Урок обобщения изученного материала по теме «Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными и придаточными изъяснительными. Роль этих синтаксических конструкций в речи»
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) на тему

Урок обобщения изученного материала по теме «Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными и придаточными изъяснительными. Роль этих синтаксических конструкций в речи»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок обобщения изученного материала по теме

«Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными и придаточными изъяснительными. Роль этих синтаксических конструкций в речи»

Цель: углубить знания о СПП с придаточными определительными и изъяснительными,

дать понятие о местоименно-определительных придаточных, совершенствовать пунктуационные навыки в данных синтаксических  конструкциях; уметь употреблять СПП в речи; воспитывать интерес к предмету, использую межпредметные связи; формировать навыки речевой культуры.

Знать: структуру СПП с придаточными определительными и изъяснительными

Уметь: находить в тексте СПП с придаточными определительными и  изъяснительными;

правильно расставлять пунктограммы; уместно использовать СПП в речи

Ход урока

I  Организационный момент.

Учитель объявляет тему урока, учащиеся записывают число, тему в тетради.

На доске: Поэзия Пушкина – неисчерпаемый источник, который, как в сказке, поит «живой водой» всех, кто прикасается к нему.

        - Сегодня у нас в гостях А.С.Пушкин со своим творчеством.

        - Назовите структуру этого предложения (это СПП с придаточным

   определительным)

- Какую задачу мы будем решать сегодня на уроке?

- Строение СПП

- Роль СПП

Наша цель: углубить знания по теме СПП с придаточными определительными и изъяснительными. Сегодня на уроке мы должны научиться выделять СПП, определять вид придаточного предложения, расставлять пунктограммы в СПП, правильно и уместно использовать СПП в речи.

        II Актуализация опорных знаний

1. Итак, начнем с теоретической разминки «Задай вопрос другу».

                1) Что называется СПП? – всем, приведите примеры

                2) Какие группы по значению ты знаешь?

                3) Чем связываются придаточные предложения с главными?

                4) Как отличить союзное слово от союза?

                5) Как определить СПП с придаточным определительным?

2. Ребята, помимо СПП с придаточными определительными в русском языке есть местоименно-определительный тип придаточных предложений.

1) Откройте учебник на стр. 15, 4 абзац. Самостоятельно прочитайте (смысловое чтение)

2) Чем отличается СПП с придаточным определительным от СПП  с местоименно-

определительным типом придаточных (в случае затруднения вам поможет раздаточный материал)

3. Давайте обратимся к предложению на доске (закрепление).

        1) Запишем его, прочитайте предложение.

        2) Определите вид придаточных предложений, дайте характеристику, определите

вид придаточных

Структура СПП с придаточным определительным и местоименно-определительным. (характеристика)

3) Докажите, что есть местоименно-определительный тип придаточных –

начертить схему на доске.

4) Что в записанном требует объяснения?

- Орфограммы

-Пунктограммы

III Закрепление

1. Работа с текстом. У вас на партах лежит текст «Из жизни А.С.Пушкина».

Задание:

        1) внимательно прочитайте текст молча.

        2) прочитайте выразительно вслух

        3) Ответьте на вопросы:

        - Какова тема?

        - Основная мысль, для чего написан этот текст?

        - Докажите принадлежность к стилю (памятки вам помогут)

(Текст написан в публицистическом стиле, так как по жанру это статья, автор выражает свои чувства, мысли по поводу жизни Пушкина)

Работа в группах

1-й ряд. Найти придаточные определительные предложения. Докажите.

2-й ряд. Найти придаточные местоименно-определительные. Докажите.

3-й ряд. Придаточные изъяснительные. Докажите.

Индивидуально

У доски. Синтаксический разбор 1-го предложения; составление характеристики и схемы.

Вопрос. Какие орфограммы требуют объяснения?

Какова роль СПП в этом тексте? – Наиболее полно помогает выразить мысли о жизни Пушкина.

2. Работа с учебником. Стр. 17 Упр.20 (Учебник Сапожникова Э.М.)

Работа в парах. Конструирование предложений. Задание: перестроить простые предложения СПП с придаточными изъяснительными и придаточными определительными.

Творческое задание. СПП с придаточным местоименно-определительным типом составить о Пушкине по теме нашего урока и запишите их в тетрадь.

3. Тестирование

Задание: определите вид придаточных предложений. Тест прилагается.

4. Показ проекта.

В процессе изучения СПП группа ребят заинтересовались проблемой «Какова роль СПП в

литературе?». Ребята познакомят нас с результатом исследований.

Творческая группа представляет проект «Использование СПП в 1-й главе романа А.С.Пушкина  «Евгений Онегин».

5. Творческая работа. Мини-сочинение.

Задание: используя СПП продолжите строки об А.С.Пушкине.

- Когда читаешь Пушкина, …

Зачитывается 3-4 стихотворения

Вывод: красивые тексты составили…

Сделать это вам помогли СПП, благодаря которым мы можем наиболее полно, красиво, образно выразить наши мысли.

IV Домашнее задание.

Выписать из произведения А.С.Пушкина 5 СПП с придаточными обстоятельственными, составить схемы, дать характеристики.

Индивидуально: упр. 47 (списать, расставить и объяснить пунктограммы)

V. Итог урока. Метод «Свободный микрофон»

Включите воображаемый микрофон, ответьте на вопросы:

        1. Что нового узнали сегодня на уроке?

        2. Что понравилось?

        3. Над чем хотели бы еще поработать?

Вы сегодня усердно поработали, показали хорошие знания. При написании творческих работ старались уместно использовать СПП, грамотно их строить. Спасибо за урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку в 11 классе по теме "Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными и определительными. Повторение"

Презентация к уроку по теме "Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными и определительными. Повторение" позволит закрепить знания учащихся по данной теме, а также подготовиться к сда...

Презентация к уроку русского языка 9 класс по теме "Сложноподчиненное предложение с придаточным определительным".

Презентация к уроку русского языка 9 класс по теме "Сложноподчиненное предложение с придаточным определительным"....

Повторение и обобщение по теме «Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными» в 9 классе.

Разработка урока по теме: Повторение и обобщение по теме «Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными» в 9 классе, используя приемы Сингапурской методики...

Открытый урок по теме: "Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными"

Цели црока: формирование умений:- находить придаточные определительные в составе сложноподчиненного предложения;-  производить их синонимическую замену там, где это необходимо и возможно;- п...

Конспект урока в 9 классе на тему: "Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными"

Тема урока: «Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными»Цели урока:1.Обучающая цель: знакомство с придаточными определительными; умение находить придаточные определительные в состав...

презентация к уроку по теме: "Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными"

Урок по теме: "Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными"...

Урок по русскому языку на тему: Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными.

Разработка открытого урока по русскому языку на тему: Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными.Проведён в 9 классе....