«Применение приемов технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы»
материал по русскому языку

Мережко Людмила Викторовна

О применении приемов технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Задача современной школы−воспитать творчески мыслящую личность. В современном динамично развивающемся мире, необходимо уметь самостоятельно работать с большим количеством информации, владеть навыками принятия решений, иметь установку на непрерывное самообразование.

Образование сегодня − это воспитание личности со свободным, критичным, независимым, творческим и ответственным перед собой и миром мышлением. Стратегия современного образования заключается в том, чтобы дать возможность всем без исключения учащимся проявить все свои таланты и творческий потенциал. Образование должно превратиться в процесс непрерывного развития личности. 

Задача педагога  школе−не преподавать свой предмет, а развивать личность его средствами. А для этого необходимо постоянно повышать  профессиональный уровень, изучать новые течения в педагогике, учиться внедрять новые  технологии на уроках, то есть повышать свою профессиональную компетентность. Одним из важнейших средств реализации новых идей образования являются технологии развития критического мышления, которые нацелены на развитие мировоззрения, способности к самостоятельному выбору, ответственности за принимаемые решения, творческих способностей, рефлексии своего поведения и развития, вырабатывание умения адаптироваться в быстро меняющихся  условиях.

Под критическим мышлением в обучающей деятельности понимают совокупность качеств и умений: критически осмысливать информацию, интерпретировать ее, понимать суть, адресную направленность, цель информирования; систематизировать информацию по заданным признакам; видоизменять объем, форму, знаковую систему информации;

находить ошибки в информации, воспринимать альтернативные точки зрения и высказывать обоснованные аргументы;

Цель: обеспечить развитие критического мышления посредством интерактивного включения учащихся в образовательный процесс (развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни - умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений).                                                    

Задачи: -образовательной мотивации: повышения интереса к процессу обучения и активного восприятия учебного материала; -культуры письма: формирования навыков написания текстов различных жанров; -информационной грамотности: развития способности к самостоятельной аналитической и оценочной работе с информацией любой сложности; -социальной компетентности: формирования коммуникативных навыков и ответственности за знание.                                                                                                                         Положительные стороны технологии:

-побуждает интерес к теме;

-позволяет систематизировать имеющиеся знания;

-организует работу непосредственно с материалом и учит его обобщить;

-повышает самооценку, развивает потребность в познании нового;

-создает условия для вариативности и дифференциации обучения.

Преимущества: не отвергает традиционную

 систему обучения, а преобразовывает,

дополняет её, сохраняя всё необходимое для

реализации новых образовательных целей,

так необходимых в современном обществе;

«конструирование» собственного

знания в рамках своей собственной

поисковой деятельности»; позволяет сделать работу более эффективной, интересной и творческой, а главное – результативной.  

Новизна:

•        расширение представлений учащихся о возможности использования          информационных текстов в учебной работе;

•        развитие личности обучаемого, подготовку к самостоятельной продуктивной   деятельности в условиях современного общества;

•        развитие творческого мышления за счет уменьшения доли репродуктивной деятельности;

•        формирование умений принятия оптимальных решений в сложной ситуации;

•        формирование информационной культуры, умений осуществлять обработку информации, использовать ее в своей практической деятельности.

Первая стадия – вызов. Её присутствие на каждом уроке обязательно. Эта стадия позволяет:

·         Актуализировать и обобщить имеющиеся у учащегося знания по данной теме или проблеме;

·         Вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивировать учащегося к учебной деятельности;

·         Сформулировать вопросы, на которые хотелось бы получить ответы;

·         Побудить учащегося к активной работе на уроке и дома.

Приёмы  стадии «вызов»: «Мозговой штурм», «Кластер», «Правильные и неправильные утверждения», таблица «ЗХУ»: «Знаю-хочу узнать - узнал», Ассоциации,  «Лови ошибку», «Ромашка вопросов», «Закончи предложение».

Вторая стадия−осмысление

Цели:  а) организация активного восприятия текста;  б) направление усилий на отслеживание степени понимания текста;  в) создание условий для самостоятельного соотнесения учащимися своих прежних знаний с новой информацией, содержащейся в тексте.

На стадии осмысления происходит непосредственная работа с текстом−чтение, сопровождающееся действиями учащегося: маркировкой с использованием значков

«√», «+», «−«?»(по мере чтения ставятся на полях справа), составлением таблиц, поиском ответов на поставленные в первой части урока вопросы и пр. В результате этого учащиеся получают новую информацию, сопоставляют новые и имеющиеся знания, систематизируют полученные знания.

Приёмы стадии «Осмысление»: «Двузначный дневник», Ромашка Блума, «Бортовой журнал», диаграмма Венна, «Инсерт», «Толстые и тонкие вопросы», «Фишбоун», «Шесть шляп» , «Таксономия Блума», «Мостик»,(«инсерт»,+,-,?),

 Третья стадия− Рефлексия

Рефлексия в переводе с латинского языка означает «обращение назад». В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов.

Цели:  а) обеспечить закрепление полученных знаний;

б) вернуть учащихся к первоначальным записям и предположениям, внести изменения и дополнения;

в) создать условия для самостоятельной систематизации нового материала;

г) установить связи и причинно-следственные отношения в новой информации;

д) способствовать самовыражению обучаемых, проявлению эмоций по поводу нового знания;

е) организовать исследовательскую практическую деятельность учащихся

с  использованием новой информации.

Приёмы стадии «Рефлексия»: написание эссе, «Лови ошибку», «Написание синквейна», «Письмо с дырками».

Синквейн−самая лёгкая по алгоритму форма стихотворений. Это стихотворение, состоящее из пяти строк, которое пишется по определённым правилам.

Первая строка−одно−существительное. Это тема синквейна.

Вторая строка−два прилагательных, раскрывающих тему

Третья строка−три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме

Четвёртая строка−фраза, состоящая из нескольких слов, с помощью которых учащийся выражает отношение к теме.

Пятая строка−это слово-резюме, которое позволяет выразить личное отношение к теме.

данко 2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование приемов технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы

Презентация создана для проведения мастер-класса на школьной методической конференции...

Использование приемов технологии развития критического мышления на уроках русского языка

В данной статье автор описывыет основные методы и приемы технологии развития критического мышления и рассказывает о том, как можно их применять на уроках русского языка....

Использование приемов технологии развития критического мышления на уроках русского языка

В данной статье автор описывыет основные методы и приемы технологии развития критического мышления и рассказывает о том, как можно их применять на уроках русского языка....

Выступление на семинаре Районного методического объединения учителей русского языка и литературы.Мастер-класс "Приемы технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы"

«Приёмы технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы» Цели мастер-класса: • Продемонстрировать некоторые методические приемы личностно- ориентированной техноло...

Применение технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы

Технология развития критического мышления позволяет сделать работу на уроке интереснее и полезнее. Учащимся даются не готовые выводы, которые нужно зазубрить, а прививается умение творчески работать с...

Приемы технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы

Критическое мышление - это мышление, которое отличается взвешенностью, логичностью и целенаправленностью, его характеризует использование таких когнитивных навыков и стратегий, которые увеличивают вер...

Использование приемов технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы в 9-11 классах в образовательном контенте «Мобильное Электронное Образование»

Сборник методических рекомендаций «Использование приемов технологии развития         критического мышления на уроках русского языка и литературыв 9-11 классах в образова...