Реализация принципа метапредметности в работе кружка «Русский язык и немецкий язык – друзья»
учебно-методический материал по русскому языку (7 класс)

 

Каждый педагог на определённом этапе работы сталкивается с проблемой, когда дети не имеют определённой базы для изучения новой темы. Все учителя русского языка и литературы, изучая в 7 классе «Песню про купца Калашникова» М.Ю. Лермонтова знакомят обучающихся с эпохой Ивана Грозного, так как на уроках истории эта тема рассматривается позднее. Вот и у учителя немецкого языка при изучении темы «Виды придаточных предложений» возникает эта проблема. Дети не знают виды придаточных предложений в русском языке, поэтому изучение данной темы в курсе немецкого языка вызывает большие затруднения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bushmeleva_kruzhok_publikatsiya.docx18.56 КБ

Предварительный просмотр:

Реализация принципа метапредметности в работе кружка

«Русский язык и немецкий язык – друзья»

Бушмелева Наталья Петровна,

учитель русского языка и литературы

 МКОУ СОШ№7

города Слободского

Каждый педагог на определённом этапе работы сталкивается с проблемой, когда дети не имеют определённой базы для изучения новой темы. Все учителя русского языка и литературы, изучая в 7 классе «Песню про купца Калашникова» М.Ю. Лермонтова знакомят обучающихся с эпохой Ивана Грозного, так как на уроках истории эта тема рассматривается позднее. Вот и у учителя немецкого языка при изучении темы «Виды придаточных предложений» возникает эта проблема. Дети не знают виды придаточных предложений в русском языке, поэтому изучение данной темы в курсе немецкого языка вызывает большие затруднения.

Так и возникла идея создания курса, на занятиях которого обучающиеся 7-8 классов получают необходимые знания по теме «Синтаксис сложного предложения в русском языке», изучаемой в 9 классе.

Пропедевтический курс разработан, для того чтобы дети 7-8 классов легко и с удовольствием изучали немецкий язык, имея необходимые знания по русскому языку. Программа кружка рассчитана на 34 часа.

Программа курса имеет три раздела, в каждом разделе – несколько тем.

Содержание курса

Темы занятий по русскому языку

Темы занятий по немецкому языку

Понятие о предложении

Понятие о предложении в русском языке

1

Понятие о предложении в немецком языке

1

Порядок слов в предложении. Инверсия.

2

Порядок слов в предложении.

2

Виды сложных предложений

Виды сложных предложений.

Строение ССП. Союзы в ССП.

2

Виды сложных предложений. Строение ССП. Союзы в ССП.

2

Строение СПП. Союзы и союзные слова в СПП

2

Строение СПП. Союзы и союзные слова в СПП

2

Виды придаточных предложений

 Придаточное определительное

2

 Придаточное определительное

2

Придаточное дополнительное

1

Придаточное дополнительное

1

Придаточные обстоятельственные. Виды обстоятельственных придаточных.

1

Придаточные обстоятельственные. Виды обстоятельственных придаточных.

1

Придаточные причины

1

Придаточные причины

1

Придаточные условия

1

Придаточные условия

1

Придаточные времени

1

Придаточные времени

1

Придаточные цели

1

Придаточные цели

1

Придаточные места

1

Придаточные места

1

Подведение итогов

1

Подведение итогов

1

 Материал подаётся таким образом: сначала на занятии тема изучается по русскому языку, а на следующем та же тема рассматривается на немецком.

На каждом занятии составляется памятка (включает теоретический материал). Страницу делим пополам. Левый столбик – материал по русскому языку в виде схем, таблиц; правый столбик – тот же материал по немецкому языку. Обучающиеся сравнивают, сопоставляют. Что общее? Чем отличаются? Используем цветные карандаши (красным выделяем то, чем отличаются схемы, а зеленым выделяем то, на что нужно обратить внимание). После изучения курса у обучающихся в тетради 17 опорных схем, таблиц, которыми удобно пользоваться как на уроках русского, так и немецкого языка. Можно использовать и в других классах при изучении синтаксиса на уроках русского языка и немецкого.

Практическая часть на каждом занятии. Предлагаем составлять предложения, тексты по темам, которые изучаются на уроках немецкого языка. Дети повторяют лексику, изученную на уроках, знакомятся с новыми словами, расширяют словарный запас.

Например, в 7 классе на уроках немецкого языка изучаются темы: «Летние каникулы», «Родина», «Визитная карточка страны», «Жизнь в большом городе» (общение). Дидактический материал подбираем по данным темам. Может возникнуть сложность с подбором материала: в 7 классе дети знают не так много слов на немецком языке. Это учитываем при подготовке дидактического материала.

Работая с предложениями на русском языке, отрабатываем синтаксический разбор предложений, составляем схемы, повторяем части речи и т.д.

На первых занятиях материал для практической работы готовят учителя. На следующих занятиях предлагаем детям составить предложения (текст) по заданной теме, а потом перевести на немецкий. Используя цветные карандаши, ребята самостоятельно выделяют, чем отличаются предложения, на что нужно обратить внимание.

На каждом занятии обучающиеся знакомятся с новыми словами, записывают в словарик.

Кружок даёт возможность использовать традиционные формы обучения и нетрадиционные. Изучение материала идёт легко, свободно. Играем, проводим викторины, решаем ребусы.

Пропедевтический курс «Русский язык и немецкий – друзья» поможет обучающимся на уроках немецкого языка в усвоении сложной темы «Виды придаточных предложений» в 7-8 классах, а по русскому языку облегчит изучение синтаксиса сложного предложения в 9 классе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация принципов здоровьесберегающего обучения на уроках русского языка.

В статье рассматриваются основные принципы здоровьесберегающего обучения, применяемые на уроках в школе VII вида для обучающихся с задержкой психического развития....

Реализация принципа креативности в процессе подготовки и проведения урока немецкого языка в 11 классе

В данном материале я хотела бы показать свою методику преподавания на отдельных уроках немецкого язык  в изучении творчества Р.М.Рильке....

Реализация принципа креативности в процессе подготовки и проведения урока немецкого языка в 11 классе.

В учебнике немецкого языка для 11 классов  дается несколько уроков для изучения произведений М.Рильке,  но подросткам турдно дается изучение данного материала,  с целью улучшения понима...

Реализация принципа метапредметности в процессе обучения иностранному языку.

Как сделать так чтобы, все, что наполняет голову ученика, имело смысл, четкую форму, структуру, да еще и осознавалось не как мертвое знание ради знания, а как то, что точно нужно ему для жизни!? ...

«Реализация принципа метапредметности в процессе обучения иностранному языку».

Выступление в рамках метапредметной недели по английскому языку...

Статья "Реализация принципов здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка и литературы"

В статье рассказывается о том, как я реализую здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка, литературы и во внеурочной деятельности по предмету....

Обобщение опыта работы по теме "Реализация принципа метапредметности в процессе обучения английскому языку"

Данная работа представляет собой теоретические и практические рекомендации для учителя по применению принципа метапредметности  при обучении иностранному языку....