Союзы и союзные слова в сложноподчинённом предложении
план-конспект урока по русскому языку (9 класс)

Цель : дать понятие о союзах и союзных словах; выявить функциональные омонимы; научиться различать союзы и союзные слова, являющиеся функциональными омонимами.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Союзы и союзные слова в сложноподчинённом предложении

Конспект урока в 9 классе

Цель : дать понятие о союзах и союзных словах; выявить функциональные омонимы; научиться различать союзы и союзные слова, являющиеся функциональными омонимами.

Русский язык. 9класс: учеб. для общеобразоват. организаций/ Л.А. Тростенцова, Т.А. Ладыженская, А.Д.Дейкина, О.М. Александрова; научн.ред. Н.М.Шанский.- 4-е изд.- М.: Просвещение, 2017.

Ход урока

  1. Лингвистическая разминка

Задание: записать слова в три столбика: 1-неизменяемая приставка, 2- правописание приставки зависит от согласного звука после приставки, 3- правописание приставки зависит от значения.

Разбухшая, подступают, исправить, приучить, жертвоприношение, воссоздаёт, безвкусный, приобрели, открываются, сводившихся, неисправным, сгорела, втиснулась, прибывшие, обширной, взрослых, приклеенный.

  1. Сообщение темы и цели урока.
  2. Блиц-опрос

- Какие предложения называют СПП?

-Из каких частей состоит СПП?

- Как определяется  главное предложение?

- Какие средства связи простых предложений в СПП вы знаете?

( Союзы, союзные слова, указательные слова, интонация)

- Где может быть придаточное предложение  в СПП? Как выделяется запятыми?

- Что вам известно об отличие союзов и союзных слов?

  1. Объяснение нового материала

- Вспомним подчинительные союзы. На какие 2 группы они делятся?

Запись на доске:

Простые                                                                    Составные

словно                                                                      так как

чтобы                                                                        как будто

будто                                                                         потому что

когда                                                                         оттого что

пока                                                                          лишь только

если                                                                           с тех пор как

как                                                                            в связи с тем что

что                                                                           так что

Союзные слова

который

какой

чей

что

откуда

куда

где

когда

как

кто

- Что вы заметили?

- Перед нами омонимичные слова. Они принадлежат к разным частям речи.

- Как отличить союзы что, как, когда от омонимичных союзных слов?

- Прочитайте самостоятельно теоретический материал на с. 63- 64 и заполните таблицу.

Критерии

Союзы

Союзные слова

  1. Логическое ударение

Нет

Да

  1. Можно заменить

другим союзом

другим  союзным словом или словом из главной части предложения

  1. Член предложения

Нет

Да

  1. Можно удалить

Да

Нет

  1. Можно поставить  же и именно

Нет

Да

- Посмотрим, как действует 5 –ый совет.

 Я радуюсь, когда у моих друзей всё в порядке

Я спросил, когда закончится урок.

( Когда же у моих друзей всё в порядке?)

 – Не звучит. Это союз.

( Я спросил, когда именно закончится урок.)

- Это союзное слово.

  1. Тренировочные упражнения.
  1. Запись на доске и в тетрадях.

Задание: подчеркнуть основу, обозначить границы предложений, средства связи простых предложений в составе  СПП, построить схему.

Что в ней тогда происходило, я не берусь вам объяснить.

Уж было поздно и темно, когда я снова отворил дверь и стал звать Максимыча.

Последней комнатой был кабинет отца, откуда небольшая дверь вела в сени.

  1. Запись под диктовку, на доске схемы.

Этот листок, что иссох и свалился, золотом вечным горит в песнопенье. (А. Фет)

Я давно угадал, что мы сердцем родня.

  1. Только схемы ( самостоятельно)

За площадью базар кипел народом, потому что было воскресенье.

Он говорил о временах грядущих, когда народы, распри позабыв, в великую семью объединятся. (А.С. Пушкин)

  1. Работа  с учебником. Упр. 97. Составление схем предложений. Запись 5, 7 предложений по вариантам, подчёркивание основ, построение схем ( самостоятельно).
  1. Итог.

- Как различить союзы и союзные слова?

  1. Рефлексия.
  2. Д.З: упр. 93, п. 20


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 9 классе "Союзы и союзные слова в сложноподчиненном предложении".

Урок русского языка в 9 классе "Союзы и союзные слова в сложноподчиненном предложении" с использованием интерактивной доски. Презентация и конспект урока....

Урок русского языка в 9 классе "Союзы и союзные слова в сложноподчиненном предложении".

Урок русского языка в 9 классе "Союзы и союзные слова в сложноподчиненном предложении" с использованием интерактивной доски. Презентация и конспект урока....

Урок на тему «Союзы и союзные слова в сложноподчинённом предложении». 9 класс

Цель: познакомить учащихся с понятием «союзные слова», научить отличать союзы от союзных слов....

Презентация к уроку русского языка по теме "Подчинительные союзы и союзные слова в сложноподчинённом предложении", 9 класс

Данная презентация содержит комплекс заданий, позволяющих отработать особености союзных слов, их отличия от подчинительных союзов и роль в предложении....

Средства связи частей СПП. Союзы и союзные слова в сложноподчинённом предложении

сложноподчиненное предложение, союзы и союзные слова в сложноподчиненном предложении...