Рабочая программа по русскому языку 5 класс (АООП,интеллектуальные нарушения)
рабочая программа по русскому языку (5 класс)

Грибкова Валентина Михайловна

                 Рабочая   программа  составлена  на основе Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Вариант – 1),  5-9 классы (авторы Э.Я.Якубовская, М.И.Шишкова, И.М.Бгажнокова, М.: Просвещение, 2018г.), учебного плана МОКУ «Вышне-Дубовецкая ООШ».

Рабочая программа  составлена по учебнику: Э.В.Якубовская Н.Г.Галунчикова,  Русский язык 5. М.: Просвещение, 2020 г.

Содержание  учебного   предмета -  всего 170 часов,  5 часов в неделю

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_russkomu_yazyku_5_klass_aoop.docx61.86 КБ

Предварительный просмотр:

                                           

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Вышне-Дубовецкая основная общеобразовательная школа»

307053, Курская область, Медвенский район, с.В.Дубовец.

Тел.8(47146)4-44-36, адрес электронной почты dubovecshkola@yandex.ru

 

Педсовет                                                 Введено в действие

                                                        приказом  от 31.08.2020 г. №  

Протокол от 31.08.2020 г . № 1                        Директор                  Е.П.Левшина

 

 Рабочая программа

по русскому языку

5 класс

(АООП интеллектуальные нарушения)

Составитель: Грибкова В.М.

Вышний Дубовец 2019г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

   

                 Рабочая   программа  составлена  на основе Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Вариант – 1),  5-9 классы (авторы Э.Я.Якубовская, М.И.Шишкова, И.М.Бгажнокова, М.: Просвещение, 2018г.), учебного плана МОКУ «Вышне-Дубовецкая ООШ».

Рабочая программа  составлена по учебнику: Э.В.Якубовская Н.Г.Галунчикова,  Русский язык 5. М.: Просвещение, 2020 г.

Содержание  учебного   предмета -  всего 170 часов,  5 часов в неделю 

Содержание учебного курса «Русский язык» в 5-9 классах

Программа по русскому языку в 5-9 классах имеет коммуникативную направленность. В связи с этим на первый план выдвигаются задачи развития речи учащихся как средства общения и как способа коррекции их мыслительной деятельности.

Для решения этих взаимообусловленных задач строится содержательная часть программы. Особое внимание уделяется таким синтаксическим структурам, как предложение и текст, которые обеспечивают реализацию  коммуникативной функции речи и возможность развернуто выражать мысли, точнее понимать высказывания других людей. Коммуникативная направленность обучения делает более продуктивным решение коррекционно-развивающих задач.

Реализация коммуникативного подхода предполагает некоторое смощение акцентов при обучении русскому языку детей с нарушением интеллекта.Работа над усвоением грамматических категорий и орфографических правил перестает быть самоцелью , она осуществляется в процессе формирования собственно речевых умений и навыков. Большое значение приобретает  не столько запоминание  грамматической теории и орфографических  правил, сколько умение применять изученный грамматико-орфографических материал в устной и письменной форме речевой практики.

Программа включает следующие разделы: «Звуки и буквы. Текст», « Слово. Текст», «Предложение. Текст», «Связная письменная речь», «Деловое письмо».

Во всех разделах задания к теме «Текст» выполняются в процессе изучения других грамматических тем.

Специальные уроки делового письма или связной речи с элементами творчества проводятся 1-2 раза в месяц по выбору учителя. Тренировочные упражнения в деловом письме используются и на других уроках русского языка.

На уроки связной речи, включая работу над ошибками, отводится по 2 часа учебного времени.

                    Планируемые результаты освоения учебного предмета

 по итогам обучения в 5-9 классах

Требования к контролю и оценке знаний определены тремя уровнями в зависимости от учебных возможностей школьников:

Первый уровень (базовый) предполагает реализацию требований к ученику в объеме программного материала;

Второй уровень скорректирован по отношению к базовому уровню в сторону уменьшения объема материала и его содержательного потенциала( с систематическим использованием образцов выполнения работы, опорных схем, опосредованных подсказок);

Третий уровень ограничен умением аккуратно и правильно списывать с рукописного и печатного текстов. Он доступен ученикам с более выраженными или осложненными интеллектуальными  нарушениями.

Основные требования к умениям учащихся

 1-й уровень

-писать под диктовку текст, включающий слова с изученными орфограммами

 ( 55-60 слов);

-подбирать однокоренные слова и следить за единообразным написанием орфограмм в разных частях слова;

-определять части речи;

-составлять простые и сложные предложения с опорой на иллюстрацию, предложенную ситуацию;

-составлять план к текстам повествовательного характера с четко выраженными структурными частями;

-писать изложение после предварительного анализа по коллективно составленному плану и данной иллюстрации;

-оформлять деловые бумаги с опорой на образец.

2-й уровень

-писать под диктовку текст с изученными орфограммами;

-пользоваться школьным орфографическим словарем;

-решать орфографические задачи, опираясь на схему;

-называть и различать части речи;

-принимать участие в составлении плана и отборе речевого материала для создания текста;

-оформлять деловые бумаги с опорой на образец (под руководством учителя).

3 уровень

-знать буквы, обозначать звуки буквами;

-списывать  с печатного и рукописного текстов  отдельные слова;

-записывать по памяти отдельные короткие слова (из 2-4 букв) и некоторые слова из словаря;

-участвовать в подборе слов к предметным картинкам;

-находить начало и конец предложения (большая буква в начале и точка в конце);

-участвовать в коллективном обсуждении содержания текста упражнений, подборе заголовка к тексту;

-записывать по памяти свое имя, фамилию и отчество, а также домашний адрес.

Учебно-методическое обеспечение:

 

1. Э.В.Якубовская, М.И.Шишкова, И.М.Бгажнокова  Рабочие программы по учебным предметам ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями Вариант 1 5-9 классы  Москва «Просвещение» 2018г.  

2. Э.В.Якубовская Н.Г.Галунчикова,  Русский язык 5. М.: Просвещение, 2017 г.

3.АксёноваА.К. Методика обучения русскому языку в коррекционной школе. Учебник для ВУЗов. -М.: Владос, 2000г.

4.Аксёнова А.К., Галунчикова Н.Г. Развитие речи учащихся на уроках грамматики и правописания. -М.: Просвещение, 2004г.

5.Бебешина Н.Н., Самсонова Ф.Н.  Уроки русского языка во вспомогательной школе. -М.: Просвещение, 1970г.

6. Барская Н.М., Нисневич Л.А. Обучение русскому языку в 5-9 классах вспомогательной школы. – М.: Просвещение, 1992;

7. Свириденков В.П. Сборник упражнений по русскому языку. 5-8 класс. – М.: Просвещение, 1969.                                                                    

 8.Кудрявцева 2.Е.Я. Диктанты по русскому языку для специальной (коррекционной) школы 8 вида. –М.: Владос, 2003 г.                                      

 9. Жидкова  Л.А., 3.Каменецкая Л.М. Диктанты для вспомогательной школы. –М.: Просвещение, 1970г.

10. «В. Волина. Русский язык. Учимся играя. Занимательное азбуковедение. Весёлая грамматика. В гостях у слова.» Екатеринбург, ТОО «Изд-во АРГО»,1996.

Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 5 классе

( 5 часов в неделю, 170 часов в год)

Тема

Кол-во часов

Дата проведения

По плану

По факту

Повторение. Звуки и буквы. Текст - 22часов

1.

Гласные и согласные.  Алфавит

1

2-3.

Несовпадение звука и буквы в слове

2

4-5.

Твердые и мягкие согласные перед И, Е, Ё, Ю, Я

2

6.

Мягкий знак на конце и в середине слова

1

7-8.

Правописание слов с разделительным мягким знаком

2

9.

Р. р.Текст. Различение текста и не текста

1

10-11.

Парные звонкие и глухие согласные, их правописание на конце слова

2

12-13.

Ударные и безударные гласные в слове

2

14-15.

Проверка безударных гласных в слове

2

16.

Р.р. Текст. Определение темы текста. Заголовок

1

17-

18.

Звуки и буквы. Закрепление знаний. Контрольные вопросы и задания

2

19-20.

Деловое письмо. Адрес

2

21.

22.

Коллективное составление рассказа по серии картинок

2

Характеристика основных видов деятельности ученика

Восстановить в памяти порядок букв в алфавите, закрепить умение пользоваться орфографическим словарем.

Наблюдать за соотнесением звука и буквы под ударением и несоответствием в безударном положении. Сделать вывод о необходимости проверять безударный гласный в слове. Использовать способ проверки безударных гласных по данному образцу рассуждения. Пополнить словарь по теме, приводить примеры слов с проверяемыми и непроверяемыми безударными гласными.

Различать на слух и четко произносить твердые и мягкие согласные. Доказывать правильность постановки мягкого знака в слове по данному образцу рассуждения. Пополнить словарь по теме новыми примерами.

Понаблюдать за написанием разделительного мягкого знака в словах. Упражняться в умении слышать , правильно произносить и записывать слова с разделительным мягким знаком.

Различать звонкие и глухие согласные на слух. Сравнивать, как они произносятся и как пишутся на конце слова. Доказывать правильность написания парных согласных на конце слова по данному образцу рассуждения. Различать правила проверки парных согласных и безударных гласных в словах.

Учиться различать текст и несколько отдельных предложений. Уметь объяснить эти различия.

Коллективно подбирать заголовок к тексту.

Познакомиться с понятием «Адрес». Накапливать тематический словарь. Запомнить и уметь перечислить все адресные данные, которые необходимо указывать в почтовых отправлениях. Потренироваться в записи адресов.

Предложение. Текст -21 часов

23.

Выражение в предложении законченной мысли

1

24.

Распространение предложений

1

25.

Порядок слов в предложении

1

26.

Связь слов в предложении

1

27-28.

Главные члены предложения. Сказуемое

2

29-30.

Главные члены предложения. Подлежащее.

2

31-32.

Второстепенные члены предложения

2

33-34.

Текст. Отличие предложения от текста. Деление текста на предложения

2

35.

Наблюдение за знаками препинания в конце предложений

1

36.

Вопросительные предложения

1

37.

Восклицательные предложения

1

38-

39.

Повествовательные, вопросительные и восклицательные предложения

2

40-

41.

Предложение. Закрепление знаний. Контрольные вопросы и задания

2

42-

43.

Деловое письмо. Адрес

2

Характеристика основных видов деятельности ученика

Закреплять умение выделять предложение из текста, делить текст на предложения, восстанавливать нарушенный порядок слов в предложении.

Связывать слова в предложении, изменяя форму слов.

Познакомиться с главными и второстепенными членами предложения. Различать подлежащее и сказуемое по значению в предложении и по вопросам. Правильно подчеркивать главные и второстепенные члены предложения.

Различать предложения по интонации. Сравнивать их, выделяя видимые признаки.

Тренироваться в выразительном чтении таких предложений.

Принимать участие в составлении диалогов с дополнением ответа на вопрос собеседника. Соблюдать при этом правильную расстановку знаков препинания и точность интонирования реплик диалога при его чтении.

Учиться составлять диалоги  по образцу и схеме диалога.

Перечислять все адресные данные, которые необходимо указывать в почтовых отправлениях. Уметь располагать адресные данные в нужной последовательности.

Состав слова -37 часа

44.

Корень и однокоренные слова

1

45-

46.

Общее и различия в значении однокоренных слов

2

47.

Включение однокоренных слов в предложения

1

48.

Окончание – изменяемая часть слова

1

49.

Установление связи между словами с помощью окончания

1

50-51.

Приставка как часть слова

2

52.

Изменение значения слова в зависимости от приставки

1

53.

Приставка и предлог

1

54-55.

Суффикс как часть слова

2

56.

Изменение значения слова в зависимости от суффикса

1

57-58.

Изменение формы слова для проверки безударной гласной в корне

2

59-60.

Единообразное написание гласных в корне однокоренных слов

2

61.

Слово-корень с ударной гласной

1

62.

Проверяемые и проверочные слова в группе однокоренных слов

1

63-64.

Проверка безударных гласных в  корне   слова

2

65-66.

Изменение формы слова для проверки парных звонких и глухих согласных в корне

2

67.

Единообразное написание парных звонких и глухих согласных в корне однокоренных слов

1

68.

Проверка парных звонких и глухих согласных в корне  слов

1

69-70.

Проверяемые гласные и согласные в корне

2

71-72

Непроверяемые написания в корне

2

73-74.

Единообразное написание корня в группе однокоренных слов

2

75-76.

Состав слова. Закрепление знаний. Контрольные вопросы и задания

2

77-78.

Деловое письмо. Поздравление

2

79-80.

Составление рассказа по сюжетной картинке и данному плану

2

Характеристика основных видов деятельности ученика

Познакомиться с однокоренными словами, учиться выделять общий корень в группе однокоренных слов. Сравнивать значения данных слов: находить сходства и различия.

Познакомиться с разными частями слова: корень. Приставка, суффикс и окончание. Учиться различать их по функциям: изменение значения слова, связь между словами. Накапливать словарь однокоренных слов, включать их в предложения.

Наблюдать за единообразным написанием гласных и парных звонких и глухих согласных в корне однокоренных слов. Овладевать способами проверки безударных гласных и парных согласных в корне однокоренных слов.

Пополнять свой словарный запас однокоренными словами и активно использовать их при составлении предложений.

Учиться строить диалог из отдельных реплик, включая их в заданную схему диалога.

Запомнить свой домашний адрес и правильно его записывать. Учиться писать поздравительные открытки по общепринятому плану, соблюдая правильное расположение частей текста поздравления.

Части речи. Текст – 8 часов

81.

Названия предметов, действий и признаков

1

82.

Понятие о частях речи. Существительное

1

83.

Глагол

1

84.

Прилагательное

1

85-86.

Различение частей речи по вопросу и значению

2

87-88.

Употребление разных частей речи в предложении и тексте. Контрольные вопросы и задания

2

Характеристика основных видов деятельности ученика

Четко различать названия предметов, действий, признаков.

Уметь соотнести эти названия с новыми понятиями о частях речи.

Учиться ставить вопросы к существительным, глаголам и прилагательным, используя прошлый опыт, выделять части речи в предложении и правильно подчеркивать их.

Употреблять разные части речи в предложении и тексте.

Использовать разные части речи в диалоге, отвечая на вопросы собеседника одним словом.

Имя существительное – 25 часов

89.

Значение существительных в речи

1

90.

Одушевленные и неодушевленные существительные

1

91-92.

Собственные и нарицательные существительные

2

93-94.

Правописание имен собственных

2

95.

Р.р. Текст и основная мысль текста

1

96.

Понятие о единственном и множественном числе существительных

1

97.

Употребление существительных в единственном и множественном числе

1

98.

Изменение существительных по числам

1

99.

Знакомство с понятием рода

1

100-101.

Существительные мужского рода

2

102-103.

Существительные женского рода

2

104-105.

Существительные среднего рода

2

106-107.

Различение существительных по родам

2

108-109.

Существительное. Закрепление знаний. Контрольные вопросы и задания

2

110-111.

Деловое письмо. Поздравление

2

112-113.

Коллективное изложение текста, воспринятого на слух

2

Характеристика основных видов деятельности ученика

Понимать значение существительных в речи. Подбирать к обобщающим названиям названия конкретных предметов и уметь обозначать ряд конкретных названий предметов обобщающим словом.

Познакомиться с понятиями « одушевленные и неодушевленные существительные», «собственные и нарицательные существительные». Уметь объяснить. Чем они различаются, для чего дается собственное имя предмету. Делать вывод о правилах правописания имен собственных, используя прошлый опыт.

Уметь употреблять существительные в единственном и множественном числе.

Познакомиться с понятием рода. Учиться различать существительные мужского, женского и среднего рода, подставляя к ним личные местоимения.

Учиться обобщать полученные знания о существительном, приводить  примеры для характеристики изученных грамматических признаков существительного.

Учиться выделять в тексте основную мысль.

Прочитать историческую справку о новогоднем празднике и поделиться с одноклассниками интересными сведениями. Потренироваться в написании поздравлений. Опираться на схемы частей поздравления.

Имя прилагательное – 17 часов

114.

Значение прилагательных в речи

1

115.

Различение признаков, обозначаемых прилагательными

1

116-117.

Зависимость рода прилагательных от рода существительных

2

118-119.

Окончания прилагательных мужского рода

2

120-121.

Окончания прилагательных женского рода

2

122-123.

Окончания прилагательных среднего рода

2

124.

Окончания прилагательных мужского, женского и среднего рода

1

125-126.

Изменение прилагательных по родам

2

127-128.

Прилагательное. Закрепление знаний. Контрольные вопросы и задания

2

129-130.

Деловое письмо. Записка

2

Характеристика основных видов деятельности ученика

Понимать значение прилагательных в речи. Различать признаки, обозначаемые прилагательными и приводить свои примеры разных признаков.

Определить зависимость рода прилагательных от рода существительных и доказать эту зависимость на конкретных примерах.

Познакомиться с окончаниями прилагательных мужского, женского и среднего рода и научиться их различать и соотносить с вопросами.

Овладевать умением изменять прилагательные по родам.

Обогащать свою речь прилагательными, подбирая словосочетания с прилагательными на заданные темы.

Познакомиться с запиской. Научиться правильно  называть и выделять в ней три части. Запомнить важные слова из тематического словаря. Потренироваться в записи недостающих частей разных записок.

Глагол – 16 часов

131.

Значение глаголов в речи

1

132.

Различение действий, обозначаемых глаголами

1

133-134.

Настоящее время глаголов

2

135-136.

Прошедшее время глаголов

2

137-138.

Будущее время глаголов

2

139-140.

Различение глаголов по временам

2

141.

Р.р. Текст. Отбор примеров и фактов для подтверждения основной мысли

1

142-

144.

Глагол. Закрепление знаний.  Контрольные вопросы и задания

3

145-146.

Коллективное изложение текста, воспринятого на слух, по данному началу и опорным словам

2

Характеристика основных видов деятельности ученика

Понимать значение глаголов в речи. Различать действия, обозначаемые глаголами, и приводить свои примеры разных действий.

Различать глаголы настоящего, прошедшего и будущего времени по вопросам и значению. Учиться связывать показатель времени с моментом речи.

Находить в тексте примеры, подтверждающие основную мысль. Учиться анализировать текст: чем он интересен, какие примеры ( факты) делают текст интересным.

Предложение. Текст. Главные и второстепенные члены предложения -14 часов

147.

Главные члены предложения

1

148.

Второстепенные члены предложения

1

149-150.

Постановка вопросов от главных членов предложения к второстепенным членам

2

151.

Различение нераспространенных и распространенных предложений

1

152-153.

Распространение предложений

2

154.

Знакомство с однородными членами предложения

1

155-156.

Дополнение предложения однородными членами

2

157-158.

Предложение. Закрепление знаний.  Контрольные вопросы и задания

2

159-160

Деловое письмо. Записка

2

Характеристика основных видов деятельности ученика

Восстановить в памяти понятие о главных и второстепенных членах предложения. Различать подлежащее и сказуемое по значению в предложении и по вопросам. Правильно подчеркивать главные и второстепенные члены предложения. Сделать вывод о связи подлежащего и сказуемого в предложении.

Тренировать в постановке вопросов от главных членов предложения к второстепенным.

Сравнивать нераспространенные и распространенные предложения. Находить сходство и различия  в предложениях и их схемах. Тренироваться в распространении предложения с помощью вопроса. Предметной и сюжетной картинки.

Познакомиться с однородными членами предложения, понаблюдать за их записью в предложении. Потренироваться в чтении однородных членов предложения с интонацией перечисления.

Придумывать разные предложения с заданными однородными членами, дополнять предложения однородными членами.

Познакомиться с разными интересными по тематике записками. Учиться выделять в записке три части. Потренироваться в составлении записок, разных по тематике сообщений, содержащихся в них.

Повторение – 10 часов

161.

Состав слова

1

162.

Существительное

1

163.

Прилагательное

1

164.

Глагол

1

165.

Предложение

1

166.

Текст

1

167-

168.

Деловое письмо. Письмо

2

169-

170.

Закрепление знаний.  Контрольные вопросы и задания

2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль) ,  Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час Составлена в соответствии с ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 11 Е (естественнонаучный профиль)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языкуКласс – 11 Е (  естественнонаучный профиль) ,  Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час;Составлена в соответствии с уч...

Пояснительная записка к рабочей программе. Предмет: русский язык. Класс: 6.УМК: Львова С.И. Пояснительная записка

Пояснительная записка к рабочей программе включает цели и задачи освоения курса, содержание курса, тематическое планирование, ЭОР, методическое обеспечение....

Рабочая программа по русскому языку класс по программе Ладыженской Т.А. и К.Т.П.

класс.Рабочая программа составленана основе программы Т.А, Ладыденской.  и К.Т.П....

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе примерной программы по русскому языку основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского и др.

Рабочая программа адаптирована для школы надомного обучения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. И расчитана на 2 часа обучения русскому языку (в неделю)....

Рабочая программа по русскому языку для 5 класса ( для детей с умственной отсталостью ( интеллектуальными нарушениями))

               Рабочая   программа  составлена  на основе  «Рабочих программ по учебным предметам ФГОС образования обучающ...