с классом, визуальный контакт не прекращаются не на секунду.
  7. Более эффективно обеспечивается интерактивность обучения. У учителя появляются новые возможности по обеспечению обратной связи, по более эффективному предъявлению разноуровневых заданий.
  8. Мультимедийный урок активизирует самостоятельную, творческую, поисковую деятельность учащихся.
  9. Меняется эстетика урока. Учитель получает мощные инструменты для большей привлекательности занятия. Причем для этого, как правило, не требуется специальных навыков художника, фотографа или печатника. Достаточно хорошо овладеть соответствующими программами.

    Диапазон возможностей информационных технологий очень широк и зависит от фантазии, творчества и технической подготовленности учителя, но в любом случае можно сделать вывод о том, что применение информационных технологий в преподавании русского языка и литературы не только интенсифицирует процесс обучения, но и повышает мотивацию современного школьника к занятиям, стимулирует его познавательный интерес и повышает эффективность групповой и самостоятельной работы.

2. Примеры использования ИКТ на уроках русского языка при подготовке обучающихся к ОГЭ по русскому языку.

    Без процесса информатизации образования уже невозможно представить современную школу. Тем не менее, некоторые преподаватели гуманитарных дисциплин сомневаются в целесообразности  применения  информационных технологий. Я полагаю, что такой подход необоснован. При удачном и правильном сочетании применяемых технологий и форм проведения уроков, такие уроки оказываются очень интересными и для ученика, и для учителя.

          Применение информационных технологий на уроках необходимо, и мотивировано это тем, что они

  • позволяют эффективно организовать групповую и самостоятельную работу на уроке;
  • способствуют совершенствованию практических умений и навыков обучающихся;
  • позволяют индивидуализировать процесс обучения;
  • повышают интерес к урокам русского языка и литературы (особенно у мальчиков);
  • активизируют познавательную деятельность  обучающихся;
  • развивают творческий потенциал учащихся;
  • осовременивают урок.

Сегодня я хочу поделиться своим опытом использования компьютера при подготовке к урокам, на уроках и во внеурочной деятельности.

Компьютер может использоваться на всех этапах обучения:

  • при объяснении нового материала;
  • закреплении;
  • повторении;
  • контроле знаний, умений и навыков.

     При этом для ребенка он выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, сотрудничающего коллектива, игровой среды. В функции учителя компьютер представляет источник учебной информации (частично или полностью заменяющий учителя и книгу); наглядное пособие (качественно нового уровня с возможностями мультимедиа и телекоммуникаций); индивидуальное информационное пространство; тренажер; средство диагностики и контроля.

Основные направления использования компьютерных  технологий на уроках:

  • Визуальная информация (иллюстративный, наглядный материал)
  • Интерактивный демонстрационный материал (упражнения, опорные схемы, таблицы, понятия)
  • Тренажёр
  • Контроль за умениями, навыками учащихся
  • Самостоятельная поисковая, творческая работа учащихся
  • В основном все эти направления основаны на использовании программы MS Power Point. Чего она позволяет достигать на уроках?
  • Стимулирование познавательной деятельности школьников, которое достигается путем участия ребенка в создании презентаций по новому материалу, подготовке докладов, самостоятельному изучению дополнительного материала и составление презентаций — опорных конспектов, при закреплении материала на уроке;
  • Способствование глубокому пониманию изучаемого материала через моделирование основных учебных ситуаций;
  • Визуализация учебного материала;
  • Интеграция со смежными дисциплинами: историей, мировой художественной культурой, музыкой
  • Повышение мотивации учения школьников и закрепление интереса к изучаемому предмету;
  • Разнообразие форм представления учебного материала, домашнего задания, заданий для самостоятельной работы;
  • Стимулирование воображения школьников;
  • Способствование развитию творческого подхода при выполнении учебных заданий.

   Рассмотрим конкретные примеры использования Power Point на уроках.

В методической литературе накоплен большой опыт работы, но перед учителем всегда стоит проблема раздаточного материала.

   Эту проблему нам могут помочь решить компьютерные информационные технологии, которые дают возможность подготовить презентацию иллюстративного и информационного материала. В рамках этой программы можно организовать на уроках развития речи сопоставление иллюстраций, сравнивание работ разных художников к одному и тому же произведению. Ученики за урок могут не только познакомиться с портретами, фотографиями, иллюстрациями, но и  прослушать аудиозаписи, музыкальные отрывки и даже побывать на экскурсии в музее.

    Подготовка к такому уроку становится творческим процессом. А зрелищность, яркость, новизна компьютерных элементов урока, в сочетании с другими методическими приемами делают урок необычным, увлекательным и запоминающимся.

    Компьютер, конечно, не может на уроке заменить живое слово учителя,  но может стать хорошим помощником.

1.     Тренажёр, контроль  за умениями, навыками учащихся

 Тестовый контроль и формирование умений и навыков с помощью компьютера предполагает возможность быстрее и объективнее, чем при традиционном способе, выявить знание и незнание обучающихся. Этот способ организации учебного процесса удобен и прост для оценивания в современной системе обработки информации.

Помогают решить эти проблемы учебные компьютерные программы по русскому языку, которых в настоящее время создано достаточно много.

(Обзор компьютерных образовательных программ)

Учебные компьютерные программы по русскому языку позволяют решить ряд проблем:

  • повысить интерес учащихся к предмету;
  • повысить успеваемость и качество знаний учащихся;
  • сэкономить время на опрос учащихся;
  • дают возможность учащимся самостоятельно заниматься не  только                     на         уроках,       но и в домашних условиях;
  • помогают и учителю повысить уровень своих знаний.

2.      Самостоятельная поисковая, творческая работа учащихся ( Сказочка о приставка пре- и при-)

    Компьютерные технологии дают самые широкие возможности для развития творческого потенциала школьников. Учитель может научить ребенка грамотно использовать компьютер, показать, что он не только игрушка и средство общения с друзьями. При умелом наставничестве педагога подросток учится среди обилия информации в Интернете находить нужную, учится обрабатывать эту информацию, что является наиболее важной задачей. Все мы уже сталкиваемся с тем, что наши ученики приносят аккуратно переписанные с сайтов сочинения, бездумно и совершенно без усилий перепечатанные доклады и рефераты. Есть ли польза в такой «работе»? Минимальная: все же нашел, что искал, и сумел выкрутиться из проблемы. Что может сделать учитель, чтобы подобная работа все же приносила пользу? Создать необходимость обработать найденную информацию, преобразовав ее, например, в виде опорной схемы, презентации, тестовых  заданий, вопросов по теме и т.п.

     Самое элементарное применение компьютера ребятами – редактирование текстов, набор текстов своих творческих работ, своих стихов, составление сборников, создание компьютерных рисунков. Старшеклассники оформляют свои доклады, рефераты с помощью компьютера, делают сами рисунки, схемы, помогают делать тесты, пособия по литературе, дидактический материал. Надо отметить, что ребятам нравится выполнять задания на компьютере. Это тот самый случай, когда приятное соединяется с полезным. Кроме этого, использование компьютерных, информационных технологий на наших уроках позволяет осуществлять интеграцию с информатикой, реализовывать приобретаемые на этом занятии навыки в практической деятельности. Этот союз приятен и  преподавателям информатики и информационных технологий.

     Таким образом, использование ИКТ на уроках значительно повышает не только эффективность обучения, но и помогает создать более продуктивную атмосферу на уроке, заинтересованность учеников в изучаемом материале. Кроме этого, владение и использование ИКТ – хороший способ не отстать от времени и от своих учеников.

     При использовании ИКТ на уроках достигается: 
1 . Повышение мотивации обучения. 

2. Развитие познавательной активности обучающихся. 

3. Стимулирование самостоятельности  обучающихся при подготовке у урокам. 
Задачи, которые ставит перед собой учитель, применяя ИКТ: 
• Воспитывать у обучающихся познавательную активность через умение работать с дополнительной литературой, используя возможности компьютера и Интернета. 
• Вырабатывать умение самостоятельной анализировать, отбирать главное, а затем использовать на уроке. 

      • Повышать эффективность урока, развивая мотивацию, применяя ИКТ. 
    В своих презентациях к урокам русского языка я использую разнообразные формы наглядности в виде таблиц, схем, опорных конспектов, предлагаю ученикам некоторые из них дополнить или создать одну из недостающих частей, давая тем самым целевую установку в начале урока
. Кроме того, я демонстрирую не только статичную информацию, но и различные языковые явления в динамике с применением цвета, графики, занимательности, «оживления» иллюстраций, использую зачастую   проекты, созданные самими  обучающимися (мультфильм «Сказочка»,  мини-проект «Однокоренные слова».) С огромным желанием ИКТ я использую и при проведении внеклассных мероприятий.

      Построение схем, таблиц в презентации позволяет экономить время, более эстетично оформлять учебный материал.  Задания с последующей проверкой и самопроверкой активизируют внимание обучающихся, формируют орфографическую и пунктуационную зоркость.

     Информационные технологии не только облегчают доступ к информации, открывают возможности вариативной учебной деятельности, её индивидуализации и дифференциации, но и позволяют по-новому, на более современном уровне организовать сам процесс обучения, построить его так, чтобы ученик был бы активным и равноправным его членом. 

     Внедрение ИКТ на уроках русского языка и литературы позволили мне реализовать идею развивающего обучения, повысить темп урока, сократить потери рабочего времени до минимума, увеличить объем самостоятельной работы, как на уроке, так и при подготовке домашних заданий, сделать урок более ярким и увлекательным. Именно ИКТ позволили мне вместе с моими учениками погрузиться в другой мир, увидеть языковые и литературные процессы другими глазами, стать их участниками. Компьютер обладает достаточно широкими возможностями для создания благоприятных условий для работы по осмыслению орфографического и пунктуационного правила. 

3. Литература

1.  Брыксина О. Ф. Конструирование урока с использованием средств информационных технологий и образовательных электронных ресурсов.//Информатика и образование. 2004. №5.

2.  Гузеев В. В., Дахин А. Н., Кульбеда Н. В., Новожилова Н. В. Образовательная технология XXI века: деятельность, ценность, успех. - М.: Центр "Педагогический поиск", 2004.

3.  Информационные и коммуникационные технологии в подготовке преподавателей: руководство по планированию. – М.: Изд. ИНТ, 2005.

4.  Софронова Н. В. Программно-методические средства в учебном процессе общеобразовательной школы. - М.: ИИО РАО, 1998.

5.  Урок с компьютером: информационные технологии в гимназическом образовании (практическое руководство). - Томск: Издательство "Курсив", 2005.

6.  Галишникова Е. М. Использование интерактивной доски в процессе обучения // Учитель. - 2007. - № 4. – с. 8 – 10.

7.  Интерактивные технологии в образовании// учебно-методический комплекс// Российский государственный гуманитарный университет. – Москва, 2005. – 21с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение современных образовательных технологий на уроках русского языка и литературы

В данной статье представлен опыт повышения мотивации учащихся на уроках руского языка и литературы через использование современных образовательных технологий....

Методической система «Использование современных образовательных технологий на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности с целью повышения познавательной активности обучающихся»

Объёмная публикация (учебное пособие) с последовательным изложением  собственной методической системы учителя русского языка и литературы Золотаревой Н.Н....

Педагогический проект. Тема проекта: "Применение изобразительно - выразительных средств на уроках русского языка и литературы".

В этой работе я показала, как можно использовать с  эффективностью изобразительно - выразительные средства на уроках русского языка и литературы....

Образовательный проект «Применение здоровье сберегающих технологий на уроках английского языка»

Статья "Образовательный проект - Применение здоровье сберегающей технологии на уроках английского языка"...

Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках русского языка при подготовке к ЕГЭ

   Современный этап развития российского образования характеризуется широким внедрением в учебный процесс компьютерных технологий. Они позволяют выйти на новый уровень обучения, откры...