Урок русского языка по теме "Устаревшие слова"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Франк Елена Юрьевна

Исходя из целей, структура урока состоит из 8 этапов, которые все были соблюдены.

1.Оргмомент способствовал психологическому настрою учащихся на плодотворную работу и восприятию новых знаний.

2. Актуализация знаний по теме «Лексика». Повторение материала, изученного в разделе «Лексика».

3. Мотивация к учебной деятельности. Создание условий для возникновения внутренней потребности включения в учебный процесс; пробуждение интереса к деятельности на уроке.

4. Актуализация опорных знаний и постановка проблемы, сообщение темы и цели урока. Были созданы условия, при которых ученики сами вывели цель урока. Объяснение нового материала. Наблюдение над языковым материалом. Ребята сами формулировали основные моменты правила, исходя из выясненных в диалоге с учителем положений. Была поставлена проблема: почему нам незнакомы слова, называющие те или иные предметы?

5. Открытие нового знания. На данном этапе учащиеся знакомились с теоретическим материалом, перерабатывая сплошной текст в схему (не сплошной текст).

6. Первичное закрепление знаний. На данном этапе учащиеся закрепляли теоретический материал об архаизмах и историзмах на практике, работая с текстом. Физминутка имела не только оздоровительную цель, но и учебную, так как в ходе выполнения упражнений звучали устаревшие слова.

7. Самостоятельная работа с тексом. Нахождение в тексте устаревших слов, их классификация..

            8. Подведение итогов. Рефлексия. Домашнее задание по выбору

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_ustarevshie_slova.docx73.91 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект урока

Интегрированный урок русского языка и литературы.

Класс: 6

Тип урока: урок формирования новых знаний.  

Тема: Устаревшие слова.

Цели урока:

Предметные: Дать понятие об устаревших словах (архаизмах и историзмах), показать, какова роль устаревших слов в речи, научить опознавать устаревшие слова, объяснять их, развивать умения связно излагать мысли, проговаривать вслух последовательности производимых действий, извлекать новую информацию, преобразовывать и применять её.

Развивающие: Определять понятия, классифицировать их; аргументировать своё мнение, пользоваться разными видами чтения (ознакомительным, изучающим), извлекать информацию из учебника и дополнительных источников, перерабатывать и преобразовывать информацию.

Воспитательные: Проявлять доброжелательное отношение к другому человеку, высказать своё мнение, совершенствовать свою речь, развивать интерес к изучению языка как отражения истории, быта, культуры русского народа; воспитывать внимание к культуре речи, точности слов и выражений.

Форма организации учебной деятельности обучающихся: фронтальная, индивидуальная, парная.

Технологии: интегрированная технология, проблемная технология, ИКТ.

Метод по типу познавательной деятельности частично-поисковый.

Виды работы: работа с презентацией,  чтение текста, анализ языкового явления, выполнение упражнений, работа с художественным текстом.

Средства обучения: мультимедийный проектор, ноутбук, презентация, индивидуальные карточки с заданием, тетрадь, учебник.

Формируемые УУД:

1. Личностные: развивать интерес к изучению языка как отражения истории, быта, культуры русского народа; воспитывать внимание к культуре речи, точности слов и выражений.

2. Регулятивные: уметь определять и формулировать цель на уроке; в соответствии с требованиями урока выстраивать свою речь; участвовать в диалоге по теме урока.

3. Познавательные: уметь извлекать нужную информацию из текстов, находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке, ставить цели и формулировать проблему.  

4. Коммуникативные: формировать умение достаточно полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, формулировать и аргументировать своё мнение, оценивать мнение одноклассников, сотрудничать с учителем и сверстниками.

Основные понятия, формируемые на уроке: устаревшие слова, историзмы, архаизмы, словарь устаревших слов.

Ожидаемые предметные результаты: овладение умениями определять роль устаревших слов в языке, находить эти слова в художественных текстах и объяснять их значение; различать историзмы и архаизмы, уместно употреблять их в речи.

Метапредметные результаты: формирование познавательных и коммуникативных универсальных действий через поиск и выделение необходимой информации в справочной литературе, решение рабочих задач с использованием ИКТ в совместной деятельности.

Этапы урока, цель

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

  1. 1 этап.
  2. Организационный момент.

Цель этапа: активация учащихся.

- Здравствуйте, ребята, рада вас видеть! Проверьте, пожалуйста, готовность к уроку: у всех ли есть на партах учебники, тетради, ручки.

- Откроем тетради и запишем число.

- Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку.

-Записывают число в тетради.

Регулятивные УУД:  

- самостоятельно организовывать свое рабочее место;  

- настраивать себя на продуктивную работу;  

- самостоятельно организовывать свое рабочее место в

соответствии с целью выполнения заданий;  

2 этап:

Актуализация знаний по теме «Лексика»

Цель этапа: выявить уровень знаний и систематизировать их.

- Посмотрите, пожалуйста, на доску. (Слайд 1). Перед вами ребус. Я предлагаю вам разгадать его.

- Какое слово у вас получилось?

- Что изучает лексика?

- Давайте вспомним, что мы уже изучили по теме лексика. Для этого я предлагаю вам соединить изученные понятия и их формулировки, работая в паре. У вас на партах лежит раздаточный материал, найдите, пожалуйста, задание № 1.

- Давайте проверим, что у вас получилось.

- Разгадывают ребус.

- Отвечают на вопросы

- Выполняют задание в паре

- Озвучивают понятия по теме «Лексика»

Личностное УУД

Формирование границ собственного знания и незнания.

Познавательные УУД

Поиск и выделение информации.

Коммуникативные УУД

Выражение собственного мнения.

Регулятивные УУД

Планирование своих действий.

3 этап

Мотивация к учебной деятельности

Цель: создание условий для возникновения внутренней потребности включения в учебный процесс; пробуждение интереса к деятельности на уроке

 -Сегодня мы продолжим изучать тему «Лексика», но у нас не совсем обычный урок – мы отправимся в путешествие. А путешествовать мы будем не на поезде, не пешком, даже не на ковре-самолете. Мы отправляемся в путь на машине времени. Я предлагаю вам сегодня отправиться в прошлое.  Я надеюсь, что мы узнаем много полезного.

- Слушают учителя и пытаются представить, каким может быть наше путешествие

Регулятивные УУД

Планирование своих действий.

4 этап:

Актуализация опорных знаний и постановка проблемы, сообщение темы и цели урока.

Цель: актуализация ранее полученных знаний, необходимых для получения новых; формулирование учебной задачи (определение темы, цели урока)

- Для начала, ребята,  давайте вместе посмотрим на эту картинку (Слайд №2) и прочитаем названия предметов, которые на ней изображены.

- Вам знакомы эти слова? Употребляем ли мы их в повседневной речи? Нет, мы ими не пользуемся, потому что ушли в прошлое предметы, которые они обозначают.

- Как вы думаете, как же называются слова, которые мы больше не используем в нашей речи?

- Такие слова называются устаревшими.

- А теперь попробуйте назвать  тему нашего урока («Устаревшие слова»). (Слайд 3)

Запишите название темы в тетрадь.

- Что каждый из вас хочет узнать на уроке?

- Сегодня, мы с вами познакомимся с этими словами и их разновидностями.

- Вернемся к картинке. ( Слайд 4) Какие слова вам остаются непонятны, несмотря на то, что к ним есть изображение предмета?

- Где мы можем посмотреть значение непонятных слов?

- Посмотрите значения непонятных слов в толковом словаре.

- Рассматривают предметы одежды и быта, читают их названия.

- Отвечают на вопросы, высказывают предположения.

- Формулируют тему урока и записывают ее в тетрадь.

- Формулируют цели и задачи урока.

- Отвечают на вопросы, высказывают предположения, работают с толковым словарем

Коммуникативные УУД

1. Владеть монологической речью; адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.

2. Слушать и слышать других, осуществлять речевую рефлексию.

Регулятивные УУД

1. Высказывать предположения на основе наблюдений.

5 этап.

Открытие «нового» знания

Цель: решение проблемы и открытие новых знаний

- Также как и жизнь людей, лексика нашего языка постоянно меняется: появляются новые слова, а некоторые слова забываются нами и перестают использоваться. Слова, вышедшие из активного повседневного употребления, называются устаревшими. Давайте запишем это определение в тетрадь. (Слайд 5)

- Устаревшие слова бывают двух видов. Давайте посмотрим с вами на две колонки слов. (Слайд 6)

Треуголка

Лапти

Кафтан

Ендова

Веретено

Светец

Ветрило (парус)

Чело (лоб)

Глас (голос)

Зерцало (зеркало)

Перст (палец)

Психея (душа)

- Как вы думаете, почему мы не употребляем больше слова из левой колонки? Правильно, потому что исчезли называемые ими предметы и явления. Такие слова называются историзмами.

- А теперь посмотрим на правую колонку. Почему же эти слова больше нами не используются в речи? Совершенно верно, потому что появились им на замену другие, новые слова. Такие устаревшие слова называются архаизмами. Вы заметили, что в отличие от историзмов они всегда имеют современные синонимы?

- Откройте учебник русского языка на странице 75, найдите теоретический материал. На основе данного теоретического материала составьте краткую схему, виды устаревших слов.

- Примерно такая схема у вас должна была получиться: (Слайд 7)

Устаревшие слова

 

Историзмы

Ушли из жизни предметы, которые этими словами назывались.

Нет современного синонима.

Архаизмы

Слова устарели, предметы остались.

Есть современный синоним

-Записывают определение в тетрадь.

- Читают слова из левой колонки, отвечают на вопросы.

- Читают слова из правой колонки, отвечают на вопросы.

-Открывают учебник, читают теоретический материал, составляют схему.

Регулятивные УУД:

1. Искать пути решения проблемы.

2. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Познавательные УУД

1. Анализировать, сравнивать, делать выводы.

2. Владеть разными видами чтения (ознакомительным, изучающим).

3. Преобразовывать информацию из одного вида в другой (текст в схему)

Коммуникативное УУД формулировать выводы по проблеме

6 этап: Первичное закрепление знаний

Цель: закрепить теоретический материал на практике.

- Работа со слайдом 8. Замените устаревшие слова, обозначающие части тела, современными словами.

- А теперь поиграем. Выясним, кто самый внимательный.

Встаньте прямо, слушайте внимательно и повторяйте за мной движения.

Вытяните выю, расправьте рамена, поднимите десницу и шуйцу, укажите перстами чело, очи, уста, вежды, ланиты, ударьте дланью о долонь, погрозите перстом соседу.

-  Архаизмами или историзмами являются слова, которые проговаривали при выполнении заданий физминутки? Как это доказать?

- В нашей повседневной речи мы очень редко можем встретить устаревшие слова. А где чаще всего мы можем их услышать?

- Ребята, кто скажет, творчество какого писателя знакомо нам с детства?

- Какие произведения А.С. Пушкина вы знаете?

-А.С. Пушкин довольно часто использовал архаизмы и историзмы в своих произведениях.

- ( Слайд 9) Прочитайте про себя отрывок из романа в стихах А.С. Пушкина «Евгений Онегин».

 Зима!.. Крестьянин, торжествуя,
На дровнях обновляет путь;
Его лошадка, снег почуя,
Плетется рысью как-нибудь;
Бразды пушистые взрывая,
Летит кибитка удалая;
Ямщик сидит на облучке
В тулупе, в красном кушаке.
Вот бегает дворовый мальчик,
В салазки жучку посадив,
Себя в коня преобразив;
Шалун уж заморозил пальчик:
Ему и больно и смешно,
А мать грозит ему в окно…

-Ребята, все ли слова вам понятны?

-Почему? (Есть устаревшие слова?)

-Назовите их (дровни, бразды, кибитка, ямщик, облучок, тулуп, кушачок, салазки)

-Объясните, почему они устаревшие. (

Слова не употребляются в современной речи, потому что нет таких предметов.)

- Предлагаю посмотреть видео, послушать это стихотворение и посмотреть на предметы, которых уже нет.

- Какие из этих слов являются архаизмами, а какие историзмами? 

- Читают устаревшие слова и заменяют современными словами

- Выполняют упражнения

- Отвечают на вопросы, доказывают свою точку зрения.

- Высказывают предположения

- Отвечают на вопросы

- Читают стихотворение

- Отвечают на вопросы, называют устаревшие слова, доказывают их значение.

Смотрят видео, обогащают свой словарный запас, отвечают на вопросы.

Познавательные УУД

1. Анализировать, сравнивать, группировать, делать выводы.

2. Владеть приёмами отбора и систематизации материала.

3. Извлекать информацию из словаря.

Коммуникативные УУД

1. Свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме, владеть разными видами монолога и диалога.

2. Оказывать необходимую взаимопомощь и осуществлять взаимный контроль.

3.Формировать навыки речевых высказываний

7 этап

Самостоятельная работа

Цель: обеспечить осмысленное усвоение и закрепление знаний.

 - Сейчас вы поработаете самостоятельно.

Найдите на своих партах карточку с заданием № 2. Ваша задача найти историзмы и архаизмы , выписать их, к архаизмам подобрать синонимы и написать в скобочках. Затем листочки сдаете на проверку, обязательно подпишите свои фамилии.

Текст :                                                                                                                                                          Воротился старик ко старухе.
Что ж он видит? Высокий терем.
На крыльце стоит его старуха
В дорогой собольей душегрейке,
Парчовая на маковке кичка,
Жемчуги огрузили шею,
На руках золотые перстни,
На ногах красные сапожки.
(Перед нею усердные слуги;
Она бьёт их,  за чупрун таскает.
Говорит старик своей старухе:
«Здравствуй, барыня сударыня дворянка!
Чай, теперь твоя душенька довольна».
На него прикрикнула старуха,
На конюшне служить его послала.

- Для чего мы выполняли это задание?

- Как вы думаете, для чего в своих произведениях А.С. Пушкин использует устаревшие слова?

– Устаревшие слова употребляются в текстах художественной литературы для воссоздания исторической обстановки, передачи национальных и культурных традиций русского народа.

Учащиеся самостоятельно работают с карточками, сдают на проверку.

Отвечают на вопросы, высказывают предположения, делают вывод.

Познавательные УУД

1. Анализировать, сравнивать, группировать, делать выводы.

2. Владеть приёмами отбора и систематизации материала.

3. Извлекать информацию из словаря.

Коммуникативные УУД

1. Свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме, владеть разными видами монолога и диалога.

2. Оказывать необходимую взаимопомощь и осуществлять взаимный контроль.

3.Формировать навыки речевых высказываний

8 этап: Рефлексия, домашнее задание.

Цели этапа: организовать оценку учениками собственной учебной деятельности; подвести итог проделанной работы на уроке, организовать обсуждение и запись домашнего задания

- Жаль, но время, отведенное нам для путешествия, заканчивается. Пора возвращаться назад, в наш 21 век.

- Давайте подведём итоги урока.

- С какими словами мы сегодня познакомились на уроке?

- Почему они называются устаревшими?

- На какие группы делятся устаревшие слова? (историзмы и архаизмы)

- Как вы думаете, достигли ли мы цели, поставленные в начале урока?

- Давайте запишем домашнее задание.

- Пользуясь словарями, вам необходимо дать комментарий к устаревшим словам стихотворения А. С. Пушкина «Пророк» – упр. 136, для устранения сложности его понимания. (Выучить теорию по теме, с. 74–75)

Или составить текст (6-7 предложений) по теме «Внешность человека», используя устаревшие слова.

- Спасибо за вашу работу на уроке!

- Отвечают на вопросы

Записывают домашнее задание.

Личностные УУД

Мотивация учебной деятельности, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Коммуникативные УУД

Уметь оформлять свои мысли в устной форме, отвечать на вопросы учителя, слушать и понимать речь других.

Регулятивные УУД

Уметь осуществлять итоговый контроль деятельности («Что было трудным? Что вызвало интерес?»)

Урок русского языка

Класс: 6

Тип урока: урок формирования новых знаний.  

Тема: Устаревшие слова.

Цели урока:

Предметные: Дать понятие об устаревших словах (архаизмах и историзмах), показать, какова роль устаревших слов в речи, научить опознавать устаревшие слова, объяснять их, развивать умения связно излагать мысли, проговаривать вслух последовательности производимых действий, извлекать новую информацию, преобразовывать и применять её.

Развивающие: Определять понятия, классифицировать их; аргументировать своё мнение, пользоваться разными видами чтения (ознакомительным, изучающим), извлекать информацию из учебника и дополнительных источников, перерабатывать и преобразовывать информацию.

Воспитательные: Проявлять доброжелательное отношение к другому человеку, высказать своё мнение, совершенствовать свою речь, развивать интерес к изучению языка как отражения истории, быта, культуры русского народа; воспитывать внимание к культуре речи, точности слов и выражений.

Форма организации учебной деятельности обучающихся: фронтальная, индивидуальная, парная.

Технологии: интегрированная технология, проблемная технология, ИКТ.

Метод по типу познавательной деятельности частично-поисковый.

Виды работы: работа с презентацией,  чтение текста, анализ языкового явления, выполнение упражнений, работа с художественным текстом.

Средства обучения: мультимедийный проектор, ноутбук, презентация, индивидуальные карточки с заданием, тетрадь, учебник.

Формируемые УУД:

1. Личностные: развивать интерес к изучению языка как отражения истории, быта, культуры русского народа; воспитывать внимание к культуре речи, точности слов и выражений.

2. Регулятивные: уметь определять и формулировать цель на уроке; в соответствии с требованиями урока выстраивать свою речь; участвовать в диалоге по теме урока.

3. Познавательные: уметь извлекать нужную информацию из текстов, находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке, ставить цели и формулировать проблему.  

4. Коммуникативные: формировать умение достаточно полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, формулировать и аргументировать своё мнение, оценивать мнение одноклассников, сотрудничать с учителем и сверстниками.

Основные понятия, формируемые на уроке: устаревшие слова, историзмы, архаизмы, словарь устаревших слов.

Ожидаемые предметные результаты: овладение умениями определять роль устаревших слов в языке, находить эти слова в художественных текстах и объяснять их значение; различать историзмы и архаизмы, уместно употреблять их в речи.

Метапредметные результаты: формирование познавательных и коммуникативных универсальных действий через поиск и выделение необходимой информации в справочной литературе, решение рабочих задач с использованием ИКТ в совместной деятельности.

Этапы урока, цель

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. 1 этап.
  2. Организационный момент.

Цель этапа: активация учащихся.

- Здравствуйте, ребята, рада вас видеть! Проверьте, пожалуйста, готовность к уроку: у всех ли есть на партах учебники, тетради, ручки.

- Откроем тетради и запишем число.

- Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку.

-Записывают число в тетради.

2 этап:

Актуализация знаний по теме «Лексика»

Цель этапа: выявить уровень знаний и систематизировать их.

- Посмотрите, пожалуйста, на доску. (Слайд 1). Перед вами ребус. Я предлагаю вам разгадать его.

- Какое слово у вас получилось?

- Что изучает лексика?

- Давайте вспомним, что мы уже изучили по теме лексика. Для этого я предлагаю вам соединить изученные понятия и их формулировки, работая в паре. У вас на партах лежит раздаточный материал, найдите, пожалуйста, задание № 1.

- Давайте проверим, что у вас получилось.

- Разгадывают ребус.

- Отвечают на вопросы

- Выполняют задание в паре

- Озвучивают понятия по теме «Лексика»

3 этап

Мотивация к учебной деятельности

Цель: создание условий для возникновения внутренней потребности включения в учебный процесс; пробуждение интереса к деятельности на уроке

 -Сегодня мы продолжим изучать тему «Лексика», но у нас не совсем обычный урок – мы отправимся в путешествие. А путешествовать мы будем не на поезде, не пешком, даже не на ковре-самолете. Мы отправляемся в путь на машине времени. Я предлагаю вам сегодня отправиться в прошлое.  Я надеюсь, что мы узнаем много полезного.

- Слушают учителя и пытаются представить, каким может быть наше путешествие

4 этап:

Актуализация опорных знаний и постановка проблемы, сообщение темы и цели урока.

Цель: актуализация ранее полученных знаний, необходимых для получения новых; формулирование учебной задачи (определение темы, цели урока)

- Для начала, ребята,  давайте вместе посмотрим на эту картинку (Слайд №2) и прочитаем названия предметов, которые на ней изображены.

- Вам знакомы эти слова? Употребляем ли мы их в повседневной речи? Нет, мы ими не пользуемся, потому что ушли в прошлое предметы, которые они обозначают.

- Как вы думаете, как же называются слова, которые мы больше не используем в нашей речи?

- Такие слова называются устаревшими.

- А теперь попробуйте назвать  тему нашего урока («Устаревшие слова»). (Слайд 3)

Запишите название темы в тетрадь.

- Что каждый из вас хочет узнать на уроке?

- Сегодня, мы с вами познакомимся с этими словами и их разновидностями.

- Вернемся к картинке. ( Слайд 4) Какие слова вам остаются непонятны, несмотря на то, что к ним есть изображение предмета?

- Где мы можем посмотреть значение непонятных слов?

- Посмотрите значения непонятных слов в толковом словаре.

- Рассматривают предметы одежды и быта, читают их названия.

- Отвечают на вопросы, высказывают предположения.

- Формулируют тему урока и записывают ее в тетрадь.

- Формулируют цели и задачи урока.

- Отвечают на вопросы, высказывают предположения, работают с толковым словарем

5 этап.

Открытие «нового» знания

Цель: решение проблемы и открытие новых знаний

- Также как и жизнь людей, лексика нашего языка постоянно меняется: появляются новые слова, а некоторые слова забываются нами и перестают использоваться. Слова, вышедшие из активного повседневного употребления, называются устаревшими. Давайте запишем это определение в тетрадь. (Слайд 5)

- Устаревшие слова бывают двух видов. Давайте посмотрим с вами на две колонки слов. (Слайд 6)

Треуголка

Лапти

Кафтан

Ендова

Веретено

Светец

Ветрило (парус)

Чело (лоб)

Глас (голос)

Зерцало (зеркало)

Перст (палец)

Психея (душа)

- Как вы думаете, почему мы не употребляем больше слова из левой колонки? Правильно, потому что исчезли называемые ими предметы и явления. Такие слова называются историзмами.

- А теперь посмотрим на правую колонку. Почему же эти слова больше нами не используются в речи? Совершенно верно, потому что появились им на замену другие, новые слова. Такие устаревшие слова называются архаизмами. Вы заметили, что в отличие от историзмов они всегда имеют современные синонимы?

- Откройте учебник русского языка на странице 75, найдите теоретический материал. На основе данного теоретического материала составьте краткую схему, виды устаревших слов.

- Примерно такая схема у вас должна была получиться: (Слайд 7)

Устаревшие слова

 

Историзмы

Ушли из жизни предметы, которые этими словами назывались.

Нет современного синонима.

Архаизмы

Слова устарели, предметы остались.

Есть современный синоним

-Записывают определение в тетрадь.

- Читают слова из левой колонки, отвечают на вопросы.

- Читают слова из правой колонки, отвечают на вопросы.

-Открывают учебник, читают теоретический материал, составляют схему.

6 этап: Первичное закрепление знаний

Цель: закрепить теоретический материал на практике.

- Работа со слайдом 8. Замените устаревшие слова, обозначающие части тела, современными словами.

- А теперь поиграем. Выясним, кто самый внимательный.

Встаньте прямо, слушайте внимательно и повторяйте за мной движения.

Вытяните выю, расправьте рамена, поднимите десницу и шуйцу, укажите перстами чело, очи, уста, вежды, ланиты, ударьте дланью о долонь, погрозите перстом соседу.

-  Архаизмами или историзмами являются слова, которые проговаривали при выполнении заданий физминутки? Как это доказать?

- В нашей повседневной речи мы очень редко можем встретить устаревшие слова. А где чаще всего мы можем их услышать?

- Ребята, кто скажет, творчество какого писателя знакомо нам с детства?

- Какие произведения А.С. Пушкина вы знаете?

-А.С. Пушкин довольно часто использовал архаизмы и историзмы в своих произведениях.

- ( Слайд 9) Прочитайте про себя отрывок из романа в стихах А.С. Пушкина «Евгений Онегин».

 Зима!.. Крестьянин, торжествуя,
На дровнях обновляет путь;
Его лошадка, снег почуя,
Плетется рысью как-нибудь;
Бразды пушистые взрывая,
Летит кибитка удалая;
Ямщик сидит на облучке
В тулупе, в красном кушаке.
Вот бегает дворовый мальчик,
В салазки жучку посадив,
Себя в коня преобразив;
Шалун уж заморозил пальчик:
Ему и больно и смешно,
А мать грозит ему в окно…

-Ребята, все ли слова вам понятны?

-Почему? (Есть устаревшие слова?)

-Назовите их (дровни, бразды, кибитка, ямщик, облучок, тулуп, кушачок, салазки)

-Объясните, почему они устаревшие. (

Слова не употребляются в современной речи, потому что нет таких предметов.)

- Предлагаю посмотреть видео, послушать это стихотворение и посмотреть на предметы, которых уже нет.

- Какие из этих слов являются архаизмами, а какие историзмами? 

- Читают устаревшие слова и заменяют современными словами

- Выполняют упражнения

- Отвечают на вопросы, доказывают свою точку зрения.

- Высказывают предположения

- Отвечают на вопросы

- Читают стихотворение

- Отвечают на вопросы, называют устаревшие слова, доказывают их значение.

Смотрят видео, обогащают свой словарный запас, отвечают на вопросы.

7 этап

Самостоятельная работа

Цель: обеспечить осмысленное усвоение и закрепление знаний.

 - Сейчас вы поработаете самостоятельно.

Найдите на своих партах карточку с заданием № 2. Ваша задача найти историзмы и архаизмы, выписать их, к архаизмам подобрать синонимы и написать в скобочках. Подсказкой будет служить иллюстрация к фрагменту сказки на слайде 10. Затем листочки сдаете на проверку, обязательно подпишите свои фамилии.

Текст :                                                                                                                                                          Воротился старик ко старухе.
Что ж он видит? Высокий терем.
На крыльце стоит его старуха
В дорогой собольей душегрейке,
Парчовая на маковке кичка,
Жемчуги огрузили шею,
На руках золотые перстни,
На ногах красные сапожки.
(Перед нею усердные слуги;
Она бьёт их,  за чупрун таскает.
Говорит старик своей старухе:
«Здравствуй, барыня сударыня дворянка!
Чай, теперь твоя душенька довольна».
На него прикрикнула старуха,
На конюшне служить его послала.

- Для чего мы выполняли это задание?

- Как вы думаете, для чего в своих произведениях А.С. Пушкин использует устаревшие слова?

– Устаревшие слова употребляются в текстах художественной литературы для воссоздания исторической обстановки, передачи национальных и культурных традиций русского народа.

Учащиеся самостоятельно работают с карточками, сдают на проверку.

Отвечают на вопросы, высказывают предположения, делают вывод.

8 этап: Рефлексия, домашнее задание.

Цели этапа: организовать оценку учениками собственной учебной деятельности; подвести итог проделанной работы на уроке, организовать обсуждение и запись домашнего задания

- Жаль, но время, отведенное нам для путешествия, заканчивается. Пора возвращаться назад, в наш 21 век.

- Давайте подведём итоги урока.

- С какими словами мы сегодня познакомились на уроке?

- Почему они называются устаревшими?

- На какие группы делятся устаревшие слова? (историзмы и архаизмы)

- Как вы думаете, достигли ли мы цели, поставленные в начале урока?

(Слайд 11)

- Давайте запишем домашнее задание.

- Пользуясь словарями, вам необходимо дать комментарий к устаревшим словам стихотворения А. С. Пушкина «Пророк» – упр. 136, для устранения сложности его понимания. (Выучить теорию по теме, с. 74–75)

Или составить текст (6-7 предложений) по теме «Внешность человека», используя устаревшие слова.

- Спасибо за вашу работу на уроке!

- Отвечают на вопросы

Записывают домашнее задание.

Задание № 1

Понятие по теме «Лексика»

Формулировка понятия

Синонимы

Слова, имеющие несколько значений

Омонимы

Слова с противоположным лексическим значением

Общеупотребительные

Слова одной и той же части речи, близкие по значению, но разные по звучанию.

Многозначные

Слова, известные всему народу

Антонимы

Слова, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по лексическому значению.

Однозначные

Новые слова, возникающие в языке.

Неологизмы

Слова, связанные с особенностями людей одной специальности

Диалектизмы

Слова, имеющие одно значение

Профессионализмы

Слова, употребляемые только жителями той или иной местности.

Задание № 1

Понятие по теме «Лексика»

Формулировка понятия

Синонимы

Слова, имеющие несколько значений

Омонимы

Слова с противоположным лексическим значением

Общеупотребительные

Слова одной и той же части речи, близкие по значению, но разные по звучанию.

Многозначные

Слова, известные всему народу

Антонимы

Слова, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по лексическому значению.

Однозначные

Новые слова, возникающие в языке.

Неологизмы

Слова, связанные с особенностями людей одной специальности

Диалектизмы

Слова, имеющие одно значение

Профессионализмы

Слова, употребляемые только жителями той или иной местности.

Задание № 1

Понятие по теме «Лексика»

Формулировка понятия

Синонимы

Слова, имеющие несколько значений

Омонимы

Слова с противоположным лексическим значением

Общеупотребительные

Слова одной и той же части речи, близкие по значению, но разные по звучанию.

Многозначные

Слова, известные всему народу

Антонимы

Слова, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по лексическому значению.

Однозначные

Новые слова, возникающие в языке.

Неологизмы

Слова, связанные с особенностями людей одной специальности

Диалектизмы

Слова, имеющие одно значение

Профессионализмы

Слова, употребляемые только жителями той или иной местности.

Задание № 2

Задание № 2

ФИ:______________________________________

Найти историзмы и архаизмы, выписать их, к архаизмам подобрать синонимы и написать в скобочках.

 Текст :                                                                                                                                                          Воротился старик ко старухе.
Что ж он видит? Высокий терем.
На крыльце стоит его старуха
В дорогой собольей душегрейке,
Парчовая на маковке кичка,
Жемчуги огрузили шею,
На руках золотые перстни,
На ногах красные сапожки.
(Перед нею усердные слуги;
Она бьёт их,  за чупрун таскает.
Говорит старик своей старухе:
«Здравствуй, барыня сударыня дворянка!
Чай, теперь твоя душенька довольна».
На него прикрикнула старуха,
На конюшне служить его послала.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ФИ:___________________________________

Найти историзмы и архаизмы, выписать их, к архаизмам подобрать синонимы и написать в скобочках.

Текст :                                                                                                                                                          Воротился старик ко старухе.
Что ж он видит? Высокий терем.
На крыльце стоит его старуха
В дорогой собольей душегрейке,
Парчовая на маковке кичка,
Жемчуги огрузили шею,
На руках золотые перстни,
На ногах красные сапожки.
(Перед нею усердные слуги;
Она бьёт их,  за чупрун таскает.
Говорит старик своей старухе:
«Здравствуй, барыня сударыня дворянка!
Чай, теперь твоя душенька довольна».
На него прикрикнула старуха,
На конюшне служить его послала.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ФИ:______________________________________

Найти историзмы и архаизмы, выписать их, к архаизмам подобрать синонимы и написать в скобочках.

 Текст :                                                                                                                                                          Воротился старик ко старухе.
Что ж он видит? Высокий терем.
На крыльце стоит его старуха
В дорогой собольей душегрейке,
Парчовая на маковке кичка,
Жемчуги огрузили шею,
На руках золотые перстни,
На ногах красные сапожки.
(Перед нею усердные слуги;
Она бьёт их,  за чупрун таскает.
Говорит старик своей старухе:
«Здравствуй, барыня сударыня дворянка!
Чай, теперь твоя душенька довольна».
На него прикрикнула старуха,
На конюшне служить его послала.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ФИ:___________________________________

Найти историзмы и архаизмы, выписать их, к архаизмам подобрать синонимы и написать в скобочках.

Текст :                                                                                                                                                          Воротился старик ко старухе.
Что ж он видит? Высокий терем.
На крыльце стоит его старуха
В дорогой собольей душегрейке,
Парчовая на маковке кичка,
Жемчуги огрузили шею,
На руках золотые перстни,
На ногах красные сапожки.
(Перед нею усердные слуги;
Она бьёт их,  за чупрун таскает.
Говорит старик своей старухе:
«Здравствуй, барыня сударыня дворянка!
Чай, теперь твоя душенька довольна».
На него прикрикнула старуха,
На конюшне служить его послала.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку русского языка по теме "Слово о русском языке" (10 класс)

Данная мультимедийная презентация может быть использована на вводном уроке русского языкав 10 классе по программе Н.Гольцовой....

Урок русского языка "Обратный порядок слов в речи"

Урок русского языка в 7 классе по УМК под ред. М. М. Разумовской...

Разработка урока русского языка по теме "Слова категории состояния"

План- конспект урока русского языка по теме "Слова категории состояния". К уроку разработана презентация, карточки для парной, индивидуальной работы, тест....

Урок русского языка "Отличие вводных слов от синтаксических омонимов"

Урок усвоения нового материала по теме "Вводные слова"...

Технологическая карта урока русского языка "Секреты художественного слова".

Технологическая карта урока русского языка в 6 классе в соответствии с требованиями ФГОС "Секреты художественного слова"....

Технологическая карта урока русского языка. Тема: "Вводные слова и словосочетания"

Конспект (технологическая карта) урока составлен в соответствии с требованиями ФГОС.Урок обобщения и систематизации знаний по теме « Водные слова и словосочетания»Технология(-и) урока: элементы пробле...