Речеведение в школьном курсе русского языка.
статья по русскому языку

Речеведение как основа решения коммуникативных задач обучения русскому языку и литературы в школе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rechevedenie_v_shkolnom_kurse_russkogo_yazyka.docx16.73 КБ

Предварительный просмотр:

Речеведение в школьном курсе

русского языка.

Коломийцева Александра Сергеевна

учитель русского языка и литературы

КОУ ВО «Горожанский казачий кадетский корпус»

Последнее время коммуникативному воспитанию школьников придается особое значение, так как в нем совершенно справедливо видят залог успешного формирования социально активной личности. Если прежняя модель образования в контексте изучения русского языка больше внимания уделяла понятию «орфографическая зоркость», то есть ставка делалась на отработку орфографического и пунктуационного навыка, то сегодня коммуникативная компетенция занимает ведущую позицию в школьном образовательном процессе. Современный школьник по окончании школы должен не только научиться выполнять репродуктивные задания и писать без ошибок, но и уметь излагать свои мысли согласно ситуации речевого общения. Одним из путей достижения более высокого уровня коммуникативных знаний и умений учащихся является реализация речеведческого аспекта в работе по развитию речи, который предполагает знакомство школьников с основами теории текста и приобщение к практической текстовой деятельности. Под этим термином понимается система универсальных учебных действий, позволяющих создавать тексты, воспринимать и интерпретировать их.

Такими вопросами как раз и занимается новая, еще только складывающаяся область знания — речеведение, иначе лингвистика речи.

Сам термин «речевeдение» в русистике используется сравнительно недавно, хотя был зафиксирован в некоторых речеведческих работах 60–70-х гг. (М.Н.Кожина, Т.А.Ладыженская, Г.Г.Почепцов, А.А.Холодович), а в последнее время к нему все чаще обращаются лингвисты (Н.С.Болотнова, Т.В.Матвеева, В.Н.Мещеряков, О.Б.Сиротинина, Н.И.Формановская, Т.В.Шмелева и др.).

В исследованиях вышеупомянутых ученых объективируется усиление лингвистической основы обучения, в частности работа над различными стилями речи, типами речи и их строением, доказывается необходимость включения в программу средней школы понятия о строении абзаца и сведений об актуальном членении предложений как основы для работы над связностью текста. Практическая ценность речеведения состоит в том, что содержание и объем базовых понятий теории текста позволяет свести бесконечное разнообразие свойств уже существующих текстов к реально исчислимому  набору существенных и вполне воспроизводимых признаков. Возникает потребность в схематизации речевых знаний и умений учащихся, например, составление схемы типологического строения текста помогает запомнить чужое высказывание, а знание строения типов речи – подробно воспроизвести текст. Это действительно становится очень актуальным вопросом, ведь к концу 9-го класса общеобразовательной школы учащиеся должны обладать определенным набором речеведческих знаний, умений и навыков для написания текста сочинения по заданной теме, а также для сжатого изложения чужого текста. А к концу 11-го класса сюда добавится умение излагать свою точку зрения на определенную проблему, привлекая свой личный и читательский опыт для аргументации своей позиции.

В связи с этим, объектом настоящего исследования выступает речеведческая теория, внедряемая на уроках русского языка.

Исходя из данной позиции, предметом нашего исследования стал типовой фрагмент текста. Констатирующий эксперимент в 7-м классе выявил, что порядка 65% учащихся не справляются с задачей по определению типов речи.

В основе исследования лежат следующие теоретические положения: речеведческая характеристика текста создает условия для использования понятий в качестве ориентировочной основы для учебно-речевой деятельности аналитического и продуктивного характера; использование речеведческих понятий  обеспечивает возможность формирования коммуникативных умений сознательным путем, позволяет воспитать у учащихся навык самоконтроля.

Для того, чтобы проверить эффективность использования речеведческого анализа текста в аспекте совершенствования речи учащихся была сформулирована концепция  экспериментального обучения и разработана программа опытного обучения подготовки школьников к изложению на основе речеведческих знаний. Программа включала 3 модуля: 1)введение понятия тип речи, 2) работа с текстом одного типа речи (схема строения, ключевые слова), 3) подготовка учащихся к изложению, включающему соединение типов речи. Экспериментальная программа прошла апробацию в ходе педагогической практики в КОУ ВО «Горожанском казачьем кадетском корпусе» в 2015/16 учебном году.

Охарактеризуем особенность методических подходов к проведению уроков каждого модуля. Урок первого модуля был построен на основе научной концепции Л.Д.Мали, суть которой заключается в одновременном знакомстве учащихся с типами речи (традиционно в школьном курсе русского языка такие знания даются дозами: повествование, описание, рассуждение). Нетрадиционный путь введения понятия обеспечивает системность речеведческих знаний и самостоятельное «открытие» школьниками  способа действия по определению типа речи.

     Задача уроков второго модуля – освоение типологической схемы строения текста-повествования, текста-описания, текста-рассуждения.   Для активизации работы учащихся на уроке использовался исследовательский метод, который позволил школьникам не только освоить уровень речеведческих знаний о типовом строении текстов, но и научиться «видеть»  ключевые слова каждого типа речи.

     Для проведения урока в рамках третьего модуля был выбран текст  «Речкино имя» по Э.Шиму. Выбор мотивирован строением текста, включающим повествование, два рассуждения, описание  как доказательную часть рассуждения. Моделирование анализа структуры текста на основе речеведческих знаний  помогло  правильно организовать работу обучающего типа перед написанием изложения, что дало возможность учащимся осознать выделение абзацев на основе типового строения текста и позволило нам диагностировать коммуникативные умения школьников с учётом  речеведческих знаний. Основной метод работы с текстом – речеведческий анализ.

Результат опытного обучения отражают письменные работы учащихся: в 92% изложений  правильно представлены типовые фрагменты в тексте.

 Практика показала, что система обучения связным высказываниям, основанная на речеведческой теории, обеспечивает более высокий уровень речевого развития учащихся. Они осознают коммуникативную задачу высказывания, поэтому в их творческих работах меньше отступлений от темы, лучше прорабатывается основная мысль; тексты приобретают большую композиционную стройность, в них четче оформляется начало и конец высказывания; становится богаче структура текста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс по русскому языку "Практическая стилистика в курсе русского языка"

Материал - Элективный курс по русскому в 9 классе "Практическая стилистика в курсе русского языка" содержит рабочую программу по курсу и календарно - тематическое планирование. Курс содержит 34 урока....

Рабочая программа учебного курса «Русский язык: за страницами школьного учебника» в 5 классе

заглянуть за страницы школьного учебника, чтобы получить много увлекательных и полезных сведений о родном языке....

План-конспект теоретического занятия№8 в форме круглого стола по теме «Орфоэпические нормы русского языка» (курс «Русский язык», «Русский язык и культура речи»)

В условиях перехода на ФГОС формирование языковой и речевой компетентности студентов колледжа невозможно без знания русского языка. Поэтому актуальным методом  в формировании коммуникативной комп...

Курс по русскому языку "Систематизация школьного курса русского языка" в 11 классе

Курс по русскому языку предназначен для обучающихся 11 класса и рассчитан на 34 часа в неделю (1 час в неделю). Курс опирается на знания, умения и навыки обучающихся старших классов,сформированные в о...

ТРУДНЫЕ ВОПРОСЫ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ СЛОВООБРАЗОВАНИЮ В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ РУССКОГО ЯЗЫКА

Отметим, что вопросы изучения словообразования в средней школе остаются недостаточно разработанными, современная школа нуждается в более последовательном формировании научных понятий раздела &laq...