Урок по русскому языку на тему: Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными.
методическая разработка по русскому языку (9 класс)

Умарова Испаният Сайпутдиновна

 Разработка открытого урока по русскому языку на тему: Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными.Проведён в 9 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ssp.docx20.45 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка открытого урока по русскому языку, проведенного в 9 «а» классе на тему:

«Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными.

Тема: Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными.

Учитель: Испаният Сайпутдиновна Умарова

Класс:  9 «а»

Цель:

Обучающие: обобщить знания учащихся по теме «Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными; сформировать умения;

- находить придаточные определительные в составе сложноподчиненных предложений;

-производить их синтаксическую замену там, где это возможно;

- правильно употреблять в речи эти предложения;

- грамотно расставлять знаки препинания;

-составлять схемы сложноподчиненных предложений с придаточными определительными;

- воспитывать внимание, пунктуационную зоркость;

- подготовить учащихся к сдаче ОГЭ.

 Развивающие:

- развивать интерес к поэзии  - помочь вызвать зрительные образы при чтении текстов, понять настроения, чувства поэтов;

Воспитывающие:

- воспитывать положительное отношение к изучению русского языка;

- воспитывать толерантное и уважительное отношение к мнению других людей в условиях    работы в группах;

– воспитывать любовь к Родине через прикосновение к прекрасному.

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, таблица, карточки

Тип урока: обобщающий.

                                              План урока:

I.        Организационный момент (2 мин)

II.        Проверка домашнего задания

III.        Работа по теме урока

1.        Работа по карточкам

2.         Фронтальный опрос  (3 мин)

3.        Лингвистическая разминка ( 3 мин)

IV.        Актуализация знаний

1.        Орфографический анализ ( 5 мин)

2.        Синтаксический анализ ( 3 мин)

3.        Пунктуационный анализ (2 мин)

4.        Анализ предложений( 5 мин)

5.        Работа со стихотворением ( 4 мин)

6.         Работа по учебнику ( 5 мин)

7.        Просмотр видеоролика «Музей-усадьба Тригорское» (5 мин)

8.        Работа с языковым материалом ( 2 мин)

          V. Закрепление изученного материала ( 2 мин)

  VI.  Подведение итогов урока ( 2 мин)

        VII.  Домашнее задание ( 1 мин)

        VIII. Рефлексия.(1 мин)

                                                Ход урока

I. Организационный момент

Учитель: Здравствуйте, ребята! Садитесь. Сегодняшний наш урок мы начнём со слов великого русского писателя Л.Н.Толстого:

Эпиграфом к уроку Слайд №1

«Русский язык –это прежде всего

Пушкин – нерушимый причал русского языка»

-Как вы думаете,  почему так сказал писатель? ( Ответы учащихся)

-А какое время года больше всего любил А.С.Пушкин? (Ответы учащихся)

Учитель: Времена года – неизменная тема в творчестве многих русских поэтов, художников и композиторов. Осень занимает особое место в силу своей загадочности и тайны. С одной стороны – величие, великолепие природы, буйство красок. С другой – печаль, пронизывающая сердце тоска.

Тема осени – это вечная тема поэзии, когда сердце природы и сердце человека сливаются. Описание осени позволяет мастерам слова выразить самое сокровенное.

 II.Работа по теме урока.

--Сегодня мы попытаемся, погружаясь в тайны осени, в мир поэзии, обобщить и систематизировать знания по теме «Сложноподчиненные предложения (СПП) с придаточными определительными»

1. Работа по карточкам .

Карточка №1(устно) Слайд №2

Дни поздней осени бранят обыкновенно,

Но мне она мила, читатель дорогой…(А.С.Пушкин)

Карточка № 2  Произвести синтаксический разбор предложения (Двое работают у доски, пока остальные отвечают на вопросы )

Вновь я посетил тот уголок земли, где я провел изгнанником два года незаметных (А. Пушкин).

Карточка №3

Человек, вооружённый знанием, непобедим. (М.Горький)

2. Фронтальный опрос Слайд №3

-Какое предложение называется сложным?

-На какие виды делятся сложные предложения?

-Какое предложение называется сложносочиненным?

-Какое предложение называется сложноподчиненным?

-Какова роль указательных слов в сложноподчиненном предложении?

-Как отличить союзы что, как, когда … от союзных слов?

3. Лингвистическая разминка

Учащиеся у доски определяют структуру предложений и вид придаточных: (По роману А. Пушкина «Евгений Онегин»).

1.Мы лучше поспешим на бал, куда стремглав в ямской карете мой Онегин поскакал Слайд №4

2.Онегин поспешил к театру, Слайд №5

Где каждый, вольностью дыша,

Готов охлопать entrechat…

3.Пора покинуть скучный брег… Слайд №6

Вздыхать о сумрачной России,

Где я страдал, где я любил,

Где сердце я похоронил…

4.Изображу ль в картине верной Слайд №7

Уединенный кабинет,

Где мод воспитанник примерный

Одет, раздет и вновь одет?

Орфографический анализ (Задание №5 ОГЭ) Слайд №8

-Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.

1) ОБНАРУЖЬТЕ – в форме повелительного наклонения глагола после шипящего пишется буква Ь.

2) БЕСШУМНЫЙ – на конце приставки перед звонким согласным пишется буква С.

3) КАСАТЕЛЬНАЯ (линия) – написание безударной чередующейся гласной в корне зависит от ударения.

4) НЕ СДЕЛАНА (работа) – частица НЕ с деепричастием пишется раздельно.

5) ПОСЕЯННЫЕ (семена) – в полном страдательном причастии прошедшего времени пишется НН.

4. Синтаксический анализ (Задание № 2 ОГЭ) Слайд №9

5) Предложение 5 сложноподчиненное  с придаточным определительным.

А содержащиеся в пище витамины и минералы, которые помогают иммунной системе бороться с инфекциями, составляют основу нашего здоровья.

Комментарий. На доске записывается предложение, объясняются орфограммы и знаки препинания.

Ученики характеризуют данное предложение.

5.Пунктуационный анализ (Задание №3 ОГЭ) Слайд №10

-Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять кавычки.

Пушкин, сосланный в (1) Михайловское (2) , много читал.( 3) Книг, ради бога, книг! (4) – просит он в письме к брату. Главы (5) Евгения Онегина (6) ,трагедия (7) Борис Годунов (8) , несколько десятков лирических стихотворений - таков далеко не полный список, созданный им в течение двух лет ссылки.

6. Слово учителя. Слайд №11

-В предложениях глагол придаточной части можно заменить причастием. Причастный оборот употребляется, главным образом, в книжной речи, придаточные определительные – в разговорной. Известно, что А.С.Пушкин говорил об этом: «Причастия обыкновенно избегаются в разговоре. Мы не говорим: «Карета, скачущая по мосту, слуга, метущий комнату». Мы говорим: которая скачет, который метет и пр., – заменяя краткость причастия вялым оборотом».  Но нам никуда не деться от законов разговорной речи.

Анализ предложений Слайд №12

1) Я пошёл по аллее, скользя по еловым иглам, которые на вершок покрывали землю. (А.П.Чехов)

А теперь обратная связь.

-Замените причастный оборот придаточным определительным.

2) Солнце освещало вершины лип, уже пожелтевших под свежим дыханием осени. (М.Ю.Лермонтов)

Комментарий. Сравните  предложения и ответьте на поставленные вопросы:

- сравните  предложения;

- выделите основы;

- объясните знаки препинания;

- составьте схемы предложений;

- определите, какой частью речи является слово «которые».

Вывод. Эти предложения – грамматические синонимы, которые отличаются оттенками: глагол усиливает действие, а причастный оборот подчеркивает признак предмета.

7. Работа со стихотворением. (Групповая работа)

Чтение наизусть стихотворения А.С.Есенина «Дорогая, сядем рядом…» Слайд №13

 Анализ предложения из стихотворения.

Ученик:

Я хотел, чтоб сердце глуше

Вспоминало сад и лето,

Где под музыку лягушек

Я растил себя поэтом.

- Какие средства художественной выразительности использовал автор  в данном отрывке?

6.Работа по учебнику. Слайд №14

Упр.№ 108.

8.Просмотр видеоролика «Музей-усадьба в Тригорском». Слайд №15

Учитель: А сейчас, ребята, мы с вами совершим виртуальную экскурсию по пушкинским местам.Перенесёмся в этот прекрасный уголок нашей необъятной Родины под звуки «Времён года. Октябрь» П.И.Чайковского и попробуем проникнуть любовью к природе, которая дарит нам незабываемые минуты наслаждения прекрасным.

Комментарий: Никакое другое время года не представлено так широко и ярко в пушкинском творчестве, как осень. Он не раз повторял, что осень – его любимое время года. Осенью он лучше всего и больше всего писал, на него находило «вдохновенье», особое состояние. С каким восторгом и наслаждением А.С.Пушкин писал об «унылой поре». Поэт всегда особо выделял и всячески подчеркивал свою любовь именно к этому времени года – осени. Большинство стихотворений, посвященных временам года, написано об осени.

9. Работа с языковым материалом (Групповая работа). Слайд №16

- Соедините части сложных предложений, укажите СПП с придаточным определительным.

 1) Скучен день до вечера,

2)У человека должны быть любимые произведения.

3) Чтобы получить хорошую профессию,

4) Как птица создана для полета.

А) надо прилежно учиться

Б) коли делать нечего

В) так человек для счастья

Г) к которым он обращается неоднократно.

Ответ:1-б, 2- г, 3 – а, 4-в

IV. Закрепление изученного материала

Ответы на вопросы. Слайд №17

-На какой вопрос отвечают придаточные определительные? (какой)

-Можно ли начать предложение с придаточного определительного? (Нет)

-Назовите средства связи придаточного определительного с главной частью. (Союзные слова: «который», «что», «куда», «где», и др.)

- К чему относятся придаточные определительные? (К члену главного предложения, выраженному существительным или словом, употребленным в значении существительного)

V.Подведение итогов урока Слайд №18

- Составьте сложноподчиненное предложение по картине, употребляя слова : найти который в нашей человека, бы не стране и не трудно любил свою знал Родину.

Комментарий. На экране картина с изображением природы родного края

Ответ: Трудно найти в нашей стране человека, который бы не знал и не любил свою Родину. Слайд №19

Учитель: Я очень хочу, чтобы и вы любили место, где родились и выросли, свой родной край. Мы должны научиться быть благодарным  природе за  красоту, которую  она нам дарит.

VI.Домашнее задание Упр.116. Слайд №20

VII.Рефлексия .Учащиеся выбирают и ставят смайлик в конверт. Слайд №21                                  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 9классе "Сложноподчиненые предложения с придаточными определительными" Малина Е В

Развернутый план-конспект урока русского языка в 9 классе с применением требований по новым ФГОС и использованием дальтон-технологии....

Разработка урока по русскому языку 9 класс Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными. (обобщающее повторение).

В данной разработке приводятся различные типы заданий: вопросы по теории, словарные работы, тесты, творческие задания, лингвистические задания, лингвистические игры с учетом возрастных особеннос...

Открытый урок по русскому языку на тему « Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными"

Открытый урок по русскому языку на тему "Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными"  позволит познакомить учащихся с новым видом придаточных предложений, сформировать у них...

Разработка урока по русскому языку 9 класс Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными. (обобщающее повторение).

В данной разработке приводятся различные типы заданий: вопросы по теории, словарные работы, тесты, творческие задания, лингвистические задания, лингвистические игры с учетом возрастных особенностей де...

Конспект урока в 9 классе на тему: "Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными"

Тема урока: «Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными»Цели урока:1.Обучающая цель: знакомство с придаточными определительными; умение находить придаточные определительные в состав...

Конспект урока по русскому языку по теме "Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными".

Урок разработан для учащихся 9 класса с использованием современных образовательных технологий: проблемно-диалогических, информационно-коммуникационных, здоровьесберегающих. Учебник  Русский язык:...

Урок обобщения изученного материала по теме «Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными и придаточными изъяснительными. Роль этих синтаксических конструкций в речи»

Урок обобщения изученного материала по теме «Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными и придаточными изъяснительными. Роль этих синтаксических конструкций в речи»...