РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «Написание сочинения-рассуждения с опорой на прочитанный текст»
рабочая программа по русскому языку (9 класс)

В век цифровых технологий на смену живому человеческому общению приходят автоматизированные фразы, компьютерные программы. Человек утрачивает способность грамотно и красноречиво высказывать свою точку зрения по поводу услышанного или прочитанного материала. Данная программа нацелена на повышение речекоммуникативного навыка учащихся в условиях современной среды. В этом и заключается актуальность данной программы.

К тому же обязательной частью экзаменационных работ по русскому языку в 11 классе является написание сочинения-рассуждения. Таким образом, данная программа позволяет подготовить учащихся 10 класса к заданию с развернутым ответом.

Выбраны лучшие подходы к обучению путем практического применения. Новизна программы заключается в систематизации «лайфхаков» подготовки к написанию сочинения-рассуждения. Также в данной программе предусмотрен подбор текстов самими учениками, темы для сочинений тоже не навязываются учителем. Дети говорят о том, что их интересует. В большинстве случаев используется современная проза публицистов, российских и зарубежных современных писателей, также встречаются тексты интернет-блогеров и публичные выступления известных политиков. Но все тексты, предложенные ребятами, проходят педагогический отбор для анализа соотнесенности с требованиями государственных стандартов образования.

Работа на уроке строится в форме группового общения: тексты рецензируются по кругу, каждый учащийся вносит свой вклад в написание единого текста-размышления, таким образом даже самые слабые учащиеся вникают в суть вопроса, не остаются в стороне на занятиях. Сильным же учащимся предлагается редакция черновых вариантов для укрепления навыков грамотного письма.

Значимость данной программы заключается в усовершенствовании лингвокомпетенций, знаний культуры языка путём лёгкости представленного материала. Искусство речевого общения совершенствуется на уроках-дебатах, происходит воспитание личности, имеющей свою точку зрения по поводу многих острых тем современного общества.

Практическая направленность курса очевидна, ведь ни один готовый тест с приложенной к нему рецензией не сравнится с личным отбором текста учащимися, так происходит опыт анализа информации.

Материал построен таким образом, что соблюдается единство программы, ощущается взаимосвязь между отдельным занятием и всем курсом в целом. С целью предотвращения перегрузки учебный материал распределен так, что единственным домашним заданием является анализ текстов, попавшихся на глаза в течение недели.

Скачать:


Предварительный просмотр:

КГУ «Бугровская средняя школа»

Жантасова Юлия Александровна

                            учитель русского языка и литературы

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА  

«Написание сочинения-рассуждения с опорой на

прочитанный текст»

                                    по предмету русский язык

                                     

2020 год

Пояснительная записка

В век цифровых технологий на смену живому человеческому общению приходят автоматизированные фразы, компьютерные программы. Человек утрачивает способность грамотно и красноречиво высказывать свою точку зрения по поводу услышанного или прочитанного материала. Данная программа нацелена на повышение речекоммуникативного навыка учащихся в условиях современной среды. В этом и заключается актуальность данной программы.

К тому же обязательной частью экзаменационных работ по русскому языку в 11 классе является написание сочинения-рассуждения. Таким образом, данная программа позволяет подготовить учащихся 10 класса к заданию с развернутым ответом.

Выбраны лучшие подходы к обучению путем практического применения. Новизна программы заключается в систематизации «лайфхаков» подготовки к написанию сочинения-рассуждения. Также в данной программе предусмотрен подбор текстов самими учениками, темы для сочинений тоже не навязываются учителем. Дети говорят о том, что их интересует. В большинстве случаев используется современная проза публицистов, российских и зарубежных современных писателей, также встречаются тексты интернет-блогеров и публичные выступления известных политиков. Но все тексты, предложенные ребятами, проходят педагогический отбор для анализа соотнесенности с требованиями государственных стандартов образования.

Работа на уроке строится в форме группового общения: тексты рецензируются по кругу, каждый учащийся вносит свой вклад в написание единого текста-размышления, таким образом даже самые слабые учащиеся вникают в суть вопроса, не остаются в стороне на занятиях. Сильным же учащимся предлагается редакция черновых вариантов для укрепления навыков грамотного письма.

Значимость данной программы заключается в усовершенствовании лингвокомпетенций, знаний культуры языка путём лёгкости представленного материала. Искусство речевого общения совершенствуется на уроках-дебатах, происходит воспитание личности, имеющей свою точку зрения по поводу многих острых тем современного общества.

Практическая направленность курса очевидна, ведь ни один готовый тест с приложенной к нему рецензией не сравнится с личным отбором текста учащимися, так происходит опыт анализа информации.

Материал построен таким образом, что соблюдается единство программы, ощущается взаимосвязь между отдельным занятием и всем курсом в целом. С целью предотвращения перегрузки учебный материал распределен так, что единственным домашним заданием является анализ текстов, попавшихся на глаза в течение недели.

Цели данной программы:

- научить учащихся анализировать и систематизировать информацию в едином потоке;

- научить высказывать свою точку зрения в формате размышлений в письменной и устной формах;

- воспитать конкурентоспособную и активную социальную личность;

- подготовить учащихся к сдаче экзамена по русскому языку;

- оказать помощь выпускнику в устранении пробелов в знаниях русского языка и культуры речи;

- способствовать интеллектуальному развитию ученика;

- воспитать деловые качества у человека, готовящегося вступить в самостоятельную жизнь.

Цели и задачи образовательной области и учебного курса:

Теоретические:

- укрепление знаний лингвистического анализа текста, понимание литературных норм и стилистических законов;

Развивающие:

- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, логики мышления;

- развитие этикетных норм общения между собеседниками,

- развитие понимания бережного и сознательного отношения к языку;

Практические:

- совершенствование коммуникативных умений;

- определение позиций автора, идей текста;

- умение анализировать представленные тексты, высказывать свою точку зрения по поводу проблем, поднятых в тексте;

- умение подбирать аргументы в защиту своей точки зрения; логично и образно излагать свои мысли, составлять связное высказывание по заданной модели; совершенствовать и редактировать текст; применять полученные знания в работе над разнообразной устной и письменной информацией;

Воспитательные:

- воспитание сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;

- воспитание интереса и любви к современному русскому языку;

- воспитание человека, владеющего искусством речевого общения, культурой устной и письменной речи;

- воспитание стремления к самостоятельной работе по приобретению знаний и умений в различных областях жизни;

- воспитание требовательности к себе, объективности в самооценке.

Фундаментом данного курса являются знания, полученные на уроках гуманитарного цикла с 5 по 9 классы.  Основными технологиями в работе элективного курса являются технологии кооперативного обучения, игровые технологии, технология проблемного обучения и другие технологии.  

Роль программы в образовательной траектории школы заключается в обучении и воспитании полноценного ученика, который имеет систематизированные знания, способен работать с большими потоками информации: вычленять главное из общей массы, уверенно выражает свои мысли, аргументируя свою точку зрения.  

Значительное внимание в содержании программы уделено формированию практических навыков анализа авторского текста и составлению собственного текста.

Учебно-тематический план

№ п\п

Перечень разделов

Кол-во теоретических

занятий

Кол-во практических

Занятий

Всего

часов

1-3

Основные цели и задачи

курса. Основные требования к творческой работе

1

1

1

1

2

4

Современный русский язык: тенденции прогресса и регресса

1

1

5

Виды информации и тестов. Основные аспекты анализа текста

1

1

6

7

Сравнительный анализ текстов художественных произведений XIX и XXI

1

1

2

8

9

Источники информации: разница текстов Интернет-ресурсов и печатных изданий

1

1

2

10

11

Дебаты на общественную тематику с использованием монологов известных российских деятелей. Изучение темы и проблемы вопроса.

1

1

2

12

13

Анализ произведения: структура и основные требования

1

1

2

14-17

Структура текста, варианты частей композиции

1

3

4

18-21

Обучающее сочинение по тексту публицистического стиля

4

4

22

23

Взаимное рецензирование работ учащихся, редактирование предложенных творческих работ

1

1

2

24

25

Просмотр рецензий на современную прозу в Интернет-ресурсах. Анализ найденных рецензий

2

2

26-29

Один текст – три (или больше?) проблемы. Разностороннее осмысление речи автора. Поиск аргументов в самом тексте

1

3

4

30-34

Составление и выпуск сборника сочинений-рассуждений о творчестве современных писателей

1

4

5

ИТОГО

11

23

34

Содержание программы элективного курса

Курс рассчитан на 34 часа, 1 час в неделю, в том числе 23 практических занятия.

Перечень разделов

Содержание

1-3

Основные цели и задачи курса. Основные требования к творческой работе

Знакомство с основными целями и задачами курса. Критерии и нормативы оценки творческой работы.

4

Современный русский язык: тенденции прогресса и регресса

1. Язык и историческое развитие общества.

2. Внутренние и внешние языковые изменения.

3. Проблема «регресса» и «прогресса» в развитии языка

4. Закономерности языковых изменений.

5. Основные направления социальной эволюции языков.

5

Виды информации и тестов. Основные аспекты анализа текста

Анализ и синтез информации в структуре работы с текстами документов. Виды аналитико-синтетической переработки информации: составление рецензии, отзыва, комментария. Примерный план анализа текста.

6

7

Сравнительный анализ текстов художественных произведений XIX и XX, XXI

Анализ произведений А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова с тестами Д.Сабитовой, У.Старка, В.К. Железникова. Изменение языковых норм, явлений

8

9

Источники информации: разница текстов Интернет-ресурсов и печатных изданий

Ретроспективные исследования

Текущие исследования

Организационная информация

10

11

Дебаты на общественную тематику с использованием монологов известных российских деятелей. Изучение темы и проблемы вопроса.

Дебаты как речевой жанр. Работа с ключевыми терминами: диспут, полемика, спор, дебаты, дискуссия, тема, аргумент, доказательство, протокол.

Просмотр передач из перечня телевизионных программ

12

13

Анализ произведения: структура и основные требования

Тема текста. Проблема. Авторская позиция. Корректное изложение собственного мнения по проблеме. Аргументы.

14

17

Структура текста, варианты частей композиции

Композиция сочинения. Вступление и его виды. Основная часть. Заключение и его виды. Основная часть. Заключение и его виды. Абзацное членение. Речевые клише.

18

21

Обучающее сочинение по тексту публицистического стиля

Создание сочинения-рассуждения публицистического стиля в формате требований государственного экзамена. Проблематика текста. Выявление авторской позиции.

22

23

Взаимное рецензирование работ учащихся, редактирование предложенных творческих работ

Критерии и нормативы оценки задания. Типы ошибок. Исправление недочетов.

24

25

Просмотр рецензий на современную прозу в Интернет-ресурсах. Анализ найденных рецензий

Работа с сайтами

https://www.livelib.ruhttps://livekniga.ruhttps://culture.wikireading.ru,

https://bookmix.ru и другими. Анализ предложенных рецензий.

26

29

Один текст – три (или больше?) проблемы. Разностороннее осмысление речи автора. Поиск аргументов в самом тексте

1.Нравственные проблемы 2.Социальные проблемы 3.Философские проблемы 4.Эстетические проблемы 5.Политические проблемы 6.Экологические проблемы

30

33

Аргументирование своей точки зрения. Создание сборника аргументов

Методы аргументации и убеждения собеседника.

Аргументация: как рассуждать последовательно и логично. Девять методов бесспорного убеждения и аргументирования. Создание сборника аргументов.

34

Составление и выпуск сборника сочинений-рассуждений о творчестве современных писателей

Создание сборника эссе на основе полученных знаний

Планируемый результат

В результате обучения по данной программе элективного курса ученик должен:

Иметь представление:

  • О коммуникативной функции языка;
  • О литературном языке как основе художественной литературы;
  • О языковых нормах и их признаках;

Знать:

  • Смысл понятий: речь устная и письменная. Ситуация речевого общения, тема текста, идея, проблема, авторская позиция, аргументы;
  • Стили речи и их признаки;
  • Особенности жанра рассуждения;
  • Признаки текста и его функционально смысловые типы;
  • Основные единицы языка, их признаки;
  • Основные нормы русского литературного языка;
  • Основные нормы речевого этикета;

Уметь:

  • Различать стили речи;
  • Проводить лингвистический, стилистический анализ текста;
  • Вести спор, соблюдая правила речевого этикета;
  • Определять авторскую позицию, адекватно и корректно выражать собственное мнение к фактам и явлением окружающей действительности;
  • Подбирать убедительные доказательства своей точки зрения, адекватно выражать собственное мнение;
  • Свободно, правильно, логично и образно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдая нормы построения текста;
  • Создавать собственное письменное высказывание по заданной модели;
  • Осуществлять речевой самоконтроль: находить ошибки и исправлять их, совершенствовать и редактировать текст;
  • Извлекать необходимую информацию из различных источников, включая жизненные ситуации и средства массовой информации, свободно использовать ее в творческой работе;
  • Применять полученные знания в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа элективного курса "Как написать сочинение - рассуждение на государственном экзамене(русский язык)" 11 класс

Данная рабочая  программа рассчитана на 34 часа и адресована учащимся 11класса, сдающим ЕГЭ по русскому языку.Реализация данной программы  предусматривает  использование  личностно...

Рабочая программа элективного курса по русскому языку Комплексный анализ художественного текста 11 класс

Элективный курс предназначен для выработки практического навыка системного анализа художественных произведении....

Рабочая программа элективного курса по русскому языку "Сочинение-рассуждение на лингвистическую или нравственно-этическую темы" для 9 класса

Рабочая программа элективного курса по русскому языку может быть полезна для учителей, которым в 9 классе  выделяется один час для элективного курса, когда класс разбит на  две группы. За од...

Рабочая программа элективного курса по русскому языку в 11 классе «Разноаспектный анализ текста и создание сочинения-рассуждения»

Программа предназначена для обучения учащихся 11 класса, рассчитана на 34 часа, базируется на программно-методических материалах по русскому языку, составитель Власенков А.И. и анализе результатов час...

Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Теория анализа художественного текста» для 11 класса

Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Теория анализа художественного текста» для 11 класса поможет учителю плдготовить выпускников к написанию Итогового сочинения....

Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Сочинение-рассуждение. Теория и практика». 11 класс.

Элективный курс «Сочинение-рассуждение. Теория и практика» рассчитан на 35 часов и представляет собой углублённое изучение раздела учебного предмета «русский язык»  - &laq...

Рабочая программа элективного курса "Подготовка к ОГЭ. Технология написания сочинения-рассуждения. Задание 9.3"

Рабочая программа элективного курса «Подготовка к ОГЭ. Технология написания сочинения-рассуждения. Задание 9.3».  Программа предназначена для педагогов, осуществляющих подготовку...