Конспект урока: "Употребление в речи причастных оборотов"
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)

Долбина Лия Багдатовна

Методическая разработка проведения урока русского языка в 7 классе. Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon upotreblenie_v_rechi_prichastnyh_oborotov.doc103 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка проведения урока русского языка в 7 классе

Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС

Класс:  7

УМК: под редакцией "Ладыженская Т.А. Русский язык. 7 класс"

Тема: Употребление в речи причастных оборотов.

Тип урока: урок комплексного применения УУД при выполнении компетентностно - ориентированных заданий с элементами групповой и проектно-исследовательской деятельности.

Цель урока: определить роль причастия, причастного оборота в речи.

Задачи урока:

Образовательная (Предметная)

1. Определять роль и значение одиночных причастий и причастных оборотов в речи,

2. Выявлять стилистическую роль причастного оборота в предложении, показать способы их использования в тексте,

3. Формировать орфографические и пунктуационные навыки.

Развивающая (Коммуникативная)

1. Развивать информационную компетенцию: навыки работы с различными источниками информации (художественный текст, ЭОР, монологическая речь учителя, учащихся, окружающий мир).

2.Развивать предметную компетенцию: навыки выразительного чтения, устной и письменной монологической речи, навык нахождения причастного оборота, определения его роли.

3.Развивать коммуникативную компетенцию: навыки группового взаимодействия.

4. Развивать речевую культуру и речевое творчество.

Воспитательная (Личностная)

  1. Формировать социокультурную компетентность: бережное отношение к родному русскому языку, воспитание чувства любви к малой родине.
  2. Формировать культуру творческого труда.

Оборудование:  мультимедийная презентация, компьютер, проектор, интерактивная доска, рабочие листы.

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Принципы системно-деятельностного подхода, формируемые УУД.

1. Организационный момент, мотивация к учебной деятельности

Приветственное слово учителя.

- Доброе утро, дорогие ребята! Я очень рада нашей встрече! Посмотрите друг на друга и улыбнитесь. Пусть этот день будет добрым, веселым и удачным. Надеюсь, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем.

Приветствие учащихся.

Принцип психологической комфортности.

УУД: личностные, коммуникативные.

Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха.

2.Актуализация

знаний

Первая учебная ситуация. Орфографическая пятиминутка.

3. Вторая учебная ситуация. Лингвистические наблюдения на основе фронтальной беседы-повторения как освоение новой темы.

4.Развитие учебно­языковых умений. Комплексный анализ текста

5.Работа с измененным текстом.

- Ребята, начнем наш урок с загадки.

М. В. Ломоносов писал об этой части речи: «… заключает в себе силу глагола и имени».

 – Что же имел в виду Ломоносов? (Причастие.)

На протяжении многих уроков мы с вами говорили о причастии и сегодня узнаем, какую роль играют причастия  в нашей речи.

Итак, начнем с орфографической пятиминутки.

(Фронтально, устно, на основе работы с текстом, показанным через проектор).

* Объяснить правописание гласных в словах с пропущенными буквами.

Гордые кипарисы растут в Крыму и на Кавказе. Если надрежешь ствол, то увидишь широкие кольца, свидетельствующ… о привольной жизни дерева. От этого среза тянет терпким запахом. Чувствуется лёгкий запах песка, наливающ…ся утренним солнцем, и аромат загорелых моряков, проспавш… всю звёздную ночь на открыт… кипарисовых палубах. Многое может напомнить знающ… человеку это дерево.

Лингвистические наблюдения на основе фронтальной беседы-повторения как освоение новой темы. Комплексная работа с текстом.

  • К какой части речи относятся слова с пропусками?

1 группа

- Докажите, вспомнив определение причастия.

- Назовите его морфологические свойства, обратившись к примерам из текста.

2 группа

- Что такое причастный оборот? Приведите примеры из текста.

- Назовите синтаксическую функцию причастия?

3 группа

- Всегда ли причастный оборот выделяется запятыми?

- Чем отличаются действительные причастия от страдательных?

- Какова роль определений в тексте?

Комплексный анализ текста

Выразительно прочитайте эпизод из рассказа «Забытая страничка» Евгения Ивановича Носова

Лето умчалось внезапно, будто спугнутая птица. Косой дождь хлестал в стекла, глухо барабанил по крыше. Я надеялся, что ненастье, внезапно подкравшееся, долго не задержится. Погода все не налаживалась. Дожди сменились ветрами, нагонявшими вереницы туч. Сад медленно увядал, осыпался, не пылал яркими осенними красками, таившими в себе неизъяснимую прелесть.

Теперь послушайте этот же эпизод из рассказа Е.Носова, в котором опущены причастные обороты.

Лето умчалось внезапно. Косой дождь хлестал в стекла, глухо барабанил по крыше. Я надеялся, что ненастье долго не задержится. Погода все не налаживалась. Дожди сменились ветрами. Сад медленно увядал, осыпался, не пылал яркими осенними красками.

Вопросы

- Какой текст вам больше понравился? Почему?

- В каких случаях причастные обороты придают тексту большую выразительность? Попробуйте выявить роль причастий в реализации авторского замысла.

- Какой сделаем вывод?

Предполагаемый ответ:

Причастие

Запись учащимися числа, темы урока.

- Цель урока –  определить роль причастия, причастного оборота в речи.

Обучающиеся работают в группах.

Учащиеся читают эпизод, отвечают на вопросы.

ЕГЭ Задание 7,11, 16, ОГЭ Задание 5,9

Учащиеся сравнивают тексты и отвечают на вопросы учителя.

Принцип деятельности.

УУД: регулятивные (проблемная подача учебного материала).

Принцип целостности.

УУД: познавательные, регулятивные (самостоятельное формулирование цели и задач, планирование, прогнозирование)

ЦЕЛЬ: создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность.

УУД коммуникативные:

(формирование умения слушать и понимать других; умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; умения оформлять свои мысли в устной форме; умения работать в группах).

УУД: регулятивные (работа с текстом: редактирование).

6.Физминутка

Раз - подняться, потянуться,
Два - нагнуть, разогнуться,
Три - в ладоши, три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре - руки шире,
Пять - руками помахать,
Шесть - на место тихо сесть.

Выполняют упражнения на снятие статического напряжения.

Настраиваются на позитивную дальнейшую работу.

7.Проверка групповой домашней работы.

Защита проектов.

Проверка групповой домашней работы.

Три группы учащихся выполняли индивидуальные проектные домашние задания. Учащиеся читали, анализировали произведение, изучали роль причастных оборотов.

1 группа работала с "Повестью о Петре и Февронии Муромских" Ермолая-Еразма.

2 группа работала с рассказом Александра Ивановича Куприна «Чудесный доктор».

3 группа работала с рассказами «Бедные люди»  Льва Николаевича Толстого и «Мальчик у Христа на елке» Федора Михайловича Достоевского.

– Какая группа желает выступить первой? (выступают парами)

Представитель группы защищает свое задание

Вывод: В текстах художественного стиля причастия и причастные обороты являются средством выразительности. Они не только образно описывают, характеризуют предмет, но и представляют его признак в динамике, в процессе его становления, развития, изменения. Причастия совмещают в себе свойства двух частей речи (прилагательного и глагола). Именно эта особенность придаёт предмету яркость, образность, динамичность, выразительность.

Учащиеся работали по группам, предварительно читали, анализировали тексты.

Защита заданий по группам.

УУД коммуникативные:

(признание разных мнений, стремление к координации различных позиций в сотрудничестве, формулирование собственного мнения и позиции, оформление своих мыслей в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации, высказывание и осознание своей точки зрения, выступление перед аудиторией сверстников с сообщениями).

8.Этап обобщения и систематизации учебного материала.

Задание 1.

Выберите нужную форму причастия. Ответ объясните.

  1. Я увидел гребень скалы  (поднимаемый, поднимающийся) к самым облакам.
  2. (Подгоняющие, подгоняемые) ветрами и (озарявшие, озаренные) солнцем облака плавно движутся по небу.
  3. В лицо мне брызнули капли росы упавшие с (задевшего, задетого) коленом куста.

Выбирают нужную форму причастия. 

Задание   ОГЭ, задание   ЕГЭ.

УУД коммуникативные:

(построение связного монологического высказывания, умение слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения).

Задание 2.

Замените действительные причастия страдательными или наоборот, а затем запишите получившиеся выражения.

  1. Феврония, исцелившая Петра - _____________________
  2. автор, написавший повесть - _______________________
  3. герои, пережившие испытания -                                 
  4. Мерцалов, отправивший письмо -                         
  5. сочельник, описанный писателем -                         

(сочельник - дни накануне церковных праздников Рождества и Крещения)

  1. повесть, прочитанная ребятами -                         

Задание 3.

Задание 2. ЕГЭ задание 7

1. Проанализируйте предложения с причастными оборотами.

2. В предложениях есть ошибка в употреблении причастного оборота, найдите ее, исправьте и запишите это предложение.

3. Сформулируйте, какая ошибка в употреблении причастного оборота допущена.

1. Я жил в затерявшейся деревушке  среди густого соснового леса.

2. Земля, размытыми недавними сильными ливнями, лопалась, чавкала, налипала комьями.

3. Свернутые паруса, расправляемые сильным ветром, ожили.

4. Молчаливо стоят березы и клены, одетыми разноцветной листвой.

5. Ветер гнал по дорожкам сорванные листья с деревьев.

6. Мы подошли к домику, стоявшему на небольшой поляне и который был освещён лучами солнца.

Работают в группах по 6 человек, анализируют, сравнивают, делают выводы. Доказывают, аргументируют свою точку зрения.

Познавательные УУД:

владение навыками аудирования,

умении анализировать, сравнивать, группировать, делать выводы.

Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений.

ЕГЭ задание 11

Задание 4.

Укажите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Я.

кол..щие

тле..т (они)

выгор..т (они)

стел..щийся

бор..щийся

Укажите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Ю.

помн..щий

мел..щий

крас..т

скач..щий

завис..щий

Укажите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

выдел..шь

щипл..т

неопису..мая

непромока..мый

проверя..мый

Ученики вставляют пропущенные буквы. Контролируют правильность записи слов.

Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учёт разных мнений.

Личностные результаты Формирование культурных, нравственных ценностей, гражданского самосознания.

ЕГЭ задание 16,  ОГЭ задание 9

Задание 5. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

  1. В лучах солнца озарялась роща, стволы берёз (1) принимавшие отблеск белого шёлка (2) были влажными от дождя, пестрели и загорались золотом листья (3) лежавшие на земле.
  2. Большой пруд (1) густо заросший кувшинками (2) располагался (3) в удалённой от дома (4) части старого парка.
  3. Туча (1) нависшая (2) над высокими вершинами тополей (3) сыпала (4) моросящим дождиком.

Ученики вставляют знаки препинания. Контролируют правильность записи предложений.

Коммуникативные УУД:

осуществление взаимодействие в группе, оказывать помощь и производить самооценку.

осуществление учебной рефлексии.

Регулятивные УУД:

поиск пути решения проблемы,

осуществление познавательной и личностной рефлексии.

Рефлексия деятельности: итоги работы.

- Над чем работали сегодня на уроке?

- Что нового узнали?

- Что было интересным? Полезным?

- Пригодятся ли знания, полученные на уроке в дальнейшем?

- Достигли поставленной цели или нет?

- Как оцениваете свою деятельность на уроке? (Учащиеся поднимают сигнальную карточку определенного цвета, соответствующего той оценке деятельности которую для себя определил каждый из них: зеленый– я сосредоточен, активен, внимателен, желтый – не хватает внимательности, усидчивости, недостаточно активен, красный – следует быть внимательнее, организованнее, активнее).

Дают ответы на вопросы,

проводят самооценку деятельности на уроке; осмысляют сформированные умения и навыки.

Рефлексия:

УУД личностные:

(представление о причинах успеха в учебе)

УУД регулятивные:

оценивать совместно

с учителем или одноклассниками результат

своих действий.

Выражение своих мыслей полно и точно; формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений.

Домашнее задание

Учитель благодарит учеников за работу, оценивает деятельность наиболее активных учащихся и задаёт домашнее задание.

Домашнее задание (дифференцированный подход):

1.Подготовить устный рассказ на тему «Роль причастий в текстах различных стилей».

2.Выполнить карточку.

Пробуждение.

Скворец высунувшийся из своего домика прикрепленного к вершине дубка около нехоженой тропинки выскочил на ветку и начал дерзко передразнивать соловья. Однако голосу непрошеного пересмешника не хватило сочности неуловимых оттенков которыми знающая природа одаряет лишь избранных - гениальных певцов. Скоро почуявший неудачу солист переключился на иные лады. Он искусно проквакал лягушкой, воспроизвел голубиную воркотню и в заключение концерта уронил сиротскую непреходящую скорбь раненой горлинки.

Задания:

  1. Расставить недостающие знаки препинания.

2. Подчеркнуть в тексте причастия (причастные обороты).

Определяют, достигли ли цели урока, заполняют листы самооценки по теме урока и делятся впечатлениями от урока. Записывают домашнее задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Употребление числительных в речи"

Цель данного урока: Научить правильно употреблять числительные в речи. Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи: 1.Познакомить учащихся с правилами и нормам...

Конспект урока "Употребление причастий и деепричастий в речи"

Этот урок я проводила, участвуя в конкурсе  "Учитель года". Класс, которому я давала урок, был мне незнаком ( таково было условие испытания). Но благодаря сценке в начале урока ребята а...

план- конспект урока "Употребление деепричастий в речи"

план - конспект урока с применением ЭОР...

Технологическая карта урока русского языка в 10 классе "Причастие как глагольная форма. Особенности его функционирования в речи. Причастный оборот".

Урок русского языка в 10 классе с использованием элементов развивающих технологий в соответствии с ФГОС....

Конспект урока по русскому языку "Причастный оборот"

Разработка урока по русскому языку в 7 классе на тему "Причастный оборот".Урок изучения нового материала....

Конспект урока по русскому языку "Причастный оборот" (7 класс)

Конспект урока по русскому языку в 7 классе по теме "Причастный оборот"....