Практическое занятие №3 «Выявление проблем экологии языка» в группе 123 ГБОУ СПО "ОМЛ" СПб в рамках освоения программы среднего общего образования в пределах основной профессиональной образовательной программы среднего профессион
методическая разработка по русскому языку (10 класс)

Тема урока: Практическое занятие №3 «Выявление проблем экологии языка»

Цели:

1. обратить внимание учащихся на проблемы, связанные с языком на современном этапе;

2. показать значимость богатого словарного запаса в создании привлекательного речевого портрета человека;

3. развить знания о языке, словарный запас учащихся;

4. содействовать воспитанию общей культуры.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Доброе утро!

Слайд 2

Практическое занятие №3 «Выявление проблем экологии языка»

Слайд 3

3

Слайд 4

о р ф о э п и я п у н к т у а ц и я ф о н е т и к а л е к с и к а м о р ф е м и к а о р ф о г р а ф и я с и н т а к с и с м о р ф о л о г и я 4

Слайд 5

Толковый словарь С.И. Ожегова Экология , -и, ж. 1. Наука об отношениях растительных и животных организмов друг к другу и к окружающей их среде. Э. растении. Э. животных. Э. человека. 2. Состояние организмов, населяющих общую территорию, их отношения друг к другу и к окружающей среде. Э. леса. Э. водоема, почвы. Э. человека или социальная э. (взаимодействие человека, общества и окружающей среды). Э. культуры (перен.). 1 прил. экологический, - ая , ое . Экологические разыскания. Экологическая этика. Экологическое состояние леса, почвы. Экологически (нареч.) чистый воздух. Экологически (нареч.) чистые продукты.

Слайд 6

Этимологический словарь Слово экология произошло от греческих слов ЭЙКОС – дом, ЛОГОС – учение. Экология – учение о доме. Природа – это общий дом для растений, животных и людей. Наука экология помогает нам не только понять природу, но и учит, как ее беречь

Слайд 10

Экология русского языка

Слайд 11

«Жалобная книга русского языка» Работа в группах

Слайд 12

Неоправданное заимствование Слова-паразиты ненормативная лексика Что угрожает языку сегодня? сленг, жаргонизмы

Слайд 13

“Что лишнее?” (Найди лишнее слово в предложении) 1. В дороге его застал снежный буран. 2. Он сидел, облокотившись локтями о стол. 3. Всадники уже приближались ближе к деревне. 4. У ворот стоял пожилой старик и смотрел на меня. “Исправь ошибку” У нас много сообщников среди простых людей. 2. Трудно им было противопоставлять такому натиску. 3.Мы предупредительно захватили с собой веревку и фонарик. 4. Товарищ ответил мне дружественным пожатием руки. 5. У него были невыразимые черты лица. (единомышленников) (противостоять) (предусмотрительно) (дружеским) (невыразительные )

Слайд 14

Работа с текстом: 1. Определите ключевые слова текста (речь – великий язык – великий народ – красота русской речи – богатство, выразительного родного языка – заимствованные слова – пришельцы – чистота речи) 2. Сформулируйте основную мысль текста (Важно сохранять красоту русской речи). 3. Определите основную проблему текста ( Проблема сохранения русского языка, русской речи. Проблема экологии языка).

Слайд 15

Ключ к тесту. 1 Смятений души 2 20 3 3 4 1 5 17

Слайд 16

П - позиция /Я считаю, что.../ О - Обоснование /Потому что.../ П - пример /Я могу это доказать тем, что.../ С - суждение /Исходя из этого, я делаю вывод о том, что.../ -

Слайд 18

! Хочу говорить по-русски правильно !

Слайд 19

Домашнее задание Напишите небольшое эссе, статью в школьную газету «Как нам сохранить русский язык». 2. Составить синквейн со словом «русский язык», «слово», «экология языка» (на выбор)

Слайд 20

Спасибо за внимание!

Слайд 21

Ссылки на используемые источники http://nachalo4ka.ru/vesyolyie-rebyata-deti-shablonyi-dlya-prezentatsiy/ http :// image.yandex.ru / http:// s2.postimg.org/lfxks3h49/5013233280_0.jpg http://www.4egena100.info/olimpiada/citaty.html



Предварительный просмотр:

Тема урока: Практическое занятие №3 «Выявление проблем экологии языка»

Цели:

1. обратить внимание учащихся на проблемы, связанные с языком на современном этапе;

2. показать значимость богатого словарного запаса в создании привлекательного речевого портрета человека;

3. развить знания о языке, словарный запас учащихся;

4. содействовать воспитанию общей культуры.

Формы работы: индивидуальная, фронтальная, групповая.

Технологии: здоровьесбережение, самодиагностика, развитие критического мышления, развитие исследовательских навыков, личносто-ориентированнное обучение, ИКТ.

Виды деятельности: формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания; работа в парах сильный-слабый; самостоятельная работа с последующей самопроверкой

Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к структурированию и систематизации знаний о русском языке.

Содержательная цель: формирование отношения к русскому языку и к слову, как общенациональной духовной, нравственной и культурной ценности; повышение интереса учащихся к роли языка в жизни каждого человека.

 Задачи: 

познавательные:

- создание условий для развития у обучающихся умения анализа, обобщения, рассуждения; умения работать с текстом, применять полученные знания на практике;

личностные:

- формирование осознания эстетической ценности русского языка; уважительного отношения к русскому языку;

- формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

- предоставление обучающимся возможности проявить свои способности при выполнении различных видов заданий;

-развитие умения проводить самооценку.

коммуникативные:

-совершенствование умения оформлять свои мысли в устной и письменной форме; строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

- развитие умения работать в группе, слушать и понимать других;

регулятивные:

- развитие умения высказывать свои предположения на основе работы с материалами; оценивания учебных действий в соответствии с поставленной задачей; прогнозирования предстоящей работы; осуществления познавательной и личностной рефлексии.

Ресурсы

  • Презентация к уроку в программе PowerPoint.
  • Задания для обучающихся  
  • Листы самооценки

План проведения урока:

 1. Этап мотивации.

 2. Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

 3. Этап закрепления с проговариванием во внешней речи.

 4. Самостоятельная работа с проверкой по эталону

 5. Этап включения изученного в систему знаний.

 6. Этап рефлексии учебной деятельности.  

“Важнейший способ узнать человека,

 его умственное развитие,

 его моральный облик –

 прислушаться к тому, как он говорит”

(Д.С. Лихачёв)

Ход урока

1. Организационный момент, мотивация к учебной деятельности – 1 мин

Друзья мои, внушайте людям веру,

 И чаще говорите: “Добрый день!”

 И следуйте хорошему примеру —

 Продляйте добрым словом жизнь людей!

(В.Боков)

Сегодня на уроке мы будем говорить о слове, о русском языке и о той проблеме, которая не может не волновать каждого человека, по-настоящему любящего свой народ и свою родину.

Что это за проблема, мы узнаем, разгадав кроссворд.

2. Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном учебном действии. -  5 минут

Постановка проблемного вопроса с повторением теоретических сведений

Разгадывание кроссворда. Слайд 3 (каждое слово – по клику мыши)

Кроссворд «Экология»

  1. Раздел лингвистики, изучающий произношение---орфоэпия
  2. Раздел лингвистики, изучающий знаки препинания и правила их постановки---пунктуация
  3. Раздел лингвистики, изучающий звуки речи---фонетика
  4. Раздел лингвистики, изучающий слова и их лексические значения---лексика
  5. Раздел лингвистики, изучающий строение слова---морфемика
  6. Раздел лингвистики, изучающий правила написания слов---орфография
  7. Раздел лингвистики, изучающий словосочетания и предложения---синтаксис
  8. Раздел лингвистики, изучающий части речи---морфология

- Молодцы, все изученные разделы лингвистики повторили. Какое ключевое слово у нас получилось? (экология )

- Что такое экология?

 Работа со словарями. Слайд 4-5

-- А теперь обратимся к Толковому словарю С.И. Ожегова. Прочитайте словарную статью «Экология»

           (1) Наука об отношениях растительных и животных организмов друг к  другу и к окружающей их среде. 2) Состояние организмов, населяющих общую территорию, их отношения друг к другу и к окружающей среде.)

-- Сколько значений имеет это слово?

-- Какое это слово – однозначное или многозначное?

-- Заглянем в этимологический словарь и узнаем о происхождении этого слова.

             (Слово экология произошло от греческих слов ЭЙКОС – дом, ЛОГОС – учение. Значит экология – учение о доме. Природа – это общий дом для растений, животных и людей. Наука экология помогает нам не только понять природу, но и учит, как ее беречь.)

 Формулировка темы занятия, цели беседы

(На слайде 6-7 трубы, из которых вытекают отходы.)

То, что вы видите на экране, - результат деятельности человека. Вас беспокоят сегодня проблемы экологии в природе?

-Что именно вас заставляет переживать?

- А состояние родного языка вызывает у вас чувство тревоги? (Слайд 8)

Язык - наш ДОМ, родной, мудрый, ценный. Мы пользуемся им так же естественно, и он нам так же необходим, как вода и воздух, без которых человеку не жить.

- Сегодня с экологией связаны такие понятия как экология культуры и экология слова. Забота наша с вами - забота о слове, о культуре речи. Как можно сформулировать тему нашего занятия?

Ответы

После ответов учеников на слайде №9 появляется тема - «Экология языка».

За работу на уроке сегодня вы поставите себе оценку самостоятельно.

- А как вы думаете, какие будут цели нашего разговора?

Определить свою позицию по отношению к тем явлениям, которые происходят сегодня в русском языке. Формирование позитивной речевой культуры в молодежной среде.

И с каждым днем

Сильнее ценим мы

Покой лесов и чистоту воды,

В кругу экологической

проблемы

Охраны окружающей среды и наш язык.

Он часть большой природы!

3. Этап закрепления с проговариванием во внешней речи.- 10 мин

Обратимся к эпиграфу. “Важнейший способ узнать человека, его умственное развитие, его моральный облик – прислушаться к тому, как он говорит” (Д.С. Лихачёв). Дмитрий Сергеевич Лихачёв, известный академик, который внёс огромный вклад в культуру, считал, что культура спасёт мир.

- Как вы понимаете это высказывание?

 -В чём же заключается, на ваш взгляд, опасность для русского языка сегодня?

В живую и чистую реку, какой был русский язык, стала вливаться губительная масса.

Какие же факторы губительно влияют на наш язык? От чего нужно уберечь, спасти русский язык? (Слайд №11)

Работа в группах.

Предлагаю провести лингвистическое исследование - обозначить существующие в языке проблемы и попытаться найти способ их решения. Поработайте экспертами. Составим «Жалобную книгу русского языка»

Задание для 1 группы.

Прочитайте текст. Обозначьте существующую в языке проблему. Предложите способ её решения.

Идет урок. Контрольная работа. У Миши неоднократно спрашивали «слизать» «содрать», т. е. списать, на что он отвечал «отвянь» (отстань), так как у самого ничего не получалось.

Через день на перемене можно было услышать следующее: «Прикинь, мне «4»; «ништяк»  - так бурно и образно одноклассники обсуждали полученные за контрольную работу оценки…

На перемене Олег приглашает Максима в столовую за «хавчиком»…

На праздник Алина пришла в новом наряде. Действительно, очень красиво. Почему бы так и не сказать! Но со всех сторон несется: «Супер!» «Клево!» «Классный прикид!».

(Из школьной газеты)

Жалоба на ____________ (жаргонные слова и выражения,  сленг)

Причина возникновения:____________ (Так легче общаться, многие слова непонятны взрослым. Многие считают, что такая речь очень выразительна и эмоциональна. Мы просто не слышим носителей литературного языка)

Решение:__________________ (Бороться со «словесным мусором» в речи. Жаргонные слова и выражения – это безликие штампы, имеющие только две оценки: положительную (что реже) и отрицательную. Такие слова слышатся с экрана телевизора: молодежные песни, реклама, даже мультфильмы полны этими словами.)

Задание для 2 группы.

Прочитайте текст. Обозначьте существующую в языке проблему. Предложите способ её решения.

Видит как-то гражданин,

Что сарай пылает.

Он звонит по «01»,

Срочно сообщает:

Я не знаю, как начать…

Но, как говорится,

Я звоню, так сказать,

Чтобы поделиться…

В общем, значит, стало быть,

Тут такое дело…

Можно трубку положить:

Все уже сгорело!

Жалоба на ____________ (слова-паразиты)

Причина возникновения:____________ (Эти слова звучат в разговорной речи, их можно услышать и на уроке. Словарный запас не обогащается,  низкая культура, мало читаем, не развита монологическая речь)

Решение:__________________ (Надо воспитывать в себе вкус к хорошему языку. Нужно больше читать произведения отечественной и мировой литературы.)

Задание для 3 группы.

Прочитайте высказывание Чехова. Обозначьте существующую в языке проблему. Предложите способ её решения.

 «Сколько остроумия, злости и душевной нечистоты потрачено, чтобы придумать эти гадкие слова и фразы, имеющие целью оскорбить и осквернить человека во всем, что ему свято, дорого и любо». (А.П. Чехов)

Жалоба на ____________ (Площадная брань)

Причина возникновения:____________ (низкая культура, мало читаем, словарный запас не обогащается, произносим заученные фразы, не развита монологическая речь)

Решение:__________________ (Употребление брани, особенно непристойной,  воспринимать как нарушение табу (т. е. запрета, в данном случае нравственного). Научиться уважать себя и окружающих людей. Привычка к сквернословию - это признак духовного и нравственного разложения человека.)

Задание для 4 группы.

Прочитайте текст. Обозначьте существующую в языке проблему. Предложите способ её решения

В этот уик-энд в отеле с прекрасным сервисом я в холле занимался своим хобби: поиском сенсаций.

Узнал, что найден минерал с мизерным количеством биологической ткани.

Аргументы были убедительны.

И это заинтриговало меня.

Я добился рандеву с автором данного сообщения.

И вот тет-а-тет разговариваю с ним на симпозиуме.        

Жалоба на ____________ (Слишком много иноязычной лексики)

Причина возникновения:____________ (Иноязычными словами пестрят страницы прессы, эти слова вторгаются в текст, наводняют рекламу. Преклонение перед всем иностранным, желание щегольнуть знанием «модных» словечек.)

Решение:__________________ (Если мы заимствованные слова принимаем с распростертыми объятиями, то тем самым обедняем наш богатый язык.  А во Франции, например, запрещено на вывесках и в наружной рекламе использовать иностранные слова. Не следует прибегать к иноязычному слову, когда существует равносильное коренное)

(Из карточек, на которых работали ученики, составляется «Жалобная книга русского языка»)

- Выступление групп

- Оцените себя, свою работу в группе.

4. Самостоятельная работа с проверкой по эталону– 4 мин.

Давайте попробуем назвать еще причины снижения роли русского языка: неграмотная речь, искажение слов, неправильно построенные предложения, бедный словарь.(Слайд №12)

(У каждого из учащихся карточки с предложениями, в которых допущены  лексические, грамматические ошибки.)

“Что лишнее?” (Найти лишнее слово в предложении)

1. В дороге его застал снежный буран (снежный)

2. Он сидел, облокотившись локтями о стол (локтями)

3. Всадники уже приближались ближе к деревне (ближе)

4. У ворот стоял пожилой старик и смотрел на меня (пожилой)

“Исправь ошибку”

1. У нас много сообщников среди простых людей (единомышленников)

2. Трудно им было противопоставлять такому натиску (противостоять)

3.Мы предупредительно захватили с собой веревку и фонарик (предусмотрительно)

4. Товарищ ответил мне дружественным пожатием руки (дружеским)

5. У него были невыразимые черты лица (невыразительные)

-Проверьте. Оцените себя.

5 Этап включения изученного в систему знаний.

Работа с текстом - 20 мин. (Слайд №13)

Задание1.

(2)Истинно великому народу дан и великий язык. (3)Звучен язык Вергилия и Овидия, но ведь не свободен он, ибо принадлежит прошлому. (4)Певуч язык Гомера, но и он в пределах древности. (5)Есть соревнователь у русского языка - санскрит-праотец. (6)Но на нём даже в Индии уже не говорят. (7)А ведь русский язык жив. (8)Он живёт для будущего. (9)Он может обогащаться всеми новыми достижениями и сохранять свою певучую прелесть. (10)Он не останется в пределах Пушкина, ведь слишком много вошло в жизнь и требует своего выражения. (11)Тем более важно сохранить красоту русской речи.

(12)Но скажут ли достаточно в русских школах о красоте своего языка? (13)Скучные правила пусть придут после, а сначала, с первого дня, пусть будет сказано о красоте русской речи, о богатстве, о вместимости, о подвижности и выразительности родного языка. (14)Нужно знать иностранные языки.

(15)Чем больше, тем лучше. (16)Познавая их, русский человек ещё более утвердится в сознании, какой чудесный дар ему доверен. (17)В ответственности за красоту и чистоту своей речи человек найдёт средства, как выразить сложные понятия, которые стучатся в новую жизнь.

(18)С каждым поколением в языке появляются новые заимствования. (19)Только в суете быта люди не замечают этих пришельцев. (20)Но пусть будут они достойны великого языка, данного великому народу.

(21)Многие отличные определения оказываются временно загнанными, ибо их твердят, не придавая им истинного смысла. (22)Во время душевных смятений человек уже не может осознать всю красоту им произносимого. (23)В стонах и воплях нарушается песнь. (24)Но проходит боль, и человек опять чувствует не только филологически, но и сердечно, какое очарование живёт в красоте речи. (25)Прекрасен русский язык. (26)И на нём скажут лучшие мысли о будущем.

(По Н. Рериху)

Николая Константинович Рерих (род 1939) – известный в нашей стране художник – философ, художник- мистик, художник- странник, художник – археолог, художник – литератор.

  1. Чтение текста.
  2. Работа с текстом  по вопросам:
  • Определите ключевые слова текста (речь – великий язык – великий народ – красота русской речи – богатство, выразительного родного языка – заимствованные слова – пришельцы – чистота речи).
  • Сформулируйте основную мысль текста.( позиция автора). (Важно  сохранять красоту русской речи).
  • Определяем основную проблему текста. (Проблема сохранения русского языка русской речи, проблема экологии языка).

Задание2. Тестовые задания к тексту.

1 Замените словосочетание «душевных смятений» (предложение 22), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление.

2 Среди предложений 18-21 найдите предложение с обособленным распространённым согласованным определением.

3 Укажите количество грамматических основ в предложении №17

4 Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью. 

(24)Но проходит боль,(1) и человек опять чувствует не только филологически,(2) но и сердечно, (3) какое очарование живёт в красоте речи.

5 Среди предложений 13-17 найдите сложное предложение с последовательным подчинением придаточных.

-Проверьте. Оцените себя.

Ключ к тесту. (Слайд №14)

1

Смятений души

2

20

3

3

4

1

5

17

6 Рефлексия деятельности -4 мин

Слайд №15

Учитель:

Незаконченные предложения  позволят вам кратко и точно выразить собственную позицию по названной проблеме

П - позиция /Я считаю, что.../

О - Обоснование /Потому что.../

П - пример /Я могу это доказать тем, что.../

С - суждение /Исходя из этого, я делаю вывод о том, что.../ -

(Слайд №17)

Учитель: Закончить наш урок хочется словами Генри Уодсворта Лонгфелло (Американский писатель, поэт-романтик, ученый-филолог, знаток литературы и фольклора, переводчик):

“Добрые сердца - это сады, добрые мысли - это корни, добрые слова - это цветы, добрые дела - это фрукты, позаботьтесь о своём саде и берегите его от сорняков, заполните его светом добрых слов и добрых дел”.

Домашнее задание: Напишите небольшое эссе, статью в газету «Как нам сохранить русский язык». (Слайд №18)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по предмету «Литература» для реализации среднего (полного) общего образования в рамках основной профессиональной образовательной программы СПО

Программа по литературе составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне и  при...

Рабочая программа по предмету «Русский язык» для реализации среднего (полного) общего образования в рамках основной профессиональной образовательной программы СПО, НПО

Программа по русскому языку составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне и...

Рабочая программа по предмету «История» для реализации среднего (полного) общего образования в рамках основной профессиональной образовательной программы СПО

Программа по истории составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне и  примерной программы по учебной дисцип...

Рабочая программа по предмету "Обществознание" для реализации среднего (полного) общего образования в рамках основной профессиональной образовательной программы СПО

Программа по обществознанию составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне и  примерной программы по учебной...

Рабочая программа учебной дисциплины «Русский язык» основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования по профессии 23.01.03 «Автомеханик»

Рабочая программа учебной дисциплины Русский язык разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) для профессий...

Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины «Химия» основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования по профессии 29.01.21 «Оператор оборудования отделочного производства» (общие профессии производств

Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины «Химия» основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования по профессии 29.01.21 «Оператор оборудования...

Комплект контрольно-оценочных средств общеобразовательной учебной дисциплины «Химия» основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования по профессии 29.01.20 «Красильщик» (общие профессии производства текстиля)

Комплект контрольно-оценочных средств общеобразовательной учебной дисциплины «Химия» основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования...