Инновационные и активные методы обучения на уроках русского языка и литературы/ Выступление и презентация.
методическая разработка по русскому языку (7 класс)

Гильфиева Алсу Раифовна

В статье представлен опыт работы по использованию сервиса  LеarningApps на уроках русского языка, приведены примеры созданных интерактивных упражнений. Также раскрыты преимущества конструктора LearningApps, показана эффективность его применения на уроках.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                              Гильфиева Алсу Раифовна,  

учитель русского языка и литературы

 МБОУ «Байлянгарская  средняя школа»

Кукморского муниципального  района Республики Татарстан

Инновационные и активные методы обучения и воспитания
на уроках русского языка

Сегодня основная цель обучения – это не только накопление учеником определённой суммы знаний, умений, навыков, но и подготовка школьника как самостоятельного субъекта образовательной деятельности. В основе современного образования лежит активность и учителя, и, что не менее важно, ученика. Именно этой цели – воспитанию творческой, активной личности, умеющей учиться, совершенствоваться самостоятельно, и подчиняются основные задачи современного образования.

Инновационный подход к обучению позволяет так организовать учебный процесс, что ребёнку урок и в радость, и приносит пользу, не превращаясь просто в забаву или игру.

Инновационное обучение (от англ. innovation – нововведение) – новый подход к обучению, включающий в себя личностный подход, фундаментальность образования, творческое начало, профессионализм, использование новейших технологий.

При использовании инновационных технологий в обучении литературе я успешно применяю на своих уроках следующие приемы:

1) ассоциативный ряд;

2) кластер

3) групповая дискуссия;

4) синквейн;

5) эссе;

6) перепутанные логические цепочки;

7) дидактическая игры;

8) задания поискового характера;

Остановимся подробно лишь на некоторых.

  1. Составление ассоциативных кустов, рядов рядов на уроках  русского языка и литературы развивает беглость, гибкость, и оригинальность мышления. Понять значение аллегоричности басен Крылова ребятам позволяют именно их ассоциации, на основе которых учащиеся дают характеристику не животному, а подразумевающемуся под ним человеку. Например, Лиса – человек хитрый, ловкий, изворотливый, готовый использовать любые способы (даже нечестные: лесть, обман) для достижения своих целей. Свинья – человек некультурный, неблагодарный, необразованный, глупый. Ягнёнок – невинная жертва, безобидный и слабый человек.

Регулярное использование метода ассоциативного мышления на уроках литературы развивает воображение школьников, позволяет углубиться в текст художественного произведения, понять его смысл.

  1. Кластер-это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему. Кластер является отражением нелинейной формы мышления. Иногда такой способ называют «наглядным мозговым штурмом».

Последовательность действий логична и проста:

- посередине чистого листа (или классной доски) написать ключевое слово, которое является «сердцем» темы, идеи;

-вокруг «накидать» слова или предложения, выражающие идеи,факты,образы, подходящие для данной темы (модель «планета и её спутники»);

- по мере записи, появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из «спутников» появляются новые «спутники», устанавливаются новые логические связи.

В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной теме.

  1. Все чаще современные учителя стали использовать синквейн.

Синквейн в переводе с французского «пять строк». Синквейн – белый стих, помогающий синтезировать, резюмировать информацию. На первый взгляд эта технология может показаться сложной, но, если разобраться, все просто. Детям очень нравится.

Для чего используют?

- обогащает словарный запас;

- подготавливает к краткому пересказу;

- учит формулировать идею (ключевую фразу);

- позволяет почувствовать себя хоть на мгновение творцом;

- получается у всех.

Правила написания синквейна таковы:

- На первой строчке записывается одно слово – существительное. Это и есть тема синквейна.

- На второй строчке пишутся два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.

- На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.

- На четвертой строчке размещается целая фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого учащийся характеризует тему в целом, высказывает свое отношение к теме, Таким предложением может быть крылатое выражение, цитата, пословица или составленная самим учащимся фраза в контексте с темой.

- Пятая строчка – это слово-резюме, которое дает новую интерпретацию темы, выражает личное отношение учащегося к теме.

Басня

Аллегоричная, иносказательная

Учит, показывает,  сравнивает

Басня учит мудрости жизни

Мораль.

Лиса

Хитрая, коварная

Льстит, выманивает, добивается

Обманом получила необходимое

Плутовка

Сказка

Русская, народная

Учит, рассказывает,

Добро всегда побеждает зло

Волшебство.

  1. Инсценировка  эпизодов произведения. Такие занятия предоставляют учащимся возможность раскрыть индивидуальные способности, экспериментировать, демонстрировать свои умения.

Привлечение театрализованных сцен на уроки литературы является одним из важных аспектов реализации межпредметных связей, которые способствуют формированию мировоззрения учащихся, их эстетическому развитию. Основная задача этих уроков – развитие таких качеств, как память, образное мышление, речь.

Именно в театрализации возможна апробация школьниками накопленных литературоведческих знаний, а также выражение эмоционального восприятия. Будучи однажды сыгранной, игра останется в памяти как некое творчество, как ценность. Пятиклассники и шестиклассники зачастую подражают любимым героям, они сопровождают свою, часто нескладную речь, жестами, мимикой, характерными движениями. Такая форма учебного процесса помогает надолго сохранить в памяти яркие и глубокие впечатления от изученного произведения, так как обращается не только к разуму ученика, но и к его чувствам.

     Главный момент в современном  уроке – поиск таких форм взаимодействия учителя и ученика на уроке, когда субъективная позиция ученика реализуется максимально. Ученикам интересно действовать, активно участвовать в ходе урока, ошибаться и искать причины ошибок, формулировать вопросы, а не только на них отвечать, т.е. им хочется на уроке занимать активную коммуникативную позицию. Задача учителя – помочь ученику увидеть его роль на уроке, перевести учебную деятельность школьника в творческую плоскость. Применение новых технологий на разных этапах урока, помогает сделать его эффективным, результативным, а процесс получения знаний для учащихся – интересным и продуктивным.

Использование интерактивных упражнений LеarningApps

на уроках русского языка

Сегодня к уровню подготовки учителя предъявляются высокие требования. В соответствии с Профстандартом учитель должен обладать ИКТ-компетентностью, применять современные образовательные технологии, в том числе информационные, проводить уроки, опираясь на достижения современных информационных технологий и методик обучения.

В настоящее время учителю предоставляется широкий арсенал готовых электронных образовательных ресурсов: электронные формы учебников, материалы Мобильной электронной школы, Российской электронной школы, электронной образовательной платформы LECTA  и других современных инновационных образовательных площадок. На просторах Интернета можно найти огромное количество образовательных ресурсов, размещённых на различных сайтах. Однако не всегда ресурсы, представленные в сети Интернет, удовлетворяют учителя. Кроме того, профессия учителя творческая. Каждый учитель преподносит один и тот же учебный материал по-своему, у каждого учителя есть свои педагогические находки. Поэтому у педагогов часто возникает необходимость создания собственных образовательных ресурсов, а для этого  нужны соответствующие инструменты.

Существует большое количество сервисов для создания различных интерактивных упражнений: тестов, кроссвордов, викторин, ребусов, ментальных карт и т. д. Каждый из этих сервисов по-своему интересен и полезен. Я хочу представить конструктор для создания интерактивных упражнений LearningApps, который можно назвать универсальным. С его помощью можно создавать самые разнообразные интерактивные упражнения по разным предметам.

Приведу примеры созданных мной интерактивных упражнений для уроков русского языка.

Тест по теме «Приставки ПРЕ- и ПРИ-»

Ссылка на ресурс:    https://learningapps.org/watch?v=p5y6onrqk21

Ресурс предназначен для использования на уроках русского языка в 6 классе, позволяет проверить уровень усвоения изученной темы. Интерактивный тест можно использовать и на уроках повторения в 7-9 классах, так как эта тема зачастую вызывает у учащихся затруднения, а также при подготовке к экзаменам.

Тест состоит из 10 заданий. Учащимся предлагается выбрать правильный вариант ответа из двух предложенных. При нажатии на кнопку «Проверить ответ» выходит строка, подтверждающая верный ответ («Это правильный ответ!», «Верно», «Молодец!) или указывающая на то, что ответ является неверным («Будь внимательнее!», «Это неверный ответ», «Подумай ещё!») и др. Таким образом, обеспечивается быстрая обратная связь, проходит коррекция знаний и умений учащихся по изученной теме.

Данный сервис позволяет учителю осуществлять контрольно-оценочную деятельность в образовательном процессе с использованием современных способов оценивания. По завершении теста появляется окно с указанием количества правильных ответов от общего количества заданий. В условиях введения ФГОС важно формировать у учащихся навыки самоконтроля и самооценки. Учащиеся могут провести самооценку выполнения задания в баллах: 10 правильных ответов – «5», 9-8 – «4», 7-5 – «3», 4 и менее правильных ответов – «2».

Упражнение «Найди пару!» по теме «Антонимы» (5 класс).

Ссылка на ресурс: https://learningapps.org/watch?v=p8ddk260t21

Учащимся предлагается найти слова-антонимы.

При выборе правильных пар карточки со словами выделяются зелёным цветом и исчезают. Если задание полностью сделано правильно, то выходит надпись-поздравление с успешным  выполнением задания.

При неверном ответе карточки выделяются красным цветом, у учащихся появляется возможность исправить допущенные ошибки.

Упражнение «Выделить слова» по теме «Обращение» (8 класс). 

Ссылка на ресурс: https://learningapps.org/display?v=pxqjc0ib201 

Задание: найти обращения в отрывках из стихотворений А. С. Пушкина.

С помощью курсора учащиеся выделяют обращения, при этом выбранные слова  выделяются синим цветом.

При проверке выполнения задания возле ответов появляется значок «плюс» и надпись, что задание выполнено верно.

Если были отмечены не все обращения или обращения выделены неверно, появляется соответствующая надпись и учащемуся предлагается перепроверить выполнение задания.

Пазл «Угадай-ка!» по теме «Типы связи слов в словосочетании»                       (8 класс).

Ссылка на ресурс: https://learningapps.org/watch?v=pmarkz4zn21

Задание: соотнесите словосочетания и их типы связи.

В задании подобраны словосочетания на тему «Осень», выбрана соответствующая иллюстрация для пазла.

Если учащийся правильно определяет тип связи слов в словосочетании, пазл открывается.

Если учащийся делает неверный выбор ответа, выходит предупреждение о неправильном ответе и учащемуся предлагается попытка выполнить предложенное задание ещё раз.

При верном выполнении задания собирается пазл-картинка и выходит надпись: «Здорово, ты всё правильно расставил по местам!»

По окончании выполнения интерактивного упражнения  можно предложить учащимся написать сочинение-миниатюру «Унылая пора! Очей очарованья!» с использованием словосочетаний из упражнения (возможно в качестве домашнего задания).

Упражнение «Классификация» по теме «Части речи» (5 класс).

Ссылка на ресурс: https://learningapps.org/watch?v=pjrraigi521

 Учащимся предлагается распределить выплывающие слова на три группы: имя существительное, глагол, имя прилагательное.

При верном выполнении задания ответы выделяются зелёным цветом.

Если задание выполнено неверно, ответы окрашиваются в красный цвет, и учащийся может исправить допущенные ошибки.

Упражнение «Заполни пропуски» по теме «Части речи» (7 класс).

Ссылка на ресурс: https://learningapps.org/watch?v=pzz57d5ak21

Даны слова, в полях рядом с которыми учащимся предлагается вписать названия частей речи, которыми они являются.

При проверке выполнения задания верные ответы окрашиваются в зелёный цвет, неверные – в красный цвет. Учащиеся также могут исправить допущенные ошибки.

Преимуществами сервиса LearningApps, на мой взгляд, является следующее:

1) учащиеся могут проверить и закрепить свои знания в игровой форме, что способствует формированию их познавательного интереса к учебному предмету и повышению учебной мотивации;

2) сервис имеет достаточно простой и удобный пользовательский интерфейс, все подсказки по созданию ресурсов размещены в шаблонах упражнений; создавать интерактивные упражнения по готовым шаблонам может как учитель, так и учащиеся;

3) с помощью LearningApps можно создавать самые разные виды интерактивных упражнений (викторины, тесты, кроссворды, игры и т. д.);

4) пользоваться созданными упражнениями можно без регистрации, так как они находятся в свободном доступе;

5) сервис имеет приятный, спокойный дизайн.

Использование интерактивных упражнений, созданных с помощью сервиса LearningApps, на уроках русского языка позволило мне обеспечить положительную мотивацию обучения, рационально организовать учебный процесс, совершенствовать контроль знаний, повысить эффективность урока. Учащиеся проявляют заинтересованность к изучаемому материалу, активно включаются в учебный процесс.

Список использованных источников:

Профессиональный стандарт педагога. Индивидуальный образовательный маршрут педагога как инструмент овладения новыми профессиональными компетенциями. – М.: Озон, 2016.

Софронова Н.В. Особенности и основы разработки цифровых образовательных ресурсов // Материалы конференции «Электронные ресурсы в непрерывном образовании». - Ростов-на-Дону, 2013.

Дистанционный всеобуч http://e-asveta.adu.by/index.php/distancionni-vseobuch/obuchenie-online/servisy-dlya-sozdaniya-interaktivnykh-uprazhneniy/58-learningapps

Андреев А.А. Методические подходы к обучению с помощью веб 2.0. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.slideshare.net/PROelearning/2-12-20

Конструктор для создания интерактивных упражнений LearningApps: https://learningapps.org/ 

Электронные ресурсы и скриншоты авторские


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Инновационные и активные методы обучения и воспитания на уроках русского языка Гильфиева Алсу Раифовна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Байлянгарская средняя школа» Кукморского муниципального района Республики Татарстан

Слайд 2

Метод обучения (от др.-греч. μέθοδος — путь) – процесс взаимодействия между учителем и учениками, в результате которого происходит передача и усвоение знаний, умений и навыков, предусмотренных содержанием обучения

Слайд 3

Инновационные методы обучения Введение новшеств в цели, методы, содержание и формы обучения и воспитания, в совместную деятельность преподавателя и учащегося. Активные методы Интерактивные методы

Слайд 4

Виды методов обучения Пассивные Активные Интерактивные Педагог Ученик Ученик Ученик Педагог Ученик Ученик Ученик Педагог Ученик Ученик Ученик

Слайд 7

Синквейн - это стихотворение, состоящее из пяти строк. У него есть свои правила написания и нет рифмы.

Слайд 9

Синквейн Сказка Русская, народная Учит, рассказывает, Добро всегда побеждает зло Волшебство .

Слайд 10

ИНСЦЕНИРОВКИ ПРОИЗВЕДЕНИЙ

Слайд 13

Алгоритм работы ШАГ 1. Открываем сервер, например Google . ШАГ 2. В адресной строке вводим learningapps.org Таким образом, мы сразу попадаем с вами на этот сервис. ШАГ 3. Регистрируемся, авторизуемся и создаем различные упражнения. Сервис LearningApps является приложением электронной программы для создания и обучения детей средствами интерактивных упражнений. Такие упражнения создаются на самом сервисе, не требуют места на компьютере. Единственное, что требуется, - доступ в Интернет. Создаваемые на сервисе упражнения (пазлы, викторины, тесты, шарады и пр.) можно использовать в начале урока для актуализации знаний и создания некой интриги, или при систематизации изученного. Любой учитель найдет им применение на уроке. Для этого требуется немного фантазии и желание научиться новому.

Слайд 15

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Методы инновационного обучения на уроках русского языка и литературы"

Методическая разработка включает:1. Доклад  "Методы инновационного обучения на уроках русского языка и литературы";2. Презентацию....

Выступление на тему "Применение структур сингапурского метода обучения на уроках русского языка и литературы" (из опыта работы)

Данная работа посвящена приёмам сингапурской технологии как активным методам, использеумым на уроках русского языка и литературы, благодаря которым у учащихся повышается интерес и уровень усвоения зна...

"Ассоциативный метод обучения на уроках русского языка и литературы как инновационный способ формирования УУД обучающихся".

Статья на тему "Ассоциативный метод обучения на уроках русского языка и литературы как инновационный способ формирования УУД обучающихся"....

Выступление на ШМО учителей гуманитарного цикла "Возможности использования личностно-развивающего обучения на уроках русского языка и литературы"

Доклад  "Возможности использования личностно-развивающего обучения на уроках русского языка и литературы"...

«Использование инновационных технологий обучения на уроках русского языка и литературы с целью повышения качества знаний по предмету».

Цель самообразования: Повысить свой теоретический, научно-методический уровень, профессиональное мастерство и компетентность как учителя русского языка и литературы. Чтобы поставленная цель...

Выступление на педсовете "Интерактивные формы обучения на уроках русского языка и литературы"

Выступление на педсовете "Интерактивные формы обучения на уроках русского языка и литературы"...