Служебные части речи: роль союза в художественном тексте.
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)

Конспект урока русского языка в 7 классе "Роль союза в художественном тексте"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_soyuza_v_hudozhestvennom_tekste._5_klass.docx19.47 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока:  «Служебные части речи: роль союза в художественном тексте»

Тип урока: открытие нового знания

Цели:   формировать умение распознавать союзы в речи; формировать навыки грамотного письма, формировать культуру речи учащихся.

Задачи: повторить употребление и правописание предлогов, познакомить с употреблением союзов в художественном тексте и их многообразием, повторить знания о  фразеологических оборотах и других выразительных средствах языка.

                                                Ход урока:

  1. Мотивация к учебной деятельности.

      Мы сейчас читаем сказку об Алисе, и чудеса проникли на урок русского языка. Творится что-то невообразимое. Читаю текст и понимаю, что что-то в нём не так. Помогите разобраться. Чего-то в нем не хватает.

Читаем запись на доске.

     Никогда раньше Алиса не видела кролика с часами, да ещё с жилетным карманом в придачу! Сгорая от любопытства, она побежала за ним по полю и только успела заметить, что он юркнул в нору под изгородью.

 Можно сказать, что это текст? Почему? Чего недостает?

  1. Актуализация и пробное действие.

Какие служебные части речи вы знаете? Какова роль предлога в речи?

  Задание : запишите фразеологические сочетания из сказки Л.Кэрролла «Алиса в стране чудес», вставив предлоги по смыслу . Объясните смысл данных словосочетаний.

Выйти из себя,

дело в шляпе  (удачный исход дела),

держать себя в руках,

убить время,

час от часу не легче

                 Какова роль союза в речи? (связь)

  1. Выявление места и причин затруднения.

Прочитайте текст.

Алиса едва  не  выр..нила младенца из рук. Вид  у него был какой-то странный, а руки и ноги торчали в разные стороны, как у морской звезды. Бедня…ка пыхтел, словно пар…воз, и весь изг…бался, так что Алиса с трудом удерживала его.

Устно объяснить орфограммы. Выпишите в два столбика предлоги с существительными (местоимениями)  и союзы. Какую служебную часть речи вы не выписали? (Частицу НЕ)

  1. Решение проблемных задач.

  Чьими глазами мы видим младенца? (Глазами Алисы) Почему она его чуть не уронила? (он был мало похож на маленького человека).А кого он напоминал Алисе? (морскую звезду, паровоз)

Какое средство худ.выразительности использует автор, чтобы передать эту мысль? (Сравнение)

Какими словами автор вводит сравнение в предложение? (Как, словно)

Какой вывод можно сделать о роли союза в речи? (союзы вводят сравнительные обороты)

Какие чувства испытывает Алиса по отношению к младенцу? (ей его жалко)

Как вы это поняли из текста? (бедняжка). Найдите синоним к этому слову, выпишите, сделайте морфемный разбор обоих слов.

  1. Первичное закрепление.

Прочитайте еще один фрагмент. Найдите предложение с однородными членами.

    В луже становилось всё теснее. Там были Гусь  Птица Додо  Попугайчик Лори  Орлёнок Эд и  другие удивительные существа. Алиса поплыла вперёд  и все потянулись за ней к берегу.

Запишите текст, вставьте пропущенные знаки препинания, постройте пункт.схемы.

Как вы думаете, почему автор не использовал в этом предложении союзы? Попробуйте вставить союзы. Что изменилось?  (Исчезло ощущение столпотворения, тесноты. )

Вывод: союзы замедляют действие, могут влиять на смысл высказывания.

  1. Включение в систему знаний и повторений.

Прочитайте текст, включив в него союзы и предлоги.

    Алиса нагнулась, подняла (…) земли палочку … протянула её щенку. Щенок взвизгнул (…) счастья, подпрыгнул в воздух … ухватился (…) палку. Алиса увернулась … спряталась (…) куст чертополоха. Только она показалась (…) куста, … щенок снова бросился (…) палку, …. не рассчитал силы  … полетел кувырком.  

  1. Рефлексия учебной деятельности на занятии.
  1. Нарисуйте дерево союзов. Вместо листочков будут союзы.
  2. Сегодня на уроке я узнал(а) о том, что…

Домашнее задание.

Напишите лингвистическую сказку про союз…

Текст 1

Алиса едва  не  выр..нила младенца из рук. Вид  у него был какой-то странный, а руки и ноги торчали в разные стороны, как у морской звезды. Бедня…ка пыхтел, словно пар…воз, и весь изг…бался, так что Алиса с трудом удерживала его.

Текст 2

    В луже становилось всё теснее. Там были Гусь  Птица Додо  Попугайчик Лори  Орлёнок Эд и  другие удивительные существа. Алиса поплыла вперёд  и все потянулись за ней к берегу.

      Запишите текст, вставьте пропущенные знаки препинания, постройте схемы.

Текст 3

      Алиса нагнулась, подняла (…) земли палочку … протянула её щенку. Щенок взвизгнул (…) счастья, подпрыгнул в воздух … ухватился (…) палку. Алиса увернулась … спряталась (…) куст чертополоха. Только она показалась (…) куста, … щенок снова бросился (…) палку, …. не рассчитал силы  … полетел кувырком.  

   Прочитайте текст, включив в него союзы и предлоги; запишите.

Текст 1

Алиса едва  не  выр..нила младенца из рук. Вид  у него был какой-то странный, а руки и ноги торчали в разные стороны, как у морской звезды. Бедня…ка пыхтел, словно пар…воз, и весь изг…бался, так что Алиса с трудом удерживала его.

Текст 2

    В луже становилось всё теснее. Там были Гусь  Птица Додо  Попугайчик Лори  Орлёнок Эд и  другие удивительные существа. Алиса поплыла вперёд  и все потянулись за ней к берегу.

      Запишите текст, вставьте пропущенные знаки препинания, постройте схемы.

Текст 3

      Алиса нагнулась, подняла (…) земли палочку … протянула её щенку. Щенок взвизгнул (…) счастья, подпрыгнул в воздух … ухватился (…) палку. Алиса увернулась … спряталась (…) куст чертополоха. Только она показалась (…) куста, … щенок снова бросился (…) палку, …. не рассчитал силы  … полетел кувырком.  

   Прочитайте текст, включив в него союзы и предлоги; запишите.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентция по русскому языку " Служебные части речи. Союзы"

Урок русского языка в 9 классе коррекционной школы I,II вида....

Открытый урок по русскому языку в 7 классе "Заочная экскурсия в Дом-музей М.Ю. Лермонтова в Москве". (Повторение по теме Служебные части речи Предлоги и союзы)

Представляется методическая разработка урока русского языка по теме: «Заочная экскурсия в Дом-музей М.Ю. Лермонтова в Москве» (Повтор...

Урок русского языка в 5 классе "Служебные части речи. Союз"

Урок изучения нового материала в 5 классе по УМК под ред. В.В. Бабайцевой...

Союз как служебная часть речи

План конспект урока по теме "Союз как служебная часть речи", 7 класс (УМК Львовых)...

Союз как служебная часть речи. Синтаксическая роль союзов.

Конспект урока русского языка в 7 классе "Союз как служебная часть реси. Синтаксическая роль союзов"...