Дифференцированный подход как способ организации индивидуальных образовательных маршрутов на уроке русского языка
методическая разработка по русскому языку

Своевременное овладение русским языком и правильной речью является основой дальнейшего развития личности. Человек с хорошо развитой речью и полноценным знанием русского языка становится полноценным участником коммуникаций, ему легче адаптироваться к обществу. Полноценная личность может быть развита только при условии сформированной речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл diplomnaya_rabota.docx89.21 КБ

Предварительный просмотр:

ЧОУ ДПО «Институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки»

Программа профессиональной переподготовки «Учитель русского языка и литературы. Теория и методика преподавания учебного предмета «Русский язык и литература» в условиях реализации ФГОС ООО, ФГОС СОО»

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

на тему: «Дифференцированный подход как способ организации индивидуальных образовательных маршрутов на уроке русского языка»

выполнила Кондратьева Юлия Сергеевна,

учитель истории и обществознания,

высшая квалификационная категория,

муниципальное общеобразовательное учреждение

Выровская средняя общеобразовательная школа

Майнского района Ульяновской области

ст. Выры, 2020

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ        3

Глава 1. Теоретические аспекты использования дифференцированного подхода как способа организации индивидуальных образовательных маршрутов        7

1.1. Дифференцированный подход: сущность, характеристика        7

1.2. Возможности использования дифференцированного подхода для организации индивидуальных образовательных маршрутов на уроках русского языка        11

Выводы по главе 1.        14

Глава 2. Методические разработки по использованию дифференцированного подхода для организации индивидуальны образовательных маршрутов на уроках русского языка в школе        15

2.1. Дифференцированные задания на различные темы        15

2.2. Дифференцированный подход к изучению темы «Вводные слова»        20

2.3. Орфоэпическая разминка // работа на карточках (индивидуально, дифференцированно)        28

2.4. Самостоятельная работа: создаем текст        30

2.5. Диктанты        31

Выводы по главе 2.        36

ЗАКЛЮЧЕНИЕ        37

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ        39

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Своевременное овладение русским языком и правильной речью является основой дальнейшего развития личности. Человек с хорошо развитой речью и полноценным знанием русского языка становится полноценным участником коммуникаций, ему легче адаптироваться к обществу. Полноценная личность может быть развита только при условии сформированной речи[1].

 При помощи речи ребенок может легко взаимодействовать с окружающим миром, высказывать свои мысли, желания, аргументировать свою точку зрения, быть понятым. И, наоборот, при несвязной речи и незнании родного языка ребенок становится необщительным, затрудняется коммуникативная функция, замедляется или нарушается дальнейшее развитие личности.

В настоящее время весьма значимым является компетентностный подход к обучению и личностно - ориентированная модель преподавания любой дисциплины. В связи с этим особую значимость приобретает формирование у ребенка не только определенных знаний, навыков и умений, но и навыков самоконтроля и самостоятельности, в основе которой лежит способность школьников к самостоятельному выполнению заданий, поиску информации, организации собственной деятельности, а также проверки эффективности своей деятельности[2].

Кроме того, важно развить у ребенка способность к анализу, творческому поиску. Сегодня важно применять такие формы и методы организации занятий, которые будут способствовать развитию мышления, расширению кругозора, обеспечению осознанного подхода к обучению.

Сегодня все чаще возникает необходимость организации индивидуальных образовательных маршрутов при работе с детьми, имеющими индивидуальные образовательные потребности. Одним из эффективных способов организации индивидуального маршрута, является дифференцированный подход к обучению. Он широко применяется в системе инклюзивного образования, при работе с одаренными детьми. На уроках русского языка важно применять дифференцированный подход к обучению, в рамках которого будут реализовываться основные потребности каждого учащегося, будет проявляться индивидуальный подход к обучению, будут учитываться индивидуальные особенности каждого учащегося.

Таким образом, актуальность темы диктуется изменениями, происходящими в современной образовательной системе. Современный образовательный процесс характеризуется процессом модернизации. Акцент делается на формировании таких качеств ребенка, при которых он будет готов к самостоятельному поиску информации, выполнению заданий и самоконтролю. Личностно-ориентированная модель в образовании переориентирует образование с ведущей роли учителя как транслятора и интерпретатора знаний, который преподносит ребенку информацию и новые знания[3].

Проблема исследования. Тенденция к поиску наиболее эффективного средства обучения школьников, методов индивидуализации образовательного процесса, всегда остается актуальной. Особенно актуально это для уроков русского языка, поскольку любое усвоение новой информации требует от ребенка определенных навыков и развитого критического мышления, а также контроля того, насколько этот материал усвоен. В литературе предложено немало практических приемов, облегчающих организацию индивидуальных образовательных маршрутов на уроках русского языка. Одним из рациональных способов организации учебного процесса по русскому языку является применение дифференцированного подхода, в рамках которого можно уделить максимум внимания ребенку, реализовав его индивидуальные потребности, ожидания. Однако, как показывает практика, теоретические и практические аспекты реализации дифференцированного подхода на уроках русского языка все еще остаются недостаточно изученными.

Гипотеза исследования. В основу исследования положено предположение о том, что применение дифференцированного подхода на уроках русского языка может лежать в основе организации индивидуальных образовательных маршрутов (ИОМ). Применение ИОМ на уроках русского языка, будет способствовать повышению качества и эффективности обучения, будет способствовать реализации индивидуального подхода к каждому учащемуся.

Объект исследования – дифференцированный подход как основа организации индивидуального образовательного маршрута.

Предмет исследования – дифференцированный подход как способ организации индивидуального образовательного маршрута на уроках русского языка.

Цель исследования – рассмотреть особенности применения дифференцированного подхода для организации индивидуальных образовательных маршрутов на уроках русского языка.

Задачи исследования:

1. Привести краткую характеристику дифференцированного подхода как метода обучения.

2. Раскрыть возможности использования дифференцированного подхода на уроках русского языка.

3. Представить методическую разработку по использованию дифференцированного подхода для организации индивидуальных образовательных маршрутов на уроках русского языка в школе.

Методы исследования. В работе использованы теоретические методы: метод анализа литературы по теме исследования, метод классификации, обобщения и систематизации данных. Также использованы методические приемы, представлены методические разработки.

Практическая значимость. Заключается в возможности использования разработанных рекомендаций и материалов для организации образовательного процесса, индивидуальных образовательных маршрутов на уроках русского языка, для индивидуализации обучения. Результаты позволят реализовать дифференцированный подход на уроках русского языка.

Глава 1. Теоретические аспекты использования дифференцированного подхода как способа организации индивидуальных образовательных маршрутов

1.1. Дифференцированный подход: сущность, характеристика

Если анализировать общую дидактику, можно заключить, что дифференцированное обучение представляет собой самостоятельный метод работы, при котором учащиеся самостоятельно работают над предварительно подобранным материалом. Сегодня такую форму обучения относят к самостоятельному методу обучения, находящему широкое применение практически на любом уроке, в том числе, на уроке русского языка. К основным чертам дифференцированного обучения относят[4]:

1. Предварительный отбор материала, над которым будет вестись работа и его разделение по группам;

2. Составление указаний и рекомендаций по последовательному выполнению определенных действий, направленных на усвоение каждой части учебного материала (составление алгоритма действий);

3. Составление схем, опорных конспектов, направленных на освоение и закрепление учебного материала;

4. Задания, направленные на контроль усвоения каждой части материала;

5. Предъявление правильного ответа, показ степени правильности выполнения задания.

Кроме того, в рамках дифференцированной системы обучения предусмотрена домашняя работа, а также систематическое повторение ранее пройденного материала. По сути своей, данный метод представляет собой метод индивидуальной работы над заданием, который осуществляется в рамках общей групповой и фронтальной работы. Позволяет индивидуализировать процесс обучения, обеспечить непрерывный контроль над учебным материалом. В основе данного метода лежат специально составленные программы, которые дают возможность не просто изучить весь учебный материал, но и систематизировать его, а также зафиксировать деятельность учащихся, отметить степень усвоения учебного материала[5].

Данный метод обеспечивает последовательное и алгоритмизированное обучение, а также позволяет реализовать непрерывный контроль успеваемости. Отличительная черта состоит в разделении предметного учебного материала по группам, выстраивание этих групп в строгой логической последовательности, фиксация деятельности учащихся по усвоению материала. Группы, или шаги представляют собой небольшие наборы информации, которая доступна для восприятия учащихся и позволяет им самостоятельно организовать учебный процесс. При этом педагогу нет необходимости ориентироваться на среднего ученика, либо на того, кто медленнее всех усваивает учебный материал. Темп и скорость освоения учебного материала определяется для каждого учащегося в строго индивидуальной последовательности[6].

Еще одно преимущество состоит в наличии обратной связи, которая обеспечивает возможность самоконтроля. Это повышает уровень самостоятельности и заинтересованности учащегося в учебном процессе, а также способствует усвоению учебного материала на сознательном уровне. Таким образом, на основании указанного выше, можно сформулировать основополагающие черты дифференцированного обучения[7]:

1. При использовании дифференцированного обучения можно использовать индивидуальный подход к каждому учащемуся даже на фоне общей фронтальной работе, что особенно удобно, если в классе есть дети со специальными образовательными потребностями;

2. Учащийся может выполнять задание в своем темпе и скорости, вне зависимости от заданий, полученных остальными учащимися класса;

3. Весь учебный материал разбивается по группам и выстаивается в логической последовательности. Порядок подачи материала строго согласовывается, что позволяет учащемуся освоить его самостоятельно;

4. Получив определенную порцию информации, учащийся конструирует ответ, путем подбора вариантов, либо составления краткого ответа на контрольные вопросы. Затем производится окончательный выбор ответа;

5. Подкрепление правильного ответа наступает сразу же, что указывает на наличие немедленной обратной связи. Ответ проверяется, при необходимости сразу же исправляются допущенные ошибки.

Как видим из вышеизложенного, система дифференцированного обучения является эффективным средством, позволяющим на уроках вести работу с детьми, индивидуально в рамках фронтальной работы. При этом учитывается индивидуальный уровень усвоения знаний каждым отдельным учеником. Преимущество метода состоит, в первую очередь, в том, что он позволяет при фронтальной работе вести обучение детей индивидуальным способом. При этом каждый обучаемый работает по какой-либо определенной программе, не зависящей от заданий, полученных другими учениками.

В рамках дифференцированного обучения используется соуправление, которое подразумевает эффективное творческое взаимодействие учащегося с учителем, в ходе которого происходит активная коммуникация, сотрудничество.

В ходе реализации непосредственно учебного процесса в рамках дифференцированного обучения, при работе с детьми, рекомендуется следующее[8]:

- использовать новейшие методики обучения;

- применять приемы моделирования с целью повышения запоминаемости;

- применять рациональные методики проверки домашнего задания;

- задавать задания, позволяющие максимально эффективно повысить качество обучения, сократив при этом к минимуму срок выполнения заданий;

- сократить до минимума применение различных записей, повысив при этом процент мультимедийных презентаций, плакатов или прочих аудио-визуальных средств.

- проводить урок в неформальной обстановке, в виде пресс-конференций, круглых столов, семинаров.

Таким образом, выполнение всех перечисленных выше условий позволяет существенно повысить уровень открытости учащихся не только для общения, но и для получения новых знаний. При отсутствии рамок и ограничений в виде стандартной системы обучения возникает более высокая способность к запоминанию информации, активному участию в обсуждениях.

1.2. Возможности использования дифференцированного подхода для организации индивидуальных образовательных маршрутов на уроках русского языка

        Дифференцированный подход может применяться на уроках русского языка для решения основных трудностей, возникающих в процессе обучения, для индивидуальной отработки, закрепления тех моментов, которые недостаточно понятны учащемуся. Дифференцированный подход позволяет проводить индивидуальную работу с каждым учащимся  в рамках фронтальной работы с классом. Для определения возможностей применения дифференцированного подхода, нами был изучен круг проблем и сложностей, возникающих в процессе изучения русского языка[9].

Установили, что самыми трудными этапами для детей является  обучение говорению и письму[10].

Трудности при изучении грамматического и лексического материала.

Основная проблема возникает при построении предложения с порядком слов, многие делают его совершенно произвольным. Возникают трудности при составлении сложного предложения из двух простых, с применением предлогов, а также с применением вводных слов и конструкций.

Трудности при выполнении отдельных видов упражнений.

Школьники практиковали упражнение, в котором нужно было подобрать синонимы и антонимы к наиболее распространенным словам. Некоторые из них вызывали трудности. Например, в тексте объяснялось, как добраться до музея. При этом детям нужно было разъяснить значение слова «добраться». Проще оказалось пояснить слово «доехать».

Трудности при обучении видам речевой деятельности

Трудности при говорении

При обучении говорению были отмечены трудности в управлении падежами. Особенно трудно склонять вспомогательные части речи, связанные с существительным. Заметны трудности с произношением и построением предложения. Преподаватель применял упражнения для постановки речи и интонации, для чего применялись различные схемы. Затем практиковали чтение по очереди. Но было сложно справиться с интонацией. Поэтому приходилось снова возвращаться к схеме. Также возникали трудности с правильной расстановкой ударения и формированием будущего времени глаголов. Трудно применять конструкции «Я бы…», «Мне бы…».

При изучении орфоэпии, отработке устной речи, применялись опорные конспекты, ситуативные картинки. Возникают трудности с произношением, дети путают глаголы, окончания, падежи. Особую трудность вызывают глаголы движения.

При отработке навыков устной речи, каждому школьнику выдается тема (ситуационная задача), опорные картинки. Прорабатывается ситуация, вводится новая лексика. Затем школьник самостоятельно разрабатывает диалог после каждой задачи. В конце подводится итог, саморефлексия. При этом обращается внимание на правильность произношения, правильное дыхание во время произнесения. Прорабатывается много диалогов. Часто отмечается нежелание учащихся участвовать в построении диалогической речи. Практикуется чтение текста с последующей отработкой речевых навыков по ролям[11].

Трудности при аудировании (восприятии устной речи)

Аудирование было посвящено умению воспринимать устные монологические и диалогические высказывания на слух. Затем дети писали сочинение с опорой на ситуативные картинки. При этом было отмечено, что дети пропускают предлоги, путают окончания. В ходе беседы были отмечены некоторые трудности с произношением[12].

Трудности при чтении

При чтении текста возникали трудности с пониманием некоторых конструкций. Например, сложно было уловить разницу между конструкцией «провести время» и «проводить время». По тексту давалась историческая справка относительно происхождения названия станции метро Арбатская, объяснялась некоторая информация, касающаяся произведений искусства (картин, скульптур)[13].

При чтении текста по теме «Транспорт» было отмечено, что у детей возникают трудности с пониманием слова «ходить» при употреблении без контекста, также трудно произносить многие слова. Трудности вызывает понимание выражения «транспортная пробка», «попасть в пробку». Все тексты подробно разъясняются, разбираются конструкции по ситуации.

После прочтения текста отвечали на вопросы. Многие дети не улавливают смысла заданного вопроса, в результате чего не могут дать четкого ответа. Часто употребляют слова, которые полностью изменяют смысл сказанного. Не умеют правильно употреблять предлоги. Например, на вопрос: «Как добиралась Лора?», школьник ответил «Лора ездила на такси» (вместо «поехала» на такси).

 Трудности при обучении письму

При обучении письму писали письмо другу. При этом трудной оказалась последующая работа с текстом письма. Трудно было визуализировать и обозначить падежи.

Трудности, о которых рассказывают сами школьники.

Почти все дети говорят, что самым сложным является говорение и письмо. При этом многие понимают прочитанный текст, но не могут его пересказать, или ответить на вопросы.

Выводы по главе 1.

Если анализировать общую дидактику, моно заключить, что дифференцированное обучение представляет собой самостоятельный метод работы, при котором учащиеся самостоятельно работают над предварительно подобранным материалом. К основным чертам дифференцированного  обучения относят:

1. Предварительный отбор материала, над которым будет вестись работа и его разделение по группам;

2. Составление указаний и рекомендаций по последовательному выполнению определенных действий, направленных на усвоение каждой части учебного материала (составление алгоритма действий);

3. Составление схем, опорных конспектов, направленных на освоение и закрепление учебного материала;

4. Задания, направленные на контроль усвоения материала;

5. Предъявление правильного ответа, показ степени правильности выполнения задания.

Таким образом, система дифференцированного обучения является эффективным средством, позволяющим на уроках вести работу с детьми, индивидуально в рамках фронтальной работы. При этом учитывается индивидуальный уровень усвоения знаний каждым отдельным учеником.

Глава 2. Методические разработки по использованию дифференцированного подхода для организации индивидуальны образовательных маршрутов на уроках русского языка в школе

На уроках русского языка широко применяется дифференцированное обучение, которое позволяет вести одновременно работу с классом, и иметь дифференцированный подход к каждому отдельному учащемуся.

2.1. Дифференцированные задания на различные темы

Примером могут быть различные лингвистические, синтаксические, лексические тренажеры, позволяющие отрабатывать навыки, закреплять знания. Широко применяются как компьютерные варианты программ, так и специально созданные учителем карточки с дифференцированными заданиями на определенные темы[14]. Рассмотрим примеры (таблица 1).

Таблица 1.

Примеры применения дифференцированного подхода к обучению на уроках русского языка по различным темам

№ примера

Пример карточки для работы

Тема урока

Пример №1

Карточка № 1. Определи склонение имён существительных.

  • Образец выполнения:
  • 1 скл. - 1, 3, 7
  • дядя
  • аллея
  • кожа
  • шинель
  • прорубь
  • поле
  • палатка
  • местность
  • порог
  • Сибирь
  • ветка
  • институт
  • слово
  • календарь

Склонение имен существительных

Пример №2

Карточка № 2. Определи, собственное или нарицательное имя существительное.

Образец: нариц. - 3, 6

              собст. - 1, 2

  • Пушкин
  • поэма
  • столица
  • Петербург
  • бульвар
  • «Евгений Онегин»
  • Наталья
  • церковь
  • памятник
  • речь
  • Болдино
  • «Руслан и Людмила»

Имя собственное. Имя нарицательное

Пример №3

Карточка № 3. Определи род несклоняемого существительного.

Образец: м. р. - 1, 6, 8

  • авеню
  • кашне
  • эскимо
  • кольраби
  • кофе
  • кенгуру
  • жалюзи
  • ТЮЗ
  • шоссе
  • Баку
  • канапе
  • кимоно

Кимоно – японское мужское или женское платье вроде халата.

Канапе – небольшой диван с приподнятым изголовьем.

Род несклоняемого существительного

Пример №4

Карточка №1.  Укажи, какого вида следующие глаголы.

  Образец:

   сов. - 1, 3, 7

  несов. - 5, 6, 9

  • 1. довезу
  • 2. голосую
  • 3. обсудит
  • 4. надеемся
  • 5. уроню
  • 6. потеряет
  • 7. поздороваемся
  • 8. возвращаемся
  • 9. истратит

10. спросил

Виды глагола

Пример №5

  • Карточка № 1. Определите, какого спряжения  следующие глаголы.

Образец: 1 спр. - 1, 2  

                2 спр. - 3, 4

  • 1. ехать
  • 2. тащиться
  • 3. семенить
  • 4. вырубить
  • 5. бормотать
  • 6. ловить
  • 7. стелить
  • 8. крикнуть
  • 9. мелькать
  • 10. терпеть

Спряжение глаголов

Пример №6

Карточка № 1. Определи разряды имён  прилагательных по значению.

Образец: качественное - 1,2

  • относительное - 3, 7
  • притяжательное - 8, 10
  • красный
  • русский
  • скользкий
  • большой
  • оранжевый
  • медовый
  • материнский
  • собачий
  • грибной
  • старый
  • озёрный

Разряды имен прилагательных по значению

Пример №7

  • Карточка № 1. Определите, действительное или  страдательное причастие, пользуясь цифровыми обозначениями.

Образец:

дейст. - 1, 2

 страд. - 3,4

            1. отдохнувший человек

  • 2. затянувшееся тучами небо
  • 3. листва, обмытая росой
  • 4. лесовозы, обляпанные грязью
  • 5. отцветающая черёмуха
  • 6. растворённый в воздухе звон
  • 7. берёзка, окутанная зелёным дымком
  • 8. посреди истоптанного двора
  • 9. чащи, опушённые инеем
  • 10. воздух, напоённый светом
  • 11. отворенное окно
  • 12. тающий снег

Действительное и страдательное причастие

Пример №8.

  • Карточка № 1. Определи, к сочинительным или  к подчинительным относятся союзы.
  • Образец:
  • соч. - 1, 2
  •  подч. - 3, 4
  • либо
  • ввиду того что
  • для того чтобы
  • а
  • однако
  • будто
  • благодаря тому что
  • не то – не то
  • зато
  • едва
  • но
  • если

Разряды союзов

Таким образом, при помощи специально разработанных карточек по различным темам можно реализовать дифференцированный подход на уроках русского языка.

2.2. Дифференцированный подход к изучению темы «Вводные слова»

Анализ литературных источников, обобщение педагогического и методического опыта, позволяет заключить, что достаточно сложной темой в курсе русского языка является тема: «Вводные слова и словосочетания», которая обычно изучается в 5 классе. Вводные слова и словосочетания не являются членами предложения. С их помощью говорящий выражает свое отношение к содержанию высказывания (уверенность или неуверенность, эмоциональную реакцию и др.). На письме вводные слова, словосочетания и предложения обычно выделяются запятыми.

Как показывает практика, дети часто не понимают сути и смысла употребления вводных слов, не могут классифицировать их по разрядам. Отсюда трудности с пониманием темы, неумение отделить основные члены предложения от вводных слов и конструкций.

В связи с этим, для удобства и лучшего понимания темы детьми, рекомендуется перед началом изучения вводных слов, четко классифицировать их по разрядам, рассмотреть особенности употребления слов в каждом из разрядов, выделить специфику их применения в каждом отдельном случае. Также рекомендуется подобрать и тщательно проработать примеры для каждого отдельного случая употребления вводных слов. При этом для систематизации знаний, повышения запоминаемости, рекомендуется использовать дифференцированный подход в обучении. К примеру, учащимся выдаются карточки индивидуальными заданиями. В качестве базовой таблицы рекомендуется использовать таблицу с классификацией вводных слов по разрядам, в которой охарактеризованы примеры, вводные компоненты (табл.2)[15]. Такая базовая таблица заполняется всем классом коллективно.

Таблица 2.

Разряды вводных слов по значению

Значение

Вводные компоненты

Примеры

1. Оценка сообщаемого с точки зрения достоверности и т.п.:

1.1. Уверенность, достоверность

Конечно, разумеется, бесспорно, несомненно, без сомнения, безусловно, действительно, в самом деле, правда, само собой, само собой разумеется, подлинно и др.

Несомненно, кто-то высасывает жизнь из этой странной девочки, которая плачет тогда, когда другие на её месте смеются (Короленко).
Героиней этого романа, 
само собой разумеется, была Маша (Л. Толстой).
Действительно, с тех пор, как умерла моя мать... меня очень редко видели дома (Тургенев).

1.2. Неуверенность, предположение, неопределённость, допущение

Наверное, кажется, как кажется, вероятно, по всей вероятности, право, чай, очевидно, возможно, пожалуй, видно, по-видимому, как видно, верно, может быть, должно быть, думается, думаю, полагаю, надо полагать, надеюсь, некоторым образом, в каком-то смысле, положим, предположим, допустим, если хотите, так или иначе и др.

Она, наверно, по-прежнему пьёт утром кофе с печеньем(Фадеев).
Жизнь, кажется, ещё не начиналась (Паустовский).
Даровой хлеб, видно, по вкусу пришёлся (Межеров).
А мечтал он, может статься, подойти путем другим, у окошка постучаться жданным гостем, дорогим(Твардовский).
Голова у меня что-то разболелась. Должно быть, к непогоде (Чехов).

2. Различные чувства:

2.1. Радость, одобрение

К счастью, на счастье, к радости, на радость, к удовольствию кого-либо, что хорошо, что ещё лучше и др.

К счастью, Алехин вышел из дома на час раньше и успел на пароход, плывущий во Франкфурт (Котов).
Тут, к неописуемому восхищению Пети, на старом кухонном столе устроена целая слесарная мастерская(Катаев).

2.2. Сожаление, неодобрение

К несчастью, по несчастью, к сожалению, к стыду кого-либо, к прискорбию, к досаде, на беду, как на беду, как нарочно, грешным делом, что ещё хуже, что обидно, увы и др.

Я, к сожалению, должен прибавить, что в том же году Павла не стало (Тургенев).

2.3. Удивление, недоумение

К удивлению, удивительно, удивительное дело, к изумлению, странно, странное дело, непонятное дело и др.

Найдёнов, к изумлению Нагульного, в одну секунду смахнул с плеч кожанку, присел к столу (Шолохов).

2.4. Опасение

Неровен час, чего доброго, не дай бог, того и гляди и др.

Того и гляди, весло вырвет и самого в море швырнёт(Новиков-Прибой).

2.5. Общий экспрессивный характер высказывания

По совести, по справедливости, по сути, по существу, по душе, по правде, правда, по правде сказать, надо правду сказать, если правду сказать, смешно сказать, сказать по чести, между нами говоря, нечего зря говорить, признаюсь, кроме шуток, в сущности говоря и др.

Водились за ним, правда, некоторые слабости (Тургенев).
Я, признаюсь, не слишком люблю это дерево – осину...(Тургенев).
Ничто меня так не оскорбляет, смею сказать, так сильно не оскорбляет, как неблагодарность (Тургенев).

3. Источник сообщения

По сообщению кого-либо, по мнению кого-либо, по-моему, по-твоему, по словам кого-либо, по выражению кого-либо, по слухам, по пословице, по преданию, с точки зрения кого-либо, помнится, слышно, дескать, мол, говорят, как слышно, как думаю, как считаю, как помню, как говорят, как считают, как известно, как указывалось, как оказалось, как говорили в старину, на мой взгляд и др.

У Песоцкого, говорят, яблоки с голову, и Песоцкий, говорят, садом себе состояние нажил (Чехов).
Расчёт, по-моему, был математически точен(Паустовский).
Двадцать лет назад Линевое озеро было такой глушью, что, по словам лесников, не всякая птица отваживалась туда залететь (Паустовский).

4. Порядок мыслей и их связь

Во-первых, во-вторых, в-третьих, наконец, итак, следовательно, значит, таким образом, напротив, наоборот, например, к примеру, в частности, кроме того, к тому же, в довершении всего, вдобавок, притом, с одной стороны, с другой стороны, впрочем, между прочим, в общем, сверх того, стало быть, главное, кстати, кстати сказать, к слову сказать и др.

С одной стороны, темнота была спасительной: она скрывала нас (Паустовский).
Лесной воздух целебен, он удлиняет жизнь, он повышает нашу жизненную силу, и, наконец, он превращает механический, а подчас затруднительный процесс дыхания в наслаждение (Паустовский).
Итак, назавтра я стоял в этой комнате за дверями и слушал, как решалась судьба моя (Достоевский).

5. Оценка стиля высказывания, манеры речи, способов оформления мыслей

Словом, одним словом, другими словами, иначе говоря, прямо говоря, грубо говоря, собственно говоря, собственно, короче говоря, короче, вернее, лучше сказать, прямо сказать, проще сказать, так сказать, как бы сказать, если можно так выразиться, что называется и др.

Словом, Сторешников с каждым днём всё твёрже думал жениться (Чернышевский).
Короче говоря, это не хозяин в науке, а работник (Чехов).
Мы встали и пошли доталкиваться к колодцу или, вернее, к фонтану (Гаршин).

6. Оценка меры, степени того, о чём говорится; степень обычности излагаемых фактов

По меньшей мере, по крайней мере, в той или иной степени, в значительной мере, по обыкновению, по обычаю, бывает, случается, как водится, как и всегда, как это бывает, как это случается, как это случается иногда и др.

Разговаривал со мной, по крайней мере, как командующий армией (Симонов).
За стойкой, как водится, почти во всю ширину отверстия стоял Николай Иванович... (Тургенев)
Бывает, моего счастливее везёт (Грибоедов).

7. Привлечение внимания собеседника к сообщению, акцентирование, подчёркивание

Видишь (ли), знаешь (ли), помнишь (ли), понимаешь (ли), веришь (ли), послушайте, позвольте, представьте, представьте себе, можете себе представить, поверьте, вообразите, признайтесь, поверите, поверишь ли, не поверишь, согласитесь, заметьте, сделайте милость, если хочешь знать, напоминаю, напоминаем, повторяю, подчеркиваю, что важно, что ещё важнее, что существенно, что ещё существенней и др.

Струсил ты, признайся, когда молодцы мои накинули тебе верёвку на шею? (Пушкин).
Вообразите, наши молодые уже скучают (Тургенев).
Мы, если хочешь знать, мы требовать пришли (Горбатов).
Где же это, позвольте, было (Павленко).

На основании этой таблицы формируются индивидуальные задания.

Учащимся рекомендуется выполнить в индивидуальном порядке следующее задание.

1. Внимательно рассмотреть, изучить базовую таблицу (выдается одна таблица на каждого учащегося).

2. На отдельной карточке рекомендуется  составить собственную таблицу. Для этого необходимо взять по одному вводному слову из каждой категории:

- Уверенность, достоверность

- Неуверенность, предположение, неопределённость, допущение

- Радость, одобрение

- Сожаление, неодобрение

- Удивление, недоумение

- Опасение

- Общий экспрессивный характер высказывания

- Источник сообщения

- Порядок мыслей и их связь

- Оценка стиля высказывания, манеры речи, способов оформления мыслей

- Оценка меры, степени того, о чём говорится; степень обычности излагаемых фактов

- Привлечение внимания собеседника к сообщению, акцентирование, подчёркивание.

Таким образом, для каждого выбранного слова учащиеся составляют краткую характеристику: описывается способ применения данного слова, сфера его применения, описываются основные правила написания.

Также для каждого выбранного слова учащийся должен составить один или несколько примеров. Можно выписать примеры из художественного произведения.

На выполнение задания учащимся отводится определенное время. После окончания этого времени учащиеся обмениваются карточками, и проверяют правильность выполненного задания, выставляют друг другу оценки.

Для тех, кто претендует на высокий (творческий) уровень, рекомендуется составить текст из предложений, составленных приятелем.

2.3. Орфоэпическая разминка // работа на карточках (индивидуально, дифференцированно)

Дети работают на карточках по орфографии:

1 карточка:

Спишите, вставляя пропущенные буквы, выделите орфограмму. Проверочное слово укажите в скобках: зам…нять деталь, изб…гать опасности, обн…влять запас, расп…лить дрова, разл…вать молоко, д…лекий родственник, об…жать сестру, скр…петь дверью.

2 карточка:

Поставьте глаголы в форму настоящего времени, 2 лица, единственного числа, выделите орфограмму: пилить, рубить, колоть, поднимать, брить, видеть, знать, держать.

3 карточка

Саша позвал Веру и Олю в гости.

-Перестройте предложение так, чтобы слова «Вера и Оля» стали обращениями и запишите к себе в тетрадь.

4 карточка

Перед вами текст. Прочитайте его:

Винни-Пух наклонился, сунул голову в нору и крикнул:

- Эй! Кто-нибудь дома?

Вместо ответа послышалась какая-то возня, а потом снова

стало тихо.

Он подумал так: "Не может быть, чтобы там совсем-совсем

никого не было!

Поэтому он снова наклонился, сунул голову в отверстие норы

и сказал:

- Кролик, а это не ты?

- Нет, не я!- сказал Кролик совершенно не своим голосом.

- А разве это не твой голос?

По-моему, нет,- сказал Кролик. - По-моему, он совсем, ни капельки не похож! И, конечно, не должен быть похож!

- Вот как?- сказал Пух.

Он снова вытащил голову наружу, еще раз задумался, а потом

опять сунул голову обратно и сказал:

- Скажите мне, пожалуйста, куда девался Кролик?

Очевидно, он пошел в гости к своему другу Винни-Пуху. Они

такие с ним друзья!

О чем этот текст? Какова тема текста? (Винни-Пух пришел в гости к Кролику). Вам было смешно? Почему мы можем назвать текст юмористическим? В чем заключается комизм ситуации?

Есть ли в этом тексте этикетные (вежливые) слова? Проведем мини-эксперимент: прочитайте предложение без этого слова? Изменился ли тон высказывания? (да). Найдите другие вводные слова в тексте, подчеркните их (прямо в тексте)[16].

У вас выделено предложение. Прочитайте его. По-моему, он совсем, ни капельки не похож!

Заменим вводное слово в этом предложении на другое.

Отличаются ли эти предложения? Какой можно сделать вывод? (Вв. слова нужны для передачи личного отношения говорящего). Как выделяются вводные слова на письме? Это связано с особой интонацией вводности[17].

Таким образом, орфоэпическая разминка позволяет существенно разнообразить обучение и реализовать дифференцированный подход.

2.4. Самостоятельная работа: создаем текст

3 группы

1. Однажды я собрался в гости к своему другу…

Пишет начало истории, используя вводные слова

ВЕРОЯТНО

КСТАТИ

БЕЗУСЛОВНО

2. …И тут мама заносит большой торт!

КРОМЕ ТОГО

КОНЕЧНО

ВИДИМО

3. конец истории

Всем гостям понравился праздник.

ОДНИМ СЛОВОМ

К СОЖАЛЕНИЮ

К СЧАСТЬЮ.

Таким образом, можно использовать на уроках различные тексты, различные виды самостоятельной работы.

2.5. Диктанты

В рамках дифференцированного подхода широко применяются диктанты[18].

Зрительный обучающий диктант. При зрительном обучающем предупредительном диктанте текст воспринимается не только на слух, но и зрительно. С этой целью текст заранее пишется на доске. Один школьник читает текст. Преподаватель выясняет, понятен ли текст детям, обращает их внимание на новые слова, разбираются трудные в фонетическом и орфографическом плане слова, объясняется постановка знаков препинания. В зависимости от уровня учащихся работа может дополняться различными видами лексических заданий. Например:

Наступил ноябрь. Это последний месяц осени. В ноябре часто идёт холодный дождь, дует холодный ветер. На деревьях уже нет листьев, потому что погода холодная. Моя подруга говорит, что ноябрь – это самый холодный осенний месяц.

Следует обратить внимание на повторяющееся прилагательное холодный. Ставится задача – устранить это повторение, подобрав близкие по значению слова. После этого текст закрывается, и дети пишут его под диктовку.

Возможен ещё один вариант проведения зрительного творческого диктанта. Вначале дети пишут диктуемое на слух, а затем текст, записанный предварительно на доске, открывается. Дети проверяют написанное у себя, исправляют ошибки и объясняют их[19].

Особенно целесообразно пользоваться творческими зрительными диктантами, когда идёт процесс изучения и запоминания новой лексики, новых грамматических категорий. Например, при изучении темы «Город». Вот один из вариантов: на доске записан текст, в скобках написаны имена существительные в форме именительного падежа. Задание: заменить существительные в именительном падеже существительными в предложном падеже, используя предлоги в или на. Методика проведения такого диктанта остается прежней.

Сейчас я живу (Казань). Он расположен (берег) Волги и Казанки. (Город) много парков, скверов, театров, магазинов. На центральной (улица) города можно увидеть памятник Шаляпину. Жители города и туристы любят гулять (Кремль). Казань – город студентов. (Университеты) учатся российские и иностранные студенты. И т.д

Творческий диктант на вставку слов и словосочетаний. 

Учащимся выдается карточка с текстом, приведенным ниже. Ставится задача закончить начатое предложение. Например:

Осенью я приехал в Россию. Сейчас я живу в Казани. Я приехал сюда, чтобы… Я хочу учиться в университете, потому что… Мой преподаватель говорит, что … Я хочу быть …, потому что …Через год я буду студентом, если я…[20].

Другой вариант – учащимся выдается текст. Ставится задача – расставить знаки препинания, или недостающие слова[21].

Сегодня вечером ко мне придут гости. Я буду готовить ужин для своих друзей. Я иду в … магазин, чтобы купить … продукты. Вот … яблоки, вот … помидоры, а вот … картошка. Еще мне надо купить … курицу, … лук и, конечно, … торт. Вот отдел, где есть … соки. Мои друзья любят пить … сок, поэтому я куплю две коробки. Может быть, я возьму еще … воду. Марат и Миша очень любят … хлеб, поэтому я куплю его тоже.

Тестовые задания

Выберите нужное слово/ форму слова:

1. Новый язык люди … клинописью.

А) назвали

Б) звали

В) назвались

2. В те … времена шумеры говорили на не понятном языке.

А) старшие

Б) старые

В) старинные

В тесте были представлены задания, позволяющие выявить владение знаниями в области грамматики русского языка: падежная система имен существительных и прилагательных, формы степеней сравнения имен прилагательных и т.д.:

1. А вот в … письменность состояла из рисунков.

А) Древний Египет

Б) Древнего Египта

В) Древнем Египте

2. А чем … они писали, тем … у них получалось.

А) быстрее, некрасивее

Б) быстро, некрасиво

В) самое быстрое, самое некрасивое

Г) быстрейший, некрасивейший

Объяснительный диктант. Позволяет не только отрабатывать навыки правописания, но и пополнять лексический запас. Так, на уроке учащимся диктуется авторский диктант из слов, относящихся к различным тематикам. Одни диктант содержит в среднем 10 слов. Таким образом, проводя такие диктанты ежедневно (5 дней в неделю), словарный запас пополнится на 50 слов. При проведении 100 таких диктантов, словарный запас учащихся пополнится уже на 1000 слов[22].

Рассмотрим опыт проведения объяснительных диктантов.

Литература: аршин, бадья, библиотека, ведьма, В. Драгунский, дуэль, кафтан, кибитка, кольчуга, И. Крылов, лицей, М. Ломоносов, писатель, поденщик, поэт, притча, произведение, А. Пушкин, Россия, сказка, стихи, Л. Толстой, устный, флигель, чтение, К. Чуковский и т. д.

Математика: дробь, задача, линейка, ноль, отчет, слагаемое, циркуль.

История: авиация, бадья, ведьма, века, вечный, герб, года, град, дань, заговорщик, кольчуга, Красная площадь, люлька, Минин, оружие, Петр I, Пожарский, царь, ядро.

География:

а) названия стран: Австрия, Алжир, Америка, Германия, Египет, Индия, Италия, Китай, Польша, Украина, Чехия, Япония;

б) названия городов, сел, деревень: Астрахань, Безенчук, Горький, Иваново, Измайловка (деревня), Казань, Курск, Москва, Нижний Новгород, Николаев, Нью-Йорк, Отрадный, Париж, Ростов, Самара, Санкт-Петербург, Саратов, Сочи, Сызрань, Тверь, Тольятти, Углич, Чапаевск, Ширяево;

 в) названия рек, озер, морей, океанов: Амур, Байкал, Волга, Дон, Енисей, Желтое (море), Иртыш, Каспийское море, Обь, Ока, Тихий океан, Урал, Черное (море);

г) названия гор, пустынь: Жигули, Сахара;

 д) названия материков: Азия, Антарктида, Африка;

е) названия островов, полуостровов, регионов: Арктика, Дальний Восток, Камчатка, Кижи, Крым, Курилы, Поволжье, Подмосковье и т. д.

Музыка: альбом, ария, балет, Бах, вальс, виолончель, гитара, дуэт, композитор, концерт, Моцарт, пейзаж, скрипка, солист, соната, фрак, Чайковский, чардаш, Шопен и т. д.

Изобразительное искусство: Айвазовский, акварель, живопись, картина, Левитан, маринист, мольберт, натюрморт, пейзаж, портрет, Репин, Серов, художник и т. д.

Физическая культура: бег, брасс, винтовка, вратарь, коньки, кроль, лыжи, плаванье, пловец, пловчиха, секция, соревнования, ходьба и т. д.

Зоология: аист, бабочка, беличья, бивень, бобры, бульдог, бурьян, верблюд, волчата, волчица, воробей, ворона, выводок, гепард и т. д.

Ботаника: береза, виноград, герань, деревья, дуб, елочка, морковка, одуванчик, пальма, ромашка, рыжик, сирень, сосна, тростник, шиповник и т. д.

Окружающий мир: агат, арбуз, болото, весна, ветер, ветка, вода, вьюга, гнездо, гриб, гроза, дождь, жемчуг, заморозки, заросли, заря и т. д.[23].

Любовь к Родине, отношение к родителям, друзьям, праздники, Великая Отечественная война, профессии людей, черты характера человека и т. д.[24]

а) Родина: защищать, Отчизна, патриотизм, Родина-мать, Россия, Русь;

б) отношение к родителям, друзьям: дружба, помощь, почтение, преданность, уважение;

 в) герои Великой Отечественной войны: А. Покрышкин, Л. Голиков, З. Космодемьянская, М. Казей, А. Матросов, З. Портнова;

 г) профессии: банкир, банщик, бегун, боксер, вагонщик, врачи, гонщик, дежурный, каменщик, почтальон, сварщик, шофер.

Таким образом, можно использовать различные диктанты для реализации дифференцированного подхода.

Выводы по главе 2.

На уроках русского языка широко применяется дифференцированное обучение, которое позволяет вести одновременно работу с классом, и иметь дифференцированный подход к каждому отдельному учащемуся. Примером могут быть различные лингвистические, синтаксические, лексические тренажеры, позволяющие отрабатывать навыки, закреплять знания. Широко применяются как компьютерные варианты программ, так и специально созданные учителем карточки с дифференцированными заданиями на определенные темы.

Наша методическая разработка включает следующие элементы:

1. Дифференцированные задания на различные темы (на карточка).

2. Дифференцированный подход к изучению темы «Вводные слова».

3. Орфоэпическая разминка

4. Самостоятельная работа: создаем текст.

5. Зрительный обучающий диктант.

6. Творческий диктант на вставку слов и словосочетаний.

7. Тестовые задания

8. Объяснительный диктант.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

        Одним из рациональных способов организации индивидуальных образовательных маршрутов по русскому языку является применение дифференцированного подхода, в рамках которого можно уделить максимум внимания ребенку, реализовав его индивидуальные потребности, ожидания. Однако, как показывает практика, теоретические и практические аспекты реализации дифференцированного подхода на уроках русского языка все еще остаются недостаточно изученными. Поэтому нами было проведено исследование, составлены методические разработки для реализации дифференцированного подхода в обучении.

В ходе исследования цели исследования достичь удалось. Рассмотрели особенности применения дифференцированного подхода на уроках русского языка.

Все задачи решены в полном объеме.

1. Привели краткую характеристику дифференцированного подхода как метода обучения.

Дифференцированный подход – метод обучения, в рамках которого можно реализовать индивидуальный подход к каждому учащемуся в рамках фронтальной работы со всем классом.

При использовании дифференцированного обучения можно использовать индивидуальный подход к каждому учащемуся даже на фоне общей фронтальной работе, что особенно удобно, если в классе есть дети со специальными образовательными потребностями. Учащийся может выполнять задание в своем темпе и скорости, вне зависимости от заданий, полученных остальными учащимися класса. Весь учебный материал разбивается по группам и выстаивается в логической последовательности. Порядок подачи материала строго согласовывается, что позволяет учащемуся освоить его самостоятельно. Получив определенную порцию информации, учащийся конструирует ответ, путем подбора вариантов, либо составления краткого ответа на контрольные вопросы. Затем производится окончательный выбор ответа. Подкрепление правильного ответа наступает сразу же, что указывает на наличие немедленной обратной связи. Ответ проверяется, при необходимости сразу же исправляются допущенные ошибки.

2. Раскрыли возможности использования дифференцированного подхода на уроках русского языка.

Дифференцированное обучение представляет собой самостоятельный метод работы, при котором учащиеся самостоятельно работают над предварительно подобранным материалом. Сегодня такую форму обучения относят к самостоятельному методу обучения, находящему широкое применение практически на любом уроке, в том числе, на уроке русского языка. Дифференцированный подход позволяет повторить изученный ранее материал, закрепить информацию, изучить новую тему, обобщить имеющиеся данные, провесит контроль знаний.

3. Представили методическую разработку по использованию дифференцированного подхода на уроках русского языка в школе.

В основе разработки лежит применение индивидуальных карточек по различным темам, применение индивидуальной работы с таблицей в рамках темы «Вводные слова». Также представлены различные дидактические задания на карточках для индивидуального выполнения, приведена методика проведения дифференцированных диктантов.

        Практические рекомендации состоят в последовательном введении в практику образовательного учреждения. Важно не только внедрить дифференцированные задания, но и провести комплексную оценку их эффективности.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Азимов, Э.Г. Живой русский: Учебник русского языка для начинающих / Э.Г. Азимов, Л.В. Фарисенкова. - М.: ИКАР, 2015. - 220 c.
  2. Айзацкая, Н.И. Русский язык: 3 класс. Найди ошибку. Языковые игры / Н.И. Айзацкая. - М.: Эксмо, 2010. - 96 c.
  3. Аксенова, М.П. Русский язык по-новому. В 2-х т. Русский язык по-новому. Часть 2: (уроки 16-22) / М.П. Аксенова. - М.: Форум, 2010. - 408 c.
  4. Аксенова, М.П. Русский язык по-новому. В 2-х т.Русский язык по новому. Часть 1 (уроки 1-15) / М.П. Аксенова. - М.: Форум, 2010. - 648 c.
  5. Арбатова Е.А. Правила русского языка в таблицах и схемах. – СПб.: Изд.Дом “Литера”, 2012.
  6. Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации // Интернет-версия справочно-правовой системы «КонсультантПлюс. Региональное законодательство». Режим доступа: http://base.consultant.ru/regbase/cgi/online.cgi
  7. Баландина, Л.А. Русский язык и культура речи.: Учебное пособие для аудиторной и самостоятельной работы студентов-нефилологов высших учебных заведений / Л.А. Баландина. - М.: Моск. ун-та, 2012. - 256 c.
  8. Баландина, Л.А. Русский язык и культура речи: Практикум для аудиторской и самостоятельной работы студентов-нефилологов ВУЗов / Л.А. Баландина, Г.Р. Давидян, Г.Ф. Кураченкова и др. - М.: Моск.университета, 2012. - 96 c.
  9. Баранов М.Т. Русский язык: справочные материалы: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений , М.Т. Баранов, Т.А. Костяева, А.В.Прудникова; под ред. Н.М. Шанского – 11 изд. – М.: Просвещение, 2009
  10. Барова, Е.С. Дидактический материал (упражнения) к: Учебнику "Русский язык" для 6-го кл. Бунеева Е.В. ФГОС / Е.С. Барова. - М.: Баласс, 2014. - 144 c.
  11. Бенвенист, Эмиль. Общая лингвистика: Пер. с фр. / Э. Бенвенист. - М.: РФ, 2014. – 448 с.
  12. Березовская Я.Л. Из опыта проведения Всероссийской акции «Тотальный диктант» для иностранных учащихся // Lingua mobilis. - №1(54). – 2016. – С. 14-18.
  13. Богатова Е.Н. Роль творческого диктанта в процессе совершенствования содержания и качества преподавания русского языка как иностранного // Вестник Казан. технол. ун-та. - 2015. - №1. – С.261-264.  
  14. Воскресенская, Е.О. ЕГЭ. Русский язык. Универсальный справочник / Е.О. Воскресенская, Е.М. Ткаченко, Н.В. Слаутина. - М.: Эксмо, 2015. - 336 c.
    79.
  15. Галкина-Федорук, Е.М. Современный русский язык: Синтаксис / Е.М. Галкина-Федорук, К.В. Горшкова, Н.М. Шанский. - М.: КД Либроком, 2015. - 200 c.
  16. Гвоздева, Е.В. Русский язык. Пособие для поступающих в ВУЗ. / Е.В. Гвоздева, Е.Ф. Косицына, В.Н. Орлова, И.В. Чирин. - М.: МГИУ, 2007. - 160 c.
  17. Герд, А.С. Прикладная лингвистика. - Спб.: Изд-во СпбГУ, 2015. - 268 с.
  18. Грудева Е.В., Покровская А.Л. Тотальный диктант – диктант для взрослых? // Вестник Череповецкого государственного университета. - №5. – 2016. – 65-68.
  19. Грудева Е.В., Покровская А.Л. Тотальный диктант- 2015: анализ текста // В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологи: Сборник статей по материалам LI международной научно- практической конференции (17 августа 2015 года). №8 (51). Новосибирск, 2015. С. 32–43.
  20. Девятова, Н.М. ЕГЭ. Русский язык. Типичные ошибки: Учебное пособие / Н.М. Девятова, Е.Ю. Геймбух.. - М.: Проспект, 2013. - 208 c.
  21. Дейкина, А.Д. Русский язык. 5-й класс. В 2-х т.Русский язык. 5-й класс: Учебник для общеобразовательных учреждений: базовый и профильный уровни: В 2ч / А.Д. Дейкина. - М.: АСТ, Астрель, 2011. - 444 c.
  22. Диброва, Е.И. Современный русский язык: Учебник для бакалавров / П.А. Лекант, Е.И. Диброва, Л.Л. Касаткин . - М.: Юрайт, 2013. - 559 c.
  23. Докучаева, Р.М. Современный русский язык. Синтаксис сложного предложения: Учебное пособие / Р.М. Докучаева. - М.: Флинта, 2016. - 232 c.
  24. Загидулина М.В. Русский язык: полный курс подготовки к ЕГЭ. М.: АСТ. 2014.- 320с.
  25. Загоруйка, А.Я. Конверсия – морфологический способ словообразования. – М.: Наука, 1961. – 219 с.
  26. Каясова Т.А. Роль объяснительных диктантов в формировании языковой личности // Вестник ОГУ. - №9 (145). – 2012. – С. 13-17.
  27. Кубрякова, С.С. Что такое словообразование. – М.: Наука, 1965. – 327 с.
  28. Куликова, И.С., Салмина, Д.В. Введение в металингвистику. – СПб, 2012. - 352 с.
  29. Орлова Н.В. Хроника IV Международной научно-практической конференции Тотального диктанта «Динамические процессы в современном русском языке» // Коммуникативные исследования. 2016. № 3 (9). С. 134–138.
  30. Официальный сайт Тотального диктанта. Режим доступа: http://totaldict.ru/ (дата обращения – 24.03.2019).
  31. Павлова С.А. Методика подготовки к ЕГЭ по русскому языку: алгоритмы рассуждения при выборе правильного ответа. – М.: Просвещение,2009.- 192с
  32. Просто и занимательно о русском языке: пособие для учащихся 5-9 кл., [И.И.Постникова, И.М.Подгаецкая, М.Н. Везерова и др.] -М.: Просвещение, 2007.
  33. Розенталь Д.Э.Ю Джанджакова Е.В., Кабанова Н.П. Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию. – М. Московская международная школа переводчиков, 1994.
  34. Сенина Н.А. Русский язык. Подготовка к ЕГЕ-2017.- Ростов н,Д: Легион, 2011, -524 с. 
  35. Стандарты второго поколения. Примерные программы начального общего образования. В 2 ч. Часть 1. – М.: «Просвещение», 2010. – С. 7, 8.


[1] Баландина, Л.А. Русский язык и культура речи.: Учебное пособие для аудиторной и самостоятельной работы студентов-нефилологов высших учебных заведений / Л.А. Баландина. - М.: Моск. ун-та, 2012. - 256 c.

[2] Азимов, Э.Г. Живой русский: Учебник русского языка для начинающих / Э.Г. Азимов, Л.В. Фарисенкова. - М.: ИКАР, 2015. - 220 c.

[3] Сенина Н.А. Русский язык. Подготовка к ЕГЕ-2017.- Ростов н,Д: Легион, 2011, -524 с. 

[4] Гвоздева, Е.В. Русский язык. Пособие для поступающих в ВУЗ. / Е.В. Гвоздева, Е.Ф. Косицына, В.Н. Орлова, И.В. Чирин. - М.: МГИУ, 2007. - 160 c.

[5] Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации // Интернет-версия справочно-правовой системы «КонсультантПлюс. Региональное законодательство». Режим доступа: http://base.consultant.ru/regbase/cgi/online.cgi

[6] Баландина, Л.А. Русский язык и культура речи.: Учебное пособие для аудиторной и самостоятельной работы студентов-нефилологов высших учебных заведений / Л.А. Баландина. - М.: Моск. ун-та, 2012. - 256 c.

[7] Герд, А.С. Прикладная лингвистика. - Спб.: Изд-во СпбГУ, 2015. - 268 с.

[8] Розенталь Д.Э.Ю Джанджакова Е.В., Кабанова Н.П. Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию. – М. Московская международная школа переводчиков, 1994.

[9] Баландина, Л.А. Русский язык и культура речи.: Учебное пособие для аудиторной и самостоятельной работы студентов-нефилологов высших учебных заведений / Л.А. Баландина. - М.: Моск. ун-та, 2012. - 256 c.

[10] Аксенова, М.П. Русский язык по-новому. В 2-х т.Русский язык по новому. Часть 1 (уроки 1-15) / М.П. Аксенова. - М.: Форум, 2010. - 648 c.

[11] Девятова, Н.М. ЕГЭ. Русский язык. Типичные ошибки: Учебное пособие / Н.М. Девятова, Е.Ю. Геймбух.. - М.: Проспект, 2013. - 208 c.

[12] Баландина, Л.А. Русский язык и культура речи: Практикум для аудиторской и самостоятельной работы студентов-нефилологов ВУЗов / Л.А. Баландина, Г.Р. Давидян, Г.Ф. Кураченкова и др. - М.: Моск.университета, 2012. - 96 c.

[13] Куликова, И.С., Салмина, Д.В. Введение в металингвистику. – СПб, 2012. - 352 с.

[14] Баранов М.Т. Русский язык: справочные материалы: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений, М.Т. Баранов, Т.А. Костяева, А.В.Прудникова; под ред. Н.М. Шанского – 11 изд. – М.: Просвещение, 2009

[15] Арбатова Е.А. Правила русского языка в таблицах и схемах. – СПб.: Изд.Дом “Литера”, 2012.

[16] Айзацкая, Н.И. Русский язык: 3 класс. Найди ошибку. Языковые игры / Н.И. Айзацкая. - М.: Эксмо, 2010. - 96 c.

[17] Диброва, Е.И. Современный русский язык: Учебник для бакалавров / П.А. Лекант, Е.И. Диброва, Л.Л. Касаткин . - М.: Юрайт, 2013. - 559 c.

[18] Дейкина, А.Д. Русский язык. 5-й класс. В 2-х т.Русский язык. 5-й класс: Учебник для общеобразовательных учреждений: базовый и профильный уровни: В 2ч / А.Д. Дейкина. - М.: АСТ, Астрель, 2011. - 444 c.

[19] Березовская Я.Л. Из опыта проведения Всероссийской акции «Тотальный диктант» для иностранных учащихся // Lingua mobilis. - №1(54). – 2016. – С. 14-18.

[20] Богатова Е.Н. Роль творческого диктанта в процессе совершенствования содержания и качества преподавания русского языка как иностранного // Вестник Казан. технол. ун-та. - 2015. - №1. – С.261-264. 

[21] Аксенова, М.П. Русский язык по-новому. В 2-х т.Русский язык по новому. Часть 1 (уроки 1-15) / М.П. Аксенова. - М.: Форум, 2010. - 648 c.

[22] Грудева Е.В., Покровская А.Л. Тотальный диктант- 2015: анализ текста // В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологи: Сборник статей по материалам LI международной научно- практической конференции (17 августа 2015 года). №8 (51). Новосибирск, 2015. С. 32–43. 

[23] Каясова Т.А. Роль объяснительных диктантов в формировании языковой личности // Вестник ОГУ. - №9 (145). – 2012. – С. 13-17.

[24] Орлова Н.В. Хроника IV Международной научно-практической конференции Тотального диктанта «Динамические процессы в современном русском языке» // Коммуникативные исследования. 2016. № 3 (9). С. 134–138.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектирование индивидуального образовательного маршрута на уроке

Презентация технологии проектирования индивидуального образовательного маршрута на уроке....

Методическая разработка на тему: "Организация индивидуальных образовательных маршрутов на занятиях."

Актуальность индивидуальных подходов к ученику в дополнительном образовании никогда не ослабевала, а, наоборот, с развитием новых учебных технологий приобретает наибольшую значимость. Если в системе о...

Построение индивидуальных маршрутов на уроках русского языка

Построение индивидуального образовательного маршрута - требование времени. Он позволяет учесть индивидуально-психологические особенности ученика, особенности мотивации к обучению. Распределение ученик...

Рабочий лист как способ организации образовательного процесса на уроках русского языка и литературы

Выступление ( из опыта работы) на фестивале методических идей  на тему "Рабочий лист как способ организации образовательного процесса на  уроках русского языка и литературы""...

Статья "Организация нового образовательного пространства на уроках русского языка и чтения с использованием технологии критического мышления. (Коррекционная школа. Из опыта работы)"

Статья. Организация нового образовательного пространства на уроках русского языка и чтения с использованием технологии критического мышления. (Коррекционная школа. Из опыта работы)...