Обособленные приложения
план-конспект урока по русскому языку (11 класс)

Тип урока: урок- практикум Цель: обобщить и систематизировать сведения об основных правилах обособления приложений и умение применять их на письме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obosoblennye_prilozheniya.doc79.5 КБ

Предварительный просмотр:

 Обособленные приложения  

Класс :11

Тип урока: урок- практикум

Цель: обобщить и систематизировать сведения об основных правилах обособления  приложений и умение применять их на письме.                                                                                                             Продолжить формирование умения характеризовать разные признаки обособления: смысловые, интонационные, грамматические, пунктуационные; находить обособления  в предложении, выделять их графически и употреблять  их в речи.

Задачи: 

Образовательные:

- закрепить правописные навыки;

- совершенствовать умение аргументировано ставить необходимые знаки препинания при обособленных членах предложения;

- систематизировать изученный материал об обособлении.

Развивающие:

- совершенствование практических навыков при подготовке к ЕГЭ;

- формировать речевую компетенцию;

- развивать навык грамотного выделения знаками препинания обособленных членов предложения;

- развивать навык определения синонимических конструкций.

Воспитательные:

- воспитание любви к родному русскому языку, к художественному слову;

- воспитание коммуникативных умений и навыков.

Ход урока:        

I. Организационный этап

Создание психологической атмосферы урока,  включение учащихся в деловой ритм урока.

II. Мотивация учебной деятельности. 

…Еще Пушкин говорил о знаках препинания. Они
существуют, чтобы выделить мысль, привести слова
в правильное соотношение и дать фразе легкость
и правильное звучание. Знаки препинания – это как 
нотные знаки. Они твердо держат текст и не дают 
ему рассыпаться.

К.Г.Паустовский

- Обратимся к эпиграфу сегодняшнего урока. Как вы думаете, как он может быть связан с темой нашего урока? ( О знаках препинания)

Для того чтобы грамотно оформить текст, используются знаки препинания, которые позволяют выделить смысловые куски текста, закончить предложение по смыслу. Также знаки препинания помогают окрасить текст эмоционально и сделать его максимально понятным и четким.

III. Актуализация знаний:

1. Терминологиеский диктант
-Какой термин соответствует следующему определению:
1) Это второстепенный член предложения, отвечающий на вопросы какой? Чей? и обозначающий признак предмета. (определение)
2) Это второстепенный член предложения, выраженный существительным, но отвечающий на вопросы какой? какая? (приложение)
3) Это второстепенный член предложения, обозначающий место, время, причину, цель и другие, и отвечающий на вопросы где? Куда? Когда? Зачем? Откуда? (обстоятельство)
4)Это второстепенный член предложения, имеющий дополнительное значение , отвечает на вопросы косвенных падежей.
- Что характерно с точки зрения синтаксиса для этих второстепенных членов? (могут обособляться)

2. Целеполагание

IV. Систематизация и обобщение по теме урока. 

1.Синтаксический разбор предложения на доске (1 ученик).

В.И.Даль, автор «Толкового словаря живого великорусского языка, родился в семье врача, датчанина по происхождению.

2. Повторение сведений о приложении                 

- Что такое приложение? Расскажите об обособлении приложений

- Какие особенности обособления приложений вам известны?

- Как отличить приложение от определения и от именной части составного сказуемого?

Таблица «Знаки препинания при обособленных приложениях »

Обособляются

Не обособляются

1.Приложения, которые относятся к личному местоимению.Человек дела, он всегда дорожил времен

Приложения с союзом как, если имеют значение «в качестве».

Богат, хорош собою Ленский везде был принят как жених.

2. Распространённые приложения, стоящие после определяемого слова.

Отец Куприна, обнищавший дворянин, был мелким уездным письмоводителем.

Приложения, стоящие перед определяемым словом

3. Согласованные приложения, стоящие после определяемого существительного собственного.

Тут был и капитан, и поручик, и Онисим Михайлович, фельдфебель.

4. Приложения с союзом как, если имеют оттенок причинности.

Её, как южанку, страшно пугали полярные холода Якутской области.

. Приложения, присоединяющиеся словами по прозвищу, по имени, по фамилии и пр.

Собачка эта, по кличке Чибис, была прелюбопытнейшим созданием.

Обособленные приложения могут выделяться при помощи тире, если они отделяются от определяемого слова длительной паузой, например: Пришёл ноябрь – месяц крепких заморозков.

V. Закрепление

1. Спишите, вставляя, где нужно, пропущенные буквы. Графически обозначьте обособленные приложения, выделяя их соответствующими знаками препинания (запятыми и тире).

  1. Мелкий дождь, предвес..ник осени, кропит землю.
  2. А.С.Пушкин, великий русский поэт, родился в Москве.
  3. Санкт-Петербург, северная ст.лица нашей страны, ра..положен на берегах Невы.
  4. Я, ваш стари..ый сват и кум, пр..шёл мирит..ся к вам.
  5. Молодые люди, друзья с детства, о чём(то) увлечё..о спорили
  6. Ровесники годами, близкие родственники, они (н..)когда (не) разлучались.

Обратите внимание, что в данных предложениях обособленные приложения выделяются при помощи запятых. Какими знаками препинания можно выделить приложение?

2.  Работа в парах Учащимся предстоит выполнить самостоятельную работу в парах. 1 вариант находит предложения, в которых приложение с дефисным написанием, а 2 вариант выяснит, в каких предложениях приложение выделяется при помощи тире. Ответы проверяются друг у друга по ключу.

1. В каких предложениях приложение присоединяется к определяемому слову с помощью дефиса?

  1. Мальчик пастух заиграл на жалейке.
  2. Это был худенький юноша выдумщик и спорщик.
  3. Течёт Волга река почти через всю страну.0/li>
  4. Сумерки, но мы дети ещё на улице.
  5. Пел свою нехитрую песню медный самовар инвалид.

Ключ a,c,e

2Выясните, в каких предложениях при помощи тире выделяется приложение.

  1. Этим летом я поехал в Тарусу – тихий городок на Оке.
  2. На собрании присутствовал почётный гость – знатный купец Прохор.
  3. Яков Степанович – человек до всего любопытный, вникающий в суть любого дела и неслыханно скромный.
  4. Шмидт – это человек, рождённый и воспитанный морем.
  5. Остров затянулся туманом – серой неподвижной мглой.

Ключ a,b, e

3. Вспомним ещё раз особенности обособления приложения с союзом как.

Укажите, в каких предложениях необходимо поставить знаки препинания и почему?

  1. Я, как офицер и дворянин, ни в какую службу к Пугачёву вступать не могу.
  2. Свой путь в науку он начал как участник экспедиции.
  3. Л.Н.Толстой как гениальный писатель известен всему миру.
  4. С.А.Есенин, как последний поэт деревни хорошо, знал крестьянскую жизнь.
  5. Илюше тогда, как резвому мальчику, так и хочется броситься и переделать всё самому.
  6. Он работал как простой каменщик.

4. ЕГЭ

  • Укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Семья его состояла из жены (1) Феофании Саввичны (2) гостеприимной хозяйки (3) говорившей всегда (4) нараспев (5) и сына (6) Петеньки (7) резвого мальчонки (8) лет десяти-одиннадцати (9) всегда на лету бросавшегося ко мне и тут же убегавшего.

  • Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

1) Ярко окрашенные плоды хурмы, висящие на голых ветвях на фоне ослепительно голубого холодного неба, привлекали внимание многих японских поэтов.

Б) неправильное построение предложения с косвенной речью

2) Слушая музыку Моцарта, было чувство радости и любви к миру.

В) ошибка в построении предложения с однородными членами

3) Я никогда не видел балета «Щелкунчика» в театре.

Г) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

4) Перестав писать беллетристику, Станислав Лем обратился к философии и публицистике и заслужил звание «краковского оракула», знающего всё и обо всём имеющего собственное мнение.

Д) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

5) Сажать и ухаживать за цветами в саду отнюдь не просто.

6) Мы продолжаем публикации архивных материалов о московских зодчих, жившие в XVIII веке.

7) Андрей сказал, что лучше уж пусть мы оставим меня в покое.

8) Молодой Диккенс как-то сказал, что начал писать, для того чтобы в мире стало больше безобидного веселья и бодрости.

9) В мемуарах Александры Осиповны Смирновой-Россет, одной из ярких личностей пушкинского времени, прожившей долгую и удивительную жизнь, есть множество свидетельств о быте, вкусах, отношениях, еде её знаменитых современников.

( Самопроверка по эталону)

5  Расставьте знаки препинания: укажите цифры (цифру), на месте которых в предложении должны стоять запятые ( Отработка задания 16 ЕГЭ).

 1. Первая выставка передвижников (1) открывшаяся в 1871 году (2 убедительно продемонстрировала существование в живописи (3) складывавшегося на протяжении 60-х годов (4) нового направления.

2. Туча (1) нависшая (2) над высокими вершинами тополей (3) уже сыпала (4) моросящим дождиком.

3. Старый штурман (1) перенесший на своем долгом веку (2) немало штормов (3) не растерялся (4) попав в незнакомую обстановку.

4. Горная река (1) сжатая с обеих сторон неприступными стенами леса (2) пенилась (3) вздымая валы (4) и стремительно скользила вдаль.

5. С непривычки облака (1) отраженные в воде (2) можно спутать со слегка розовеющими (3) островами (4) похожими на материки.

6. Работа с текстом

 Спишите, выделите орфограммы, графически выделите обособленные и необособленные определения.

Стояла безлунная звездная ночь ранней южной осени. Прекрасна и таинственна была эта ночь. Не (большая) затене…ая рощей река чуть (чуть) светлела и бесшумно катились ее прохладные чистые не (встречающие) пр…град воды. Едва заметно шевелился низкорослый густой кустарник подступавший здесь к самому берегу.

А.Фадеев.

VI. Рефлексия.

« Лестница успешности»

- Что вы ожидали от урока и что получилось? Сравните свои предварительные цели и реально достигнутые результаты.

VI. Информация о домашнем задании:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Обособленные приложения» (тематический урок с использованием краеведческого материала)

Урок «Обособленные члены предложения» - урок тематический с использованием краеведческого материала. Выбранная структура урока,  его содержание, методы и приемы рациональны для решения по...

Обособление приложений

Данный материал предназначен для уроков русского языка как при изучение темы "Обособление приложений" в 8 классе, так и для повторения при подготовке к ЕГЭ в 11 классе. Кроме теоретического блока даны...

Обособление приложений

Презентация -практикум для учащихся 11 класса....

Обобщающий урок русского языка по теме "Обособление приложений"

. Урок обобщает знания учащихся по теме "Приложение". В данной разработке в разделе "Приложения" содержится дидактический материал, использованный на уроке. Номера упражнений указаны по учебнику под р...

Обособленные приложения

*1.Систематизировать знания учащихся о приложении как виде определения.*2.Выявить условия обособления и необособления приложений.*3.Развивать умения пунктуационно оформлять предложения с приложениями....

"Обособление приложений": урок русского языка в 8 классе

"Обособление приложений": урок русского языка 8 класс. Учебник Бархударова С. Г....

Обособление приложений

Материал для подготовки к ЕГЭ в 11 классе. Можно использовать при изучении данной темы в 8 классе...