Технологическая карта урока русского языка в 5 классе на тему: "Фразеологизмы"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Шамина Галина Ивановна

Урок на тему: "Фразнологизмы"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: Фразеологизмы.

Цели урока (образовательные):

- знать определение фразеологии как раздела лексикологии; основные признаки фразеологизмов, их роль в обогащении речи;

- опознавать их в тексте и устной речи;

- понимать сходство и различие со словом и словосочетанием;

- уметь определять значение фразеологизмов, употреблять фразеологизмы в речи с целью ее обогащения;

- расширить словарный запас детей.

Цель: Формирование ценностного отношения к совместной учебно-познавательной деятельности в ходе освоения учебного материала по теме «Фразеологизмы» на основе системно-деятельностного подхода с применением элементов технологий развития критического мышления через чтение и письмо, обучение в сотрудничестве, проблемного обучения, ИКТ.

Основные методы: наглядно-иллюстративный, частично-поисковый, словесный, контроля.

Учебник :5 класс Русский язык . Л. М. Рыбченкова, 2016 г.

Результаты деятельности:

Предметные УУД

Метапредметные УУД

Личностные УУД:

  • овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний

  • понимание особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка в тексте.

  • владение всеми видами речевой деятельности: аудирование и чтение;
  • владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов;
  • овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации;
  • способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
  • способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к прочитанному, услышанному, увиденному.
  • Самоопределение (познавательная инициатива открытия нового знания (умения); способность к самооценке;
  • смыслообразование (ценностное отношение к речевому самосовершенствованию и усвоению грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения;

Этап урока /

Учебная ситуация

Цель этапа

Взаимодействие в образовательном процессе

Формирование УУД

Характеристика деятельности учителя

Характеристика деятельности учащихся

коммуникативные

познавательные

регулятивные

личностные

1. Мотивация. Самоопределение к деятельности.

Формирование и развитие ценностного отношения к умению оценивать готовность к предстоящей деятельности

Приветствует учащихся.

Мотивирует на учебную деятельность

Приветствуют учителя.

Определяют свою готовность к уроку. Включаются в деловой ритм.

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Волевая саморегуляция как способность к мобилизации

сил и энергии; способность к волевому усилию

Самоопределение

Вызвать интерес и готовность к учебной деятельности

2. Постановка цели и задач урока.

Мотивация учебной деятельности обучающихся.

Формирование и развитие ЦО к умению определять и формулировать проблему, познавательную цель и тему для изучения

Организует прочтение четверостишия:

«Не бей баклуши», - так твердила мама,

Но сын ей отвечал упрямо:

«Лежу я на диване и ем груши,

Не собираюсь бить какие – то баклуши!»

Почему сын не понял маму?

Создаю условия для постановки темы урока, записываю ее на доске

Также предлагает сформулировать цели и задачи урока, закончив фразы:

- Зная тему урока, давайте попробуем определить, какие цели мы должны поставить, чтобы эту тему усвоить. Продолжите фразу:

- сформировать понятие…

- сформировать умение находить…

- сформировать умение объяснять…

- сформировать умение использовать...

Слушают четверостишие (один читает), устно отвечают на поставленный вопрос, объясняют значение устойчивых словосочетаний в приведённом четверостишии.

Формулируют самостоятельно тему урока.

Записывают тему урока в тетрадь и устно размышляют о том, какие слова в ней им уже известны, какие предположения они могут выдвинуть.

Путем продолжения предложенных фраз, самостоятельно устанавливают цели и задачи урока.

Представлять различные формы общения

Наблюдение и анализ объекта.

Оценивать правильность

общения, осуществлять

самоанализ и взаимоанализ успешности в учебном диалоге.

3. Решение учебной задачи

Формирование и развитие ценностного отношения к совместной познавательной деятельности по анализу понятия «фразеологизмы», их лексическому и грамматическому строению

Организует ситуацию решения учебной задачи о фразеологизмах, как устойчивых неделимых сочетаниях слов:

Организует ситуацию анализа учебного материала

-Какие фразеологизмы нарисованы на картинках? Какими бы выражениями описали рисунки?

Решают проблему, обсуждая и выдвигая гипотезы в совместной (парной) деятельности, осуществляют поиск необходимой информации работают над толкованием лексического значения терминов и

представляют собственное толкование термина.

Дискутируют.

Приводят примеры

Строят аналитическое высказывание дополняют , уточняют свои предположения.

Читают правило на стр.116 учебника

Взаимодействовать во фронтальной работе

Умения правильно поставить конкретные цели, прогнозировать возможные ситуации.

Учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем.

4. Первичное

Закрепление. Самостоятельная работа с самопроверкой

Формирование и развитие ЦО к умению выполнять и оценивать задание .

Организует ситуацию первичного закрепления, взаимопроверки и взаимооценки

Организует ситуацию

Выполняют

Наблюдают, исследуют, обсуждают в парах. Осуществляют самооценку и взаимооценку.

Обоснование выбора

Осуществление самоанализа успешности участия в учебном диалоге

Фразеологический и орфографический практикум

На школьном дворе мы работали дружно, стараясь не ударить в грязь лицом.

Дворе – двор

Работали – запомнить

Не ударить – не с глаголами

В грязь – грязный

Лицом – запомнить

Маша и Даша похожи, как две капли воды.

Маша и Даша – имя собственное

Похожи – запомнить

Воды – вОды

Ты всегда преувеличиваешь, делаешь из мухи слона.

Всегда – запомнить

Преувеличиваешь – пре – приставка

Вел – корень- запомнить

Делаешь – дЕло,  окончание  ЕШЬ

Слона – слОн

Буратино молчал, будто в рот воды набрал

Буратино – имя собственное

Молчал – мОлча

Будто – запомнить

Обиделся Незнайка на друзей, надулся, как мышь на крупу.

Обиделся – о – приставка

Незнайка – имя собственное

Мышь- 3 ск. Ж.р

5. Динамическая пауза

Формирование ценностного отношения к своему здоровью

Организует ситуацию отдыха, снятия утомления с туловища.

Показывают движениями животного из фразеологического оборота

Упрямый как

Злой как

Здоровый как

Хитрый как

Трусливый как

6.Этап - Первичная диагностика усвоения учебного материала

Формирование и развитие ЦО к осуществлению оценочных умений (контроля , самоанализа, взаимодействия)

Организует ситуацию контроля усвоения нового материала.

Задание

Найди соответствие

Работа с учебником стр.117 упр.259

Организует ситуацию обобщения усвоенного материала.

Что значит синонимичные фразелогизмы?

Упр.260 стр.118

Наблюдают, исследуют, обсуждают в парах

Работают со словарем фразеологизмов.

Выполняют задания в учебнике

Взаимодействуют в беседе, строят понятные

для партнеров высказывания.

Достижение поставленной учебной задачи.

определение последовательность действий.

Оценивание результатов деятельности

Использование усвоенных приемов работы для решения учебных задач

оценивание образовательных достижений

(учебных успехов).

7. Этап - Обобщение усвоенного и включение его в систему ЗУНов.

Итоги урока.

Формирование и развитие ЦО к

учебно-информационным

(поисково-познавательная деят-ть) , учебно-интеллектуальным умениям (анализировать, сопоставлять, сравнивать, обобщать).

Предлагает вернуться к поставленным задачам и проанализировать, все ли удалось исследовать, осмыслить по учебному материалу?

Наблюдают, анализируют и осмысливают полученные результаты по изучению темы соотносят цели и полученный результат, проговаривая и фиксируя свои достижения, обнаруживают незнание, находят причины затруднений

8. Этап - Рефлексия (эмоциональная)

учебной деятельности

Формирование и развитие ценностного отношения к умению анализировать и оценивать свои достижения в учебной деятельности

Организует дискуссию, позволяющую ученикам осмыслить личный вклад в коллективную работу

Поощряет детей за активность, познавательную инициативу

Заполняют таблицу:

Оформляют монологи-ческое высказывание

Комментируют самооценку.

анализ эмоционального состояния, полученного от успешной (неуспешной) деятельности,

оценивание собственную учебную деятельности:

свои достижения, самостоятельность,

инициативу, ответственность, причины

неудач;

Знал

Узнал

Могу

9. Этап - Предъявление и комментирование домашнего задания.

Закрепление, проверка уровня усвоения учебного материала

Осуществляю ситуацию инструктажа по домашнему заданию.

Задание творческое, вариативное (дифференцировано по объему, сложности, типу заданий)

Учебник

стр.118 упр.261 1вариант – А

2 вариант – Б

Предупреждает о возможных затруднениях, рекомендует пути их преодоления

Выбирают, спрашивают, записывают в дневник.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка: 5 класс (ЗПР) школы для глухих детей.

Конспект урока по теме: "Корень. Однокоренные слова". Тип урока: повторение пройденного материала....

технологическая карта урока русского языка 5 класс "тире между подлежащим и сказуемым"

Какие требования выдвигает новый ФГОС? Что является отличительной особенностью нового Стандарта? Как построить урок в соответствии с требованиями Стандарта второго поколения? В качестве примера привож...

Урок русского языка 6 класс по теме "Фразеологизмы"

Практическая работа по теме "Фразеологизмы"...

Технологическая карта урока русского языка 6 класс тема"Наклонение глагола. Изъявительное наклонение"

Технологическая карта урока русского языка составлена с учётом требований ФГОС . УМК Бабайцевой...

Технологическая карта урока русского языка 5 класс

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе...

Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Роль языка в жизни общества. Язык и человек"

Тип урока: Урок объяснения нового материалаЦель: Формировать представление об изучаемом предмете; сообщить учащимся, что язык – это средство человеческого общения; познакомить с учебником, опред...

открытый урок русского языка 6 класс по теме "Фразеологизмы"

Данный урок является заключительным в изучении темы "фразеологизмы" и проходит в виде игры. Дети проходят разные этапы: от пантомимы до матматических действий. Урок проходит очень интересно ...