"Ассоциативный метод обучения на уроках русского языка и литературы как инновационный способ формирования УУД обучающихся".
методическая разработка по русскому языку (6 класс)

Кузнецова Галина Владимировна

Статья на тему "Ассоциативный метод обучения на уроках русского языка и литературы как инновационный способ формирования УУД обучающихся". 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 333

Невского района Санкт- Петербурга

Статья на тему:

Ассоциативный метод обучения на уроках русского языка и литературы как инновационный способ формирования УУД обучающихся.

 Автор: Кузнецова Галина Владимировна,

                                                       учитель русского языка и литературы.  

Наше время – это время перемен. Сейчас России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Страна переходит на новый уровень системы образования, ориентированный на вхождение в мировое образовательное пространство. Цель образования - подготовить молодых к тому, чтобы им всю жизнь было интересно заниматься самообразованием. Современное образование требует инноваций.

В настоящее время многие учителя в своей деятельности сталкиваются с трудностями, обусловленными низкой мотивацией обучающихся на предмет получения новых знаний, активности в учебной деятельности, а также разным уровнем когнитивного развития каждого ученика. Разрешением этого вопроса может стать использование активных средств формирования универсальных учебных действий (УУД) на уроке.

Также отмечаем, что русский язык является не только учебным предметом школьной образовательной программы, но и средством обучения другим дисциплинам. В этом аспекте применение учителем-словесником различных средств формирования УУД становится особенно значимым.

Одним из таких компонентов инновационных технологий формирования УУД является ассоциативный метод, который я активно использую на своих уроках русского языка и литературы. Основной целью применения данного метода в своей практике считаю вызов интереса к теме урока, усиление механизмов памяти.

Применения метода ассоциаций на уроках способствует развитию творческой активности и логического мышления обучающихся, совершенствует механизмы запоминания, обогащает словарный запас.

Для достижения результата при применении данного метода необходимо соблюдать два важных условия:

  • Не следует навязывать обучающимся свои ассоциации!
  • Учитель должен обладать высоким уровнем эмоциональности: мимика, жесты, выразительность речи.

Ассоциация (от латинского аssociation – «соединение») – связь, возникающая при определенных условиях между двумя или более психическими образованиями (ощущениями, двигательными актами, восприятиями, идеями). Термин введен ещё в 1698 году Дж. Локком. 

Зачастую не существует рационального объяснения, почему тот или иной образ вызывает представление о другом. Благодаря тому, что ассоциации у каждого человека могут быть сугубо индивидуальными, ребята не боятся ошибиться и чувствуют себя свободно, проявляют значительную активность на уроке. Соответственно, повышается интерес к учебному процессу и усиливается мотивация в обучении.

Использование ассоциативного метода в обучении позволяет освоить учебную программу обучающимся, у которых существуют проблемы с запоминанием материала.

Уже на этапе апробации этого метода я поняла, что ассоциативный образ обязательно должен быть связан каким-то общим признаком. Это может быть связь по действию, материалу, назначению, цвету (цветоассоциации), форме.

Например, при изучении темы «Части речи» предлагаю детям составить ассоциативные цепочки к слову ОГОНЬ, используя существительные, потом прилагательные, далее только глаголы. Т.О. у обучающихся закрепляются знания о том, что каждый предмет обладает признаками и набором действий.

Очень важно помнить, что для успешного применения ассоциативного метода необходимо, чтобы ученик сам выбирал цвет, образ, иначе ассоциативная цепочка может не сформироваться или быть недостаточно устойчивой.

Применение ассоциативного метода в обучении дает возможность достигнуть поставленной в начале урока цели, направленной на запоминание обучающимися материала. Данный метод позволяет использовать игровые технологии, делающие процесс обучения более увлекательным. Например, включить в процесс обучения неожиданный предмет. Например, при изучении темы «Прилагательное»,  я использовала яблоко. Дети, передавая его друг другу, называли прилагательные, характеризующие этот предмет по цвету, по форме, вкусу и т.д.

Таким образом ассоциативный метод позволяет структурировать процесс запоминания, развивает уровень концентрации и переключаемости внимания.

Еще одной особенностью данного метода является тренировка зрительной памяти обучающихся, заключенная во внимательном изучении (до мельчайших подробностей) того или иного предмета или набора слов, правил в течение пяти минут и его отображении на рисунке с использованием всех нюансов и подробностей. Данный метод прекрасно тренирует зрительную память.

На уроках русского языка. Так, после изучения орфограмм даю детям задание нарисовать изученное правило. Т.О. правило русского языка запечатленное в ярких картинках зрительно детям легче запомнить.

Из опыта применения данного метода с уверенностью могу сказать, что наибольший эффект достигается при работе над словарными словами. Например, чтобы запомнить правописание словарного слова «рассвет», подбираем с обучающимися ассоциативные слова – помощники, в которых непроверяемая гласная или согласная будут в сильной позиции. 

Мы, учителя словесники, часто на уроках используем кластеры, опорные схемы. В основе этих приемов обучения также лежит ассоциативный метод.

Например, при обобщении темы «Лексика» обучающимся даю задание нарисовать рисунок. В данном случае Рисунок-опора– является учебным средством, основанным на сюжетно-лингвистической образности. Такая опорная картинка помогает «зрительно» в системе увидеть содержание материала, «послесловие» к занятию первичного усвоения материала, составление схемы маршрута «лингвистического путешествия», проделанного в школе и восстанавливаемого дома по памяти.

На уроках литературы при изучении конкретного литературного произведения обучающимся предлагаю ряд вопросов для установления ассоциативных связей между событиями и героями данного произведения с другими явлениями культуры и жизни – литературой, музыкой, изобразительным искусством, историей и современностью. Благодатной почвой для применения ассоциативного метода является изучение творчеств поэта Афанасия Фета. Все его стихи пронизаны особыми чувствами и ощущениями. А, значит, любое стихотворение можно видеть, слышать, ощущать!

Запахи трудно использовать, но можно попробовать работать со словами-стимулами или выполнять задания на основе направляющих вопросов, например, «Чем пахнет весенний дождь?».

Поэзия неразрывно связана с музыкой. Она хорошо помогает выразить чувства и ассоциации. Чаще всего задания, связанные с подбором музыкального произведения к стихотворению задаю на дом. 

На уроках по Литературе также предлагаю выразить настроение произведения, характер и поведение отдельных героев, специфику событий через рисунок, причём геометрическими фигурами. При этом приветствуется использование цветов-стимулов: чёрный – плохо, белый – хорошо, красный – опасно, зелёный – безопасно.

При определении темы урока часто даю детям задание: по отдельным частям догадаться о целом: Топор, Библия, игрок. (Ф.М.Достоевский)

Оценка ассоциативных ответов довольно сложное занятие, но она позволяет наряду с уровнем его знаний выявить некоторые свойства личности, такие как направленность мышления, уровень ассоциативности, творческий потенциал, самостоятельность. Если систематически анализировать ассоциативные ответы обучающихся, то можно оценить состояние развития личности, выявить ценностную ориентацию. Именно эта информация имеет главное значение для учителя, деятельность которого направлена на воспитание обучающегося как личности. На уроке создаётся творческая обстановка, которая даёт возможность обучающимся самому оценить свой духовный потенциал (что могу? что знаю? о чем думаю?), т.е. выполнить рефлексию своей деятельности на уроке, сравнить его с потенциалом других. Это повышает интерес к изучаемому материалу, развивает творческое мышление, способность принимать собственные решения.

Анализируя итоги применения ассоциативного метода в своей педагогической деятельности отмечаем повышение качества образования обучающихся по преподаваемым предметам. 

 Результатами работы данного метода являются также творческая активность, обогащение словарного запаса, развитие логического мышления, улучшение памяти обучающихся. Об этом свидетельствуют результаты творческих конкурсов, участие обучающихся в НПК. 

  В завершении хочу подчеркнуть, что, обучая творчески мыслить, мы учим детей быть креативными, самостоятельными. Именно за такими творческими людьми будущее, т.к. они способны преобразить мир, внести новые краски и новые видения.

Список использованной литературы:

  1. Васильева, М.Г. Технология развития критического мышления/ М.Г. Васильева//http://www.rcio.rsu.ru/webp/class1/potok86/Vasil'eva/ycht.htm 
  2. Волков, Е. Критическое мышление: Принципы и признаки/Е. Волков// http://evolkov.net/critic.think/articles/Volkov.E.Critical.think.principles.introduction.html 
  3. Вишнякова, Е.Е. Формирование навыков вдумчивого чтения и рефлексивного письма средствами технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо»/ Вишнякова Е.Е. //Бибилиотека в школе. — 2004. — № 17.

4.    Гузеев В.В. Образовательная технология: от приема до философии / М.: Сентябрь,  1996г.

5.   Загашев, И. Новые педагогические технологии в школьной библиотеке: образовательная технология развития критического мышления средствами чтения и письма / И. Загашев// Библиотека в школе. —  2004. —  № 17.

6.   Заир-Бек, С. Развитие критического мышления через чтение и письмо / С. Заир-Бек// Директор школы. — 2005. — № 4.

7.   Заир-Бек, С.И., Муштавинская, И.В. Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителя/ С. И. Заир-Бек, И. В. Муштавинская. — М. : Просвещение, 2004.

8. Клишова, О.Г. Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках  литературы/  О.Г.  Клишова    //Управление  качеством  образования.- 2008г.  

9. Левин, Э.А. Методика индивидуально-группового обучения:/Э.А.Левин, О.И.  Прокофьева.-  М.: Сентябрь, 2007г.

10. Павлова, А.И. О технологии развития критического мышления учащихся на уроках  русского языка//Русский язык в школе.-2011г.  

 11. Соколова,  И.Б.  Уроки-модели  по  технологии  развития  критического  мышления: «Образование» - СПб., 2012г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТ . Технология проблемного обучения на уроках русского языка и литературы как эффективный способ развития учащихся

Описание педагогического опыта "Технология проблемного обучения на уроках русского языка и литературыкак эффективный способ развития учащихся"...

Использование технологии проблемного обучения на уроках русского языка и литературы как эффективный способ развития учащихся

На определённом этапе своей деятельности я задумалась над тем, что нужно сделать учителю, чтобы овладеть вниманием современных учащихся. А сделать это совсем не просто. Для этого учитель должен помочь...

Использование технологии проблемного обучения на уроках русского языка и литературы как эффективный способ развития учащихся

На определённом этапе своей деятельности я задумалась над тем, что нужно сделать учителю, чтобы овладеть вниманием современных учащихся. А сделать это совсем не просто. Для этого учитель должен помочь...

Словарная работа на уроках русского языка и литературы как эффективный способ формирования грамотности у учащихся

В этой статье раскрывается  небольшой опыт работы по повышению грамотности учащихся на уроках русского языка и литературы....

Активные методы обучения на уроках русского языка и литературы как благоприятный способ перехода на новые ФГОС.

Активные методы обучения на уроках русского языка и литературы как благоприятный способ перехода на новые ФГОС....

Инновационные и активные методы обучения на уроках русского языка и литературы/ Выступление и презентация.

В статье представлен опыт работы по использованию сервиса  LеarningApps на уроках русского языка, приведены примеры созданных интерактивных упражнений. Также раскрыты преимущества конструктора Le...