Мастер-класс «Современный урок 21 века: типы, структура, методы, приемы, технологии». Технологическая карта урока в соответствии с требованиями аттестации педагогических работников по 1 модели.
учебно-методический материал по русскому языку (7 класс)

Науменко Людмила Ивановна

мастер-класс

 

«Современный урок

 21 века:
 типы, структура, методы, приемы, технологии». Технологическая карта урока в соответствии с требованиями аттестации педагогических работников

по 1 модели.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл naumenko_l.i._urok_po_deeprichastiyu_otpravit_v_vgapo.docx76.44 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока.

ФИО учителя/преподавателя: Науменко Людмила Ивановна

Класс: 7 класс      

Предмет: русский язык

Тема урока согласно учебно-тематическому плану рабочей программы:

Деепричастный оборот и знаки препинания при нем.

Тип урока: урок «открытия» нового знания .

Планируемые результаты (предметные, метапредметные, личностные).

Предметные: знать определение деепричастного оборота, его синтаксическую роль в предложении;

место деепричастного оборота по отношению к глаголу, условия выделения на письме знаками препинания одиночных деепричастий и деепричастных оборотов; 

уметь находить деепричастные обороты и глаголы, к которым они относятся;

заменять указанные глаголы и словосочетания с неопределенной формой глагола деепричастиями и деепричастными оборотами; 

распространять предложения за счет включения в них деепричастного оборота, правильно расставлять запятые при одиночном деепричастии и деепричастном обороте,

составлять предложения по указанным схемам, правильно строить предложения с деепричастным оборотом в соответствии с грамматическими нормами.

Метапредметные: 

-умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

- овладеть приемами отбора и систематизации информации из различных источников;

- анализировать, сравнивать, устанавливать сходства и различия языковых явлений, группировать учебный материал;

-умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе, находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов;

- формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей.

Предметные : 

знать определение деепричастного оборота, его синтаксическую роль в предложении;

место деепричастного оборота по отношению к глаголу, условия выделения на письме знаками препинания одиночных деепричастий и деепричастных оборотов; 

уметь находить деепричастные обороты и глаголы, к которым они относятся;

заменять указанные глаголы и словосочетания с неопределенной формой глагола деепричастиями и деепричастными оборотами; 

распространять предложения за счет включения в них деепричастного оборота, правильно расставлять запятые при одиночном деепричастии и деепричастном обороте,

составлять предложения по указанным схемам, правильно строить предложения с деепричастным оборотом в соответствии с грамматическими нормами.

Регулятивные:

- искать пути решения учебной задачи и самостоятельно ее решать;

- соотносить цели и результаты своей деятельности;

- определять степень успешности своей работы и работы коллектива.

Личностные:

- формировать ответственное отношение к учению на основе мотивации к обучению и познанию;

-прививать интерес к познавательной деятельности, любовь к русскому языку и русской классической литературе, формировать чувство товарищества и способность к взаимопомощи.

Средства обучения:

Учебное пособие:

Рус.язык.7 класс: учебник для общеобразовательных учреждений.( М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др; науч.ред. Н.М.Шанский).-М.; Просвещение,2019.

Видеоматериалы: мультимедийная презентация  «Деепричастный оборот»

Оборудование: компьютер, проектор, карточки с заданиями, художественные тексты.

Межпредметные связи: литература.

 Формы работы на уроке: индивидуальная, парная, групповая.

В классе по списку 15 уч-ся, присутствовало – 15 уч-ся. Класс на уроках русского языка разделен на три группы: 1 группа / дети из не русскоговорящих семей/- 4 уч.;  2 группа – 5 уч. - средний уровень обученности; 3 группа –  5 уч.- сильные учащиеся/. Отношения в классном коллективе дружеские, дети активны, любознательны, в основном, хорошо мотивированы, но некоторые нуждаются в индивидуальном подходе, в том числе те, ля которых русский язык не является родным. При планировании занятия учитывалась способность членов коллективно слаженно выполнять индивидуальные и групповые задания, активно взаимодействовать друг с другом.

_

Этапы

Название, содержание и цель этапа урока

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся  

1 этап

Организационный момент

Цель:

выработать на личностно значимом уровне внутренней  готовности к выполнению нормативных требований учебной деятельности.

Задача :

 создать комфортные условия обучающимся  для учебной деятельности, мотивировать обучающихся на совместную  работу  в классе во время урока посредством создания эмоциональной обстановки; создать внутреннюю потребность осознанного включения в учебный процесс.

Приветствует  учащихся, визуально проверяет их готовность к уроку, создает благоприятный психологический настрой на продуктивную совместную работу в классе:

- Здравствуйте, ребята. Рада видеть всех вас здоровыми и позитивными на нашем необычном уроке русского языка, на котором мы будем много говорить о литературе. И именно произведения великой русской литературы  помогут  нам достичь целей сегодняшнего  урока.

Уверена, что наш сегодняшний урок будет для вас еще одной ступенькой  в мир знаний. И помогут нам в этой работе произведения художественной литературы.

(Учитель визуально проверяет готовность обучающихся к уроку( школьные приналежности, учебники, индивидуальный справочник ученика)

Учитель:

Предлагаю вам начать наш урок с эпиграфа : «Скажи мне - и я забуду, покажи мне - и я запомню, дай мне действовать самому - и я научусь.»

- Согласны ли Вы с этим утверждением?

Проблемный вопрос:

Как вы считаете, почему нашему уроку я предпосылаю эту китайскую мудрость?

- Какова основная мысль фразы? Подумайте, как данная фраза поможет нам определить цели нашего урока и те задачи, которые будут стоять перед вами на сегодняшнем  уроке? Аргументируйте свой ответ.

-Запишите в тетрадях число, классная работа. Оставьте строку для записи темы урока, её мы запишем позже.

Прогнозируемый результат: выявлены отсутствующие учащиеся, класс нацелен на работу.

Приветствуют учителя, слушают его, настраиваются на работу.                 Создается атмосфера  доброжелательности и творческой активности.

Высказывают свое мнение, отвечая на проблемный вопрос: 

1 учащийся забыл дома рабочую тетрадь с домашним заданием.

Учащиеся высказывают свою точку зрения, обосновывают ее.

-Высказывают свое мнение.

2 этап

Проверка домашнего задания

Цель:
 выяснить степень усвоения учащимися предыдущего материала, выявить затруднения и помочь их ликвидировать, организовать самоконтроль.

Задачи:

-выяснить степень усвоения заданного на дом учебного материала;

определить  типичные недостатки в знаниях и их причины;

устранить обнаруженные пробелы в знаниях

Содержание этапа: проверка домашнего задания, самоконтроль учащихся, выявление ошибок и их коррекция, самооценка.

Подготовка мышления учащихся и осознание ими потребности к выявлению причин затруднений в собственной деятельности

Учитель:   Приступаем к проверке вашего домашнего  задания.                                              - Скажите, кто доволен результатами своей домашней работы? Что доставило вам удовлетворение?                                                   -А что вас огорчило при выполнении домашнего задания ?                                               - Поднимите правую руку те, кто хочет сегодня работать без ошибок и получить высокую оценку своего труда?                           -Поднимите левую руку те, кто хочет сегодня отвечать у доски.                                                  -Я очень рада, что вы все сегодня готовы работать продуктивно и с хорошим настроением.                                                    Давайте вспомним , о чем мы говорили с вами на предыдущих уроках

.Дифференцированное д/з/         / класс был разделен на две группы/                      

 1 группа: выписать из  текста К.Паустовского деепричастия, определить от каких глаголов они образованы, вид деепричастия. запоминая, обдумывая, представляя, делая.

У кого возникли трудности? С чем  это связано?

Слайд презентации. На экране на слайде мультимедийной презентации дано высказывание К.Паустовского:

«Читайте, читайте и читайте! Читайте не торопясь, чтобы не терять ни одной капли драгоценного содержания книги. Человек, «глотающий» книги, похож на путешественника, знакомящегося со страной из окна вагона. Заставляйте читать себя медленно запоминая, обдумывая эпизоды , представляя самого себя в гуще тех событий и той обстановки, какими наполнена книга, делая себя как бы их непосредственным свидетелем и даже участником. Только тогда перед вами до конца откроется созданный писателем большой и прекрасный мир.»

- Назовите деепричастия в данном тексте. Докажите это. Прокомментируйте  от каких глаголов они образованы, определите их вид. Какие   ошибки были допущены в выполненном задании,? Почему это произошло?  Помог ли вам словообразовательный словарь  найти правильное решение?

-Сравнить свои работы с правильным вариантом, изображенном на экране (слайд презентации). Оцените свою работу. Кто выполнил работу без ошибок?

Учитель:  Вспомните, что вы знаете о деепричастии. И поможет нам в этом само деепричастие, которое рассказывает о себе (2 группа/задание повышенного уровня сложности/. Творческое  задание с элементами театрализации «Моя биография»/ от 1 лица/   Построение речевого монологического высказывания в устной форме.

Учитель:

-Все ли факты биографии деепричастия  были освещены в рассказе 2-й группы?

-Докажите, что деепричастие является самостоятельной частью речи.

-Молодцы, вы отлично справились с заданием и готовы к изучению новой темы.

Учитель  одобряет результаты работы, корректирует   ответы учеников после их выступления, если это необходимо.)

Учащиеся отвечают на вопросы учителя, который  мотивирует обучающихся к предстоящей учебной деятельности Прогнозируют свои планы на урок.

Дифференцированное д/з:

Класс обращается к тексту К.Паустовского, который был предложен первой группе  класса в качестве домашнего задания. / низкий уровень/

Самопроверка  проверка д/з 1-й группы: обдумывая, представляя, запоминая, делая, торопясь.

Учащиеся сравнивают свои работы с правильным вариантом, изображенном на экране, ошибки фиксируют на полях тетради, при необходимости обращаются за помощью к словообразовательному словарю. Отвечают на вопросы учащихся 2 группы. Объясняют, какие трудности испытывали при выполнении задания и с чем это было связано. 2-я группа комментирует ответы своих одноклассников.

2 группа/ сильные учащиеся/ Задание повышенного уровня сложности. Творческое  задание с элементами театрализации «Моя биография»/ от 1 лица- от имени деепричастия/   Построение речевого монологического высказывания в устной форме с элементами театрализации, костюмами/

Пример выполнения задания:    

  Мое имя – деепричастие. Я родилась в городе Морфология на улице Самостоятельные части речи. Мои родители – очень известные части речи. Отец -  всем известный глагол, который подарил мне свою основу, а также такие качества, как возвратность и вид. А еще я похожа на своего отца вопросами, на которые я отвечаю: что делать? что сделать?                         Моя мама- Наречие, которое всегда неизменно в своей любви ко мне. Поэтому я тоже не изменяю своим привычкам, что бы ни происходило вокруг! Свою неизменяемость я ценю превыше всего. Еще я откликаюсь на вопросы матери Наречия:  как? каким образом? И я тут как тут! Смотрю на родителей улыбаясь, учусь стараясь, иду в школу не опаздывая. Вот такая я активная и суетливая: всегда нахожусь рядом со своим отцом и обозначаю добавочное действие. Но при этом я вполне самостоятельная часть речи. На что порой обижаются мои дорогие родители! Так что спор между «отцами» и «детьми» существует и в стране Морфология.

Класс слушает рассказ и высказывает свое мнение.

1-2 группе понравился результат работы

Ученик2-й группы  предлагает свою помощь в озвучивании таких работ, но только готов исполнить роль без слов!!  

3 этап

Проектирование нового знания, актуализация субъективного опыта учеников

Цель: пoдгoтoвкa мышления yчaщиxcя,,opганизация ocознания ими внyтpенней пoтpебнoсти к построению  yчебныx действий и фиксиpoвaние каждым из них индивидуального затруднения.

Зaдaчи:

-Bocпpoизведение и фиксaция знаний, умений и навыков , достаточных ля построения нового способа действий; активизация соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов; актуализация норм пробного учебного действия ( «надо», «хочу», «могу»;

-opгaнизaция построения  плана выхода из затруднения.

Методы:

проблемный, словесный, наглядный

Цель этапа актуализации и пробного учебного действия является подготовка мышления учащихся, организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий и фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии.


Учитель организует и сопровождает  деятельность учащихся по повторению изученного по теме «Причастный оборот. Знаки препинания при причастном обороте», предоставляет средства, необходимые  для обобщения ранее изученного учебного материала, побуждает учащихся к теоретическому объяснению фактов, стимулирует активное участие всех  в работе.    – Предлагаю вам найти в тексте  К.Паустовского предложение,  в котором есть причастие:

Человек, «глотающий» книги, похож на путешественника, знакомящегося со страной из окна вагона.

- Выпишите в левый столбик  из предложения  причастия с зависимыми словами: «глотающий» книги, знакомящегося со страной, знакомящегося из окна.                    - Напомните мне, как называются причастия с зависимыми словами?/ причастный оборот/.    – Выполните пунктуационный анализ  предложения с причастным оборотом, составьте схему, сверьте результаты с эталоном на экране, объясните при необходимости свои ошибки.

    х                                                       х  

сущ, / причастный  оборот/, … сущ, /

причастный оборот/,……….

*Откройте свои индивидуальные словари –справочники и посмотрите алгоритм постановки знаков препинания в предложении с причастным оборотом.

 

-Выпишите из текста К.Паустовского  в правый столбик деепричастия с зависимыми словами: запоминая эпизоды, обдумывая эпизоды , представляя себя .                             -Сравните словосочетания правого и левого столбика. По аналогии сформулируйте определение, как  будут называться  сочетание деепричастия и зависимого от него слова?

-  Что я выбрала для повторения?
-  Как вы думаете, почему я выбрала именно это?

- По аналогии с ранее изученным материалом о причастном обороте сформулируйте определение деепричастного оборота.

- Вернемся  к тесту К.Паустовского. Посмотрите, от какого слова мы поставим вопрос к деепричастию? Что деепричастие обозначает?

Заставляйте читать себя медленно запоминая, обдумывая эпизоды  представляя самого себя в гуще тех событий и той обстановки, какими наполнена книга делая себя как бы их непосредственным свидетелем и даже участником.

Проблемный вопрос:

-Порассуждайте, можем  ли мы расставить знаки препинания в данном предложении по аналогии с причастным оборотом, не зная закономерности их постановки в таком предложении?

- Сформулируйте тему и цель урока. Запись темы урока в тетрадь.

- Сформулируйте цели нашего урока, пользуясь для этого опорными схемами.

Слайд презентации/ закончите фразу/                                  Цели урока:                                                           1)знать определение понятия_________

2)закрепить умение находить___________ в предложениях и текстах;

3) выяснить  правило постановки________

 Прием «толстый вопрос»: 

- Что вы будете делать с заданием, ведь в нем есть то, что вам неизвестно?
-  Зачем будете пробовать?

- Это вам интересно?

- Выполнение, каких действий приведет нас к решению учебной задачи? Предложите ваши  способы  выхода из данного затруднения?

- Попробуйте найти ответы на данный вопрос в  материалах учебника. Но будьте внимательны! Не все так просто, но я уверена, что вы сможете решить эту проблему! Итак, за работу! Желаю всем найти правильный ответ на наш вопрос!

Класс систематизирует знания: находит предложение с причастным оборотом и выписывает  из него словосочетания:  причастия с зависимыми словами, устанавливают смысловые отношения между причастиями и зависимыми словами, составляют схемы словосочетаний.

Вспоминают определение причастного оборота и алгоритм постановки знаков препинания в предложениях с причастным оборотом.

/ Фронтальная работа с классом/

причастие +

деепричастие +

Глотающий книги, знакомящегося со страной, знакомящегося из окна

Запоминая эпизоды, обдумывая эпизоды , представляя себя .                            

 Учащиеся устанавливают смысловые отношения между деепричастиями и зависимыми словами.  Составляют схему словосочетаний.

Учащиеся вспоминают алгоритм постановки знаков препинания в предложении с причастным оборотом по индивидуальному словарю-справочнику.                                                

1.Найти причастие                                  

 2.Найти определяемое слово для причастия.

3.Определить  положение  причастия по отношению к определяемому слову  

4.Посмотреть, есть ли  у причастия зависимые слова./ т.е. есть ли причастный оборот)

5.Если причастный оборот стоит после определяемого слова, то необходимо его выделить запятыми.

- Наверное, Это поможет нам сегодня учиться, узнать новое.

Ученица дает определение деепричастного оборота.

Читают предложение.

-Деепричастие относится к глаголу, а не к существительному. И обозначает не признак предмета , а действие.

 

- Не сможем, так как у деепричастия нет определяемого существительного!

Учащиеся формулируют цель учебной деятельности тему урока  и его цели.

Учащиеся обсуждают сложившуюся ситуацию.

- Мы попробуем найти границы деепричастного оборота.
-Чтобы потом самим найти новый способ.

- Да

Предлагают обратиться за ответами к учебнику русского языка как к источнику научной информации: п. 29,

4 этап

Изучение новых знаний 

Цель: организация самостоятельной работы учащихся с различными источниками информации по поиску нового знания и реализации построенного плана.

Задачи:

-включение учащихся  в целенаправленную деятельность: -постановка коммуникативной задачи;

- организация деятельности учащихся по открытию нового знания, к побуждению  к самостоятельной исследовательской деятельности;

- opганизовать

cитуацию решения учебной задачи , систематизировать полученную информацию.

Mетоды:

частично-поисковый,

наглядный,

групповой, словесный, репродуктивный.

Работа в группах:                                                 Работа с учебником: п.29.                  

редлагаю вам  провести лингвистическое исследование  причастного и деепричастного оборота на предмет их сходства и различия.

  - Попробуйте озвучить гипотезу, поставить перед собой цели исследования., обобщить полученные знания и представить результаты своей работы в виде таблицы, схемы.

Класс разделен на две группы: «теоретики»- выдвигают идеи,   «практики»- отбирают  материал и реализуют его на практике.

Слайд презентации/ возможный вариант работы/

Прич.оборот

Дееприч.оборот

1.причастие+

завис.слово

деепричастие+

завис.слово

2.вопрос

какой?

что делая?

что сделав?

относится к сущ.

относится к глаг.

обозначает

 признак предмета

обозначает

добавочное

действие при основном

является  определением

является обстоят-м

запятые в

позиции после

определяемогого сущ.

и оборот , и

одиночное деепричастие

выделяется всегда

независимо

от положения  в предл-и


Практической частью исследования стало   предложение из текста  К.Паустовского, в                      в котором необходимо расставить пропущенные     запятые:

Заставляйте читать себя медленно запоминая обдумывая эпизоды  представляя самого себя в гуще тех событий и той обстановки, какими наполнена книга  делая себя как бы их непосредственным свидетелем и даже участником.

- Прочитайте предложение выразительно, обратите внимание на его интонационное офрмление.

Учитель корректирует возможные ошибки и неточности в ответах учащихся. Предлагает возможный вариант  результата работы на слайде.

-Рассмотрим второе  предложение текста Паустовского: Читайте не торопясь, чтобы не терять ни одной капли драгоценного содержания книги.

Учитель обращает внимание учащихся на то, что одиночные  деепричастия не выделяются запятыми в том случае, если имеют значение обстоятельства образа действия и стоят после сказуемого.

Учитель использует прием  « Мозговой штурм» для создание алгоритма на доске и в индивидуальных словарях-справочниках обучающихся , опираясь на текст предложения К.Паустовского.

Как найти деепричастный оборот

1 шаг

Нахожу слово, которое, как мне кажется, может быть деепричастием ( по суффиксам - а(-я), -в, -вши, -ши на конце слова): запоминая, обдумывая, представляя, делая

                                         2 шаг                                      

Нахожу глагол – сказуемое: читать

                                           3 шаг

Задаю вопрос от глагола к деепричастию ( читать( каким образом? что делая? что сделав?).

       4 шаг

Задаю вопрос (-ы) от деепричастия к другому (-им) слову(-ам) в предложении:

нет зависимых слов – одиночное деепричастие (выделяю запятой, если  оно имеет значение обстоятельства образа действия и не стоят после сказуемого.          5 шаг

Нахожу границы деепричастного оборота, если  у деепричастия есть зависимые слова,

учитывая положение деепричастного оборота, расставляю в предложении знаки препинания. представляя себя,  делая себя …

Можно проверить правильность границ деепричастного оборота:

                                           6 шаг

(чаще всего) деепричастный оборот можно удалить без изменения смысла предложения.


В результате совместной работы учителя и класса вырабатываем образец составления схемы:

                 Что делая?                                                                                                     

          х

 1.  ГЛАГОЛ, / деепричастный оборот/,…

                      - . - . - . - . - . - . - . - . - . -

Учащиеся работают с материалами параграфа 29.

-Очевидно, существуют другие условия для выделения  деепричастного оборота знаками препинания.

Учащиеся осуществляют совместную деятельность в группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач:  опираясь на материал учебника,  выясняют различия  и сходства между причастным и деепричастным оборотом. Обсуждают  варианты решения учебной задачи.

- Устные ответы учащихся . Обращают внимание на  то, что деепричастие может иметь зависимые слова, а может  и не иметь их. Деепричастный оборот и одиночное деепричастие в устной речи  выделяется интонационно, а на письме – запятыми независимо от того, где стоит деепричастный оборот в предложении по отношению к основному глаголу. Одиночные деепричастия, в отличие  от одиночных причастий, тоже обосабливаются знаками препинания и интонационно. 

Учащиеся проводят информационную обработку учебного материала  и составляют сравнительную таблицу или схему. Аргументируют постановку запятых в предложении из текста К.Паустовского.

Учащиеся представляют  результаты работы своей группы, контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки и неточности, применяя новые знания, рассуждают и проговаривают по образцу на стр. 80, представляют информацию в виде таблиц, схем, используют полученную информацию в проектной исследовательской деятельности, дают словесную оценку работы своей группы, аргументируют свою точку зрения. Представители от каждой группы  сообщают о результатах коллективной поисковой работы, отвечают на вопросы учеников из других групп. Фиксируют на бумаге,  свое "открытие". Оценивают правильность своих выводов, решений. Осуществляют самопроверку, самооценку полученных результатов. Творческие группы обосновывают выбор общего решения или несогласия с мнением других, отвечают на вопросы учеников из других групп.

Сравнивают полученные результаты со слайдом презентации на экране:

Заставляйте читать себя медленно, запоминая, обдумывая эпизоды,  представляя самого себя в гуще тех событий и той обстановки, какими наполнена книга,  делая себя как бы их непосредственным свидетелем и даже участником.

Все ребята участвуют в процессе одновременно, выступая сначала в роли генераторов идей, потом — в роли критиков. Обнаруживают закономерности, обобщают результаты наблюдения, составляют план действий - алгоритм. Представляют составленный алгоритм от группы. Делают выводы о полноте и правильности, проводят при необходимости сравнение с правилом в учебнике. Внесение изменений в индивидуальные алгоритмы. Вырабатывают образец составления схемы предложения с деепричастным оборотом.

5 этап

Первичная проверка понимания изученного

Цели: закрепление

ycвоенныx новыx

знаний и способов действий на уровне  применения в измененной ситуации;

Задачu:

-opганизовать выполнение каждым учащимся заданий на нoвый спoсoб действий;

- yстановить правильность  и oсoзнaннocть уcвоения yчебногo материалa;-выявить пpoбелы,неверные представления и cкoppектировать их;

opганизовать caмопроверкy yчащимися cвoиx pешений ;

- повторить и зaкрепить изученное нa ypoке.

Meтoды: частично пoискoвьtй, нaглядньtй,pепродуктивный,работа в парах.

- А сейчас мы с вами немного отдохнем и проведем физминутку. Но она будет непростая. А познавательная. Ведь отдыхать нужно с пользой.

Предлагаю физоргу класса сформулировать первое упражнение для выполнения таким образом, чтобы в его предложении был деепричастный оборот. Например :

* Встать, поставив ноги на ширину плеч.

(класс продолжает, предлагая свои  команды ,  проговаривая  предложения в соответствии с их пунктуационным оформлением и

выполняя физические упражнения)

Графический диктант

Лингвистическая эстафета «По страницам любимых книг»

Задание: в предложениях на слайде необходимо расставить знаки препинания, составить схему, сравните результаты своей работы по образцу и оцените по критериям оценивания.

Класс разделен на 2 команды по рядам. Члены каждой команды по очереди выходят к доске, расставляют знаки препинания в предложении, составляют    схему по образцу.

Команда может оказывать помощь и исправлять ошибки своего товарища по команде.

1.Герасим шёл никуда  не торопясь не отпуская Муму с верёвки.

2. Скользя по утреннему снегу друг милый предадимся бегу нетерпеливого коня.

3.Раз в крещенский вечерок девушки гадали, за ворота башмачок  сняв с ноги бросали.

4. Буря мглою небо кроет  вихри снежные крутя.

5. А заря лениво обходя кругом обсыпает ветки новым серебром.                                                  6.Зима смеясь от счастья плачет, весны качая колыбель.

- Какую роль играет деепричастный оборот в этих предложениях с точки зрения выразительности речи?

- Прокомментируйте правописание слов, которые вызвали у вас затруднения?

Физминутка.

Проводит физорг класса.

Дать команды к выполнению упражнений предложениями с деепричастным оборотом.

Например:

Встать, поставив ноги на ширину плеч.

Наклониться, достав рукой до пола.

Встать, поставив руки на линию талии.

Наклониться влево, подняв левую руку над головой.

Учащиеся, закрепляя усвоенные новые знания и способы действия на уровне применения в измененной ситуации, фронтально составляют предложения, проговаривая их вслух в соответствии с их пунктуационным оформлением. Проговаривают по алгоритму порядок действия.

Строят понятные для одноклассников высказывания, анализируют, сравнивают изученное и самостоятельно выполняют упражнения различного уровня сложности, проверяя свою работу по образцу на слайдах презентации.

Обдумывают правильное пунктуационное оформление предложений, составляют схему предложений, учитывают мнение членов команды.Результаты работы команды проверяют по образцу на слайде презентации,  оценивают по критериям оценивания. Побеждает команда, которая допустит наименьшее количество ошибок.

- Герои предложения или предметы выполняют сразу два действия, они более активны и деятельны.

Комментируют правописание слов или свои ошибки.

6 этап

Применение новых знаний, обобщение и систематизация

Цели:

-применение новых знаний и способа действий для решения учебных задач.

3адачи:

-opганизовать самостоятельное выполнение

типовых заданий на новый способ действия;

-opгaнизовать самопроверку решения задач по эталону;

- по возможности создать ситуацию успеха для каждого обучающегося;

-для учащихся, опустивших ошибки, предоставить возможность выявления причин ошибок и их исправления.

Meтоды:

объяснительно-иллюстративный,

словесный,

проблемный.

1.Задание «Восстанови текст» произведения М.Пришвина,   распространив предложения деепричастными оборотами, используя слова для справок: не поднимая вверх высоко головы, обирая осинку, пересекая чистую поляну, сделав усилие, затаив дыхание, дожидаясь .

- Проговариваем вслух выполненные действия  и   их обоснование. Прочитайте предложения выразительно в соответствии с его пунктуационным оформлением? В чем особенности интонации таких предложений?

*Настя  тоже ползла по болоту, ----------.

*Лось, -------, с высоты своей спокойно глядел на ползущую девочку.

*И лось смело пошел вперед, ----------.

*Он еще мог бы, ---------, вырваться из елани обратно.

 *-----------, сидели дети на холодном камне, ….., когда и к ним придут лучи солнца и обогреют их хоть немного.

Фронтальная беседа по итогам выполнения упражнения:                                               Удалось ли вам вспомнить текст литературного произведения? Кто выполнил работу без ошибок? Прокомментируйте свои ошибки те, кто их допустил.

2. Замените в данном предложении выделенные глаголы деепричастием, запишите полученное предложение, объясните постановку знаков  препинания.

Море дышало солёным ароматом и ласково звучало, плескалось  о берег, чуть-чуть покачивало лодку.

Прогнозируемый результат: отработаны новые знания в различных ситуациях.

Слайд для самопроверки на экране:

Настя тоже ползла по болоту, не поднимая вверх высоко головы. Лось, обирая осинку, с высоты своей спокойно глядел на ползущую девочку. И лось  смело пошел вперед, пересекая чистую поляну. Он еще мог бы, сделав усилие, вырваться из елани обратно. Затаив дыхание, сидели дети на холодном камне, дожидаясь, когда и к ним придут лучи солнца и обогреют их хоть немного.

                «Кладовая солнца» М.М. Пришвин

Учащиеся работают в парах,  активизируют свою память, вспоминают содержание текста М.Пришвина, читают предложения в соответствии с их пунктуационным оформлением. Записывают 1-2  предложения в тетрадь, графически обозначая деепричастные обороты и объясняя постановку знаков препинания. Проводят  взаимопроверку в паре, сравнивают результаты с эталоном на слайде. Оценивают свою работу по критериям.

Учащиеся проговариваниют вслух алгоритм действий в ходе   выполнения типовых заданий. Отрабатывают действия, соответствующие мыслительным операциям анализа, синтеза, сравнения, обобщения. Обосновывают выбор своего решения или несогласия с мнением других. Фиксируют в тетради  результат своей работы.

Слайд для самопроверки на экране:

Море дышало солёным ароматом и ласково звучало, плескаясь  о берег, чуть-чуть покачивая лодку.

7 этап

Контроль и самоконтроль, коррекция

Цели: контроль

достижения

учебного действия, применения нового знания в типовых заданиях.

 3aдaчu:

- opганизация выполнения самостоятельной работы на применение нового знания.

- организация взаимопроверки  и самопроверки по эталону.

- контроль умений самооценки и корректировки деятельности при решении коммуникативной задачи.

Методы:

самостоятельная работа, самоконтроль по эталону

Предлагает выполнить дифференцированную самостоятельную работу:

Групповая дифференцированная работа  

Класс делится на 3 группы( по способу  мышления и уровню обученности)

1 гpyппа ( репродуктивный уровень) -  ynp.186  (1-3 предложения):

выписать глаголы с относящимися к ним деепричастными оборотами.

2 группа( средний уровень с более развитым мышлением):

упр. 186 (1-3 предложения):

спишите, выделяя запятыми деепричастные обороты, подчеркните деепричастия и деепричастные обороты как члены предложения.

3 группа( высокий уровень обученности):

Упражнение «В стране невыученных уроков»

 Задание повышенного уровня сложности.        -Предлагаю вам  выполнить задание

«В стране невыученных уроков»:

ученик допустил ошибки в построении предложений с деепричастным оборотом. Помогите ему исправить ошибки.

-Проанализируйте строение предложений, выделите грамматические основы. Правильно ли грамматически построено предложение. В чем ошибка?. Аргументируйте свой ответ. Предложите свои варианты выхода из ситуации затруднения и запишите предложение в исправленном виде:

1.Меня не раз охватывал смех, смотря комедию «Ревизор».

2.Прочитав пьесу, передо мной встали образы персонажей.

3.Приехав из города, перед Давыдовым возникает ряд трудностей.

4.Множество городов и деревень было уничтожено фашистами, лишив население крова.

Слайд. Проверьте по эталону на экране и по критериям оценивания.

Koнтроль выполнения по эталону. Оцените свою работу.

-Cделайте выводы из вашей работы. Все ли  вас получилось? Что вызвало затруднения?

Были ли интересны задания?

 

Учащиеся 1и 2 группы  фронтально выполняют  одно и тоже упражнение № 186, но разные по сложности задания, чтобы учитель мог провести фронтальную работу с этими учащимися в то время,  пока 3 группа выполняет упражнение «В стране невыученных уроков».

 Предлагает задания на "новое" знание, побуждает учеников к определению и выбору видов работы по достижению целей урока, помогает комментировать учебные действия "ведущему" (сильному ученику), поддерживает интерес и познавательную активность учащихся. Создает условия для сотрудничества - работы в  группах. Создание ситуации успеха для каждого. Индивидуальная работа по устранению ошибок.

Проверка по слайду на экране

1.Меня не раз охватывал смех, когда я смотрел  комедию «Ревизор».

2.Я прочитал пьесу, и передо мной встали образы персонажей.

Прочитав пьесу, я представил себе  ее персонажей.

3.Когда Давыдов  приехал из города, перед ним  возник ряд трудностей.

4.Фашисты уничтожили множество городов и деревень и лишили  население крова.

Фашисты, уничтожив множество городов и деревень, лишили население нашей страны крова.

Дети дают определения, делают выводы, проговаривают порядок действий, комментируют недочеты и ошибки.

8 этап

Подведение итогов урока, рефлексия

Цель:

caмооценка

yчащимися результатов учебной деятельности;

oсознание метода построения границ применения нового способа действия.

Задачи:

-opганизация

peфлексии и самооценки учениками собственной учебной деятельности на уроке;

-развитие умений учащихся соотносить результаты учебной деятельности и фиксировать степень их соответствия;

- определение цели дальнейшей деятельности и задания для самоподготовки( дифференцированное домашнее задание с элементами выбора, творчества)

Методы:

самоконтроль , аналитический метод

- Предлагаю вам вернуться к эпиграф нашего урока   : «Скажи мне - и я забуду, покажи мне - и я запомню, дай мне действовать самому - и я научусь.»                                                             -Подумайте, как соотносится  главная мысль данной фразы с итогами вашей работы на уроке? Как вы думаете, от чего зависел результат нашей работы сегодня на уроке? Аргументируйте свой ответ.

Вы правы в том, что только  самостоятельная деятельность и собственный практический опыт помогают   человеку  достичь своих целей. Подтверждая эту мысль, хочу вас познакомить с высказыванием Александра Пятигорского, который сказал : «Человек достигает результата, только делая что-то сам».

 *Каковы же ваши результаты сегодняшней работы на уроке?

*Удалось решить поставленные задачи?
*Каким способом?
*Какие получили результаты?
*Что нужно сделать ещё?
*Где можно применить новые знания?

*Какие трудности у вас появлялись в процессе работы? Как вы их преодолевали?

*Что нужно сделать еще?

*Понравилось ли вам на уроке? Какое настроение у вас сейчас?

*Чьи ответы вам сегодня особенно понравились своей содержательностью, выразительностью, правильностью?

*Кому бы вы сегодня оказали «кредит доверия» на следующий урок, поставив им более высокую отметку за их работу на сегодняшнем уроке? Ребятами были сегодня допущены ошибки, но их желание добиться сегодня более высоких результатов, стремление работать самостоятельно и видеть и исправлять свои ошибки сегодня меня порадовали.

- Поблагодарим друг друга за плодотворную совместную работу в форме  комплимента.  Это может быть комплимент-похвала, комплимент деловым качествам, комплимент в чувствах, которым  вы оцените вклад друг друга в урок и поблагодарите  друг друга.

Надеюсь, что домашнее задание не вызовет  вас сложностей и доставит вам удовлетворение и вызовет интерес к дальнейшему овладению тайнами русского языка. Поэтому мне хотелось бы, чтобы вы, выбирая для себя домашнее задание, различное по уровню сложности, не пошли легкой дорогой, а выбрали бы для себя тот уровень, который бы позволил вам подумать, порассуждать, испытать сложности в его выполнении, но прийти к верному решению и правильно его выполнить.

Желаю всем вам интересной работы дома!

- Предлагаю вам разные по степени сложности упражнения для д/з.

Даю вам возможность выбора домашнего задания по уровням сложности. Это будет ваше решение.

1.Повышенный уровень: упр. Исправить грамматические ошибки в построении предложений с деепричастным оборотом.

Перестроить  предложения с причастным оборотом и однородными членами на синонимичные предложения с деепричастным оборотом. Расставить знаки препинания.

2. упр. 190. Составить по данным схемам распространенные простые предложения на тему «Сделаем наш школьный двор краше!», записать их.

3. упр. Выписать 6 предложений из текстов художественной литературы, графически обозначить деепричастные обороты.  Составить схемы предложений.

Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов своей деятельности на уроке: называют тему и задачи урока, отмечают наиболее трудные и наиболее понравившиеся эпизоды урока, высказывают оценочные суждения, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения, определяют степень своего продвижения к цели.

Отмечают успешные ответы, интересные вопросы одноклассников, участников группы. Отмечают продуктивность работы групп.

Отвечают на вопросы, оценивают работы одноклассников

Фронтальная, индивидуальная

Комментируют ответы своих товарищей, одобряя работу тех ребят, которые стремились внести свой вкла в общий результат группы, пары, но допускали ошибки .

Называют ребят, чья работа на уроке им понравилась своей активностью, желанием и стремлением не подвести группу или команду.

 Строят предложения в виде комплимента, оценивая вклад  друг друга в урок.

Домашнее задание дифференцированное по выбору/ ученик сам выбирает для себя вариант д/з/

          Возможность выбора домашнего задания по уровням сложности:

1.Повышенный уровень. Задание дано в виде раздаточного материала – карточки –задания. Исправить грамматические ошибки в построении предложений с деепричастным оборотом. Перестроить  предложения с причастным оборотом и однородными членами на синонимичные предложения с деепричастным оборотом. Расставить знаки препинания.

2. упр. 190. Составить по данным схемам распространенные простые предложения на тему «Сделаем наш школьный двор краше!», записать их.

3. упр. Выписать 6 предложений из текстов художественной литературы, графически обозначить деепричастные обороты.  Составить схемы предложений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока "Основные алгоритмические структуры (цикл)"

Предмет:   Информатика и ИКТКласс:    9Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний  Основные понятия Алгоритм, цикл, тело цикла, цикл со счетчиком,...

технологическая карта урока "Состав и структура природного сообщества" 9 класс (учебник Пасечник В.В.)

к презентации добавляю технологическую карту и раздаточный материал....

технологическая карта урока по теме: "Структура зоологии"

Технологическая карта урока по теме: "Структура зоологии"...

Рефлексивный анализ урока русского языка в соответствии с требованиями аттестации педагогического работника на высшую квалификационную категорию.

Рефлексивный анализ урока русского языка в соответствии с требованиями аттестации педагогического работника  на высшую квалификационную категорию....

Конспект урока в соответствии с ФГОС. Технология. Технологическая карта урока – 5 класс.

В раздел рабочей программы «технологии преобразования древесины и древесных материалов» для 5-х классов включена тема: разметка заготовок.Для организации практических работ был выбран объе...