Урок русского языка в 5 классе "Правописание падежных окончаний имен существительных"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Урок с использованием различных видов деятельности учащихся: фронтальной работы, работы в парах, самостоятельной работы. Учащиеся самостоятельно формулируют тему и цель урока, анализируют данные; работают с лингвистическим рисунком, таблицей, отдельными словами, предложениями и текстом - серьезным и шуточным.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_v_5_klasse_.docx26.79 КБ

Предварительный просмотр:

Урок-практикум. Правописание гласных Е – И  в падежных окончаниях существительных

Учитель: Иванова С.Л.

Цели урока: образовательная:  закрепить навык написания гласных  Е–И в падежных окончаниях существительных в единственном числе, продолжить совершенствовать навык определять окончания существительных  на  -ий,  -ия, -ие  в единственном числе;

развивающая: развивать познавательные интересы учащихся; продолжить развивать навык  анализа языкового  материала, обобщать, делать выводы;

воспитательная: продолжить  формирование коммуникативных навыков и навыков словесного оценивания.

Методы работы: словесный, наглядный, практический, метод самостоятельной работы, метод контроля, взаимоконтроля и самоконтроля (обратная связь).

Тип урока: урок-практикум.

Формы организации учебной деятельности учащихся: общеклассная, фронтальная, дифференцированная, парная, дистанционная (элементы - Д/З к уроку)

Время реализации урока: 40 минут

Необходимое оборудование и материалы для урока - мультимедийный проектор и экран, карточки, учебник

План проведения урока (занятия):

Этапы урока

Временная реализация

Организационный момент. Актуализация знаний. 

3 мин.

 мин.

Проверка д/з через интернет (показ карточек с ошибками на  платформе Яндекс учебник)                                                                                                                                                    

Формулировка темы через проблемную ситуацию, постановка целей урока.

5 мин

Выборочный  диктант.

3 мин.

Комплексный анализ текста

10 мин.

Задание-шутка (работа в парах)

3 мин.

Работа с карточками.(самопроверка с доски)

5 мин.

Самостоятельная работа

5 мин.

Рефлексия. Заключительное слово учителя.

Домашнее задание.

2 мин.

Ход урока

I. Организационный момент

1.  Приветствие класса

- Здравствуйте, ребята! Садитесь, пожалуйста. Сегодня мы с вами приветствуем не только друг друга, но и наших гостей.

2. Актуализация знаний.

На партах листы с лингвистическим рисунком. Какие образы (изображенные предметы) помогают вспомнить изученное по теме? Какая тема? (имя существительное, склонение, падеж, формы только единственного или множественного числа). Составьте два-три словосочетания по теме Д/З. Какой была тема Д/З? (правописание падежных окончаний имен существительных).

Примерные с/с: бежать по тропинке, на верхушке ели, на ветке яблони, прочитать в журнале, сказать бабушке, сидеть на печи и т.п.  

3. Проверим домашнее задание.

Внимание на экран! Вы выполняли задание на платформе Яндекс учебник. Какова тема д/з? (правописание падежных окончаний имен существительных)

В карточках 5, 7, 12 были допущены ошибки, связанные с определением падежа, склонения и поэтому неправильного выбора буквы в окончании. (учащиеся разбирают ошибки, называют правильный вариант ответа)

II. Формулировка темы, определение целей урока

  1. Создание проблемной ситуации

На доске записаны слова: ЛЕКЦИЯ, ЗДАНИЕ, САНАТОРИЙ

- При выполнении Д/З у вас, ребята, не было слов такого строения. Просклоняйте записанные на доске слова: 1 ряд - ЛЕКЦИЯ, 2 ряд - ЗДАНИЕ, 3 ряд - САНАТОРИЙ (поставьте в Р., Д., П. падежах)

- Прокомментируйте  выбор гласной в окончании.

- Если вы все сделали верно, то должны были задуматься о том, что окончания этих слов не соответствуют окончаниям Р., Д., П. падежей существительных 1,2,3 склонений. Заметили?

- На доске (на экране) две таблицы:

1скл.

2 скл.

3 скл.

Р.п.

Д.п.

П.п.

-ия

-ий

-ие

Р.п.

Д..п

П.п.

-Проанализируйте и прокомментируйте, в чем разница? (учащиеся делают выводы)

- Давайте вместе сформулируем тему урока (приходим к выводу, что изучать будем существительные, оканчивающиеся на -ия, -ий, -ие).

Формулировка темы и целей урока:

Тема сегодняшнего урока  «Правописание гласных в падежных окончаниях существительных  на -ия, -ий, -ие» (записывают тему в тетрадь).      

  • КАКОВА ЦЕЛЬ  нашего урока? Чему вы сегодня должны научиться? (Продолжить тренироваться в правописании безударных падежных окончаний имён существительных и существительных на -ия, -ий, -ие). 
  • А как вы думаете, а для чего нам необходимо продолжить  работу над этой орфограммой?
  • Что мы должны уметь. (На практике применять свои знания).

Учитель. Нам действительно сегодня нам предстоит обобщить и закрепить знания о склонении существительных  и  закрепить навык выбора гласных Е – И  в окончаниях имён существительных в единственном числе. 

III.   Этап обобщения и систематизации знаний.

Переходим к основному этапу работы. Фронтальная работа  - отвечаем на вопросы:

  • Что нужно знать, чтобы определить, какая буква пишется в окончании имени существительного? (Склонение и падеж существительного).
  •  Для чего нужно уметь определять склонение и падеж? (Чтобы правильно писать безударные окончания существительных.)
  • Какие особые группы существительных мы узнали? (Существительные на -ия, -ие, -ий).
  • В чём их особенность? (Окончание - И в предложном и дательном падежах).
  • Нам необходимо повторить правила выбора орфограммы в падежных  окончаниях существительных единственного числа.

Вспомните алгоритм, т.е. последовательность  действий  для правильного выбора гласных Е или И в падежных окончаниях существительных.

Алгоритм  рассуждения по выбору гласной в окончании

А) поставить существительное в именительный падеж

Б) определить склонение существительного

В) поставить вопрос к существительному и определить падеж

Г) вспомнить падежное окончание существительного

  • Хорошо ли вы помните, какие гласные пишутся в падежных окончаниях существительных разных склонений?

IV. Грамматическая  задача 

Выборочный диктант: выбрать только существительные на -ия, -ий, -ие

  1. Умение – в знани…, знание – в учеб…, учеба – в жизн…, жизнь – в борьбе.
  2. Не в деньгах счастье, а в согласи… .
  3. В хорошем сочетани… каждая буква – золото.
  4. Кошк…– игрушки, мышк… – слезки.
  5. Хорошо птичк… в золотой клетк…, но того лучше на зеленой ветк… .

Какие слова выписали? (умение, в знании, знание, в согласии, в сочетании)

Какие буквы написали в окончании? (написать на доске)

V. Комплексный анализ текста

Текст распечатан для всех обучающихся:

«Много красивых, интересных городов и в Европ…, и в Америк…, но им трудно сравниться с Петербургом в прелест… и неповторимом своеобрази…

Все в этом город… навеки остается в памят…: простор_________________

Поля, изящный ажур решетк…_________________сада, четкий контур_____________________крепост…, строгая красота Стрелк…______________________острова.

А как прекрасна гладь Невы в зыбком свет…белых ночей! Как смело и широко раскинулся на её берегах Санкт-Петербург!

Со времен Петра сияет красотой великий город, где каждый камень – живой свидетель истори… славных дел».

  • Задания к тексту.
  1. Вставьте пропущенные слова и выразительно прочитайте полученный текст.(какие слова вставили? - имена собственные)
  2. Вставьте пропущенные буквы и выделите орфограммы.
  3. Какие знаки препинания вы увидели? Объясните постановку знаков препинания во втором и последнем предложении графически.
  4. Озаглавьте текст.
  5. Определите тему, главную мысль.
  6. С каким чувством автор пишет о Санкт-Петербурге? Какие слова особенно точно передают отношение автора к городу?

VI.  «Ошибка, я тебя вижу!». Работа в парах.

  • Исправить ошибки в тексте

-Где очки у тети Вале? У нее очки пропали! Ищет бедная старушка на подушке, на кадушке, в духовки, в кладовке, в старом лукошки, в миски у  кошке. Искала и в беседке, спросила у соседки…, а они на самом деле у нее на лбу сидели!

  • Ученики читают только те, в которых  есть ошибки.

Работа с ними поможет вам закрепить навык выбора гласной в падежных окончаниях существительных. 

VII. Работа на карточках с самопроверкой        

Перед вами лежат карточки-задания. Работа с ними поможет вам закрепить навык выбора гласной в падежных окончаниях существительных. 

(самопроверка - ответ записан на другой стороне доски)

1) В  строчках есть «лишнее»   слово?

а) О дорог…,  о   стран…,  около  речк…,  о ноч…

б) На почт…,  на остановк…, на крыш…,  около  дорог…

в) В санатори…,  о  восстани…,  о заведени…,  на опушк…

  1. Раскройте скобки, поставив существительные в нужном падеже:

писать (к кому?)      к… Наталья,  Наталия,  Юлия,  Гриша,  Григорий.

VIII. Самостоятельная работа с  карточками. Е или И?

  1. На  лошадк…
  2. На  лошад…
  3. О  волнени…
  4. На  берёз…
  5. В  сопротивлени…
  6. По  астрономи…
  7. О  развлечени…
  8. Об  ударени…

(учитель собирает карточки, проверка к следующему уроку)

X. Рефлексивно-оценочный этап.

  1. Откроем учебники, проверим, какова теория по теме нашего урока. (ученики читают теоретический материал, сравнивают таблицы, снова делают вывод)

2. Давайте подведём итог урока.

  • О чем мы сегодня говорили на уроке? (О правописании гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе).
  • От чего зависит выбор Е и И в окончаниях существительных? (Зависит от правильного определения падежа и склонения существительного, от правильного определения слов на -ия, -ий, -ие).
  • Учитель объявляет оценки.

Домашнее задание: упр. 301, учить правила.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

9 класс,школа VIII вида, русский язык, тема: "Правописание падежных окончаний имён существительных".

Урок русского языка в 9 классе коррекционной школы VIII вида для дифференциации правописания мягкого знака в окончании имен существительных....

Открытый урок по русскому языку "Правописание безударных падежных окончаний имён существительных"

Цели: 1.Учить правильно писать безударные падежные окончания имён существительных способом подстановки проверочных слов. 2.Воспитывать патриотизм, любовь к родине....

Урок русского языка "Правописание гласных в окончаниях имен прилагательных

Урок русского языка "Правописание гласных в окончаниях имен прилагательных...

Конспект урока по русскому языку по теме "Правописание окончаний имен существительных в дательном падеже"

Конспект урока по русскому языку по теме "Правописание окончаний имен существительных в дательном падеже"...