Конспект урока в 8 классе "Виды словосочетаний"
план-конспект урока по русскому языку (8 класс)

Тимеркаева Гузель Рафаиловна

Конспект урока в 9 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_vidy_slovosochetaniy.docx32.83 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 8 классе

Тема. Виды словосочетаний

Цель:
1.Познакомить учащихся с типами связей в словосочетании. Закрепить понятия словосочетание, типы словосочетаний по главному слову. 
3. Формировать языковую, лингвистическую, коммуникативную компетенцию.
3. Воспитание любви к русскому языку, формирование навыков контроля и самоконтроля.

Оборудование: учебник, раздаточный материал, компьютер, мультимедийная доска, презентация

Вид урока: изучение новой темы.

Этап урока

Учебные задачи

Результаты деятельности ребенка

Мотивация к учебной деятельности

Создание условий для возникновения индивидуальной внутренней потребности осуществлять деятельность

Отвечают на вопросы настраиваются на учебную деятельность

Актуализация ранее изученного материала. Введение в новую тему. Обеспечение преемственности содержания предыдущего –текущего – последующего уроков

Подготовить учащихся к открытию нового знания, формирование понятия «Словосочетание»

Создание проблемной ситуации

Записывают на листочке о том, что знают о словосочетании

Изучение нового материала

Определить виды словосочетаний по характеру главного слова.

Просмотр видео, составляют  кластер, делают выводы.

Выполняют Упражнение 59

Обобщение изученного.

Рефлексия

Обобщить изученное, контроль знаний

Осенний ветер легко срывает последние листья с берез и осин. Выписывают сч, определяют вид сч

Постановка домашнего задания

Закрепить изученное

  1. Мотивация.
  1. Психологический настрой.

Доброе утро

  1. Прием целеполагания. Сообщение темы, цели.

Учитель: Ребята, эпиграф нашего урока: «Язык неистощим в соединении слов» (А.С.Пушкин)

Учитель: Как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке?

Ученики: Соединение слов.

Учитель: Подберите синоним к слову «соединение»

Ученики: Сочетание слов. Сегодня на уроке мы будем говорить о словосочетании, типах  связи слов в словосочетании, о главном, зависимом словах в словосочетании, о наречных, глагольных, именных словосочетаниях...

Учитель: Правильно. Сегодня на уроке мы будем продолжать вести разговор о словосочетании и его видах. Ребята, давайте запишем в тетрадь число, тему сегодняшнего урока «Словосочетание.Связь слов в словосочетании»

Учитель:А теперь предположите, каких целей должны достигнуть на уроке? Чему должны научиться?

Ученики: обобщить, систематизировать, закрепить знания о способах связи слов в словосочетаниях (управление, согласование, примыкание), о строении словосочетаний, типах словосочетания (именное, глагольное, наречное), знать, какие сочетания слов не являются словосочетанием.

  1. Актуализация знаний.

Учитель: Чтобы успешно усвоить материал этого урока, необходимо знать, что такое словосочетание; три типа подчинительной связи (согласование, управление, примыкание), иметь представление о том, какие сочетания слов не являются словосочетанием.

  1. Индивидуальная работа.

Учитель: Ребята, у каждого из вас на столе лежит листок. Запишите в нем все, что знаете о словосочетаниях. Время на выполнение – 2 минуты.

  1. Работа в паре.

Учитель: Сейчас мы поработаем в паре. Задание: Обсудите с товарищем по парте все, что записали. Время на выполнение – 2 минуты.

  1. Проблемная ситуация. Работа в паре.

Учитель:Мы повторили изученное.

Найдите закономерность в построении словосочетаний.

Малые реки

Подробности жизни

Очень хорошая
Верят в любовь

Уехал вовремя

Слишком громко

Очень весело

Ученики:В первом и во втором словосочетаниях главное слово – имя существительное, в третьем – имя прилагательное. Эти словосочетания объединяет слово «имя», это именные словосочетания. В четвертом и пятом словосочетаниях – глагол. Эти словосочетания объединяет слово «глагол», это глагольные словосочетания. В шестом, седьмом словосочетаниях – наречие. Эти словосочетания объединяет слово «наречие», это наречные словосочетания. Подведем итог.

По характеру главного слова словосочетания делятся

на именные, глагольные и наречные

ИМЕННЫЕ

x

Волк бурый

x

Обращение к людям

Главное слово выражено именем существительным и именем прилагательным

ГЛАГОЛЬНЫЕ

x

Служит верно

x

Обратиться смело

Главное слово выражено глаголом

НАРЕЧНЫЕ

                        x

Слишком громко

                     x

Очень понятно

Главное слово выражено наречием

                Виды именных словосочетаний

                  x                                                    x

Существительное+  Прилагательное– волк бурый

         x        x

Существительное + существительное – обращение к людям

                Виды глагольных словосочетаний

        x        x

Глагол + существительное – служить Родине

      x        x

Глагол + наречие – обратиться смело

Виды наречных словосочетаний

        x        x

Наречие + наречие – очень громко

  Упражнение 59

Домашнее задание стр.38 Упражнение 63

Запишем в тетрадях предложение :

Осенний ветер легко срывает последние листья с берез и осин.

- Необходимо выписать из данного предложения все словосочетания. Какие теоретические знания надо применить для выполнения задания?(Знать определение словосочетания)
-Что такое словосочетание? (Слайд 3)
(Под словосочетанием понимаются слова, связанные друг с другом по смыслу и грамматически и являющиеся компонентом предложения).
- Что не является словосочетанием?(слайд4)
По тому, какой частью речи является главное слово, выделяют три вида словосочетаний. Назовите их:
- Именное, глагольное, наречное.(слайд5)
Итак, выписываем словосочетания и определяем их вид

Итог урока.

Учитель: Ребята, что нужно для того, чтобы правильно определить вид словосочетаний?

Ученики:

1.Поставить вопрос, таким образом найти главное и зависимое слово.

2.Определить, чем выражены главное слово.

Учитель: На какие группы делятся словосочетания по характеру главного слова?

Ученики:По характеру главного слова словосочетания делятся на  именные, глагольные и наречные.

Приложения

        

                                                             по характеру связи

        

         по характеру главного слова


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка в 8 классе по теме «Словосочетание. Типы словосочетаний» с использованием ЭОР

Данная работа представляет собой конспект урока русского языка в 8 классе по теме «Типы словосочетаний». Урок проходит с использованием ЭОР. Предусмотрена работа за компьютером, имеющим вы...

Конспект урока по русскому языку с использованием групповой работы в триадах в 8 классе по теме « Словосочетание. Способы связи слов в словосочетании. Повторение и обобщение изученного ».

Урок предназначен для повторения и обобщения знаний учащихся о словосочетании, видах словосочетаний,         способах связи слов в словосочетании в 8 классе. Тип урока- повтор...

конспект урока Синтаксические связи слов в словосочетаниях Синтаксический разбор словосочетаний

урок в восьмом классе. Синтаксические связи слов в словосочетаниях . Синтаксический разбор словосочетаний...

Конспект урока по русскому языку в 5 классе по теме "Словосочетание. Основные виды словосочетаний. Разбор словосочетания"

Конспект  урока  по  теме  "Словосочетание" предназначен  для  учащихся  5  класса.  Задания,  использованные  в  ходе  урока ,по...

Конспект урока по теме "Словосочетание"

Данная методическая разработка создана для педагогов, работающих в 8 классах по программе М.М.Разумовской. Используемое интерактивное задание формирует познавательную мотивацию к учению, умение работа...

Конспект урока "Синтаксический разбор словосочетания"

Методическая разработка по русскому языку "Синтаксический разбор словосочетаний" для 8 класса...