Из опыта работы над сочинением по русскому языку (ЕГЭ, 27 задание) с помощью макета.
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (10, 11 класс)

Соловьёва Ирина Касимовна

Предлагаю один из возможных вариантов работы над сочинением  по русскому языку (27 задание ЕГЭ).  В своей работе столкнулась с ситуацией, когда ученики при написании работы не выдерживают последовательность обязательных частей или вообще забывают о необходимости некоторых из них.  Постепенно мы пришли к макету сочинения, где по мере знакомства с текстом должны быть заполнены все поля. Так ученики более наглядно представляют, что у них получилось, а что требует доработки. Сочинения стали более стройными, логичными, последовательными.

Скачать:


Предварительный просмотр:

         Предлагаю один из возможных вариантов работы над сочинением  по русскому языку (27 задание ЕГЭ).  В своей работе столкнулась с ситуацией, когда ученики при написании работы не выдерживают последовательность обязательных частей или вообще забывают о необходимости некоторых из них.  Постепенно мы пришли к макету сочинения, где по мере знакомства с текстом должны быть заполнены все поля. Так ученики более наглядно представляют, что у них получилось, а что требует доработки. Сочинения стали более стройными, логичными, последовательными.

 

Макет для написания сочинения на ЕГЭ по русскому языку (задание 27)

Вступление

Проблема (вопрос)

Комментарий (на каких примерах, как автор рассматривает проблему)

Связка, обоснование связи примеров

1 пример из текста+пояснение

2 пример из текста + пояснение

Позиция автора (что хотел сказать автор, ответ на вопрос)

Отношение к позиции автора + обоснование (аргументы, доказательства)

Вывод

Предлагаю также пример заполнения этого макета по тексту Л. Ф. Воронковой, который был на реальном экзамене несколько лет назад. Сам текст привожу для тех, кто с ним не знаком.

Второй час ожидания подходил к концу, когда Женя наконец вошла в кабинет отца, где Савелий Петрович, озабоченный и нахмуренный, читал какое-то заявление. — Что надо? — резко спросил он, не поднимая глаз. Женя, удивлённая его тоном, не сразу ответила. — Это я, папа! — с достоинством сказала Женя. — Я должна поговорить с тобой. Вчера, на празднике, ты говорил, что молодёжь не должна уезжать из совхоза, что мы главная сила, без которой трудно будет строить новое, развивать то, что уже сделано. Я тоже, как все наши ребята, решила остаться, а в вуз поступать можно и на заочный. Вот пришла посоветоваться: если я останусь в совхозе, то как, по-твоему, за какую работу мне взяться? Может, вместе с Руфой на утиную ферму? Савелий Петрович выпил воды. — Хорошо, поговорим спокойно. Ты запомнила мою речь — и напрасно: я не для тебя произносил мою речь, не для тебя! А для них, пойми ты это, ты же взрослая и должна понимать. Мне — директору, хозяину — нужно, чтобы молодёжь осталась в совхозе, ведь это — сила нашего хозяйства, его молодая кровь, молодая мысль, это — его будущее. Я обязан думать о будущем моего хозяйства, если даже меня самого здесь не будет. — Так почему же я... — Потому. Садись и слушай. И не вскакивай, когда с тобой разговаривают. Женя послушно села, не сводя с отца широко открытых, почти испуганных глаз. — Слушай, Женя, — мягко и задушевно сказал Савелий Петровичей голос его стал бархатным, — поверь мне, я знаю, что такое труд в сельском хозяйстве, почём фунт лиха. Я знаю, что такое -холод, промокшие ноги, непогода — когда надо убирать хлеб, засуха — когда нужен дождь. Знаю, что такое нехватка рабочей силы, когда на огороды наступают полчища сорняков или вредителей, когда хлеб и лён остаются неубранными в поле. Сельское хозяйство подвержено всяким капризам и неожиданностям природы, стихиям, с которыми мы пока ещё не умеем справляться. Вот засеял ты поле, выходил колос тяжёлый, чуть не до земли клонится... Думаешь — урожай будь здоров! И вдруг туча, град — и за десять минут всё, что взлелеял, пропало: одна изломанная, вбитая в грязь солома... — Так если все решили остаться... — По-до-жди! — Савелий Петрович хлопнул по столу рукой. — Возьмём другие отрасли. Ферма, утки, романтика! На словах. На бумаге. А на деле — вечно в грязи, вечно с мокрыми, красными руками, вечно в сапогах с налипшей глиной. И так всю жизнь! Вот и вся романтика! 3ачем тебе эти утки? Ты поступишь в институт, получишь настоящее образование, будешь учительницей, а потом директором школы... Подумай ещё! Женя сидела бледная, с неподвижным, словно застывшим взглядом, а Савелий Петрович схватил портфель и стремительно вышел из кабинета. Женя не успела шагнуть на крыльцо, как его машина фыркнула газом и рывком сорвалась с места. Женя вышла на улицу, ошеломлённая тем, что услышала. 3елёный мир совхозной улицы, цветущих палисадников, мохнатой ромашки у кромки жёлтой от зачерствевшей глины дороги принял её в свою тишину. Но Женя шла и не видела ничего: ни алых костров мальвы, ни цветущих лип над крышами, ни подёрнутых синевой дальних лесистых косогоров... Чувство неслыханного разочарования оглушило её, как удар. И это разговаривал с ней отец, которого она так безгранично уважала. Он разговаривал с ней сейчас, как самый последний мещанин! Пускай всё делают они: Руфа, Ваня, Юрка, Вера Грамова — все, кто угодно, но не она, потому что она директорская дочка Женя Каштанова! Женя не заметила, как взбежала на бугор, как спустилась к озеру. И здесь, у тихой, стеклянно-голубой воды, легла в высокую траву. За все её восемнадцать лет была ли когда-нибудь минута, чтобы она в чём-нибудь не поверила отцу? И здесь, у тихой воды, она вдруг поняла, что отец сказал ей правду, что он, как отец, действительно хочет для неё лучшей доли, чем совхозная жизнь утятницы! Но он дал право выбора именно ей, не запретил, не настоял на своей воле, а сказал думать ещё! И это осознание принесло ей облегчение, а решение остаться всё крепло в её сознании... (По Л. Ф. Воронковой*) Любовь Фёдоровна Воронкова (1906-1976) — советская писательница, автор многих детских книг и цикла исторических повестей для детей.

Вступление

Выбор жизненного пути – дело непростое. Учитывать надо много факторов. Как не запутаться? Как принять правильное решение?

Проблема (вопрос)

Какую роль в выборе жизненного пути для своих детей должны сыграть родители? Стоит ли им вмешиваться в решение этого вопроса? Имеют ли право родители настаивать на своём решении в определении  их детьми жизненного пути?

Комментарий (на каких примерах, как автор рассматривает проблему)

Связка, обоснование связи примеров

Сложную проблему выбора жизненного пути выпускниками школы важно рассмотреть с двух позиций: со стороны молодёжи и со стороны их родителей, старшего поколения. В данном случае отец ещё и директор совхоза, и это осложняет ситуацию.

1 пример из текста+пояснение

Савелий Петрович агитирует молодёжь остаться в совхозе, но произносит эту речь не для своей дочери, перспективы которой видит в учительском труде. Ему сложно говорить с дочерью, потому что в нём борются две личности: директор совхоза и отец. Их позиции противоречат друг другу. (добавить цитаты из текста)

2 пример из текста + пояснение

Женя, пожалуй, впервые увидела отца в роли директора.  Его слова ошеломляют. Но, оставшись одна со своими мыслями и чувствами, Женя понимает главное: отец дал ей право выбора.  Она теперь отчётливо видит свои перспективы, может и должна сама определить свой путь. (добавить цитаты из текста)

Позиция автора (что хотел сказать автор, ответ на вопрос)

Важно показать детям перспективы, которые их ожидают в случае принятия того или иного решения, но очень важно предоставить взрослым детям право выбора своего жизненного пути.

Отношение к позиции автора + обоснование (аргументы, доказательства)

Действительно, 16-18-летние дети не всегда могут чётко определиться с выбором учебного заведения. Автор показывает, как родители могут помочь в этом вопросе.

Очень важно, чтобы родители не решали за детей, но делились жизненным опытом, которого у молодых пока мало. Но дети должны жить свою жизнь, а не реализовывать мечты старших, поэтому и выбор должны делать сами, брать ответственность за свою жизнь на себя.

Вывод

Мне тоже предстоит сделать свой выбор дальнейшего жизненного пути. Это действительно сложно, потому что у меня небогатый опыт. Но я буду прислушиваться к мнению родителей, советом учителей и старших товарищей. Я должен научиться сам принимать решения за свою жизнь, только так я стану взрослым и самостоятельным человеком.

Важно проговорить и порядок заполнения этого макета. Проще всего бывает выявить позицию автора, поэтому начать работу можно именно с этого пункта. Когда по сути есть ответ на вопрос, что хотел сказать автор, можно переформулировать ответ в вопрос и таким образом сформулировать проблему. Далее задаёмся вопросом, как автор отвечает на этот вопрос, какие примеры он приводит. Подбираем примеры из текста, которые должны быть связаны логически, не забываем их комментировать и указывать связь между ними. Дальше выражаем отношение к позиции автора, приходим к выводу и не забываем написать красивое вступление. Таким образом паззл складывается, черновик в основном готов, можно приступить к созданию полноценного текста, который будет отвечать всем требованиям.

        Из своего опыта скажу, что такая модель работы над сочинением помогла моим ученикам разобраться в структуре работы, сочинения стали получаться логичными, ребята стали получать удовольствие от работы и даже слабые ученики получили проходные баллы за счёт сочинения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность в формировании и развитии творческих способностей и речевой культуры школьников. ( Из опыта работы Зимфиры Переведенцевой , учителя русского языка и литературы)

Одним из направлений реформы общеобразовательной школы является переход от традиционных к развивающим гуманитарным образовательным технологиямОсобую актуальность приобретают методы деятельностной орга...

Из опыта работы "Мотивация на уроках русского языка"

Презентация содержит материал из опыта работы. В ней обозначены основные приёмы создания мотивации. Презентация сопровождается фотографиями....

Из опыта работы методического объединения учителей русского языка и литературы, английского языка и истории КГУ «Коржинкольская СШ» ОО акимата Федоровского района январь 2013 года.

Из опыта работы методического объединения учителей русского языка и литературы, английского языка и истории КГУ «Коржинкольская СШ» ОО акимата Федоровского района январь 2013 года....

Из опыта работы по выявлению интересов, возможностей, потребностей учащихся при изучении русского языка и литературы с помощью ИКТ

Из опыта работы по выявлению интересов, возможностей, потребностей учащихся при изучении русского языка и литературы с помощью ИКТ учителя МКОУ Брединской СОШ №2 Матушкиной Татьяны Ивановны...

Методическая разработка "Макет и схема сочинения по русскому языку в формате ЕГЭ"

В материале представлен макет экзаменационного сочинения по русскому языку, который облегчает запоминание структуры сочинения, помогает организовать мысли в ходе творческой работы, а также логически п...