Подготовка учащихся к ВПР
консультация по русскому языку (8 класс)

Материал может приготиться  учителям, работающим в среднем звене для подготовки учащихся к ВПР

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл podgotovka_k_vpr.odt21.09 КБ

Предварительный просмотр:

Подготовка  учащихся к ВПР  по русскому языку 

   

                          Лопатина Г.В., учитель русского языка и литературы ОГАОУ                              «Ступени»

В современном школьном образовании помимо таких аббревиатур, как ЕГЭ и ОГЭ, появилась новая - ВПР (Всероссийские проверочные работы). Много вопросов вызывает данный вид диагностической работы учащихся. Поскольку ВПР — явление достаточно новое, ни дети, ни учителя, ни родители до конца не понимают, на что будут влиять результаты этих проверочных. Представители Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки прокомментировали, что «ВПР — это обычная контрольная работа, которую школьники выполняют каждый год. Но от административных контрольных работ учебного учреждения, их отличает то, что задания разрабатываются на федеральном уровне, что обеспечивает единство подходов к проведению работ и их оцениванию, а результаты заносятся в федеральную информационную систему для дальнейшего анализа, который влияет на будущее содержание ВПР».

Задания проверочной работы  по русскому языку направлены на выявление уровня владения обучающимися предметными правописными нормами современного русского литературного языка и умениями фонетического, морфемного, морфологического и синтаксического разборов, а также регулятивными и познавательными универсальными учебными действиями.

 ВПР включает большой перечень планируемых результатов, в соответствии с ФГОС.

        Я хочу поделиться своим опытом о том, как я готовлю своих учеников к написанию ВПР по русскому языку.  Постоянно готовлю детей к экзаменам, написанию контрольных работ, мониторингов, ОГЭ, ЕГЭ. В этом году я работаю в 7 классе. И нам скоро предстоит написание ВПР по русскому языку. Все мы знаем, что это  сложная работа, которая требует очень большой и долгой подготовки.

        Для начала я тщательно ознакомилась с работами  учащихся  прошлого года. И на начало учебного года я уже имела  чёткое  представление,  как я буду готовить своих учеников к такой работе.  При подготовке к проверочной работе по русскому языку много внимания уделяла списыванию текста, так как есть дети, которые при списывании делали огромное количество ошибок. А здесь не только необходимо списать, но и  грамотно вставить пропущенные орфограммы, раскрыть скобки, расставить знаки препинания.

       Практически на каждом уроке ведётся такая работа. Тексты, конечно, я подбираю небольшие, так как нам ещё и новые темы предстоит изучить на данном уроке.

              Работа по подготовке к ВПР по русскому языку ведётся постоянно, также я знакомлю  детей  с критериями оценки заданий.

           Работа в 7 классе сложная. Текст содержит 51 орфограмму — при этом, если допущено более 5 ошибок, уже ставится 0 баллов. Из представленных 17 типов орфограмм  многие  изучаются непосредственно в 7 классе.

      В работе по подготовке к ВПР часто использую  таблички-подсказки. Немало ошибок у ребят на правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий.(Кстати, это задание есть в ЕГЭ , задание №12). Нередко даю им правила-стихотворения (Ко 2 же спряжеью отнесем мы ,без сомненья...)  

 Предлагаю учащимся запомнить следующую закономерность: букве Е в окончании глагола в единственном числе соответствуют буквы У-Ю во множественном числе: полЕт — полЮт, скачЕт — скачУт. Букве И соответствуют буквы А-Я: слышИт — слышАт, обидИт — обидЯт. Значит, буквы Е и И в личных окончаниях глаголов можно проверять по множественному числу. Кстати, так легко проверяются все слова исключения: видЯт — значит видИт; смотрЯт — значит смотрИт. Справедливо и обратное — множественное число проверяем по единственному.  Это же правило применяем при написании суффиксов причастий. Если в глаголе множественного числа в окончании А - Я, то суффикс причастия АЩ - ЯЩ, если в глаголе пишем У-Ю, то суффикс причастия УЩ - ЮЩ. Суффиксы ЕМ-ИМ проверяем по окончаниям глаголов единственного числа: видИмый — видИт, проверяЕмый — проверяЕт
     Что касается правописания НЕ с различными частями речи, то тут при подготовке нужно много упражняться в применении общих правил.(В ЕГЭ задание 13)  Я даю ребятам материал по блокам. Если с существительным не связан союз А, то пишем слитно («говорить неправду»). Если НЕ связано с причастием или прилагательным, то нужно посмотреть на зависимые слова: у причастий на раздельное написание с НЕ влияет любое зависимое слово («еще не скошенная трава»), у прилагательных только избранные слова (далеко, вовсе, отнюдь, ничуть, нисколько) и любые слова, начинающиеся с НИ («отнюдь не веселая история», «далеко не смешной фильм»). Глаголы, деепричастия и краткие причастия с НЕ пишутся раздельно. Местоимения пишутся с НЕ раздельно при наличии между частицей и местоимением предлога («не от кого», «не с кем»), а в остальных случаях — слитно (нечего, некого).

        При выполнении второго задания — разбор по составу и словообразовательный разбор напоминаю, что у наречий и деепричастий(в 7 классе) нет окончаний и нулевых в том числе. Думаю, для этого задания будут даны именно эти части речи.  Если в задании 2 предложено наречие, то, скорее всего, речь идет о суффиксальном способе словообразования или приставочно-суффиксальном. Советую ребятам не забывать, что для  определения суффикса причастия или отглагольного прилагательного нужно назвать глагол, от которого оно образовано.

      Задание 3  и 4 сложное, потому что учащимся нужно знать , как пишутся производные предлоги и союзы, во -первых, во-вторых,  уметь их отличать от омонимичных частей речи.Выпишите, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы, предложения, в которых выделенные слова являются предлогами. Задание 3 1) (В)течени.. получаса лил дождь. — Производный предлог. 2) Режиссер заинтересован (в)продолжени.. сериала. — Имя существительное с предлогом. 3) Мы поехали (на)встречу с друзьями. — Сочетание существительного с предлогом. 4) (Не)смотря на нездоровье, он работал. — Производный предлог. Задание 4 1) Мал, за(то) удал. — Сочинительный союз. 2) Что(бы) нам придумать? — Сочетание местоимения с частицей «бы». 3) Ты то(же) готовишься к конкурсу? — Сочинительный союз. 4) Все осталось так(же), как прежде. — Сочетание наречия с частицей «же».  Семиклассники часто заблуждаются, они помнят стереотип из младшей школы, что предлог — это короткое слово. В результате не относят к предлогам такие слова как «благодаря», «вопреки» и др.  Напоминаю неоднократно:что объединяет все предлоги как служебные части речи? Они сами не отвечают на вопросы, но участвуют в постановке вопроса.
  Задание 5 Поставьте знак ударения в следующих словах.  Максимальный балл: 2  Взята́ , надо́лго, поня́вший, экспе́рт, добелА, дОсуха, дОсыта, пО трое, подОлгу.  В задании представлены как раз те части речи, которые изучаются в 7 классе.

Нередко провожу орфоэпические разминки.

Ученики  любят  подбирать рифмующиеся слова, но не всегда для такой работы имеется время на уроке. Вольно или невольно ребёнок, читая подобные вирши, правильно ставит ударения, так как без этого строчки не рифмуются. Например:
Слышен в классе диалог: 
Обсуждают каталОг.

Детей не нужно баловАть, 
Чтоб зубки не пломбировАть.

Повторять такие рифмовки можно  во время физкультминуток, подбирая различные упражнения на расслабление. 
ДремОта и зевОта уходят за ворота. 
(потягивание) 
Если прикоснёшься к иве, 
Станешь ты ещё красИвей.( наклоны) и т.д.

Что касается написание Ь в числительных, я детям даю совет:не учите эти огромные правила написания , запомните: до 40 -ь в конце (семнадцать), после 40 -в середине (семьдесят)
   Задание 6 трудное. Такие же задания есть в ЕГЭ в задании 8. Найдите и исправьте грамматическую(-ие) ошибку(-и) в предложении(-ях). Запишите исправленный(-ые) вариант(ы) предложения(-ий). 1) Возвращаясь с тренировки, у меня болели ноги. 2) По прибытию в лагерь мы разместились в новом корпусе. Максимальный балл: 2  Ошибки допущены в предложениях № 1 и № 2. Возможные варианты исправлений: «Когда я возвращался с тренировки, у меня болели ноги», «По прибытии в лагерь мы разместились в новом корпусе», «Возвращаясь с тренировки, я испытывал боль в ногах», «По прибытии в лагерь мы разместились в новом корпусе».  ( неправильное построение предложения с  деепричастным оборотом; неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом)

         Во второй части  работа с текстом, где надо определить основную мысль, определить тип речи, выписать ключевые слова, лексическое значение слов, подобрать синоним к стилистически окрашенному слову, объяснить значение пословицы. По возможности стараюсь работать с различными текстами.

Но, к какому бы виду проверочной работы мы не готовились, всегда  нужно помнить слова Альберта Эйнштейна:
«Игра — высшая форма исследования».

Использую разные формы работы.

 1.. Конструирование словосочетаний и предложений.

Например, сколько синонимов вы сможете подобрать к существительному. Чтобы проверить себя, обратитесь к «Словарю синонимов русского языка». В этой книге собраны синонимы, употребленные в художественных текстах русских писателей и поэтов.

2. Игры с поднятием рук, например игра «Причастие или имя прилагательное?»

Учитель называет слова. Если слово имя прилагательное, ученики поднимают правую руку, если причастие – то левую.

Таким образом, игровые методы и приемы, используемые на уроках русского языка, позволяют учителям разнообразить свой урок, сделать его наиболее интересным для школьников. Ученики же, в свою очередь, оживляются, проявляют интерес к предмету.  Включая в урок такие игровые элементы, я стараюсь привить детям любовь к русскому языку, воспитать потребность в чтении, научить овладевать основными навыками работы с учебником, самостоятельно приобретать знания. Стремлюсь через словесную игру воспитать творческую личность.

Хочу привести пример урока в 7 классе, который я провела  после изучения темы «Наречие».

Данная разработка игрового урока  для детей с ограниченными возможностями здоровья (имеющими речевые нарушения и/или задержку психического развития).  
Цель – в игровой форме повторить изученный материал по теме «Наречие»
Задачи:
1.
образовательные: формировать владение терминологией по соответствующей теме, проконтролировать уровень ее усвоения, формировать орфографическую и речевую зоркость учащихся, выявить сформированность навыков употребления наречий и степеней сравнения наречий;
2.
коррекционно-развивающие: обогащать словарный запас речи учащихся, формировать грамматически правильную речь, развивать воображение учащихся;
3.
воспитательные: воспитывать интерес к русскому языку, бережное отношение к родному слову, воспитывать любовь к родине.
Тип урока: урок-повторение

Ход урока.

I. Организационный момент. Приветствие.
Сегодня повторим изученное по теме «Наречие» и проверим, насколько хорошо мы научились употреблять эту часть речи!
Представим, что мы в редакции большой корпорации газет. У нас две конкурирующих газеты. Сегодня они будут бороться за самую престижную награду «Грамотей Года». Срок выполнения всех заданий – до конца урока.

II. Разминка. Актуализация имеющихся знаний.
Прежде чем отправиться в нашу редакцию, ребята, давайте составим небольшой астрологический прогноз для нашего состязания. С помощью наречий опишите свое настроение и то, что вы будете делать. Начну я: «Я думаю, что сегодня все обязательно весело проведут время!». А вы? За каждое наречие, использованное в ваших прогнозах, команда получает 1 балл.

III. Грамматические сказки-загадки (по 2 балла за каждый верный ответ).
А мы пока переместимся в отдел детской литературы. Нерадивый наборщик печатал для детей сказки-загадки о наречии, но забыл самое главное – ответы напечатать. Вам надо это исправить. Я читаю загадку. Кто быстрее поднимет руку – тому балл.

1. Наречия, у которых шипящий согласный на конце, все имеют очень мягкий характер. Жарко тебе? – открой окно Настежь. Хочешь на солнышко смотреть? Ложись Навзничь. Только трое из них не согласились быть такими мягкими и уступчивыми. Назовите эти наречия! (уж, замуж, невтерпеж)


2. Наречия всегда дружили с частицей НЕ. Как встретятся – так сразу и обнимаются. А некоторые вообще без этой частицы жить не могут – сразу теряют свое значение. Назовите такие наречия! (неряшливо, небрежно, невтерпеж и т.д.)

3. Хоть наречия с частицей НЕ дружат, но как появляются эти шестеро, так сразу частицу от них отрывают! Назовите этих злодеев. (Нисколько, ничуть, никогда, вовсе, далеко, отнюдь)

4. Жили раньше вместе наречия-близняшки ЕЛЕ и ЕЛЕ, двойняшки ДАВНЫМ и ДАВНО, МАЛО и ПОМАЛУ. Да однажды начали ссориться из-за своей похожести. Так рассорились, что чуть по отдельности жить не стали! Но помирил их студент-иностранец. И имя у него заморское, что не сразу запомнишь. Теперь он их за руки водит, так и держит обоих. Назовите его имя. (Дефис)

IV. Корректирование текста с речевыми ошибками (8 баллов).
Следующая наша остановка – отдел писем. В любую газету письма приходят постоянно. Но и их надо редактировать, ведь не все люди такие же грамотные, как и мы. В нашу редакцию поступило письмо Коли Ошибкина, но в нем надо исправить речевые ошибки перед публикацией.
Итак, получаем письма. Исправляем на этом же листе! Время пошло!

Дражайшая редакция!
Совсем скоро будет празьник – День Зощитника Отечества. Вот я и за думался: а какой он – зощитник Отечества? Я думаю, что этот парень в любой ситуацыи ведет себя более смелее, чем другие. По физре он должен быть лучшее всех: прыгать высоченнее, бегать более быстрее, кидать мячь дальнее всех. Но самое главнейшее – настоящий Зощитник Отечества должен честно и предательно служить Родине, любить ее всей душой!


 В пунктограммах задания акцент сделан на обособленные члены предложения. Для семиклассников это довольно новая информация — что знаки препинания могут не только разделять предложение, но и выделять его члены. При подготовке повторяем свойства определения: оно бывает распространенное (из нескольких слов) и одиночное. Учимся находить его в предложениях, подчеркивать. Аналогичным образом повторяем обстоятельство.

Таким образом, игровые методы и приемы, используемые на уроках русского языка, позволяют учителям разнообразить свой урок, сделать его наиболее интересным для школьников. Ученики же, в свою очередь, оживляются, проявляют интерес к предмету.  Включая в урок такие игровые элементы, я стараюсь привить детям любовь к русскому языку, воспитать потребность в чтении, научить овладевать основными навыками работы с учебником, самостоятельно приобретать знания. Стремлюсь через словесную игру воспитать творческую личность.
Итак, русский язык и литература являются необходимыми предметами для любого ученика. Но, к тому же, эти предметы можно назвать сложными для восприятия. На уроках русского языка и литературы приходится много размышлять, думать, сопоставлять, а также усиленно вкладывать свои знания и умения. 

С помощью устной и письменной речи люди общаются ежеминутно, ежесекундно. Задача учителя – сделать эту речь правильной. А это возможно лишь при одном условии: когда урок интересен! Наша задача - сделать стандартный урок русского языка интересным, занимательным и любимым предметом для ребёнка, тогда и результат будет повыше и получше. 

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологическая подготовка учащихся при подготовке к ЕГЭ по физике

Единый государственный экзамен имеет ряд особенностей. Эти особенности могут вызывать у выпускников различные трудности. В материале приведены их краткие характеристики и основные пути профилактики....

Методическая разработка "Подготовка учащихся к написанию эссе в ходе обобщающего повторительного курса "Обществознания" для подготовки к Единому государственному экзамену.

Аннотация: в работе представлена практическая методика, позволяющая активизировать учебную деятельность учащихся в процессе подготовки успешного написания эссе при сдаче ЕГЭ по обществознанию....

ОПЫТ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ 9 КЛАССОВ К ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ В РАМКАХ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «ПОДГОТОВКА К ГИА»

Спецкурс для подготовки обучающихся 9 класса к ГИА по русскому языку....

«Обобщение опыта работы учителей математики по подготовке учащихся к ОГЭ и ЕГЭ «Подготовка учащихся к ЕГЭ и ОГЭ по математике»

Часть 1.  Вступительное слово.             Экзамен по ЕГЭ и ОГЭ по математике при правильной подготовке хорошо может сдать каждый. Формула успеха проста – высок...

Методика подготовки к ЕГЭ по английскому языку. Письменная часть.Рекомендации по подготовке учащихся.

Методика и технологии подготовки к ЕГЭ по английскому языку. Рекомендации по подготовке учащихся к успешной сдаче ЕГЭ. Письменная часть....

Подготовка учащихся 9 класса к окончанию учебного года и выпускным экзаменам. Подготовка в профессиональные училища.

Подготовка учащихся 9 класса к окончанию учебного года и выпускным экзаменам. Подготовка в профессиональные училища....