Предлог как часть речи.
методическая разработка по русскому языку (7 класс)

Грудинина Юлия Викторовна

Предлог как часть речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл predlog_kak_chast_rechi._7_klass.docx24.49 КБ
Файл prezentatsiya_k_uroku.odp571.05 КБ
Файл kartochki.docx13.76 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект открытого урока по теме

«Предлог как часть речи».

Класс: 7

УМК: «Русский язык» (М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова).

Цели:

Образовательная: развитие ключевых компетенций: коммуникативной, языковой и культуроведческой; закрепить и обобщить полученные учащимися знания о предлоге, закрепить умение находить предлоги в тексте, закрепить умение писать предлоги с разными частями речи.

Развивающая: развитие памяти, положительных эмоций, логического мышления, умение сравнивать и выбирать верное, оценивать достигнутые результаты.

Воспитательная: воспитывать интерес к русскому языку, умение слушать учителя и одноклассников, уважительное отношение друг к другу, ответственное отношение к учёбе.

Тип урока: комбинированный.

Формы работы обучающихся: фронтальная, парная, групповая, индивидуальная.

Оборудование: учебник, компьютер, мультимедийный проектор, презентация, карточки с заданиями, лист самооценки.

Ход урока.

1. Организационный момент

Приветствие:

- Здравствуйте. Сегодня на уроке речь пойдет о словах одной части речи, значение которых точно определил лингвист Василий Алексеевич Богородицкий, назвав эти слова «словечками отношений».

2. Мотивационный момент урока

- Скажите, пожалуйста, а какой праздник мы будет отмечать в конце этого месяца? (23Февраля)

- В преддверии предстоящего праздника наши мальчишки получат поздравительные открытки: «Поздравляем… праздником! Желаем Вам успехов…учебе и удачи … делах».

- Как вы думаете, какие слова в этом поздравлении пропущены? (В- предлоги)

- Действительно, читать такое поздравление весьма неинтересно. Причина, как вы уже сказали, отсутствие предлогов.

- Тема урока: «Предлог как часть речи». Запишем число и тему нашего урока.

3 Основная часть. Актуализация знаний. Повторение теории.

- А что вы знаете о предлогах? (Служебная часть речи (доказать), как найти в тексте (пример), какую роль предлоги играют в речи)

- Предлогов в русском языке немного: всего около двухсот. Но количественный состав не всегда определяет значение части речи в языке. Каждая часть речи по-своему важна и необходима. Изучение предлогов направлено прежде всего на устранение ошибок в их употреблении; это повысит культуру речи, сделает её более грамотной, точной.

        Великий писатель, лингвист К. Аксаков писал: «Предлог…обнаруживая в себе силу глагола и управляя именами, стоит на рубеже двух миров слова. О, об, от, по, под, без, в, для, до, за, из, к, на, над, перед, при, с, со, у… Что означают эти сочетания букв? Сами по себе они не означают ровным счётом ничего. Но в речи они несут важную службу и, поэтому называются служебными частями речи».

- На доске слова. Образуйте с их помощь словосочетания. (Учитель спрашивает. Обязательно доказываем, что получилось с/с: задаем вопрос)

посадить (земля)

подойти (он)

чернеет (лес)

находиться (дом)

Посадить в землю

Подойти к нему

Чернеет в лесу (у леса) (чернеет лес – это не с/с!)

Находиться в доме (у дома)

- Чем отличается 1 столбик от второго? (1 столбик - нет смысловой связи, 2 столбик - появились предлоги)

- Какую роль выполняют предлоги во втором случае? (Связывают слова, смысловая связь: можем задать вопрос)

- Запишем в Спр. определение. Что же такое предлог? (Предлог – это служебная часть речи, которая выражает зависимость одних слов от других в с/с или предложении).  

На доске слова:

Сидеть (у) окна

(У) ложить вещи

- А с чем предлог можно перепутать? (С приставкой)

- Чем же предлог отличается т приставки? (Предлог всегда есть в вопросе; можно поставить между словом и предлогом другое слово.)

- Как мы пишем предлоги со словами? (Раздельно)

- А приставки? (Слитно)

- Докажите, в каком случае перед нами предлог, а где приставка.

Сидеть (у) окна – сидеть (у чего?) у (большого) окна

(У)ложить вещи – уложить (что?) вещи

- Выполните задание на карточках №1. Определите, где предлог, а где приставка. Напишите слитно или раздельно.

(по)слышалось, (по)квартире, (по)крышка,

 (по)крыше, (на)лить, (под)сосной, 

(на)лугу, (на)столе, (на)стольный,

(на)лыжах, (на)шел, (за)лесом,

(за)морский, (с)гор, (с)делали,

(с)поверхности, (с)повидлом, (по) бежать.

                     

 - Обменяйтесь карточками с соседом и проверьте ответы по ключам на доске.

послышалось, по квартире, покрышка,

 по крыше, налить, под сосной, 

на лугу, на столе, настольный,

на лыжах, нашел, за лесом,

заморский, с гор, с делали,

с поверхности, с повидлом, побежать.

4 Практикум.

- Влад, ты весь урок бьешь баклуши! Кстати, ребята, а что это за выражение: «Бить баклуши»? (Фразеологизм. Значение: бездельничать, ничего не делать)

- Попробуйте восстановить фразеологизмы.  Запишите из в тетради.

  1. Зарубить, нос –
  2. Обвести, палец –
  3. улыбка, уши –
  4. Язык, кости –
  5. Семь, пядь, лоб –
  6. Смотреть, как, баран, ворота, новые –
  7. Брать, бык, рога –
  8. Как, рыба, вода –
  9. Заткнуть, пояс –

- Давайте послушаем, что получилось. Объясните смысл полученного фразеологизма (устно).  

 

  1. Зарубить, нос – зарубить на носу (запомнить)
  2. Обвести, палец – обвести вокруг пальца (обмануть)
  3. улыбка, уши – улыбка до ушей (очень рад)
  4. Язык, кости – язык без костей (болтливый)
  5. Семь, пядь, лоб – семь пядей во лбу (очень умный)
  6. Смотреть, как, баран, ворота, новые –смотреть как баран на новые ворота (не узнавать)
  7. Брать, бык, рога –брать быка за рога (действовать сразу, решительно)
  8. Как, рыба, вода – как рыба об лед (напрасно)
  9. Заткнуть, пояс – заткнуть за пояс (превзойти кого-то в чем-то)

- Запишите с/с с доски:

Приехать под вечер

Не приехать из-за болезни

Приехать в город

Приехать для переговоров

- Выделите в них предлоги и докажите, что это предлог (поставить вопрос).

- Попробуйте определить, какое значение они в себе несут, на что могут указывать?

Приехать под вечер (временное значение)

Не приехать из-за болезни (причинное)

Приехать в город (пространственное)

Приехать для переговоров (целевое)

- Предлогов в русском языке не так много: около 200. Они занимают 4 место после местоимений. Предлоги, которые сотрудничают с именами давно, приобрели много значений. Так, предлогу НА приходится нести 33 значения, С - 31.

- Итак, запишем в Спр.. Предлоги могут иметь значение. Зависит оно от вопроса и контекста.

Значения прелогов:

  1. Пространственное – лежал на столе (Где? Куда? Откуда?…)
  2. Временное – остановиться на неделю  (Когда?)
  3. Причинное - читать от скуки (Почему? По какой причине?)
  4. Целевое – зайти по делу (Зачем?)
  5. Меры и степени – наполнить до краев (В какой мере и степени? На сколько? Сколько?)
  6. Объектные – думать о друге (вопросы падежей)

- Выполним упражнение 328 в учебнике.

Задание по рядам:

1 ряд выписывает с/с с временным значением предлога;

2 ряд – с пространственным значением;

3 ряд – с причинным значением.

 (На выполнение задания 7-8 минут).

 Проверяем: 

1 ряд (время)

2 ряд (пространство)

3 ряд (причина)

находиться в двух часах лету, объявиться после старта, закончить перед отплытием

доехать до границы, выбирались из трюма, остаться к каюте, скрывшись за поворотом, брызги из-под кормы, вымпел на мачте,

возникла за кормой, выглянуть из-за туч, вынырнуть из-под скалы

Остановиться из-за неисправности,

задержаться из-за непогоды, оказаться вследствие нездоровья,

выросли благодаря дождям.

- Следующее задание. Подпишите карточку №2, найдите в тексте все предлоги, обведите из в квадратик. (2-3 мин.)

       Ночь приближалась к концу, когда мы подошли к изгороди парка.
Перед нами раскинулись широкие, слегка заболоченные луга, а в отдалении блестела холодным синим огнем спокойная река. В воздухе еще стояли прозрачные лунные нити, но небосклон нежно розовел и Млечный Путь уже таял. Красота этой борьбы света лунной ночи и молодой зари была достойна кисти лучшего художника. Очарованные, мы вышли из полуразрушенных ворот и направились к реке. Где-то со стороны донёсся лай собаки и замолк. Осторожно ступая по кочкам, мы подходили к берегу.

       Ночь приближалась к концу, когда мы подошли к изгороди парка.
Перед нами раскинулись широкие, слегка заболоченные луга, а в отдалении блестела холодным синим огнем спокойная река. В воздухе еще стояли прозрачные лунные нити, но небосклон нежно розовел и Млечный Путь уже таял. Красота этой борьбы света лунной ночи и молодой зари была достойна кисти лучшего художника. Очарованные, мы вышли из полуразрушенных ворот и направились к реке. Где-то со стороны донёсся лай собаки и замолк. Осторожно ступая по кочкам, мы подходили к берегу. (10 предлогов).

5 Подведение итогов. Рефлексия.

- Итак, о какой части речи мы сегодня говорили?

-  Зачем нужна эта часть речь? Ее функция?

- Какие значения могут иметь предлоги?

6 Д/з: напишите дома сочинение - рассуждение на тему «Зачем необходимо знать предлоги как часть речи?» (Тезис, два аргумента, вывод)

- У каждого из вас на столе карточка№ 3. Заполните ее и сдайте, пожалуйста

Продолжите фразы:

Сегодня на уроке я вспомнил _________________________________________

Я научился ________________________________________________________

Мне легко было ____________________________________________________

Интересным показалось______________________________________________

Мне не удалось_____________________________________________________


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Лингвист Василий Алексеевич Богородицкий, называл эти слова «словечками отношений».

Слайд 2

«Дорогие мужчины! Поздравляем Вас…праздником! Желаем успехов…учебе и удачи … делах».

Слайд 3

«Дорогие мужчины! Поздравляем Вас с праздником! Желаем успехов в учебе и удачи в делах».

Слайд 4

Восьмое февраля. Классная работа. «Предлог как часть речи».

Слайд 5

Великий писатель, лингвист К. Аксаков писал: «Предлог, обнаруживая в себе силу глагола и управляя именами, стоит на рубеже двух миров слова. О, об, от, по, под, без, в, для, до, за, из, к, на, над, перед, при, с, со, у… Что означают эти сочетания букв? Сами по себе они не означают ровным счётом ничего. Но в речи они несут важную службу и, поэтому называются служебными частями речи».

Слайд 6

посадить (земля) подойти (он) чернеет (лес) находиться (дом) посадить в землю подойти к нему чернеет в лесу (у леса) находиться в доме (у дома)

Слайд 7

Предлог – это служебная часть речи, которая выражает зависимость одних слов от других в с/с или предложении.

Слайд 8

Сидеть (у) окна (У)ложить вещи Сидеть (у) окна – сидеть (у чего?) у окна сидеть у большого окна (У)ложить вещи – (что сделать?) уложить

Слайд 9

послышалось, по квартире, покрышка, по крыше, налить, под сосной, на лугу, на столе, настольный, на лыжах, нашел, за лесом, заморский, с гор, с делали, с поверхности, с повидлом, побежать.

Слайд 10

Восстановите фразеологизмы. Запишите из в тетрадь, устно объясните значение. Зарубить, нос – Обвести, палец – Улыбка, уши – Язык, кости – Семь, пядь, лоб – Смотреть, как, баран, ворота, новые – Брать, бык, рога – Как, рыба, лед – Заткнуть, пояс – зарубить на носу (запомнить) обвести вокруг пальца (обмануть) улыбка до ушей (очень рад) язык без костей (болтливый) семь пядей во лбу (очень умный) смотреть как баран на новые ворота (не узнавать) брать быка за рога (действовать сразу, решительно) как рыба об лед (напрасно) заткнуть за пояс (превзойти кого-то в чем-то)

Слайд 11

Приехать под вечер Не приехать из-за болезни Приехать в город Приехать для переговоров (временное значение) (причинное) (пространственное) (целевое)

Слайд 12

Предлоги могут иметь значение. Зависит оно от вопроса и контекста. Значения предлогов: Пространственное – лежал на столе (Где? Куда? Откуда?…) Временное – остановиться на неделю (Когда?) Причинное - читать от скуки (Почему? По какой причине?) Целевое – зайти по делу (Зачем?) Меры и степени – наполнить до краев (В какой мере и степени? На сколько? Сколько?) Объектные – думать о друге (вопросы падежей)

Слайд 13

Выполним упражнение 328 в учебнике. Задание по рядам. Выписать с/с: 1 ряд – временное значение предлога; 2 ряд – пространственное значение предлога; 3 ряд – причинное значение предлога.

Слайд 14

1 ряд (время) 2 ряд (пространство) 3 ряд (причина) находиться в двух часах лету, объявиться после старта, закончить перед отплытием доехать до границы, выбирались из трюма, остаться к каюте, скрывшись за поворотом, брызги из-под кормы, вымпел на мачте, возникла за кормой, выглянуть из-за туч, вынырнуть из-под скалы Остановиться из-за неисправности, задержаться из-за непогоды, оказаться вследствие нездоровья, выросли благодаря дождям.



Предварительный просмотр:

Карточка №1

ФИ______________________________

 (по)слышалось, (по)квартире, (по)крышка,

 (по)крыше, (на)лить, (под)сосной, 

(на)лугу, (на)столе, (на)стольный,

(на)лыжах, (на)шел, (за)лесом,

(за)морский, (с)гор, (с)делали,

(с)поверхности, (с)повидлом, (по) бежать.

Карточка №2

ФИ______________________________

       Ночь приближалась к концу, когда мы подошли к изгороди парка.
Перед нами раскинулись широкие, слегка заболоченные луга, а в отдалении блестела холодным синим огнем спокойная река. В воздухе еще стояли прозрачные лунные нити, но небосклон нежно розовел и Млечный Путь уже таял. Красота этой борьбы света лунной ночи и молодой зари была достойна кисти лучшего художника. Очарованные, мы вышли из полуразрушенных ворот и направились к реке. Где-то со стороны донёсся лай собаки и замолк. Осторожно ступая по кочкам, мы подходили к берегу.

Карточка №3

ФИ______________________________

Продолжите фразы:

Сегодня на уроке я вспомнил _________________________________________

Я научился ________________________________________________________

Мне легко было ____________________________________________________

Интересным показалось______________________________________________

Мне не удалось_____________________________________________________

Карточка №1

ФИ______________________________

 (по)слышалось, (по)квартире, (по)крышка,

 (по)крыше, (на)лить, (под)сосной, 

(на)лугу, (на)столе, (на)стольный,

(на)лыжах, (на)шел, (за)лесом,

(за)морский, (с)гор, (с)делали,

(с)поверхности, (с)повидлом, (по) бежать.

Карточка №2

ФИ______________________________

       Ночь приближалась к концу, когда мы подошли к изгороди парка.
Перед нами раскинулись широкие, слегка заболоченные луга, а в отдалении блестела холодным синим огнем спокойная река. В воздухе еще стояли прозрачные лунные нити, но небосклон нежно розовел и Млечный Путь уже таял. Красота этой борьбы света лунной ночи и молодой зари была достойна кисти лучшего художника. Очарованные, мы вышли из полуразрушенных ворот и направились к реке. Где-то со стороны донёсся лай собаки и замолк. Осторожно ступая по кочкам, мы подходили к берегу.

Карточка №3

ФИ______________________________

Продолжите фразы:

Сегодня на уроке я вспомнил _________________________________________

Я научился ________________________________________________________

Мне легко было ____________________________________________________

Интересным показалось______________________________________________

Мне не удалось_____________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Предлог как часть речи

Занимательная форма подачи трудного языкового материала позволяет ученикам лучше усвоить правописание предлогов....

«Служить я рад, была бы только польза!» (перефразированная реплика Чацкого). Предлог как часть речи.

Тип урока:повторительно-обобщающий с введением элементов новых  сведений о предлоге.Вид урока: путешествие по орфограммамТехнология: элементы здоровьесберегающей технологии и развивающего о...

Предлог как часть речи

Урок русского языка в 7 классе. Автор учебника М. Т. Баранов...

Урок русского языка в 7 классе по теме:"Предлог как часть речи"

Урок по теме "Предлог как часть речи" разработан для обучающихся в 7 классе....

Конспект урока по дисциплине "Русский язык". Тема "Служебные части речи. Предлог как часть речи".

Методическая разработка представляет собой план-конспект урока по дисциплине "Русский язык" Тема "Служебные части речи. Предлог как часть речи". С применением техно...

Конспект урока по теме "Служебные части речи. Предлог как часть речи"

Цель: -дать общее понятие о предлоге как служебной части речи, важнейшими грамматическими особенностями которой являются неизменяемость и невозможность быть членом предложения;-позна...

Презентация к уроку русского языка в 7 классе по теме "Служебные части речи. Предлог как часть речи"

Данная презентация является сопровождением к уроку русского языка в 7 классе  по теме "Служебные части речи. Предлог как часть речи"....